Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат-Организация управления в АПК - файл 1.docx


Реферат-Организация управления в АПК
скачать (26.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx27kb.19.11.2011 10:38скачать

содержание

1.docx

Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия


Кафедра менеджмента



Реферат по дисциплине управление



на тему: «Организация управления АПК»



г. Нижний Новгород

2011



Содержание

Организация управления в АПК…………………………………………………3 Список использованной литературы…………………………………….............9


Организация управления в АПК

Как отмечалось выше, функция носит объективный характер и первична по отношению к структуре управления. Поэтому струк

тура управления формируется с учетом функций, для выполнения которых она предназначена.

Управление характеризует такая цепочка понятий: цель — за

дачи — функции — структура. Необходимо отметить, что четкой границы между задачами и функциями не существует. С точки зрения содержания задачу можно рассматривать как концентри

рованное выражение функций, направленных на ее решение. По

этому ее принято рассматривать как укрупненную, то есть интег

рированную, функцию.

Главными целями АПК с позиций государственных интересов являются обеспечение продовольственной безопасности страны, населения продовольствием, работой и доходами; формирование поступлений от отрасли в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Достижение каждой из этих целей требует решения боль

шого числа задач. Для этого создается система управления АПК, под которой понимают совокупность управляющих органов, предназначенных обеспечить эффективное функционирование отрасли в рамках действующего законодательства. Эти органы имеют четко обозначенные места в иерархии, цели, задачи, функ

ции, полномочия и ответственность.

Естественно, основной целью подавляющего большинства предприятий АПК как коммерческих организаций является полу

чение прибыли.

В Российской Федерации принята трехуровневая система уп

равления АПК, включающая федеральные, региональные и рай

онные звенья. Необходимость этого объясняется целесообразнос

тью распределения функций по уровням: виды деятельности, ко

торые трудно или невыгодно 

выполнять на районном уровне, пе

редаются на региональный; аналогичным образом функции, носящие общегосударственный характер, сосредоточиваются на федеральном уровне.

По целям и характеру выполняемых функций органы управле

ния АПК делятся на две группы: государственного управления, хозяйственного управления.

^ Цель государственного управления сводится к созданию условий для эффективного функционирования хозяйствующих субъектов отрасли и контроля за их деятельностью. Причем органы государ

ственного управления непосредственно в деятельность предприя

тий и других формирований отрасли не вмешиваются. Как прави

ло, управленческое воздействие оказывают экономическими ме

тодами с помощью таких инструментов, как цены, налоги, креди

ты, субсидии. Это значит, что государство не управляет агро

промышленным комплексом в прямом смысле, а выполняет регу

лирующую роль.

Суть контрольных функций государства сводится к соблюде

нию хозяйствующими субъектами требований законодательства, то есть установленных «правил игры». Делается это для обеспече

ния своевременной и правильной выплаты налогов и платежей во внебюджетные фонды; соответствия качества производимой про

дукции действующим стандартам; соблюдения правил безопасно

сти труда и пожарной безопасности; соблюдения ветеринарно-санитарных и других требований.

В большинстве случаев контрольные функции выполняют спе

циальные инспекции: налоговая, ветеринарная, стандартизации и сертификации, по техническому надзору, экологическому надзору и др. Цель этих инспекций и иных государственных контрольных органов — защита прав и интересов государства, людей, забота об охране природы. Чтобы эти органы функционировали эффектив

но, они наделены действенными полномочиями, включая нало

жение штрафных санкций на нарушителей, а в 

отдельных случаях обладают правом запрета деятельности, наносящей урон здоровью людей, природе, государству.

Необходимо иметь в виду, что по мере развития общества роль контрольных функций усиливается. К примеру, в США, Велико

британии и других ведущих странах деятельность формирований АПК находится под более сильным контролем, чем в России. Особенно высоки в них требования экологического контроля, к стандартам и качеству продукции, уплате налогов.

На федеральном уровне функции по государственному управ

лению АПК в основном выполняет Министерство сельского хо

зяйства Российской Федерации.

На региональном уровне (в областях, краях, республиках) эти функции возложены на управления сельского хозяйства. В ряде из них указанные управления переименованы в министерства и департаменты, однако их полномочия остались прежними.

На районном уровне также имеются управления сельского хо

зяйства, которые почему-то принято относить к системе органов местного самоуправления. Однако в Федеральном законе «Об об

щих принципах организации местного самоуправления в Россий

ской Федерации» район не отнесен к числу объектов, охватывае

мых местным самоуправлением.

Несмотря на идентичность названий перечисленных органов государственного управления разных уровней, они не объедине

ны в единую, жестко централизованную систему. Так, районное звено непосредственно не подчинено региональному. После

днее, в свою очередь, не находится под прямым влиянием МСХ России.

Следует отметить, что переход к ныне принятой модели управ

ления АПК был продиктован тем, что на начальном этапе реформ многими учеными и практиками подобная децентрализация вос

принималась как одно из условий эффективного функционирова

ния отрасли. Однако опыт последних лет показал, что разрушение вертикали власти не способствовало 

росту самостоятельности и эффективности региональных и районных управлений сельского хозяйства. Более того, в ряде случаев это стало препятствовать осуществлению единой государственной политики в области АПК. В связи с этим активно ведется поиск путей усиления роли органов государственного управления, позволяющих без вмеша

тельства в хозяйственную деятельность способствовать развитию сельской экономики, бережному использованию земли и других природных ресурсов.

Функции и структура органов государственного управления АПК постоянно развиваются в зависимости от того, какие задачи актуальны для отрасли в данный момент. К примеру, в развитых странах весьма значима проблема квотирования объемов произ

водства, вывода из хозяйственного оборота части земель сельско

хозяйственного назначения. В России, наоборот, аграрная поли

тика направлена на увеличение используемой части сельхозугодий и наращивание производства сельхозпродукции. Различие задач предполагает необходимость разных подходов к выбору функций и структуры государственных органов управления АПК. Из этого следует, что названные функции и структура не могут быть неиз

менными. Они должны меняться с учетом требований времени, то есть задач, стоящих перед отраслью на данном этапе.

В последнее десятилетие экономическую политику в отрасли определял тезис о саморегулирующемся рынке. Это не только не решило, но и усугубило ситуацию в отрасли. В результате Прези

дент Российской Федерации, Правительство Российской Федера

ции и региональные органы власти были вынуждены принять ряд мер по активизации роли государства в АПК. Наиболее значимые из них следующие:

постановление Правительства Российской Федерации «О про

грамме аграрной реформы в Российской Федерации на 1994— 1995 гг.» (1994 г.); этот документ явился первым официальным актом с начала реформ, свидетельствующим о признании роли го

сударства в развитии АПК, поэтому 

принятие его фактически по

служило началом нового этапа развития системы управления АПК России в рыночных условиях;

Указ Президента Российской Федерации «О федеральной це

левой программе стабилизации и развитии агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996—2000 гг.» (1996 г.); цель Указа — создание условий для эффективной деятельности формирований АПК;

Федеральный закон «О государственном регулировании агро

промышленного производства» (1997 г.), для реализации которого в 1998 г. постановлением Правительства РФ утвержден порядок осуществления государственных закупок и товарных интервен

ций;

постановление Правительства Российской Федерации «Об уси

лении контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управлением находящимися в феде

ральной собственности акциями открытых акционерных обществ» (2000 г.).

Эти и другие меры были направлены на стабилизацию ситуа

ции в АПК, создание предпосылок для дальнейшего развития от

расли.

Примечательно, что практически во всех развитых странах аг

рарный сектор отнесен к числу стратегических отраслей и в зна

чительной мере субсидируется. Необходимость субсидирования вызвана тем, что в силу особенностей отрасли сельское хозяйство не в состоянии эффективно функционировать в условиях неконт

ролируемого рынка. Поэтому субсидии сельскому хозяйству не могут рассматриваться как помощь в обычном смысле. В данном случае путем дифференцированного налогообложения отраслей, а также льготного кредитования формирований аграрного сектора, предоставления им субсидий, принятия ряда других мер государ

ством создается определенное равновесие в экономике. Этот ба

ланс необходим для обеспечения паритета цен и приемлемых ус

ловий для существования всех отраслей. Отсутствие его тормозит развитие экономики, способствует зарождению кризисных явле

ний.



Цель хозяйственного управления — получение и эффективное использование прибыли. До начала рыночных преобразований в стране почти вся система хозяйственного управления формально была сосредоточена непосредственно на предприятиях АПК. Фак

тически же в деятельность предприятий вмешивались несколько районных организаций (районный комитет КПСС, Исполнитель

ный комитет районных депутатов, Управление сельского хозяй

ства), тем самым предприятия лишались самостоятельности.

Разрушение административной системы управления экономи

кой позволило предприятиям и организациям АП К реально при

обрести права юридических лиц. В настоящее время в отрасли активно идут интеграционные процессы, в результате чего созда

ется новая многоуровневая система хозяйственного управления на основе ассоциаций, союзов и других формирований. Более подробная информация об этом дана в последующих разделах учебника.




Список использованной литературы:

  1. Королев Ю.Б., Мазлоев В.З., Мефед А.В. и др. Управление в АПК [Текст] : учеб. для ВУЗов / под. Ред. Ю.Б. Королева. – М.: Колос, 2002

  2. Ушачёв Н.Г. Управление сельскохозяйственным производством / Н.Г. Ушачев - М.:Колос, 1999 г.



Скачать файл (26.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации