Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Товарные запасы и обеспечение товарооборота - файл 1.docx


Контрольная работа - Товарные запасы и обеспечение товарооборота
скачать (29 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx29kb.19.11.2011 09:10скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Министерство образования и науки Российской Федерации

Южно-Уральский государственный университет

Факультет «Пищевых технологий»


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономика предприятия»

на тему: «Товарные запасы и обеспечение товарооборота»
Руководитель

Толмачева Т.А.

«___»_____________2011г.

Автор контрольной работы

студентка группы ПТ-397

Шмидт О.К.

Работа защищена с оценкой:

________________________

«___»_____________2011 г.


Челябинск

2011



СОДЕРЖАНИЕ

1 Товарные запасы, их виды, значение и показатели оборачиваемости

2 Анализ товарных запасов, оценка эффективности использования товарных ресурсов ПОП

3 Методы планирования (нормирования) товарных запасов и определение потребности в товарных ресурсах на уровне предприятия

Библиографический список



^ 1 ТОВАРНЫЕ ЗПАСЫ, ИХ ВИДЫ, ЗНАЧЕНИЕ И ПОКАЗАТЕЛИ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ

Запасы сырья и товаров создаются на предприятиях общественного питания в целях обеспечения их бесперебойной производственно – торговой деятельности.

В товарных запасах сети общественного питания учитываются запасы всех товаров, имеющихся в наличии на предприятии, числящиеся на их балансе и предназначенные для текущего (нормального) хранения, обеспечивающие повседневную реализацию, а также запасы товаров сезонного хранения (включая картофель, овощи и фрукты). Товарные сети общественного питания учитываются в розничных ценах. В товарные запасы в сети общественного питания включаются товары, имеющиеся в наличии в ресторанах, столовых, кафе, закусочных, буфетах и т. п.

В объем товарных запасов не включаются товары в пути; тара всех видов; товары материально – технического снабжения; запасы товаров на складах юридических лиц, их обособленных подразделений, занимающихся неторговой деятельностью; готовая продукция в подсобных производственных предприятиях, товары отгруженные, по которым расчетные документы не сданы на инкассо в учреждения банков [1].

Особенности запасов на предприятиях общественного питания состоят в том, что они связаны и с процессом производства, и с процессом обращения. Процесс производства на предприятиях питания обеспечивается в основном запасами сырья, а также переходящим незавершенным производством. Эти элементы запаса обеспечивают выполнение производственной деятельности предприятия питания. Процесс реализации обусловливает наличие товарного запаса, то есть запасов готовой продукции, изготовленной предприятием, и покупных товаров. Эти элементы запаса обеспечивают процессы обращения и реализации. На практике запасы по 

функциональным видам (производственные и товарные) не разграничиваются, а рассматриваются как товарные.

Одна из особенностей запасов предприятий питания заключается в ограниченном их размере. Это связано с тем, что сырье и продовольственные товары имеют определенные сроки хранения. Кроме того, небольшие предприятия питания не имеют в достаточном количестве складских помещений, не всегда обеспечены специальным оборудованием для хранения сырья и продуктов.

В связи с тем, что товарооборот предприятия подразделяется на оборот по продукции собственного производства и оборот по реализации покупных товаров, особенность запасов состоит в том, что они могут быть покупными товарами. Доля покупных товаров зависит от типа предприятия: в столовых они могут занимать меньший удельный вес, а в ресторанах их доля выше. Запасы сырья и товаров создаются на предприятиях питания в целях обеспечения их бесперебойной производственно – торговой деятельности.

Различают текущие и сезонные запасы.

Текущие запасы — это запасы сырья и товаров, объем которых обеспечивает выполнение производственной программы и плана реализации покупных товаров.

Запасы сезонного хранения могут быть созданы по картофелю, овощам и другой сельскохозяйственной продукции для обеспечения предприятий питания на длительный период. Необходимо отметить, что сезонные запасы должны создаваться в оптовой торговле, на оптовых складах фирм, чтобы освободить предприятия питания от несвойственных им функций длительного хранения товаров.

По времени различают товарные запасы на начало, конец периода, а также средние запасы. Средний запас сырья и товаров – величина средних за 

период (месяц, квартал, год) товарных запасов, выраженных в денежных единицах.

Учет запасов сырья и товаров характеризует их объем на определенные даты, например, на 1 января, 1 февраля, 1 марта, 1 апреля и т.д. Для расчета средней величины запаса следует использовать данные о запасах на начало каждого месяца.

Средний запас за месяц равен половине суммы объема начального и конечного запаса. Средний запас за квартал, полугодие, год определяется по формуле:

а 1 1 / 2 + а 2 +…а n /2

n – 1

где ,

а 1, . . . , а n – сумма товарного запаса на определенную дату изучаемого периода;

n – количество дат, за которые взяты данные.

Зср- данные о средних запасах сырья и товаров используют для расчета показателя товарооборачиваемости.

Для измерения запасов используют абсолютные и относительные величины. Абсолютные показатели запасов могут быть стоимостными и натуральными. Относительные показатели характеризуют размер запасов по сравнению с другими показателями, например с однодневным товарооборотом или однодневным расходом сырья.

Важным относительным показателем товарных запасов является запас в днях оборота, или уровень товарных запасов. Он рассчитывается по формуле:

Здн = З : Тодн или Здн = ( З × Д ) : Т ,



где,

Тодн — среднедневной валовой товарооборот;

З — товарные запасы на определенную дату в денежных единицах

Д — количества дней в периоде (за год 360, квартал 90, месяц 30);

Т — валовой товарооборот за период.

Для расчета запаса в днях оборота следует сумму валового товарооборота уменьшить на величину наценки на продукцию общественного питания, тогда и объем оборота, и величина запаса сырья и товара будут выражены в розничных ценах. В связи с этим предприятия питания могут рассчитывать запасы в днях оборота следующим образом:

Здн = 3: Родн

где,

Родн — среднедневной расход сырья и продуктов в розничных ценах.

Запасы в днях оборота определяют по товарным группам и в целом по предприятию питания. Экономический смысл этого показателя заключается в том, что по его величине можно судить, на сколько дней при данном объеме товарооборота предприятие питания обеспечено имеющимся в наличии запасом сырья и товаров.

Например, фактические запасы предприятия питания на 01.01 составили 620 млн. руб., на 01.02 — 710, на 01.03 — 800, на 01.04 — 790 млн. руб. Фактический объем товарооборота за I квартал равен 3120 млн. руб. Значит, фактические запасы в днях оборота составят:

на 01.01 620×90: 3120 =17,9 дня,

на 01.02 710×90:3120 = 20,5 дня,

на 01.03 800×90: 3120 = 23,1 дня,



на 01.04 790×90: 3120 = 22,8 дня.

Предприятия питания должны проводить анализ запасов сырья и товаров в стоимостном выражении и в днях оборота [3].

  1. 

  2. ^ АНАЛИЗ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ, ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОВАРНЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ.

Анализируя товарные запасы, предприятие решает следующие основные задачи:

  • выявление соответствия фактических товарных запасов их нормативу;

  • определение динамики и оценка изменений в объеме и структуре товарных запасов, в скорости оборачиваемости товаров;

  • выявление и расчет факторов, оказавших влияние на изменение товарных запасов.

Результаты экономического анализа ложатся в основу разработки конкретных мероприятий по улучшению состояния товарных запасов и ускорению оборачиваемости, по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия.

Анализ товарных запасов проводят путем сравнения их фактического размера в абсолютной сумме и в днях оборота с нормативами, затем рассчитывают темпы изменения товарных запасов.

Для более полного изучения состояния товарных запасов розничного торгового предприятия проводят анализ по отдельным товарным группам. Это позволяет определить, в какой мере в анализируемом периоде товарные запасы обеспечивали широту ассортимента, соответствие его спросу покупателей, улучшению развития товарооборота.

В процессе анализа выявляют, нет ли на предприятии залежалых товаров низкого качества, и выясняют причины образования сверхнормативных или заниженных по сравнению с нормативом товарных запасов, а также устанавливают причины ускорения или замедления товарооборачиваемости.

Образование и накопление сверхнормативных запасов приводит к сокращению товарооборота, уменьшению доходности предприятия, замораживанию средств, вложенных в товарные запасы. Заниженные 

товарные запасы обуславливают сужение ассортимента, сокращение удельного веса реализации отдельных товаров, уменьшение объема товарооборота, что отрицательно сказывается на всех показателях хозяйственной деятельности предприятия.

Анализ состояния товарных запасов дополняется анализом скорости обращения средних товарных запасов за конкретный период (квартал, год). Отдельно планируются и нормируются элементы, соответствующие стадиям пути товаров от момента поступления в торговое предприятие до их реализации. А норматив товарных запасов определяется как сумма отдельных элементов. Вся масса товарных запасов разбивается на следующие элементы:

  • время на приемку и подготовку товаров к продаже; время пребывания товара в форме рабочего запаса;

  • гарантийный (страховой) запас товаров (в случае изменений покупательского спроса, неравномерности поставок).

Время для приемки и подготовки товаров к продаже определяется путем хронометража, а время пребывания товарных запасов в форме рабочего торгового запаса рассчитывается. Торговый запас состоит из двух частей: запаса товаров, который должен постоянно находиться в торговом зале для демонстрации имеющихся в продаже товаров и отпуска их покупателям, и запаса текущего пополнения, предназначенного для обеспечения бесперебойной продажи.

Для определения первой части торгового запаса устанавливают число ассортиментных разновидностей и среднюю цену на каждый вид товаров, перемножают эти величины и к полученному произведению прибавляют среднедневной товарооборот. Затем эту сумму делят на среднедневной оборот по этой группе товаров. Исходя из частоты завоза устанавливают вторую часть торгового запаса по каждой товарной группе, учитывая комплексность поставок по товарам сложного ассортимента. Норма второй 

части торгового запаса традиционно принимается в половинном размере оптимальной партии поставки товаров.

Гарантийный (страховой) запас предназначен для сглаживания неравномерности поставок, изменений покупательского спроса и устанавливается по каждой товарной группе как отношение к торговому запасу в следующих размерах: по товарам повседневного спроса – до 100 % торгового запаса; по другим товарам – до 50 % торгового запаса.

Таким образом, результатом технико-экономического метода планирования и нормирования товарных запасов является следующая формула:

Н = П + З р + З с,

где,

Н — норматив товарного запаса (по товарной группе);

П — время на приемку, подготовку к продаже;

З р — рабочий торговый запас;

З с — страховой запас.

Проведя аналогичный расчет по всем товарным группам, путем суммирования полученных результатов определяют норматив по торговому предприятию в целом.

При анализе рассчитанные нормативные запасы сравнивают с фактическими и определяют причины выявленных отклонений.

Рентабельность товарных запасов определяется отношением прибыли от продаж к средней за период величине товарных запасов. Этот показатель характеризует величину прибыли на рубль товарных запасов. С ростом этого показателя повышается эффективность использования запасов, а затоваривание или рост товарных запасов приводит к снижению рентабельности [4].




^ 3 МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ТОВАРНЫХ РЕСУРСАХ НА УРОВНЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Планирование и нормирование товарных запасов (ТЗ) по группам товаров основывается на результатах анализа.

Целью планирования и нормирования ТЗ является установление среднего запаса в днях, который при наименьших затратах обеспечивал бы бесперебойную реализацию товаров широкого ассортимента.

Существуют различные методы нормирования ТЗ: опытно-статистический, технико-экономический, нормативный, экономико-математический. В зависимости от наличия экономической информации и других условий пользуются теми или иными методами.

Опытно-статистический метод основан на изучении сложившийся оборачиваемости отдельных групп товаров за прошлые годы, на учете влияния различных факторов на скорость обращения.

Для определения норматива на предстоящий период строятся динамические ряды фактических ТЗ текущего хранения и анализируется годовая товарооборачиваемость за 3-5 прошедших лет. Выявленные при анализе тенденции развития ТЗ экстраполируются с учетом объективных и субъективных факторов.

В результате анализа влияния этих факторов исчисляется расчетный норматив в днях оборота.

Для определения норматива ТЗ в сумме на планируемый период необходимо среднедневной кредитуемый оборот по плану на 4 квартал умножить на расчетный норматив ТЗ в днях по отдельным товарным группам.

Установив норматив запасов по отдельным товарным группам, определяют сумму норматива запасов по группе товаров. Затем эту сумму делят на среднедневной кредитуемый оборот по всем товарам и в результате получают взвешенный норматив в днях для всей группы товаров.



Следует отметить, что опытно-статистический метод расчета ТЗ недостаточно совершенен, так как сводится в основном к простой экстраполяции фактически сложившегося уровня ТЗ за ряд лет. При этом в расчет переносится в той или иной степени недостатки прошлого, не в полной мере учитывается влияние факторов, формирующих объем ТЗ, что приводит к необоснованности норматива.

ТЗ могут нормироваться также технико-экономическим методом. Суть его состоит в том, что расчет норм запаса товаров производится по элементам в соответствии с процессом формирования запаса. При этом норма ТЗ включает следующие элементы:

  • время для приемки, проверки и подготовки товаров к продаже;

  • время пребывания товаров в форме торгового запаса;

  • гарантийный запас (в случае неравномерности поставок, изменений в обороте и покупательском спросе).

Составной частью общего норматива ТЗ является время пребывания товаров в форме торгового запаса. Торговый запас состоит из двух частей:

  1. Запаса, который должен постоянно находиться в торговом зале для показа имеющихся в продаже товаров и непосредственного отпуска их покупателям.

  2. Запаса, предназначенного для обеспечения бесперебойной продажи товаров на период до очередного поступления.

Для определения первой части торгового запаса по каждой группе товаров устанавливают количество ассортиментных разновидностей, которыми должно торговать предприятие, и среднюю цену единицы товара; затем к произведению этих двух величин прибавляют сумму среднедневного оборота. Для выражения этой части запаса в днях следует исчисленную сумму разделить на среднедневной оборот по данной группе товаров.

Вторую часть торгового запаса устанавливают по каждой группе товаров из частоты завоза, которая характеризует периодичность 

поступления товара. Частота завоза определяется по договорам с поставщиками.

По товарным группам сложного ассортимента учитывают также комплектность поступления - среднее количество разновидностей товара, поступающих в одной партии – так как весь ассортимент таких товаров не обновляется в каждом очередном поступлении.

Среднее количество разновидностей товара, поступающих в одной партии, устанавливают на основе анализа фактических поступлений за ряд прошлых лет. Отношение количества разновидностей товаров, поступивших в одной партии, ко всему количеству разновидностей, которое постоянно должно быть в продаже, характеризует комплектность поставок.

По частоте завоза с учетом комплектности поставок определяют время, необходимое для обновления ассортимента.

В процессе завоза запасы отдельных товаров будут колебаться от максимума (в момент завоза) до минимума (накануне завоза). Поэтому норма второй части торгового запаса принимается в размере половины частоты завоза товаров.

Гарантийный (страховой) запас устанавливается по каждой группе товаров по отношению к торговому запасу в следующих размерах: по товарам повседневного спроса – в размере до 100% торгового запаса; по другим товарным группам (в зависимости от конкретных условий) – в размере до 50% торгового запаса.

При определении потоварных норм запаса не берут в расчет время нахождения товаров в пути. Его учитываю при нормировании ТЗ в целом по торговому предприятию. Итак, формула потоварных норм запаса имеет вид:

Н = П + Зр +½Тч + Г,

Где Н – норма ТЗ;

П – время на приемку и подготовку товаров к продаже;

Зр – рабочий час;

Тч – запас до следующего завоза товаров;



Г – гарантийный запас.

Аналогичные расчеты нормы и норматива запасов производятся и по всем остальным товарным группам ПОП. Норматив по предприятию в целом является суммой соответствующих слагаемых по отдельным товарным группам [2].



^ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=135263

  2. http://dip-ref.ru/kursovye/1124.htm

  3. http://uamconsult.com/book_516_chapter_6_1.4._Sovety_juristov_po_slozhnym_voprosam_v_dogovorakh.html

  4. http://cde.ael.ru/electronik/os_analiza_i_audita/3.html






Скачать файл (29 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru