Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Конспект для кандидатского экзамена по истории и философии науки - файл 1.doc


Конспект для кандидатского экзамена по истории и философии науки
скачать (277 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc277kb.19.11.2011 08:59скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
История и философия науки
3. Основные концепции современной философии науки
Концепция технократизма (К. Штайнбух, Г. Краух) — социально-философская концепция, преуве­личивающая роль техники, технологий, ученых в развитии не только материальной деятельности человека, но и всей социальной жизни, общества в целом.

Сциентизм — философская концепция, заключающаяся в абсо­лютизации роли науки в системе современной культуры, в социальной и духовной жизни общества. В качестве образ­ца науки сциентисты рассматривают естественные математические и технические науки. Сциентисты считают, что только наука даёт ответ на все конкретные проблемы бытия.

Антисциентизм – прямо противоположная позиция, требует ограничения экспансии науки и НТП, аргументируя, что «несмотря на многочисленные успехи науки, человечество не стало счастливее и стоит под опасностями, источником которых стали достижения науки (Кьеркегор, Маркузе, Бертран Рассел, Майкл Полани)

^ Постпозитивистская философия науки. К.Поппер. И.Лакатос.

Философское знание было существенно реабилитировано уже в работах постпозитивистов (после неопозитивистов), являющихся, как и неопозитивисты, сторонниками научного построения знания. Часть философов сохранили свою приверженность неопозитивизму по настоящее время. Тем не менее, начиная с середины XX века все большее число философских экспертов стали отдавать предпочтение постпозитивизму. Виднейшие из постпозитивистов: англичане Поппер и Лакатос (приехал в Англию из Венгрии), американцы Фейерабенд и Кун.

Постпозитивисты согласны со своими предшественниками неопозитивистами прежде всего в стремлении четко уяснить себе и другим содержание научного знания. Вместе с тем постпозитивисты достаточно резко отличаются от неопозитивистов.

Неопозитивисты считали, что человек способен на ясное, истинное на века знание. Постпозитивисты же придают принципиальное значение тому факту, что человек - существо ошибающееся. Это означает, что ясное, вечное знание не может быть достигнуто: одна теория неминуемо сменяет другую. Надо обеспечить рост научного знания.

Неопозитивисты полагали, что достижение знания имеет определенный конечный пункт («все ясно, дальше идти некуда»). Постпозитивисты настаивают на развитии знания, причем посредством коренных преобразований, научных революций.

Неопозитивисты упорствовали в непризнании философии наукой, постпозитивисты ставят проблему по-другому: между наукой и философией нет жесткой границы, но философствовать надо научно.

В рамках постпозитивизма происходит три великих отказа: от чистого фактуального базиса науки (признание того, что он недостижим); от демаркационизма между наукой и философией (эта проблема становится вторичной, а главной - выбор теории); от представлений о чисто линейном поступательном развитии науки.

ПРОБЛЕМА ДЕМАРКАЦИИ - одна из основных задач философии, заключающаяся в отделении научного знания от ненаучного. Методом демаркации, по Попперу, является принцип фальсификации.

ПРИНЦИП ФАЛЬСИФИКАЦИИ - принцип, предложенный Поппером в качестве демаркации науки от «метафизики», ненауки как альтернатива принципу верификации, выдвинутому неопозитивизмом. Этот принцип требует принципиальной опровержимости (фальсифицируемости) любого утверждения, относимого к науке.

ПРИНЦИП ФАЛЛИБИЛИЗМА - утверждает, что любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам. Рост научного знания, по Попперу, состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их решительных опровержений.

^ Критический рационализм. Имре Лакатос критиковал концепцию фальсификации в редакции Поппера, указывая на «дурную бесконечность» гипотез и опровержений, когда утрачены старые и не указаны новые основания научных знаний. Видит решение во введении понятия конкурирующих научно-исследовательских программ. Научно-исследовательская программа (НИП)» - основное понятие концепции Лакатоса. Она является основной единицей развития и оценки научного знания. Под НИП философ понимает теорию или серию сменяющих друг друга теорий, объединяемых совокупностью фундаментальных идей и методологических принципов. Рост зрелой науки – это смена непрерывно связанных совокупностей теорий, за которыми стоит конкретная НИП. Смена основных НИП и есть научная революция.

Лакатос полагает, что теория никогда не фальсифицируется, а только замещается другой, лучшей теорией. Суть в том, что ИП может быть либо прогрессирующей, либо регрессирующей. Она прогрессирует, если ее теоретический рост предвосхищает рост эмпирический, то есть если она с успехом предсказывает новые факты. Она регрессирует, если новые факты появляются неожиданно, а программа только дает им запоздалые объяснения. В этом случае теоретический рост отстает от эмпирического роста. Если одна ИП прогрессивно объясняет больше, чем другая с ней конкурирующая, то первая вытесняет вторую.

Методология Лакатоса рассматривает рост «зрелой» (развитой) науки как смену ряда связанных исследовательских программ. Он утверждает, что работа методом проб и ошибок (методология позитивизма и отчасти – попперовского фальсификационизма) – это признак незрелой науки. Зрелой можно признать лишь науку, состоящую из исследовательских программ. Его заслуга - разработка приемов логического и методологического анализа научного знания. Противоречие между теорией и новыми фактами не влечет отказ от теории, а включает механизмы поиска новых гипотез, превращающих факты в подтверждение

^ Парадигмальная концепция Томаса Сэмюэла Куна.

Научное сообщество на стадии научных революций создает научный образец (парадигму). Парадигма - это совокупность убеждений, ценностей, технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих научную традицию. У Куна наука понимается столь широко, что впору утверждать о выходе за пределы всякого позитивизма. Позитивизм, по определению, борется за чистоту науки. Кун же фактически имеет в виду всю совокупность ценностей и убеждений научного сообщества.

Период господства той или иной парадигмы Кун обозначает понятием «нормальная наука». Этот период заканчивается, когда парадигма «взрывается» изнутри под давлением «аномалий» (проблем, неразрешимых в ее рамках). Наступает кризис, или революционный период, когда создаются новые парадигмы, оспаривающие первенство друг у друга. Кризис разрешается победой одной из них, что знаменует начало нового «нормального» периода, и весь процесс повторяется заново.

Кумуляционное (то есть путем постепенного накопления) развитие научного знания в рамках определенной парадигмы происходит путем решения задач-головоломок. Парадигмы обладают таким свойством как несоизмеримость, которое означает, что невозможно установление каких-либо логических отношений между сменяющими друг друга теориями. Этот тезис связан с утверждением того, что не существует фактов, независимых от парадигмы, и следовательно, не существует теоретически нейтрального языка наблюдения. Напротив, ученые, овладевая содержанием парадигмы, учатся «видеть мир» сквозь ее призму. Не факты судят теорию, а теория определяет, какие именно факты войдут в осмысленный опыт. С этим связано отрицание Куном преемственности в эволюции науки: знание, накопленное предыдущей парадигмой, отбрасывается после ее крушения, а научные сообщества просто вытесняют друг друга.

4. Наука в культуре современной цивилизации
В условиях технологического прогресса наука не только революционизирует сферу производства, но и оказывает влияние на многие другие сферы человеческой деятельности. Наука воспринимается как одна из высших ценностей цивилизации и культуры.

Техногенная цивилизация («западная цивилизация») характеризуется возрастанием скорости темпа социальных изменений. Экстенсивное развитие истории здесь заменяется интенсивным, пространственное существование – временным. Резервы роста черпаются уже не за счет расширения культурных зон, а за счет перестройки самих оснований прежних способов жизнедеятельности и формирования принципиально новых возможностей. Самое главное, всемирно-историческое изменение, связанное с переходом от традиционного общества к техногенной цивилизации, состоит в возникновении новой системы ценностей. Ценностью считается сама инновация, оригинальность, вообще новое. На одном из самых высоких мест в иерархии ценностей оказывается автономия личности, что традиционному обществу вообще несвойственно. Там личность реализуется только через принадлежность к какой-либо определенной корпорации. Если человек не включен в какую-нибудь корпорацию, он не личность.

В техногенной цивилизации НТП постоянно меняет типы общения, нормы коммуникации людей, типы личности и образ жизни. В результате возникает отчетливо выраженная направленность прогресса с ориентацией на будущее.

Особый статус занимает научная рациональность в системе ценностей техногенной цивилизации, особая значимость научно-технического взгляда на мир, ибо познание мира является условием для его преобразования. Оно создает уверенность в том, что человек способен, раскрыв законы природы и социальной жизни, регулировать природные и социальные процессы в соответствии со своими целями.

^ Сциентизм и антисциентизм!!!

6. Зарождение первых форм теоретического знания. Античность.
Предпосылкой возникновения научных знаний многие исследователи истории науки считают миф. Миф – не только сказание, предание или легенда, он еще и способ ориентации человека в мире, это особый тип мышления. В результате его «строятся» мифопоэтические модели мира, в которых четко прослеживается, что человек еще не выделил себя из окружающей среды – природной и социальной, а логическое мышление не было еще отделено от эмоциональной сферы.

Следующая предпосылка формирования первых форм теоретического знания связана с тем культурным переворотом, который произошел в Древней Греции в VIII – VI вв. до н.э.

Представления досократиков – древних греков – о мире, его возникновении, развитии и строении получили название натурфилософских.

В VI в. до н. э. в греческих колониях на малоазийском побережье возникает т.н. Милетская школа натурфилософов; к ней относятся Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Фалес Милетский, наблюдая за явлениями природы и пытаясь изыскать естественные причины происходящего, выдвигает положение о том, что исходным правеществом является вода (или скорее, некое жидкостное состояние единой материальной субстанции) Анаксимандр называет это правещество беспредельным (апейроном). Анаксимен пытается описать естественные процессы, которые создают многообразие вещей и их взаимопереходы.

Левкипп (500 – 440 до н.э.) и Демокрит (460 – 370 до н.э.) основали теорию атомистики, согласно которой вся материя состоит из предельно малых частиц, существующих в пустоте. Различия в свойствах веществ обусловлены составляющими их разными по форме и величине атомами.

Важнейшей вехой на пути создания математики как теоретической науки была пифагорейская школа. Ею была создана картина мира, которая хотя и включала мифологические элементы, но по основным своим компонентам была уже философско-рациональным образом мироздания. В основе этой картины лежал принцип: началом всего является число. Числовые отношения – ключ к пониманию мироустройства. Задачей становилось изучение чисел и их отношений не просто как моделей тех или иных практических ситуаций, а самих по себе, безотносительно к практическому применению, что создавало особые предпосылки для возникновения теоретического уровня математики. Ведь познание свойств и отношений чисел теперь мыслилось как познание начал и гармонии Космоса.

Именно эта установка характеризует переход от чисто эмпирического познания количественных отношений к теоретическому исследованию, которое, оперируя абстракциями и создавая на основе ранее полученных абстракций новые, осуществляет прорыв к новым формам опыта, открывая неизвестные ранее вещи, их свойства и отношения.

Динамика научно-философских размышлений VI-V вв. показывает, как античная мысль последовательно продвигалась в своих попытках рационального объяснения устройства мира, справляясь на своем пути с возникающими новыми сложностями. Но наибольшая интенсивность научно-философских изысканий характерна для т.н. классического периода античного мышления, связываемого с именами Сократа, Платона, Аристотеля.

К началу VI в. до н.э. весьма активной была деятельность школ софистов. Софистов без преувеличения можно назвать родоначальниками гуманитарных наук. Благодаря софистам в центр научно-философских изысканий была поставлена гуманитарная проблематика — проблемы человека и культуры. Тем самым от абстрактных космологических поисков античные мыслители обратились к насущным социально-культурным вопросам. Софисты развивали идеи, относящиеся к языкознанию, риторике, этике, правоведению, педагогике.

Учение Платона, охватывающее темы и внутреннего мира человека, и космологических начал, и методологии познания социально-политического устройства общества, оказалось первой в истории философии универсальной системой представлений.

В 387 г. до н.э. Платон создает собственную научную школу — Акаде­мию, которую, пожалуй, можно назвать первой институционализирован­ной научной структурой, с собственным помещением и продуманной системой преподавательской и научной деятельности. Академия стала примером для последующих научных объединений.

Ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н.э.) — всеобъемлющий ум Античности, учитель последующих мыслителей. За время своей научной деятельности Аристотель либо способствовал активному развитию, либо вообще стал основоположником целого ряда дисциплин — логики, психологии, риторики, политической науки, истории, географии.

Аристотель утверждал, что познание мира происходит через постигаемый разумом опыт. По его мнению, следует изучать явления, или феномены, а не отворачиваться от них. Как видим, становление научного мышления скорее идет от Аристотеля, а не от Платона. Аристотель рассматривал знание как плод упорядоченного восприятия и опыта, которые объединяют всю информацию, поступающую от органов чувств. Фактически такой подход и станет определяющим для философии науки.

Аристотель дифференцировал различные области знания и разделил все живое на виды и роды – прием классификации, ставший основополагающим в науке. Он также ввел понятия пространства, времени и причинности.

На уровне элитарной науки Аристотель разработал логику, которая стала обязательным инструментом науки, отодвинув на периферию другие инструменты науки (интуицию, чувственную наглядность, предвзятое мнение и т.д.).

Вывод. Если досократики размышляли о началах сущего, о природе вещей, а Аристотель разработал ключевые понятия и систематизировал науки, то Архимед стал ученым-практиком, привлекавшим эксперимент и расчеты для решения конкретных задач.

7. Роль христианской теологии в формировании теоретического знания
Эпоху Средневековья относят к началу II в. н.э., а ее завершение к XIV—XV вв. Средневековье опирается на теологические ценности. Цер­ковь вмешивается во все сферы человеческой жизнедеятельности. Философия, как и наука, выступают «служанками» богословия. Поло­жения, расходящиеся с христианскими догматами, осуждаются.

Патристика (от лат. патер — отец) — учение отцов церкви — выступила первым эта­пом развития средневековой философии.

Классик средневековой патристики Тертуллиан (160—220) показал несоразмерность веры и разума. Вера не нуждает­ся в рационально-теоретической аргументации, истины веры откры­ваются в акте откровения.

Схоластика (от лат. — школьный), оформившаяся в IX—XII вв., стремится к обновлению религиозных догматов, приспосабливая их к удобствам преподавания в университетах и школах. Большое значе­ние придается логике рассуждений, в которой они видят путь пости­жения Бога. С расцветом схоластической учености связано оттачива­ние логического аппарата, рассудочных способов обоснования знания, при которых сталкиваются тезис и антитезис, аргументы и контраргу­менты. Схоластом величает себя всякий, кто занимается преподава­тельской деятельностью: Эриугена, Альбер Великий, Фома Аквинский, Абеляр, Ансельм Кентерберийский.

Важными остаются вопросы о соотношении разума и веры, на­уки и религии. Соотношение философии и теологии истолковывается неоднозначно. Ансельм Кентерберийский (1033—1109) считает, что истины, добытые разумом, но противоречащие авторитету Священ­ного писания, должны быть забыты или отвергнуты.

^ Фома Аквинский считал, что вера не должна противостоять разуму. Разум и вера направлены на постижение одной и той же истины – Бога, но делают это разными путями. Разум опирается на науку и философию, вера – на теологию. Наука и философия, разными способами познавая мир, приходят к мысли о существовании Бога и управлении Богом всеми процессами. Итогом деятельности разума является знание, веры – вероучение.

Одну и ту же истину нельзя знать и верить в нее. Согласие с истиной знания является следствием логической необходимости, с истиной веры – актом доброй воли. Ф.А. отделял науку и философию от теологии и обосновывал их относительную самостоятельность. Но это не означает обособленности знания от веры. В науке и философии не может быть признано истинным то, что является ложным с точки зрения теологии. В случае конфликта решающим критерием истины является откровение, которое превосходит все рациональные доказательства. Таким образом, Фома Аквинский признает ценность научного знания и в то же время сохраняет контроль теологии над наукой и философией.

Книгопечатание (Гуттенберг, 1450) – это граница, за которой происходит перелом в развитии науки, начинается бурный рост нового научного знания. В ремесленно-цеховых школах были уже изобретены часы, компас, телескоп, рисовальные и измерительные приборы, производились расчеты механических процессов. Эта среда порождала таких гениев, как Леонардо да Винчи или Стевин (начало паротехники) Но ремесленные школы передавали только прикладные приемы, развитие наблюдательности и опытной руки. Там отсутствовал поиск чистой научной истины ради нее самой.

XIII век отмечен расцветом философии. Именно тогда появляются такие мыслители, как Роджер Бэкон (ок. 1214 – 1292), Фома Аквинский (1225-1274), Дунс Скот (1266-1308) и Уильям Оккам (ок. 1285-1349). По всей Европе создаются университеты, а преподавание там натурфилософии (большей частью на основе вновь открытых трудов Аристотеля) явилось важным подготовительным этапом для последующих достижений в философии и науке. В лице Фомы Аквинского церковь была вынуждена принять положение о двойственной истине, о праве науки и философии иметь идеи, не соответствующие догматам религии, лишь бы они не покушались на «Символ веры», на христианскую обрядность и не проповедовали бы безбожие.

Синтез представлений, осуществлявшийся средневековыми богословами, был нацелен на то, чтобы объединить основные положения христианского учения с метафизикой Аристотеля. И результат оказался для того времени удовлетворительным: соединение достижений античной философии с религиозным мировоззрением подтвердило выдвинутую Аристотелем «конечную причину» вещей, то есть тезис о том, что все имеет цель.

Когда средневековый человек смотрел на звезды и планеты, неподвижно закрепленные на небесных сферах, он усматривал в этом определенный смысл: Земля была для него центром Вселенной, а жизнь людей – промыслом Божьим.

Начиная примерно с 16 века в средневековых университетах возрастает интерес к проблемам логики, которая в ту эпоху носила название диалектики и предмет которой составляла работа над понятиями. Стремление к рационалистическому обоснованию христианской догматики привело к тому, что диалектика превратилась в одну из главных философских дисциплин, а расчленение и тончайшее различение понятий, установление определений и дефиниций, занимавшее многие умы, подчас вырождалось в тяжеловесные многотомные построения. Схоластической диалектике противостояли различные мистические течения, а в 15 — 16 веках эта оппозиция получает оформление в виде гуманистической светской культуры, с одной стороны, и неоплатонической натурфилософии, с другой.

Первые университеты возникли в XII в. в Париже и Болонье. В 13- 15 вв. Европа покрылась целой сетью университетов. Потребность в них обусловливалась в первую очередь нуждами и задачами церкви. В большинстве случаев университеты прямо опирались на поддержку церковных властей. Главная цель университетской науки состояла в изучении и истолковании Священного Писания и Священного Предания (т.е. произведений святых Отцов церкви). Истолкование священных текстов было исключительной прерогативой церкви и связанных с ней университетских ученых, с тем чтобы воспрепятствовать распространению невежественных суждений о христианской вере.

8. Становление опытной науки в новоевропейской культуре
В XVI-XVII вв. началась классическая наука, ознаменовавшая генезис науки как таковой, как целостного триединства, т.е. особой системы знания, своеобразного духовного феномена и социального института.

Подготовительный этап первой научной революции приходится на эпоху Возрождения (1448-1540). В этот период происходит освобождение познания от рамок богословия, разделение знания и веры ("великая дифференциация"), начинается (возрождается) практически ориентированное познание природы. Цель научного познания – господство человека над природой.

Причина развития науки - становление буржуазии: Ремесла, хозяйства, политика, признание особой ценности технических и научных изобретений, всевозможных усовершенствований, которые способствуют облегчению труда и стимулированию материального производства.

В этих условиях и возникает экспериментально-математическое естествознание, особую роль приобретает опыт, эмпирические методы.

Первый этап собственно науки (конец XVII – XVIII века). Для этого этапа характерно следующее:

  1. В конце конец XVII – начале XVIII века складывается понятийный и логико-математический аппарат науки. Возникают новые научные понятия, например, «закон природы», «вероятность», «сила», и получают современное определение другие (например, пространство, время, причина, условие и т.д.). Возникает новая, реформированная дедуктивная логика (логика Пор-Рояля), закладываются основы дедуктивной логики («Новый органон» Френсиса Бэкона). Развивается аналитическая геометрия. Происходит перевод научных положений со словесно-понятийной формы на язык математических формул, в результате чего развиваются формы описания, объяснения и предсказания в науке.

  2. Происходит капитуляция университетской науки перед опытно-экспериментальной, опытно-экспериментальные методы признаются основой всякой науки.

  3. Если на этапе преднауки формируется в своих общих чертах менталитет науки, то теперь впервые формируется цельное научное мировоззрение.

  4. Впервые в истории культуры складывается единая научная картина мира.

^ Доньютоновская ступень — и соответственно первая научная рево­люция происходила в период Возрождения, и ее содержание опреде­лило гелиоцентрическое учение Н. Коперника (1473—1543). Николай Коперник (1473-1543) обосновывает представления о гелио­центрической системе мироздания. Историки науки (И. Коэн, Т. Кун и др.) показали, что система Коперника согласовывалась с популярными ренессансными представ­лениями об исключительной роли Солнца во Вселенной, служила образцом исключительно рациональной конструкции.

Тот переворот, который совершил ^ Николай Коперник (1473-1543), имел огромное значение для развития науки и философии и их отделения друг от друга. В год своей смерти он публикует труд "Об обращении небесных тел", в котором утверждает, что все небесные тела являются сферами, вращающимися по круговым орбитам вокруг Солнца, восседающего на царском престоле и управляющего всеми светилами. Но он был убежден в конечности мироздания и считал, что Вселенная где-то заканчивается неподвижной твердой сферой, на которой закреплены неподвижные звезды.

^ Джордано Бруно (1548-1600), отстаивал идею бесконечности Вселенной, которая для него была единой и неподвижной. Он считал, что Вселенная не движется в пространстве, так как ничего нет вне ее, куда она могла бы переместиться, потому что она является всем. А так как Вселенная бесконечна, то могут быть отменены и положения аристотелевской космогонии, в частности: вне мира нет ничего, Космос конечен. Отвергает Бруно и понятие абсолютного места (абсолютного верха и абсолютного низа), тем самым вводя идею относительности движения, столь необходимую для создания физики. Он делает предположение, что существует множество миров, подобных нашему. А это уже характеристики нового мышления.

^ Галилео Галилея (1564-1642) по праву относят к тем, кто стоял у истоков формирования науки. Решая проблему пустоты, известную еще с античности, Галилей допустил существование "мельчайших пустот" в телах, которые оказываются источником силы сцепления в них.

С Галилея начинается рассмотрение проблемы движения, лежащей в основе классической науки. До него господствовало представление о движении, сформированное еще Аристотелем, согласно которому оно происходит, если существует сила, приводящая тело в движение; нет силы, действующей на тело, нет и движения тела. Галилей открыл закон инерции, сформулированный позже И. Ньютоном. Галилей был одним из первых мыслителей, кто показал, что непосредственное данные опыта не являются исходным материалом познания, что они всегда нуждаются в определенных теоретических предпосылках, другими словами, опыт "теоретически нагружен".

^ Галилей выделил два основных метода исследования природы:

1. Аналитический ("метод резолюций") - прогнозирование чувственного опыта с использованием средств математики, абстрагирования и идеализаций, благодаря чему выделяются элементы реальности, недоступные непосредственному восприятию (например, мгновенная скорость).

2. Синтетически-дедуктивный ("метод композиции") - математическая обработка данных опыта выявляет количественные соотношения, на основе которых вырабатываются теоретические схемы, применяемые для интерпретации и объяснения явлений.

Идеи закона инерции и примененный Галилеем метод заложили основы классической физики.

Т.о. опыт, эксперимент+математика.

^ Френсис Бэкон (1561 - 1626) стал основоположником научного метода, провозгласившего, что всякое знание должно базироваться на фактах и эксперименте. Тем самым он отверг концепцию Аристотеля о цели как конечной причине. Известны его рассуждения о заблуждениях – «идолах», - стоящих на пути познания:

  1. желание принять всякое свидетельство, подтверждающее то, во что мы верим («идолы рода», воздействующие на человеческий интеллект в силу особенностей общей природы человека);

  2. искаженное восприятие действительности, вызванное нашим привычным образом мыслей («идолы пещеры», навеянные Платоновым образом пещеры, которые воздействуют на человеческий интеллект в силу индивидуальной природы каждого человека);

  3. возникновение путаницы из-за небрежного обращения с языком («идолы площади»);

  4. признание авторитета отдельного человека или ряда лиц («идолы театра», являющиеся результатом неверных теорий или философских учений и ложных доказательств).

В его изображении научная д-ть есть прежде всего сбор и фактов. Бэкон был далек от математики; его проект — это прежде всего описательное, качественно ориентированное естествознание. Обоснование науки он видит в очищении разума ученого от всевозможных заблуждений (идолов) и установление индуктивной методологии, позволяющей извлечь из совокупности фактов общие закономерности. Бэконовские методы сейчас известны как методы элиминативной индукции. Однако преувеличение эмпирической составляющей и игнорирование математического эксперимента не позволили Бэкону понять основной смысл происходящей научной революции. Ф. Бэкону принадлежит известный лозунг «знание — сила». Он решительно утверждает идею практической направленности научного знания. Наука несет в себе деятельное начало, преобразует жизнь ч-ка. Ф. Бэкона можно назвать провозвестником грядущей научно-технической модернизации. Он высказывает прозорливые мысли о том наука — дело общества, а не одиночек, что она должна стать социальным институтом с хорошо оснащенной материальной базой.

Наука играет всё более значимую роль в жизни общества. При этом главенствующее место в науке занимает механика. Именно в механике видели мыслители ключ к тайнам всего мироздания. Представления о механической обусловленности явлений особенно упрочнилось под мощным влиянием открытий Ньютона.

^ Исаак Ньютон (1643 - 1727), английский физик, свою научно-исследовательскую программу он назвал "экспериментальной философией". В соответствии с ней исследование природы должно опираться на опыт, который затем обобщается при помощи "метода принципов", смысл которого заключается в следующем:

  • проведя наблюдения, эксперименты, с помощью индукции вычленить в чистом виде связи явлений внешнего мира,

  • выявить фундаментальные закономерности, принципы, которые управляют изучаемыми процессами,

  • осуществить их математическую обработку и на основе этого построить целостную теоретическую систему.

^ Ньютон создал основы классической механики как целостной системы знаний о механическом движении тел, сформулировал три ее основных закона, дал математическую формулировку закона всемирного тяготения, обосновал теорию движению небесных тел, определил понятие силы, выдвинул предположение о сочетании корпускулярных и волновых представлений о природе света.

Второй этап собственно науки – классический (XVIII – XIX века). Эту эпоху часто называют «эпохой открытий» по ее роли в истории науки, или эпохой Просвещения (XVIII век) и эпохой Разума (XIX век) по ее роли в истории культуры.

На этом этапе развития науки происходит следующее:

  1. Завершается отделение науки от религии.

  2. Произошла математизация сначала механики, а затем и других разделов физики. Математическое описание явлений становится образцом и для других наук.

  3. Формируется единая система всех наук, возникает совокупность знания, основанная на идее универсальности механицизма.

  4. Мировоззрение науки становится материалистическим (с отдельными уклонами от материализма в сторону Канта и Юма).

  5. Все науки структурируются на основе принципа детерминизма

  6. В эту эпоху открываются сначала законы всемирного тяготения, обнаружившие, что законы неба и законы земли – одни и те же, а затем закон сохранения энергии, который к концу этого периода получил переистолкование как закон сохранения и превращения энергии, означающий, что процессы в мире не сводятся к механическим, и помимо механического движения объективно существуют другие формы движения.

  7. Под воздейсвием научного прогресса во всем мире происходит великий Промышленный переворот, связанный с переходом от мануфактур и мастерских к заводам и фабрикам на базе внедрения в производство паровых машин, а позднее – и электрических. Начинается бурное развитие химии и химической промышленности, совершившей переворот в агрономии и медицине.

  8. Впервые в науку входит представление о развитии. Складываются теории и гипотезы о происхождении солнечной системы, о происхождении и развитии геологических процессов на земле, о происхождении видов, и единстве онтогенеза и филогенеза в биологии, о происхождении языка, государства, права и т.д. Складывается убеждение о всесилии разума и бесконечности прогресса.

  9. Ведущим фактором во всей культуре становится наука, подчиняя себе все другие формы культуры.

  10. Впервые возникают такие отрасли знания, как история науки и философия науки, которые выступают еще как самостоятельные, независимые друг от друга отрасли исследования.



9. Научное знание как сложная развивающаяся система
Научное знание есть целостная развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру. Последняя выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы. Структура научного познания может быть представлена в различных ее срезах и соответственно – в совокупности специфических своих элементов.

^ С точки зрения взаимодействия объекта и субъекта научного познания последнее включает в себя четыре необходимых компонента в их единстве:

  1. Субъект науки – ключевой ее элемент: отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив и т.п., в конечном счете – общество в целом.

  2. ^ Объект (предмет, предметная область), то есть то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина. Иначе говоря, это все то, на что направлена мысль исследователя, все, что может быть описано, воспринято, названо, выражено в мышлении и т.п.

  3. ^ Система методов и приемов, характерных для данной науки или научной дисциплины и обусловленных своеобразием их предметов.

  4. Свой специфический, именно для них язык – как естественный так и особенно искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т.п.).

  5. Цель – получение новых знаний о реальности;

  6. Результат – достижение истины, новое знание.

Наука как таковая, как целостная развивающаяся система, включает в себя ряд частных наук, которые в свою очередь подразделяются на множество научных дисциплин. Выявление структуры науки в этом ее аспекте ставит проблему классификации наук.

По предмету и методам познания выделяют науки о природе – естествознание, об обществе – обществознание (социальные, гуманитарные науки) и о самом познании, мышлении (логика, гносеология, эпистемология, когнитология и др.). Отдельную группу составляют технические науки. Очень своеобразной наукой является современная математика. По мнению некоторых ученых, она не относится к естественным наукам, но является важнейшим элементом их мышления.

В свою очередь каждая группа наук может быть подвергнута более подробному членению. Так, в состав естественных наук входят механика, физика, химия, геология, биология и др. (в том числе и «стыковые» науки), каждая из которых подразделяется на ряд отдельных научных дисциплин.

В плане такого критерия, как «основания науки», выделяют три основных элемента структуры научного познания:

  1. Идеалы и нормы.

  2. Философские основания.

  3. Научная картина мира.

Идеалы и нормы научного познания - совокупность определенных концептуальных, ценностных, методологических и иных установок, свойственных науке на каждом конкретно-историческом этапе ее развития. Их основная функция - организация и регуляция процесса научного исследования, ориентация на более эффективные пути, способы и формы достижения истинных результатов. При переходе на новый этап научного исследования (например, от классической к неклассической науке) кардинально меняются его идеалы и нормы. Их характер определяется в первую очередь предметом познания, спецификой изучаемых объектов, а их содержание всегда формируется в конкретном социокультурном контексте.

Понятие "философские основания науки" выражает философские идеи и принципы, которые содержатся в данной науке (научной дисциплине, концепции и т.п.) и дают самые общие ориентиры для познавательной деятельности. Философские основания науки наряду с функцией обоснования уже добытых знаний выполняют также эвристическую (участвуют в построении новых теорий) и методологическую функции. Являясь средством (орудием) приращения нового знания, они способствуют формированию новых методов научного исследования. Философские основания науки разнородны и историчны: при переходе от одного этапа развития науки к другому в ходе научных революций один их "набор" сменяется другим, но определенная преемственность при этом сохраняется.

^ Научная картина мира - целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов. В зависимости от оснований деления различают общенаучную картину мира, которая включает представления обо всей действительности (т.е. о природе, обществе и самом познании) и естественнонаучную картину мира. Последняя - в зависимости от предмета познания - может быть физической, астрономической, химической, биологической и т.п. В общенаучной картине мира определяющим элементом выступает картина мира той области научного знания, которая занимает лидирующее положение на конкретном этапе развития науки.

Взятые в их взаимосвязи, эти элементы и образуют основания науки.

Структура научного познания может быть представлена как единство двух его основных уровней – эмпирического и теоретического. Эти уровни тесно взаимосвязаны и в процессе развития взаимопереходят друг в друга. Эмпирический и теоретический уровни познания различаются по средствам, методам и предмету исследования.

10. Структура научного знания: эмпирический и теоретический уровни
Структура научного познания может быть представлена как единство двух его основных уровней – эмпирического и теоретического. Эти уровни тесно взаимосвязаны и в процессе развития взаимопереходят друг в друга. Эмпирический и теоретический уровни познания различаются по средствам, методам и предмету исследования.

^ Различие двух уровней познания (по средствам исследования):

  • Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Поэтому средства эмпирического исследования необходимо включают в себя приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения и эксперимента. В эмпирическом исследовании применяются понятийные средства. Они функционируют как особый – эмпирический - язык.

  • В теоретическом исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться только опосредовано, в мысленном эксперименте, но не в реальном. Язык теоретического исследования отличается от языка эмпирических описаний. В качестве его основы выступают теоретические термины, смыслом которых являются теоретические идеальные объекты. Их также называют идеализированными объектами, абстрактными объектами или теоретическими конструктами. Это особые абстракции, которые являются логическими реконструкциями действительности (материальная точка, абсолютно черное тело, идеальный товар, идеализированная популяция в биологии и т.д.). Идеализированные теоретические объекты, в отличие от эмпирических объектов, наделены не только теми признаками, которые мы можем обнаружить в реальном взаимодействии объектов опыта, но и признаками, которых нет ни у одного реального объекта.

^ Эмпирический и теоретический типы познания различаются (по методам исследовательской деятельности):

  • На эмпирическом уровне в качестве основных методов применяются реальный эксперимент и реальное наблюдение. Важную роль также играют методы эмпирического описания, ориентированные на максимально очищенную от субъективных наслоений объективную характеристику изучаемых явлений.

  • В теоретическом исследовании применяются особые методы: идеализация (метод построения идеализированного объекта); мысленный эксперимент с идеализированными объектами; особые методы построения теории (восхождения от абстрактного к конкретному, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы); методы логического и исторического исследования и др.

^ Эмпирический и теоретический уровни различаются (по характеру предмета исследования):

  • Эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними. На этом уровне познания сущностные связи не выделяются еще в чистом виде, но они как бы высвечиваются в явлениях, проступают через их конкретную оболочку. Эмпирическое познание способно обнаружить действие объективного закона. Но оно фиксирует это действие, как правило, в форме эмпирических зависимостей, которые следует отличать от теоретического закона. Эмпирическая зависимость является результатом индуктивного обобщения и представляет собой вероятностно-истинное знание.

  • На уровне теоретического познания происходит выделение сущностных связей в чистом виде, в виде законов. Теоретический закон – это всегда знание достоверное.

  1   2   3



Скачать файл (277 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru