Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Авторское право - файл 1.doc


Лекции - Авторское право
скачать (355.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc356kb.19.11.2011 12:00скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5   6
Авторское право

Конспект лекций

Понятие интеллектуальной собственности

Понятие, предмет, метод авторского права

Функции авторского права

Законодательство РФ в области авторского права

Объекты авторского права, их признаки и основные разновидности.

Произведения, не являющиеся объектами авторского права

Субъекты авторского права. Авторство и соавторство.

Личные неимущественные права авторов и обладателей авторских прав.

Имущественные права авторов и обладателей авторских прав.

Срок действия авторского права.

Виды использования произведений авторами и другими лицами.

Виды использования произведений, не являющиеся нарушением авторских прав.

Правовой режим служебных произведений.

Понятие авторского договора. Авторский договор заказа.

Сфера действия и субъекты смежных прав.

Срок действия смежных прав.

Цели коллективного управления. Организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе. Их функции, обязанности.

Особенности защиты личных неимущественных прав авторов

Способы защиты авторских и смежных прав

Ответственность за нарушение авторских прав.

Специфика правовой охраны программ и баз данных

Общая характеристика международных соглашений в области авторского права

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений

Соглашение трипс. Требования к законодательству об авторском праве и их выполнение.

Понятие патентоспособности изобретений.

Значение правовой охраны промышленной собственности (объекты)

Возникновение патентного права и его роль в экономике

Понятие новизны изобретения и ее виды

Понятие льготы по новизне

Понятие уровня техники, принятого в развитых странах при определении патентоспособности изобретений.

Критерий «изобретательский уровень»

Критерий «промышленная применимость»

Объекты, не подлежащие правовой охране

Правовая охрана программного обеспечения эвм

Особенности правовой охраны новых сортов растений и пород животных

Понятие «исключительное право»

Ограничения исключительного права

Право преждепользования и послепользования

Приоритет изобретения. Конвенционный приоритет

Порядок подачи заявки на изобретение, полезную модель и промобразец

Фирменные наименования и их особенности по сравнению с товарными знаками

Договор о патентной кооперации. Цели заключения. Основные положения.


  1. ^ ПОНЯТИЕ ИС

Под интеллектуальной собственностью (ИС) в российском законодательстве понимается совокупность исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также на некоторые иные приравненные к ним объекты, такие как средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг). Объектами интеллектуальной собственности являются творения человеческого разума, его интеллекта.
Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), принятая в Стокгольме 14 июня 1967 г., предусматривает, что объектами интеллектуальной собственности являются:
1) литературные, художественные произведения и научные труды;
2) исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радио-передачи;
3) изобретения во всех областях человеческой деятельности;
4) научные открытия;
5) промышленные образцы;
6) товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и коммерческие обозначения;
7) пресечение недобросовестной конкуренции.

Литературные, художественные произведения и научные труды как объекты интеллектуальной собственности охраняются авторским правом.
Права на такие объекты, как исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи, обычно называются смежными правами.
Изобретения, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания и фирменные наименования и обозначения – это объекты промышленной собственности состоящего, в свою очередь, по российскому законодательству, из следующих компонентов: патентное право, право на коммерческую тайну и законодательство о средствах индивидуализации.
Право на пресечение недобросовестной конкуренции также рассматривается как объект промышленной собственности.

Существует также немало результатов интеллектуальной деятельности, которые охраняются законом, но вне рамок авторского права и права промышленной собственности. Это как называемые нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности – топологии интегральных микросхем и селекционные достижения, а также некоторые другие объекты правовой охраны.
Право интеллектуальной собственности - подотрасль гражданского права.



  1. ^ ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОД АП

Авторское право в объективном смысле — это совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.

Предмет АП - отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).

АП сочетает в себе диспозитивно-императивные методы регулирования правоотношений.


  1. ^ ФУНКЦИИ АП

Авторское право выполняет четыре функции.
Первая из них — признание авторства и охрана произведений науки, литературы и искусства. Авторское право устанавливает охрану этих произведений с момента их создания. Авторское законодательство не дает общего определения понятия произведения. Под произведением следует понимать любую отвечающую требованиям закона идеальную систему научно-технических категорий (произведения науки), литературных и художественных образов (произведения литературы и искусства). В законе даются определения лишь отдельных видов произведений, в частности аудиовизуального произведения, базы данных, программы для ЭВМ и произведения декоративно-прикладного искусства.
Вторая функция проявляется в установлении режима использования произведений. Нормы авторского права предусматривают, кто и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение. В силу ст. 138 ГК обладатель авторского права имеет исключительное право использования. Третьи лица вправе использовать произведение лишь с согласия обладателя исключительных авторских прав.
Авторское право не регламентирует процедуру практического применения произведений. Оно лишь определяет, что является, например, воспроизведением произведения, его исполнением, показом, обнародованием и т. п. Регламентация процессов практического использования охраняемых авторским правом произведений выходит за рамки авторского права и гражданского права в целом1.
Третья функция авторского права выражается в наделении авторов произведений науки, литературы, искусства и иных право-обладателей комплексом личных и имущественных прав.
Защита данных прав образует содержание четвертой функции авторского права.


  1. ^ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ В ОБЛАСТИ АП

Источниками авторского права, как и гражданского права в целом, служат международные договоры РФ, законы и иные правовые акты РФ, а также обычаи делового оборота. Согласно Конституции РФ и ГК РФ источниками авторского права являются отдельные статьи ГК, статьи принятых в соответствии с ГК иных федеральных законов, а также указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти по гражданско-правовым вопросам науки, литературы и искусства, не противоречащие ГК РФ и другим федеральным законам.
В настоящее время помимо ГК авторско-правовые отношения регулируются вступившим в силу с 3 августа 1993 г. Законом РФ от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах» (с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г.), Законом РФ от 23 сентября 1992 г. «О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных» (с изменениями и дополнениями от 24 декабря 2002 г., 2 ноября 2004), рядом указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.
Из числа международных договоров РФ наибольшее значение в качестве источников авторского права имеют Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (в парижской редакции от 24 июля 1971 г.), вступившая в силу для Российской Федерации с 13 марта 1995 г., и Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г., действующая для России в первоначальной редакции с 27 мая 1973 г., а в редакции 1971 г. — с 9 марта 1995 г.4 Кроме того, источниками авторского права служат Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности от 14 июля 1967 г.5, и Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, подписанная в Брюсселе.
К авторско-правовым отношениям применяется общий принцип, согласно которому, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются нормы международного договора (п. 2 ст. 7 ГК).
Предпринимательскую деятельность в сфере науки, литературы и искусства могут регулировать также обычаи делового оборота, т. е. сложившееся и широко применяемые предпринимателями правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе (п. 1 ст. 5 ГК).


  1. ^ ОБЪЕКТЫ АП, ИХ ПРИЗНАКИ И ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ.

Объекты, охраняемые авторским правом, относятся к таким областям человеческой деятельности, как наука, литература и искусство, во-первых, являющиеся результатом творческой деятельности и, во-вторых, существующие в какой-либо объективной форме. Отсутствие любого из названных критериев не позволяет говорить о наличии произведения как объекта авторского права.
При этом объектом авторского права может служить как произведение в целом, так и его часть (включая его название), которая удовлетворяет названным критериям охраноспособности и может использоваться самостоятельно.
Творческой считается умственная деятельность, завершающаяся созданием творчески самостоятельного результата науки, литературы или искусства. Такая деятельность иногда называется продуктивной, в отличие от репродуктивной, выражающейся в воспроизводстве готовых мыслей или образов по правилам формальной логики или иным известным правилам.
Разумеется, творчество — субъективный критерий, до сих пор не удалось найти общеприемлемого критерия творческой деятельности.
Творческой по общему правилу признается любая умственная деятельность, и результат этой деятельности охраняется авторским правом, если не доказано, что он является следствием прямого копирования, «пиратства», плагиата, либо он вообще по закону не может являться объектом авторского права. То есть имеет место своеобразная презумпция творческого характера как самой умственной деятельности, так и любого из ее результатов.
В случае, если имело место пиратское копирование, орган, рассматривающий конфликт, прежде всего суд, может назначить экспертизу. Специалисты в соответствующей области творчества дадут свое заключение о самостоятельном создании произведения либо о недозволенном полном или частичном заимствовании чужого произведения. В последнем случае произведение или его часть не будет являться объектом авторского права. Более того, будут приняты все меры по защите прав подлинного автора.
Для авторского права безразличны собственно научные, литературные или художественные качества произведения. Авторское право охраняет любые творчески самостоятельные произведения независимо от их назначения и достоинства. Необходимо лишь, чтобы творчески самостоятельное произведение отвечало второму критерию — было выражено, т. е. существовало в какой-либо объективной форме. Закон предусматривает примерный перечень объективных форм произведений:

  • письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);

  • устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);

  • звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);

  • изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т.д.);

  • объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);

  • в других формах.

В п. 5 ст. 6 ЗоАП прямо подчеркивается, что авторское право не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. И естественно, «передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачу каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте». Исключение составляют только так называемые право доступа и право следования, регулируемые ст. 17 ЗоАП
Для признания произведения, выраженного в объективной форме, объектом авторского права не имеет значения также способ его выражения.
Юридически безразличным является и такой аспект произведения, как его обнародование. Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, если они существуют в какой-либо объективной форме. Формами обнародования произведения служат его опубликование, публичный показ, публичное исполнение, передача в эфир и т. п. Произведение считается обнародованным с момента, когда оно стало потенциально доступным для сведения неопределенного круга лиц, независимо от числа лиц, реально воспринимавших это произведение.
Опубликование — это выпуск в обращение с согласия автора экземпляров произведения в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики, исходя из характера произведения. В форме опубликования обнародуется большинство литературных (в том числе научных) произведений, издающихся тиражами, оправданными читательским спросом.
Под показом произведения понимается, в частности, демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств. Типичные объекты авторского права, обнародуемые в форме показа, — это кинофильмы и произведения живописи, экспонируемые на открытых выставках. Экземпляром произведения именуется его копия, изготовленная в любой материальной форме.
Исполнение — это представление произведения посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств (теле- и радиовещания, кабельного телевидения и т. п.); показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком).
Передачей в эфир признается сообщение произведения посредством его передачи по радио или телевидению.
Для того чтобы показ, исполнение или передача в эфир трактовались как обнародование произведения, они должны носить публичный характер, т. е. делать произведение потенциально доступным неопределенному кругу лиц. Первый показ произведения с согласия автора по каналам кабельного телевидения не признается передачей в эфир и, следовательно, обнародованием данного произведения.
Публичный показ, публичное исполнение или сообщение произведения для всеобщего сведения понимаются как любые показ, исполнение или сообщение произведения непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи.

Закон дает лишь примерный перечень наиболее распространенных из таких объектов с учетом не только их объективной формы, но и назначения, жанра, сферы применения и взаимосвязи отдельных произведений творчества.
Объектами авторского права, в частности, являются:

  • литературные произведения (включая программы для ЭВМ на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код.);

  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

  • хореографические произведения и пантомимы;

  • музыкальные произведения с текстом или без текста;

  • аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);

  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

  • произведения архитектуры, градостроительства и садовопаркового искусства;

  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

  • другие произведения.

  • производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);

  • сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

В силу особой практической важности и специфики правовой охраны в дополнительном пояснении нуждаются, пожалуй, лишь программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем.

Охрана российским авторским правом произведений от места их нахождения, обнародования и от гражданства их создателей.

Авторское право распространяется на все обнародованные либо необнародованные произведения, находящиеся в какой-либо объективной форме на территории РФ, независимо от гражданства авторов и их правопреемников. На обнародованные либо необнародованные произведения, находящиеся за пределами России, авторское право признается только за авторами — гражданами РФ и их правопреемниками. За гражданами других государств авторское право на такие произведения признается только в соответствии с международными договорами РФ, в том числе Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (в редакции 1971 г.) и Всемирной конвенцией об авторском праве 1952 г. (в редакции 1971 г.).
Важно и еще одно правило. Произведение также считается опубликованным в Российской Федерации, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами РФ оно было опубликовано на территории РФ.


  1. ^ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, НЕ ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ОБЪЕКТАМИ АП

Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

Не являются объектами авторского права:

официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;

государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);

произведения народного творчества;

сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

Нельзя ставить возможность использования закона или денежных знаков в зависимость от усмотрения лиц, написавших их проект или сделавших их эскиз. Поэтому словоупотребления вроде «автор закона, герба, флага» следует понимать в сугубо бытовом, а не авторско-правовом смысле.
Вместе с тем следует иметь в виду, что творческий труд по систематизации законов, судебных решений, административных и тому подобных актов порождает авторские права. Поэтому производные и составные произведения охраняются авторским правом и в том случае, когда они основываются на произведениях, не являющихся объектами чьего-либо авторского права.


  1. ^ СУБЪЕКТЫ АП. АВТОРСТВО И СОАВТОРСТВО.

Прежде всего субъектом авторского права признается автор, т. е. физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Возникновение прав автора не зависит от дееспособности, возраста, состояния здоровья, выпуска произведения в свет и т. д. Иностранный гражданин становится субъектом авторского права в РФ в случае, если его произведение выпущено в свет на территории РФ либо не выпущено, но находится на ее территории в какой-либо объективной форме. Во всех других случаях авторские права иностранного гражданина будут защищаться лишь при наличии соответствующего международного договора.

Субъектами авторских прав признаются также и правопреемники авторов. Это лица, к которым переходят отдельные правомочия автора по наследству, по закону, по договору с автором. Правопреемниками автора могут быть:

1) физические лица, получившие права автора по наследству. Не переходят по наследству права авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения. Наследники лишь вправе осуществлять защиту указанных прав;

2) юридические лица могут приобретать отдельные права автора в следующих ситуациях:

  • в случае создания произведения в порядке выполнения служебных обязанностей права на использование произведения принадлежат лицу, нанявшему автора;

  • в случае, если издательства выпускают энциклопедии, газеты, журналы, сборники научных трудов и другие продолжающиеся издания, они приобретают право использования произведения в целом, а также в других случаях;

3) государство становится субъектом авторского права в случае, ликвидации юридического лица, обладавшего авторским правом, когда государство становится наследником носителя авторских прав и др.

Если произведение создано творческим трудом нескольких лиц, то принято говорить о соавторстве. Авторское право на такое произведение принадлежит соавторам независимо от того, образует ли такое произведение единое целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Соавторство на произведение возникает тогда, когда второе лицо вносит свой вклад в создание произведения на любой стадии творчества. Однако такой вклад должен отвечать требованию творческого характера произведения. Не обладает творческим характером, а потому не порождает соавторство техническая помощь автору (перепечатка рукописи, подстрочный перевод и т. п.).

Соавторство может быть раздельным и нераздельным. Под раздельным соавторством понимается авторство нескольких лиц на произведение, состоящее из отдельных самостоятельных частей, которые могут быть использованы независимо друг от друга. Например, это музыка и поэтический текст песни, текст и иллюстрации книги, разные главы учебника, если указано, кто над какой главой работал. Автор части коллективного произведения имеет на нее авторское право и может использовать ее отдельно от других частей, если иное не предусмотрено соглашением.

Нераздельное соавторство – это ситуация, когда соавторам принадлежит авторское право на все произведение в целом. Если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.

Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 70 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.
^ 8. ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА АВТОРОВ И ОБЛАДАТЕЛЕЙ АВТОРСКИХ ПРАВ.

Авторское право на произведение науки, литературы, искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо формальностей. Значок © (copyright), помещенный на каждом экземпляре произведения, используется лишь для оповещения о правах автора на данное произведение. Его отсутствие не означает отсутствие авторско-правовой защиты.

Автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:

  • право признаваться автором произведения (право авторства);

  • право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);

  • право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;

  • право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения ранее изготовленные экземпляры произведения. При создании служебных произведений положения настоящего пункта не применяются.

Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения. Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.
^ 9. ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА АВТОРОВ И ОБЛАДАТЕЛЕЙ АВТОРСКИХ ПРАВ.

Авторское право на произведение науки, литературы, искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо формальностей. Значок © (copyright), помещенный на каждом экземпляре произведения, используется лишь для оповещения о правах автора на данное произведение. Его отсутствие не означает отсутствие авторско-правовой защиты.

1. Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом.

2. Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия:

    • воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

    • распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);

    • импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

    • публично показывать произведение (право на публичный показ);

    • публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);

    • сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);

    • сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);

    • переводить произведение (право на перевод);

    • переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку);

    • сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения). (20 июля 2004 г. N 72-ФЗ)


Исключительные права автора на использование дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового проекта включают также практическую реализацию таких проектов. Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре. (N 72-ФЗ)
3. Если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения.

Право на распространение экземпляров произведения путем сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры.
4. Размер и порядок исчисления авторского вознаграждения за каждый вид использования произведения устанавливаются в авторском договоре, а также в договорах, заключаемых организациями, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе, с пользователями.
^ 10. СРОК ДЕЙСТВИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА.

Авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти, кроме случаев. Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.

Автор вправе в том же порядке, в каком назначается исполнитель завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану права авторства, права на имя и права на защиту своей репутации после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

При отсутствии таких указаний охрана права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора после его смерти осуществляется его наследниками или специально уполномоченным органом Российской Федерации, который осуществляет такую охрану, если наследников нет или их авторское право прекратилось.
Авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение 70 лет после даты его правомерного обнародования.

Если в течение указанного срока автор произведения, выпущенного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то применяется положение абзаца первого пункта 1 статьи 27.
Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 70 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.
Авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 70 лет после его выпуска.

В случае, если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны прав, предусмотренный настоящей статьей, начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации.

В случае, если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав, предусмотренный настоящей статьей, увеличивается на 4 года.

Исчисление сроков начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.
^ 11. ВИДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АВТОРАМИ И ДРУГИМИ ЛИЦАМИ.

По сути, все виды использования произведений авторами указаны в ст.16 «Имущественные права»:

Автор вправе осуществлять или разрешать следующие действия:

  • воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

  • распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);

  • импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

  • публично показывать произведение (право на публичный показ);

  • публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);

  • сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);

  • сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);

  • переводить произведение (право на перевод);

  • переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку);

  • сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения). (20 июля 2004 г. N 72-ФЗ)

Автор также может передать имущественные исключительные или неисключительные права иным лицам по авторскому договору.
^ 12. ВИДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, НЕ ЯВЛЯЮЩИЕСЯ НАРУШЕНИЕМ АВТОРСКИХ ПРАВ.

Статья 18. Воспроизведение произведения в личных целях без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения

1. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение правомерно обнародованного произведения исключительно в личных целях, за исключением случаев, предусмотренных статьей 26 настоящего Закона.

2. Положение пункта 1 настоящей статьи не применяется в отношении:

воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений;

воспроизведения баз данных или существенных частей из них;

воспроизведения программ для ЭВМ, за исключением случаев, предусмотренных статьей 25 настоящего Закона;

репродуцирования книг (полностью) и нотных текстов.

  1   2   3   4   5   6



Скачать файл (355.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации