Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат - Пример применения ТРИЗ для решения социальной проблемы: суицидальные проблемы в молодежной среде - файл ТРИЗ социальной.doc


Реферат - Пример применения ТРИЗ для решения социальной проблемы: суицидальные проблемы в молодежной среде
скачать (54.8 kb.)

Доступные файлы (1):

ТРИЗ социальной.doc160kb.08.04.2009 14:27скачать


ТРИЗ социальной.doc







Содержание

1. Постановка задачи
В данной работе предпринята попытка найти решение методами ТРИЗ конкретной социальной проблемы: высокого уровня суицида среди молодежи в РФ.

Под молодежью в данной работе понимаются, по традиции, люди в возрасте от 15 до 30 лет (также рассматривается подростковый возраст 11 – 15 лет).

Статистка самоубийств широкодоступна, хотя многие исследователи подчеркивают малую степень доверия к точным цифрам, т.к. в статистику попадают с одной стороны, нераскрытые убийства и доведения до самоубийства, с другой стороны, в неё не включаются случаи передозировки лекарств, гибели в экстремальных условиях, автомобильные аварии и прочие происшествия из категории "несчастный случай", которые зачастую оказываются недоказанными самоубийствами.1

Нет особенного доверия и к статистике самоубийств в армии, в местах исполнения наказаний и в детских домах.

Однако и существующая статистика, в соответствие с которой Россия занимает второе – третье место в мире по самоубийствам детей (в России добровольно ежегодно уходят из жизни порядка 2000 детей в возрасте до 15 лет) и молодежи ставит эту проблему в разряд самых неотложных.

Динамика роста самоубийств среди молодежи не имеет прецедентов за всю историю мировой статистики: за тридцать лет абсолютные цифры выросли в 30 раз. Даже делая скидку на большую открытость нашего общества в последние годы и, вероятно, более правдивый учет, тяжелая суицидальная обстановка в стране требует обоснования и срочных мер.

Сравнение с другими странами отнюдь не помогает найти ответ. Так в Японии достаточно высокий уровень самоубийств, причем по сравнению с Россией, в Японии значительно меньше удельный вес суицида среди молодежи, но в разы выше доля суицида пожилых людей. В образцовых в социальном плане Швеции и Финляндии уровень самоубийств среди молодежи не намного ниже, чем в России. При этом внутри России уровень молодежных самоубийств крайне неравномерен по регионам, а в Москве и в Санкт-Петербурге он даже ниже, чем во многих европейских столицах.2

Динамика самоубийств в мире в целом подвержена колебаниям, но со времен классика в исследовании проблемы суицида Э. Дюркгейма, их удельная величина непрерывно растет, с перерывами на крупные войны, когда статистика по понятным причинам работает неадекватно.

Темпоральные характеристики суицида в России совпадают с общемировыми, что имеет различные объяснения, но показывает наличие общих для социума закономерностей "колебания среднего уровня".

Проблема уже рассматривалась в рамках различных социально-психологических парадигм, но до сих пор не решена на сколько-нибудь удовлетворительном теоретическом уровне. Поэтому важна любая попытка предложить конкретные обоснованные меры по её решению. В конце концов, речь идет о выживании нашего общества.

2. Методика решения
Общеизвестны ограничения ТРИЗ даже при решении технических проблем, под которые она и была "заточена". Значительно сложнее обстоит дело с проблемами социальными. ТРИЗ и аналогичные по духу методики направлены на выяснение противоречий. Но в технических явлениях противоречия определяются конечным числом факторов, которые в принципе могут быть найдены, проанализированы и технологический процесс перейдет в некоторое квазистабильное состояние – задача решена. В любом социальном процессе, видимо, никогда невозможно сказать, что задача решена. "Жизнь" социальных явлений - динамика всплесков и падений, а не стабилизация. Г.С. Альтшуллер, разрабатывая ТРИЗ, проанализировал более 40 тысяч технических решений. В социальной сфере нет патентов, как нет и сколько-нибудь значимой базы данных по решениям социальных проблем. Более того, складывается впечатление, что основные, глобальные социальные проблемы носят "вечный" характер, по крайней мере, для данной цивилизации (определим её как технократическую с потребительской доминантой). А они уже порождают проблемы низших рангов, вплоть до проблем семьи и индивидуума.

С другой стороны, при рассмотрении социальной системы резко повышается уровень ответственности за внедрение решений, что сильно ограничивает возможности применения метода проб и ошибок, и требует применения развитой интеллектуальной системы поиска решений, основу которой и представляет ТРИЗ. Развитие общей теории систем является основой для расширения поля применения основных методов ТРИЗ.

ТРИЗ не дает решений, а лишь предлагает методы поиска. Сегодня эти методы включают в себя, в любой сфере возможного использования, три основных направления различной степени проработки:

- алгоритмы (типа АРИЗ) поиска решений, в целом не подходящие для социальной сферы, т.к. требуют адекватного "перевода" с технического языка на язык общественных систем и апробации на решении социальных проблем различного ранга;

- психологические приемы, - концентрация в точки особого внимания;

- концепцию иерархии решений.

Вообще, для обоснованного применения ТРИЗ за рамками технических вопросов, надо решить и учесть большое число теоретических моментов:

- в социальных системах происходят не только стохастические марковские процессы, но и большую роль играет волевое поведение человека;

- необходимо сформулировать законы и закономерности социального развития или законы поведения систем, состоящих из элементов, или включающих элементы, наделенные волевым поведением, моральными ориентирами, так как это было сделано для технических систем;

- выявить возможные пути развития социальных систем, методы количественной оценки состояния таких систем и т. д.;

- необходимо по-новому оценить роль ресурсов в закономерностях развития социальных систем: в структуре, во времени, в пространстве, в отношениях и воздействиях.

Основанием же для попытки применения ТРИЗ в данной работе является то, что ключевым понятием ТРИЗ является противоречие, которое делится на три вида: административное, углубленное и обостренное. Доказано, что нет задач технических, социальных или экономических, функциональных, структурных. Есть один общий критерий: прием, с помощью которого можно разрешить противоречие и решить проблему. Очевидный общий источник социальных проблем – системные противоречия, к возникновению которых приводят закономерности в развитии социальных систем. Но ведь именно в рамках ТРИЗ и её развитий разработаны и весьма успешно используются методики разрешения именно системных противоречий. Так, получает распространение ТРИС — теория развития искусственных систем. Ведь и технические и социальные системы относятся к искусственным системам, имеющим общие признаки:

а) они включают в себя или состоят из живых элементов;

б) значительная доля субъективного фактора в обеих системах;

в) системы предполагают обозначенные цели и т. д.

В данной работе для анализа ситуации и формулирования противоречий используется подход Исикавы, как общепринятый в практике ТРИЗ для анализа подобных проблем. Диаграмма Исикавы (предложил один из крупнейших японских теоретиков менеджмента Каору Исикава, как диаграмму причин и факторов, – схему, показывающую отношения между показателем качества и воздействующими на него факторами. Это очень практичный инструмент для анализа причин, приводящих к определенному результату.

Диаграмма Исикавы используется как аналитический инструмент для отбора факторов и нацеливания на наиболее важные, приводящие к конкретному результату причины, поддающиеся управлению (Рис. 1)




Рис. 1

Диаграмма Исикавы

1-3 – главные факторы (причины), влияющие на процесс; 4-10 – вторичные причины (4,5 воздействуют на фактор 1; 6,7 – на фактор 2; 8-10 – на фактор 3); 11-26 – факторы, влияющие на вторичные причины.

Работа с диаграммой Исикавы в данной работе выполняется в соответствии с известным принципом Парето: среди множества потенциальных причин (причинных факторов, по Исикаве), порождающих проблемы (следствие), лишь две-три являются наиболее значимыми, их поиск и должен быть организован. Для этого осуществляется несколько этапов:

- Сбор всех факторов, причин, каким-либо образом влияющих на исследуемый результат.

- Группировка факторов по смысловым и причинно- следственным блокам.

