Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Шпаргалки по русской литературе 19 века - файл 1.docx


Шпаргалки по русской литературе 19 века
скачать (129.8 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx130kb.16.11.2011 00:43скачать

содержание

1.docx

  1   2   3
Реклама MarketGid:

  1. Драматургическое новаторство комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Новизна конфликта, характеров, языка и стиха.

Грибоедов своей комедией «Горе от ума» положил начало русской реалистической драматургии. Содержание нововведения составляет столкновение и смена двух больших эпох русской жизни — «века нынешнего» и «века минувшего». Появление «Горя от ума» становление реализма в русской литературе.

Гриб разрушает нормы классицизма в этой пьесе. Гриб соблюдает только единства времени и места, не свойственное классицизму, кот имеет еще и единство действия. В построении нет целостности, перебивка планов. Форма Гоу – стихотворная. Четыре акта. Вместо шестистопного ямба Гриб использует легкий, разностопный ямб.

Конфликт взят из жизни: двор-во разделено на консерват. и прогрессивн.; подробно описан фон дей-я (дом Фамусова, есть георгафич. назв-ия), худ-ное простр-во расширено наличием ок. 70-ти внесценических персонажей, они также типизируют ситуацию, служат подтверждением в речи главных героев чаще всего Фамусова. Грибоедов создает соц-истор. типы (Фамусов – типичн. предст-ль консерват-го двор-ва, Молчалин – типичн. предст-ль карьериста, Скалозуб – узость кругозора, консерватизм).

И.А. Гончаров в статье «Мильон терзаний» гов-т о наличии двух конфликтов: любовном, кот-ый ведет интригу, дей-е комедии, и социальный – столкновение Чац-го с фамусовским общ-вом – главный конфликт в комедии, так как жанр «ГоУ» - высокая комедия. Автор преследует цель не веселить чит-ля, а вызвать его негодование. Это соц-ая комедия, т. к. ведущий конфликт – общественный. Соц-политич. линия обрамляет любовно-бытовую.

^ Все герои даны в движении, в развитии, все образы подчинены центральному конфликту — борьбе нового со старым. Грибоедов, напротив, стремится показать внутрен

нее развитие своих героев (Чацкий, Софья). Грибоедов рас

крывает характер своих героев в тесной связи с той общест

венной средой, которая их воспитала, и в этом также особен

ность его реализма. Грибоедов каждому персонажу комедии придает индивидуальные черты и свойства.

Грибоедова изменяет амплуа героев. Классицистическая комедия подразумевала наличие героев-резонеров, не участвующих в действии, но выражающих авторскую позицию. У Грибоедова Чацкий выступает в двух ролях: он является участником любовной интриги и, в то же время, резонером, участником общественной интриги. Лиза второй резонер, дающая меткие характеристики действующим лицам комедии. Она говорит о Чацком: “Кто так чувствителен, и весел, и остер, как Александр Андреич Чацкий? ”

Картина быта, нравов и настроений «фамусовской» Москвы нарисована в комедии ярко и смело. Перед нами толпа разных людей, пустых, бездушных и подлых. Стихия этой среды: сплетни и злословия. Здесь знают каждого дворянина и скажут кто богат, и кто беден, и сколько крепостных душ у Чацкого: «Четыреста; Нет! Триста». Эта объединенная команда почувствовала в речах Чацкого идейного врага и мгновенно подхватила сплетню о сумасшествии Чацкого. Причину они, гости Фамусова, видят в просвещении: « И впрямь сойдешь с ума от этих, от одних, от пансионов, школ, лицеев…» Это общество отторгает от себя Чацкого, как нечто чуждое, инородное.

Язык Гоу – литер язык широкого диапазона от ораторской лирики до дворянского просторечия. Создавая свою комедию, А.С. Грибоедов обратился к свободной и безграничной стихии общенародного национального языка и многое почерпнул из неё. Как и народные пословицы, грибоедовские речения вмещены в предельно сжатые, лаконические формы одностишия или двустишия, реже — четверостишия. Иногда беглая реплика, буквально несколько слов, оброненных в пылу спора, создаёт в воображении целую историческую картину: “Дома новы, но предрассудки стары...”, Счастливые часов не наблюдают; Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь; Подписано, так с плеч долой; Дома новы, а предрассудки стары; Служить бы рад, прислуживаться тошно; Ученье – вот чума, ученость – вот причина;



  1. 

  2. Лирика А.С. Пушкина. Основные мотивы и новизна поэтического стиля.

Лирику П. можно классифицировать на 4 группы: 1)вольнолюбивая; 2)стихи о дружбе и жен.красоте; 3)о назначении поэта; 4)философская лирика.

Протеизм- важн.черта поэзии, лаконизм, удивит.спрессованнасть слова. Протей – способный изменять свой облик (Протеизм-стремление человека к самосовершенствованию, к познанию закономерностей развития природы и общества, к постоянному изменению на этой основе своего духовного облика). Главн недостаток допушкинской поэзии-риторика, многословие, преобладание слов над мыслями. П. первый сумел сказать просто о сложном. Он умеет нарисовать портрет, пейзаж в 2-х деталях.

1)Непременным условием творчества поэт считает свободу. Поэтические строки Пушкина в отличие от громоздких строф Державина обрели ясность, изящество и красоту. Обновление русского языка, столь методично начатое Ломоносовым и Карамзиным, завершил Пушкин. Лирике Пушкина присуща гармоничность. После окончания лицея в его стихах чаще появляется слово «Свобода»- свободный образ мыслей, «вольнолюбие», гражд.вольность и свобода народа. В этой лирике П.энергично действует для благополучной цели- горячо пропагандировать идеи назревающего декабризма. В стих-ях «Вольность» и «Деревня» П. с худ-ой яркостью и силой поднимает основные темы свободы: самодержавие и крепостничество. Главная мысль оды Вольность в том, что «вольность» возможна и в монархическом государстве, если монарх и народ строго следуют законам, в том числе и моральным. Пушкин призывает к этому. В «вольных стихотворениях» отчетливо сказ-ся его творч.эволюция , отраж.смену осн. лит-ых направлений всей предшеств-щей ему нов.рус.лит-ры. Вольнолюб.стихи П. зачинают в рус.лит-ру полит. поэзию декабристов. Многие вольнодумные стихи Пушкина адресованы друзьям, единомышленникам. Таким является стихотворение «К Чаадаеву».

2)Огр.место в тв-ве поэта заним-ет лирика о любви и дружбе. Бел-ский писал, что П. св-венна живость, впечат-сть, пылкость, способность увлек-ся, жажда любви, дружбы, пылк. и горяч. темперамент, влечене к жизни. Тема дружбы - одна из ведущих в лирике поэта. Через всю свою жизнь он пронес дружбу с Дельвигом, Пущиным, Кюхельбекером, зародившуюся еще в лицее. Быть с друзьями в беде - священный долг каждого человека. П. считал, что дружба – идейное сплочение людей, сильн. чув-ва дружбы он испытывает к Чаадаеву, уваж. За необычн.ум, мужество, плам.сердце. После восст. дек-в, П.пытается поднять дух друзей, сослан-х в Сибирь. Высокие чувства любви и дружбы неизменно сопутствуют Пушкину, не дают ему впасть в отчаянье. Любовь для Пушкина - высочайшее напряжение всех душевных сил. Как бы ни был человек подавлен и разочарован, какой бы мрачной ни казалась ему действительность, приходит любовь - и мир озаряется новым светом.

Самым изумительным стихотворением о любви является стихотворение « Я помню чудное мгновенье».

Женский образ дан лишь в самых общих чертах: «голос нежный», «милые черты». Но даже эти общие контуры женского образа создают впечатление возвышенного, необычайно прекрасного.

В стихотворении «Я вас любил» показано, что настоящая любовь не эгоистическая. Это светлое, бескорыстное чувство, это желание счастья любимой. Пушкин находит удивительные строки, хотя слова совершенно простые, повседневные.

3) В поздн. годы лирика П. преобретает филос. смысл. Чувст-ся лермонт-ий дух сомнений, смысла жизни, мироустр-ва, целесообразности собств.дара. В поздн.лирике возн-ют религ.вопросы жизни и смерти, собств.назначения. Стих-ие «Свободы сеятель пустынный - горькое раздумье о поэте и толпе. Народ в стих-ии подобен стаду. Автор начинает задумываться над философскими проблемами смерти и бессмертия, смене поколений, о добре и зле. В стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (1829) он говорит о том, что рано или поздно, далеко от дома или «в соседней долине» умрет, но хочет, чтобы его жизнь, мечты, дела перешли к новому поколению, чтобы новое поколение продолжало жить, любить, мечтать: Младенца ль милого ласкаю, Уже я думаю; прости! Тебе я место уступаю: Мне время тлеть, тебе цвести



Тема поэта и поэзии – магистральная в тв-ве П-на, в стих-ях, посвященных этой теме представлены 2 образа поэта: 1) поэт-пророк – проводник божественных идей, его предназначение – «Глаголом жечь сердца людей»; 2) поэт-жрец: в стих-нии «Поэт и толпа» поэт гонит от себя толпу, эпиграф: «Прочь, непросвещенные…» П. гов-т о высокой миссии поэта, кот-ая недоступна толпе. Поэт одинок: «Ты, царь, живи один» («Поэту» стих-ние - сонет). Оба эти образа соединяет одна общая мысль о том, что поэт – лишь проводник своего дарования, высоких идей. Стих-ние «Памятник» - восходит к лит-ной традиции (античной – Гораций, классицистич.- Державин), но П. видит свою заслугу не в том, он усовершенствовал стих, а в том, что «чув-ва добрые … лирой пробуждал», прославил свободу, призывал милость, проповедовал высшие ценности, поэтому памятник духовный, нерукотворный.



  1. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. Новизна жанра, композиции, языка, стиха. Герои, нравственный смысл их взаимоотношений.

«Евгений Онегин» - первый реалистич. р-н в РЛ. Вопрос о реализме возникает при хар-ке главного героя, он совершает романтич. путь из города в деревню, но едет туда не за свободой, а за наследством, он одинок, разочарован в том мире, в кот-ом жил, но он лишен всякой тайны, загадки. П. опис-ет его повседневную жизнь – законы реалистич. метода. Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни». В самом деле в романе важна прорисовка фона дей-я: мы узнаем быт, нравы, сост-ие театра, лит-ры, моду, хар-ные для России 1-ой трети 19-го в.

П. исп-ет традиц-ное противопоставление города и деревни и встречу героев, принадлежащих к разными мирам. В каждом мире П. выявляет достоинства и недостатки. Мир Онегина – мир иск-ной жизни, но в то же время жизнь в свете связана с мировыми культ-ми достижениями. Мир Татьяны – природный мир живет естественной жизнью, но это мир примитивных Скотининых, Петушковых и т.д. Задача П-на - показать сложность, противоречивочть, многогранность жизни, поэтому так важна фигура автора, кот-му открыта эта подвижность жизни.

В лице главного героя П. показ-ет, что лучшее двор-во России обречено на трагедию – проявл-ние реалистич. взглядов, кроме того П. показ-ет, что герои часто сами виноваты, т.к. не могут вместить всю многогранность мира – также реалистич. подход.

В основе романа – принцип композиционного параллелизма, прояв-ся на сюжетном уровне и в образной стр-ре р-на. Комп-ия симметрична: описаны 2 встречи, 2 письма, 2 объяснения, 2 бала, р-н нач-ся и заканч-ся в Петербурге. Герои т/ж со- и противопоставлены: Ленский – О-н, О. – Татьяна, О- автор, О – провинциальный мир, О – муж Татьяны.

Жанру р-на сам автор дает 2 опред-я: 1 - р-н в стихах (соед-ние эпического (повествоват-ная манера изл-ия, наличие неск-их сюжетных линий, протяженность во времени, объем) и лирического (афористичность изл-ия, повышен. эмоц-сть). 2 – свободный р-н – р-н без предисловия, без вступления, р-н освобожден от жанровой условности, пушкинский герой свободен от амплуа. Особ-стью р-на счит-ся его стилистич. пестрота и особая онегинская строфа – такая форма идеально решает задачи содерж-ия. Вершина строфы ослаблена, что позволяет П-ну начинать любую тему, выбирать любой тон – все это помогает воссоздать динамичную, многообразную, противоречивую картину мира.

ЕО принадл. аристократическому кругу, живет по его законам. П. подробно описывает быт, восп-ние, увлечения О-на, кот-ый был очень искусен в этой иск-ной жизни, как и положено челу его круга. Он воспитывался мамадами и мосье, как типичный предст-ль своего времени, окружен всем нерусским, герой оторван отнац-ных корней. Этим объсн-ся неустроенность О-на, невозм-сть реализовать свои свои способности, в итоге – трагич. судьба героя. Но П. противопост-ет О-на свету, он впадает в хандру, ему неслучайно надоедает светская жизнь, т.к. О. умен, «резкий охлажденный ум» выделяет О-на из суеты его круга. Но П. показ-ет и др. сторону проявления ума – О. смотрит на мир рационально, для него любовь – наука, ему важно не чув-ть, а играть, важно не быть, а казаться. О. – актер, он изображает чув-ва, знает, как достигнуть своей цели. В итоге эта игра ему надоедает. Взгляд героя направлен не внутрь своего сердца, а вовне, этим объясн-ся безопорность героя, его ущербность, связь с мотивом дороги.

Татьяна принадл. к природному миру, живет в единых ритмах с природой и рус. народом. В отличие от О-на, ее воспитывает няня, и хотя Татьяна «по-русски плохо знала», она была 

русскою душой. Ее взгляд направлен внутрь своего сердца, к своим истокам и корням, поэтому Т. обладает внутр-им стрежнем, ее ум и сердце живут в согласии. В отличие от О-на, она всегда верна сама себе, своей любви, своему мужу.

Т.о. перед нами 2 модели понимания любви: любовь как отн-ие (О.) и любовь как состояние (Т.), О. не абсолютизирует чув-во любви, для него любовь зависит от множ-ва внешних обст-в. Т. достигает любовного сост-ия, она излучает любовь, притягательна для людей, для света, для мужа и для О-на, поэтому она – подлинная героиня р-на, состоялась как личность. О. остался героем р-на, т.к. ему не удается достичь подлинного уровня сущ-ия чела, он так и остается во всем внешнем, он не совпадает с внешним кругом, но всегда дей-ет по его законам (дуэли, ухаживания за Татьяной).



  1. ^ Проза А.С. Пушкина. Философская и нравственная проблематика. Искусство емкой детали («Повести Белкина», «Пиковая дама», «Капитанская дочка»).

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А. С. Пушкина положили начало русской реалистической повести XIX века. Под общим названием объединены пять повестей («Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»).
        В «Выстреле» и «Метели» романтические ситуации и коллизии разрешаются просто и счастливо, в реальной обстановке, не оставляя места никаким загадкам и мелодраматическим концовкам, которые были так популярны в романтической повести.
    В «Барышне-крестьянке» казавшийся романтическим герой, носивший даже перстень с изображением черепа, оказывается простым и добрым малым, находящим свое счастье с милой, обыкновенной девушкой, а ссора их отцов, не породив ничего трагического, завершается добрым миром.
   В повести «Гробовщик» всевозможные чудесные и таинственные ситуации, связанные с загробным миром, присущие романтическим балладам и повестям, сведены к весьма прозаичной торговле гробами. Появление привидений оказалось лишь сновидением подвыпившего гробовщика Адриана. Таинственное становится комическим, теряя весь свой романтический ореол.
    Повесть «Станционный смотритель» положила конец влиянию сентиментально-дидактической повести о «маленьком человеке», ведущей начало от «Бедной Лизы» Карамзина. Идеализированные образы, сентиментальные сюжетные ситуации, нравоучение сменяются реальными типами и бытовыми картинами незаметных, но всем хорошо знакомых уголков русской действительности. Такова почтовая станция, где писатель находит неподдельные радости и горести жизни. Пушкин облагородил тип маленького чела, кот раньше трактовался исключительно юмористически. Повесть имеет мифологический контекст. В доме смотрителя на стенах висят картинки, иллюстрирующие притчу. История Дуньи – история блудного сына. Пушк пересказал притчу в своей повести. Дуня покинула отца по доброй воле. Смотритель убежден, что дочь в Петербурге погибнет. В финале Дуня возвращается в отчий дом, но это противоречит притче. Дуня сама винит себя, узнав о смерти отца. Она легла на могилу отца и лежала долго – здесь скрыт подтекст: она оплакивает и отца и себя. ПОДТЕКСТ — в литературе скрытый, отличный от прямого значения высказывания смысл, который восстанавливается на основе контекста с учетом ситуации.

    Повесть «Выстрел» с первых строк окружает атмосфера загадочности, «какая-то таинственность окружала его судьбу», — говорит о герое повести рассказчик.
  «Капитанская дочка» - одно из совершенных и глубоких произ-ний. В р-не худ-ая стр-ра отчетливо распадается на 2 идейно-стилистич. пласта, 2 мира: крест-ий и двор-ий, каждый им. свой быт, уклад, мысли, идеалы. Двор-во связано с чув-вом дома, чести, чел-го достоинства, в эпиграфах к двор-им главам звучат имена Сумарокова, Хераскова, Княжнина. Крест-ий уклад овеян своей поэзией, повеств-ие о народе пронизано пословицами, поговорками, песнями, загадками, пословицами гов-ят Савелич и Пугачев. Мир двор-ва и мир крест-ва соц-но разобщены. Причина раскола в глубоких соц-ых процессах, к-ые не зависят от воли и намерений людей. П. показ-ет, что у каждой стороны есть своя правда, каждая ст-на сч-ет одинаково законными своих 

царей, при этом соц-ое примирение исключено: в глазах Пуг. – вор и самозванец, в глазах народа – он великий государь => ожесточение с обеих сторон неизбежно.

Добрый капитан Миронов пытает лазутчика-башкирца, к-ый на след. день помогает соорудить виселицу, на к-ой будет казнен Миронов. Такое проникновение в законы истории поставило п/д автором вопрос о соотношении соц-но, исторически неизбежного и человеческого. Сложность мысли П-на раскрывается ч/з особую стр-ру р-на, к-ая заставляет своих героев выходить из круга привычных классовых предст-ий, расширять свой нрав. кругозор. Так, Петр Гринев увидел в Пугачеве смелого, свободолюбивого, обладающего народным умом, смекалкой ч-ка, его широкая натура, он умеет и казнить, и помиловать. Гринев – предст-ль двор-ва – враг Пуг-ва, он д. казнить его, но спасает и Гринева и Машу, проявляя свои чел-ие кач-ва. Сначала Маша в беде, и Гринев обращ-ся к Пуг-ву за помощью, спасает ее. Затем самого Гринева осуждают за близкие отношения с Пуг-ым, и Маша выручает Петра, обращаясь за помощью к Екат-не. Везде, где герои сталк-ся с полит-ой системой, им грозит опасность, но их спасает чел-сть. П. ценит в истор-ом деятеле спос-сть проявить большую самостоятельность, не раствориться в полит-ой игре. Именно так м. понимать эпиграф к р-ну «Береги честь с молоду». Таков и Гринев, ему противопоставлен швабрин, к-ый растворился в игре соц. сил своего времени. Правильный путь, по П-ну, в том, чт. подняться над жестоким веком, сохранить свою чел-ое достоинство и уважение к жизни др. людей. П-н противопоставляет закон и милость, причем милость – высший закон, к-ым должен рук-ся всякий чел-к.


Пиковая дама. Повесть Пушкина «Пиковая дама» была опубликована в 1834 г. и была хорошо принята читателями журнала. Успех повести был предопределен занимательностью сюжета, в повести видели «игрецкий анекдот», литературную безделку — не больше. Все отзывы были похвальными, но в сравнении с оценками других произведений Пушкина, отношение к «Пиковой дамы» всё-таки было прохладное. Пушкина хвалили только за занимательность сюжета и изящность стиля, но тем самым упрекали в отсутствии идеи. Здесь было что-то не так. Это «не так» заметили тогда же, издатель журнала О.И.Сенковский в письме Пушкину так характеризовал «Пиковую даму»: «Вы создаёте нечто новое, вы начинаете новую эпоху в литературе <…> вы положили начало новой прозе, — можете в этом не сомневаться <…>». Повесть была закончена в 1833 г., а начата летом 1828 г. Пять лет Пушкин работал над текстом. Летом 1828 г. Пушкин жил в Петербурге и там, видимо, услышал историю о княгине Н.П.Голицыной, когда-то проигравшей большую сумму денег и отыгравшейся благодаря знанию трёх выигрышных карт. Черновики повести хранят следы многочисленных правок, Пушкин тщательно подбирает имена персонажей, делает какие-то непонятные расчёты (похоже, что высчитывает сумму возможного выигрыша Германна) — очевидно, что столь кропотливая пятилетняя работа вряд ли была работой над «безделкой». Пушкин с интересом следил за читательским восприятием повести и в дневнике с удовольствием отметил: «Моя “Пиковая дама” в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семёрку и туза…» Читатели оказывались как бы внутри художественного мира повести и поэтому закономерно реагировали на историю с тремя картами. Через два десятка лет, когда возможные прототипы «Пиковой дамы» забылись, повесть получила другую оценку — не игрецкий анекдот, а фантастическая повесть. Ф.М.Достоевский утверждал, что Пушкин создал совершенную фантастическую прозу. Именно с особенностями фантастики «Пиковой дамы» связаны основные трудности интерпретации повести Пушкина. Герои «Пиковой дамы» играли в популярную в те годы карточную игру «штосс» (в XVIII веке её называли «фараон», «фаро», «банк»). Правила игры очень простые. Один или несколько игроков загадывали карты в колоде, которая находилась в руках у банкомёта. Банкомёт «держал талью» или метал, то есть открывал по одной карте в колоде и поочерёдно раскладывал их слева и справа от себя. Если загаданная игроком карта выпадала слева, то выигрывал игрок, если справа, то выигрыш доставался банкомёту. В «штосс» играли на деньги. При 2 или 4-кратных увеличениях ставок можно было выиграть очень большие 

деньги, поэтому и банкомёт и понтёры иногда прибегали к уловкам. Самая обычная хитрость — «крапленые карты». Для того, чтобы шулерство было невозможно, особенно при игре на большие ставки, игроки использовали специальные правила. Повесть разворачивается по аналогии с карточной игрой — направо и налево. Как понтёр постоянно находится между правым и левым, между выигрышем и проигрышем, так и читатель на грани двух миров: реального, где всё объяснимо, и фантастического, где всё случайно, странно. Этот принцип двоемирия последовательно воплощён в повести.

В самой природе карт заложено двоемирие: они простые знаки, «ходы» в игре и имеют смысл в гадательной системе. Этот второй символический план их значений проникает в первый и тогда случайное выпадание карт превращается в некий текст, автором которого является Судьба. В карточной игре виделся поединок с судьбой. Германн в «Пиковой даме» тоже вступает в этот поединок. Германн — «сын обрусевшего немца», «душа Мефистофеля, профиль Наполеона». Его имя напоминает о его родине Германии, но его переводится с немецкого: Herr Mann — человек. Германн усвоил чисто национальные качества: расчёт, умеренность, трудолюбие. Но он не «чистый» немец, он сын обрусевшего немца — свои три верные качества он намерен использовать в Наполеоновских целях, он задумал стать богатым, он вступил в поединок с судьбой. Он играет с Лизаветой Ивановной. Играет в любовь, но имеет ввиду совершенно другую цель. Лизавета Ивановна поступает по правилам — она влюбляется, Германн эти пользуется для проникновения в дом графини. Германн играет и с графиней. Германн готов «подбиться в её милость — пожалуй, сделаться, её любовником»; проникнув в её спальню, он обращается к старухе «внятным и тихим голосом», он наклоняется «над самым её ухом», то сердито возражает, то обращается к её чувствам «супруги, любовницы, матери», то вдруг, стиснув зубы, «вынул из кармана пистолет». Германн ведёт себя не по правилам, сменяя роли. Весь ему кажется игрой, более того, ему кажется, что он управляет этой игрой. Ведь всё получилось: обманул Лизавету, узнал тайну карт. И вот ходи и всё вокруг как бы превратилось в карточные знаки. Эту ситуацию игры с окружающими Германн пытается перенести на игральный стол: он имитирует игру по правилам «штосса», а на самом деле знает карты. Германн попытался обмануть саму стихию жизни. Германн всё рассчитал, но жизнь не поддаётся расчёту, в ней царит случай. Однако Германн не выдержал и проиграл. Автомат сломал его и снова включился: «игра пошла своим чередом» и жизнь пошла своим чередом. Лизавета вышла замуж и у нее «воспитывается бедная родственница» (программа повторяется), Томский стал ротмистром и женится (эта программа ожидала Германна).В повести звучит тема большого города с его соц.различиями.Германн остро чувствут свою соц.ущербность и вместе с тем свое внутреннее превосходство над беспечными прожигателями жизнииз среды аристократической молодёжи.Для Гераманна деньги-это путь наверх.Германновский индивидуализм.тема губительного влияния золота на человека-все это черты новых, буржуазно-капиталистических отношений,вторгшихся в русскую дворянско-крепостническую действительность.Пушкин проницательно угадал порождаемы ими психологические драмы. ПД-типично петербургская повесть,предваряющая петерб.повести Гоголя и такой роман Достоевского,как ПиН.

Капитанская дочка.бала впервые напечатана в Современнике ещё при жизни поэта.Осталась неопубликованной по цензурным причинам одна глава,которую Пушкин назвал «Пропущенная глава»В КД Пушкин нарисовал яркую картину стихийного крестьянского восстании.Напоминая в начале романа о крестьянских волнениях,предшествовавших Пугачевскому восстанию,Пушкин стремился раскрыть ход народного движения на протяжении нескольких десятилетий,которое и привело к массовому крест.восстанию в 1774-1775г.В образах белогородских казаков,изувеченного башкирца,татарина,чуваша,крестьянина с уральских заводов,поволжских 

крестьян Пушкин создает представление о широкой социаьной базе движения.Народ в КД не безликая масса.Пушкин стремится изобразить крепостное крестьянство,участников всстания в различных проявлениях их сознания.Крестьяне показаны как люди.хорошо понимавшие антикрепостнический,антипомещичий смысл и направленность Пугачевсого восстания.Пушкин в своем романе изображает Пугачева как талантливого,смелогоруководителя крест.восстания,отмечает его ум,сметливость,храбрость,героизм,гуманность,связь с народом.Все это создает облик подлинного Пугачева.Для Пушкина он выражал ациональный характер русского народа.Пушкин глубоко раскрыл личность Пугачева.Так же как и рядовому крестьянину,Пугачеву свойственны недоверие и недоброжелательство ко всякому барину.Добродушие и простосердечие П-так же свойства характера народного.Для Пушкина Пугачев-не только вождь крестьянского восстания,потрясшего дворянское государство,но и простой казак Емелька ПугачевОднако существенное,ведущее в его образе-величие,героизм.Это выражено символическим образом орла,о котором говорит пугачевская сказка.Реалистическое изображение антикрепостнического движения было исторической заслугой великого поэта.Сущ.дополнением к широко нарисованному образу крепостного крестьянства явл. Савельич. браз Савельича,преданного своим господам,бы так же необходим дя реалистического изображения исторической действительности того времени,как и образы ревлюционно настроенных крестьян. Пушкин показал крепостное крестьянство таким,каким оно было в его многостороннем отношении к помещику.Белинский:КД-нечто вроде Онегина в прозе.Поэт изображает в ней нравы русского общества в царствование Екатерины.Многие картины по верности,истине содержания и мастерству изложения-чудо совершенства.В КД Пушкин углубляет реалистический метод художественного изображения исторического прошлого народа.Жизнь народа освещается П в её национально-историч.своеобразии,в её соц-сословных противоречиях.Рисуя деятельность выдающихся историч.ичностей,П показывает в ней отражение духа времени.КД положила начало рус.историч.роману.Бесспорно,что опыт историч.романа Вальтера Скотта облегчил Пушкину создание реалистич.историч.романа на русскую тему. В этом романе Пушкин осущ.давний замысел:пересказать «преданья русской старины», жизнь простого русского семейства.И история как бы сама врывается в частную,мирную жизнь.создавая драматические коллизии в судьбах отдельных людей.История раскрывается «домашним бразм», и в центре её оказываются обыкновенные,ничем не выдающиеся люди.Повседневная жизнь обыкновенных людей и составляет у Пушкина основу исторического процесса.Пушкин вслед за Радищевым положил начало тому вниманию к крепостному вопросу,которое с 40-х годов прошлого века становится ведущим в русской общественной мысли и в передовой русской литературе.



  1. ^ Драматургия А.С. Пушкина Трагедийность конфликтов и лаконизм формы («Малень

  2. кие трагедии», «Борис Годунов»).

В Болдине поэт создаёт шедевры своей драматургии – «Маленькие трагедии». "Маленькие трагедии" - условное название цикла, который составляют 4 драматических 

произведения: "Скупой рыцарь" (1830), "Моцарт и Сальери" (1830), "Каменный гость" (1830), "Пир во время чумы" (1830).

В «Скупом рыцаре» исторически верно показана эпоха позднего средневековья, типические стороны жизни, быта и нравов феодального рыцарства периода его упадка и уменьшения власти сюзеренов. В создании характеров П. стремился к многостороннему раскрытию внутреннего мира персонажей трагедии, их социального облика, присущих им национально-исторических черт. В сравнении с Шекспиром П. осложнил свои задачи драматурга, сведя трагедию всего лишь к нескольким сценам, что потребовало от него большей концентрации содержания, тщательного отбора деталей, лаконичности и чёткости в раскрытии отношений между персонажами снизу доверху. Центральным эпизодом в сценах, показывающих Барона, и основой внешнего конфликта являются отношения отца, боящегося сына, и сына, ненавидящего отца. Конфликт завязывается ещё в высказываниях их друг о друге. В феодально-рыцарское общество проникает новая сила – власть золота и денег. Именно эта тема развита в образе скупого рыцаря. П. раскрывает психологию скупости, жестокость власти золота, кот. владеет скупой рыцарь. Всё своё счастье, всю честь свою и славу он видит в сундуках, наполненных золотом. Тип скупого рыцаря раскрывается как порождение определённой исторической эпохи. Золото господствует в трагедии. В «СР» почти не раскрывается индивидуальный характер Барона. Трагизм образа Барона в том, что его всемогущество эфемерно, оно воплощено в облике хилого, полубезумного старика, часы жизни которого сочтены. И ничего уже не оставляет он в сердцах других, кроме вражды и ужаса.

В основу сюжета трагедии «Моцарт и Сальери» лег распространенный тогда слух о том, что в ранней гибели знаменитого немецкого композитора Моцарта виноват другой композитор - Сальери. Комментарий сюжета трагедии раскрывает роль труда и вдохновения в создании произведений искусства. Основной проблемой пушк. трагедии Белинский считал «вопрос о сущности и взаимных отношениях таланта и гения». В образе Моцарта П. подчёркивает могучую силу гения художника. Белинский находил, что в лице Моцарта п. представил тип непосредственной гениальности, которая проявляет себя без усилия, нисколько не подозревая своего величия. Моцарт – настоящий гений, он как бы олицетворяет радость и свет, он противостоит тёмному и злобному в своей зависти и коварстве Сальери. Подлинно великое искусство несовместимо со злодейством, в преступлением. В этой трагедии раскрыта и психология зависти. Рисуя образ Моцарта, П. защищал свободу своего творчества в условиях николаевского режима. В этом плане трагедия переплетается со стихотворением П. о поэте. Проблемы вдохновения, творческого акта, роли искусства всегда волновали П.

В трагедии «Каменный гость», которой особенно восхищался Белинский, П. по-новому разработал старинную испанскую легенду о гуляке и распутнике Дон Гуане. Традиционный в сценах с Лаурой образ Дон Гуана переосмысливается П. в сценах с Донной Анной. Подлинная любовь перерождает Дон Гуана. Трагическая гибель Дон Гуана раскрывает глубокую гуманистическую идею П. о том, что подлинная любовь должна быть возвышенной. Гибель Дон Гуана необходимо завершает драму.

2 типа женской любви представлены в образах Лауры (любовь- наслаждение) и Доны Анны (любовь – страдание). А в целом трагедия – гимн любви.



Трагедия «Пир во время чумы» - оптимистический гимн жизни, побеждающей смерть. П. провозглашает славу смелости и мужеству человека, бесстрашно бросающего вызов всему, «Что гибелью грозит».

Городецкий справедливо указывает на «метод резкого контрастирования», используемый Пушкиным в самых различных его вариантах и оттенках, что приводит в «М.ТР.» к крайней напряжённости и драматизму положений.

Трагедия А.С.Пушкина «Борис Годунов» представляет собой историческое произведение, основанное на реальных фактах - сюжетом драмы послужили события Смутного времени в России, а действующими лицами стали в том числе подлинные исторические фигуры.

«Б Г» посвящён историческим событиям конца 16 – начала 17 века, одной из самых драматических эпох русской истории, как отзывался о ней поэт. Материал – «ИГР» Карамзина и русские летописи. Богатые впечатления дала поездка в Псков в сентябре 1825. В трагедии поэт ставил своей задачей показать «судьбу народную, судьбу человеческую». «БГ» замечателен глубоким реализмом, поэтическим проникновением в характер русской истории, исторической верностью и широким размахом нарисованных в нём картин русской жизни конца 16-начала 17 в. Белинский отмечает глубокое изображение. В «БГ» Пушкин, по его словам, стремился «воскресить минувший век во всей его истине». В трагедии показаны все слои населения: народ, боярство, духовенство, раскрыта политическая борьба внутри боярства. Поэту удалось воссоздать особенности русской культуры допетровской Руси, а также культуру феодально-шляхетской Польши. Поставлена в трагедии и проблема взаимоотношения народа и царской власти. П. показал вражду народа к боярству, его антипатию к царю, который стал у власти в результате преступления и был отвергнут за это народом. Трагедия проникнута отрицанием деспотизма самодержавия.

Сцена избрания царя полна иронии. 1 московский житель советует другому натереть глаза луком, чтобы было похоже на слёзы. Этим комическим советом П. подчёркивал равнодушие широких народных масс к избранию Бориса царём. Поэт оценивает народ и как стихию мятежа. П. раскрывает огромное значение в крупных исторических событиях народного мнения, роли народных масс. Он воплощает в трагедии мысль о непрерывности и бесконечности исторической жизни народа, несмотря на все бури и перипетии политической борьбы, в которой сам народ может и не принимать непосредственного участия. Там, в верхах, происходит борьба и смена земных владык, боярских групп и пр., внизу жизнь народа течет по-прежнему, но она-то и составляет основу развития наци, государства, народу и принадлежит последнее слово.

В «БГ» побеждает народ, но он снова оказывается и побеждённым: появляется новый тиран и узурпатор. Нельзя не усмотреть в такой трактовке крупных исторических событий отражение хода истории в эпоху самого П. Народ сверг во Фр. Старый порядок и завоевал свободу, но появился новый узурпатор, новый деспот. В этой коллизии поэт видит проявление некоей исторической закономерности. В «БГ» отразилось новое, неизмеримо более высокое историческое мышление по сравнению с историческими воззрениями Карамзина и декабристов. П. верно изобразил политические отношения той эпохи. Интересно отметить, что в трагедии выведены и предки самого П. как участники полит борьбы. В уста БГ поэт вкладывает характеристику ода П. как рода мятежного.



Сопоставляя свой творческий метод со старой системой искусства классицизма, П. провозглашает принцип реализма. В создании трагедии П. помогло изучение исторических хроник Шекспира. В «БГ» П. использовал фольклорный материал. В замечательной сцене в корчме поэт приводит прибаутки и присловья, слышанные им в Михайловском, народную песню «Как во городе было во Казани».

Радикально меняются композиционные принципы трагедии. Вместо пятиактного деления, обязательного для классицистической трагедии, Р. Дает рад больших проходных сцен; действие «БГ» растягивается на несколько лет, протекая в самых разнообразных местах.

Вопреки классицистической трагедии в «БГ» трагическое смешано с комическим. П. совершил подлинный переворот в русской драматургии, решительно повернув её в сторону сближения с действительностью.



  1. Религиозная и патриотическая лирика М.Ю. Лермонтова (Парус, Благодарность, И скучно и грустно, На севере диком стоит одиноко, Думая, Когда волнуется желтеющая нива, Родина, Бородино, Смерть поэта).

"Поэт уже совсем другой эпохи", по словам В.Г.Белинского, творил в мрачное и тяжелое для России время - время жестокой реакции. Чувство скорби и горечи, тоски и отчаяния в лирике Л-ва, явились результатом крушения общественно-политических надежд.

В стихотворении 1832 года "Нет, я не Байрон, я другой..." Л. не только утверждает оригинальность своего творчества, но и говорит о трагическом предощущении, потому что в его душе, ...как в океане, Надежд разбитых груз лежит.

Уже ранняя лирика поэта представляет его как патриота, истинного гражданина, борца за свободолюбивые идеи. Написанное в форме письма стих-ие "Жалобы турка" (1829) на самом деле являются гневным обличением существующих порядков России. Тиранам и рабам у Л-ва противопоставлено чувство любви к свободе. Лирический герой Л-ва - мятежный, неугомонный, ищущий: А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!

Герой активно борется за свою свободу отсюда появляется мотив неволи и узника, стремящегося вырваться из нее. Этот образ возникает в стихотворении "Желание" (1832) и становится одним из центральных поэтических символов. В 1837 году Л. возвращается к нему в стихотворении "Узник", но теперь тоска по свободе усиливается, а образ тюрьмы рисуется более конкретно: Одинок я - нет отрады: Стены голые кругом, Тускло светит луч лампады Умирающим огнем.



Уделом сильной личности в обстановке общественного гнета становится одиночество. Мотив одиночества воплощается в ряде основных образов лирики Л-ва ("Утес", "На севере диком", "Парус"). Герой уходит в себя, в свой внутренний мир. У него нет соратников, нет близких людей: "Выхожу один я на дорогу..." В стихотворении "Дума" поэт размышляет о судьбе своего поколения, оно отошло от участия в общественно-политической жизни. С горечью поэт замечает, что его не тревожат вопросы добра и зла. "И ненавидим, и любим мы случайно"- Эти слова олицетворяют утрату идеалов и нравственных критериев. Он говорит, что потомки не простят им бездействия: И прах наш, со строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом...

Одним из самых значительных произведений русской политической поэзии явилось стихотворение "Смерь поэта" (1837). Лермонтов клеймит тех, кто "жадною толпой" стоит у трона, кто явился истинной причиной гибели Пушкина. Истинный художник болеет проблемами всей страны, и Лермонтов отрицал литературу, стоящую в стороне от общественной жизни России.

В конце 30-х годов поэт обращается в своем творчестве к исторической теме. В "Бородино" (1837) Л. воплотил свое представление о сильных и смелых людях. В теме Отечественной войны 1812 года, он обращается к движению дворянских революционеров, начало которому положили события 1812 года и героизм русского народа.

Белинский отмечал: "В каждом слове слышите солдата, язык которого не переставал быть грубо прямодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии".

К теме России поэт обращается в стихотворении "Родина", написанном в 1841 году.

^ Люблю отчизну я, но странною любовью. Не победит ее рассудок мой.

Л. любил народную Россию, которую он мечтал видеть свободной. Патриотическая тема в этом стихотворении приобретает лирический характер.

Но Россия у Лермонтова предстает и в ином виде: ^ Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ…В этом стихотворении звучат гнев и боль за свою Родину, за покорный, многострадальный народ. Это произведение явилось своеобразным итогом горьких и тяжких переживаний о судьбе страны.

Любовная лирика Л-ва носит драматический характер, окрашена трагическими тонами. Отношение лермонтовского героя к женщине обычно осложнено роковыми обстоятельствами и противоречиями: Мне грустно потому, что я тебя люблю. Любовь приносит страдание, а не радость.

Сознание одиночества, отчужденность от людей окрашивает и тему поэта в творчестве Л-ва. Творческая личность находится во враждебных взаимоотношениях с окружающей средой. Это наиболее ярко выражается в стихотворении "Пророк". Можно отметить преемственность двух произведений: от пушкинского "Пророка" к "Пророку" Л-ва. Жизнь героя Л-ва полна страданий и мучений от непонимания и неверия людей, в отличие от жизни и призвания пушкинского героя, наделенного божественным даром. В стихотворениях "Не верь себе" и "Поэт" он подвергает сомнению саму возможность понимания поэта людьми. Но тема поэта в творчестве Лермонтова не сводится к мысли о безрезультатности служения; он не чувствует примиренности, напротив, поэт протестует: Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?

  1. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова как философско-психологический роман. Оригинальность жанра и композиции: перевернутая композиция. Печорин: драма сильной личности.

"Герой нашего времени" - первый в русской прозе лирико-психологический роман. Лирический потому, что у автора и героя "одна душа, одни и те же муки". Психологический потому, что идейным и сюжетным центром являются не события, а личность человека, его духовная жизнь.

Главный принцип Лермонтова в художественном изображении — психологизм, внимание к внутреннему миру человека, малейшим оттенкам мыслей, чувств и переживаний. Психологизм романа в целом строится на изображении психологических “экспериментов”, самоанализа в дневниковой исповеди героя и постоянном сопоставлении Печорина с другими действующими лицами (Максимом Максимычем, Грушницким, Верой, Вернером).

Сущ-ют 2 концепции жанра и композиции р-на: 1. Белинский – соц-истор. р-н, цикл, каждая часть к-го повернута к герою, освещает его с особой т.зр. 2. филос-ий р-н. Ещё Герцен указ-л, что это р-н мысли, развитие идей формир-ют сюжетно-событийный ряд и композицию р-на.

Композиция р-на – кольцевая, р-н нач-ся и заканчи-ся в крепости. Этот символ обнажает замкнутость героя, невозм-сть преодолеть свою неизменную внутр. сущность. Поэтому движ-е героя – бег по кругу. Печ-н ясно осознает противоречивость м/у «глубокостью натуры и 

жалкостью дей-й». Т. о. Печ-н – новый этап в развитии типа лишнего ч-ка. Он не м. примириться с дейст-стью, но и не м. дейст-ть.

Роман состоит из пяти частей, действие в которых происходит в разное время, в разных местах. Меняются действующие лица, меняются рассказчики, от лица которых ведется повествование. При помощи этого автору удается дать разностороннюю характеристику своему главному герою. В. Г. Белинский назвал такую композицию романа “пятью картинами, вставленными в одну раму”.

Главня тема – соц-типическая личность двор-го круга после пораж-ия декабристов. Главная мысль – осуждение личности и породившей ее соц. среды.

Язык р-на многоцветен, его формир-ют 3 повеств-ля: пис-ль, Печ-н и Макс. Макс-ыч. Вед. роль принадлеж. Печ-ну, автор для ясности, прозрачности сближает лексику действ. лиц с разговорной, просторечной (М.М.)

Стремясь раскрыть внутренний мир героя, автор отказывается от событийного порядка изложения. Сюжет романа нарушает хронологический ход событий. Повести расположены в следующем порядке: “Бэла”, “Максим Максимыч”, “Тамань”, “Княжна Мери”, “Фаталист”.
Такое построение романа позволяет постепенно знакомить читателя с героем, с его внутренним миром.
В “Бэле” мы видим Печорина глазами Максима Максимыча, старого офицера. Это довольно-таки поверхностное описание характера героя: “Славный был малый... только немножко странен.

В “Максиме Максимыче” Печорина описывает проезжий офицер, человек, который по своему культурному уровню близок Печорину. Здесь мы видим довольно подробный портрет с некоторыми психологическими замечаниями. Здесь автор нарисовал фигуру, походку, одежду, руки, волосы, кожу, черты лица.

В оставшихся трех повестях рассказ ведется от первого лица. Автор просто публикует журнал Печорина, то есть его дневники. В них характер героя дается в развитии.
Дневники начинаются с Тамани, где еще совсем молодой, герой переживает романтическое приключение. Он полон жизни, доверчив, любопытен, жаждет приключений._
В “Княжне Мери” мы встречаем человека, способного на самоанализ. Здесь Печорин характеризует себя сам, он объясняет, как сформировались у него дурные свойства: “...такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было.
В ночь перед дуэлью Печорин спрашивает себя: “зачем я жил? для какой цели я родился?... Повесть “Фаталист” несет на себе печать философского размышления Лермонтова о судьбе. Его герой мучительно ищет ответ на вопрос: можно ли изменить судьбу? Он испытывает свою судьбу. Ему никто не приказывал обезоруживать убийцу, и вообще не его это дело. Но он хочет проверить, зависит ли что-нибудь от человека?

Таким образом, расположение повестей в романе не в хронологическом порядке дало возможность автору более глубоко раскрыть личность своего героя. Части, из которых он состоит, в соответствии со стоявшими перед автором социально-психологическими задачами, тяготеют к самым разным жанрам. Так, “Бэлу” можно назвать романтической повестью, “Максима Максимыча” — путевым очерком, “Тамань” — приключенческим рассказом, “Княжну Мери” — лирическим дневником, “Фаталиста” — философской новеллой.
Итак, в “Герое нашего времени” композиция является одним из самых активных элементов воссоздания истории души человеческой. Принцип хронологической последовательности заменен психологической последовательностью “узнавания” героя читателем.



  1. «Мертвые души» Н.В. Гоголя как роман-«поэма». Гротеск и символика.

«Мертые души». Замысел Г. был в том, ч/бы показать всю Русь. Г. называет «М.Д.» поэмой. Этим определением жанра автор показывает, что его произ-я не похожи на известные читателю образцы. Большое знач-е в поэме играет образ автора и связанные с ним лирич-е отступления. Основные темы поэмы: 1 своеобразие пути России 2 падение и утрата ч-ка 3 искаженные пути челов-ва 4 меткость рус-го слова 5 тип героя. Лирич-е отступления расширяют худ-е пространство в поэме и углубляют филос-е. Название поэмы многозначно: 1 это души тех помещиков и чиновников, кот-х посещает Чичиков 2 это души крестьян, кот-х скупает Чичиков 3 

это филос-й вопрос о том, что убивает человеч-ю душу и что может ее оживить. Ведущей оппозицией поэмы явл-ся мертвое-живое. Этот принцип объясняет выбор действующих лиц.

Всех персонажей можно поделить на 2 группы: 1-я связана с мотивом мертвого, неподвижного начала, это люди куклы, напр, Манилов, Коробочка. 2-я группа – те персонажи, кот-е связаны с мотивом движ-я, напр, Плюшкин, Чичиков, автор. Г. пишет 1-ю главу, в кот-й показывает ужасные стороны российской жизни. Для этого он прибегает к приему гиперболы, т.е. он увеличивает к-л негативную черту, и из-за этого герои теряют человеческий облик. Автор часто сравнивает своих героев с вещами или с животными. Герои правдоподобны, в то же время гротескны и символичны. Гоголь утрирует гротескную доминанту с помощью описания портрета, интерьера, пейзажа.

Манилов – Пассивен, сентиментален, предшественник Обломова. Пустое место, человек без задора. Светло-серый день, ни то зима, ни то лето: мужики в овчинных тулупах, бабы ловят рыбу решетом. Он словно ленивый кот.

Коробочка – чел с задором. Бережливость, крохоборство. Все на своем месте, деньги в мешочках. Гоголь сравнивает ее с глупой курицей.

Ноздрев – неугомонная цыганская натура, игрок, кутила. Собачник, сам напоминает кобеля, барбоса. Затащил Чичик к себе, предлагает играть.

Собакевич – напоминает средней величины медведя. Прожорлив, неуклюж, бездушен.

Плюшкин – серая мышь, мышиные глазки: то ли баба, то ли мужик. Подает сухарик заплесневевший и ликерчик с мухами. Только у него и у Чичик есть биография.

Чичиков – есть биография, способен влюбиться. Только он движется по миру домоседов. Он живой человек в мире предметов.

Не случайно галерею помещиков открывает Манилов – он нейтрален, он не имеет к-л яркой черты, и даже цветовая гамма серая. Не случайно завершает галерею Степан Плюшкин. Биография Плюшкина – это биография утрат: в начале умирает его жена, затем дочь убегает с военным, сын проигрывает казенные деньги. Г. оригинальным образом разрабатывает известный в мировой лит-ре тип «скупого богача». Плюшкин не собирает богатств, он собирает мусор. Итог Плюшкина – это итог человеч-й жизни, от деятельности ч-ка остается куча мусора. Чичиков – новый герой в жизни и в лит-ре. Г. создает образ совр-го ч-ка, все плутни кот-го во имя копейки. Автор называет своего героя подлецом, хотя в Чичикове есть и привлекат-е черты: он деятелен, недоволен своим положением и стремится изменить его к лучшему.

Писатель назвал «Мертвые души» поэмой. Подзаголовок «поэма» позволяет увидеть сюжет «Мертвых душ» в ином свете. Он относит нас к великой поэме Данте «Божественная комедия», первая часть которой повествовала о путешествии Данте по аду, вторая — по чистилищу, третья — по раю. Точно так же Гоголь предполагал в первом томе «Мертвых душ» провести читателя через ад современной ему русской действительности, во втором томе показать ее более светлые стороны, а в третьем — светозарные высоты России. Перед смертью писатель сжег почти законченный второй том (сохранились черновики четырех глав), а от третьего тома не дошло даже проекта. Однако и первый том дает основания говорить о настоящей поэме в прозе о России. Подобно тому, как Данте ни разу в «Аду» не упоминает имени Христа, но Христос невидимо присутствует в каждом эпизоде как высшая точка отсчета в добре, любви и справедливости при описании грешников и их грехов, точно так же у Гоголя за изображением уродливости и убожества русской жизни просматривается идеал — живая русская душа, Россия, которой суждена великая будущность.

       


  1. ^ Повесть Н.В. Гоголя «Шинель» и её значение для русской литературы.

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель», кот входит в цикл «Петербургские повести», сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М. Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей. «Шинель» занимает особое место в цикле петербургских повестей. Популярный в 30-х гг. сюжет о несчастном, забитом нуждой чиновнике был воплощен автором в произведение искусства, которое Герцен назвал «колоссальным».



Повесть ведется от первого лица. Гл. герой – Акакий Акакиевич (знач-ие имени - неуловимый) ведет монашеский образ жизни, его не интересуют ни слава, ни карьера, ни деньги, он не стрем-ся выдел-ся, обратить на себя вним-ние, он безропотен, смиренен, кроток, боится смутить других, беззлобен. Сослуживцы относятся к нему без уважения. Даже сторожа в департаменте смотрят на Башмачкина как на пустое место, «как будто бы через приемную пролетела простая муха». Повествование в «Шинели» построено так, что комический образ Башмачкина постепенно становится трагическим. Он ходит в старой шинели, которую уже нельзя починить. Для того чтобы по совету портного накопить деньги на новую шинель, он экономит: по вечерам не зажигает свечи, не пьет чай. Новая шинель становится мечтой и смыслом жизни главного героя повести. После приобретения шинели Акакий счастлив, по этому поводу чиновники устраивают банкет, но после банкета грабители снимают с него шинель.  Он обращается за помощью в полицию, но там с ним даже не хотят разговаривать. Тогда Акакий Акакиевич идет к «значительному лицу», но тот выгоняет его. Эти неприятности настолько сильно подействовали на главного героя повести, что он не смог пережить их. Он заболел и вскоре умер. Гоголь приводит его в совсем противоположное сост-ие – бунта, протеста, стремления заявить о себе, показать, что хоть и маленький, но все-таки чел. Акакия Ак-ча никто не поддержал, он вступил в поединок с миром 1 на 1. Цена этого поединка – жизнь.

Подчеркивая типичность судьбы «маленького человека», Гоголь говорит, что его смерть ничего не изменила в департаменте, место Башмачкина просто занял другой чиновник. После смерти Акакия Акакиевича на улицах Петербурга стал появляться призрак, который снимал шинели с прохожих. Одни видели в нем схожесть с Башмачкиным, другие не замечали ничего общего у грабителя с робким чиновником. Однажды ночью призрак встретил «значительное лицо» и сорвал с него шинель, напугав чиновника до того, что тот «даже стал опасаться насчет какого-нибудь болезненного припадка». После этого случая «значительное лицо» стало лучше относиться к людям. Такой конец повести подчеркивает авторский замысел. Гоголь сочувствует судьбе «маленького человека». Он призывает нас быть внимательными друг к другу, и как бы предупреждает, что человеку придется отвечать в будущем за нанесенные ближнему обиды.



  1. 

  2. ^ Роман Гончарова «Обломов» как бессобытийный эпос частной жизни. Ирония и лиризм в изображении Обломова. Обломов и Штольц: смысл параллели.

Образ Обломова - это величайшее создание И. А. Гончарова. Этот тип героя, в общем-то, не нов для русской литературы. С ним мы встречаемся и в комедии "Лентяй" Фонвизина, и в гоголевской "Женитьбе". Необычность романа в том, что впервые Г. изобразил историю человеческой жизни от колыбели до смерти.

Первая часть романа посвящена одному обычному дню героя, который проводит его не вставая с дивана. Неторопливое авторское повествование детально и подробно рисует обстановку его квартиры, на которой лежит печать заброшенности и запустения. В вещах, окружающих героя, угадывается его характер. Особое внимание автора уделено описанию халата Обломова, восточного, "без малейшего намека на Европу", просторного, широкого, который покорно повторяет движения его тела. Образ халата вырастает до символа, который как бы обозначает вехи его духовной эволюции. Он не может заставить себя вчитаться в письмо, оттягивает поиски новой квартиры, но мысли об этом постоянно отравляют ему существование. 

Герой строго судит себя за лень и пассивность, стыдится своего барства, сравнивая свою душу с кладом, заваленным всяким сором. Перед ним возникает мучительный вопрос: "Отчего я такой?" Ответ на него писатель дает в главе "Сон Обломова", которую называют "увертюрой всего романа". Герою снится детство в патриархальной Обломовке, мы видим социальные условия, которые сформировали его характер. Резвому и любознательному Илюше не позволяют даже самому одеться. Труд здесь - привилегия дворовых слуг, которые неусыпно следят за маленьким баричем, предупреждая все его желания.

Заканчивается первая часть появлением Штольца — это появление производит впечатление завязки. Штольц – прямая противоположность Обломову. Он «беспрестанно в движении». Во внешности Штольца нет обломовских мягкости и беспечности, «он весь составлен из костей, мускулов и нервов». Штольца невозможно представить на одном месте, он постоянно занят делом, постоянно в движении. Штольц и Обломов – хорошие, верные друзья. Андрей хотел разбудить Обломова к жизни, а Обломову необходима была «путеводная звезда». Что же их связывало? Ответ можно найти у Гончарова: « противоположные крайности если не сулжат поводом к симпатии, как думали прежде, то никак не препятствуют ей. Притом их связывало детство и школа – две сильные пружины, потом русские, добрые, жирные ласки, обильно расточаемые в семействе Обломова на немецкого мальчика. В дружбе Обломова и Штольца Андрей занял место ведущего, «путеводной звезды», а Обломов тянулся за ним. Штольц видел в Обломове его чистую душу, доброе сердце, живой ум, богатый внутренний мир. Он знал, что заставило отказаться его от активной светской жизни, от службы. И поэтому он стремится расшевелить Обломова, заставить «сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума.» Именно для этого Штольц ввел Обломова в дом Ильинских. Штольц был и прав, и ошибался, делая это. В самом деле, присутствие «молодой, симпатичной, умной, живой и отчасти насмешливой женщины», Ольги, вывело Обломова на некоторое время из состояния сна. Ольга была идеалом женщины для Обломова. Ольга своим умом, красотой, любовью к Обломову заставляла его думать, двигаться. «Бедный Обломов то повторял зады, то бросался в книжные лавки за новыми увражами и иногда целую ночь не спал, рылся, читал», чтобы «не упасть тяжело в глазах ее». Но это ему только казалось. Как только его любовь сталкивается с реальной жизнью, розовые мечты разбиваются вдребезги. «Он стал разбирать поэтический миг, который вдруг потерял краски, как только о нем заговорил Захар.» И Ольга вскоре осознает, что любила будущего Обломова, которого создала в своих мечтах. Она задает вопрос: «Что сгубило тебя?» Обломов знает ответ: «Обломовщина». Но обломовщина не помешала ему найти свою любовь – Агафью Матвеевну Пшеницыну и даже жениться на ней. Она, в отличие от Ольги, не требовала от Обломова лишних движений. Так как она была глупа во всем, кроме хозяйства, она не могла стать «путеводной звездой» для Обломова, да и не стремилась. Она тихо и настойчиво завоевывала симпатию Обломова своим трудом, заботой о хозяйстве.

У Штольца все иначе. Ольга, эта умная женщина, стала для него не только женой, но и другом. Он деляился с ней всем: впечатлениями, мыслями, идеями, спрашивал у нее совета. Он читал и думал, чтобы помочь разобраться ей в каком-либо вопросе.



  1. 

  2. Лирическая проза И.С. Тургенева, ее философский и нравственный смысл («Ася», «Первая любовь», «Вешние воды», «Стихотворения в прозе»).

"Стихотворения в прозе" - цикл лирических миниатюр, небольшие прозаические отрывки (порою всего в несколько строк) - подлинные произведения высокой поэзии. В них нет стихотворной ритмической организации, но есть внутренний ритм и пластика языка, синтаксическое построение фразы, поэтический настрой, система образности, эмоциональный накал - все это поднимает "Стихотворения..." над обычной прозой. Наряду с произведениями, посвященным отвлеченно-этическим проблемам, появились “Стихотворения в прозе”. Они создавались в течение четырех лет (с 1878 по 1882 год.“Стихотворения в прозе” состоят из двух разделов “Старческие” и “Новые стихотворения в прозе”. Первый раздел (51 стихотворение) был напечатан в журнале “Вестник Европы” № 12 за 1882 год. “Новые стихотворения в прозе” при жизни Тургенева не печатались. Тургенев создал целую книгу стихотворений в прозе, выразительно обозначив их характерные черты. В большинстве случаев – прямая автобиографичность и рассказ от первого лица. Значительная часть “стихотворений” затрагивает общественно-политические проблемы, посвящена размышлениям писателя о русском народе, о родине, о счастье и красоте, о гуманности человеческих отношений. Ритм стихотворений в прозе каждый раз нов, разнообразен, подчинен авторской интонации. Каждая фраза, строка, абзац целая вещь выдержана в определенном музыкальном ключе.

  Повесть Ивана Сергеевича Тургенева «Ася» — произведение о любви, которая, по мнению писателя, «сильнее смерти и страха смерти» и которою «держится и движется жизнь».С первых минут появления главной героини на страницах повести ее окутывает какая-то тайна. Именно романтическая недоговоренность образа Аси, печать таинственности, лежащая на ее характере и поведении, придают ей притягательность и очарование. «Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен». Поведение Аси отличается экстравагантностью. Ей всего 17 лет. Влияет на ее поведение присутствие молодого человека, который производит на нее впечатление с первой встречи. Но больше всего в ее экстравагантных поступках проявляется ее натура. «Ее надо хорошенько знать, чтобы о ней судить, у ней сердце очень доброе, но голова бедовая. Трудно с ней ладить». Она мечтает, по словам ее брата, о герое, необыкновенном человеке, или живописном пастухе в горном ущелье. И вот такой герой появляется. Это молодой человек, веселый, беззаботный, не задумывающийся о жизни. Это человек не активного действия, а созерцатель. Конечно, он не герой, но сумел тронуть сердце Аси. В экзотической обстановке, на фоне чудесной природы и древних башен, где все дышало романтической сказкой, господин Н. Н. представился ей необыкновенным человеком. С удовольствием он начинает догадываться, что Ася его любит. Верящий в то, что будущее бесконечно, он не собирается решать свою судьбу сейчас. Он отталкивает Асю, которая, по его мнению, обогнала естественный ход событий, скорее всего, не приведший бы к счастливому концу. Лишь спустя много лет герой понял, какое значение имела в его жизни встреча с Асей. Отодвигать решение на неопределенное будущее — признак душевной слабости.

Идейно-художественный замысел произведений: рассказа “Ася” и повестей “Затишье” и “Вешние воды”, определил своеобразие положенных в их основу конфликтов и особую систему, особое взаимоотношение характеров. Конфликт, на котором строятся все три произведения, — столкновение молодого человека, не совсем заурядного, неглупого, несомненно культурного, но нерешительного, слабохарактерного, и молодой девушки, глубокой, сильной духом, целостной и волевой. Существенно то, что и конфликты в этих произведениях, и подбор характерных эпизодов, и соотношение персонажей — все подчиняется одной основной задаче Тургенева: анализу психологии дворянской интеллигенции в области личной, интимной жизни.



  1. 

  2. И.С. Тургенев - романист («Дворянское гнездо», «Отцы и дети»).

Тургенев-мастер языка и психологического анализа. Книги Тургенева, ставшие событием литературной и общественной жизни, раскрывшие драматический мир современной ему эпохи, повлияли на развитие русской общественной мысли и получили мировое признание. Творчество Тургенева оказало огромное воздействие на развитие мировой литературы.
  1   2   3

Реклама:





Скачать файл (129.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru