скачать (2556.9 kb.)
- Смотрите также:
- Синтаксис современного русского языка [ лекция ]
- Алатырев В.И. Грамматика современного удмуртского языка. Синтаксис простого предложения [ документ ]
- Культура речи и стилистика [ лекция ]
- Вопросы по курсу Синтаксис современного русского языка [ вопрос ]
- Тематика курсовых работ по методике преподавания русского языка Орфография как система единообразных написаний. Словосочетание как единица языка и речи. Текстообраз [ документ ]
- Шпоры по исторической грамматике русского языка [ шпаргалка ]
- Активные процессы современного словопроизводства [ документ ]
- Тесты по школьному курсу русского языка [ шпаргалка ]
- Конспекты по стилистике русского языка [ лекция ]
- Методика преподавания русского языка [ лабораторная работа ]
- по семантике русского языка [ лабораторная работа ]
- Арсирий А.Т., Дмитриева С.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть 1 [ документ ]
ЛЕКЦИИ ПО КУРСУ «СИНТАКСИС СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА»
Составитель: преподаватель русского языка и литературы ОГАПОУ «Белгородский строительный колледж»
Баева А.В.
Белгород 2016 год
СОДЕРЖАНИЕ:
Тема 1. Введение в синтаксис русского языка 8
1.1. Предмет синтаксиса 8
1.2. Система синтаксических единиц 8
1.3. Синтаксические связи и отношения 9
1.4. Средства синтаксической связи и построения синтаксических единиц 11
1.5. Грамматическое значение синтаксических единиц 12
1.6. Аспекты изучения синтаксических единиц (логический аспект, структурный аспект, коммуникативный аспект, структурно-семантический аспект) 13
Вопросы для повторения и закрепления материала 15
Задания для самостоятельной работы 15
Тема 2. Словосочетание 15
2.1. Краткая история вопроса. Определение словосочетания. Соотношение словосочетания со словом и предложением 15
2.1.1. Краткая история вопроса 15
2.1.2. Определение словосочетания 17
2.1.3. Соотношение словосочетания со словом и предложением 18
2.2. Количественно-структурные типы словосочетаний 19
2.3. Лексико-грамматические типы словосочетаний или морфолого-синтаксическая классификация 21
2.4. Классификация словосочетаний по степени спаянности компонентов 22
2.5. Семантика словосочетаний 23
4.6. Форма словосочетания 24
4.7. Схема анализа словосочетания 25
Вопросы для повторения и закрепления материала 26
Задания для самостоятельной работы 26
Тема 3. Предложение и его основные структурно-семантические признаки в языке 26
3.1. Коммуникативная сущность предложения. Основные признаки предложения: грамматическая организованность; интонационная оформленность; семантическая завершенность; предикативность (отношения содержания высказывания к действительности) 27
3.2. Грамматические категории предложения, формирующие предикативность: модальность; синтаксическое время; синтаксическое лицо 29
3.3. Понятие синтаксической связи и ее разновидности 30
Вопросы для повторения и закрепления материала 32
Задания для самостоятельной работы 32
Тема 4. Формальный аспект предложения 32
4.1. Общее понятие формальной устроенности предложения 32
4.2. Понятие структурной схемы. Типы структурных схем предложения. Минимальные и расширенные структурные схемы. Фразеосхемы 34
4.2.1. Типы структурных схем предложения 34
4.2.2. Парадигма предложения как система его форм. Широкое и узкое понимание парадигмы предложения. Виды парадигм (полная и неполная) 36
4.2. Предикативная основа предложения 36
Вопросы для повторения и закрепления материала 42
Задания для самостоятельной работы 42
Тема 5. Коммуникативный аспект предложения 43
5.1.Понятие об актуальном членении предложения 43
5.2. Типы коммуникативного динамизма (или тема-рематической организации высказывания, или тематической прогрессии) 45
5.3. Актуальное и грамматическое членение предложения 48
Вопросы для повторения и закрепления материала 48
Задания для самостоятельной работы 49
Тема 6. Семантический аспект предложения 49
6.1. Общее понятие семантического синтаксиса, семантического членения предложения. Семантическая структура предложения. Семантика схемы. Типовое значение предложения 49
6.2.Предикат и актанты. Типы предикатов и актантов 50
6.3.Понятие пропозиции 51
6.4.Модус и диктум предложения 54
Вопросы для повторения и закрепления материала 55
Задания для самостоятельной работы 56
Тема 7. Общее понятие члена предложения 56
7.1. Понятие о члене предложения как структурно-семантическом компоненте 56
7.2. Принципы классификации членов предложения 57
7.3. Вопрос о главных и второстепенных членах предложения 57
7.4. Вопрос об обязательных и факультативных членах предложения, морфологизованных и неморфологизованных, присловных и приосновных 58
Вопросы для повторения и закрепления 61
Задания для самостоятельной работы 61
Тема 8. Главные члены предложения 62
8.1. Общее понятие главных членов предложения, их структурно-семантическая характеристика 62
8.2. Подлежащее, семантика подлежащего, способы морфологического выражения 62
8.3. Общее понятие сказуемого. Структурно-семантические признаки 63
8.4. Принципы классификации типов сказуемых. Структурно-семантические типы сказуемого в русском языке 64
8.4.1. Простое глагольное сказуемое: неосложненное и осложненное 66
8.4.2. Составные сказуемые: составное глагольное (СГС), составное именное (СИС) 67
8.5. Некоторые классификации типов сказуемых. Вопрос о сложном сказуемом (СлСк). Вопрос о простом именном сказуемом 68
Вопросы для повторения и закрепления 69
Задания для самостоятельной работы 69
Тема 9. Второстепенные члены предложения 69
9.1. Общее понятие второстепенных членов предложения. Принципы классификации второстепенных членов предложения (традиционное и новое). Виды второстепенных членов предложения 70
9.1.1.Определение и его основные признаки 70
9.1.2. Дополнение и его основные признаки 74
9.1.3.Обстоятельство и его основные признаки 75
9.2. Второстепенные члены предложения с синкретичной семантикой, Причины синкретизма второстепенных членов предложения 76
9.3. Понятие детерминанта, семантические разновидности детерминантов: объектные, субъектные, атрибутивные, локативные, темпоративные и др. 77
9.4. Способы разграничения второстепенных членов предложения 78
Вопросы для повторения и закрепления материала 79
Задания для самостоятельной работы 79
Тема 10. Односоставное предложение 80
10.1.Общее понятие односоставного предложения 80
10.2. Принципы классификации односоставных предложений 82
10.3. Структурно-семантические разновидности односоставных предложений 83
10.4. Вопрос о генитивных и вокативных предложениях 91
Вопросы для повторения и закрепления материала 92
Задания для самостоятельной работы 93
Тема 11. Полные и неполные предложения 93
11.1. Понятие структурной и семантической неполноты предложения 93
11.2. Функциональные и конструктивные разновидности неполных предложений 95
Вопросы для повторения и закрепления материала 97
Задания для самостоятельной работы 97
Тема 12. Членимые и нечленимые предложения 97
12.1. Общее понятие нечленимости предложения. Функции нечленимых предложений 97
12.2. Структурно-семантические разновидности нечленимых предложений 100
12.3. Синтаксический разбор нечленимых предложений. Возможные трудности при выполнении синтаксического разбора нечленимых предложений 105
Вопросы для повторения и закрепления материала 108
Задания для самостоятельной работы 108
Тема 13. Виды осложнения структуры простого предложения. Однородные члены предложения 108
13.1. Понятие структурной и семантической осложненности простого предложения 108
13.2. Вопрос о видах осложнения простого предложения в истории синтаксической науки 111
13.3. Предложения с однородными членами: история вопроса, признаки однородных членов предложения, способы морфологического выражения. Сочинительные союзы при однородных членах предложения. Предлоги при однородных членах предложения 112
Вопросы для повторения и закрепления материала 115
Задания для самостоятельной работы 116
Тема 14. Обособленные члены предложения 116
14.1. Предложения с обособленными членами. Понятие обособления, обособленных членов предложения. Функции обособленных членов предложения 116
14.2. Основные условия обособления. Частные условия обособления, факультативное обособление 118
14.3. Разновидности обособленных членов предложения 120
Вопросы для повторения и закрепления материала 121
Задания для самостоятельной работы 121
Тема 15. Обращение 122
15.1. Общее понятие обращения. Вопрос об осложнении простого предложения обращением 122
15.2. Форма и функции обращений (звательная, эмоционально-оценочная, персонифицирующая и др.). Способы выражения обращений 122
15.3. Нераспространенные и распространенные обращения 123
15.4. Отличие обращений от сходных омонимичных конструкций 124
Вопросы для повторения и закрепления материала 125
Задания для самостоятельной работы 125
Тема 16. Вводные и вставные конструкции 125
16.1. Вводные и вставные конструкции, общее понятие 126
16.2. Функции вводных и вставных конструкций, их структурные типы, функционально-семантическая классификация 126
16.3. Отличие вводных конструкций от вставных 129
Вопросы для повторения и закрепления материала 130
Задания для самостоятельной работы 130
Тема 17. Общие вопросы синтаксиса сложного предложения 130
17.1. Сложное предложение как единица синтаксиса. Место сложного предложения в синтаксической системе. Структурно-семантические признаки сложного предложения 130
17.2. Структура и грамматическое значение сложного предложения 133
17.3. Средства связи частей сложного предложения 134
17.4. Основные разновидности сложного предложения 135
Вопросы для повторения и закрепления материала 137
Задания для самостоятельной работы 138
Тема 18. Сложносочиненное предложение 138
18.1. Сложносочиненные предложения (ССП). Структурно-семантические признаки сложносочиненного предложения. Средства связи частей в сложносочиненном предложении: сочинительные союзы, типизированные лексические элементы, соотношение видо-временных форм глаголов-сказуемых и др. 138
18.2. Сложносочиненные предложения открытой и закрытой структуры (однородного и неоднородного состава, автосемантического и синсемантического состава) 140
18.3. Принципы классификации сложносочиненных предложений. Структурно-семантическая характеристика видов сложносочиненных предложений. Место сложных предложений с присоединительными и градационными союзами в системе сложного предложения. Вопрос о сложных предложениях с пояснительными союзами 141
Вопросы для повторения и закрепления материала 142
Задания для самостоятельной работы 142
Тема 19. Сложноподчиненное предложение 143
19.1. Сложноподчиненные предложения (СПП). Структурно-семантические признаки сложноподчиненных предложений 143
19.2. Средства связи частей в сложноподчиненных предложениях. Отличия подчинительных союзов от союзных слов. Семантические и синтаксические союзы. Указательные слова (корреляты) – соотносительные местоимения и наречия; их основные виды и функции 148
19.3. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений в истории отечественного языкознания 155
Вопросы для повторения и закрепления материала 162
Задания для самостоятельной работы 162
Тема 20. Бессоюзное сложное предложение 162
20.1. Бессоюзные сложные предложения (БСП). Структурно-семантические признаки БСП 163
20.2. Принципы классификации БСП. Общая характеристика БСП сравнительно с семантикой СПП и ССП. БСП с дифференцированными и недифференцированными отношениями 165
Вопросы для повторения и закрепления материала 167
Задания для самостоятельной работы 168
Тема 21. Сложное синтаксическое целое 168
21.1. Сложное синтаксическое целое как структурно-семантическая единица текста. Структурные и семантические признаки сложного синтаксического целого 168
21.2. История вопроса. Спорные вопросы теории сложного синтаксического целого 169
21.3. Способы связи предложений в сложном синтаксическом целом. Цепная и параллельная связь, их разновидности 170
Вопросы для повторения и закрепления материала 173
Задания для самостоятельной работы 173
Список рекомендованной литературы 174
Скачать файл (2556.9 kb.)