- Ранжирование этих факторов внутри каждого блока.

- Анализ получившейся картины.

- "Отбрасывание" факторов, на которые мы не можем влиять.

- Игнорирование малозначащих и непринципиальных факторов.

Известны недостатки метода Исикавы:

- Не рассматривается логическая проверка цепочки причин, ведущих к первопричине, т. е. отсутствуют правила проверки в обратном направлении от первопричины к результатам.

- Сложная и не всегда четко структурированная диаграмма не позволяет делать правильные выводы.

С целью нивелировать данные недостатки в этой работе будут привлекаться факторы, установленные в классических исследованиях проблем подростков и молодежи, проведенных в рамках современной социологии и социальной психологии.



Рис.2



После формулирования противоречия (противоречий) на языке социальной психологии будет сделана попытка поиска решения проблемы с привлечением алгоритмов ТРИЗ (Рис. 2). Очевидно, что в связи с объективной сложностью проблемы и отсутствием информационного фонда, она должна быть отнесена к классу нестандартных.

При рассмотрении проблемы суицида, необходимо учитывать её существенно вероятностный характер (как и у всех социальных проблем).

3. Анализ ситуации
3.1 Факторы, потенциально провоцирующие суицидальные тенденции в молодежной среде

а) отставание процессов адаптации молодых людей от чрезвычайно мобильных перемен в обществе;

б) алкоголизация и наркотизация общества, наиболее слабым звеном которого перед этим явлением становятся молодые люди;

в) влияние молодежных субкультур;

г) классовое расслоение в среде молодежи, чудовищный разрыв в "стартовых условиях" различных слоев молодежи, рост ощущения безысходности у значительной части молодежи, осознание объективной невозможности изменить свое положение в пространстве географическом и социальном;

д) информационная психологическая перегрузка, связанная как с "информационной революцией" в обществе, так и с некритическим подходом молодого человека к провокационной политике СМИ, а также с, мягко говоря, неадекватной политикой общества в области образования и трудоустройства молодежи;

е) тотальный кризис института семьи (с одной стороны, как последствия советской системы последовательной передачи воспитательных функций другим социальным институтам, а с другой стороны, как объективной невозможности значительной части родителей понять проблемы современной молодежи); разрушение семейного и социального пространства, деградация семьи как института воспитания и эмоциональной поддержки, превращение неполной и неблагополучной семьи в социальную норму;

ж) насаждение воинствующего индивидуализма, воспевание эгоизма и "культа успеха", что создает в молодежной среде атмосферу цинизма и тотального недоверия друг к другу; следствием этого является растущая асоциальность и психопатизация, неспособность к установлению длительных доверительных межличностных отношений (в том числе и в интимной сфере);

е) углубление морального кризиса; исчезновение целей (кроме личного обогащения любой ценой) и независимых общественных (не навязанных властью под угрозой репрессии) авторитетов; неспособность по этой причине к критическому восприятию информации.

3.2 Ранжирование факторов и формулировка административных противоречий

Для отбора и определения важности указанных факторов выполним их тщательный анализ с точки зрения признанных социально-психологических воззрений.

Считается, что основные причины самоубийства психически здоровых людей, - это потеря смысла жизни и состояние, когда ожидание боли (как правило, душевой) от дальнейших событий перевешивает естественный, врожденный страх ухода из жизни. Это "пограничное" психическое состояние, предшествующее попытке суицида, в большинстве случаев принципиально неотличимо по своим проявлениям от глубокой и/или хронической депрессии:

1) Главный признак — резкое нарастание и длительное (более двух недель) ощущение подавленности и апатии. Это внешне может проявляться во внезапных слезах без очевидного повода, бессоннице, особенно в ранние утренние часы (или, наоборот, болезненной сонливости, например, невозможности, даже при активном побуждении окружающих, встать вовремя и пойти на занятия). Принятие внешне простых решений может внезапно встречать затруднение ("мысль ходит по кругу").

2) Постепенно нарастающие изменения в образе мыслей и общем эмоциональном настрое. Со стороны может показаться, что человек совершенно изменился в самых характерных проявлениях свой личности. Например, многолетний фанат "Зенита" не хочет смотреть передачу ключевой международной встречи, меломан дарит случайному человеку свой эксклюзивный плеер, любитель поесть голодает, кокетливая девушка совсем забывает о макияже и т.п. Меняется сам стиль мышления. Оптимист, как правило, становится т.н. депрессивным реалистом, при рассмотрении перспектив выбирающим из вероятных исходов событий наименее для себя удачный.

3) Резкое и устойчивое снижение успеваемости, исчезновение мотивации к учебе.

4) Внезапная и неумеренная тяга к алкоголю, другим доступным наркотикам.

5) Отсутствие сексуального влечения.

6) Неопределенные, но постоянные ощущения дискомфорта в области груди, живота.

7) Ничем не мотивированное длительное ощущение тревоги.

В свою очередь, депрессия у молодого человека может быть спровоцирована прогрессирующим неврозом, вызванным ощущением одиночества, причем для нашего времени это, обычно, т.н. "одиночество в толпе". Рассмотрим его динамику.

Традиционные социальные роли молодого человека определяют специфику связей основных видов проявления одиночества, в том числе и "одиночества в толпе", в молодом возрасте с ценностными ориентациями и определенными личностными особенностями.

Впервые одиночество осознается человеком в возрасте 8 – 11 лет. Это связано с появлением рефлексии как нового уровня самосознания и самопознания, с развитием потребностей в признании и оценке. Постепенная переориентация общения с родителей и других "опекающих" взрослых на ровесников делает проблему взаимоотношений с последними очень актуальной, но, вместе с тем, часто очень болезненной. При этом, если он не получает ожидаемого признания, если не удовлетворяются его потребности в успешной социальной активности, у него с большой вероятностью возникает чувство одиночества. Проявляется оно, прежде всего, в заметном преобладании естественного периодического стремления к уединению над потребностью к общению со сверстниками. Это пример развития ощущения одиночества, которое может быть или не быть "одиночеством в толпе".

Самоидентификация человека, по Э. Эриксону3, переживает основную стадию (кризис) в возрасте 11 – 20 лет. При успешном преодолении этой стадии молодой человек интегрирует в своем сознании цельный образ самого себя в динамике и перспективах развития. Но существует также возможность формирования т.н. "спутанной" идентичности, когда цельного образа в сознании не возникает и это приводит к болезненным сомнениям, метаниям и неопределенности жизненного пути. Исход сложного и многовекторного (и часто в этом случае очень длительного) процесса идентификации в этом случае не определен и может быть как положительным, так и совершенно отрицательным.

С наступлением юношеского возраста, молодой человек постоянно и вполне закономерно сталкивается с "взрослыми" проблемами, разрешение которых требует от него все более адекватного этим проблемам мышления. При этом, когда способы решения, причем систематически, совершенно неадекватны проблемам (инфантильны), возникает ощущение неудач, беспокойство и отсутствие уверенности в себе. Прогрессирующая фрустрация может привести к переживанию одиночества. В условиях школы и ВУЗа, - это всегда "одиночество в толпе". Как правило, человек, так или иначе, постепенно осваивает новые социальные роли, а опыт их освоения помогает ему в преодолении последующих важнейших жизненных проблем.

Однако возможен и иной сценарий: молодой человек попросту не может понять предъявляемых ему требований или не может (не хочет) им соответствовать. Возникает ситуация эскалации конфликта, где возможна автокаталитическая реакция углубления личностного кризиса (очень часто по сценарию "наклеивания ярлыков"). Вероятность возникновения при этой ситуации депрессивных состояний очень велика, т.к. переживание такого конфликта требует огромных эмоциональных затрат, часто совершенно непродуктивных. Защитной реакцией здесь ожидаемей всего является замыкание в своем внутреннем мире и резкое сокращение взаимоотношений с другими людьми. Возникает так называемое "пограничное" состояние психики, которое может привести к тупику, - полной катастрофе личности. Самостоятельно выбраться из такого кризиса крайне сложно, на фоне горького ощущения собственной несостоятельности кажутся бессмысленными все мыслимые попытки выхода. Для молодого человека при этом, обычно, практически невозможна смена декораций, - переезд в другую местность, смена рода деятельности и тем самым возможность начать всё "с чистого листа" в новом окружении.

Возможные выходы из глубокого и затяжного кризиса:

- переход к т.н. девиантному поведению, становление асоциальной, осуждаемой общественными институтами личности (сюда можно отнести развитие различного рода наркотической зависимости, появление внешне немотивированных вспышек агрессии, - например в условиях казармы и т.д.);

- попытка суицида;

- открытие в себе физических и психических резервов, позволяющих выполнить качественный "скачок" в своих взглядах на мир (чем глубже кризис, тем меньше вероятность такого исхода, особенно при отсутствии тактичной и своевременной поддержки со стороны);

- уход в "реальность" одной из многих молодежных субкультур, при условии нахождения среди её представителей поддержки и понимания.

Причинами явления одиночества, если попытаться привести исчерпывающий список, являются: сама личность; другие люди; стечение обстоятельств, т.е. объективная ситуация. Объективная ситуация, преломляясь в сознании человека, вызывает его конкретные реакции, т.е. вызывает появление определенного субъективного психического состояния. В рассматриваемом здесь случае – это негативное переживание одиночества.

Наиболее часто возникающая объективная причина: комплексное проявление ситуации, когда параллельно возникают: неурядицы в семье, плохая ситуация с учебой и отсутствие достаточной мотивации её исправить, конфликт во взаимоотношениях с ровесниками, неудачи в первых романтических опытах и т.д. Далее вероятность развития переживания одиночества и его глубина будут определяться субъективными факторами: определенными чертами характера субъекта, параметрами психологии конкретной личности, накопленным и унаследованным культурным багажом, индивидуальным жизненным опытом, физиологическими особенностями организма, например, уровнем и крутизной нарастания гормональных изменений.

В рассмотрении влияния всевозможного окружения молодого человека на протекание личностного кризиса, социологи однозначно определяют, как потенциально фатальное, влияние семьи. В большинстве случаев именно семья отвечает за развитие в человеке всех его основных способностей к преодолению неизбежных кризисов.

Все без исключения основные психологические школы ищут и находят источники патологических деформаций личности в детстве человека, его ближайшем семейном окружении. Широко известен факт, что, как правило, все основные черты характера человека формируются в возрасте до 6 лет, т.е. чаще всего семьей.

В ходе развития цивилизации, особенно по западному образцу, произошло заметное ослабление воспитательного влияния семьи, но оно по-прежнему остается основным. Период юности характеризуется переплетением противоположных тенденций: непреходящей потребностью во всемерной поддержке близких людей и одновременно – потребностью в признании взрослыми своей самостоятельности; генетической связью с семейным кругом и стремлением сформировать собственную, независимую сферу социальных взаимодействий. Разрыв связей с домом, как показывают исследования, основная причина до 10% случаев тяжелых переживаний одиночества студентами и солдатами-первогодками.4

Однако именно стремление выхода за пределы семьи и успешная его реализация приводит к полноценной самоидентификации личности и, в конечном счете, является основой нормального функционирования общества, воспроизводя и развивая его культуру. Т.е. социально-психологические процессы, провоцирующие развитие переживания одиночества, - одновременно объективно необходимы для становления личности и существования социума.

Самая общая и поэтому нормальная тенденция отношений в семье, – когда родители просто не в состоянии (даже имея на это большое желание) понять то, что происходит с их взрослеющими детьми. Они и сами были в такой же ситуации, когда были детьми. Хотя, наверное, для современного российского общества это неверно, - не было такой динамики общественных изменений в прошлом и не стояло таких неимоверных проблем перед молодежью. Все происходит на качественно ином уровне и общество пока не готово к адекватному ответу.

Нет смысла описывать семьи с асоциальными родителями, которые чудом избежали лишения родительских прав. Ни одна самая благополучная семья не гарантирована от потрясений. Такие, известные каждому на наглядных примерах семейные события, как развод родителей, тяжелая болезнь, арест или смерть одного из них, социальная неудача (лишение работы, достатка и т.д.), - все это может стать, и очень часто становится катастрофой для личности ребенка, мощным провоцирующим одиночество фактором.

Появление в России многочисленных молодежных субкультур, при всех известных издержках их взаимодействия с "внешним" обществом, кажется безусловно положительной, в плане преодоления одиночества, тенденцией, т.к. представляет естественный для молодого человека путь к интеграции с другими людьми и идентификации себя, как части общества. Видимо, объективно, возникновение молодежных субкультур являются защитной реакцией общества, как самоорганизующейся системы, на разрушительные процессы в среде молодежи.5 Сказанное выше, безусловно, не касается радикальных религиозных сект, но вполне может быть отнесено к новомодным течениям готов и эмо, явившихся отдушиной в этом мире для тысяч подростков, которые в противном случае могли остаться один на один с чуждой им социальной реальностью. Молодежные субкультуры, - это одновременно слегка утрированное отражение "внешнего" общества и в каких-то своих чертах зародыши предстоящих обществу культурных изменений. По крайней мере, большинство социологов именно так оценивают (в настоящее время) зарождение массовых молодежных движений на Западе в конце 60-х годов прошлого века.

Проводя столь подробный социально-психологический анализ факторов, действительно провоцирующих суицидальные тенденции, мы фактически установили не только основные влияющие факторы, но и подошли к формулировке ряда противоречий.

Итак, из установленных выше, к основным факторам относятся:

- кризис института семьи;

- классовое расслоение в среде молодежи;

- углубление морального кризиса;

Установленные противоречия:

1) потребностью в поддержке близких людей и одновременно существующая потребность в признании своей самостоятельности; генетическая связь с ближайшим окружением и стремление сформировать собственную социальную сферу, чему с большой вероятностью мешают внешние социальные причины (указанные основные факторы);

2) необходимость завершения самоидентификации и синергетически действующие указанные факторы, затрудняющие этот процесс;

3) объективные возрастные причины для развития невротических состояний и отсутствие столь же мощных демпфирующих факторов.

4. Поиск решения проблемы с помощью ТРИЗ
Описание социальных взаимодействий невозможно без введения аналога полей, рассматриваемых в моделях технических систем. Использование "социальных" полей существенно повышает адекватность модели и соответственно вероятность нахождения правильного решения проблемы. Также как в АРИЗ, мы от ситуации, богатой конкретными деталями, переходим к модели задачи и дальше уже работаем с ней.

Классификация видов социальных взаимодействий ведет к необходимости введения и классификации соответствующих полей. Примерами таких полей, отображающих взаимодействие субъектов и объектов влияния в обществе, могут быть: поле управленческих воздействий, поле социально-психологического влияния, поле психического влияния, поле социально-экономического воздействия. Рассмотрим, например, механизм "социальной" реализации закона "энергетической проводимости". В социально–экономических системах своеобразной "энергией" можно считать мотивационные факторы (материальные и моральные) — например, деньги и их эквиваленты — интерес, социальная защита, психологический комфорт, условия труда, доступ к информации, удовлетворение других потребностей социальных субъектов. Выявив и ликвидировав места "торможения" такой "энергии", можно эффективность нахождения решения социальной проблемы. Если вновь введенные элементы (функции) не будут обеспечены в полной мере "энергией", это может привести к неэффективному функционированию не только новых элементов, но и всей системы в целом. Из сказанного очевидно, что без детальной проработки и классификации социальных полей и неоднократной проверки адекватности полученной модели, корректное применение именно вепольного анализа, как мощного инструмента ТРИЗ, к решению социальных проблем невозможно.

Обратимся к алгоритмам и приемам АРИЗ в их наиболее простой форме.

Закон согласования частей системы. Хорошо работают только те системы, в которых их части, по крайней мере, не мешают друг другу и наилучшим образом выполняют полезную функцию. В процессе взаимодействия разные элементы системы должны быть согласованы между собой по различным характеристикам (психологическим, возрастным, техническим и т.д.) или сознательно рассогласованы.

Определенная специфика социально–экономических систем проявляет себя и в рассматриваемых ресурсах. Среди специфических ресурсов таких систем можно отметить мотивационные факторы, знания, опыт, навыки члена социальной системы, его потенциал развития, качества личности (воля, вера в себя и т.п.), здоровье, чувства и эмоции (любовь к ближнему и ненависть к врагу).

Любое социальное образование, которое хочет выжить в сегодняшней динамично меняющейся внешней среде, должна постоянно работать над улучшениями в своей деятельности и делать это на системной основе, используя все множество известных инструментов и методов.

Два первых противоречия, выделенных в п.3.2, можно объединить в одно, сформулировав противоречие требований ПТ-1:

ПТ-1: ЕСЛИ молодой человек успешно справляется с личностным кризисом и завершает процесс самоидентификации, ТО (+) вероятность возникновения суицидальных тенденций у него уменьшается, НО (-) возрастает вероятность установления у него девиантных особенностей личности.

ПТ-2: ЕСЛИ молодой человек оказывается не в силах преодолеть личностный кризис, ТО (+) личность остается не сформированной окончательно и способной потенциально на положительные социальные движения, НО (-) вероятность попытки суицида значительно возрастает.

Выбираем ПТ-1, так как в данном случае основная задача – повысить вероятность выживания общества в целом.

В выбранном противоречии выделим конфликтующую пару элементов.

Конфликтующая пара: молодой человек и суицидные тенденции.

Определим оперативную зону противоречия.

Оперативная зона: социальное окружение молодого человека, его психофизиологическая система, институт общественной морали.

Определим оперативное время противоречия.

Оперативное время: возраст от 10 до 30 лет (в собственных координатах молодого человека).

Определим вещественно-полевые ресурсы рассматриваемой системы.

Внутрисистемные: молодой человек и его ближайшее окружение с его свойствами и социальными связями, непосредственно входящие в ситуацию социальные институты (образовательные учреждения, трудовые коллективы и т.д.).

Внешнесистемные: все, что доступно в социальной сфере современного российского общества.

Надсистемные: все, что может привести к радикальному изменению всего российского общества.

Запишем идеальный конечный результат (ИКР-1):

Икс-элемент из ресурсов системы САМ УСТРАНЯЕТ (-), СОХРАНЯЯ (+).

ИКР: молодой человек самостоятельно благополучно минует точку бифуркации, соответствующую переходу к девиантному состоянию личности, и завершает процесс самоидентификации.

Запишем формулировку противоречия свойств (ПС).

Элемент конфликтующей пары должен обладать СВОЙСТВОМ "Х", чтобы обеспечить (+) и должен обладать СВОЙСТВОМ "АНТИ-Х", чтобы устранить (-).

ПС: молодой человек должен обладать способностью, самостоятельно преодолеть возрастной кризис и не иметь, с большой вероятностью, возможности перехода к девиантному поведению.

Запишем формулировку противоречия свойств на микроуровне (микро-ПС).

Ближайшая подсистема зоны конфликта должна иметь элемент (указать его состояние или действие), чтобы обеспечить свойство “Х” и не должна содержать такой элемент, чтобы обеспечить свойство “Анти-Х”.

Микро-ПС: ближайшее окружение молодого человека с его свойствами и социальными связями и непосредственно входящие в ситуацию социальные институты должны содержать активный социально-психологический компонент, значительно повышающий вероятность устранения девиантного состояния личности молодого человека и с большой вероятностью способствующий преодолению возрастного кризиса.

Запишем идеальный конечный результат ИКР-2: ближайшее окружение молодого человека с его свойствами и социальными связями и непосредственно входящие в ситуацию социальные институты должны в автоматическом режиме снижать вероятность девиантного состояния личности молодого человека и одновременно повышать вероятность преодоления возрастного кризиса.

Выполним мобилизацию ресурсов (ВПР). В данном случае рассмотрим внутрисистемные ресурсы, благо, что они разнообразны и частично модифицируемы.
При внимательном изучении ресурсов находим потенциально подходящий активный элемент.

Недавнее появление в пока немногочисленных обычных российских школах специальных психологов, людей профессионально подготовленных и предназначенных для своевременной корректировки критических ситуаций, сможет если не привести к прорыву в решении проблем молодежной среды, то хотя бы адекватно оценить происходящие процессы и их масштабы. В настоящее время именно в рамках института специальных психологов, при поддержке общественных организаций и государственных структур, возможно проведения планомерного, и, самое главное, продолжительного и непрерывного исследования проблемы негативного одиночества в школах и ВУЗах, организации профессионального наблюдения и эксперимента, проведения систематических тренингов, ролевых игр, дискуссий и собеседований, как с учащимися, так и с педагогами и родителями. При этом профессиональный психолог легко определит признаки развивающейся депрессии у учащегося и поможет её преодолеть.

Также подходящим активным элементом представляется расширение практики выполнения экспериментальных работ студентами старших курсов социологических и психологических специальностей в школах и непосредственно в ВУЗах (не обязательно в своих), по упомянутой выше тематике.

Всё вышесказанное можно отнести и к вооруженным силам, с той оговоркой, что в этой особой сфере общества скрыт наиболее загадочный российский конфликт, который по своим масштабам далеко выходит за рамки данной работы.

Специальная психологическая подготовка родителей – это экзотика в наше время и недостижимый идеал в любом обозримом будущем. Но это то, над чем можно работать и что обязательно окажется полезным, как молодым людям, так и самим родителям.

В итоге найдено обоснованное и не требующее привлечения надсистемных и внешнесистемных ресурсов решение. Его воплощение, естественно, требует значительного количества времени и направленных действий, но представляется вполне реальным.

Проведенное исследование показывает потенциальную эвристичность подходов ТРИЗ к решению социальных проблем.
Список литературы
1. Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В., Филатов В.И. "Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач)".- Кишинев: Картя Молдовеняскэ,1989.

2. Злотин Б.Л., Зусман А.В.. "Решение исследовательских задач".- Кишинев: МНТЦ"Прогресс", Картя Молдовеняскэ,1991.

5. Борзых А.А. Принципы стратегического и структурного моделирования явлений и управляющих процессов. – Курск, КИСО МГСУ, 2002 г. - 188 с.

6. Интеллект-Клуб. (Subscribe.Ru - http://www.inventech.ru), 2001-2003 гг.

7. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления. – Минск. 2000 г.- 346 с.

8. Петров В., Злотина Э. Структурный вещественно-полевой анализ. Учебное пособие. Тель-Авив, 1992.

9. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Флинта, 2006. – 352с Электронные ресурсы:

10. Персональный сайт врача-психиатра Кузина О.М.: http://www.kuzin.biz/archives/39 (05.04.09).

11. Статистика самоубийств: http://lossofsoul.com/DEATH/suicide/statistic.htm (04.04.09).

12. Телятникова, Е. Молодежные субкультуры.//Сайт философского факультета Омского Государственного Педагогического Университета: http://philos.omsk.edu/sub/telatnikova.html (02.04.09).


1 Смирнов, Ф. О статистике самоубийств.// "Медицинская газета", 26 октября 2005 года: http://www.demoscope.ru/weekly/2005/0221/gazeta012.php (01.04.09)

2 Статистика самоубийств: http://lossofsoul.com/DEATH/suicide/statistic.htm (04.04.09).

3 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Флинта, 2006. – 352с. – С. 27 – 28, 35.

4 Персональный сайт врача-психиатра Кузина О.М.: http://www.kuzin.biz/archives/39 (05.04.09).

5 Телятникова, Е. Молодежные субкультуры.//Сайт философского факультета Омского Государственного Педагогического Университета: http://philos.omsk.edu/sub/telatnikova.html (02.04.09).



Скачать файл (54.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации