Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Конспект для кандидатского экзамена по социальной философии - файл 1.doc


Конспект для кандидатского экзамена по социальной философии
скачать (585.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc586kb.19.11.2011 09:00скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Социальная философия


  1. Предмет и функции социальной философии.


Социальная философия - важнейшая область философского знания, нацеленного на осмысление состояний и процессов жизнедеятельности людей в обществе. Будучи составной и неотъемлемой частью философии, она, естественно, несет в себе все общие черты, присущие этому знанию, но одновременно имеет и ряд особенностей, отличающих ее объект и предмет исследования.

Социальная философия анализирует не только отношения и связи общества с иными сферами окружающей и охватывающей людей реальности, осмысливая общие проблемы бытия природы и человека, но изучает и специфические закономерности проявления общественной жизнедеятельности людей, которые характерны именно для нее как особой формы бытия мира в целом. Это означает, что социальная философия представляет интегральный взгляд на мир бытия людей в целом, недоступный ни одной, кроме нее, форме знания об обществе.

Таким образом, объектом познания социальной философии является не весь мир, универсум в его целостности и беспредельности изменений природы, бытия и мышления вообще, но только общество, как способ и результат взаимодействия людей друг с другом и с окружающим миром. Объект социально-философского познания - это постоянно изменяющаяся действительность общественной жизни в единстве и разнообразии всех отношений людей, сложно переплетенных случайных и закономерных причинных факторов и следствий. Соответственно и предметом социальной философии является не знание всеобщего и целого о бытии мира, возможностях и способах его осмысления, а знание всеобщего о целостности общественного (коллективного, совместного) бытия, об условиях и факторах его развития. Все это определяет и основную проблему социальной философии - вопрос о том, что есть общество, или, что то же самое, какова его природа (основания) и закономерности существования и развития.

Отвечая на эти вопросы, социальная философия вырабатывает свое когнитивное (рефлективное) отношение к всеобщему в жизни людей. Как способ рефлективного познания о природе всеобщих свойств и состояний общества, социальная философия, несомненно, выступает в этом своем качестве наукой о наиболее общих (всеобщих) закономерностях развития общественной жизни.

Являясь наукой, социальная философия разрабатывает свои категории (общие понятия), с помощью которых она исследует сущность и особенности бытия людей в обществе на всех этапах его развития: "общественное бытие", "общественное сознание", "общественные отношения", "общественная деятельность", "культура" и др. Именно философские категории позволяют выявить и сформулировать принципы и законы, значимые для любой сферы общественной жизни, получить объективные и доказательные знания о деятельности человека. В отличие от понятий других общественных наук, фиксирующих лишь отдельные стороны и свойства социальной действительности, категории социальной философии представляют собой ступени познания общественных процессов в целом, вследствие чего их роль в познании жизни людей особенно значима.

С.ф. – это система научного знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества, целостного процесса социальной жизни.

^ Функции социальной философии:

1) мировоззренческая (формирование мировоззрения, абстрактно-теоретического понимания социальной реальности);

2) методологическая (представляет совокупность наиболее общих методов познания социума;

3) гуманистическая (воспитание личности в духе гуманизма, научно обосновывающего пути освобождения человека, его дальнейшего совершенствования);

4) культурная (передача духовной культуры человечества из поколения в поколение);

5) прогностическая (формирование гипотез об общих тенденциях развития социума);

6) аксеологическая (формирование системы социальных ценностей);

7) критическая (критический анализ существующего социального знания и социокультурных ценностей);

8) социальная (способствовать материальному и духовному изменению социального бытия).

2. Место социальной философии в системе научного знания.
Социальная философия в органическом единстве с другими компонентами философского знания выступает в качестве мировоззренческого и методологического основания всех общественных, а еще шире - всех гуманитарных наук, включая психологию, лингвистику и т.д.

Однако в отличие от других общественных наук, социальная философия представляет функционирование и развитие отдельных социальных сфер и общества в целом в предельно абстрактной форме. В этом смысле социальная философия стремится намеренно исключить всю историческую конкретику об обществе, поскольку научно значимым для нее является лишь такое знание об общественной действительности, которое имеет значение всеобщего и которое более или менее верно ее отражает, что находит многократное подтверждение в самой этой действительности.

Анализируя общественное бытие - реальный процесс жизнедеятельности людей, социальная философия, естественно, не может не опираться в своих выводах на результаты конкретных исследований частных общественных наук. Более того, социальная философия заимствует методы частных наук, исследуя общественные процессы. Однако, обобщая конкретный научный материал истории, психологии, социологии, культурологии, политологии и других отраслей обществознания, социальная философия стремится дать безупречную и связную общую картину целостного мира общественной жизни людей, выявить интегративные свойства различных общественных процессов.

В силу этого с.ф. выступает как общая методология познания социальных явлений для более конкретных общественных наук, рассматривая наиболее общие закономерности и тенденции развития общества. Вместе с тем с.ф. выступает в качестве общей теории развития общества, исторического процесса.

^ С.ф. и социология. Социальная философия есть верхний, методологический этаж социологии. В качестве верхнего, методологического и общетеоретического этажа в данном случае выступает социальная философия, далее идут отраслевые социологические теории (социология села, промышленная социология, социология личности, социология революции и т.д.). В качестве прикладного этажа выступают конкретные социологические исследования.

Подытоживая, можно выделить следующие линии взаимодействия философии и частных наук:

а) на каждом историческом этапе развития науки философский метод синтезируется из достижений частных, конкретных наук, отражая дух науки своего времени, ее качественную специфику;

б) в свою очередь каждая из конкретных наук использует философский метод в качестве системы общих принципов подхода к изучению интересующих ее явлений и процессов.
3. Основные направления социальной философии.
Понятие и истоки зарождения с.ф. (начиная с Древней Греции).

Охарактеризовать: позитивизм, марксизм, психологизм, «понимающую социологию» Вебера, «интегральную социологию» Сорокина, структурный функционализм, социобиологию, технологический детерминизм.

4. Проблема познания общества в философии Древнего мира.
Почти все философы древнего мира обращаются к проблемам государства, закона, труда, управления, войны и мира, интересов, власти, имущественного деления общества.

Вместе с тем в этом разнообразии сюжетов выделяются, если можно так выразиться, узловые пункты, те позиции, вокруг которых как бы концентрируется разговор об обществе. Этих пунктов два: этика и учение о государстве. Причем, пожалуй, именно государству уделяется основное внимание. Политические пристрастия древнегреческих философов очевидны: они выступали защитниками рабовладельческого государства, видя в нем основной гарант сохранения всех общественных устоев.

Анализ постановки вопроса о государстве в наследии великих греков позволяет выделить одну очень важную методологическую особенность. Государство было той отправной точкой, с позиций которой и в связи с которой рассматривались самые разные явления общественной жизни. Это касается, например, этики — У Платона нравственность подчинена идеалу государства, понимания самого человека, у Аристотеля «человек от природы есть политическое животное» и т.д.

Нам в данном случае важно зафиксировать, что вся эта методология, весь образ социального видения древних касаются не столько государства, сколько общества. Ведь в данном случае не столько государство растворялось в обществе, сколько, напротив, общество подтягивалось до государства, растворялось в нем. Иными словами, философский образ общества был в тот период еще слабо эксплицирован, общество выступало не в своей самодостаточности, а в одном из своих определений.

Платон рассматривает этические основы социально справедливого государства. В нем представлены 3 сословия: мудрецы, философы (должны управлять государством), мужественные и волевые (воины, защищают от врагов) и 3-е сословие – земледельцы, ремесленники. Платон выделяет нравственные черты и добродетели правителя – мудрость, познание истины и красоты, мужество, справедливость. Платон создает свою теорию идеального государства, выделяя 3 его формы: монархия, аристократия и демократия.

Свою теорию государства создает и Аристотель, выделяя 3 правильных формы государственного устройства: монархию, аристократию и политию, и 3 неправильных: тиранию, чистую олигархию и демократию. Учение Аристотеля направлено на то, чтобы поставить личность на службу государству. Человек инстинктивно стремится к сожительству. Забота о других есть забота об обществе. Неравенство – это нормальное состояние людей, справедливость для неравных.

Конечно, такое поглощение общества государством в то время было не случайным. Оно объяснялось, во-первых, тем, что государство выступает на поверхности общественной жизни как бы наиболее наглядным воплощением общественной целостности, связи всех частей общественного организма. И вполне понятно, что при первых шагах постижения такого сложнейшего явления, как общество, исследовательская мысль прежде всего фиксирует то, что лежит как бы на поверхности, в чем целостность общества выражена непосредственно. Во-вторых, оно объяснялось особой ролью политико-надстроечных институтов в ранних классовых обществах, когда механизмы самоорганизации общества были еще неразвиты, а социоинтегрирующая роль государства была исключительно велика. Отсюда и тенденция растворять общество в государстве.

5. Теологический взгляд на общество в средневековой религиозной философии.
Средневековая философия и религия служила интегративной основой доиндустриального феодального общества, обеспечивала его идеологическую направленность, служила подкреплением власти.

Средневековая философия отличается теоцентризмом. Реальностью, определяющей все сущее в мире для христианства, является сверхъестественное начало — Бог. Христианские мыслители придают сверхъестественному роль определяющего начала во всех происходящих в мире процессах, ставят в зависимость от него существование и природы, и человека, и общества. Христианское мировоззрение по своей основе провиденциально. Мир развивается не сам по себе, а согласно промыслу Божию. Согласно этому мировоззрению, промысел Бога распространяется на весь окружающий мир и придает природным и общественным процессам осмысленный и целенаправленный характер.

В христианской теологии происходит редукция человека как субъекта деятельности, познания и общения до объекта и субъекта «спасения». Смысл человеческого бытия, с точки зрения теоретиков христианства, состоит не в познании и преобразовании природы и общества, а в соединении с Богом в так называемом «божьем царстве». Все стороны жизнедеятельности человека при таком подходе рассматриваются через призму религиозных ценностей, как факторы, благоприятствующие или препятствующие «спасению».

Власть в теологическом обществе идет от бога. «Божественный закон» определяет превосходство церкви над государством и обществом, т.к. земная жизнь – это только приготовление к будущей духовной жизни. Власть государя д.б. подчинена высшей – духовной власти. Во главе ее на небе – Христос, на земле – римский папа. Земной порядок признается продолжением небесного.

^ Социально-философские взгляды Фомы Аквинского. Ф.А. рассматривает человека прежде всего как социальное существо, а государство – как организацию, заботящуюся о благе народа. Сущность власти он связывает с нравственностью, с добром и справедливостью, и даже говорит о праве народа выступать против тиранов. Рассматривая те же формы политической власти, что и Аристотель, Ф.А. отдавал предпочтение монархии.

6. Социальные взгляды эпохи Возрождения: Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла.
Одним из первых социальных философов эпохи Возрождения, отвергшим теократическую концепцию государства, был Никколо Макиавелли. Он обосновал необходимость светского государства, доказывал, что побудительными мотивами действий людей являются эгоизм, материальный интерес. В силу изначального зла человеческой природы, стремления к обогащению требуется обуздание этих инстинктов с помощью особой силы, какой и является государство. Правосознание может воспитать только государство, а не церковь. Церковь расшатала устои государства, пытаясь соединить духовную и светскую власть.

В трактате «Государь» М. рассматривает способы создания сильного государства в условиях, когда у народа не развиты гражданские добродетели, анализирует поведение государя по отношению к подданным, союзникам и т.д. М. приходит к выводу, что все средства дозволительны для достижения политических целей, и хотя государь должен руководствоваться общепринятыми нормами в поведении, он может не считаться с ними в политике, если это будет содействовать усилению государственной власти. Он должен руководствоваться политикой кнута и пряника, сочетая в себе качества льва и лисицы. Подкупы, убийства, отравления, вероломство – все дозволено в политике, направленной на усиление государственной власти.

Впоследствии действия политиков, которые пренебрегают нормами морали при достижении целей, получили название макиавеллизма.

Другим важным компонентом политических и философских исканий эпохи Ренессанса, были социалистические и утопические идеи. В период образования первых зародышей капитализма, связанных с первоначальным накоплением капитала, возникают теории, критически реагирующие на явления, сопряженные с углубляющейся социальной дифференциацией. И хотя эти теории возникают в начале раннего капитализма, в них, собственно говоря, уже предвидятся горизонты капиталистического общественного строя и выражаются идеи социального равенства людей.

^ Томас Мор одним из первых понял, что основой эксплуатации человеком человека является частная собственность на орудия и средства производства. Мор не удовлетворялся поверхностным анализом периода начального накопления капитала, которое в Англии проходило весьма жестоко, но стремился к выяснению социальных причин этого явления. Он считал, что они коренятся в частной собственности. Поэтому следует изменить общественные отношения, однако это нельзя сделать лишь законодательным путем. Идеалом, который он конкретно демонстрирует на примере отношений на острове Утопия, были общественная собственность, высокоорганизованное производство, целесообразное руководство, гарантирующее справедливое и равное распределение общественного богатства.

В своей работе "Утопия" он не только критикует современные ему социально-экономические отношения, но и дает изображение такого общества, где господствует общественная собственность. В описании социально-экономического строя своей вымышленной страны Мор даёт ключевые для понимания его позиции положения. Прежде всего в «Утопии» отменена частная собственность, уничтожена всякая эксплуатация. Взамен её устанавливается обобществлённое производство. Труд является обязательным в «Утопии» для всех. Распределение продуктов в «Утопии» ведётся по потребностям, без каких-либо твёрдых ограничений. Государственный строй утопийцев несмотря на наличие короля — полная демократия: все должности — выборные и могут быть заняты всеми, но, как и подобает гуманисту, Мор предоставляет интеллигенции руководящую роль. Женщины пользуются полным равноправием. Всей своей книгой Мор утверждает ту истину, что переустройству подлежит прежде всего порочная общественная система, поскольку источником нравственной испорченности людей (в том числе и самой гордыне, осуждаемой христианской моралью) является неравенство, вытекающее из частной собственности, без упразднения которой невозможна и справедливая социальная этика, достойная человека.

Еще одним основоположником утопического социализма по праву считается итальянский монах ^ Т. Кампанелла. Он выражает мысль о необходимости больших общественных преобразований, направленных на реализацию царства божьего на земле, призывает в соответствии с христианской совестью к ликвидации частной собственности и эксплуатации. В отличие от Мора он полностью убежден в возможности реализации этого переворота силой массового восстания.

В произведениях Т. Кампанелла подвергаются критике феодальные отношения и сопутствующие им такие явления, как праздность, леность, тунеядство, отвергается частная собственность и противопоставляется ей общественная. В трактате «Город солнца» Кампанелла проповедует воспитание любви и уважения к труду; выбор сферы трудовой деятельности в соответствии со склонностями и способностями; усиление роли общественных, государственных органов в воспитании подрастающего поколения; эмансипация женщин. В отличие от Мора он не обращает большого внимания на экономические проблемы. Ликвидацию частной собственности он полагает возможной, исходя из моральных установок христианства.

Утопическая теория Кампанеллы в отличие от учения Мора не является продуктом социального анализа противоречий эпохи, содержит целый ряд внутренних противоречий. Несмотря на это, в ней много положительных элементов. Так, он предсказывает огромную роль науки, говорит об образовании народа, о ликвидации войн, частной собственности, о справедливом и разумном управлении.

7. Теория «общественного договора» в философии Нового времени.
Философия Нового времени содержит ряд ценных социальных концепций, среди которых особое место принадлежит концепциям «естественного права» и «общественного договора».

Д. Локк объявляет естественным правом человека его свободу и владение собственностью, приобретенной посредством труда. Для защиты естественных прав граждан необходимо государство, которое является результатом общественного договора.

Основой теории общественного договора является положение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Условия жизни людей и характер человеческих взаимоотношений в естественном состоянии представлялись не однозначным образом. Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к "войне всех против всех"; Руссо считал, что это есть мирное идеалистическое первобытное царство свободы; Локк писал, что естественное состояние человека - в его неограниченной свободе, господстве равенства и охраны собственности.

Сторонники естественного права считают государство результатом юридического акта - общественного договора, который является порождением разумной воли народа. В «Левиафане» Гоббса государство возникает, чтобы люди не уничтожали друг друга, т.к. они по природе сильны и злы, к ним применим принцип «человек человеку – волк». Государство охраняет мир и благоденствие граждан, оно наделено сильной абсолютистской властью такой силы, чтобы внушать страх, способный управлять волей всех людей. Законы государства, по мнению Гоббса, должны ограничивать свободы людей (отказ от части своих прав в пользу государства). Гражданское состояние общества возникает на основе добровольного объединения людей и жертвования ими части своих прав.

Теория общественного договора также представлена в трудах ^ Ж.-Ж. Руссо. Основная задача, которую призван решать Общественный договор, состоит, по мнению Руссо, в том, чтобы найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации. Рассматривая государство как продукт Общественного договора, Руссо исходил из того, что каждый человек передает в общее достояние и ставит под высшее руководство общей воли свою личность и все силы. Государство рассматривается Руссо как "условная личность", жизнь которой заключается в союзе ее членов. Главной его заботой, наряду с самосохранением, является забота об общем благе, о благе всего общества, народа.

По условиям общественного договора суверенитет принадлежит народу. При этом народный суверенитет понимается как общая воля народа. Он неотчуждаем и неделим. Руссо подчеркивал, что передаваться может власть, но никак не воля.

Руссо выдвигает и развивает идею прямого народного правления, ибо, согласно Общественному договору, "только общая воля может управлять силами государства в соответствии с целью его установления, каковая есть общее благо". Народ, рассуждает мыслитель, не может лишить самого себя неотчуждаемого права издавать законы, даже если бы он этого и захотел. Законы всегда являются актами общей воли. И никто, даже государь, не может быть выше их. Законами являются лишь такие акты, которые непосредственно принимаются или утверждаются путем проведения референдума самим народом.

Наряду с исключительным правом на принятие законов у народа имеется также неотчуждаемое право на сопротивление тиранам. Короли, писал по этому поводу Руссо, всегда "хотят быть неограниченными".

Подчеркивая неделимость суверенитета, Руссо выступил против разделения властей: системе разделения властей Руссо противопоставил идею разграничения функций органов государства.

Из всего сказанного о естественно-правовой теории происхождения государства и права следует, что ее сторонники исходят из того, что народ обладает естественным, неотчуждаемым правом не только на сознание государства на основе Общественного договора, но и на его защиту.

Джон Локк впервые в истории высказал мысль о разделении власти на законодательную, исполнительную и судебную. Решающее значение должна иметь законодательная власть, которая определяет порядок и режим, установленный в обществе.

8. Социальные идеи в философии Просвещения.
По своему социальному содержанию идеи Просвещения представляли собой острую критику отживавшего феодально-крепостнического строя, абсолютистских и клерикальных порядков. Просветители полагали, что культура и знание способны в корне изменить жизнь общества. Они считали философский разум базисной инстанцией при решении любых вопросов (принцип разумеющего субъекта).

Вольтер атакует религиозный фанатизм, феодальный абсолютизм, произвол властей. Мечтал раздавить предрассудки усилиями философов. Вольтер признает Бога творцом мира, но отрицает его участие в общественной жизни. «Естественная религия» - принципы морали, общие для всего человечества (поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой).

Теория естественного права и общественного договора (вопрос №7).

9. Позитивистский подход к анализу общества: О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль.
В теоретическом наследии О. Конта явственно выделяются две составные части: разработка основ философии позитивизма и разработка проблем социологии, социальной философии.

Позитивизм – наиболее широко распространенное течение западной философии второй половины XIX-XX веков, утверждающее, что источником подлинного, положительного (позитивного) знания могут быть лишь отдельные, конкретные (эмпирические) науки и их синтетические объединения, а философия, как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. Позитивизм изучает способы и методы достижения позитивного знания, отказываясь от рассмотрения абстрактных, умозрительных проблем, которые нельзя обосновать экспериментально.

В работе «Курс позитивной философии» Конт впервые вводит термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе. Это становится возможным на позитивной стадии развития общества.

О. Конт выделял три важнейшие стадии общественного сознания: теологическую, когда все явления объясняются на основе религиозных представлений; метафизическую, когда разрушаются старые верования и развивается критика, явления объясняются на основе философских абстракций; позитивную, или научную, когда возникают науки об обществе, его рациональной организации, человек перестает оперировать абстрактными сущностями, отказывается раскрывать причины явлений и ограничивается наблюдением за отдельными фактами и фиксированием связей между ними.

^ Позитивный метод – опора на совокупность эмпирических данных, надежных и проверяемых. Наука должна отличаться реализмом, быть полезной, способствовать улучшению общественного порядка, быть «положительной» - нацеленной на открытие неизменных законов.

О. Конт понимал общество как сложный целостный организм, имеющий свою качественную определенность и отличный от составляющих его индивидов. Конт первым стал рассматривать общество как систему, определяющую развитие и деятельность всех составляющих его организмов – индивидов, сословий, классов. Он настаивал на отказе от спекулятивных, умозрительных подходов к обществу и развитии позитивного конкретного знания. При анализе общества О. Конт ввел разделение на социальную статику и социальную динамику. Социальная статика имеет дело с устойчивыми («естественными») условиями и законами существования, функционирования общества. Она характеризует структуру общества, взаимосвязь его сторон. Социальная динамика же раскрывает общество со стороны его движения, эволюции. Здесь О. Конт раскрывал естественные законы развития общества.

Конт решает проблемы гармонизации общества и достижения его стабильности. Гармония в обществе есть наилучшее сочетание интересов личностей и социальных слоев. Значение политической власти состоит в мудром согласовании интересов различных субъектов. Социальной гармонии можно достигнуть с помощью науки.

^ Г. Спенсер, как и О. Конт, исследовал и общефилософские проблемы, такие, как теория познания, всеобщая эволюция живой материи, и проблемы социологии, социальной философии. Он, как и О. Конт, понимал общество как сложное целостное образование. В работах «Социальная статика», «Основания социологии» Г. Спенсер развивал органический подход к обществу, проводя аналогию между биологическим организмом и обществом. Эволюцию общества он также трактовал по аналогии с эволюцией живого организма и понимал ее как закономерный процесс. Исходя из организменного подхода, Г. Спенсер проанализировал роль составных частей общества, социальных институтов, показал их взаимосвязь, раскрыл движение общества как движение от простого к сложному, как общественную закономерность. Эволюционная теория – все элементы вселенной эволюционируют в единстве. Социология же призвана изучать, прежде всего, надорганическую эволюцию, которая проявляется в развитии обществ. Эволюция как переход от простого к сложному, от однородного к разнородному.

10. Проблема общества в марксизме.
К. Маркс и Ф.Энгельс впервые распространили материализм на объяснение самой сложной формы движения материи – социальной. Они сумели разобраться в кажущемся хаосе общественных отношений, четко подразделив общественные отношения на материальные и идеальные (духовные) и обнаружив первичность материальных отношений и вторичность духовных. В свою очередь материальные отношения предстали в их анализе, с одной стороны, как экономические, с другой - внеэкономические (например, отношения по детопроизводству). На огромном фактическом материале было доказано, что именно экономические отношения определяют собой и все иные материальные, и все идеальные отношения, то есть жизнь общества в целом. Принцип первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания является коренным принципом материалистического понимания истории.

Для решения основного вопроса философии применительно к обществу исторический материализм принципиально переработал категории "общественное бытие" и "общественное сознание".

^ Общественное бытие - это материальные условия жизни общества и материальные отношения людей друг к другу и к природе. Атрибутом материальных отношений является их объективность: они возникают в процессе становления и развития общества и существуют независимо от общественного сознания.

Структура общественного бытия выглядит следующим образом. В материальные условия жизни общества входят:

а) материально-техническая база жизнедеятельности людей. Под ней имеется в виду не только материально-техническая база самого непосредственного производства (орудия труда и предметы труда), но и соответствующие условия для удовлетворения материальных и духовных потребностей (средства общения, информации и т.д.);

б) географические условия жизни общества (богатство фауны и флоры как кладовых пищи; климат; энергетические ресурсы; запасы полезных ископаемых; количество и степень плодородия земли, пригодной для обработки);

в) демографические условия жизни общества (численность народонаселения, его плотность, темпы роста, удельный вес самодеятельного населения, степень удовлетворения материального производства рабочей силой, соотношение мужчин и женщин в структуре населения, состояние его здоровья).

В материальные общественные отношения входят:

а) производственные отношения, то есть те отношения, в которые вступают люди в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ;

б) материальные стороны других общественных отношений. Дело в том, что во многих общественных отношениях сочетаются элементы и материальных и идеальных отношений. Например, составляющая семейных отношений, связанная с воспроизводством человеческого рода, несомненно, является материальной в основе своей (биологической);

в) экологические отношения - отношения людей к природе, а точнее, отношения между людьми по поводу их отношения к природе.

Понятие общественного сознания выработано К. Марксом и Ф. Энгельсом в процессе материалистического объяснения истории и определяется в диалектической взаимосвязи с понятием общественного бытия. Подвергнув всю предшествующую историю научному анализу, К. Маркс и Ф. Энгельс пришли к выводу, что общественное сознание есть отражение общественного бытия. Общественное сознание - это сложная система чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие. Подобно тому, как общество не есть простая сумма составляющих его людей, так и общественное сознание представляет собой не сумму индивидуальных сознаний членов общества, а целостное духовное явление. В понятии "общественное сознание" мы отвлекаемся от всего индивидуального, личностного и фиксируем только те чувства, взгляды, идеи, которые характерны для данного общества в целом или для определенной социальной группы.

Общественное сознание как духовная сторона исторического процесса выполняет две основные функции, генетически и актуально связанные друг с другом. Во-первых, это функция отражения общественного бытия, по отношению к которому оно является вторичным. Преодолев созерцательность старого материализма, понимание им вторичности сознания как синонима его пассивности, исторический материализм четко выделил и вторую основную функцию общественного сознания - его активное обратное воздействие на общественное бытие.

  1   2   3   4   5   6   7   8



Скачать файл (585.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru