Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

50 ответов на вопросы вступительного экзамена по философии в аспирантуру 2011 год - файл 1.docx


50 ответов на вопросы вступительного экзамена по философии в аспирантуру 2011 год
скачать (213.1 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx214kb.19.11.2011 08:52скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...
1

Философия – является учением о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания.

возникла из потребности людей в обобщенном и целостном представлении об окружающем мире

самой древней наукой, насч. около 3 тысячелетий.

В отличии от мифологии, с ее фантастическими образами и ориентацией на традиции, и в противоположность религии, основанной на вере и апелляции к сверхъестественному, содержанием философии - осмысление результатов познавательной деятельности человека на основе принципов разума и данных науки.

Термин “философия- “любовь к мудрости ” или “поиск истины”. Основной вопрос философии раскрывает соотношение между идеальным и материальным, сознанием и материей. Обоснование его дает ответы на два вопроса: 1) что является первичным – сознание или материя? и 2) познаваем ли мир?

отвечали: материалисты и идеалисты.

Материалисты - первична материя, считают, что мир познаваем,

идеалисты наоборот и отрицают познаваемость мира.

Почему и когда возникает философия? - когда в общественной жизни и в общественном сознании возникают серьезные противоречия и конфликты , неподдающиеся разрешению с помощью традиционных убеждений и верований, связанных с мифологией.

Кризис мифологического сознания - экономическое развитие Греции, расширение торговли и судоходства, контактов с другими народами, верованиями.

Проблема устройства мира.

"философия":
1. одна из форм мировоззрения;
2. особая наука со своим предметом исследования;
3. особая форма общественного сознания, отражающая одну из сторон действительности.
Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение может быть идеалистическим и материалистическим, религиозным или атеистическим.

Субъект - личность, соц. группа и общество в целом.

Основа - знания. Они составл. информационную сторону . Знания входят в виде убеждений. У. - это та призма через кот.видится действительность.

Ф. - это теорет. ядро мировоззрения.

Мировоззрение формируется не только философией, но и научными дисциплинами, а также различными формами общественного сознания – политическим, религиозным.

Мировоззрение дофилософского периода у первобытного человека представлена в форме: мифов, преданий, сказаний.

Миф- священное придание, сложенное о деянии богов, в кот. повествуется о том как устроен мир. Мифология - самая первая форма осознания действительности. Она связана с обрядами, ритуалами.

Позднее возникает Религия- это форма общ-го сознания, смысл кот заключ-ся в фантастическом, иллюзорном, искаженном представлении. Религия основана на вере в богов, точнее на сущ-ии одного или нескольких богов (монотеизм,политеизм). Отличие от мифа в том, что у религии сущ-ют свои книги и организац.орган.

В разные эпохи складывались различные типы мировоззрения:

Космоцентризм – бесконечная мощь, гармония космоса.(досократовская философия);

Теоцентризм (Теос - Бог), Эпоха религии (средние века);

Эпоха Возрождения. Человек ощутил себя центром вселенной.

Вывод: мировоззрение складывается под воздействием соц. условий, воспитания и образования.формирование - с детства. Оно определяет жизненную позицию человека.

Философия - это система самых общих теоретич взглядов на мир, место в нем чел., уяснение различных форм отношения чел. к миру.



2

Философия - это форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Взаимосвязь с другими науками - социальными, гуманитарными, естественными, техническими. Философия выступает в качестве методологической основы для других наук,

Объект- вся объективная действительность, весь материальный и духовный мир, включая самого человека.

Предметом - наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, разработанные на основе и в процессе изучения объекта ее исследования (а так же - определенная область действительности или круг проблем, изучаемых философами в данный момент времени или в определенную эпоху)

Базовые понятия или категории:

Поскольку мир человека состоит из таких вещей, свойств, отношений, которые во многом равны, тождественны друг другу, постольку категории философии выражают эту общность отдельных составляющих мира человека, создают предпосылки для диалога людей.
Философские категории постоянно развиваются, уточняются, подвергаются критике, отвергаются, наполняются новым содержанием.

Ведущими категориями философии являются: "бытие", "материя", "природа", "общество", "человек", "сущность", "следствие" и другие.

Структура - философские учения, рассматривающие какую-либо одну сторону материального и духовного мира:

история философии

теория философии, которая включает в себя

онтологию - учение о бытии;

социальную философию - учение об обществе;

диалектику - учение о всеобщей связи и развитии предметов, явлений и процессов материального мира;

гносеологию - теорию познания;

философскую антропологию -учение о человеке;

методологию - учение о методах.

Возможно и других составных частей в структуре (напр, натурфилософия, или философия природы)

Функции:
1. Мировоззренческая функция, состоящая в образовании основы научной картины мира.
2. Методологическая функция, заключающаяся в направляющем воздействии на науки.
3. Теоретико-познавательная функция, заключающаяся в
приращении нового знания о мире.
4. Использовать философию в воспитательной, управленческой деятельности.
5. Моральная или этическая функция.


3

Переход от социально однородного родового общества к социально дифференциальному обществу привёл к смене способов мышления.

Было: мифологический характер.

Миф –способ описания мира, форма жизни, общемировоззренческие установки, конкретные знания, религиозные представления, этические нормы, процесс рождения мира, процесс последовательного рождения богов.

чертой античной философии была связь её учений с учениями о природе, из которых впоследствии развились самостоятельные науки: астрономия, физика, биология

Философия начиналась с поиска ответа на вопрос, уже поставленный до неё в мифологии, - о происхождении мира.

периоды:

VII-V вв. до н. э. досократовский период (Гераклит, Демокрит и др.),

Открытие человеческого разума – закон (логос), которому все подчиняется.

Тема – первоначала мироздания, его происхождение и устройство. Философы –исследователи природы, астрономы, математики. Фалес – вода, Анаксимен — воздух, Гераклит — огонь.

Пифагорейцы- космос, познаваемый посредством числа. Последующие авторы (Эмпедокл, Демокрит) называли не одно, а несколько начал (четыре элемента, бесконечное множество атомов). Ксенофан- критик мифологии и религии. Земля появилась из моря – ракушки, отпечатки рыб. Высмеивал богов в человеческомобичии. Бытие в различных формах – всё это Бог. Философы задумывались о причинах порядка в мире. Гераклит, Анаксагор учили о правящем миром разумном начале (Логос, Ум). Демокрит – атомизм.

^ 2-я пол. V - IV вв. до н. э. классический период (Сократ, Платон,Аристотель и др.);

Тема- проблема человека. проблема политики и государства и отношение к человеку.

Софисты – странствующие платные учителя добродетели, в центре их внимания – жизнь человека и общества. знание - средство для достижения жизненного успеха, ценное- риторика – владение словом, искусство убеждать. переориентации античной философии от познания природы к осмыслению внутреннего мира человека.

Ярким выражением - философия Сократа. Главное-знание добра, т.к. зло- от незнания людьми своего подлинного блага. Путь к знанию - самопознании, в заботе о своей бессмертной душе, а не о теле, в постижении сущности главных нравственных ценностей. Познай самого себя.

Платон - мир по природе двойствен: в нем различаются видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Идея –категория философии, сущность вещей. Душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Тело - темница, “вспоминает о мире идей”.

Аристотель - критика платоновской теории идей. Сам он предложил метафизическое учение о божественном Уме, первоисточнике движения вечно существующего видимого космоса. Аристотель положил начало логике как особому учению о формах мышления и принципах научного знания.Первым ввел понятие материи- вечное, несотворимая и неуничтожимая.

^ III-II вв. до н. э. эллинистический период (Эпикур и др.),

Упадок рабовладельческого общества, распад Греции.

Основное назначение философии видят в практической жизненной мудрости. Главенствующее значение приобретает этика, ориентированная не на общественную жизнь, но на внутренний мир отдельного человека.

Стоики - мир как божественный организм, пронизанный и полностью управляемый огненным разумным началом,

эпикурейцы – как различные образования атомов,

скептики призывали воздерживаться от какого-либо утверждения о мире.

Различно понимая пути к счастью, все они сходно усматривали блаженство человека в безмятежном состоянии духа, достигаемом путем избавления от ложных мнений, страхов, внутренних страстей, приводящих к страданиям.

^ I в. до н. э.- VI в. н. э. римская философия.

Под влиянием Рима. Тяга к религии.

учение о первоначале всего сущего – Едином, которое превыше бытия и мысли и постижимо только в единении с ним.

^ Вывод: античная философия оттождествляет Бога и природу.Космосодушевлен.высокий уровень понятий, но нет законов. Материализм+идеализм


4

1 период Античной философии – натурфилософия.

Тема – первоначала мироздания, его происхождение и устройство. Философы –исследователи природы, астрономы, математики. Главный вопрос – поиск первоначала.

^ Милетская школа

Фалес – вода. 3 состояния. Формы – ощущать, слышать, обонять, температуры – противоположности. Водород в воде – вещество вселенной.бог есть разум мира.

Анаксимандр - идеи бесконечности миров.первооснову сущего - айперон – неопределенную и бесконечную субстанцию: ее части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконечное начало недоступно чувственному восприятию, но постижимо разуму. Это вечно живой источник новообразований. Все существующее как бы рассыпано в виде крохотных долек. Так крупицы золота образуют целые слитки, а частички земли – ее конкретные массивы.

Анаксимен – воздух. Не присуще воде. Кислород – дыхание и жизнь. Сгущается и разряжается – порождает остальное.

^ Элейская школа

Качественная концепция бытия.

Ксенофан–высмеивание богов. Земля появилась из моря – ракушки, отпечатки рыб.Единое Бог. Это центр бытия, это само бытие. ^ Бытие во многих видах и это одно – Бог. Бог не отделим от мира.

Парменид - соотношения мышления и бытия. Бытие не возникло: оно непреходяще. Бытие есть, небытия нет. Нет движения.

Зенон – опровержение существования многого. Отрицал движение.

Пифагорейцы

Колличественная концепция. “Все есть число”

Пифагор – в числе – законы природы. Эксперименты со струнами. Всё повторяется через периоды.

Душа бессмертна. Реинкарнация.

Эмпедокл – 4 стихии,2 силы которые соединяют и разделяют – дружба и вражда.

Демокрит – атомизм. Мысль не существует без носителя.

Софисты

Было аристократия и тирания – стало рабовладельческая демократия

Софисты – странствующие платные учителя добродетели, в центре их внимания – жизнь человека и общества. знание - средство для достижения жизненного успеха, ценное- риторика – владение словом, искусство убеждать.

Протагор - “Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют”. Относительность знания - каждому утверждению найдется противоречащее ему утверждение.

Горгий - доказывает три положения: что ничего не существует, а если что-нибудь и существует, то оно невыразимо и неизъяснимо.Ни о чем нельзя сказать достоверно.

Сократ – от размышления о мире и космосе и природе – к человеку и обществу, в котором он живет. От материализма к идеализму. Главное-знание добра, т.к. зло- от незнания людьми своего подлинного блага. Путь к знанию - самопознании, в заботе о своей бессмертной душе, а не о теле, в постижении сущности главных нравственных ценностей. Познай самого себя. Человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. «я знаю то что ничего не знаю» - принцип плзнавательной скромности.

Софисты ищут основы человеческого существования не в мире, но в самом человеке.

^ Вывод: натурфилософия - философия природы.явилась первой исторической формой философии и фактически сливалась с естествознанием.




5

Термин "диалектика" (от греч. - искусство вести беседу, спор) имеет различные смысловые оттенки. Впервые его применил Сократ, имея в виду искусство диалога, направленное на достижение истины путем столкновения различных мнений. Платон рассматривал диалектику как процесс разделения понятий на виды и связывание их в более общие понятия, "роды".

Сейчас диалектика как учения о противоречивости существующего и возможности разрешения противоречий в жизни и в мысли.

Парменид - проведении принципиального различия между мышлением и чувственностью, а соответственно и между мыслимым миром и миром чувственно познаваемым. Мышление и соответствующий ему мыслимый, умопостигаемый мир есть прежде всего “единое”, которое Парменид характеризовал как бытие, вечность и неподвижность. Он дает одну из первых формулировок идеи тождества бытия и мышления: “мыслить и быть есть одно и то же”.критерием истины разум, он отвергал ощущения из-за их неточности. Всё, что мыслимо, есть бытие.Бытие есть мысль, оно едино и неизменно, абсолютно и самотождественно, не имеет внутри себя деления на субъект и объект; оно есть вся возможная полнота совершенства, среди которых на первом месте Истина, Добро, Благо, Свет.Бытие всегда есть, всегда существует, ононеделимо и неподвижно, оно завершено. Это не Бог и не материя и уж тем более не какой-нибудь конкретный физический субстрат. Это - нечто, становящееся доступным нашему мышлению лишь в результате умственных усилий, т.е. собственно философствования.Если признать небытие, то оно необходимо существует. Если это так, то бытие и небытие оказываются тождественными, но в этом заключается видимое противоречие. Если же бытие и небытие нетождественны, то бытие существует, а небытие не существует. Но как тогда мыслить несуществующее? И Парменид приходит к выводу, что таким образом мыслить нельзя.уПарменида с бытием связывается сам факт существования мира, которое есть одновременно и истинно сущее знание.

Платон - Основой всякого бытия является “единое”, которое само по себе лишено каких-либо признаков, не имеет частей, то есть ни начала, ни конца, не занимает какого-либо пространства. О нем вообще ничего нельзя сказать, оно выше всякого бытия, ощущения, мышления.Бытие - это особое понятие, которое не является родовым. Это означает, что его нельзя подвести под более общее, также как и под него все остальные понятия. Поэтому, принимая тезис Парменида, отождествляющего бытие и мысль о бытии, он уточняет это положение, говоря о том, что бытие само по себе - это лишь абстракция, потенциальное, мыслимое бытие, ареально всегда существует бытие чего-то, т.е. бытие конкретных предметов. Следовательно, соотношение бытия и мышление есть соотношение конкретного предмета и мысли о данном предмете. Мир представляет собой реальное существование отдельных, материальных и духовных предметов и явлений, бытие же - это абстракция, которая лежит в основе решения общих вопросов о мире.






6

Платон - древнегреческийфилософ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Известен своим учением об идеях и об идеальном государстве.

Об идеях: человек идет от идей к вещам. Сначала идеи-образцы, потом вещи их воплощающие. В голове-много идей. Будет ли воплощение? Мир идей – действительность, мир вещей – тень.идея в голове - акт воспоминания о мире идей. Пример – вообразить пещеру. Первооснова – мир идей. Их нельзя пощупать, увидеть и осязать, их можно созерцать только умом, через понятия.

О душе: Душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Тело - темница, “вспоминает о мире идей”.Душа - бессмертная сущность, три части: разумная, обращенная к идеям; пылкая, аффективно-волевая; чувственная, движимая страстями, или вожделением.

О государстве: достойную жизнь можно вести только в совершенном государстве, Платон создает в афинской школе для своих учеников условия идеального государства.“идеальное государство”– аристократия, аристократическая монархия; Тирания – наихудшая форма государственного устройства, а демократия была для него объектом общей критики. три основные формы правления — монархию, аристократию и демократию.

Тройное деление (как и у души)

население делится на три сословия: земледельцы-ремесленники, стражи и правители (мудрецы-философы).

государством призваны управлять только аристократы как лучшие и наиболее мудрые граждане.

совершенное государство - это такое государство, в первом сословии преобладает умеренность, во втором - мужество и сила, в третьем - мудрость.

каждый делает то, что ему надлежит делать;

государство – воплощение идей, а люди – игрушки, придуманные и управляемые Богом.

Вывод:Философия Платона оказалась важнейшим интеллектуальным достижением античной эпохи. В основанной Платоном школе был воспитан Аристотель, наряду с Платоном оказавший определяющее влияние на развитие западно-европейской философии.




7

Аристотель ученик Платона, основоположник науки логики. Колебался между идеализмом и материализмом.

Любовь к систематичности, деталям – положил начало новым наукам. Законы логики, формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение, доказательство, опровержение.

Создатель учения о категориях, основных философских понятиях. Категориальная картина мира.

по ряду вопросов расходился со своим учителем. Идеи не могут существовать отдельно от вещей. Идеи – формы вещей.

Нет духа вне материи. Платон утверждал обратное. Объективное существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиваться или уменьшаться в своем количестве. Однако сама по себе материя, инертна, пассивна.

Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи необходим гончар – бог. Форма и материя неразрывно связаны между собой. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом.

Метафизика содержит учение о 4 основных принципах бытия.

Бытие — живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия:

  1. Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).

  2. Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.

  3. ^ Действующая причина (начало) — «то, откуда». Началом всех начал является Бог.

  4. Цель — «то, ради чего». Высшей целью является Благо.

Идея души

Душа не может существовать без тела, но сама она нетелесна. “Именно душа придает смысл и цель жизни”. Смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни: душа вечна и бессмертна.

^ Об обществе и государстве.

Человек – политическое существо, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к “совместному жительству”. Он не отделял общества от государства.

Первым результатом социальной жизни он считал образование семьи. Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство.

Он выделял 3 формы гос. правления: монархия, аристократия, и полития. Отклонение от монархии дает тиранию, от аристократии – олигархию, от политии – демократию. В основе всех общественных потресений лежит имущественное неравенство.

Наилучшее государство – это такое общество, которое достигается через средний элемент (между рабами и рабовладельцами), чем больше средний элемент, тем наилучший строй.

Обязанности граждан в разное время жизни: в молодости – военная служба, в зрелом возрасте – дела государственного управления; земледелие, ремесла и вообще всякий физический труд остается уделом рабов. Рабство — явление естественное и всегда должно быть основой производства.

Вывод: Философия Аристотеля явилась одним из вершинных достижений античной мысли и оказала существенное влияние как на последующую историю философии в античности, так и на философию средневековья.



8

5- 15 века. Средневековая философия связана прежде всего с религией. Философия – служанка богословия.

движение философской мысли было пронизано проблемами религии.

Библия – “Книга книг”. Библия стала отправной точкой любой теории. Исключение многобожия и единая сущность мира.

искусство правильного толкования и разъяснения положений Завета.

Упадок философской и научной мысли. Философия была подчинена религии.

Христианство – гос религия

Большинство ученых – представители духовенства, монастыри – очаги культуры и науки.

Высшая реальность – не природа, а Бог.

Преимущество духовного над телесным – истязания, умерщвления плоти. Идеи расходившиеся с учениями церкви – ересь, наказания – костры, пытки, что крепче – тело или дух.

2 этапа:

Патристика – учение отцов церкви. Проблема сущности Бога, тройственности. отношение свободы человекачерез возможность спасения или гибели души.происхождение зла и почему бог его терпит.

Августин Аврелий (Блаженный)

Его идеи затрагивают проблемы бытия и времени, движение истории и исторического прогресса, проблему личности, его воли и разума перед Богом. Августин считал, что Бог сотворил мир из ничего, т.е. он сотворил не только порядок и устройство в мире, но и саму субстанцию (первоматерию). Бог сотворил и время, которое не существовало до творца. Сам Бог находится вне времени.

История, определяется божественным провидением, она имеет направленность. История закончится вторым пришествием Христа, который будет судить народы и каждого человека за грехи.

Проблемы личности, его свободы, воли и разума. Человек есть разумная душа, которая пользуется земным телом. Человек стремится к Богу, потому что, он находит в Нем любовь, покой и благодать.

Воля и вера, гораздо выше ума, который склонен к ошибкам, недостоверен. Вера – высший источник истины. Истину надо искать в Боге, а не в науке.

^ Человеческая личность свободна (даже если это раб) выбирать между добром, благом и злом. Зло – это недостаток добра. Бог не виновен в существовании зла. Человек не просто “раб Божий”, он – личность, связанная с Богом. Человек - подобие Бога.любой человек (даже ребенок)- личность.

Хотел объединить все народы не в государственном смысле, а в миротворческом.

Схоластика – школьная философия , представители - рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение.

Фома Аквинский – проблема: соотношение религии и философии, веры и знания.

Человека надо изучать всего целиком, т.е. в единстве души и тела. ^ Труп – это не человек, но и дух тоже не человек. Человек – это личность, а личность ведома Богом к блаженству. Природа - не злое, а доброе начало. Природу создал Бог.

Надо жить в реальном мире, в единстве с природой и стремиться к земному (а не только к райскому) блаженству. Это не противоречит учению Христа, а вытекает из учения, изложенного в Евангелии. Истина одна – это Христос и его учение. Разум и вера помогают в познании истины.

^ Бог сотворил природу, равно как и все формы бытия. Разум начинается с фактов, ощущений и приходит к истине, объясняет бытие Бога и ценности христианства. Следовательно, разум и наука опирающиеся на факты природы, не противоречат церкви и вере. Бог – конечная реальность.

^ Вывод: мировоззрение на религиозной основе, вере, в центре философии – Бог. Воспитание плоти и подчинение духовному началу.




9

Новое вреня-с 17 в.

философия - дляпознании природы, а не божественных истин. Особенности науки Нового времени есть результат своеобразной научной революции. Активное «выпытывание» тайн природы и на практическое использование ее результатов. Наука должна служить общественной пользе, а не только прославлять мудрость творца, считали мыслители Нового времени.

наука Нового времени основана на опыте и эксперименте, неотделима от математики, поскольку выражает закономерные связи в природе с помощью чисел.наука становится производительной силой общества, поскольку посредством инженерной деятельности ее открытия целенаправленно внедряются в производство. А со временем она становится движущей силой обновления военной техники.

философия шла двумя путями — путем эмпиризма и рационализма.

Представители эмпиризма - что основой и источником всех наших знаний о мире является опыт, который мы получаем посредством органов чувств.

Душа и ум первоначально чисты, нет врожденных идей.ощущения и восприятия пишут на них знания. ощущения могут обмануть – эксперимент. индуктивный метод.

^ Френсис Бэкон–4 идола искажают познание. Индукция- от единичного к общему.

Гоббс (эмпирик) видит в окружающем нас мире многообразные взаимодействия физических тел, которые происходят по чисто механическим законам. Мир, с его точки зрения, есть материя, а точнее — материальные тела в движении. И такого рода движение легко научно спрогнозировать. Столь же механистически Гоббс описывает жизнедеятельность живых существ, в том числе и человека, у которого сердце подобно пружине, нервы — нитям, суставы — колесам. И все это сообщает нашему организму, как машине, движение. Что касается психики человека, то ее движущей силой Гоббс считал естественное стремление выжить

^ Локк (эмипирик)– учение об ощущениях как источник знаний.люди не рождаются с готовыми идеями.новорожденный – чистая доска на котой жизнь рисует знания.нет ничего в уме чего раньше не было в ощущениях.

Рационализм– философское воззрение, признающее разум (мышление) источником познания и критерием истинности, а чувства при этом играют только вспомогательную роль.

Восприятия и ощущения иллюзорны.. опытные данные – сомнительны. Главное то что человек мыслит.дедуктивный метод. В разуме есть ряд идей без помощи ощущений.их надо развивать. Получать истинное знание о мире. Истинный метод всех наук и философии похож на математический.

Декарт -в математике чувственный опыт не имеет решающего значения, в ней главная роль принадлежит выводу, доказательству. Но вывод и доказательство — это уже формы познания при помощи разума. Именно ему и принадлежит решающая роль в познании. Дедукция – от общего. «Я мыслю, следовательно существую». Дуализм. 2 субстанции.подвергать сомнению.

Спиноза – бог существует но лишен качеств личности. Это природа обладающ протяжением и мышлением.природа-мыслит. А человеч мышление-часть мышления.

Лейбниц –мир состоит из монад.(духовные элементы бытия, активные, самостоятельные, непрерывно изменяющиеся, способны к страданию,восприятию и сознанию). Низшие и высшие монады – животные и люди.

^ Вывод :усиление науки,2 противоположные точки зрения. Преоблад рационализм – развитие мат логики.




10

Французский математик и философ Ренэ Декарт

Он стремился разработать универсальный дедуктивный метод для всех наук, исходя из теории рационализма, предполагающего наличие в человеческом уме врожденных идей, которые во многом определяют результаты познания. Декарт -в математике чувственный опыт не имеет решающего значения, в ней главная роль принадлежит выводу, доказательству. Но вывод и доказательство — это уже формы познания при помощи разума. Именно ему и принадлежит решающая роль в познании. Дедукция – от общего.

Рационализм– философское воззрение, признающее разум (мышление) источником познания и критерием истинности.

Механический характер. Вселенная – механизм, правила. Импульс дает Бог. Потом творческая сила.

Образование звезд и планетных систем - вихревое движение материи. Мировая материя беспредельная, однородна, не имеет пустот и делима до бесконечности. Материя находится в непрерывном количественном и качественном движении, определяемом универсальными законами механики. Тем же законам подчинается органический мир: животные – это сложные машины. Человек в отличие от животных обладает душой, разумом и речью, что выходит за пределы действия законов механики.

^ Фундаментальным понятием – субстанция.

Отвергал одушевленность животного мира, душа присуща только человеку, составляя особую субстанцию.

Субстанция-бог. Остальное – творимое Богом.

Дуализм. Два рода субстанций – духовную и материальную. Материальная делима до бесконечности, а духовная неделима. Субстанция обладает атрибутами – мышлением (впечатление, воображение, желание) и протяженностью (фигура, положение), прочие производны от них.

Подвергать сомнению - приводит к достоверному знанию.я не могу сомневаться в том, что я сомневаюсь, что существует мое сомнение, мысль. Отсюда: “Я мыслю, следовательно, существую”.

Дедуктивный метод на 4 принципах:

1. нельзя принимать за истинное то, что не является очевидным.

2. делить исследуемую проблему на множество частей.

3. от простого к сложному.

4. составлять обзоры исследуемого явления.

Вывод: В то же самое время его взгляды были враждебно встречены церковью.




11

Величайший исследователь природы в Новое время был английский философ Фрэнсис Бэкон.

Родоначальник эмпиризма. Считал, что философия должна носить прежде всего практический характер. Поставил задачу – создать научный метод. Великое восстановление наук.

“Знание – сила”. Могущественен тот, кто может, а может тот, кто знает. Путем идущим к знанию, является наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент – опыт

Опыт – фундамент познания, он подчинен целям. Ученый должен, по Бэкону, идти в своих исследованиях от наблюдения единичных факторов к широким обобщениям, т.е. применять индуктивный метод познания.

Опыт может дать достоверное знание только тогда, когда сознание свободно от ложных “призраков”. У людей много предрассудков и заблуждений.

“Призраки рода” - это ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей;

“призраки пещеры” заключаются в ошибках индивидуального характера, зависящих от воспитания, вкусов, привычек отдельных людей;

“призраки рынка” - это привычки пользоваться в суждении о мире ходячими представлениями и мнениями без критического к ним отношения;

“призраки театра” связаны со слепой верой в авторитеты.

Не ссылаться ни на какие авторитеты – таков был принцип.

Борьба с призраками еще не гарантирует правильного познания. Необходим правильный метод – медленное, осторожное восхождение к общему. Прежде всего необходимо расчленение, анализ природных явлений. Следующий этап – нахождение “простых природ” - свойств явлений.

склонность людей к обобщениям, не подтвержденным фактами.

Наука не зависит от религии, подобна воде, имеет свои источником или небесные сферы, или землю. Она состоит из двух видов знаний – один внушается Богом, а другой ведет свое начало от органов чувств. Наука таким образом делится на теологию (богословие) и философию.

Классификация человеческого знания основывается на трех способностях разумной души. История основывается на памяти, поэзия – на воображении, философия – на рассудке.

Вывод: Итак, в своей теории познания Бэкон неукоснительно проводил мысль о том, что истинное знание вытекает из опыта. Такая философская позиция называется эмпиризмом. Бэкон и был не только его основоположником, но и самым последовательным эмпириком.



12

Творчество Канта делится на два этапа – докритический и критический. В работах докритического периода Кант – эмпирик, в работе “Всеобщая естественная история и теория неба” он выдвинул знаменитую гипотезу о происхождении Солнечной системы из гигантской газовой туманности. Он изучал взаимосвязь приливов и вращения Земли, разработал систему классификации животного мира, выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас.

Критический период начинается с работ: “Критика чистого разума”, “Критика практического разума”, “Критика способности суждения”. Переход Канта к критической философии не был одномоментным событием, а прошел несколько важных стадий. Первый шаг был связан с радикальным изменением взглядов Канта на пространство и время.

Все главные проблемы критицизма сводятся к одному вопросу: «что такое человек?»: «что я могу знать?», «что я должен делать?».

знание неоднородно, есть разные объекты познания, которым соответствуют различные типы познавательной деятельности, не сводимые друг к другу.есть духовные способности, не сводимые к познанию.

Кант различает не зависящий от наших ощущений и мышления мир – мир “вещей в себе”. Для теоретического познания мир вещей в себе закрыт. Однако существует мир феноменов, явлений – мир чувственных предметов, мыслимых рассудком.Чувственности противостоит мышление или рассудок.

Чувственность трактуется им как способность испытывать воздействия со стороны предметов. Результатом такого воздействия оказываются ощущения.

Кант различает внешнее и внутреннее чувство. Формой внешнего чувства он называет пространство, формой внутреннего – время.

Знаменит антиномиями (столкновение двух противоположных утвердений, одинаково имеющие место быть):

1.антиномия конечности и бесконечности пространства и времени. 2 утверждения - мир имеет начало и мир не имеет начало.

Доказал: как наступило настоящее если до нас была бесконечность - мир имеет начало.

Мир ограничен во времени, а значит до него было время (до начала мира), и оно пустое – мир не имеет начала.

2. антиномия простого и сложного.

3.природное в человеке и свобода воли. Человек подчинен законам природы – вольное существо, противоречие.

4.антиномия необходимости и случайности.

Учение о категориях: мы мыслим категориями. Но развил его Гегель.

Вывод: Философия Канта оказала громадное воздействие на последующую мысль. Кант является основателем «немецкой классической философии», представленной масштабными философскими системами Г. В. Ф. Гегеля и др.




13

Гегель - немецкий философ, представитель немецкой классической философии,

Система

Исходное положение философии гегеля - тождество бытия и мышления, т.е. понимание реального мира как проявления идеи, понятия, духа. Это тождество Гегель рассматривал как исторически развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самой себя.

Мир – саморазвитие абсолютного духа, проходящий 3 стадии:

1.идея (тезис) - утверждение

2.природа (антитезис) - отрицание

3. дух (синтез) – отрицание отрицания

Природа – отрицание идеи. Дух – возвращение идеи к себе. На этой стадии – синтез мышления и бытия.

Дух Бога, по Гегелю, не есть дух над звездами, за пределами мира, но Бог присутствует вездесущно.

абсолютной реальностью является разум.

Все находится в процессе -Философские взгляды Гегеля пронизаны идеей развития: невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход количественных изменений в качественные, что источником развития являются противоречия: противоречие движет миром.

Противоречия – не ошибка и не недостаток мышления, а корень движения. Мы мыслим предметы с помощью противоречий – в единстве противоположностей. Из него – многообразие мира.

Категориями мыслит:

философия делится на три части: логику, философию природы и философию духа.

Логика содержит: учение о бытии, например включает в себя: 1) качество, 2)количество, 3)мера.

Качество состоит из трех частей: 1) бытие, 2) наличное бытие, 3) для-себя-бытие. Бытие это триада: чистое бытие – ничто – становление. Здесь достигнут предел деления, или триада, состоящая из категорий, каждая из которых не может быть разложена на триады.

Гегель смотрел на мир , человеческую жизнь глобально, сведя индивидуальное сознание к ничтожному. Его философия – философия абсолютного духа. Его развитие по ступеням: природа, люди, их жизнь и сознание.

Разум в истории.

Поиски этого разума привели Гегеля к обнаружению исторической закономерности:

история развивается не как автоматический процесс; история человечества слагается из действий отдельных людей, каждый из которых стремиться реализовать свои собственные интересы и цели. Понимание истории заключается в активности человека. В результате действий людей, преследующие свои цели, возникает нечто новое, отличное от их первоначальных замыслов, с чем люди вынуждены считаться в своей дальнейшей деятельности. Так случайность становиться необходимостью.

Разум в истории осуществляется таким образом, что каждый народ получает право внести свою лепту в процесс

Ему соответствуют четыре этапа:

восточный мир (свободен один человек. То была эпоха деспотизма, и этот один человек был деспотом.), греческий и римский (что свободны некоторые люди, но не человек как таковой. Соответственно свобода была тесно связана с существованием рабов и могла быть лишь случайным, недолговечным и ограниченным явлением.с распространением христианства человечество узнало настоящую свободу; человечество начало сознавать, что свободен человек как таковой – все люди) и

германский. Где германский воплощение полной свободы.

Всемирная история есть воплощение свободы в реальной жизни народов.

Народ без государства не имеет истории.

Именно в государстве человек обретает свое достоинство как независимая личность.

Вывод: В философской концепции Гегеля имеются фаталистические и даже трагические мотивы. Гегель оказал громадное влияние на философию 19 века.философские учения Л. Фейербаха, К. Маркса, Ф. Энгельса и др.


14

Философия Людвига Фейербаха (1804 — 1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии, видными представителями которой были Кант, Гегель, и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии.

Главное направление— критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма.

Философия Людвига Фейербаха основными чертами были:

• полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния;

• попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;

• большой интерес к социально-политическим вопросам;

• убеждение в познаваемости окружающего мира.

Ранний период характерен критикой идеалистической философии, особенно Гегеля.

• отвергает идею тождества бытия и мышления;

• не признает наличия абсолютной идеи — самостоятельной субстанции и превопричины материального мира;

• окружающий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея — лишь догадка разума, выдумка Гегеля;

• не признает единства философии и религии;

Философию Гегеля Фейербах считает искусственной, подверженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответствующей новейшим достижениям науки.

Выдвинул теорию антропологического материализма. Суть:

• единственно существующими реальностями являются природа и человек;

• человек является частью природы;

• человек есть единство материального и духовного;

• человек должен стать главным интересом философии;

• идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;

• Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог — плод воображения человека;

• природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;

• все, что нас окружает (предметы, явления), — различные проявления материи.

Особое место -проблема Бога.

• Бога как самостоятельной реальности нет;

• Бог — порождение сознания человека;

• религия —не имеет ничего общего с реальностью;

• корни религии — в чувстве бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности;

• мысль о Боге — сверхсильном разумном существе — утешает человека, притупляет его страх и аффекты;

• Бог — идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек;

• Бог в действительности не является творцом, Он — творение человека, его разума, в то время как истинный творец (а не творенье) — человек.

вопросы познания

окружающий мир познаваем, а познавательные возможности разума безграничны. Однако безграничность возможностей познания разума наступает не сразу, а развивается постепенно

"То, что не познаем мы, познают наши потомки".

Социально-политические взгляды

• человек — уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями;

• основой связей между людьми в обществе, стержнем общества должна стать религия;

• данная религия должна быть основана не на вере в выдуманное сверхъестественное существо — в Бога, а на иных принципах;

• необходимо отбросить традиционную религию (христианство, мусульманство и т. д.) и заменить ее религией любви людей кдруг другу и религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе человека;

• смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.

^ Вывод: его материализм стал исходным пунктом становления философии марксизма.



15

Ренессанс 14-17вв.

возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности.

Идеалом знания - не религиозное, а светское знание.

Преобладание городской жизни над сельской.начало новой городской цивилизации.

переосмысление христианской традиции

антропоцентризм. Теперь не Бог, а человек поставлен в центр исследований.

Человек прежде всего природное существо, он творец себя и этим отличается от других природных существ. Он господин над самой природой, посредством творческой деятельности он не просто удовлетворяет свои нужды, он создает новый мир, творит красоту и себя. Человек и его проблемы ставятся в центре внимания. Антропоцентризм провозглашает человека центром Вселенной (что вокруг него все вертится, что не Бог главный, а Человек).

Для средневекового- превосходства духа над телом, отсюда религиозная умерщвления плоти и пр. Возрождения связан с реабилитацией человеческой . отражение в искусстве. средневековый человек проявляет свою личную волю в поисках спасения души, то человек Возрождения активно самоутверждается и самовыражается в земной жизни — в политике, искусстве, науке, философии и т.д.

Гуманизм связан с открытым провозглашением и оправданием стремления человека к счастью при жизни, наравне с загробным царством.

человеке как источнике огромной творческой мощи. Он творец подобно богу.

Пико деллаМирандола– гуманист эпохи Возрождения, который показывал, с одной стороны, несовершенство человека, а с другой, — направление, в каком он должен двигаться.

Человек свободен, его свобода не ограничивается вмешательством Бога.

философию - путь к «естественному» счастью. Без философии нет человека, поэтому каждый человек должен заниматься ею. Изучение философии обеспечивает приход человека к добродетели, устраняет пороки.

Вновь изучению природы - натурфилософия

Специфической чертой натурфилософии Возрождения является пантеизм - философское учение, отождествляющее мир и Бога. В нем христианский Бог утрачивает свой внеприродный характер, сливается с природой, которая тем самым обожествляется.

^ Николай Кузанский - Бог есть Единое, а его творение — многое. Бог — это потенциальный мир, а мир —представленный Бог. своеобразным центром мира у Кузанского является Человек.. Человек-существо «конечно-бесконечное»: он конечен как телесное земное существо и бесконечен как существо духовное.

человек — лучшее из творений Бога, в нем Бог не только разворачивает, но и сворачивает, концентрирует самого себя. Человек-пытается воплотить и заключить в себе всеобщие определения бесконечного Бога. Человеческая природа- стягивает в себе всю Вселенную. подобна микрокосму.

Христология. Человек -максимальная природа, а Христос — максимальный человек. Человек-стягивает мир. Христос-человеческую сущность. Христос – мир возвращается к Богу.

Дж Бруно – солнце – не центр вселенной.стремится отделить науку от теологии. мир - и субъектом творцом, и своим собственным творением — бесконечной материей. материя и Вселенная бесконечны, то материя всегда существует во всех своих возможных формах, в том числе и в форме мыслящей материи, в форме духа. В иных мирах могут обитать разумные существа, подобные людям.он не видит в духе чего-то противостоящего материи. Христианские представления о духе и материи-основаны на противоставлении одного другому в качестве антиподов. При этом вечный дух в лице Бога творит материю как свою противоположность.

^ Вывод: сущностьфилософии эпохи-антропоцентризм.человек-творец. Она заложила основу философии свободной от религии.



16

XVIII век – просвящение.

Научное знание – раньше узкий круг ученых, стало распространяться.вера в мощь и силу человеческого разума, который только один и способен изменить жизнь человечества к лучшему. В деятельности просветителей важное место занимала критика религии и церкви, стимулировавшая развитие религиозного скептицизма

“знание – сила”.безграничная вера в науку, в наш разум. все наши действия тогда могут быть гарантированно успешными, когда они будут пронизаны светом знаний, будут опираться на достижения наук. Поэтому главной задачей цивилизованного общества объявлялось всеобщее просвещение людей. - “просветление умов”, просвещение людей, приобщение их ко всем важнейшим достижениям науки и искусства. - XVIII век был назван веком Просвещения, или эпохой Просвещения. Просвещение было направлено против церкви и христианства как идеологии, охранительной по отношению к феодализму. Необходимым элементом Просвещения явился, таким образом, атеизм, который, как более или менее широкое и влиятельное течение.дальнейшему отделению философии от теологии, религии и церкви.

Англия – для аристократов. Франция – для всех. Идейным вождем этого начинания выступает Д.Дидро – составить энциклопедию, в которой и наука и философские взгляды.

• получает заметное развитие глубокая вера в неограниченные возможности науки в познании мира

• формируется новое представление об общественной истории, о ее глубокой связи с достижениями науки и техники, с научными открытиями и изобретениями, с просвещением масс.

Французские материалисты создают научную картину мира, в которой нет места богу. Вся наблюдаемая действительность, все бесчисленные тела, подчеркивали они, есть не что иное, как материя. Все явления – это конкретные формы ее существования.

материя – это также и бесконечное количество элементов (атомов, корпускул), из которых образованы все тела.

вечность и несотворимость всего материального мира. Причем мир этот мыслился бесконечным не только во времени, но и в пространстве. Важнейшим свойством материи они рассматривали движение. Движение определялось ими как способ существования материи, необходимо вытекающий из самой ее сущности.

человек как биологический вид имеет свою историю становления (Д.Дидро).

природа подчинена объективным законам и что эти законы полностью определяют все изменения в ней.

Познание они определяли как процесс отражения в нашем сознании, в наших знаниях реальных явлений действительности.

Касаясь общественной жизни, они доказывали, что история определяется прежде всего сознанием и волей выдающихся личностей. Они склонялись к мысли о том, что лучшее правление обществом – это правление просвещенного монарха. Подчеркивали существенную зависимость психического и морального склада человека от особенностей той среды, в которой человек воспитывается.

философы XVIII века предлагают новую – общество, перед которой все индивиды равны.

Причина развития общества – активность разума, стремящегося все понять и систематизировать.



17

Марксистская философия - это система философских идей Маркса, Энгельса и их последователей

Марксизм возник в середине XIX века. В это время происходило

обострение социальных и экономических противоречий капитализма породивших

потребность в создании научной теории.

Марксистская философия берет свое начало в философии Гегеля. М. философия – наука, направленная не просто на объяснение мира, а на его практическое изменение. По Энгельсу это «наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления». Энгельсом были сформулированы три основных закона диалектики:
1. Закон единства и борьбы противоположностей;
2. Закон перехода количества в качество и обратно;
3. Закон отрицания отрицания.

действительность находится в непрерывном движении и изменении.

все в мире находится в непрерывном развитии и что это развитие происходит в результате взаимодействия противоборствующих сил. Эти силы называются «тезисом» и «антитезисом».

В столкновении этих двух сил возникает новая сущность- «синтез». действие этого процесса можно наблюдать в природе (эволюция биологических видов или прорастание семени и превращение его в растение). этот принцип действует в истории экономического и социального развития человечества.

Материализм-в природе нет ничего сверхъестественного или нематериального. Реальность изначально материальна.

не отрицают существование разума и не сводят мышление к чисто физиологическому процессу, но полагают, что разум — продукт деятельности мозга, который прекращает существовать после смерти человека.

отрицают существование Творца и придерживаются дарвинистской теории эволюции. Они придают особое значение науке в деле познания окружающего мира и подчеркивают, что все идеи должны проверяться практикой.

Идея практики.

история человеческого общества – это ряд, сменяющих друг друга общественно-экономических формаций, в которых главную роль играет способ производства материальных благ.

5 стадий экономического развития общества.смену формаций

Первобытнообщинное
2) Рабовладельческое
3) Феодальное
4) Капиталистическое
5) коммунистическое общество

Каждая смена общественно-экономических формаций – это революция. Революция - ускоряет исторический прогресс.

история общества — это история классовой борьбы. С тех пор как средства производства (фабрики, заводы и т. п.) стали частной собственностью, общество разделилось на враждующие классы.

В результате столкновения двух классов (представляющих собой тезис и антитезис) возникает новый социально-экономический строй (синтез).

Первобытнообщинная - господствовала общественная собственность на средства производства, было все общее.

Затем отрицание первобытной общины и последовательная смена формаций (рабовладения, феодализма и капитализма), в которых действовали законы классовой борьбы.

В рабовладельческом строе – это отношения рабовладельцев и рабов,

в феодальном обществе – помещики и крепостные,

в капиталистическом обществе – буржуа и пролетариат.

Самый жесткий тип эксплуатации – это рабство и самая мягкая форма эксплуатации – наемный труд, когда человек продает свою рабочую силу.

Позиция Маркса на историю – это позиция умеренного фатализма, т. е. вера в то, что история действует как нечто целое, а человек может либо ускорить историческое развитие, либо замедлить и не больше. История есть нечто великое, мощное, чему человек должен подчиняться.

Человек у него оказался подчиненным обществу.слабость индивидуума и сила общества.

человек – часть общества, часть социальной материи, общество – высший этап развития природы.общество важнее природы.

экономика определяет все элементы жизни общества, включая форму правления, доминирующие представления, законы и даже религию. Не идеи, а экономика является определяющим фактором истории. Даже «человеческая природа» зависит от экономической системы.

капиталистическая фаза необходима для накопления и развития средств производства, последующего ниспровержения этого строя.капитализм благоприятствовал эксплуатации пролетариата буржуазией :

1 элемент «прибавочная стоимость» - разница между стоимостью товара и зарплатой рабочего.



2 элементом капитализма - «отчуждение». Когда капиталист присваивает часть стоимости товара, произведенного рабочим, рабочий отчуждается от результатов своего труда и, таким образом, от части самого себя.Человека можно спасти от этого «отчуждения», уничтожив частную собственность и классовые различия. Каждый из нас может стать «новым человеком» в силу экономических, социальных и политических изменений в обществе.

Маркс предсказывал, что капиталистическое общество в конце концов потерпит крах. Это произойдет, во-первых, из-за все более тяжелых экономических кризисов, а во-вторых, в результате все большего обнищания пролетариата

когда государство освободится от всех буржуазных элементов, возникнет коммунистическое общество. В нем все будет обобществлено, и нужда в государстве отпадет сама собой. Человеческая природа очистится от всяких эгоистических устремлений, наступят всеобщие мир и процветание.

большое значение в теории:

При коммунизме каждый человек будет давать обществу «по своим способностям» и получать от общества «в соответствии со своими потребностями».


18

Марксистская философия - это система философских идей Маркса, Энгельса и их последователей.распространение марксисткой философии в различных национальных культурах. В Германии, в Италии в России - Г.В. Плехановым и В.И. Лениным.

Плеханов по историческому материализму- развил учение Маркса и Энгельса о роли личности в истории. Личность способна лишь несколько видоизменить "физиономию" исторического процесса, но не может существенно повлиять на него. Великие личности стали таковыми потому, что "угадали" логику объективной истории. Творец истории - народные массы.

капитализм в России, как и в Европе, выполняет прогрессивную, цивилизующую роль, поскольку выкорчевывает архаические — феодальные и патриархальные — порядки и открывает путь для современных, более цивилизованных форм общественной жизни.

ключ к раскрытию существа социальных явлений нужно искать не в природе отдельных индивидов, а в тех отношениях, в которые они вступают в процессе производства.

государство не как особый аппарат насилия, а как целое надклассовое образование

материя в качестве источника ощущений представляет собой совокупность «вещей в себе». Органы чувств не механически копируют действительность, но преобразовывают информацию, которая затем предстает в виде «иероглифов», доводящих до нашего сведения то, что происходит в действительности, с «вещами в себе».

знаковость как одно из важнейших средств познания, преодолевшего не только обманчивость органов чувств (цвета как такового, например, объективно вне человека нет), но и заблуждения.

Россия еще не созрела для такой революции, что необходимо постепенное созревание условий для социализма. К Октябрьской революции отнесся крайне отрицательно.

Ленин - идея социального преобразования, ликвидации частной формы собственности.требовал сознательности и организованности в борьбе против всякой стихийности. допускал все средства для борьбы, для достижения целей революции. не мог вынести несправедливости, угнетения, эксплуатации.

Проблема материи. Раньше представление о материи отождествляли с веществом, физическое поле не есть материя, а нечто духовное. Ленин- Материя есть объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания и отображаемая им. уже не только вещество и поле, но и антивещество, производственные отношения и многое другое, что существует вне сознания и способно прямо или косвенно воздействовать на него.

Проблема истины. Истина- содержание наших представлений, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. истина как процесс.

Проблема практики.практика абсолютна и относительна. Ее нельзя абсолютизировать. Она сама находится в развитии, т. е. может быть менее развитой или более развитой. Не всякая практика может служить критерием истины, а только такая, какая соотносима с уровнем развития теории.

Теория государства. Ленин доказывает, что хотя формы современного буржуазного государства разнообразны, но суть их одна: диктатура буржуазии.о необходимости уничтожения старого, буржуазного государственного аппарата. До построения коммунизма необходим промежуточный этап — диктатура пролетариата. Коммунизм делится на два периода: социализм и собственно коммунизм. При социализме нет эксплуатации, но ещё нет изобилия материальных благ, позволяющего удовлетворить любые потребности всех членов общества.развил теорию социалистической революции, сделав вывод о возможности победы пролетарской революции первоначально в одной стране.

Вывод: в СССР господствовавшим мировоззрением стал марксизм- оправдания существовавшего в течение ряда десятилетий политического режима. Идейная атмосфера, утвердившаяся в стране по мере укрепления единовластия Сталина, явилась серьезным препятствием для развития марксизма.



19

Наша культура сложилась позже большинства азиатских и европейских цивилизаций

и находилась с ними в постоянном контакте. Формирование нашей культуры происходило не только в благоприятныхусловиях, но и в условиях насильственного насаждения чуждых образцов и

идеалов, путем приказов и запретов, разрушения и наказания.

Однако русская культура сумела создать свой своеобразный тип мышления и самочувствия, который нельзя однозначно отнести ни к восточному, ни кзападному вариантам.

Русь сформировалась как союзное государство во главе с Киевом;

· Наличие культурных и торговых отношений с Востоком и Западом;

· Создание письменности, распространение грамотности, книжности,

школьного образования

· Принятие Византийского православного христианства в 988 г.,

послужившее первоначальным толчком к появлению русской философии.

Особенностью этого процесса явилось то, что славяне православию не подчинились,

они его оязычили, так как:

· Славянам была чужда русская психология, (они не ждали Мессии-

спасителя) поэтому постепенно произошла переориентация с культа Христа на

культ Богородицы

· С привычной общинной моралью не согласовывался принцип личной ответственности за грехи мира. Поэтому христианство, трансформировавшись и переплетясь с язычеством, стало мощнейшей силой, внедрясь в основы национальной культуры и психологии.

Все это наложило отпечаток на особенности древнерусской философии
  1   2   3   4



Скачать файл (213.1 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru