Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Контрольная работа - Институты и организации, занимающиеся изучением общественного мнения в России - файл 1.docx


Контрольная работа - Институты и организации, занимающиеся изучением общественного мнения в России
скачать (43.4 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx44kb.16.11.2011 00:38скачать

содержание

1.docx

Реклама MarketGid:


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


Дисциплина: Социологические проблемы изучения общественного мнения


Тема: «Институты и организации, занимающиеся изучением общественного мнения в России»


Дата сдачи 2 декабря 2009 г.


Результат к/р _____________________ __________________

(подпись)


Содержание


стр.

Введение………………………………………………………………………….4

Краткая история изучения общественного мнения в России……………...6

Современное состояние исследовательских центров………………………8

Всероссийский центр изучения общественного мнения………………….12

Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр)……………………13

Фонд общественного мнения……………………………………………….14

Заключение……………………………………………………………………...16

Список использованных источников………………………………………….17




Введение

Общественное мнение относится к числу тех социальных явлений, которые не испытывают сегодня недостатка внимания к себе. Его изучают и анализируют специалисты практически всех областей обществознания, о нем размышляют и пишут журналисты, за ним следят политики, руководители различных рангов. Общественное мнение изучают, формируют, прогнозируют, стремятся учесть в практике социального управления, одним словом, прилагают немало усилий к тому, чтобы завоевать его расположение.

Выделение общественного мнения как самостоятельного направления исследований в истории мировой социологии связано с тремя обстоятельствами. Во-первых, с развитием капиталистического производства, что обнаружило проблему изучения потребительского спроса и эффективности рекламы в конкурентной борьбе. Во-вторых - это развитие демократических структур, политических партий и политической системы, что привело к возникновению исследований электорального поведения населения и эффективности политического влияния. И в-третьих, возникновение средств массовой информации, особенно телевидения, что вызвало потребность в изучении интересов аудитории, ее предпочтений и мотивов обращения к тому или иному источнику информации. К этому можно добавить рост уровня образования и культуры населения, расширение спектра его интересов.

Изучение общественного мнения очень актуальная проблема так, как общественное мнение является своеобразным регулятором тех процессов, которые происходят в обществе. Его актуальность ещё состоит в том, что общественное мнения выступает в качестве «создателя» каких-либо общественных норм, которые позже могут перерасти в традиции.




Краткая история изучения общественного мнения в России

Многие исследователи считают, что опросы общественного мнения как выражения позиций различных групп населения по злободневным общественно-политическим, экономическим и другим проблемам вплоть до 50-х гг. 20 в. в России не проводились. Но подходы к тому, что впоследствии становится предметом социологии общественного мнения были заложены в разработке теории выборочных обследований и опросов.

Конец XIX и начало XX столетий назвают предысторией развития опросов общественного мнения в России. Первые опросы были проведены по инициативе земств - местных органов самоуправления, созданных в 1864 г., а также некоторых губернских газет, заинтересованных в изучении интересов читательской аудитории. Под эгидой земских властей произошло становление российской статистической науки. Труды земского статистика А.Чупрова и по сей день остаются компонентом теории выборочного метода. Среди исследований других тематических направлений, которые земские статистики широко развернули в начале XX в., отмечают изучение вопросов социальной гигиены, условий труда и быта, бюджетов семей рабочих и служащих. Выяснение мнений частных и групповых не входило в задачи исследователей. В двадцатые годы 20в. интерес исследователей сосредоточивается преимущественно на крупномасштабных монографических статистических обследованиях условий труда и быта сельских и городских тружеников, бюджетов времени. Изучение оценок, мнений, предпочтений в этот период - на втором плане или вовсе не проводится. Среди работ, выполненных в эти годы, выделяется монография Ф.Железнова, где подробно описывается быт крестьян Воронежской губернии. В 20-30-е гг. разворачиваются крупномасштабные исследования по проблемам народонаселения. Они базировались на переписях населения 1920 и 1926 гг. Особенно выделяется работа коллектива под руководством Е.Кабо. Начиная с 30-х гг. проблематика обследований с помощью опросов резко сужается (в основном она затрагивает проблемы быта рабочих, частично крестьян и студентов), а к середине 30-х опросы вовсе прекращаются.

В конце 50-х гг. с приходом к власти Н.С.Хрущева в стране возрождается интерес к социологии. В 1958 г. была создана Советская социологическая ассоциация, после чего формируются различные исследовательские структуры: группы, лаборатории, центры и в 1968 г. Институт конкретных социальных исследований Академии наук СССР.

В 1960 г. при газете "Комсомольская правда" начал работать Институт общественного мнения под руководством Б.А.Грушина. За первые два года своей деятельности Институт провел 8 всесоюзных опросов, используя различные модели выборки и методы сбора информации. Этот институт инициировал создание исследовательских групп и 

лабораторий по опросам мнений во всей стране. В 1964 г. при ЦК ВЛКСМ создается группа социологических исследований под руководством В.Г.Васильева, после чего были созданы аналогичные исследовательские структуры при более чем 40 областных, краевых и республиканских комитетах комсомола. Ими проводились опросы общественного мнения молодежи по самым разным проблемам.

Между тем опросы общественного мнения преимущественно ориентировались на читательскую публику. Социологи выполняли социальный заказ: изучение коммуникативного поведения, формирования общественного мнения, включенности людей в систему СМИ и пропаганды, социально-политической активности и ценностных ориентации молодежи. При этом очень часто итоги опросов оставались достоянием заказчика (редакций газет, партийных органов). Не будучи известными публике, они утрачивали главное качество социологического исследования мнений – не включались в процесс формирования общественного мнения.

Все опросы в период 60-80-х гг. проводились экспедиционным способом с привлечением на местах интервьюеров (как правило, на общественных началах). Многими, особенно региональными центрами, широко использовалось групповое анкетирование по месту работы или учебы. На этом этапе в советской социологии общественного мнения были на практике решены многие организационные, методические и теоретические проблемы. По инициативе ЦК ВЛКСМ была даже создана первая всесоюзная сеть исследовательских центров, с помощью которой проведено несколько всесоюзных опросов молодежи, из которых особенно известен проведенный перед XV съездом ВЛКСМ в 1966 г. Тем не менее, даже публикации в массовой прессе о результатах исследований показались цензуре опасными уже потому, что демонстрировали различие точек зрения, в том числе и по политическим проблемам. Политическому руководству страны совсем не хотелось быть под контролем гласно выражаемого общественного мнения.

Под контроль был взят ведущий центр - Институт конкретных социологических исследований АН СССР, а во всех республиках, краях и областях при соответствующих партийных комитетах были созданы советы по изучению общественного мнения, без разрешения которых никто не имел возможности провести даже небольшой опрос. В ИКСИ все опросы общественного мнения были сосредоточены в отделе прикладных социальных исследований и проводились только по прямому указанию отделов ЦК КПСС. Данные опросов публиковались крайне ограниченно. В основном они использовались заказчиком.



В начале 80-х гг., после июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, ситуация в социологии несколько либерализируется, снова проявляется интерес к изучению общественного мнения. В Институте социологических исследований создается Центр изучения общественного мнения. В проблематику опросов входят международные отношения (исследовательский проект «Барометр мира»). Наконец, по решению ЦК КПСС о необходимости развития социологии в СССР был создан Всесоюзный центр изучения общественного мнения во главе с Т.И.Заславской, заместителями которой стали Б.А.Грушин и Ю.А.Левада. Сюда пришли многие профессиональные социологи из академических институтов и других исследовательских структур.

К середине 90-х гг. в каждом экономико-географическом регионе России было создано по одному профессионально подготовленному региональному центру, проводящему опросы по заданию или по контрактам центров. Многие из региональных служб были созданы ВЦИОМом во второй половине 90-х гг. Эти службы стали опорными базами новых общероссийских центров, например, фонда "Общественное мнение" (АА.Ослон, Е.С.Петренко), службы «Vox Populi» профессора Грушина, «Мониторинга общественного мнения» (Институт социологии) и др. В конце лета 1990 г. образовалась независимая служба общественного мнения VP. К середине 1991 г. она дополнила сеть региональных центров ВЦИОМа новыми опросными службами. К этому времени уже действуют около двух десятков служб общественного мнения в Москве иСанкт-Петербурге, которые эпизодически проводят всероссийские опросы, а региональные центры продолжают множиться. Увеличивается приток заказов из-за рубежа, что способствует внедрению западных стандартов, требований к технологии проведения всероссийских опросов общественного мнения.

В 90-е гг. исследования общественного мнения все чаще ведутся в мониторинговом режиме. Тематика опросов расширяется - от повседневного потребления товаров и услуг до отношения к властям, политических и электоральных ориентации. Возрастает разнообразие методического арсенала. Наряду с общеупотребительным методом интервью по месту жительства используются анкетирование, прессовые, почтовые опросы. Некоторые службы применяют телефонные опросы (В.Андреенков), методы контент-аналитического исследования, уличные опросы (Л.Кесельман).

Новые аналитические центры отличаются следующими чертами: работа на контрактной основе, стремление к самоокупаемости, среди клиентов этих центров значительна доля бизнеса, стремление к диверсификации исследовательского продукта и клиентской базы.




Современное состояние исследовательских центров

На сегодняшний день в России действуют более двадцати центров изучения общественного мнения. Но особой популярностью пользуются единицы. Наибольший интерес средств массовой информации и политиков вызывает продукция именно этих центров. Ниже приводится полный список более крупных исследовательских центров России и их краткая характеристика.

^ Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Одна из первых социологических организаций на территории бывшего Советского Союза, которая существует с 1987 года. Сейчас ВЦИОМ занимается проведением самых различных социологических и маркетинговых исследований. Минимум анализа - максимум цифр.

^ Глас Рунета. "Internet Projects" - петербургская компания, основанная в июле 1999 года. Специализируется на оказании услуг посредством и в среде интернета. Служба онлайн-опросов "Глас Рунета" проводит социологические и маркетинговые исследования на базе аудитории Subscribe.Ru с использованием электронной почтовой рассылки и непосредственно на сайте VoxRu.net.

^ Гортис (СПб). Фирма создана в 1996 г. коллективом специалистов, имеющих практический опыт работы по основным направлениям деятельности компании. Специалисты ИФ «ГОРТИС» одними из первых в Санкт-Петербурге начали заниматься изучением аудиторий средств массовой информации, замерами рекламы в печатных изданиях. Проводит интересные обзоры рекламного рынка СПб.

^ Интерньюс Россия: социология. Информационный источник о средствах и для средств массовой информации. Проводит социологические исследования средств массовой информации, в частности региональных рекламных рынков.

«Комкон 2». Одна из ведущих компаний в области исследования рынка и средств массовой информации, созданная в 1991 г. Компания КОМКОН специализируется на проведении маркетинговых исследований любой степени сложности, собирая, систематизируя и анализируя данные, отражающие предпочтения и мотивацию целевых аудиторий.

^ Московский центр Карнеги. Основан Фондом Карнеги за международный мир в 1993 году. Это первая и пока единственная исследовательская организация подобного рода и масштаба в России, призванная изучать коренные проблемы российской внутренней политики, экономики и международных отношений. Занимается изучением важнейших проблем российской внутренней и внешней политики, экономики, международных отношений, международной безопасности.



Российский независимый институт социальных и национальных проблем.
Создан в 1991 г. как независимое научное учреждение. Ведет активную работу в сфере социологии. Одним из направлений данной работы является мониторинг массового сознания россиян в форме всероссийских социологических опросов.

^ Социологическая фирма РОМИР «Российское общественное мнение и исследование рынка». Создан в 1989 г. исследовательский центр РОМИР, который первым из отечественных агентств представил результаты своих исследований на международном рынке. Крупнейший российский холдинг, специализирующийся на исследованиях различных рынков и сфер жизни общества. Маркетинговые исследования составляют 95% от общего объёма реализуемых проектов.

Социологический Научно-Исследовательский Центр (СНИЦ) (СПб). Образован в 1988 г. Центр проводит маркетинговые и общественно-политические исследования.

^ Той-Опинион (СПб) - это маркетинговая компания, созданная в 1994 году финской маркетинговой компанией Taloustutkimus OY (TOY) и Северо-Западным Отделением Всероссийского Центра Изучения Общественного Мнения. Основным направлением деятельности кампании является проведение маркетинговых исследований.

^ Фонд «Общественное мнение». Это одна из немногих исследовательских организаций, которая является старожилом российского рынка социологических услуг. Фонд был создан в 1991 году как некоммерческая структура, однако сейчас его роль на рынке достаточно существенна.

^ Фонд эффективной политики. Организация, занимающаяся проведением политических кампаний и созданием информационных проектов, прежде всего интернет-сайтов. Создана в 1995 году Глебом Павловским.

^ Центр независимых социологических исследований (СПб). Был зарегистрирован в 1991 году. Является сегодня, одним из немногих в России негосударственных институтов, который занимается академическими исследованиями. Все проводимые в Центре исследования касаются изучения гражданского общества и социальной структуры.

^ Центр политических технологий. Основан в 1991 г. Игорем Буниным. Это диверсифицированная консалтинговая компания. Создал информационный сайт политических комментариев "Политком.Ру". Проводит исследования в рамках профильной ориентации.

^ Циркон. Создана в июне 1989 года. Концентрируется на специальных "неконвейерных" (уникальных) проектах. Сутью производственной деятельности 

ЦИРКОН является выполнение исследовательских и консультационных работ в области прикладной социологии, также проводит экспертизы социологических и маркетинговых исследований, осуществляет бизнес-консультирование.

«Экро-RG» (СПб). В 1991 году основной бизнес-идеей создания агентства рассматривалось проведение медиа исследований. В настоящее время ЭКРО, в основном, использует направленные выборки при изучении информационного поведения целевых групп, представляющих интерес для рекламодателей.

^ Gallup Media. Компания Gallup Organization основана Джорджем Гэллапом в США в 1935 году. Сегодня представлена в 27 странах. В апреле 2006 года получила свидетельство Роспатента на товарный знак "Институт Гэллапа" в России. выступили в России в роли консультанта. Основные проекты в области изучения СМИ, рекламы и потребтельского поведения. Приведены результаты опросов. Журнал "SPb. Business Omnibus".

^ Russian Publik Relation Group. Год образования -1992. сновная специализация агентства - это заказные маркетинговые и мониторинговые исследования по различным секторам рынка. Агентство имеет собственную службу мониторинга, которая дает ценную информацию и во многих случаях является составной частью маркетинговых проектов. Это инновационная компания, разработавшая несколько уникальных исследовательских методологий и методик, а также специализированное исследовательское программное обеспечение ввода, обработки, анализа информации и подготовки итоговой отчетности.

^ Russian Research. Независимая британская компания создана в 1994, занимающейся проведением маркетинговых и медиа исследований в России и других странах бывшего Советского Союза.

^ Российская ассоциация маркетинга (РАМ). Была учреждена в феврале 1995 года в Москве крупнейшими российскими корпорациями, банками, университетами, исследовательскими и консультационными фирмами. Информационно-аналитической базой работы РАМ является Общероссийская маркетинговая система (ОМС), созданная в Ассоциации в 1996 году с целью координации маркетинговых проектов.

ГфК Русь. Институт маркетинговых исследований ГфК Русь российское дочернее предприятие крупнейшей в Европе и в мире исследовательской компании GfK Group. Компания ГфК Русь была основана в 1991 году в составе трех человек и стояла у истоков российского рынка маркетинговых исследований. Предлагает услуги в области маркетинговых исследований.




Всероссийский центр изучения общественного мнения

ВЦИОМ на сегодняшний день это уже не только центр опросов, а многопрофильная исследовательская компания полного цикла. Исследования охватывают все новые сферы социального поведения жителей России и стран постсоветского пространства. ВЦИОМ активно и успешно работает в сфере экспертизы товарных знаков, брендинговых и корпоративных исследований, медиа-измерений, потребительского поведения на различных рынках. Приоритетной сферой деятельности ВЦИОМ является проведение социологических исследований политического, социального и электорального характера работы по заказу федеральных и региональных органов государственной власти. Руководители ВЦИОМ являются членами ESOMAR – Международной ассоциации исследователей рынка и общественного мнения. В своей деятельности ВЦИОМ следует принципам научной объективности и строгости, руководствуясь этическим Кодексом ESOMAR.

Всероссийский (до 1992 года - Всесоюзный) центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) - старейшая и наиболее известная российская компания, проводящая опросы общественного мнения. ВЦИОМ был основан в декабре 1987 г. при Министерстве Труда СССР и ВЦСПС. В 1998 году Центр был перерегистрирован как государственное унитарное предприятие, в 1999 году Центру был присвоен статус научного учреждения. В 2003 г. ФГУП «ВЦИОМ» был преобразован в открытое акционерное общество со стопроцентным государственным капиталом. ВЦИОМ имеет статус научного учреждения, издает свой научный журнал («Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены»), руководит работой собственной кафедры в ГУ-ВШЭ и исследовательским центром при РГСУ, а также регулярно проводит заседания собственного Научно-экспертного совета, в который входят ведущие социологи страны.

Управляющий орган ВЦИОМ - Совет директоров, куда входят представители Министерства труда и социального развития РФ, Министерства имущественных отношений РФ и Администрации Президента РФ. Непосредственно деятельностью ВЦИОМ руководит Генеральный директор (Федоров Валерий Валерьевич), опирающийся в своей работе на Научно-экспертный совет ВЦИОМ. Центральный офис ВЦИОМ находится в Москве. Филиалы компании работают во всех 7 федеральных округах страны. В московском офисе компании работает более 70 специалистов в области социологии, маркетинга, политологии, финансов, психологии, статистики. Среди сотрудников компании – доктора и кандидаты наук, выпускники ведущих российских и зарубежных ВУЗов (Московского и Санкт-Петербургского госуниверситетов, Венской и Московской 

дипломатических академий, Высшей школы экономики и др.). Собственная сеть интервьюеров насчитывает около 5000 человек.

ВЦИОМ использует широкий спектр исследовательских техник, представленных в социологической практике. Это личные интервью, телефонные интервью, фокус-группы, углубленные интервью, опросы экспертов, тесты продукции, упаковки и рекламы, дневниковые исследования, аудит розничной торговли и др. Центр обеспечивает полный технологический цикл проведения исследовательских работ - от разработки программы исследования до презентации аналитических отчетов. В работе используется широкий спектр исследовательских техник (личные интервью, фокус-группы, mystery shopping, холл-тесты, экзит-поллы, экспертные опросы, телефонные интервью и т.п.). Среди методов обработки информации – как дискриптивный, так и инферентный статистический анализ, специальные программы построения выборок и т.п. Еженедельно проводятся опросы населения по общероссийской репрезентативной выборке (1600 человек в 140 населенных пунктах 42 регионов России).

На региональном и общефедеральном уровнях, на постсоветском пространстве и в странах «дальнего зарубежья» ВЦИОМ проводит исследования по 3 основным направлениям:

  • политика (электоральные исследования, мониторинг удовлетворенности властью),

  • социальная сфера (образование, медицина, семья, жилищно-коммунальные услуги, борьба с коррупцией),

  • бизнес (финансы и страхование, рынок недвижимости, развитие товарных и корпоративных брендов, развитие корпоративной репутации, экспертиза товарных знаков, рынок информационных технологий, медиа-измерения, индустрия спорта, автомобильный рынок) и т.п.

С 2003 года большее значение приобрели исследования и на пост-советском пространстве. В 2003 году компания стала одним из учредителей исследовательского агентства "Евразийский монитор" и к 2009 году проводит регулярные опросы населения в 14 государствах бывшего СССР (в сотрудничестве с коллегами - ведущими социологическими компаниями этих государств. Появились новые регулярные проекты: Состояние делового климата в России, Индекс свободы слова, Оценка высшего профессонального образования в России, Оценка деятельности судов в РФ и др. Новая, более прикладная и прагматичная фокусировка исследовательских программ ВЦИОМ выразилась и в смене девиза Центра: вместо прежнего "От мнения - к пониманию" им стал: «Знать - значить побеждать!»



Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр)

Левада-Центр – российская негосударственная исследовательская организация. Центр регулярно проводит собственные и заказные социологические и маркетинговые исследования, являясь одной из крупнейших российских организаций в своей области. Центр носит имя российского социолога Юрия Левады (1930-2006).

Коллектив Левада-Центра начал складываться с 1987 года в рамках Всесоюзного центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Первым руководителем центра стала академик Татьяна Заславская. Благодаря усилиям ее заместителя Бориса Грушина в 1987-1988 была развернута сеть социологических центров в республиках СССР и регионах России. Это позволило в ноябре 1988 года провести первые массовые опросы по репрезентативным выборкам взрослого населения страны, в следующем году исследования велись уже на систематической основе. В 1988 году в центр пришел работать Юрий Левада (1930-2006), который в 1992 году сменил Татьяну Заславскую на посту руководителя организации. В тот же год от центра отделился Фонд «Общественное мнение». С начала 90-х годов центр работал на самообеспечении, не получая финансирования из государственного бюджета. С 1993 года по август 2003 года центр издавал журнал «Мониторинг общественного мнения». Сейчас журнал издается под новым названием «Вестник общественного мнения». Выходит 6 раз в год. С 1999 года издается ежегодный сборник основных результатов исследований центра.

В августе 2003 года Министерство имущественных отношений РФ приняло решение об изменении статуса центра, что привело к смене руководства центра. Исследовательский коллектив, несогласный с произведенными изменениями, в полном составе покинули организацию, создав «Аналитическую службу ВЦИОМ» (ВЦИОМ-А). Однако по решению суда название было изменено и сегодня организация продолжает работу под названием «Аналитический Центр Юрия Левады» (Левада-Центр). Первым директором стал Юрий Левада. В декабре 2006 года на эту должность был избран социолог, доктор философских наук Лев Гудков.

Коллектив центра – специалисты  в области социологии, политологии, экономики, психологии, маркетинговых исследований, организации массовых опросов и обработки данных – руководствуются в своей работе принципами WAPOR и ESOMAR. Ведущие сотрудники прошли стажировку в исследовательских компаниях США и Западной Европы. Левада-Центр располагает собственной интервьюерской сетью из 67 региональных отделений и поддерживает партнерские связи с центрами изучения общественного мнения в странах СНГ и Балтии. Результаты исследований центра регулярно публикуются ведущими информационными изданиями России и мира.



Важным направлением деятельности Левада-Центра является научная работа. Издается журнал «Вестник общественного мнения» и ежегодный сборник основных результатов массовых опросов общественного мнения в России, распространяемый бесплатно. Выходят статьи в научных журналах и книги ведущих сотрудников центра, делаются доклады на российских и международных конференциях.


^ Фонд общественного мнения

До 1992 г. Фонд работал при ВЦИОМ. С середины 1992 г. Фонд стал полностью самостоятельным и, оставаясь в статусе независимой некоммерческой организации, развернул широкую программу исследований. В 1996 г. Фонд стал базовой социологической организацией предвыборного штаба Б.Н.Ельцина. С тех пор основным заказчиком и потребителем результатов исследований Фонда является Администрация Президента РФ. Результаты опросов общественного мнения – своего рода обратная связь между руководством страны и населением. Аналогичную роль Фонд играл и в штабе В.В. Путина в 1999-2000 гг. и в 2004 г. Численность сотрудников – около 80, около 500 работников региональных центров, около 1500 интервьюеров. Региональная сеть включает дочерние организации и долговременные партнеры в большинстве субъектов РФ. Президент – Ослон Александр Анатольевич.

Сегодня Фонд - это хорошо налаженная «фабрика опросов», которая обладает необходимыми ресурсами и уникальной командой профессионалов. Строгая система контроля и уникальная методика выборки позволяет предоставлять клиентам точные данные. Региональные представительства и отделения партнеров Фонда позволяют проводить исследования на всей территории России.

Фонд имеет солидный опыт проведения обширных политологических исследований для большинства избирательных кампаний современной России. В их числе – парламентские кампании 1995-1999 гг., 2003г.; президентские 1996-2000 гг., 2004 г.; серия избирательных кампаний 1996-2000 гг., 2004 г. в регионах России.

Направленность фонда – изучение в массовых и узких социальных группах субъективных представлений об устройстве, событиях и явлениях «повседневного» мира (обыденные представления) и «внешнего» мира (умозрительные представления). Предметная область – субъективные представления в сферах социально-актуальных проблем (общественное мнение), политики, власти, массовой информации, экономики, потребления, культуры, повседневности.

Основные виды исследований, проводимых Фондом "Общественное мнение":

  • 

  • всероссийский репрезентативный опрос взрослого населения (типа омнибус)

  • всероссийский репрезентативный опрос взрослого населения (тематическое исследование)

  • репрезентативный опрос взрослого населения отдельных регионов РФ (тематическое исследование)

  • георейтинг (мегаопрос)

  • электронная фокус-группа (ЭФГ)

  • дискуссионная фокус-группа (ДФГ)

На основе полученных исследований фонд выпускает информационные продукты: еженедельный бюллетень "Доминанты. Поле мнений", «лента новостей» ФОМ-Инфо, интернет-сайт www.fom.ru.




Заключение

Общественное мнение в его собственном проявлении, это своеобразный регулятор всех общественных процессов, которые происходят в обществе. Более точное изучение общественного мнения поможет избежать многих проблем, с которыми сталкиваются власти при управлении государством. Общественное мнение зависит от того общества, в котором оно формируется и развивается, от принципов этого общества, от культурных ценностей и степени демократизации общественного строя. В российском обществе, где второе десятилетие проводятся реформы, только в последние годы стало со всей отчетливостью осознаваться положение, которое определяло успех фактически всех реформаторов, содержащееся в формуле: «Если хочешь повести за собой людей, — иди за ними». Общественное мнение населения, вектор его направленности, многие другие аспекты жизни общества активно изучаются и публикуются.

На данный момент в России изучением общественного мнения занимаются преимущественно частные исследовательские центры, которые в период перестройки были поставлены перед фактом выживания. И сейчас устоявшие получили общественное признание. Однако переход на коммерческую основу имел и свои недостатки. Это элементарная подтасовка общественного мнения, такого, которое нужно заказчику. Соответственно использование такого «общественного мнения» является обычной рекламой, способом воздействия на сознания людей. А также в том, что преимущественная часть исследований направлена на маркетинговые исследования. В то время как не многие исследовательские центры смогут позволить изучение общенаучных направлений. В их числе можно назвать ВЦИОМ, выпускающий научный журнал «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены» и Левада-Центр – журнал «Вестник общественного мнения». Такова суровая реальность: чтобы стать самоокупаемыми, им пришлось самим играть по законам рынка.


^ Список использованных источников

Гормонов М.К. Общественное мнение. История и современность общественного мнения. – М., 1988.

Горшков М.К. Общественное мнение: история и современность. – М.,1988.

Елсуков А. Н. История социологии. – М.: Высшая школа, 1997

Комаровский В. С. Государственная Служба и СМИ. – Воронеж: Издательство ВГУ, 2003.

Короткова Л. Н. Социология общественного мнения: Конспект лекций. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000.

Лавриненко В. Н. Социология. – М.: ЮНИТИДАНА, 2000.


Официальный сайт ВЦИОМ: http://wciom.ru

Официальный сайт фонда «Общественное мнение»: www.fom.ru

Официальный сайт Аналитического центра Левада-центр: http://www.levada.ru

Свободная энциклопедия «Википендия»: http://ru.wikipedia.org
Реклама:





Скачать файл (43.4 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru
Разработка сайта — Веб студия Адаманов