Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Краткий словарь основных понятий и терминов по Философии - файл 1.doc


Краткий словарь основных понятий и терминов по Философии
скачать (114.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc115kb.19.11.2011 08:48скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
АБЕРРАЦИЯ - (лат. aberratio уклонение), отклонение от нормы.

АБСОЛЮТ - (от лат. absolutus - безусловный - неограниченный) - безусловное, совершенное начало бытия, свободное от каких-либо отношений и условий (бог, Абсолютная личность - в теизме. Единое - в неоплатонизме и т. п.). Вечная, неизменная первооснова всего существующего (дух. идея, божество).

АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ - в философской системе Гегеля - заключительное звено развития духа, реализующее самосознание абсолютной идеи. Пройдя этапы субьективного духа и объективного духа, дух восходит к абсолютному знанию.

АБСТРАКТНОЕ - в диалектической традиции понимается в широком смысле как «бедность», односторонность знания. Связывалось Гегелем с рассудочностью мышления.

АГНОСТИЦИЗМ - философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности.

АКСИОЛОГИЯ - философское учение о природе ценностей, их месте в реальности, о структуре ценностей мира (то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами) и о структуре личности.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ-двойственность, противоречивость чувств, эмоций, испытываемых человеком к одному и тому же объекту.

АНТАГОНИЗМ - одна из форм противоречий, характеризующаяся острой непримиримой борьбой враждующих сил, тенденций.

АНТИНОМИЯ - противоречие между двумя суждениями, каждое из которых считается в равной степени обоснованным и. как правило, логически выводимым в рамках некоторой концептуальной системы (теории).

^ АНТРОПОЛОГИЯ (ФИЛОСОФСКАЯ) - учение о человеке, его сущности и природе.

АНТРОПОСОФЫ - последователи антропософии - религиозно-оккультного учения о человеке, созданного в начале XX века в России Штейнером и его адептами.

АПОКАТАСТАС - возвращение вещей в своем былом обличий и состоянии.

АПОФАГПИЧВСКИЙ - относящийся к апофатическому богословию, которое базируется на отрицательных утверждениях о Боге, как не имеющем атрибутов, не подлежащем определению, поскольку Он находится вне бытия и качественности.

АППЕРЦЕПЦИЯ - результат жизненного опыта индивида, обеспечивающий выделение гипотез об особенностях воспринимаемого объекта, ею осмысленное восприятие.

АПРИОРНЫЙ - не опирающийся на знание фактов, чисто умозрительный. Априорное утверждение

АРХЕТИП - беспрецедентная, бессознательная, предшествующая форма, которая, судя по всему, представляет собой часть наследуемой структуры психэ (души), и вследствие этого способна спонтанно проявлять себя везде и в любое время.

АСКЕТИЗМ - термин, обозначающий признание и исполнение - аскезу - предписаний, имеющих целью достижение духовно-нравственного совершенства при помощи подавления телесно-чувственных влечений и желаний и сосредоточенности человека исключительно только на жизни духа. Эти предписания включают в себя существование в бедности, половое воздержание, терпение, отрешенность от суеты мира и т.п.

АТЕИЗМ - исторически разнообразные формы отрицания, опровержения религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека.

АУТЕНТИЧНЫЙ - подлинный, исходящий из первоисточника.

БЕССМЕРТИЕ - существование личности или души после смерти; в более широком смысле - слияние души с Богом или с «мировым духом»; и, наконец, существование личности в сознании потомков.

^ БЫТИЕ - философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - совокупность психических процессов, не представленных в сознании субьекта. В ряде психологических теорий - особая сфера психического, качественно отличная от сознания. В «философии бессознательного» Э. Гартмана Бессознательное - универсальная основа бытия.

БЛАГО - то, что заключает в себе определенный положительный смысл. «Высшее Благо» (термин введен Аристотелем, лат. summum bonum) - то, в зависимости от чего в философских учениях определялась соотносительная ценность всех других благ: блаженство, «эвдемония» в древнегреческой этике, Единое - у Платона и в неоплатонизме, бог в средневековой схоластике. С кон. 19 в. понятие Благо вытесняется понятием ценности. В более узком смысле Благо в этике - синоним добра.

БОГОИСКАТЕЛЬСТВО - религиозно-философское течение в среде русской либеральной интеллигенции. Возникло в атмосфере назревавших в предреволюционный период общественных перемен и получило широкое распространение после поражения революции 1905-1907 гг. Предлагалось перестроить современные формы гражданского быта и человеческого существования на основе обновленного христианства. (Представители: Бердяев Н.А, Булгаков С.Н., Мережковский Д.С., Гиппиус З.Н., Минский Н.) Бытие - философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно. Несводимое лишь к материально-предметному миру, Бытие обладает различными уровнями: органическая и неорганическая природа, биосфера, общественное Бытие, объективно-идеальное Бытие (ценности культуры, общезначимые принципы и категории научного знания и др.), Бытие личности. Вера - принятие чего - либо за истину, не нуждающееся в необходимом полном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума и, следовательно, не могущее претендовать на объективную значимость.

ВЕРИФИКАЦИЯ - в обычном словоупотреблении - доказательство, подтверждение истинности какого-либо положения; в логике и методологии науки: процесс установления истинности научных утверждений эмпирическими методами проверки.

ВЕЩЬ В СЕБЕ - философское понятие, означающее вещи, как они существуют сами по себе («в себе), в отличие от того, как они являются «для нас» в познании; одно из центральных понятий «Критики чистого разума» И. Канта.

ВЛАСТЬ - в общем смысле, способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства - авторитета, права, насилия.

ВОЛЯ - стремление и способность осуществлять свои желания, достигать поставленных целей; либо власть, возможность распоряжаться. В метафизике и оккультной философии. Воля есть то, что руководит проявленными вселенными в вечности, Воля есть единый и единственный принцип абстрактного вечного Движения, или его воодушевляющая сущность. «Вопя есть первая из всех сил», говорит Ван Гельмонт, «... Воля есть атрибут всех духовных существ и выражает себя в них тем экгивнее, чем больше они освободились от материи.»

ГЕРМЕНЕВТИКА - (от греч. hemieneutikos - разъясняющий - истолковывающий), искусство толкования текстов (классической древности, Библии и т. п.). учение о принципах их интерпретации; экзегетика. В идущих от В. Дильтея философских течениях кон. 19-20 вв. - учение о «понимании» (целостном душевно-духовном переживании) как методологической основе гуманитарных наук (в отличие от «объяснения» в естественных науках).

^ ГЕРОИЗМ, ГЕРОИЧЕСКОЕ - совершение выдающихся по своему общественному значению действий, отвечающих интересам народных масс, передовых слоев населения и требующих от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию. С древних времен люди отказывали в героизме тем необыкновенным и ярким действиям, которые не отвечали интересам народа, общественным идеалам.

ГНОСЕОЛОГИЯ - раздел философии, учение о познании, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания (ощущений, представлений, понятий) к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.

ГНОСТИЦИЗМ - (от греч. gnostikos - знающий) - философское учение, признающее возможность познания объективного мира и его закономерностей; религиозное дуалистическое учение поздней античности (1-5 вв.), воспринявшее некоторые моменты христианского вероучения (т. н. иудеохристиэнекий Гностицизм), популярной греческой философии и восточных религий. Гностицизм строго эзотеричен; притязал на «истинное» знание о боге и конечных тайнах мироздания.

ГИЛОЗОИЗМ (от греч. hule - материя, вещество и zoe - жизнь) - философское воззрение, согласно которому всей материи присуще свойство живого, и прежде всего чувствительность, способность к ощущению, восприятию.

ГОСУДАРСТВО - основной институт полип ической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его экономических и социальных структур, подавление социальны) противников. Обладав монополией на принуждение в рамках определенной территории, правом на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, исключительным правом издания законов и правил, обязательных для всегс населения, правом взимания налогов и сборов.

^ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - необходимый и рациональный способ социальной жизни, основанный на праве и демократии; (общественное устройство, при котором человеку гарантируется свободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаются права человека, обеспечивается идеологический плюрализм. Гражданское общество контролирует государство, которое служит обществу;

мир интересов, отношений и институтов, призванный предотвращать такие формы государственной организации, при которой внутренние интересы членов общества подменяются интересами государственного аппарата.

ГУМАНИЗМ - исторически изменяющаяся система воззрения, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление сьоих.слособностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений между людьми.

ДВИЖЕНИЕ - способ существования материи, в самом общем виде - изменение вообще, всякое взаимодействие обьектов. Движение выступает как единство изменчивости и устойчивости, прерывности и непрерывности, абсолютною и относительного.

ДЕДУКЦИЯ - (от лат. deductio - выведение) - вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования. Началом (посылками) дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений («общее»), а концом - следствия из посылок, теоремы («частное»). Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия. Дедукция - основное средство доказательства.

ДЕИЗМ - религиозно-философское воззрение, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий.

ДЕТЕРМИНИЗМ - философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира.

ДЕФИНИЦИЯ - определение.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - способ воспроизводства социальных процессов, самореализации человека, его связей с ошужающим миром.

ДИАЛЕКТИКА - учение о наиболее общих эщономерных связях и становлении, развитии бытия и познания; основанный на этом учении метод мышления. В результате внутренних противоречий появляется новое. Закон перехода количествен-ных изменений в качественные.

ДИАЛОГ - (dialogue, от греч. dialogos) - разговор между Двумя или несколькими лицами; философский термин, используемый в современных онтологических теориях коммуникации для обозначения особого уровня коммуникативного процесса, на котором происходит слияние личностей участников коммуникации.

ДИВЕРГЕНТНЫЙ - расходящийся в разные стороны.

ДОБРО - основная моральная ценность, нравственная ценность сама по себе.

ДОЛГ - это категория этики, в которой выражается нравственная задача отдельного индивида, группы лиц. класса, народа в конкретных социальных условиях и ситуациях, становящихся для них внутренне принимаемым обязательством.

ДУАЛИЗМ - (от лат. dualis - двойственный) - философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал - духа и материи. Противостоит монизму, разновидность плюрализма. Термин введен X. Вольфом. Один из крупнейших представителей - Р. Декарт.

ДУХ - свободен от конкретных воплощений и вездесущ, легко проникает всюду и столь же легко уходит за любые границы, поэтому он способен доходить до вершин мироздания.

ДУША - понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или а случае смерти (ср. учение о переселении душ - метемпсихоза). Идеи всеобщей одушевленности космоса (гилозоизм, панпсихизм) явились основой учения о мировой душе (Платан, неоплатонизм). У Аристотеля ДУША - актив-i нов целесообразное начало («форма») живого тела, неотделимое от него. В теистических религиях Душа человека - созданное богом, неповторимое бессмертное духовное начало.

ЕВРАЗИЙСТВО - идейно-политическое и философское течение в русской эмиграции 1920-30-х гг. Историофилософская и геополитическая доктрина евразийства, следуя идеям поздних славянофилов, во всем противопоставляла исторические судьбы, задачи и интересы России и Запада и трактовала Россию как «Евразию», особый срединный материк между Азией и Европой и особый тип культуры.

ЖИЗНЬ - одна из форм существования материи, способная к развитию (эволюции). В метафизическом смысле - основной мотив созерцающего мир мышления как содержание переживания человека; жизненная судьба вообще.

ЗАПАДНИЧЕСТВО - В России в середине 19 в.: общественное течение, представители которого, принадлежа к разным политическим направлениям, признавали, в отличие от славянофилов, западноевропейский капиталистический путь развития приемлемым для России. Представители: П.В. Анненков. В.П. Боткин, Т.Н. Граневский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков. И.С. Тургенев, П.Я.Чаадаев, Б.Н.Чичерин

3ЛО - противоположность добра. То, что воспринимается как препятствующее жизни, уничтожающее ее или обеспечива-ющее некоторую ценность, то, что вызывает дисгармонию.

ЗНАК - материальный, чувственно воспринимаемый пред мет (явление, действие), который выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения. Знаки бывают языковыми и неязыковыми. Представление, возникающее в сознании благодаря знаку, есть значение знака; представление, слившееся со своим значением в некое внутреннее единство, есть символ. Важнейший знак для человека - явление.

^ ИДЕАЛ - (греч. idea - идея, понятие, представление) - совершенство, совершенный образец чего-то, высшая цель стремлений, деятельности.

ИДЕАЛИЗМ - направление в философии; считает идею, сознание, дух первичными, а природу, бытие, материю - вторичными.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ - (отождествление) бессознательный процесс, благодаря которому индивид ведет себя, думает и чувствует, как это делал бы другой человек, с которым он себя идентифицирует. Играет важнейшую роль в формировании личности.

ИДЕОЛОГИЯ - (греч. idea - понятие, представление + логия) - система идей, взглядов, нравственных, эстетических, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к дейсгвительности, выражаются интересы соц. групп.

ИММАНЕНТНЫЙ - внутренне присущее тому или иному предмету, явлению или процессу свойство.

ИНДИВИД - (от лат. individuum - неделимое) - единичное как противоположность совокупности, массе; отдельное живое существо, особь, отдельный человек, в отличие от стада, труппы, коллектива. В логике И. называют любой объект, обозначаемый единичным, или собственным, именем.

ИНДИВИДУАЛИЗМ - тип мировоззрения, сутью которого является, в конечном счете, абсолютизация позиции отдельного индивида в его противопоставленности обществу, причем не какому-то определенному социальному строю, а обществу вообще, миру в целом.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - неповторимый способ жизни, индивидуальная форма общественного существования.

^ Индустриальное общество - общество, основанное на развитии крупного промышленного производства, формирующее соответствующее модели рынка, потребителя, социальной организации, науки и культуры. Ориентация людей на постоянный рост обьема производства, потребления, знания. Идея роста и прогресса - «ядро» индустриального мифа или идеологии. Экстенсивное развитие производства, «механизация» общественных связей, отношений человека с природой.

ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНЫЙ - философский термин, обозначающий объект, постигаемый только умом и недоступный чувственному познанию.

ИНТЕНЦИЯ - намерение, цель, направление и направленность сознания, воли, чувства на какой-либо предмет.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ - (interpretation, от лат. inlerpretatio - посредничество) - разъяснение, истолкование, раскрытие смысла, значения чего-либо (напр. той или иной акции, решений, действий властей, а также положений и норм различных видов права, статей законов, кодексов, указов и т.д.).

ИМПЕРАТИВ (от лат. imperativus - повелительный) - требование, приказ, закон. У И. Канта в «Критике практического разума» - общезначимое нравственное предписание, в противоположность личному принципу (максиме); гипотетический императив имеет силу лишь при определенных условиях, категорический императив - безусловный принцип поведения.

ИСТИНА - соответствие высказывания реальности, соответствие человеческих знаний действительности, совпадение человеческой мысли и объекта.

^ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ - центральное понятие этики И. Канта, безусловное общеобязательное формальное правило поведения всех людей. Требует поступать всегда в соответтвии с принципом, который в любое время мог бы стать всеобщим нравственным законом, и относиться ко всякому человеку как к цели, а не как к средству.

КАТЕГОРИИ (от греч. kategoria - высказывание, свидетельство) - формы осознания в понятиях всеобщих способов отношений человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления.

КОНФЛИКТ - (лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоп. интересов, взглядов или мнений.

В отличии от КАТОЛИЦИЗМА, признававшего роль человеческого разума в деле толкования священного писания, ^ ПРАВОСЛАВНАЯ ВИЗАНТИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ отказалась от использования рациональной логики и не согласилась расширить догматы веры за счет выведенных из священных текстов логических умозаключений.

КОСМИЗМ - совокупность течений философской и религиозной мысли, ставящие в центр своих исследований проблему космического всеединства всего живого, волю к мистико-интуи-тивному познанию внеземных пространств.

КУЛЬТУРА - форма деятельности людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также включаемые в эту деятельность её продукты и результаты.

ЛИБЕРАЛИЗМ - идейное и общественно-политическое течение, возникшее в европейских странах в 17-18 вв. и провозгласившее принцип гражданских, политических, экономических свобод. Истоки Либерализма - в концепциях Дж. Локка, физиократов, А. Смита, Ш. Монтескье и др.. направленных против абсолютизма и феодальной регламентации.

ЛИБИДО - преимущественно бессознательные сексуальные влечения, вообще стремления, желания, склонности. К.Г. Юнг в полемике с 3. Фрейдом расширяет его до понятия психической энергии вообще, своего рода метафизического принципа психики. Личность - индивидуальный человек как субъект общественной жизни, общения и деятельности, а также - своих собственных сил, способностей, потребностей, интересов, устремлений и т.д.

ЛИЧНОСТЬ - 1.человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формировавшихся в процессе конкретных видов деятельности и общественных отношений. 2.динамическая и целостная система интеллектуальных социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в его сознании и деятельности.

ЛОГИКА - (от греч. logos - слово, понятие, рассуждение, разум) - наука о законах и операциях правильного мышления, наука о способах доказательств и опровержений. Основателем логики считается Аристотель.

МАКСИМА - ( лат. maxima (regula, sententia) - основное правило, принцип) - краткое изречение, вид афоризма нравственного, этического характера; правило поведение принцип, которым человек руководствуется в своих поступках; обычно выражается в констатирующей или наставительной форме.

МАТЕРИАЛИЗМ - это одно из направлений в философии, которое исходит из того, что

МИР - по природе своей материален,

материя, природа, бытие существуют вне и независимо от сознания; материя первична и является источником ощущений, а сознание вторично, производно;

мир и его закономерности вполне познаваемы.

МАТЕРИЯ - (латинское materia). вещество; субстрат, субстанция; содержание (в отличие от формы). Понятие материи как субстрата вещественного мира было выработано в греческой философии в учениях Платона и Аристотеля, при этом Материя понималась как чистая потенция. Сформулированное Р. Декартом понятие материи как телесной субстанции, обладающей пространственной протяженностью и делимостью, легло в основу материализма 17-18 вв. Материя - центральная категория , диалектического материализма.

МЕССИАНИЗМ - религиозная вера в пришествие Мессии (спаситель, который должен явиться с неба для установления «царства божия»).

МЕТАФИЗИКА - от греч. meta ta physika - 1.то, что идет после физики, трактовавшейся в древности как учение о природе. В истории философии термин "МЕТАФИЗИКА" нередко употребляется как синоним философии. В философии марксизма этот термин употребляется в значении антидиалектики. 2.метод, который рассматривает как неизменные и независимые друг от друга, отрицает внутренние противоречия как источник развития, базируется на абсолютизации определенных сторон, моментов в процессе познания. 3.наука о сверхчувственных принципах и началах бытия.

МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ - относящийся к метафизике, надэмпирический, стоящий над всяким возможным опытом, трансцендентный; по Канту, рассмотрение метафизично, если оно «содержит то, что изображает понятие, данное априори».

МЕТОД - (от греч. methodos - путь исследования - теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. В (философии Метод - способ построения и обоснования системы философского знания.

МЕТОДОЛОГИЯ - (от метод и ...логия) - учение о структуре, (логической организации, методах и средствах деятельности; Meтодология науки - учение о принципах построения, формах и способах научного познания. Мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, принцилов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действий людей.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - 1.совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности определенного человека, социальной группы, класса или общества в целом. 2.система представлений о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

МИСТИЦИЗМ - пристрастие к мистическому, склонность к неопределенному. неточному мышлению, в тех случаях, когда речь идет о вещах нематериальных.

МИФОЛОГИЯ (от греч. mylhologia от греч. mytnos - предание + logos- учение) изображение природы, всего мира как населенных живыми существами с их магической, чудесной и фантастической практикой.Форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития.

МОНАДА - (от греч. топаз - род. п. топ ados - единица, единое), понятие, обозначающее в различных философских учениях основополагающие элементы бытия: число в пифагореизме; единое в неоплатонизме; единое начало бытия в пантеизме Дж. Бруно; психически активная субстанция в монадологии Г.В. Лейбница, воспринимающая и отражающая др. монаду и весь мир.

МОНИЗМ (от греч. monos - один-единственный) - философское воззрение, согласно которому все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции - материи либо духа.

МОРАЛЬ - (от лат. moralis - нравственный) совокупность ограничений и претензий людей в системе соц. взаимодействия, взаимных свобод и обязательств, эквивалентов в процессах соц. обмена, принимаемых и выполняемых людьми добровольно, без законодательного принуждения; одна из основных форм общественкого сознания, достижение гуманистической культуры человека.

НАРОДНИЧЕСТВО - идеология и движение разночинной интеплигенции, отражало антифеодальные интересы крестьянства, выступало одновременно и против пережитков крепостничества, и против буржуазного развития страны.

НАУКА - сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация бъективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания.

НАТУРФИЛОСОФИЯ - (от лат. natura - природа) - фил. природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее последовательности. Возникла в Древней Греции в досократовский период (милетская школа) и явилась по существу первой ист. формой фил.

^ НЕОФИТ - новообращенный в какую-либо религию; новый сторонник какого-либо учения.

НИГИЛИЗМ - позиция абсолютного отрицания. Теоретический нигилизм отрицает саму возможность познания истины. По Ницше - это явление, связанное с переоценкой высших ценнстей.

НИЧТО - отсутствие или даже небытие чего-либо, выражавшее в языке при помощи отрицания. Это отрицание может иметь лишь относительный смысл, означая отсутствие свойств, состояний. процессов в определенном нечто, или абсолютный.

НООСФЕРА - сфера взаимодействия природы и общества, в которой человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития.

^ НОРМА - предписание, образец поведения или действия, заключения о чем-либо или мера оценки.

ОБСКУРАНТИЗМ - крайне враждебное отношение к просве-дению и науке, мракобесие.

^ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР - философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми.

ОБЩЕСТВО - совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей, характеризующаяся устойчивостью и целостностью, саморазвитием, наличием особых социальных ценностей и норм, определяющих их поведение.

ОБЪЕКТ - (от лат. objectum - предмет) - то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. В качестве Объекта может выступать и сам субъект.

^ ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - одна из основных разновидностей идеализма; в отличии от субъективного идеализма, считает первоосновой мира некое всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало.

ОНТОЛОГИЯ - раздел философии, учение о бытии, в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности.

^ ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ - вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или природа, материя или сознание - и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир.

ОТЧУЖДЕНИЕ - процесс превращения различных форм человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную сипу, господствующую над ним и враждебную ему.

ПАРАДИГМА - (от грен, paradeigma - пример - образец) - (исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение (определенного исторического периода в научном сообществе, система основных науч. достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в конкретной области знаний в данный период. Смена парадигм представляет собой научную революцию.

ПАРАДОКС - (от греч. paradoxes - неожиданный - странный) - неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией утверждение, рассуждение или вывод. В логике - противоречие, полу-(ченное в результате логически формально правильного рассуждения, приводящее к взаимно противоречащим заключениям.

ПАНТЕИЗМ (от греч. pan - все, theos - бог) - отождествление мира и бога: все есть бог, единосущее. Вне бога нет ничего, но бога нет вне мира. Это учение зародилось еще в древности, прошло через средние века и получило развитие в новое время.

ПАТРИСТИКА - философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных вождей христианства до VII века. Отцы церкви пытались согласовать Священное писание и языческие тексты античных философов.

ПЛЮРАЛИЗМ - (от лат. pluralis - множественный) - философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин «Плюрализм» введен X, Вольфом (1712).

^ ПОГРАНИЧНЫЕ СИТУАЦИИ - ситуации, в которых человеческая экзистенция познает себя как нечто безусловное. Пограничные (ситуации наряду с удивлением и сомнением являются источником философии. Мы реагируем на пограничные ситуации маскировкой или отчаянием, сопровождающимися восстановлением нашего самобытия (самосознания).

ПОЗНАНИЕ - процесс получения и обновления знаний, деятельности людей по созданию понятий, схем, образов, концепций, обеспечивающих воспроизводство и изменение их бытия, их ориентации в окружающем мире.

^ ПОКОЙ - состояние движения, которое обеспечивает стабильность предмета, сохранение его качеств.

ПОСТМОДЕРНИЗМ - явление, характерное в последние десятилетия для Запада, выразившееся в конструктивной критике принципов классического рационализма и традиционных ориентиров метафизического мышления.

ПРАВО - система общеобязательных социальных норм, а также отношений, закрепляемых государством с помощью этих норм и охраняемых им; включает также права, свободы и обязанности человека и гражданина, определяющие правовой статус личности.

ПРАГМАТИЗМ - (от греч. pragma - род. п. pragmatos - дело, действие), философское учение, трактующее философию как общий метод решения проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях. Объекы знания, с точки зрения прагматизма, формируются познавательными усилиями в ходе решения практических задач.

ПРАКТИКА - философская категория, обознач-я материальную сторону общественно-исторической предметной деятельности людей: преобразования природы и общества.

ПРОГРЕСС - тип, направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

ПРОСВЕЩЕНИЕ - политическая идеология, философия и культура эпохи крушения феодального и утверждения буржуазного строя.

РАЗВИТИЕ - закономерное, целостное, необратимое, структурное изменение материальных объектов и систем, имеющих опред-ю направленность.

РАЦИОНАЛЬНОЕ - соответствующее законам разума, т. е. законам логики, и соответствующее принятым каким-либо сообществом правилам.

РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. ratio - разум) - философское воззрение, признающее разум (мышление) источником познания и критерием его истинности.

РЕЛИГИЯ - (religion, от пат. religio - благочестие, культ, святыня) - весьма влиятельное миропонимание и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога (богов), сверхъестественного.

РЕЛЯТИВИЗМ - методологический принцип в теории познания, состоящий в абсолютизации положения об относительности и условности наших знаний.

РЕФЛЕКСИЯ - (от позднелат. reflexio - обращение назад) - размышление, самонаблюдение, самопознание. Форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.

РИГОРИЗМ - (от лат. rigor - твердость, строгость), строгое проведение какого-либо принципа в действии, поведении и мысли, исключающее какие-либо компромиссы, учет других принципов, отличных от исходного, и т.п.

САКРАЛЬНЫЙ - (от латинского sacralis - священный), обозначение сферы явлений, предметов, людей, относящихся к божественному, религиозному, связанных с ними, а отличие от светского, мирского, профанного.

СВОБОДА - способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей. (Семантика - (от греч, semantikos - обозначающий) - значения единиц языка, раздел языкознания, изучающий значение единиц языка, прежде всего слов..

СЕНТЕНЦИЯ - (лат. sententia - мысль - изречение, приговор) изречение нравоучительною характера.

СЕНСУАЛИЗМ (от лат. sensus - чувство,ощющение) - философское воззрение, выводящее все содержание знаний из деятельности органов чувств и сводящее его к сумме элементов чувственного познания. СЕНСУАЛИСТЫ полагают, что мышление принципиально не способно дать ничего нового по сравнению с чувственностью.

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО - в России в середине 19в.: идейно-политическое течение, представители которого противопоставляли исторический путь развития России развитию стран Западной Европы и идеализировали патриархальные черты русского быта и культуры.

^ СМЕРТЬ - прекращение жизнедеятельности организма, тело которого после этого подвержено действию только законов неорганической природы.

СМЫСЛ - идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо (Смысл жизни, Смысл истории и т. д.).

СОЗНАНИЕ - человеческая способность идеального воспроизведения действительности в мышлении, высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. Выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной.

СОФИЯ - в русской религиозной философии (софиологии) творческая премудрость Божия, в которой заключены все мировые идеи и которая носит в своём сердце всю природу и одновременно является идеей самого человечества. Олицетворяет женственное в Боге и является символом тайны мира.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ - категория морально-правового и социально-политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека.

СУБСТРАТ (от лат. sub - под и stratum - кладка, постройка, сооружение) ­­­основа единства, однородности различных предметов и различных св-в отдельного, единич. предмета, вещи и их совок-ти.

СУБСТАНЦИЯ - (лат. substantia - сущность; то - что лежит в основе), объективная реальность; материя в единстве всех форм ее движения; нечто относительно устойчивое; то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого. Субстрат - общая основа всех процессов и явлений.

СУБЪЕКТ - (от лат. subjectus - лежащий внизу - находящийся в основе), носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на обьект.

^ СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - одна из основных разновидностей идеализма ; в отличии от объективного идеализма, отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта либо рассматривает ее как нечто полностью определяемое его активностью.

СУДЬБА - в обыденном сознании неразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков. В античности выступала как слепая, безличная справедливость, как удача и случайность, как всеохватывающая непреложная предопределенность. Вера в судьбу часто связывалась с астрологией. Христианство противопоставило идее судьбы веру в божественное провидение. В конце 19 в. понятие судьбы получило распространение в философии жизни. В обыденной речи часто означает: участь, доля, жизненный путь, стечение обстоятельств.

СХОЛАСТИКА - (от греч. scnolastikos - школьный - ученый), тип религиозной философии, характеризующийся соединением теологодогмэтических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам. Так нередко называли знание, оторванное от реальной жизни.

СЦИЕНТИЗМ - (от лат. scientia - наука) - абсолютизация роли науки в системе культуры, в духовной жизни общества; в качестве образца берутся естественные науки, математика. ТВОРЧЕСТВО - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

ТЕИЗМ - (от греч. theos - бог) - религиозное мировоззрение, исходящее из понимания Бога как абсолютной личности, пребывающей вне мира, свободно создавшей его и действующей в нем. Признание потусторонности Бога отличает Теизм от панТеизма, признание непрерывной активности Бога - от деизма.

ТЕЛЕОЛОГИЯ - (от греч. telos - род. п. teleos - цель и ...логия), философское учение, приписывающее процессам и явлениям природы цели (целесообразность), которые или устанавливаются Богом, или являются внутренними причинами природы.

ТЕОКРАТИЯ - (от греч. theos - боги ...кратия) - форма правления, при которой глава государства (обычно монархического) является одновременно его религиозным главой.

ТЕОЛОГИЯ - (от-греч. theos - Бог и ...логия) (богословие) - совокупность религиозных, доктрин и учений о сущности и действии Бога. Предполагает концепцию абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении.

ТЕОЦЕНТРИЗМ - идея, по которой основой мироздания является Бог. Все поступки человека имеют смысл тогда и только тогда, когда они связаны с Богом.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ - (лат. tolerantia-терпение) - терпимость, снисходительность к чужим мнениям, верованиям, поведению, обычаям, культуре, чувствам, идеям, один из основных демократических принципов, неразрывно связанный с концепциями плюрализма, свободы и прав человека.

ТРАДИЦИЯ - (от лат. traditio - передача) - элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ - (от лат. transcendens - род. п. transcendents - выходящий за пределы), в схоластике - предельно общие понятия (вещь, сущее, истина, добро, нечто, единое). В философии Канта - априорные формы познания, организующие опытные данные.

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ - запредельный по отношению к какой-либо определенной сфере, к миру в целом.

^ УТОПИЯ - изображение идеального общественного строя, лишенного научного обоснования.

УТИЛИТАРИЗМ - (от лат. utilitas - польза - выгода) - принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели.

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ - (позднелат. falsificatio - от falsifico - подделываю) - преднамеренное искажение каких-либо данных.

ФАТАЛИЗМ - мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.

ФЕМИНИЗМ - комплекс социально-философских, социологических, психологических, культурологических теорий, анализирующих положение женщины в обществе.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ - философское направление, стремящееся через рефлексию (размышление) сознания о своих актах и о данном в них содержании выявить предельные характер-ки человеческого бытия.

ФИЛОСОФИЯ - (от фил... и греч. sophia - мудрость) - форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека.

ФРЕЙДИЗМ - общее обозначение философско-антролологической и психологической концепции 3. Фрейда и всей совокупности, развившихся на ее основе учений и школ. Исходя из учения Фрейда о бессознательном, Фрейдизм стремится свести формы кульpы и социальной жизни к проявлениям первичных влечений.

ЦЕННОСТЬ - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ - (civilization, от лат. civilis - гражданский) - высокая ступень, уровень общественного развития, материальной и духовной культуры; синоним культуры; совокупность достижений общественного прогресса; общество.

ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ - распространение выводов относительно одной части какого-либо явления на другую часть, на явление в целом, на будущее и т.п.

ЭМПИРИЗМ - направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.

ЭНДОГАМИЯ - заключение браков внутри определенного этноса.

ЭСТЕТИКА (от греч. aisthetikos - чувствующий, чувственный) - раздел философии, изучающий "теорию чувственного познания".Этнос - (от греч. etnos - народ) - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая социальная общность людей, объединенных общностью языка, своеобразия культуры, быта, традиций, обычаев, самосознания.

ЯВЛЕНИЕ - (от греч. ptiainomenon - являющееся) - событие, случай, факт, все, что в жизни имеет место и в чем обнаруживается, сказывается сущность, все, что вопринимается чувствами.


Скачать файл (114.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru