Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Шпаргалки по социологии общественного мнения - файл 1.docx


Шпаргалки по социологии общественного мнения
скачать (28.7 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx29kb.16.11.2011 00:38скачать

содержание

1.docx

Реклама MarketGid:
Вопрос 1. Связь СОМ с др. науками

СОМ изучает: +структуру общ. мнения; +закономерности его формирования и функционирования; +каналы распространения мнения; +анализ отношения людей к актуальным проблемам.

Связи с др. науками: PR, СМК, политология, анализ данных.

Исследователи общ. мнения (больше практиков): Макдауэл, Росс, Оучел, Уледов, Грушин, Гавра, Коробейников.

Вопрос 29. Спираль молчания.

Ноэль-Нойман «Общественное мнение. Открытие спирали молчания». Большинство людей стараются избежать ситуации, когда только им одним приходится разделять определенные установки и представления. Поэтому люди через изучение своего окружения стараются выявить как господствующие точки зрения, так и менее популярные. Если индивид обнаруживает, что разделяемые им установки являются мало распространенными, то скорее всего он не будет выражать их открыто. Из-за боязни остаться в изоляции. Второй мотив - образовательная имитация (узнают о поведении других и пытаются его апробировать на себе). Действие феномена – два внешних выражения его действия: «сдвиг последней минуты» (в последний момент меняет свое мнение под воздействием общ.мнения) и «эффект одной упряжки» (индивид пытается выдать себя сторонником победителя, даже если думал иначе). Т.о. общ. мнение базируется на бессознат. желании человека следовать большинству, чтобы быть в согласии. Это мнение формируется из 2-х источников: наблюдение за окружающими, кот. что-то одобряют или нет и СМИ, дублирующие эти сигналы.

^ Вопрос 31. Парадоксы общ. сознания (Тощенко)

Расколотость общества ведет к противоречивости самого человека. Парадоксальный человек – это непременный атрибут переходного периода. Опасность этого явления заключается в том, что парадоксальный человек представляет собой очень удобный объект манипулирования общ. сознанием. Типы парадоксального сознания: фантом (на вершине общества, навязывают свою т.з., но она отлична от общепринятой, амбициозны, оказывают влияние на общ. жизнь через необычное поведение, засоряют общ. пространство, а потом исчезают бесследно). Классификация фантомов: 1. стремится только к достижению власти («националисты», «шовинисты»), 2. слава («маргиналы», «конформисты», «лакеи»), 3. богатство («мародеры», «хищники»), 4. все три («мутанты», «геростаты»), 5. богатство и власть («западники», «пузыри»), 6. власть и слава («авантюристы», «информационные киллеры»)


Вопрос 30. Стереотипы.

Липпман 1922 г. «Общественное мнение». 2 вида знаний о соц. жизни: личный опыт и инф. из разл. источников культуры (ригидные коды-знания в готовом виде). С. возникает спонтанно в силу «неизбежной потребности в экономии внимания», на основе опосредованного восприятия объекта. Формируется под воздействием 3-х факторов: бессознательной коллективной переработки, индивидуально-социокультурной среды, воздействие с помощью СМИ. С. способствуют формир. традиций и привычек, оказывают воздействие на формир. нового эмпирич. опыта. Рассматривает общ. мнение как стереотипизированное, полное предрассудков и штампованных представлений.



Вопрос 2. Актуальность изучения

  1. Массовость феномена. Изучение массового поведения в критических ситуациях. Проявляется во всех сферах общественной жизни. Основной объект пропаганды.

  2. В зап. обществе рассматривается как основной механизм реализации демократии.

  3. Обладает высоким соц.-псих. потенциалом.

  4. С расширением диапазона знаний людей, уровня образования и культуры, начинает влиять на все значимые проблемы общества.

Вопрос 32. Соц. самочувствие и соц. настроение.

Соц. самочувствие. Измерение опирается на личные оценки человеком его собственной жизни по ряду когнитивных (напр. удовлетворенность браком) и эмотивных (хорошее настроение) компонентов. Выделяется соц. компонента благополучия – оценка собственной жизни в контексте положения в обществе. Компоненты соц. самочувствия: материальное благосостояние, удовлетворенность отношениями в семье, чувство принадлежности к некоторому сообществу, сформированность личных целей, профессионализм и удовлетворенность работой, религиозность, состояние здоровья. Индекс соц. самочувствия рассчитывается на основании частотных распределений и является производным от 3-х частных индексов: оценка текущей ситуации в регионе, самооценка мат. положения, удовлетворенность жизнью. Общий индекс рассчитывается как средневзвешенное арифметическое этих индексов.


^ Вопрос 3. Общ. мнение и общ. сознание.

Идеология Гегеля, Маркса: жизнь – постоянный поток; общ. сознание тесно связано с матер. жизнью, входит во все существ. формы сознания, создавая некий способ существования человека (это некий срез на конкр. момент времени, популярные идеи). Формы общ. сознания: официальное (предписано, связано с нормами и правилами существования в общ.), неофициальное (то, что существует в реальности). Уровни общ. сознания: 1. Теоретическое (в виде логич. схем, формул, графиков, выводов, теор. концепции; занимаются специалисты; формулирует законы и дает прогнозы; напр. наука);2. Обыденное (отражает эмоц. сторону деят-ти человека, основано на его опыте-традиции, настроение, неоф. нормы; отражает только факты настоящего и прошлого; проявляется во всех сферах; напр. творчество).Уровни общ. мнения: теоретическое (опросы общ. мнения, теор. обобщения) и обыденное (слухи, сплетни). Общ. мнение определяется через общ. сознание: 1. Не тождественно общ. сознанию, 2. Нельзя выделить как самост. форму общ. сознания, 3. Не тождественно теоретич. или обыденному сознанию. Это специф. форма проявления общ. сознания, кот. выражается в оценках вербальных и невербальных, характер. явное или скрытое отношение людей к актуальным проблемам действительности. Это некая коллективная оценка того, что происходит в общ. сознании.

^ Вопрос 23. Феномен массы.

1. феноменологический подход. Э. Канетти. свойства массы: м. всегда стремится расти. Внутри м. господствует равенство. М. любит плотность. М. требует направления. М. – это новый организм, который не является простой суммой входящих в него индивидов. м. всегда возникает вне зависимости от конкретных соц.-экон. условий или полит. обстоятельств.

2. психоаналитический подход. З.Фрейд. . В искусств. Массах необходимо внешнее принуждение, чтобы удержать их от распада. Ей необходимо ощущение, что она в равной степени любима вождем (иллюзия любви). Механизм идентификации неразрывно связан с либидозной сущностью массы (отождествлять себя с вождем). Каждый желает макс. приблизить себя к лидеру, идентифицировать себя с ним. К. Юнг. Предлагает пути излечения общества: распространение аналитической психологии.

3. экзистенциалистский подход. Ясперс. Унифицированность избавляет человека от необходимости принимать решения и нести полноту индивид. ответственности за них. М. это связанные воспринятыми словами и мнениями люди. Решающее значение имеет воля и свойства большинства, является постоянно действующей силой. Это оптимальный способ существ. больших скоплений людей. Х. Арендт. Человек в политике (истинная коммуникация) получает свое подлинное бытие. Это мир свободного действия на основе общ. согласия. М. характеризуется полным распадом всех связей: профессиональных, социальных, семейных, классовых. Каждое соц. звено общества должно выполнять свои функции и все беды возникают от того, что полит. цели заменяются неполитич.



Вопрос 4. Идентификационные критерии общ. мнения.

Группы критериев содержания общ. мнения (какой д. б. ситуация, чтобы сформулировать мнение):

1. Доступность инф., открытый и свободно функцион. в инф. пространстве

2. Потребности, запросы и интересы масс людей, кот. обуславливают попадание того или иного объекта мнения в поле общ. мнения. Если интересна многим, обратят внимание.

3. Уровень развития сознания в обществе, объем знаний и способность к суждениям.

Общ. мнение будет существ. не по любому поводу. Не будет, если недостаточно инф. о проблеме, если люди не вовлечены в инф. контекст.

^ Критерии Оллпорта:

1. явное, наблюдаемое поведение индивида, а не его интенциональные формы (намерения, понятия, идеи). Это действия, реальные высказывания, факты, кот. можно запротоколировать.

2. это вербально выраженное поведение или действия, кот. однозначно воспринимается и прочитывается. Либо «за», либо «против»

3. выражено множеством индивидов.

4. м. б. только общественная и общезначимая проблема

5. это действия или готовность к действию, выражающееся в поддержке или противостоянии. Есть 2 точки зрения.

6. всегда предполагает, что его субъект осознает, что он реагирует на проблему так же как нетто еще. Есть люди согласные с нами.

7. всегда приобретает форму конфликта между индивидами, сформировавш. на разных его полюсах. Уровень знаний о проблеме разный.

8. всегда направлено на достижение целей.

Вопрос 24. Концепция молчания масс. Бодрийар.

эпоха постмодерна – это время тотальной симуляции. Массы (общество потребления) поглощают все. У них нет своей истории, безразличны и нейтральны. Их интересует зрелище, а не разум. Молчаливое большинство приводит к краху власти. Массе не нужен смысл, не может быть носителем сознания. Они уходят от политики в частную жизнь. У социального две обязанности: производить остаток (любой: демографический, экономический или лингвистический) и тут же его уничтожать (ликвидировать, бесполезно потреблять: напр, организацией полетов на Луну).

Вопрос 5. Развитие в истории

1 этап (17-18 в.). В нач. 17 в. двойное значение: 1. Понимается как необдуманное суждение, свойственное толпе, невежественной массе; 2. Это мнение людей ученых и просвещенных. Их мнение нужно распространять.

Борьба буржуазии и аристократии. Общ. мнение обсуждало проблему легитимности власти. Задача – вывести на арену власти новые соц. слои и классы. Формы выражения: устные и письменные публичные выступления. Дж. Локк: при заключении общ. договора, общ. мнение становится цензором для власти, легитимным стандартом, кот. оценивает чистоплотность правителя. Д.Юм: любое гос-во основано только на мнении и эта максима определяет появление деспотичных и свободных гос-тв. Все зависит от силы мнения. Руссо: общ. мнение – естественная воля общности, выражаемая публично, как волю его представителей. Некер: рост влияния общ. мнения связано с появлением среднего класса во Франции. Бентам: все удовольствие и боль в мире происходят из источников (физические, политические, моральные, религиозные). Общ. мнение в моральных источниках накладывает санкции и поощрения. Правители не должны игнорировать его.

2 этап (19 в.). Идея представительной демократии. Вопрос: насколько мнение представителей соответствует реальному мнению людей. Формы выражения: петиция (письм. обращение с выражением позиции), массовая процессия (не выражает агрессии, позже разрешили), бунты и вооруженные выступления (всплески агрессии, строительство баррикад), всеобщие выборы (к. 19 в. закон большинства во всех проявлениях). А. де Токвиль: «Демократия в Америке» есть тенденция к возникновению диктата общ. мнения. Мнение большинства станет тиранией, задавит меньшинство. Это плохо, т.к. большинство не вседа право. Брайс: формулировка механизма формирования общ. мнения. США – гос-во, управляемое общ. мнением, оно подлинное.

3 этап (20 в.). Век масс. Проявление общенациональной прессы и др. СМИ. Появление общественности.

^ Вопрос 24. Иллюзия обратной связи.

двухуровневая коммуникация: господствующим культурным кодам индивиды вначале противопоставляют собственные субкоды, не совпадающие с первыми. Треугольник "масса — СМИ — терроризм". СМИ создают ощущение реальности. Для полного подчинения достаточно операционализации "чувства реальности". Потребности не возникают случайным образом, а создаются и организуются. они производятся как элементы строгой системы. "общество потребления" — это жесткая система социальной дрессировки, натаскивания на потребление. Символический обмен. "Эффект реальности" представляет собой структурный эффект разобщения двух элементов: объективная природа и человеч. субъективность.


^ Вопрос 6. Соломенные опросы.

С 19 в. В США стали регулярно проводится опросы. Отбор проводился стихийно, без анкет, просто задавались вопросы. 1826 г. Впервые стали публиковаться результаты опросов (без методик, без учета погрешностей). Роль таких опросов в том, что благодаря им появляется новый стандарт подачи инф. в СМИ. Появление солом. опросов привело к развитию техники и методики изучения общ. мнения. Солом. опросы: 1. Подготовили аудиторию прессы к такой инф., данные опросов стали востребованы; 2. Реализация демократии; 3. Проводится в кустарном порядке до 20 в. С 20в. Публикуются в литературном обозревателе «The Literary Digest». 1911 – у базы подписчиков проводили опросы. Количество опрошенных со временем росло. С 1910 начали делать прогнозы. 1928 опрос с точность 2%. Виды ошибок: выборка и методологические (рано закончили).
Реклама:





Скачать файл (28.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru