Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Положениие о соревнованиях - файл 1.docx


Положениие о соревнованиях
скачать (66.3 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx67kb.19.11.2011 11:13скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
типовое индивидуальное задание студента

на озанакомительной практике по легкой атлетике
Тема 1. «Инвентарь и снаряжение для занятий по легкой атлетике. Требование к простейшим легкоатлетическим спортивным сооружениям»
Контрольные вопросы и задания


  1. Назовите основные требования к одежде легкоатлета:

а) при занятиях в естественных условиях: Одежда легкоатлета состоит из майки, трусов и тренировочного костюма. В жаркое время рекомендуется иметь легкий головной убор. В зимнее время для занятий на открытом воздухе нужно одеваться по погоде: шерстяной костюм, шапочка, перчатки, шерстяные носки. В ветреную погоду сверху можно надеть костюм из ветронепродуваемой ткани. Главное требование к одежде - удобство. Она должна быть легкой, свободной и не стеснять движений при ходьбе и беге. Недопустимы тугие пояса, облегающие джинсы: это сковывает движения, затрудняет кровообращение и мешает необходимому расслаблению. Не рекомендуется одежда из синтетических и прорезиненных материалов, которые вызывают сильную потливость и перегревание тела.

б) участии в соревнованиях: На всех соревнованиях участники должны носить чистую одежду, скроенную и одетую таким образом, чтобы не создавать неудобств. Одежда должна быть сшита из материала, непрозрачного даже в мокром состоянии. Участники не должны носить одежду, которая затрудняет работу судей. Майки спортсменов должны быть одного цвета - как спереди, так и сзади.

На соревнованиях участники должны выступать в форме, утвержденной национальным руководящим органом. На клубных соревнованиях, участники должны выступать в форме сборной команды или клубной форме, официально утвержденной их национальным спортивным органом. Церемония награждения и любой круг почета считаются частью соревнования в отношении ношения одежды.

  1. ^ Требования к обуви для занятий легкой атлетикой и участия в соревнованиях.

Правильный выбор обуви для бегуна гораздо важнее, чем выбор одежды. Это связано с тем, что при ходьбе и беге вся тяжесть физической нагрузки переносится на стопы, и если не учесть какой-то мелочи в подборе обуви и носков, то это может испортить всю тренировку. Обувь должна быть хорошо пригнанной по размеру. Плохо, когда она сдавливает ногу или слишком свободна. В обоих случаях это приведет к возникновению потертостей и мозолей. Кроме того, тесная обувь затрудняет кровообращение в стопе, способствует развитию потливости, а в зимнее время - быстрому охлаждению ног.



Для занятий и соревнований легкоатлеты имеют специальную обувь: туфли (кроссовки) для бега, прыжков и метаний. Туфли с шипами (шиповки) применяются в зависимости от вида спорта, покрытия беговой дорожки или сектора, качества грунта, погоды, дистанции и др.

Участники могут соревноваться босиком или в обуви, обутой на одну или обе ноги. Цель ношения обуви на соревнованиях заключается в том, чтобы предохранить стопу, придать ей стабильность и прочный контакт с поверхностью. Однако обувь не должна быть скроена таким образом, чтобы давать спортсмену нечестную дополнительную помощь, включая использование каких - либо технологий, которые дадут спортсмену нечестное преимущество. Разрешается обувь с ремешком на подъеме. Все типы соревновательной обуви должны быть утверждены ИААФ.

Количество шипов. Подошва и каблук обуви должны быть сконструированы таким образом, чтобы там могло располагаться до 11 шипов. Разрешается использовать любое количество шипов до 11 включительно, но количество гнезд для шипов не может превышать 11.

Размер шипов. Когда соревнования проводятся на синтетическом покрытии, то та часть каждого шипа, которая выступает из подошвы или каблука, не может быть длиннее 9 мм, за исключением прыжка в высоту и метания копья, где эта часть не может превышать 12 мм. Шипы должны иметь максимальный диаметр 4 мм. Для несинтетических покрытий максимальная длина шипа не может превышать 25 мм, а диаметр - 4 мм.

Подошва и каблук. Подошва и/или каблук могут иметь углубления, бороздки, вдавленности или выступы, при условии, что все они выполнены из такого же или подобного материала, что и основная подошва.

В обуви, используемой для прыжков в высоту и в длину, подошва должна иметь максимальную толщину 13 мм, а каблук в прыжке в высоту - 19 мм. Во всех других видах подошва и/или каблук могут иметь любую толщину.

Толщина подошвы и каблука должны измеряться как расстояние между внутренней верхней стороной и внешней нижней стороной, включая вышеуказанные параметры и включая любой вид или форму мягкой внутренней стельки.

Спортсменам не разрешается использовать никакие приспособления ни внутри, ни снаружи обуви, которые могут создать эффект увеличения толщины подошвы помимо разрешенного максимума, или дать спортсмену преимущества, не предусмотренные обычным типом обуви, описанным выше.

  1. ^ Требования к номерам участников соревнований.

Каждому спортсмену выдается два номера, которые во время соревнований нужно носить на видном месте на груди и на спине, за исключением прыжка в высоту и прыжка с шестом и где разрешается носить только один номер (на груди или на спине). Номера должны соответствовать тем номерам, которые указаны в программе. Если во время соревнований спортсмены носят тренировочные костюмы, то соответствующие номера должны быть расположены на тренировочном костюме подобным образом. На соревнованиях на номерах разрешается указывать или фамилии спортсменов, 

или другую соответствующую идентификацию (например, место в мировом рейтинге ИААФ).

Номера нужно носить в том виде, в каком они выданы. Они не могут быть подрезаны, подвернуты или спрятаны. На длинных дистанциях эти номера могут иметь перфорацию, чтобы обеспечить циркуляцию воздуха, но перфорация не допускается на буквах или цифрах.

Если работает система фотофиниша, Организационный комитет может потребовать, чтобы спортсмены носили дополнительные номера на боковой стороне трусов. Эти номера должны приклеиваться.

Ни одному спортсмену не разрешается участвовать в соревнованиях при отсутствии соответствующего номера (номеров) и/или идентификации.

  1. ^ Меры профилактики травматизма при занятиях легкой атлетикой.

Не начинайте тренировку без предварительной подготовки к ней (подготовка всего организма либо определенных его частей). Внимательно осмотрите место и условия, где будет проходить тренировка, и если есть помехи, то устраните их. Изучите упражнение, соразмерьте его со своими возможностями, и если возможности намного отстают, то лучше выбрать полегче упражнение, чтобы выполнить его на высоком уровне (например, если в приседе со штангой для вас предел 100 кг, а ставите150 кг, подумайте, готовы ли вы к этому весу, здесь есть возможность получить травму). Контролируйте свои действия на всем протяжении спортивной деятельности, особенно, когда начинает наступать утомление и когда приступаете к разучиванию новых, сложных по технике упражнений.

Говоря о профилактике травматизма, следует отметить, что травмы в основном появляются из-за беспечности самих занимающихся, но есть и моменты, которые надо обязательно учитывать. Существует несколько групп причин возникновения травм, знание которых позволяет провести соответствующие меры профилактики:

а) Неправильная методика проведения занятий, несоблюдение принципов последовательности и постепенности в увеличении нагрузок и сложности упражнений, недостаточный учет возрастных и половых особенностей, несоблюдение принципа индивидуализации, недостаточное или полное отсутствие страховки, слабая подготовка организма к предстоящей деятельности и т. п.

б) Недочеты в организации занятий, перегрузка мест занятий, встречное движение, слишком большое количество занимающихся в одной группе, проведение занятий без преподавателя и т. п.

в) Неудовлетворительное состояние мест занятий, оборудования, инвентаря, одежды и обуви спортсменов.

г) Неблагоприятные метеорологические условия (сильный дождь и ветер, снегопад, очень высокая или низкая температура воздуха).

д) Нарушение правил врачебного контроля, допуск к занятиям без разрешения врача, неправильное распределение по группам без учета возраста, пола, физической подготовленности, преждевременное начало занятий после 

травмы, болезни или длительного перерыва, несоблюдение правил личной гигиены.

е) Нарушение спортсменами дисциплины и установленных правил во время тренировок и соревнований.

Создание оптимальных условий для проведения тренировочного процесса и соревнований, постоянный контроль со стороны тренера и самоконтроль, соблюдение всех правил и дисциплины на занятиях является основой для занятий легкой атлетикой без травм и других нарушений в жизнедеятельности спортсменов.

  1. ^ Основные требования к технике безопасности при проведении занятий по легкой атлетике:

а) при беге:

При беге на стадионе надо соблюдать следующие правила:

- не бегать против движения;

- не стоять на рабочей дорожке (по которой бегут);

- обгонять всегда справа;

- при обгоне нельзя резко принимать влево;

- помнить, что первая дорожка для всех бегунов.

В тренировочных занятиях в барьерном беге ставьте барьеры на 4—5 дорожки по прямой и на 3 — 4 дорожки при беге по кругу. При беге вне стадиона надо всегда смотреть себе под ноги, чтобы вовремя увидеть помехи или неровности и избежать их. Нельзя толкать соперника или товарища (даже в шутку), особенно в лесу.

б) при метаниях:

Легкоатлетические метания требуют к себе особого внимания. При выполнении метаний следует неукоснительно выполнять следующие требования:

- в секторе не должно быть посторонних;

- в поле для метаний нельзя стоять или идти спиной по направлению к метателю;

- нельзя стоять со стороны метающей руки метателя (если правша, то справа и наоборот);

- при метаниях группой — шеренгой (граната, мяч), метать надо поочередно справа налево, если все метают правой рукой. Метнул и отошел назад. Если есть метающие левой рукой, они становятся на левый фланг и метают после всех поочередно слева направо. После метания последнего в шеренге все идут за снарядами.

  1. ^ Требования к хранению легкоатлетического инвентаря.

Для поддержания беговой дорожки и секторов в надлежащем порядке необходимо иметь следующий инвентарь: лопаты, грабли, ломы, тачки, гибкие шланги для поливки, широкую швабру разбрызгиватель, борону, катки, машинку для раскраски линий на беговой дорожке и секторах. Любая беговая дорожка и секторы для прыжков и метаний требуют постоянного ухода. Их нужно регулярно подметать, убирать мусор, поливать в жаркую погоду

выравнивать после занятий специальной гладилкой или шваброй.



Особенно тщательно нужно следить за состоянием ям для приземления в прыжках. Если нет поролона, то место для приземления в прыжках в высоту следует засыпать песком, смешанным с опилками на высоту 0,5 — 0,75 м. Перед каждым занятием песок для приземления должен быть хорошо разрыхлен и увлажнен.
^ Тема 2. «Техника и методика обучения легкоатлетическим видам»
Задание 2.1

Опишите методику обучения техники конкретного легкоатлетического вида по предлагаемой схеме.

Вид: Прыжок в длину с разбега.

Названия способа выполнения: Тройной прыжок с разбега.
^ Задача обучения

Основные средства

Методические рекомендации

1. Ознакомить с техникой тройного прыжка с разбега

а) Показ прыжка в целом и по отдельным элементам.
б) Опробование техники прыжка в облегчённых условиях.
в) Ознакомление с правилами соревнований.
Просмотр кинограмм, плакатов, видеофильмов.
Опробование проводить с короткого разбега и на мягком грунте.
Указать наиболее крупные ошибки и недостатки в их подготовке.

2.Обучить технике «скачка»

а) «Скачки» на толчковой ноге с продвижением.
б) Прыжок в длину с места, отталкиваясь толчковой ногой и приземляясь на неё.
в) «Скачок» с 3-4 беговых шагов с приземлением на толчковую ногу.

г) «Скачок» с 3-4 беговых шагов с приземлением на толчковую ногу с последующим пробеганием вперёд.

Указать на особенности выполнения «скачка».
Прыжок начинается энергичным движением маховой ноги коленом вперёд.
Приземление в яму с песком с выведением вперёд толчковой ноги, маховую опустить вниз назад.
Приземление в яму с песком на толчковую ногу, затем активным движением бедра вывести маховую ногу вперёд. Колено маховой ноги поднимать высоко вверх.

3.Обучить технике «шага» и сочетанию «скачка» и «шага»

а) Прыжки с ноги на ногу с продвижением вперёд.

б) Прыжки в «шаге» с 4-6 шагов с приземлением в яму с песком и последующим пробеганием вперёд.

в) Сочетание «скачок»- «шаг» с места и затем с 3-8 беговых шагов.
Ногу ставить на грунт активным «загребающим» движением с проталкиванием вперёд.
После отталкивания толчковой ногой маховую активно вынести коленом вперёд-вверх.


Выполнять по отметкам: «скачок» короткий, «шаг» длинный. по окончании «скачка» маховую ногу активным движением вывести вперёд, руки отвести далеко назад.

4.Обучить технике 

«прыжка» и сочетанию «шага» и прыжка



а) Прыжок в длину с места с приземлением 

на обе ноги.

б) Прыжок в длину с 3-5 беговых шагов, отталкиваясь маховой ногой.
в) Сочетание «шаг»- «прыжок» с места, а затем с разбега.



Перед приземлением ноги 

подтянуть коленями к груди. Руки отвести далеко назад.


Отталкивание активное. В полётной фазе положении «шага» колено толчковой ноги поднимается вперёд-вверх, бёдра широко разведены.

Выполнять по отметкам. Обращать внимание на «загребающее» движение маховой ногой при постановке её на грунт. Руки активным махом вынести вперёд-вверх.



5.Обучить ритму разбега и тройному прыжку в целом

а) Тройной прыжок с 2-3 шагов разбега.


б) Тройной прыжок с 6-8 шагов разбега.

в) Подбор полного разбега.

г) Тройной прыжок с разбега.

Выполнять по отметкам на секторе, отталкиваясь за счёт активной загребающей постановки ноги на грунт.
Разбег с увеличением частоты шагов перед отталкиванием с прыжком по отметкам.
Разбег выполнять в полную силу с отталкиванием от бруска. Замерить рулеткой или стопами.
Корректировать длину разбега.

6. Совершенствование техники тройного прыжка с разбега

а) Прыжки в «шаге» с места и разбега.
б) «Скачок» с 4-6 беговых шагов с приземлением в яму с песком.
в) «Шаг» с толчковой ноги на маховую с приземлением в яму с места и разбега.
г) Участие в соревнованиях.

Ногу активно опускать на грунт «загребающим» движением.
Во время смены положения ног, бедра разводить как можно шире.
Руками активно помогать продвижению вперёд.
Соревнование проводить по правилам.

Задание 2.2

Укажите средства и методы исправления ошибок в описанном выше легкоатлетическом виде по следующей схеме.

^ Ошибка

Причина возникновения

Средства исправления

1.Чрезмерно широкий «скачок»

Растягивание последних шагов разбега, отклонение плеч назад.

Укоротить последние шаги разбега. Туловище держать прямо.

2.Очень низкий «скачок»

Растягивание последних шагов разбега, отклонение плеч назад.
Излишнее укорочение последних шагов разбега, наклон туловища вперёд.

Укоротить последние шаги разбега. Туловище держать прямо.
Удлинить последние шаги разбега, Увеличить мощность толчка. Толчковую ногу ставить больше вперёд на всю стопу.

3.Пассивная постановка ноги

Ранняя смена ног в «скачке». Отсутствие «загребающего» 

движения.



Имитационные упражнения. многократные прыжки с 

сопротивлением.



4. Небольшой по длине «шаг»

Потеря горизонтальной скорости после «скачка», малый угол вылета.

Уменьшить траекторию полёта в «скачке». По окончании «скачка» толчковую ногу ставить на грунт «загребающим» движением вперёд- назад с последующим проталкиванием.

5. Длинный «скачок» и короткий «шаг»

«Скачок» выполняется по высокой траектории.

выполнять по отметкам на дорожке, добиваясь укороченного «скачка».

6. Небольшой и низкий «прыжок»

Малая горизонтальная скорость перед отталкиванием.

Активно поставить ногу на место отталкивания. Руки энергично посылать вперёд-вверх.

7.После отталкивания в «прыжке» возникает вращение туловища вперёд

Очень короткий «шаг». Туловище наклонено вперёд.

После отталкивания туловище отклонить назад. Движение руками вверх-вниз.

8.Во время приземления недостаточно выносятся ноги вперёд

Большой наклон туловища вперёд, таз отведён назад. Ноги в суставах согнуты.

Держать ноги прямыми, приземляться на ягодицы. В полётной фазе туловище держать прямо, а колени стараться подтянуть к груди.

9.Заступание за планку

Неправильно подобран разбег.

Установить за 6 шагов до бруска контрольную отметку. Если заступает за планку, но попал толчковой ногой на отметку, значит, растянул последние шаги разбега. Укоротить длину разбега.

10.Недоступание до планки

Неправильно подобран разбег

Проверить расстояние от бруска до контрольной отметки. Уточнить длину каждого шага.

11.Нарушение ритма разбега

Нестабильность длины и частоты шагов.

Выполнять разбег с увеличением частоты шагов без сокращения их длины.

12.Большое напряжение в беге

Взгляд направлен на место отталкивания.

Взгляд направить вперёд.

13.Укорачиваются или удлиняются последние шаги разбега

Отклонение плеч назад или большой наклон туловища вперёд.

Взгляд направить вперёд. Разбег начинать равномерно с одной стартовой позы.

14.Вместо активного отталкивания прыгун «шагает»

Снижение темпа бега.

Ускорение по дорожке, равной длине разбега. Разбег по отметкам.
Контрольные вопросы и задания.

Основы техники ходьбы и бега.

  1. ^ Назовите характерные особенности ходьбы и бега.

Ходьба является циклическим локомоторным движением. Во всех видах ходьбы имеется одна и та же особенность – постоянная опора. Эта особенность и отличает ходьбу от бега, где чередуются опорные и полётные периоды. В ходьбе, таком образом, постоянная опора о грунт осуществляется то одной, то одновременно обеими ногами. Каждая нога в ходьбе бывает опорной и маховой. Вместо периода двойной опоры в ходьбе, в беге имеется период полета. В беге можно выделить: а) период одиночной опоры; б) период полета; в) период переноса маховой ноги, который совпадает с периодом опоры.

  1. ^ Что является циклом в ходьбе и беге.

Основу техники спортивной ходьбы составляет один цикл действия, который состоит из двойного шага, шага левой ноги и шага правой ноги. Цикл содержит: 

а) два периода одиночной опоры; б) два периода двойной опоры; в) два периода переноса маховой ноги.

Бег, как и ходьба, относится к циклическим движениям, где цикл

Движения включает двойной шаг. Вместо периода двойной опоры в ходьбе, в беге имеется период полета. В беге можно выделить: а) период одиночной опоры; б) период полета; в) период переноса маховой ноги, который совпадает с периодом опоры.

  1. ^ Дайте характеристику периодам в ходьбе и беге.

Бег. Период переноса маховой ноги (левой) и период опоры толчковой ноги (правой) совпадают по времени, затем наступает период полета, далее период переноса маховой ноги (правой) и период опоры толчковой ноги (левой), затем опять период полета. В периоде опоры в беге две фазы: 1) фаза амортизации; 2) фаза отталкивания. Фаза амортизации начинается с момента постановки ноги на опору и длится до момента вертикали, когда проекция ОЦМ находится над точкой опоры. В этой фазе происходит значительное снижение ОЦМ за счет разгибания в голеностопном суставе, сгибания в коленном суставе и наклона поперечной оси таза в сторону маховой ноги, растягиваются напряженные мышцы. С момента вертикали до момента отрыва толчковой ноги от опоры длится фаза отталкивания. Она начинается с распрямления толчковой ноги в тазобедренном, коленном суставах и завершается сгибанием в голеностопном суставе.

Ходьба. Основу техники спортивной ходьбы составляет один цикл действия, который состоит из двойного шага, шага левой ноги и шага правой ноги. Цикл содержит: а) два периода одиночной опоры; б) два периода двойной опоры; в) два периода переноса маховой ноги, опоры. Период одиночной опоры одной ноги совпадает с периодом переноса другой ноги. Период двойной опоры очень кратковремен, порой его можно и не увидеть. Период одиночной опоры более длителен и делится на две фазы: 1) фаза жесткой передней опоры; 2) фаза отталкивания. Период переноса тоже имеет две фазы: 1) фаза заднего шага; 2) фаза переднего шага. Эти фазы присутствуют как в периоде переноса или опоры для левой ноги, так и для правой ноги. Фазы разделяются моментами, т.е. такими мгновенными положениями, после которых происходят изменения движений. Если моменты являются границами изменения движений в одном или нескольких звеньях, то позы в данных моментах — это описание положений звеньев тела относительно ОЦМ или друг друга, т. е. позы, дают визуальную картину смены движений. Фаза передней жесткой опоры правой ноги начинается с момента постановки ее на опору. Нога, выпрямленная в коленном суставе, ставится с пятки. Эта фаза продолжается до момента вертикали, когда ОЦМ находится над точкой (над стопой правой ноги) опоры. С момента вертикали до момента отрыва правой ноги от грунта длится фаза отталкивания. Период одиночной опоры правой ноги заканчивается и начинается период переноса правой ноги, который имеет две фазы: 1) фаза заднего шага, которая начинается с момента отрыва ноги от опоры до момента вертикали (момент вертикали в переносе ноги определяется по положению бедра — продольная ось бедра должна быть 

перпендикулярна площади поверхности опоры, т.е. горизонтали); 2) фаза переднего шага — с момента вертикали до момента постановки ноги на опору. Потом следует кратковременный период двойной опоры. Когда идет

период одиночной опоры правой ноги, левая нога находится в периоде переноса. То же самое повторяется с левой ногой. Цикл закончился, начинается новый цикл, и так все повторяется.

  1. ^ Перечислите фазы движения ног в ходьбе и беге.

Бег. 1) фаза жесткой передней опоры; 2) фаза отталкивания; 3)

фаза заднего шага; 4) фаза переднего шага

  1. ^ Расскажите о работе рук в ходьбе и беге.

Движения рук в спортивной ходьбе помогают увеличивать частоту шагов, поэтому мышцы верхнеплечевого пояса усиленно работают. Особенно на это надо обращать внимание к концу дистанции при наступлении утомления. Движения рук осуществляются следующим образом: руки согнуты в локтевых суставах под углом 90° к направлению движения ходока; пальцы рук полусжаты; мышцы плеч расслаблены.

В беге и в ходьбе, руки и ноги выполняют согласованные перекрестные движения. Встречные перекрестные движения осей таза и плеч позволяют сохранить равновесие и противодействуют боковому развороту тела бегуна.

  1. ^ Куда направлена реакция опоры в момент вертикали, переднего и заднего толчка.

  2. Дайте характеристику переднему шагу.

Фаза переднего шага начинается с момента вертикали до момента постановки ноги на опору. Потом следует кратковременный период двойной опоры. Когда идет период одиночной опоры правой ноги, левая нога находится в периоде переноса. То же самое повторяется с левой ногой

  1. ^ Дайте характеристику заднему шагу.

Фаза заднего шага начинается с момента отрыва ноги от опоры до момента вертикали (момент вертикали в переносе ноги определяется по положению бедра — продольная ось бедра должна быть перпендикулярна площади поверхности опоры, т.е. горизонтали);

  1. Дайте характеристику переднему толчку.

  2. Дайте характеристику заднему толчку.


Основы техники прыжков.

  1. От чего зависит результат в легкоатлетических прыжках.

Результат в легкоатлетических прыжках зависит от начальной скорости вылета тела прыгуна и угла вылета тела прыгуна.

  1. ^ На какие части условно можно разделить прыжки при анализе техники.

Как целостное действие прыжок можно разделить на составные части:

-разбег и подготовка к отталкиванию — от начала движения до

момента постановки толчковой ноги на место отталкивания;

-отталкивание — с момента постановки толчковой ноги до момента отрыва ее от места отталкивания;



-полет — с момента отрыва толчковой ноги от места отталкивания до соприкосновения с местом приземления;

-приземление — с момента соприкосновения с местом приземления до полной остановки движения тела.

  1. ^ Расскажите о разбеге и подготовке к отталкиванию.

Разбег и подготовка к отталкиванию. Четыре вида прыжка (в высоту, длину, тройной прыжок, прыжок с шестом) имеют свои особенности в разбеге, но также имеют определенные общие черты. Основные задачи разбега — придать телу прыгуна оптимальную скорость разбега, соответствующую прыжку, и создать оптимальные условия для фазы отталкивания. Почти во всех видах прыжки имеют прямолинейную форму, кроме прыжка в высоту способом «фосбери-флоп», где последние шаги выполняются по дуге.

Разбег имеет циклическую структуру движения до начала подготовки к отталкиванию, в которой беговые движения несколько отличаются от движений в разбеге. Ритм разбега должен быть постоянным, т.е. его не следует менять от попытки к попытке.

Начало разбега должно быть привычным, всегда одинаковым. Прыгун может начинать разбег или с места, как бы стартуя, или же с подхода до контрольной отметки начала разбега. Задача прыгуна в разбеге — не только набрать оптимальную скорость, но и точно попасть на место отталкивания толчковой ногой, поэтому разбег, его ритм и все движения должны быть постоянными.

Можно выделить два варианта разбега: 1) равноускоренный разбег и 2) разбег с поддержанием скорости. При равноускоренном разбеге прыгун постепенно набирает скорость, увеличивая ее до оптимальной на последних шагах разбега. При разбеге с поддержанием скорости прыгун почти сразу, на первых шагах, набирает оптимальную скорость, поддерживает ее на протяжении всего разбега, несколько увеличивая в конце на последних шагах. Применение того или иного варианта разбега зависит от индивидуальных

особенностей прыгуна.

Отличительные особенности последней части разбега (подготовка к отталкиванию) зависят от вида прыжка. Общая отличительная черта — увеличение скорости разбега и движений звеньев тела на этом отрезке разбега, так называемое набегание. Очень важно наиболее эффективно выполнить технику подготовки к отталкиванию последней части разбега. Скорость разбега и скорость отталкивания взаимосвязаны между собой. Необходимо, чтобы между последними шагами и отталкиванием не было никакой остановки или замедления движений, никакой потери скорости. Чем быстрее и эффективнее произойдет выполнение последней части разбега, тем качественнее будет выполнено отталкивание.

  1. ^ Расскажите об отталкивании в прыжках.

Отталкивание — основная фаза любого прыжка. Оно длится с момента постановки толчковой ноги на опору до момента ее отрыва от опоры. В прыжках эта фаза наиболее кратковременная и в то же время наиболее важная и активная. С точки зрения биомеханики отталкивание можно определить 

как изменение вектора скорости тела прыгуна при взаимодействии определенных усилий с опорой. Фазу отталкивания можно разделить на две части: 1) создающую и 2) созидающую.

Первая часть создает условия для изменения вектора скорости, а вторая реализует эти условия, т.е. созидает сам прыжок, его результат.

  1. ^ Расскажите о фазе полета в прыжках.

Полет. Эта фаза целостного действия прыжка является безопорной, кроме прыжка с шестом, где полет делится на две части: опорную и безопорную.

Необходимо сразу уяснить, что в фазе полета прыгун никогда не сможет изменить траекторию движения ОЦМ, которая задается в фазе отталкивания, но сможет изменять положения звеньев тела относительно ОЦМ. В прыжках в высоту спортсмен своими движениями создает оптимальные условия для преодоления планки. В прыжках с шестом в первой опорной части — это создание оптимальных условий для сгибания и разгибания шест (для наиболее эффективного использования его упругих свойств). Во второй безопорной части — создание оптимальных условий для преодоления планки. В прыжках в длину — сохранение равновесия в полете и создание оптимальных условий для приземления. В тройном прыжке — сохранение равновесия и создание оптимальных условий для последующего отталкивания, а в последнем прыжке та же цель, что и в прыжках в длину.

  1. ^ Расскажите о приземлении и характере его выполнения.

Приземление. Каждый прыжок завершается фазой приземления. Цель любого приземления в первую очередь — создание безопасных условий спортсмену, исключающие получение различных травм. Тело прыгуна в момент приземления испытывает сильное ударное воздействие, которое приходится не только на звенья тела, непосредственно соприкасающиеся с местом приземления, но и на дистальные, наиболее удаленные от него звенья. Такому же ударному воздействию подвергаются и внутренние органы, что может привести к различного рода нарушениям их жизнедеятельности и заболеваниям. Необходимо снизить вредное воздействие этого фактора. Здесь два пути: первый — улучшение места приземления; второй — овладение оптимальной техникой приземления. Первый путь получил свое отражение в прыжках в высоту и с шестом. Сначала спортсмены приземлялись в песок, уровень которого был приподнят над поверхностью отталкивания, но все же приземляться было жестко, и спортсмен уделял много времени изучению безопасной техники приземления. Затем пришел век поролона, и место приземления стало значительно мягче, возросли результаты, появился новый вид в прыжках в высоту («фосбе-ри-флоп»), появились фиберглассовые шесты. Стало возможным больше времени уделять самим прыжкам, не задумываясь над приземлением.

Более консервативное место приземления осталось в прыжках в длину и в тройном прыжке. Здесь как прыгали в яму с песком, так и продолжают прыгать, хотя результаты растут, но тут нашел свое отражение второй путь — создание оптимальных условий для приземления и рациональная техника приземления.



Почему происходит мягкое приземление? Первое — за счет приземления под более острым углом к поверхности и на большем пути. Постепенно уплотняя рыхлый песок, спортсмен замедляет движение вперед; чем больше впереди рыхлого песка, тем мягче приземление. Второе — за счет амортизирующего растягивания напряженных мышц, постепенно уступая воздействию силы тяжести и скорости тела, тем самым скорость гасится не резко, а постепенно.

Основы техники метаний.

^ 1. От чего зависит дальность полета снаряда.

На дальность полета снарядов влияют следующие факторы: начальная скорость вылета снаряда; угол вылета; высота точки, в которой снаряд покидает руку; сопротивление воздушной среды.

^ 2. Как влияет способ держания снаряда на дальность полета.

Способ держания снаряда в руке и его несение во время разбега (поворота) зависят от устройства снаряда и техники метаний. Независимо от вида метаний общие требования правильного держания снаряда должны обеспечить спортсмену свободное выполнение всех движений с большой амплитудой. Правильное держание снаряда позволяет наиболее полно использовать длину и силу конечностей, по возможности расслаблять мышцы метающей руки до финального усилия и сохранять контроль за движениями спортсмена. Все это способствует передаче силы метателя на снаряд в нужном направлении и по наибольшему пути, что и обеспечивает высокую начальную скорость вылета снаряда.

^ 3. С какой целью выполняется разбег в метаниях.

Разбег в метаниях выполняется с целью достижения оптимальной скорости передвижения метателя и снаряда, которые составляют единую систему

^ 4. В чем заключается подготовка к финальному усилию.

Во второй части разбега, разогнав снаряд до определенной горизонтальной скорости, метатель проводит подготовку к финальному усилию, которое выполняется в виде так называемого обгона снаряда. При этом нижние части тела обгоняют верхние и снаряд. Обгон снаряда происходит не только в переднезаднем направлении, но и путем скручивания туловища и поясничной области в сторону, обратную направлению метания. Эти действия метателя играют очень важную подготовительную роль для успешного выполнения финального усилия. Они позволяют увеличить путь воздействия на снаряд, растягивают основные мышечные группы и создают предпосылки для быстрого перемещения всей массы метателя и основных участвующих в метании звеньев.

^ 5. Что понимают под финальным усилием в метаниях.

Определенной границы между разбегом, подготовкой к финальному усилию и самим финальным усилием не существует. Ошибкой является наличие паузы или сохранение определенного положения вместо стремительного перехода к броску.

Переход к развитию мощного финального усилия начинается с момента постановки левой ноги на грунт. Во всех метаниях в начале финального усилия таз выводится вперед, его движения опережают движения плеч. Правильное 

выполнение финального усилия предполагает начало движения с наиболее крупных и сильных мышечных групп с переходом к усилиям более мелких, но способных в этих условиях к быстрому сокращению групп мышц. Поэтому финальное усилие начинается с быстрого разгибания ног и туловища, убыстряясь по мере включения более удаленных звеньев тела (плечо, рука, кисть). От начала броска до момента вылета снаряда быстро и напряженно работают все мышечные группы спортсмена - от пальцев ног до пальцев метающей руки, что требует высокой согласованности и координации движений.

В процессе финального усилия перед метателем стоит задача не только увеличить путь приложения силы к снаряду, но и реализовать свои силовые и скоростные возможности для непрерывного воздействия на снаряд по всему пути с силой, обеспечивающей наибольшее увеличение его скорости при выпуске.

^ 6. Расскажите о траектории полета снаряда.

При выпуске снаряда сила метателя должна прилагаться таким образом, чтобы обеспечить наибольший его полет. Величина угла вылета имеет переменное значение и в каждом отдельном случае может быть различной. Как излишне высокий, та и низкий полет снаряда не дает нужного эффекта. Наличие разницы уровней вылета и приземления снаряда (так называемый угол местности) является первой причиной уменьшения теоретического угла выпуска (45). Метание под меньшим углом позволяет увеличить путь воздействия на снаряд. Строение мышечной системы спортсмена способствует большему приложению усилий при более низком угле вылета.

^ 7. Какие бывают углы атаки.

Важную роль при метании планирующих снарядов играет так называемый угол атаки, который образуется продольной осью снаряда и траекторией полета. Он может быть нейтральным, положительным и отрицательным.

^ 8. Назовите оптимальные углы вылета легкоатлетических снарядов.

Оптимальными углами вылета при метании различных снарядов являются: при метании молота - 42-44 , при метании диска - 36-39 (мужского) и 33-35 (женского), при метании копья - 28-31 , при толкании ядра - 38-41 . При метании копья против ветра оптимальный угол вылета уменьшается ( по мере увеличения скорости ветра), при попутном ветре - увеличивается.



Тема 3. « Организация и проведение соревнований по легкой атлетике»
Задание 3.1

Разработайте «Положение о соревнованиях по легкой атлетике» (по предлагаемой схеме).

Положение

О соревнованиях по ……………………………………………………..

Разработал учащийся (ф. и. о.)………………………………………….

Курс…..группа…….дата…………

1. Цели и задачи соревнования.

2. Сроки и место проведения.

3. Руководство соревнованиями.

4. Участники соревнований.

5. Программа соревнований.

6. Порядок определения победителей и зачет.

7. Награждение победителей.

8. Сроки подачи заявок.
Задание 3.2

Заполните карточки на 6 участников соревнований по легкой атлетике, проведите жеребьевку и подготовьте протоколы (по предлагаемой схеме).



100 м




Ж , 18-21






11

Вид программы Пол, возрастная группа Номер участника
Киселёва Валерия Валерьевна 25.08.1991 167/52 І

взрослый

_ ________________________ ____ ____ _____ Фамилия и имя участника – полностью, без сокращения дата рождения рост/вес разряд

^

Витебская обл. г.Новополоцк _ДЮСШ «Нафтан» СКФПБ


название команды

13.02 Мудров Михаил Юрьевич

__________________ Тренер _____________________________________________

лучший результат сезона звание, фамилия, имя и отчество тренера - полностью



Вид соревнований

Результаты



Лучший результат


Разряд

Место

Очки


Квалификация (забеги)






















Основн.соревновнова-ния (полуфинал)






















Финал

(финальные забеги)























Копия протокола соревнований по прыжкам в высоту или с шестом:

























А

Б


Результат


















































































ПРИМЕЧАНИЕ: А – номер попытки, с которой была взята последняя высота, Б – количество неудачных попыток



^ СТАРТОВЫЙ ПРОТОКОЛ

Первенства спортивно педагогического факультета ПГУ по легкой атлетике (в рамках ознакомительной практики).

Дата проведения: 18.06.2011 г.

Место проведения: стадион «Атлант»

Вид 100 м

№ дорожки

Фамилия, имя спортсмена

№ участника

Организация, город

I забег

3

Богумирская К.И.

10

УО «ПГУ», Новополоцк

4

Киселёва В.В.

11

УО "ПГУ", Новополоцк

5

Клопова Т. А.

12

УО "ПГУ", Новополоцк

6

Куликова Е. В.

13

УО "ПГУ", Новополоцк

II забег

3

Фофанова А.Н.

14

УО "ПГУ", Новополоцк

4

Куман К.Э.

15

УО "ПГУ", Новополоцк

5

Воронецкая К. В.

16

УО "ПГУ", Новополоцк

6

Костюкова В.В.

17

УО "ПГУ", Новополоцк

Примечание: в беговых дисциплинах начиная с 1500 м, так же в прыжках и метаниях, название первой колонки – №.
ПРОТОКОЛ

Первенства спортивно педагогического факультета ПГУ по легкой атлетике (в рамках ознакомительной практики).

Дата проведения: 18.06.2011

Место проведения: стадион «Атлант»

Вид 100 м

№ дорожки

Фамилия, имя спортсмена

№ участника

Организа-ция, город

Результат

Место

Тренер

I забег

3

Богумирская К.И.

10

УО "ПГУ", Новополоцк

13.10

2

Мудров М.Ю.

4

Киселёва В.В.

11

УО "ПГУ", Новополоцк

13.02

1

Мудров М.Ю.

5

Клопова Т. А.

12

УО "ПГУ", Новополоцк

13.11

3

Мудров М.Ю.

6

Куликова Е. В.

13

УО "ПГУ", Новополоцк

13.30

4

Мудров М.Ю.

II забег

3

Фофанова А.Н

14

УО "ПГУ", Новополоцк

13.05

1

Мудров М.Ю.



4

Куман К.Э.

15

УО "ПГУ", Новополоцк

13.08

2

Мудров М.Ю.

5

Воронецкая К. В.

16

УО "ПГУ", Новополоцк

13.15

3

Мудров М.Ю.

6

Костюкова В.В.

17

УО "ПГУ", Новополоцк

13.20

4

Мудров М.Ю.

Судьи………………………………………………………………………………..

Примечание: в беговых дисциплинах начиная с 1500 м, так же в прыжках и метаниях, название первой колонки – №.



ПРОТОКОЛ

Первенства спортивно педагогического факультета ПГУ по легкой атлетике (в рамках ознакомительной практики).

Дата проведения: 18.06.2011

Место проведения: стадион «Атлант»

Вид ^ Прыжки в длину



Фамилия, имя спортсмена

№ участни-ка

Орга-низа-ция, город

Результат

Место

Тренер

1

2

3

4

5

6

Луч-ший







1

Киселёва В.В.

11

УО "ПГУ", Новополоцк

3.55

3.68

3.72

4.00

3.98

х

4.00

1

Мудров М.Ю.

2

Клопова Т.А.

12

УО "ПГУ", Новополоцк

3.55

3.23

х

3.50

3.75

3.77

3.77

3

Мудров М.Ю.

3

Куликова Е.В.

13

УО "ПГУ", Новополоцк

3.23

3.75

х

х

х

3.85

3.85

2

Мудров М.Ю.

Судьи………………………………………………………………………………..

Примечание: в протоколе для метаний после колонки «Организация, город», добавляется колонка «Масса снаряда».




ПРОТОКОЛ

Первенства спортивно педагогического факультета ПГУ по легкой атлетике (в рамках ознакомительной практики).

Дата проведения:18.06.2011 Условные обозначения:

Место проведения: стадион «Атлант» – пропускает

Вид ^ Прыжки в высоту Х незасчитанная попытка

О засчитанная попытка



Фамилия, имя спортсмена

№ участ-ника

Органи-зация, город

100

105

110

115

120

125

130

135

Результат

Место

1

Фофанова А.Н.

14

УО "ПГУ", Новополоцк

О







О







х

О




О







х

х

О

х

О




О







х

х

О

135

1

2

Воронецкая К.В.

15

УО "ПГУ", Новополоцк

О







х

О




О







х

х

О

О







х

О




х

х

О

х

х

х

130

2

3

Кузман К.Э.

16

УО "ПГУ", Новополоцк

О







х

х

О

х

О




х

О




х

х

О

х

х

х



















120

3




Контрольные вопросы и задания

  1. Перечислите основные документы планирования и проведения соревнований по легкой атлетике и дайте характеристику им.

К мерам организационно-методического характера, связанным с проведением соревнований по лёгкой атлетике, прежде всего, относится составление календарного плана соревнований. В нем указывается название соревнований, сроки и место их проведения и ответственные за их организацию лица. Календарь спортивных соревнований по каждому виду спорта составляется для мальчиков и девочек (если последние в них участвуют) и для каждой возрастной группы в отдельности.

Важным условием при составлении календарного плана является традиционность намеченных мероприятий по срокам, программам, участвующим лицам. Это повышает интерес к ним детей, облегчает организацию учебно-тренировочного процесса, делает соревнование более популярным у зрителей. Спортивные соревнования являются стимулом для систематических тренировок и способствуют росту спортивных результатов, если они проводятся регулярно. Целесообразность участия в определенном количестве соревнований зависит от спортивной подготовки учеников.

Таким образом, календарь спортивных соревнований надо составлять так, чтобы намеченные соревнования были разнообразными по масштабу, составу участников и условиям проведения, традиционными по срокам, составу, месту проведения.

Другая важная мера организационно-методического характера - это составление положения о соревнованиях. В нем указывается:

1. Цели и задачи соревнования.

2. Сроки и место проведения.

3. Руководство соревнованиями.

4. Участники соревнований.

5. Программа соревнований.

6. Порядок определения победителей и зачет.

7. Награждение победителей.

8. Сроки подачи заявок.

Если соревнования носят командный или лично-командный характер, в положении указывается система определения победителей в командном зачете. В каждом отдельном случае она может быть разной.

Для участия в соревнованиях необходимо в установленные сроки подать заявку в предварительной форме, а затем в окончательной. Первая заявка содержит желание данной команды участвовать в соревнованиях. Во второй заявке приводятся данные о составе участников и некоторые другие сведения. В некоторых случаях в начале или в ходе соревнований по разрешению главного судьи могут быть сделаны перезаявки, т.е. вместо одного участника может быть выставлен другой и т.п. На основании поданных заявок составляются протоколы соревнований.



Для проведения соревнований необходимо позаботиться о приведении мест, оборудования и инвентаря в полное соответствие с установленными правилами, их высоком качестве и необходимом количестве.

Если в программу включено несколько разновидностей одного вида спорта, необходимо заранее составить график соревнований, т.е. определить последовательность и время проведения каждого из них. Зная среднюю продолжительность выполнения упражнения, количество попыток и количество участников, можно определить общую продолжительность соревнований и на основе этого составить график проведения.

Для обслуживания спортивных соревнований в соответствии с их видом и масштабом, организатор назначает врача и другой медицинский персонал.

Важнейшим документом, регулирующим проведение соревнований и влияющим на их результаты, являются правила соревнований по данному виду спорта. В них регламентируются действия судей и участников, предусматриваются условия выявления победителей и, кроме того, определяются нормы поведения спортсмена, содержится перечень запрещенных действий, влекущих за собой наказание, ущемляющее интересы команды.

Таким образом, на спортсмена, нарушившего правила, действует не только решение судьи по отношению к нему лично, но и сознание, что команда испытывает урон из-за его неправильных поступков.

Главным организатором и руководителем спортивных соревнований, ответственным за их проведение и, в известной мере, за достигнутые результаты, является спортивный судья, назначаемый из числа преподавателей физической культуры одной или нескольких организации.

Судья ответствен и за здоровье участников соревнований. Во всех случаях, когда может быть нанесен ущерб здоровью участников (плохое состояние мест занятий, неисправность оборудования, несоответствие одежды и обуви и т.п.), он обязан устранить недочеты, а при невозможности сделать это - отменить соревнование или перенести его на другой срок или в другое место.

Спортивный судья должен быть, прежде всего, безукоризненным знатоком правил соревнований по данному виду спорта, честным, объективным, беспристрастным, решительным, вежливым, спокойным человеком, который и вне соревнований пользуется авторитетом и уважением.














Вид программы Пол, возрастная группа Номер участника
_ ________________________ ____ ____ _____ Фамилия и имя участника – полностью, без сокращения дата рождения рост/вес разряд

Витебская обл. г.Новополоцк _________________________________


название команды
__________________ Тренер _____________________________________________

лучший результат сезона звание, фамилия, имя и отчество тренера - полностью



Вид соревнований

Результаты



Лучший результат


Разряд

Место

Очки


Квалификация (забеги)






















Основн.соревновнова-ния (полуфинал)






















Финал

(финальные забеги)























Копия протокола соревнований по прыжкам в высоту или с шестом:

























А

Б


Результат


















































































ПРИМЕЧАНИЕ: А – номер попытки, с которой была взята последняя высота, Б – количество неудачных попыток













Вид программы Пол, возрастная группа Номер участника
_ ________________________ ____ ____ _____ Фамилия и имя участника – полностью, без сокращения дата рождения рост/вес разряд

Витебская обл. г.Новополоцк _________________________________


название команды
__________________ Тренер _____________________________________________

лучший результат сезона звание, фамилия, имя и отчество тренера - полностью



Вид соревнований

Результаты



Лучший результат


Разряд

Место

Очки


Квалификация (забеги)






















Основн.соревновнова-ния (полуфинал)






















Финал

(финальные забеги)























Копия протокола соревнований по прыжкам в высоту или с шестом:

























А

Б


Результат


















































































ПРИМЕЧАНИЕ: А – номер попытки, с которой была взята последняя высота, Б – количество неудачных попыток


Скачать файл (66.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации