Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Бережной Е.А. Разработка методов реинжиниринга бизнес-процессов рекламных печатных агентств - файл 1.doc


Бережной Е.А. Разработка методов реинжиниринга бизнес-процессов рекламных печатных агентств
скачать (1461 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1461kb.19.11.2011 08:51скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
На правах рукописи

Бережной Евгений Александрович
Разработка методов реинжиниринга бизнес-процессов рекламных печатных агентств


Специальность 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством

(экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – сфера услуг)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Санкт-Петербург – 2010

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Норильский индустриальный институт»

^

Научный руководитель -


Кандидат технических наук, доцент

Фомичева Светлана Григорьевна





Официальные оппоненты:
^

Доктор экономических наук, профессор


Егоров Владимир Федорович




Доктор экономических наук, профессор


Хорова Любовь Викторовна

^

Ведущая организация -


Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики



Защита диссертации состоится “27” _мая_ 2010 года в _14_ часов на заседании диссертационного совета Д 212.237.02 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов» по адресу: 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, д.21, ауд. 7
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов»

Автореферат разослан “__” ____ 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета В.И.Сигов


^ 1. Общая характеристика работы

Актуальность работы. В последние годы многие российские организации все чаще сталкиваются с сильной конкуренцией со стороны иностранных компаний, проигрывая при этом на собственной территории. Происходит это, прежде всего, из-за низкого уровня производительности труда и плохого качества предлагаемых товаров и услуг, зачастую вызванных уровнем организации бизнеса в целом. Функциональный подход к организации производства, используемый большинством российских организаций, особенно в сфере малого и среднего бизнеса, не предусматривает наличия формальной документации бизнес-процессов и четких должностных инструкций, необходимых для обоснованного разделения ответственности работников или объединения таковых. Развитию бизнеса также препятствует использование сложных типовых организационных структур управления, зачастую просто копируемых у крупных компаний и затрудняющих гибкое управление в условиях быстро изменяющей конъюнктуры рынка и внешних экономических условий. Не является исключением и бизнес-пространство средств массовой информации. На российском рынке большинство печатных СМИ, отдающих на рекламу 80% и более своей площади, являются региональными и относятся к сфере малого и среднего бизнеса. В основном это организации, успешно функционирующие более пяти лет, имеющие свой круг рекламодателей и уверенно занимающие свой сегмент рынка.

Среди основных проблем функционирования печатных рекламных издательств следует отметить несогласованность бизнес-процессов с организационной структурой предприятия, а также отсутствие интеграции специализированных информационных систем, позволяющих значительно повысить эффективность и оперативность деятельности.

В условиях финансового кризиса произошло достаточно резко сужение рекламного рынка в России. За первые девять месяцев 2009 г. доходы от рекламы снизились примерно на 30% до 130 млрд. руб. Спад на рынке рекламы больнее всего ударил по печатным СМИ. По итогам 9 месяцев объем рекламы в прессе сократился на 44%, потери газет от сокращения рекламных площадей составили 37%, журналов – 41%. Сильнее всего пострадали рекламные печатные издания, которые потеряли почти 55 % рекламных денег. Именно эти условия диктуют необходимость комплексного реинжиниринга всей деятельности агентств и решения задачи непрерывного мониторинга соответствия организационной структуры и бизнес-процессов. Последнее как раз и может стать одной из наиболее значимых проблем для административно-управленческого персонала компании при отсутствии (или частичном наличии) автоматизированной системы принятия решений о необходимости реструктуризации предприятия или диверсификации бизнеса. Таким образом, помимо задач разработки методик согласования бизнес-процессов и организационной структуры рекламных печатных агентств, разработки методов автоматической интеграции специализированных информационных систем, необходима разработка и внедрение автоматизированной системы принятия решений о необходимости реструктуризации предприятия или диверсификации бизнеса, как инструмента повышения эффективности.

Высокая значимость решения этих проблем для повышения эффективности деятельности рекламных агентств в условиях сжатия рекламного рынка и отсутствие ряда разработанных теоретических и методических вопросов в этой сфере и определяют актуальность диссертационного исследования.

^ Степень разработанности научной проблемы. Вопросам, рассмотренным в диссертации посвящен ряд работ по реинжинирингу бизнес-процессов и реорганизации предприятий таких авторов, как Н.М. Абдикеева, Т.П. Данько, С.В. Ильдеменова, А.Д. Киселева, Й. Беккера, Л. Вилкова, В. Таратухина, М. Кугелера, М. Роземанна, Г.Н. Калянова, В.Н. Михеева, Ю.Н. Арсеньева, С.И. Шелобаева, Т.Ю. Давыдовой, С.В. Маклакова, В.И. Дубейковского. Проблемы построения нейро-нечеткой математических моделей рассматривались в работах Штовбы С.Д., Леоненкова А.В., Рутковской Д., Пилиньского М., Рутковского Л, Мэтьюза Д.Г., Финка К.Д. Особенности видов рекламы, описывались А.Н. Назайкиным, И.Г. Морозовой, Г.Г. Щепиловой, Ю.Н. Бедулиным, М. Ю. Рогожиным. Так же были проанализированы прототипы ИС для рекламных агентств, разработка которых описана О.Е. Филиновой, Т.В. Макаровой, О.Н. Ткаченко, О.Г Капустиной. Анализ инвестиционной привлекательности авторской системы рассматривался в работах Э.И. Крылова, В.М. Власовой, М.Г. Егоровой, И.В. Журавковой, И.М. Волкова, М.В. Грачевой, Д.С. Алексанова.

Предложенные в данной работе решения, будучи выработанными на основе комплексного подхода, позволяют произвести качественный реинжиниринг бизнес-процессов рекламного агентства, что значительно сокращает общие временные и стоимостные затраты на подготовку выпуска продукции, а сопутствующая реструктуризация позволяет оптимизировать численность персонала и более оперативно принимать решения в условиях внешней нестабильности на рынке.

^ Объектом исследования являются рекламные агентства, выпускающие печатную продукцию (в частности, газеты), и отдающие на рекламу более 80% всей площади.

Предметом исследования являются теоретические, методические и практические вопросы организации деятельности рекламных агентств на основе совершенствования их бизнес-процессов и организационной структуры управления.

^ Целью диссертационной работы является совершенствование деятельности рекламных печатных агентств малого и среднего бизнеса на основе согласования их бизнес-процессов и оргструктуры и разработки методов автоматической интеграции специализированных информационных систем.

Для достижения поставленной цели был решен ряд задач:

- оценены роль и место рекламной деятельности в экономике, показано институциональное строение и динамика рекламной деятельности, рассмотрены основные формы рекламных агентств, функционирующих в России;

  • произведен аналитический обзор материалов, связанных с деятельностью рекламных агентств, разработкой информационных систем для рекламных агентств малого бизнеса, реинжинирингом бизнес-процессов, ролью организационных структур в деятельности предприятия, экономическими оценками эффективности систем;

  • проведено исследование организационных структур российских и иностранных печатных агентств малого и среднего бизнеса;

  • проведен анализ роли информационных систем в формировании организационной структуры агентства;

  • проведен системный и функционально-стоимостной структурный анализ бизнес-процессов деятельности печатных агентств;

  • разработана система нечеткого вывода для решения задачи непрерывного автоматического мониторинга соответствия бизнес-процессов и организационной структуры рекламных агентств как возможности непрерывной адаптации к нестабильной внешней среде;

  • разработана универсальная нейро-нечеткая математическая модель для оценки эффективности работы рекламных печатных агентств в сфере малого и среднего бизнеса;

  • разработана методика реинжиниринга бизнес-процессов рекламных печатных агентств малого и среднего бизнеса на базе авторской информационной системы «АСОРЗ».

^ Теоретической и методологической основой работы послужили фундаментальные и прикладные исследования отечественных и зарубежных учёных и практиков, посвященные проблемам стратегического управления, менеджмента, планирования, формирования и функционирования рынка и субъектов рекламной деятельности, нормативно-правовые и научно-методические разработки по вопросам формирования и оценки организационной структуры управления предприятий.

Для решения поставленных задач использовались теория стратегического управления, методы анализа инвестиционной деятельности, методы экономико-математического моделирования, теория систем и методы системного анализа, методы функционально-стоимостного анализа, теория графов, теория нечетких систем.

^ Структура диссертации Диссертационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения (155 страниц), приложений на 45 страницах, списка литературных источников - 122 наименования, 22 таблиц, 47 рисунков и диаграмм.
^ II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы, сформулирована цель исследований, показаны научная новизна и практическая значимость проведенного исследования..

В I главе рассмотрены основные проблемы рекламных печатных агентств малого и среднего бизнеса, функционирующих на территории РФ. Показано, что до сентября 2008 г. российский рекламный рынок был один из быстрорастущих в мире. Так, в 2003-2007 гг. рекламный рынок ежегодно рос на 24-28%, а в 2001-2002 г.г – на 60%, восстанавливаясь после кризиса 1998 г. Рост за 2008 г. составил 17%. В нынешних условиях реклама представляет собой одну из крупнейших отраслей экономики, объединяющую сотни тысяч рекламных агентств и бюро, в которых работают миллионы сотрудников. Рекламные агентства играют положительную роль, будучи координаторами торговли и производства, в интересах потребителей и всего общества содействуют рациональному предложению и, наоборот, ограничивают объем нерациональных или преждевременных предложений. От того, насколько эффективно будет работать эта система, в немалой степени зависит эффективность функционирования экономики в целом. Классифицируются рекламные агентства по объему оказываемых услуг - с полным или ограниченным циклом услуг; по видам предлагаемых услуг - универсальные и специализированные и по территориальному признаку - внутренние, региональные или международные.

Говоря об организационной структуре, следует отметить, что в малых агентствах структура не всегда официально оформлена и построена по системе отделов или групп, в отличии от средних и крупных. Соответственно, основное внимание автором уделяется проблемам формирования организационной структуры и развития ее в соответствии с изменениями окружающей среды.

В работе выделены основные аспекты формирования организационной структуры управления предприятием в современных условиях, ее зависимость от бизнес-процессов. Отмечено, что существующие типовые оргструктуры в рекламных СМИ являются устаревшими, так как не могут адаптироваться под быстро изменяющиеся условия рыночной экономики, что и было доказано в период финансового кризиса 2008-2009 гг.

Основная направленность диссертационной работы обусловлена недостаточной проработкой вопросов формирования и оценки сбалансированности бизнес-процессов рекламных печатных агентств и их организационных структур управления.

В работе приведена терминологическая база «реинжиниринга», определено понятие «реинжиниринга», как фундаментального переосмысления и радикального перепроектирования деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений главных показателей деятельности компании, таких, как стоимость, качество и уровень сервиса. Рассмотрены 4 основных этапа реинжиниринга: разработка образа-видения будущей компании, анализ существующего бизнеса, разработка нового бизнеса, внедрение проекта нового бизнеса. Особо отмечена роль информационных технологий как неотъемлемой части реинжиниринга бизнес-процессов в современных условиях.

Рассмотрено понятие автоматизированной корпоративной информационной системы (КИС) как основного элемента информационной концепции управления предприятием. Принцип реализации КИС состоит в создании автоматизированных рабочих мест (АРМ), ориентированных на решение отдельных комплексов задач системы управления. Наибольший эффект от автоматизации при внедрении корпоративной информационной системы управления предприятием (ИСУП) достигается при переходе к процессно-ориентированной модели управления, при которой деятельность предприятия представляется как совокупность бизнес-процессов.

Рассмотрены ключевые показатели эффективности деятельности предприятий, описаны получаемые с помощью модели сбалансированных показателей (KPI) преимущества. Система ключевых показателей эффективности деятельности компании позволяет устанавливать приоритетные задачи, при этом транслируя их по всей вертикали структуры управления, дает возможность мотивации сотрудников, позволяет проводить постоянный мониторинг работы организации в целом. Выявлено, что на сегодняшний день система показателей эффективности работы издательских предприятий отсутствует.

Проведен патентный поиск специализированных информационных систем для рекламных агентств малого и среднего бизнеса, что позволило сделать вывод о невозможности использования зарубежных систем. Результаты проведенного анализа выявили, что системы зарубежного происхождения не всегда совместимы с российскими финансовыми системами малого и среднего бизнеса в силу специфичности последних, а отечественные системы очень слабо представлены на рынке.

Исследования рынка программ верстки печатных изданий показали, что сегодня на рынке конкурируют несколько программных продуктов компаний Adobe, Quark, Corel и Tex, доработка и усовершенствование которых успешно ведется на протяжении многих лет, не дает возможности говорить о синхронизации данных, так как данные графические пакеты узко специализированы для работы в редакционной службе печатных агентств.

Установлено, что подавляющее большинство организаций сферы малого и среднего бизнеса для ведения бухгалтерского учета пользуется решениями на платформе «1С: Предприятие», в связи с чем при дальнейшей разработке ИСУП было принято решение об интеграции данных с системой «1С: Бухгалтерия».

В главе 2 проводится исследование организационных структур рекламных агентств, функционирующих в России и за рубежом. Исследование зарубежных печатных рекламных агентств позволило сформировать их типовую организационную структуру управления. Показано, что данная структура, в основном сориентирована на сферу среднего бизнеса, имеет четыре уровня иерархии. Обзор российских организаций позволил выявить типовую оргструктуру среднего рекламного агентства, занимающегося выпуском нескольких печатных изданий. Направленность деятельности структурных подразделений отчасти напоминает зарубежный аналог, что говорит о схожей системе организации работ, но при этом общее количество уровней иерархии данной структуры управления равно пяти. Анализ деятельности печатных агентств малого бизнеса показал, что структура организации проецируется с сегмента среднего бизнеса с численным уменьшением штатного персонала, но без уменьшения числа уровней иерархии управления и имеет жесткую иерархическую структуру.

Поскольку жесткая иерархическая структура уместна для предприятий, ведущих свою деятельность при стабильных внешних условиях, и, чем больше уровней иерархии, тем медленнее предприятие реагирует на изменения условий рынка, обоснована необходимость того, что малому бизнесу, как наиболее мобильному, необходима плоская структура управления с минимально возможным количеством иерархий для успешного развития в условиях динамичной внешней среды.

На практике более половины рекламных агентств в сфере малого и среднего бизнеса, слабо автоматизированы – как правило, автоматизация охватывает лишь некоторые процессы по редактированию и верстке печатных изданий, либо совсем не автоматизированы – это подтверждается данными, полученными в ходе проведения опроса об использовании специализированных информационных систем для учета и обработки заказов в рекламных агентствах малого и среднего бизнеса.

Автором проведен анализ бизнес-процессов типового рекламного печатного агентства Построены инфологические модели информационных потоков IDEF0 (AS-IS), потоков данных DFD («AS-IS»). Выявлены «узкие места» в деятельности данного агентства, среди которых слабое взаимодействие между структурными единицами, необоснованное дублирование работ, «размытость» профессиональной ответственности, большое количество рутинных операций. Показана несбалансированность бизнес-процессов с существовавшей организационной структурой.

Временной анализ процессов агентства сферы малого и среднего бизнеса показал, что затраты рабочего времени менеджеров и специалистов при подготовке недельного выпуска, состоящего из двух номеров разного объема, занимала более 380 чел./час.

Проведенный автором функционально-стоимостной анализ деятельности издательства ООО «Редакция газеты «О’Кей!», являющегося типичным представителем малого бизнеса в своем сегменте рынка, подтвердил неэффективность деятельности при существовавшей реализации бизнес-процессов и оргструктуры. Оргструктура печатного агентства, существовавшая до начала проведения исследований, имела иерархическую топологию с 5 уровнями иерархии. Вид существовавшей организационной структуры не попадал в сегмент малого бизнеса, и не позволял организации оперативно принимать решения в условиях нестабильной внешней среды.

В результате, автором обоснована необходимость проведения реинжиниринга бизнес-процессов и изменения оргстуктуры агентства на основе рационального применения новых информационных технологий при соблюдении баланса между реализуемыми бизнес-процессами и организационной структурой.

В рамках проведения системного анализа произведен опрос экспертов, на основе которого получена оценка экспертных мнений по количеству уровней иерархии различных организационных структур управления. Коэффициент конкордации равен 0,87551, что свидетельствует о высокой степени согласованности экспертных оценок.

Для анализа эффективности работы рекламных печатных агентств была построена нейро-нечеткая модель, использующая результаты прямого экспертного опроса и позволяющая оценить уровень компании, результативность работы ее сотрудников. Обучение модели проводилось по результатам опроса Южно-Уральского центра исследований об использовании специализированных информационных систем для учета и обработки заказов в рекламных агентствах малого и среднего бизнеса, по открытым данным каждого из рассматриваемых агентств, а так же по выборке экспертных мнений.

Для нечеткой модели была выделена система ключевых показателей, существенно влияющих на деятельность организации с учетом специфики рекламных печатных СМИ. Выделенные входящие критерии внутри модели объединены в группы, на основе которых формируется выходное значение эффективности работы рекламных агентств.





где - нечеткие функционалы от входных параметров ; - количество уровней иерархии в оргструктуре; - уровень автоматизации; - скорость принятия управленческих решений; - количество штатных сотрудников; - процент высококвалифицированных специалистов; - стоимость размещения рекламы; - уровень предоставляемых агентством бонусов; - уровень удобства размещения заказов; - тираж печатного издания; - периодичность выхода издания; - размер печатного издания; - длительность работы на рынке в своем регионе; - количество рекламаций от клиентов.

Выделенные критерии были сгруппированы по признакам и степени влияния на конечную эффективность работы агентств в параметры – уровень организации производственного процесса рекламного агентства, – уровень квалификации персонала штатного состава предприятия, – оценка предоставляемого сервиса рекламодателями, – степень конкурентоспособности агентства в своем сегменте рынка, – оценка имиджа рекламного агентства.

В скорректированную после обучения модель были подставлены реальные данные исследуемого рекламного агентства до проведения реинжиниринга (рисунок 1).


Рисунок 1. Графическое представление выходных значений , , , и до проведения реинжиниринга
Выходное значение попадает в нечеткий терм «Средняя» и говорит о том, что для вывода агентства в лидеры на рынке НПР необходимо проведение реинжиниринга бизнеса. Также проведена оценка адекватности разработанной модели.

В главе 3 по результатам проведенного анализа была построена инфологическая модель IDEF0 («TO-BE») и DFD («TO-BE») («как должно быть»), в которой реорганизация бизнес-процессов производится на основе применения сбалансированных IT-решений: за счет интеграции автоматизированных бизнес-процессов и изменения организационной структуры управления.

Проектирование модели «TO-BE» проводилось с использованием «top-down» подхода, основным преимуществом которого является разработка процессов «как должно быть» строго в соответствии со стратегическими целями предприятия. Одними из главных целей практически любого рекламного агентства являются повышение качества предоставляемых услуг и, вместе с тем, оптимизация численности персонала и минимизация затрат на производство. При построении инфологической модели «TO-BE» особое внимание уделено устранению слабых мест, выявленных на этапе моделирования и анализа модели «AS-IS». Для обоснования преимущества спроектированной модели бизнес-процессов была разработана методика преобразования IDEF0-моделей в эквивалентные орграфы, которые в свою очередь, были проанализированы методами сетевого моделирования. Структурная компактность графов примерно идентична, что говорит о практически одинаковой надежности их связей и временных задержках при обмене информацией.

При расчете критического пути ранние сроки совершения событий вычислены по формуле . Для сетевого графа, построенного на основе модели бизнес-процессов «AS-IS», ранний срок наступления завершающего события наступит через часов, а для модели «TO-BE» ранний срок составит часов. Аналогичным образом был рассчитаны критическое значение стоимостных затрат (в рублевом эквиваленте) в денежном выражении при фиксированном времени выполнения бизнес-процессов. Для модели «AS-IS» оно составляет 22,78 тыс. руб., для «TO-BE» - 16,80 тыс. руб., что в целом дает выигрыш более 25% к стоимости бизнес-процессов.

При разработке инфологической модели «как должно быть» большое внимание было уделено не только оптимизации бизнес-процессов в организации, но и их взаимодействии с организационной структурой управления. В процессе проведенного системного анализа предметной области была построена оптимальная оргструктура среднего рекламного агентства (рисунок 2), в которой четко были определены уровни иерархии (не более 3-х), минимально необходимое количество специалистов с четким распределением обязанностей.


Рисунок 2. Организационная структура печатного агентства после реинжиниринга
Формирование новой структуры управления проходило в несколько этапов:

  1. ^ Формирование вариантов процессов. По результатам построенной IDEF0-модели («AS-IS») деятельности организации, были выделены основные блоки процессов для проведения их дифференциации на основании дополнительных критериев. За основной процесс взят контекстный уровень диаграммы «AS-IS», за дифференцированные – его декомпозиции первого и второго уровней, представляющие собой основные группы задач агентства.

  2. ^ Образование организационных единиц. Для того, чтобы минимизировать число организационных интерфейсов и сформировать единообразные управленческие решения, выполнение каждого из представленных основных бизнес-процессов было закреплено за отдельной структурной единицей.

  3. ^ Формирование должностей и их присвоение организационным единицам. Этап формирования должностей проводится абстрагировано от предыдущего этапа (определение ролей и потребности в персонале). Причиной этому служит возможная предвзятость при анализе квалификации, связанная с ассоциацией определенной должности с конкретными сотрудниками, а так же ориентация на устоявшуюся оргструктуру организации, что зачастую встречается в случаях, когда она не изменяется продолжительное время.

После присвоения должностей организационным единицам проведено разделение должностных обязанностей по бизнес-процессам. Детализация работ построена на основании данных IDEF0 модели «TO-BE», рассмотрены основные процессы в детализации до третьего уровня декомпозиции. Результатом явились должности и организационные единицы, сформированные с основным требованием минимизации организационных интерфейсов.

Основными отличиями существующей и спроектированной организационными структурами являются:

  • сокращение штатных единиц, работа которых была рутинной и стала полностью автоматизирована (сокращение должностей специалиста по допечатной подготовке и менеджеров по работе с данными дало агентству значительный выигрыш порядка 15% от общей численности персонала);

  • уменьшение количества директивных компетенций между организационными единицами, в результате чего снижен уровень потенциальных конфликтов и потерь в результате разногласий при выполнении оперативных задач;

  • построенная на основе проведенного системного анализа организационная структура стала более плоской – сократилось количество уровней иерархической вложенности до 3, что привело к сокращению времени принятия решения до 10 раз.

Внедрение новой системы бизнес-процессов повлияло и на качество предоставляемых услуг: оптимизация рутинных работ позволила внедрить новые бизнес-процессы по контролю выполнения выхода номеров и планированию выпусков, вследствие чего на диаграмме появилась возможность проследить циклы Деминга, что говорит о присутствии в рекламном агентстве системы контроля качества, обеспечивающей непрерывное совершенствование производства.

Для оценки эффективности деятельности ООО «Редакция газеты «О’Кей!» после проведения реинжиниринга бизнес-процессов, была использована нейро-нечеткую модель, представленная в главе 2 диссертации. В результате были получены значения, подтверждающие высокую эффективность работы агентства на рынке НПР после реинжиниринга:

  • уровень организации производственного процесса рекламного агентства ,

  • уровень квалификации персонала штатного состава предприятия ,

  • оценка предоставляемого сервиса рекламодателями ,

  • степень конкурентоспособности агентства в своем сегменте рынка ,

  • оценка имиджа рекламного агентства

Расчетное значение эффективности входит в терм «Высокая», что позволяет говорить об эффективности проведенного реинжиниринга бизнес-процессов рекламного агентства и качестве его функционирования в целом.

Данная нейро-нечеткая модель реализована в виде программного модуля, входящего в состав автоматизированного рабочего места менеджера рекламного агентства авторской автоматизированной системы «АСОРЗ» и в автоматическом режиме реагирует на ситуации, когда значимые параметры выходят за допустимые пределы. Значения пределов устанавливаются в интерактивном режиме менеджерами агентства.

По результатам исследований и практических работ была разработана методика реинжиниринга печатных агентств (рисунок 3,а).



Рисунок 3 а). Обобщенная методика реинжиниринга бизнес-процессов рекламных агентств

б). Схема реализации методики реинжиниринга бизнес-процессов рекламных агентств
Реализация данной методики реинжиниринга базируется на использовании информационной системы поддержки принятия решений в управлении предприятием, структурная схема архитектуры которой представлена на рисунке 3,б. Примером конкретной реализации информационной системы управления производством для издательских предприятий Норильского промышленного региона служит разработанная авторская информационная система обработки рекламных заказов, состоящая из 8 автоматизированных рабочих мест, взаимосвязь которых показана на рисунке 4.


Рисунок 4. Структура АРМ «АСОРЗ»
Благодаря внедрению авторской системы «АСОРЗ» показано, что практически на каждом этапе своей деятельности работники рекламной службы тесно взаимодействуют с сотрудниками других подразделений, таких, как служба маркетинга, финансовая служба и редакция. Данный комплекс синхронизирует работу каждой из служб рекламного агентства и обеспечивает целостность всего производственного процесса, позволяя избежать срыва сроков сдачи номера, переполнения/недобора площади номеров и ошибок, связанных с оплатой заказов.

В результате выполнены работы по оптимизации деятельности всего рекламного агентства в целом - для каждой должности предусмотрено свое автоматизированное рабочее место со своим набором функций, таким образом, создается четкая иерархия должностей в организационной структуре, минимально необходимая для выполнения работ, а присутствие системы контроля качества обеспечивает высокий уровень оказываемых агентством услуг.

За 2 года своего существования новая оргструктура доказала свою предпочтительность по следующим аспектам:

  • значительно сократилось время принятия решений как оперативных, так и стратегических (рисунок 5,а). На отдельных этапах работы время принятия оперативного решения сократилось в 10 раз, время принятия стратегических решений так же уменьшилось за счет сокращения количества уровней организационной структуры;

  • сократился штат малоквалифицированного персонала – помимо сокращения должностей, занимавшихся рутинной работой, внедрение системы позволило сократить часть работников по приему объявлений (порядка 25% от общего количества работников агентства) за счет проработанного интерфейса и расширенных возможностей самой системы (рисунок 5,б);

  • появилась возможность повышения оплаты труда высококвалифицированным сотрудникам за счет снижения трудозатрат на производство рекламных заказов и снижения общей себестоимости продукции (как социальный фактор стоит отметить, что средний оклад специалистов в агентстве стал примерно 1,5 - 2 раза выше).




Рисунок 5 а). Изменения численности персонала агентства

б). Изменения параметра «Время принятия решений»
Одним из главных преимуществ системы «АСОРЗ» является полный контроль над заказами, начиная с момента создания до момента публикации и проверки их фактического выхода.

Разработанную систему «АСОРЗ» предполагается позиционировать не только как инструмент автоматизации существующей схемы бизнес-процессов предприятия и реструктуризации его штата, но и как комплекс методических инструкций для развертывания нового бизнеса в сфере печатных СМИ. Для этой цели было создано «коробочное» решение на базе авторской системы «АСОРЗ», в состав которого, помимо стандартного содержания «коробочной» версии продукта, входят:

  • инструкции по получению лицензии;

  • инструкции по развертыванию программного обеспечения и организации единого информационного пространства;

  • рекомендации по набору штатного персонала;

  • должностные инструкции для сотрудников определенной структуры управления;

  • основные служебные положения, необходимые организации для работы с клиентами.

Комплект документов и инструкций, включенных в «коробочную» версию развертывания бизнеса, позволит предпринимателю выйти на рынок предоставления рекламных услуг, наиболее рационально используя стартовый капитал, а так же поможет составить бизнес-план создания и развития организации для получения государственных субсидий на открытие своего дела.

Была произведена оценка привлекательности инвестиционного проекта, для чего была смоделирована ситуация выхода на рынок рекламного агентства с штатом около 10 человек (таблица 1). Финансовые показатели рассчитывались для двух случаев:

    1. без приобретения проекта – ситуация, в которой производственная деятельность не автоматизирована, большинство работ выполняется вручную, отсутствует единое информационное пространство;

    2. с учетом приобретения проекта – в этом случае показатели рассчитываются с условием привлечения заемных средств на покупку проекта по оптимизации производственного цикла и его внедрение.

Таблица 1

Уплотненный баланс рекламного агентства, тыс. руб.

Показатели актива

Без приобретения проекта

С учетом приобретения проекта




Показатели пассива

Без приобретения проекта

С учетом приобретения проекта

^ Рекламное агентство

Внеоборотные активы

400

550

 

Собственный капитал

350

450

Оборотные активы

100

100

 

Кредиты




150

 







 

Кредиторская задолженность

150

50

БАЛАНС

500

650

 

БАЛАНС

500

650


Стоимость внедрения проекта, включающая в себя приобретение коробочного бизнеса и минимальных затрат на необходимое оборудование, составляет около 150 тысяч рублей. Затраты на оборудование в данном случае минимальны, так как типографские услуги, реализация которых на своем оборудовании может значительно снизить ликвидность активов компании, на начальном этапе отданы на аутсорсинг.

В таблице 2 приведены результаты анализа операционной деятельности.

Таблица 2

Обобщенные показатели операционной деятельности рекламного агентства




Показатель

Без приобретения проекта

^ С учетом приобретения проекта

1.1

Выручка от реализации продукции, т.р.

6000

7000

1.2

Себестоимость продукции без включения затрат на амортизацию и оплату кредита, т.р.

4200

3600

1.3

Амортизация - 10% стоимости ОС до начала инвестирования и 15% ОС, приобретенных по инвестиционному проекту, т.р.

40

122,5

1.4

Себестоимость с учетом амортизации, т.р.

4240

3722,5

1.5

Прибыль от реализации, т.р.

1760

3277,5

1.6

Рентабельность реализованной продукции по прибыли, % (1.5 / (1.2 + 1.3))

40,2%

82,1%


Рост выручки объясняется уменьшением общего количества площади, занимаемой бесплатной рекламой за счет привлечения большего количества клиентов и объемов публикуемых заказов. Себестоимость оказываемых услуг снижена за счет автоматизации большого количества процессов агентства и более рационального использования рабочего времени сотрудников. Увеличение показателя рентабельности от реализации продукции в случае успешного внедрения инвестиционного проекта составляет более 40%, что указывает на более высокий уровень организации бизнес-процессов, более рациональное использование оборудования, низкий уровень неоправданных расходов и непредвиденных потерь, высокую производительность труда на предприятии, а так же является индикатором эффективность текущих затрат.

Обобщенные показатели инвестиционной деятельности рекламного агентства представлены в таблице 3.

Таблица 3

Обобщенные показатели инвестиционной деятельности рекламного агентства

 

Показатель

Без приобретения проекта

^ С учетом приобретения проекта

3.1

Проценты за кредит уплаченные (10% суммы кредита)

-

15

3.2

Налог на имущество, т.р. (2% от суммы 2.2 и 2.3)

9,6

12,6

3.3

Налог на прибыль, т.р.

350,08

652,98

3.4

Чистая прибыль, т.р.

1400,32

2611,92

3.5

Рентабельность продукции по чистой прибыли, % (3.6 / 1.4)

33,0%

70,2%

3.6

Рентабельность активов по чистой прибыли, % (3.6 / 2.1)

280,1%

401,8%

3.7

Рентабельность производственных фондов по чистой прибыли, % (3.6 / 2.5)

291,7%

414,6%

3.8

Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли, % (3.6 / 2.6)

400,1%

580,4%


Высокий рост рентабельности по сравнению с аналогичным показателем до начала инвестирования свидетельствует о повышении эффективности производства, улучшении использования материальных и трудовых ресурсов и снижении потерь при внедрении информационной системы в производственную деятельность.

Так же были рассчитаны основные инвестиционные показатели привлекательности проекта:

^ Простая норма прибыли на инвестиции – 734,3%

Чистая текущая ценность инвестиций – 951,45 тыс.руб

Индекс доходности инвестиций- 5,76

Срок окупаемости инвестиций – 2,3 мес.

Полученные значения свидетельствуют о прибыльности вложенных собственниками средств и высоком экономическом эффекте, достигаемом при внедрении проекта, что позволяет в условиях рынка минимизировать срок погашения инвестиционного кредита.

^ В заключении обобщены итоги проведенных исследований и результаты реинжиниринга рекламного печатного агентства.
Основные научные положения, выносимые на защиту

  • Основными проблемами печатных рекламных издательств зачастую являются непродуманная организационная структура и отсутствие интеграции специализированных систем.

  • Разработанные схемы бизнес-процессов, структуры управления и инфологические модели позволяют контролировать весь технологический процесс.

  • Разработанная математическая нейро-нечеткая модель позволяет оценить эффективность работы любого рекламного печатного агентства

  • Технология интеграции специализированных информационных систем, автоматизация процессов контроля и учета рекламных заказов и внедрение системы штрих-кодирования позволяют существенно увеличить производительность труда.

  • Использование авторской информационной системы и пакета инструкций в составе «коробочной» версии развертывания бизнеса значительно облегчит задачу по выводу нового рекламного агентства на рынок, изначально сделав его серьезным конкурентом.

  • Предложенная методика реинжиниринга бизнес-процессов рекламных печатных агентств позволит им стать более конкурентоспособными с другими сегментами СМИ.


^ Ш. ВКЛАД АВТОРА В ПРОВЕДЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Теоретические положения, выводы и методические рекомендации, содержащиеся в диссертации, являются результатом самостоятельного исследования автора. Конкретное личное участие автора в получении результатов, изложенных в диссертации, и личный вклад автора в исследование проблемы состоит в следующем:

- проведена оценка роли и места рекламной деятельности в экономике,

показаны динамики развития рекламной деятельности и динамика ее структуры; раскрыта рекламная деятельность печатных СМИ; показаны организационные формы реализации рекламной деятельности в России;

  • на основе анализа деятельности рекламных агентств выявлены проблемы их адаптации к внешней экономической среде и основные факторы, влияющие на уровень их конкурентоспособности;

  • на основе системного и функционально-стоимостного структурного анализа бизнес-процессов деятельности рекламных печатных агентств показана необходимость использования современных информатизационных продуктов для снижения времени принятия решений и оптимизации их численности;

  • предложена и обоснована система нечеткого вывода для формирования непрерывного автоматического мониторинга соответствия бизнес-процессов и организационной структуры рекламных агентств как возможности перманентной адаптации к нестабильной внешней среде;

  • разработана методика реинжиниринга бизнес-процессов рекламных печатных агентств малого и среднего бизнеса;

  • разработана методика коробочного развертывания бизнеса в сфере рекламных печатных агентств, позволяющая при небольших стартовых затратах создать фирму, войти в рынок и закрепиться в нем.


^ IY. НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Научная новизна исследований состоит в следующем:

  • на основе системного анализа деятельности как российских, так и зарубежных рекламных печатных агентств малого и среднего бизнеса, анализа их организационных структур выполнена оценка согласованности бизнес-процессов и их организационным структурам;

  • разработаны методические основы оптимизации бизнес-процессов и организационных структур рекламных печатных агентств, включающие в себя методику сравнительного анализа бизнес-моделей на основе преобразования IDEFX-моделей в ориентированные графы, алгоритм реинжиниринга бизнес-процессов печатных агентств за счет внедрения современных IT-технологий и методику реорганизации структуры управления предприятия;

  • разработана нейро-нечеткая математическая модель, позволяющая оценить эффективность управления рекламным печатным агентством и проведена оценка эффективности деятельности рекламных печатных агентств после их реинжиниринга и реструктуризации по методикам , предложенным автором;

  • предложены и обоснованы методические рекомендации по развертыванию бизнеса в сфере рекламных услуг, включенные в «коробочную» версию и включающие в себя, в частности, инструкции по получению лицензии, методические указания по развертыванию и настройке единого информационного пространства, рекомендации по набору штатного персонала и его должностным инструкциям, а так же необходимые служебные положения, необходимые организации для работы с клиентами.

^ Практическая ценность работы заключается в следующем:

  • разработана структура базы данных для организации единого информационного пространства рекламного печатного агентства;

  • разработана информационная система, обеспечивающая учет заказов агентства на каждом из этапов их жизненного цикла, начиная от момента приема, и заканчивая проверкой их фактического выхода;

  • на авторский программный комплекс «АСОРЗ» получен государственный патент 2009611910 от 17.02.2009г.;

  • произведен фактический комплексный реинжиниринг рекламного печатного агентства ООО «Редакция газеты «О’Кей!», позволивший во время финансового кризиса не только сохранить свою долю рынка, но и стать практическим монополистом в Норильском промышленно регионе;

  • на базе предложенных в работе методик «коробочного» бизнеса развернута работа печатных агентств в г. Уфа и в г. Стерлитамак.

Реализация поставленной в работе цели позволяет снизить трудовые и временные затраты на организацию приема, учета и выпуска продукции в рекламных печатных агентствах, минимизировать штат сотрудников, сформировать плоскую организационную структуру управления с четким разделением обязанностей как между подразделениями, так и между отдельными штатными единицами, что позволяет оперативно принимать тактические и стратегические решения.

Практическая ценность диссертационных исследований также состоит в том, что ее основные положения, выводы и рекомендации по реинжинирингу бизнес-процессов ориентированы на их широкое применение в рекламных агентствах малого и среднего бизнеса, ведущих свой бизнес на территории Российской Федерации. Результаты исследований могут быть применены при проведении консалтинговых работ в однотипных предприятиях, выбраны за основу при стоимостном и временном анализе бизнес-процессов, определены как эталон в бенчмаркинге.

^ Апробация и внедрение результатов

Теоретические исследования диссертации докладывались на:

  • Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Информационные системы и технологии в социально-экономических и правовых процессах», Северо-Кавказский социальный институт, г. Ставрополь, 2007г.;

  • I региональной научной конференции молодых ученых и преподавателей, аспирантов, студентов и учащихся «Научный потенциал НПР – XXI век», Норильский индустриальный институт, г. Норильск, 2008г.;

  • VII Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Молодежь и современные информационные технологии", Томский политехнический университет, г. Томск, 2009г.;

  • 5-я международной научно-практической конференции «Прогрессивные технологии развития», Тамбовский государственный университет, г. Тамбов, 2009г.;

  • Международной научно-технической конференции «Состояние и перспективы развития электротехнологии» (XV Бенардосовские чтения), Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина, г. Иваново, 2009г.

  • XII научно-практической конференции «Реинжиниринг бизнес-процессов на основе современных информационных технологий. Системы управления знаниями», Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), г. Москва, 2009г.

  • II региональной научной конференции молодых ученых и преподавателей, аспирантов, студентов и учащихся «Научный потенциал НПР – XXI век», Норильский индустриальный институт, г. Норильск, 2009г..

  • «Таймырские чтения – 2009». Норильский индустриальный институт, г.Норильск, 2009г.

Практические результаты в виде информационной системы «АСОРЗ» внедрены в ООО «Редакция газеты «О’Кей!», г. Норильск (ПИ №ФС77-22244 от 28.10.2005г.) в июле 2007г., где успешно функционируют по настоящее время. Система была так же опробована в ООО «Сфера», г. Стерлитамак (ПИ №ТУ02-00052 от 22.10.2008г.), где положительно себя зарекомендовала, обеспечив развертывание нового бизнеса с минимальными затратами и последующую его стабильность в организации управления бизнес-процессами.

По результатам работы опубликовано 9 статей (в том числе 2 в журналах перечня ВАК), получено свидетельство о регистрации программы ЭВМ «АСОРЗ» в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, 2 акта о внедрении результатов работы. По теме диссертации опубликованы следующие работы:

  1. Бережной Е.А., Фомичева С.Г. Реинжиниринг бизнес-процессов рекламного печатного агентства // Организатор производства: теоретический и научно-практический журнал. М., №1 (40) 2009г., стр.21-27, 0.5 п.л.;

  2. Бережной Е.А. Инфологическое моделирование бизнес-процессов рекламных агентств // Экономика и управление: Российский научный журнал, Спб., №3 (43) 2009, стр.107-113, 0.8 п.л.;

  3. Бережной Е.А. Инфологическое моделирование бизнес-процессов печатных агентств // Информационные системы и технологии в социально-экономических и правовых процессах: Материалы всероссийской научно-практической интернет-конференции / Под ред. Е.Н. Шиянова, В.В. Неверовой, Ж.В. Игнатенко. – Ставрополь: СКСИ, 2007. – 240с., стр.95-99, 0.2 п.л.;

  4. Бережной Е.А. Реинжиниринг информационных процессов рекламных агентств малого и среднего бизнеса // Прогрессивные технологии развития: Сборник материалов 5-й международной научно-практической конференции: 23-24 ноября 2008. – Тамбов: Издательство Першина Р.В., 2009. – 146 с., стр.72-74, 0.1 п.л.;

  5. Бережной Е.А. Автоматизация работы печатных издательств на примере ООО "Редакция газеты "О'Кей!" // Молодежь и современные информационные технологии. Сборник трудов VII Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Молодежь и современные информационные технологии". Томск, 25-27 февраля 2009г., ч.2. Томск: Изд-во СПБ Графикс – 287 с., стр.131-133, 0.2 п.л.;

  6. Бережной Е.А. IT-реинжиниринг печатных агентств Норильск // Таймырские чтения – 2009 [Текст]: сб. докладов / науч. ред. О.Н. Хакимулина; Норильский индустр. ин-т. – Норильск: НИИ, 2009. –242 с., стр.157-162, 0.35 п.л..

  7. Бережной Е.А. СМИ в условиях мирового финансового кризиса // Материалы конференции "ХV Бенардосовские чтения", 27-29 мая 2009г., стр. 174, 0.1 п.л.;

  8. Бережной Е.А. Совершенствование бизнес-процессов рекламных печатных агентств // Научный вестник НИИ № 5 (2009), стр.32-40, 0.3 п.л..

  9. Бережной Е.А. Комплексное моделирование «коробочных» ERP-систем для малого бизнеса // XII научно-практическая конференция «Реинжиниринг бизнес-процессов на основе современных информационных технологий. Системы управления знаниями» (РБП-СУЗ-2009): Сборник научных трудов / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики – М., 2009, 0.2 п.л..

  10. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ «Автоматизированная система обработки рекламных заказов (АСОРЗ)» № 2009611910 от 17 февраля 2009г.



Скачать файл (1461 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru