Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Государственные и муниципальные финансы - файл 1.doc


Лекции - Государственные и муниципальные финансы
скачать (1512.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1513kb.19.11.2011 08:51скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Реклама MarketGid:
Загрузка...




Министерство финансов российской федерации

Всероссийская государственная налоговая академия
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

Направление 080100.62 «Экономика»

081100.62 «Государственное и муниципальное управление»

Москва 2011
ББК 65.290-93

УДК 658.152/.153

С-24

Автор

профессор кафедры «Финансы и кредит»

кандидат экономических наук

^ А.С. Светозаров
Рецензенты

Утверждено и рекомендовано решением

УМС финансово-экономического факультета ВГНА Минфина России

в качестве учебно-методического издания


© ВГНА Минфина России, 2011

© Светозаров А.С., 2011
^

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



Организационно-методический раздел
Учебно-методический комплекс по курсу «Государственные и муниципальные финансы» включает в себя рабочую программу, курс лекций, планы семинарских занятий, задания для самостоятельной работы, тесты, темы рефератов, вопросы к зачету и экзамену, рекомендуемую литературу.

Рабочая программа по курсу «Государственные и муниципальные финансы» разработана в соответствии с требованиями ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100.62 Экономика (квалификация «бакалавр») профиль «Финансы и кредит» и по направлению 081100.62 Государственное и муниципальное управление (квалификация «бакалавр»).

^ Предметом изучения курса являются экономические, организационно-правовые и социальные аспекты функционирования государственных и муниципальных финансов применительно к современному периоду преобразований финансовой системы и проведения бюджетной реформы.

Государственные и муниципальные финансы – это важнейшее звено финансово-кредитной системы страны. Они представляют собой совокупность денежных отношений, проявляющихся в особых формах доходов и расходов, связанных с формированием и использованием централизованных денежных фондов, необходимых для выполнения функций и задач государства и местных органов власти. Через бюджетную систему происходит перераспределение валового внутреннего продукта страны между сферами общественной деятельности, территориями и отдельными группами граждан.

В настоящее время предъявляются все более растущие требования к процессам формирования доходов государственных и муниципальных бюджетов, их обоснованности, к эффективности и гласности бюджетных расходов, направленных на долгосрочный рост экономики.

Государственные и муниципальные финансы эффективно и комплексно воздействуют на реальный сектор экономики. Их развитие определяется необходимостью создания единой системы финансового воздействия на сбалансированное движение ресурсов и капитала на всех уровнях бюджетной системы.

Знания в области государственных и муниципальных финансов необходимы не только специалистам государственных и муниципальных служб, работникам бюджетных учреждений и организаций, но и всем работающим в сфере экономики и финансов.

Курс «Государственные и муниципальные финансы» связан с такими дисциплинами, как «Финансы», «Налоги и налогообложение», «Основы теории государственных финансов и налогов», «Макроэкономика», «Бюджетная система».

^ Цели и задачи изучения дисциплины:

- формирование у обучающегося современного стиля мышления, ориентированного на предприимчивость, умение самостоятельно принимать решения на основе системы современных базовых знаний по теории государственных и муниципальных финансов, основам их организации и функционирования в Российской Федерации;

- формирование представления о сущности государственных и муниципальных финансов;

- изучение бюджетного устройства Российской Федерации, проводимой бюджетной политики, механизма межбюджетных отношений, содержания бюджетного федерализма и специфики межбюджетных отношений;

- получение представления о конкретных видах доходов и источниках их формирования, о видах расходов и направлениях их использования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях бюджетной системы страны;

- изучение характера, структуры и назначения государственных внебюджетных фондов;

- формирование представления о сущности государственного кредита и механизма управления им, государственного долга, его формах и путях минимизации;

- приобретение навыка аналитической работы на разных этапах бюджетного процесса с целью мониторинга и контроля над его ходом и результатами

исполнения бюджетов.

Программа предусматривает теоретическую подготовку, практические занятия и самостоятельную работу. Промежуточный контроль усвоения дисциплины осуществляется в форме проведения семинарских занятий и зачета, итоговый – в форме экзамена.

После изучения курса «Государственные и муниципальные финансы» студент должен

знать:

1. экономическую природу и сущность финансов, их место в системе экономических отношений, отличительные признаки финансовых отношений;

2. теоретические и организационно-правовые основы функционирования

государственных и муниципальных финансов;

3. сущность и функции финансов, содержание государственных и муниципальных финансов;

4. структуру финансовой системы, место в ней бюджетной системы государства;

5. организационно-правовые основы построения бюджетной системы РФ;

6. принципы построения бюджетной системы РФ, специфику региональных бюджетов;

7. социально-экономические задачи управления бюджетами различных уровней;

8. бюджетную классификацию;

9. планирование доходов бюджетов с учётом источников их пополнения;

10. планирование расходов бюджетов с учётом их целевого предназначения;

11. обоснованность расходов бюджета на государственную поддержку отраслей материального производства и реструктуризацию экономики;

12. значение сбалансированности бюджетов разных уровней;

13. специфику бюджетов органов государственной власти и муниципальных образований;

14. особенности и этапы бюджетного процесса: проектирование, рассмотрение, утверждение, исполнение, контроль, роль участников бюджетного процесса;

15. модели межбюджетных отношений, сущность и содержание бюджетного федерализма;

16. виды и условия предоставления межбюджетных трансфертов;

17. сущность государственного кредита, особенности и тенденции развития и управления им;

18. содержание и основные формы государственного долга;

19. структуру, сущность и социальное назначение государственных и территориальных внебюджетных фондов;

20. источники, порядок формирования и использования государственных и

территориальных внебюджетных фондов;

уметь:

1. определять место государственных и муниципальных финансов в финансовой системе страны;

2. выявлять тенденции развития основных звеньев финансовой системы в Российской Федерации;

3. разбираться в основах организации и функционирования отдельных звеньев государственных и муниципальных финансов в Российской Федерации;

4. анализировать современные проблемы организации и функционирования государственных и муниципальных финансов, охарактеризовать пути их решения;

5. оценивать основные направления современной финансовой политики в области совершенствования составления бюджетов органов государственной и муниципальной власти;

6. анализировать развитие государственных и муниципальных долговых отношений;

7. прогнозировать перспективы развития территориальных внебюджетных фондов;

8. объективно оценивать недостатки в организации плановой и контрольной работы в сфере государственных и муниципальных финансов;

9. находить пути решения проблем в области организации и функционирования муниципальных финансов;

10. выявлять и преодолевать неструктурированные проблемы в незнакомых условиях и применять методические подходы к их решению, адекватные масштабу проблемы;

11. определять и расставлять приоритеты в условиях ограниченных финансовых и временных ресурсов и успешно строить работу с соблюдением паритета интересов заинтересованных сторон;

12. профессионально действовать в ходе подготовки и выполнения, поставленных задач в сложных меняющихся условиях рынка, в полном объеме реализовывать возможности управленческого потенциала;

13. выявлять наиболее перспективные направления деятельности организации, применять оптимальные приёмы и методы управления, приемлемые в условиях Российской Федерации;

владеть:

1. основными нормативно-правовыми актами в изучаемой области;

2. навыками самостоятельной работы с научными изданиями и нормативно-правовыми актами в сфере финансов;

3. методиками самостоятельного анализа тенденций развития государственных и муниципальных финансов в Российской Федерации;

4. приёмами оценки конкретных ситуаций в области управления бюджетными и долговыми отношениями;

5. современными подходами к совершенствованию механизмов функционирования внебюджетных фондов;

6. способами ведения исследовательской и аналитической работы,

абстрактно - логического мышления;

7. методиками факторного и сравнительного анализа, методами индукции и дедукции, историческим подходом к рассмотрению современных явлений;

8. способностью к последующему самостоятельному творчески - продуктивному наращиванию профессиональных знаний и навыков.

^ Выпускник должен обладать следующими

профессиональными компетенциями (ПК):

  • способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

  • способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

  • способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);

  • способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

  • способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);

  • способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);

  • способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13);

  • способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14);

  • способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15).

^ Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями профиля (ПКП):

  • способен проводить критический анализ развития финансовой системы государства, выявлять приоритеты бюджетной, налоговой, денежно-кредитной, инвестиционной политик Российской Федерации (ПКП-16);

  • способен проводить горизонтальный и вертикальный анализ доходов и расходов федерального, регионального и местного бюджетов, владеет теоретическими основами бюджетного планирования (ПКП-17);

  • понимает роль финансовых рынков, способен выявлять тенденции их развития (ПКП-18).



^ Матрица компетенций



Тема

Знание

Умение

Владение

Компетенция

1.Финансы в системе экономических отношений. Сущность и функции финансов

З1; З3.




В1; В7; В8.

ПК-14; ПК-15.

2. Содержание государственных и муниципальных финансов

З2.

У3; У4; У9; У12.

В3.

ПК-3; ПК-13.

3.Финансовая система, её структура. Место в ней бюджетной системы государства, принципы ее построения. Специфика региональных бюджетов

З4; З5; З6;

З7; З8.

У1; У2; У13.

В2.

ПК-8; ПКП-16; ПКП-18.

4.Доходы и расходы бюджетов. Сбалансированность бюджетов разных уровней

З9; З10; З11; З12.

У10; У11.

В6.

ПК-4; ПКП-17.

5.Бюджеты органов государственной власти и муниципальных образований

З13.

У5.




ПК-5.

6.Бюджетный процесс: проектирование, рассмотрение, утверждение, исполнение, контроль

З14.

У8.




ПК-10.

7.Межбюджетные отношения: сущность и содержание бюджетного федерализма

З15.










8.Межбюджетные трансферты, их виды и условия предоставления

З16.










9.Государственные и муниципальные заимствования и кредиты. Сущность

государственного кредита, особенности и тенденции развития и управления

З17.










10.Государственный долг, содержание и основные формы

З18.

У6.

В4.

ПК-9.

11.Структура, сущность и социальное назначение государственных и территориальных

внебюджетных фондов

З19.

У7.

В5.




12.Источники, порядок формирования и использования государственных и

территориальных внебюджетных фондов

З20.











^ Распределение часов дисциплины по темам и видам работ

направление 080100.62 «Экономика»

квалификация «бакалавр»

профиль «Финансы и кредит»

очная форма обучения




п/п

Наименование разделов и тем

Часы всего

Ау-дито-рные заня-тия

Лек-ции

Прак-тичес-кие заня-тия/се-мина-ры


Самос-тояте-льная работа

1.

Финансы в системе экономических отношений. Сущность и функции финансов

19

11

6

5

8

2.

Содержание государственных и муниципальных финансов


18


10


6


4


8

3.

Финансовая система, её структура. Место в ней бюджетной системы государства, принципы ее построения. Специфика региональных бюджетов


19


11


6


5


8

4.

Доходы и расходы бюджетов. Сбалансированность бюджетов разных уровней

19

11

6

5

8

5.

Бюджеты органов государственной власти и муниципальных образований


18


10


6



4



8

6.

Бюджетный процесс: проектирование, рассмотрение, утверждение, исполнение, контроль


18


10


6


4


8

7.

Межбюджетные отношения: сущность и содержание бюджетного федерализма

18

10

6

4

8

8.

Межбюджетные трансферты, их виды и условия предоставления


18


10


6


4


8

9.

Государственные и муниципальные заимствования и кредиты. Сущность

государственного кредита, особенности и тенденции развития и управления


19


11


6


5


8

10.

Государственный долг, содержание и основные формы

18

10

6

4

8

11.

Структура, сущность и социальное назначение государственных и территориальных

внебюджетных фондов

18

10

6

4

8

12.

Источники, порядок формирования и использования государственных и

территориальных внебюджетных фондов

14

8

4

4

6




Итого

216

122

70

52

94

^ Распределение часов дисциплины по темам и видам работ

направление 080100.62 «Экономика»

квалификация «бакалавр»

профиль «Финансы и кредит»

очно-заочная форма обучения




п/п

Наименование разделов и тем

Часы всего

Ау-дито-рные заня-тия

Лек-ции

Прак-тичес-кие заня-тия/се-мина-ры


Самос-тояте-льная работа

1.

Финансы в системе экономических отношений. Сущность и функции финансов

18

6

3

3

12

2.

Содержание государственных и муниципальных финансов


18


6


3



3


12

3.

Финансовая система, её структура. Место в ней бюджетной системы государства, принципы ее построения. Специфика региональных бюджетов


18


6


3


3


12

4.

Доходы и расходы бюджетов. Сбалансированность бюджетов разных уровней

18

6

3

3

12

5.

Бюджеты органов государственной власти и муниципальных образований


18


6


3


3


12

6.

Бюджетный процесс: проектирование, рассмотрение, утверждение, исполнение, контроль


18


6


3


3


12

7.

Межбюджетные отношения: сущность и содержание бюджетного федерализма

18

6

3

3

12

8.

Межбюджетные трансферты, их виды и условия предоставления


18


6


3


3


12

9.

Государственные и муниципальные заимствования и кредиты. Сущность

государственного кредита, особенности и тенденции развития и управления


18


6



3


3


12

10.

Государственный долг, содержание и основные формы

18

6

3

3

12

11.

Структура, сущность и социальное назначение государственных и территориальных внебюджетных фондов

18

4

2

2

14

12.

Источники, порядок формирования и использования государственных и

территориальных внебюджетных фондов

18

4

2

2

14




Итого

216

68

34

34

148


^ Распределение часов дисциплины по темам и видам работ

направление 081100.62 «Государственное и муниципальное управление»

квалификация «бакалавр»

очная форма обучения




п/п

Наименование разделов и тем

Часы всего

Ау-дито-рные заня-тия

Лек-ции

Прак-тичес-кие заня-тия/се-мина-ры


Самос-тояте-льная работа

1.

Финансы в системе экономических отношений. Сущность и функции финансов

11

2

1

1

9

2.

Содержание государственных и муниципальных финансов


13


4


2


2


9

3.

Финансовая система, её структура. Место в ней бюджетной системы государства, принципы ее построения. Специфика региональных бюджетов


13


4


2


2


9

4.

Доходы и расходы бюджетов. Сбалансированность бюджетов разных уровней

13

4

2

2

9

5.

Бюджеты органов государственной власти и муниципальных образований


13


4


2


2


9

6.

Бюджетный процесс: проектирование, рассмотрение, утверждение, исполнение,

контроль


13



4


2


2


9

7.

Межбюджетные отношения: сущность и содержание бюджетного федерализма

13

4

2

2

9

8.

Межбюджетные трансферты, их виды и условия предоставления


11


2



1


1


9

9.

Государственные и муниципальные заимствования и кредиты. Сущность

государственного кредита, особенности и тенденции развития и управления


12


4


2


2


8

10.

Государственный долг, содержание и основные формы

10

2

1

1

8

11.

Структура, сущность и социальное назначение государственных и территориальных

внебюджетных фондов

12

4

2

2

8

12.

Источники, порядок формирования и использования государственных и

территориальных внебюджетных фондов

10

2

1

1

8




Итого

144

40

20

20

104


^ Содержание учебной дисциплины

  1   2   3   4   5   6   7   8   9



Скачать файл (1512.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru