Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Адвокатура России - файл 1.doc


Лекции - Адвокатура России
скачать (1228 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1228kb.19.11.2011 13:20скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
АДВОКАТУРА РОССИИ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема I. Правоохранительная система государства и адвокатура

Тема II. Понятие адвокатуры, ее значение

Тема III. История русской дореволюционной адвокатуры

Тема IV. Русская адвокатура советского периода

Тема V. Адвокатура России периода судебно-правовой реформы 90-х гг. XX столетия

Тема VI. Адвокатская палата субъекта Российской Федерации

Тема VII. Объединения адвокатских коллективов

Тема VIII. Адвокат

Тема IX. Правовое регулирование и общие требования к деятельности адвокатов

Тема X. Профессиональная этика адвоката

Тема XI. Проблемы адвокатского красноречия

Тема XII. Зарубежный опыт организации и деятельности

адвокатуры

^ ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Тема XIII. Адвокат — участник судопроизводства (общие вопросы)

Тема XIV. Адвокат в конституционном судопроизводстве

Тема XV. Адвокат в гражданском судопроизводстве

A. Адвокат – представитель в гражданском процессе в системе судов общей юрисдикции

Б. Адвокат – представитель в арбитражном процессе (АПКРФ)

B. Адвокат — представитель в третейском суде

Тема XVI. Адвокат в процессе производства по делам

об административных правонарушениях

Тема XVII. Адвокат в уголовном судопроизводстве

A. Общие вопросы

Б. Адвокат на предварительном следствии

B. Участие адвоката в суде первой инстанции

Г. Обжалование приговора (постановления судьи, определения суда) и участие адвоката в апелляционной, кассационной и надзорной судебной инстанции

Д. Участие адвоката в процессуальной стадии исполнения приговора

Е. Участие адвоката при рассмотрении уголовных дел судом присяжных

Ж. Участие адвоката в «особых производствах» в связи с дифференциацией уголовно-процессуальной формы

3. Участие адвоката в производстве по уголовным делам в связи с вновь открывшимися обстоятельствами

Тема XVIII. Участие адвоката в подготовке и рассмотрении дел Европейским Судом по правам человека

Тема XIX. Консультационная работа адвоката

Тема XX. Адвокат-поверенный

Тема XXI. Правовое обслуживание сферы хозяйственных отношений
^ ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Тема I. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

ГОСУДАРСТВА И АДВОКАТУРА


  • Общее представление о правоохранительной системе государства, ее структуре и назначении.

  • Место адвокатуры в правоохранительной системе.

  • Роль адвокатуры в обеспечении юридической помощи, защите прав и законных интересов физических и юридических лиц.

  • Проблемы защиты частного и публичного интереса в деятельности адвокатуры.



Одним из направлений государственной деятельности является обес­печение функционирования права. Эта деятельность осуществляется спе­циально уполномоченными органами, составляющими правоохрани­тельную систему, в определенном, установленном законом порядке путем применения юридических мер воздействия к физическим и юри­дическим лицам, допускающим нарушение правопорядка.

Способами охраны права являются: конституционный контроль, правосудие, обеспечение деятельности судов, прокурорский надзор, выявление преступлений (оперативно-розыскная деятельность), их рас­следование (дознание, предварительное следствие), исполнение судеб­ных решений, оказание юридической помощи и защита по уголовным делам, предупреждение преступлений и иных правонарушений.

Соответственно этому к государственным правоохранительным орга­нам принято относить: суды, органы юстиции, органы предварительного расследования, прокуратуру, органы обеспечения охраны правопорядка (внутренних дел, безопасности, налоговой службы и налоговой полиции, таможенные органы). К ним примыкают нотариат и адвокатура.

Как видим, правоохранительная деятельность является деятельнос­тью государственных органов, ибо она предполагает применение к на­рушителям права юридических мер воздействия властными субъектами.

Однако эта деятельность включает в себя ряд функций, выполне­ние которых обязательно предполагает либо допускает участие адвока­тов (виды судопроизводства, расследование преступлений, оказание юридической помощи, гарантируемой государством через профессио­нальную адвокатуру). Именно отсюда вытекает публично-правовой ха­рактер деятельности адвокатов и место адвокатуры в правоохранитель­ной системе, которое никак не может быть замещено так называемыми общественными объединениями. Это концептуальный вопрос и мно­гочисленных проектов Закона об адвокатуре, и принятого в апреле-мае 2002 г. Федерального закона «Об адвокатской деятельности и ад­вокатуре в Российской Федерации». Хотя на адвокатуру возложены функции публичного, государственного значения — обеспечение ква­лифицированной юридической помощи и защиты по уголовным де­лам (ст. 48 Конституции), — она по ряду важных признаков не явля­ется государственным формированием. Ее скорее следует отнести к институтам гражданского общества, формируемым на добровольных началах из лиц, подготовленных к адвокатской профессии.

Адвокатура — самоуправляющееся объединение профессионалов, действующее независимо от государственных правоохранительных ор­ганов и органов управления.

Возникший в последние годы спор по вопросу о том, не входит ли адвокатура в число общественных объединений (ст. 30 Конституции), должен быть решен отрицательно. Общественные объединения создаются для защиты интересов лиц, в него входящих. Им не присущ жесткий отбор членов по профессиональному признаку, они не наделены специ­альными полномочиями, реализация которых требовала бы тесного со­трудничества с органами государственной власти. Коллегии адвокатов не являются общественными организациями и их создание и функциониро­вание должно основываться не на законе «Об общественных объедине­ниях», а на законодательстве об адвокатуре — профессиональной орга­низации, составляющей часть правоохранительной системы государства и вместе с тем представляющей собой институт гражданского общества. Права адвоката определяются не только юридическим статусом кол­легии, в состав которой он входит, но и процессуальным законода­тельством, определяющим порядок отправления судами различных видов судопроизводства (конституционное, гражданское, уголовное, арбит­ражное, административное).

Участвуя в любом из видов судопроизводства, оказывая юридичес­кую помощь гражданам и организациям в связи с их конфликтами в сфере административных правоотношений, адвокат отстаивает част­ный интерес путем защиты прав и законных интересов клиента (дове­рителя, подзащитного).

Однако защита частного интереса правовыми средствами приобрета­ет публичный характер, ибо общество и государство заинтересованы в нормальном функционировании правовой системы, в неукоснитель­ном исполнении законов как гражданами, так и должностными лица­ми и органами государства.

Защита прав человека и гражданина, а именно этой цели служит адвокатура, приобретает значение важнейшей публичной функции в государстве, объявившем себя правовым (ст. 1 Конституции РФ).

Судебная защита, гарантированная «каждому» (ст.46 Конституции РФ), отнюдь не решает всех правовых конфликтов, рождаемых обще­ственными отношениями.

В России ежегодно (по приблизительным данным) привлекается к административной ответственности около восьми миллионов граждан. Из этих дел об административных правонарушениях лишь четвертая часть рассматривается судьями, остальные — органами администра­тивной юстиции, чаще всего органами МВД.

Нетрудно представить, какое море беззаконий и ущемлений прав человека скрывает эта практика. Достаточно сказать, что в 2001 г. только согласно официальных данных, прокуратурой разрешено око­ло 1 млн. жалоб, 210 тыс. из которых связаны с восстановлением нару­шенных прав, при этом отменено по протестам прокуроров 55 тыс. незаконных правовых актов государственной и муниципальной власти и должностных лиц; самостоятельно прокуратурой ежегодно выявля­ется около 100 тыс. нарушений законодательства в административной деятельности, более 160 тыс. правонарушений в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

До 70 тыс. заявлений о совершенных преступлениях оставляются без своевременного реагирования и скрываются от регистрации в органах внутренних дел1. Остается неустановленной судьба более 30 тыс. граж­дан пропавших без вести. Арест и содержание под стражей более 1300 человек только по постановлениям следователей прокуратуры призна­ны незаконными2.

Эти цифры, свидетельствующие о масштабах нарушений законно­сти органами управления и ущемлениях прав человека, впечатляют даже с оговоркой об их неполноте, вызванной недостаточной эффек­тивностью методов их выявления.

Сама судебная защита прав и свобод человека и гражданина, в которой многим видится панацея если не от всех, то от многих бед, пока еще очень далека от идеала. Непросто добиться приема у судьи, нередки случаи незаконного отказа в приеме исковых заявлений (от­каз в судебной защите). В 1999 г. таких случаев зарегистрировано выше­стоящими судами более трех с половиной тысяч. Часто законность судебных решений оказывается сомнительной. Например, только в 1999 г. признано неправосудными, отменено и изменено около 100 тыс. судебных актов по гражданским спорам.

Все эти соотношения и цифры свидетельствуют о том, что без помощи опытного адвоката защита прав человека, даже и судебная защита, дело весьма проблематичное.

Отсюда значение организации правовой помощи населению в России, отсюда и роль адвокатуры в нашей современной правовой жизни.

ЛИТЕРАТУРА:

К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев. Правоохранительные органы. М., 1995.

Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник/ Под ред. В.П. Божьева М., 1997.

А.В.Наумов. Суд как орган борьбы с преступностью, а прокуратура — как институт общего надзора//Российская юстиция. №1. С.24.

Состояние законности в Российской Федерации (1998-1999 гг.) — Изда­ние НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Гене­ральной прокуратуре РФ. М., 2000.

Тема II. ПОНЯТИЕ АДВОКАТУРЫ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ


  • Адвокатура как добровольное профессиональное объединение юристов с целью оказания юридической помощи населению.

  • Особенности адвокатуры как общественной самоуправляющейся организации.

  • Взаимодействие адвокатуры с органами государственного управления. Независи­мость адвокатуры от государственных органов. Гарантии независимости адвокатуры (ограничение государственного руководства адвокатурой, самоуп­равление, экономическая самостоятельность и др.).

  • ^ Принципы деятельности адвокатуры (гуманизм, законность, независимость, профессиональная тайна, нравственные начала профессии и др.).



Под адвокатурой принято понимать совокупность юристов-профес­сионалов, объединенных в адвокатских палатах субъектов Российской Федерации (по старой терминологии — в коллегиях адвокатов) и име­ющих задачей оказание юридической помощи физическим и юриди­ческим лицам, включающую в себя участие в различных видах судо­производства, разъяснение правовых вопросов, подготовку юридических документов (заявлений, жалоб, договоров и т.п.).

Функционирование адвокатуры является основным способом обес­печения положения ст. 48 Конституции РФ, часть 1 которой гласит: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юри­дической помощи».

Поскольку коллегии адвокатов являлись практически единствен­ной формой объединения лиц, оказывающих профессиональную юридическую помощь, адвокатура как институт отождествляется именно с ними.

Из Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ» выте­кает, что адвокатура является некоммерческой, коллегия адвокатов определена как «некоммерческое, самоуправляемое профессиональное объединение, основанное на индивидуальном членстве лиц, занимаю­щееся адвокатской деятельностью. Как институт гражданского сооб­щества адвокатура не входит в систему органов государственной влас­ти и местного самоуправления» (см.: ст. 1,3,29,31 и др.).

Это определение подчеркивает самостоятельность адвокатских объе­динений, их независимость от органов государственного управления. Правовые основы взаимодействия адвокатуры с органами государ­ственной власти — это один из концептуальных вопросов, ответ на который определяет в значительной мере правовой статус адвокату­ры, ее место в системе государственных и общественных институтов.

Указание на некоммерческий характер означает, что адвокатура не ставит целью извлечение прибыли. Гонорары, поступающие в колле­гию за оказание правовой помощи адвокатами, используются для оплаты их труда, содержания технического аппарата, хозяйственно-кан­целярские расходы, а также для отчислений в страховые и пенсион­ные фонды.

К принципам деятельности адвокатуры, помимо ее независимости и самоуправления, относят добровольность вступления в ее ряды, за­конность деятельности, гуманизм, соблюдение нравственных начал профессии.

Из этих принципов, содержание которых достаточно очевидно3, в особом разъяснении нуждается принцип законности. Строгое следова­ние требованиям закона — обязательное условие деятельности адвока­та и адвокатуры.

Это означает, что адвокат призван защищать подлинные (а не мни­мые) права лица, не любые его интересы, а только законные. Не случайно в законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» впервые четко изложено требование о том, что «Адвокат не вправе принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случае, если оно имеет заведомо незаконный характер» (п.п.1 п.4 ст.6). Средства и методы защиты должны быть основаны на законе. Адвокат не вправе в интересах клиента представ­лять правоохранительным органам подложные документы, фальсифи­цированные доказательства, воздействовать на свидетелей и потерпев­ших, дабы склонить их к отступлению от правды и даче ложных показаний и т.п.

Это значит, что адвокат не слуга клиента — он самостоятелен в выборе правовой позиции и средств защиты, при неизменном усло­вии не вредить клиенту, всегда оставаться защитником его законных интересов (но не ложных притязаний).

Начинающему адвокату следует усвоить формулу: все законные действия адвоката порождают права и обязанности для его клиента, а все незаконные действия адвоката порождают обязанности лично для него самого.

В действовавшем ранее Положении об адвокатуре РСФСР от 20.11.1980 г. в числе задач адвокатуры предусматривалось «содействие осуществлению правосудия». В новом Законе это требование отсутству­ет. Однако вопрос о том, должен ли адвокат содействовать правосу­дию постоянно, возникает и требует пояснений. Функция адвоката односторонняя. Реализуя ее, адвокат, естественно, объективно содей­ствует осуществлению правосудия. Но это не главная его задача и он не может предавать клиента ради «торжества правосудия».

Существенно изменилось в годы реформ представление о «государ­ственном руководстве адвокатурой». Практически не применялись статьи «Положения об адвокатуре РФ», в которых говорилось о государ­ственном контроле. Численный состав, штаты, смета доходов и расхо­дов коллегии адвокатов не утверждались исполнительными органами субъектов Федерации. Были ограничены функции Минюста по уста­новлению правил оплаты труда адвокатов, поскольку при наличии соглашения адвоката с клиентом ставка гонорара определялась ими самими. Минюст не заслушивал отчеты председателей коллегий адво­катов и т.д.

В результате ведущейся в стране судебно-правовой реформы адво­катура постепенно обретала независимость, а принцип самоуправле­ния в адвокатских коллективах обретал реальное содержание.

Эти достижения длительное время носили характер практических завоеваний адвокатуры. Юридическое оформление они получили в Законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Фе­дерации».

ЛИТЕРАТУРА:

Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ». Положение об адвокатуре РСФСР от 20.11.1980 г. Правоохранительные органы РФ / Под. ред. В,П. Божьева. М., 1996. Гл. 17.

Тема III. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ АДВОКАТУРЫ


  • Предшественники русской адвокатуры— стряпчие, частные ходатаи по судебным делам.

  • Судебная реформа 1864 г. — начало формирования присяжной адвокатуры.

  • Учреждение судебных установлений 1864 г. о присяжных поверенных (требования к присяжным поверенным, совет присяжных поверенных; права, обязанности и ответственность присяжных поверенных).



Изучение истории российской адвокатуры призвано не просто удов­летворить естественное любопытство, но и выявить сложности, сто­ящие на пути этого института, определить принципы организации и деятельности адвокатуры в процессе ее становления, показать их в динамике и увидеть их перспективу.

Ныне мы с полным основанием относим к принципам организа­ции и деятельности адвокатуры добровольность объединения адвока­тов, независимость и самоуправление адвокатских корпораций, за­конность деятельности, соблюдение нравственных начал профессии, профессионализм, гуманизм и др.

История адвокатуры России позволяет утверждать, что эти прин­ципы далеко не в полной мере реализовались в прошлом, да и ныне они нуждаются в постоянной защите, правовом и организационном обеспечении. Русская присяжная и частная адвокатура родилась в ус­ловиях демократических судебных реформ 60-х годов XIX в. в царство­вание императора Александра II.

В известной мере это было вынужденное решение: введение суда присяжных и состязательного судебного процесса не могло состояться без профессиональной адвокатуры.

К кандидатам в присяжные поверенные предъявлялось требование наличия законченного высшего образования.

По причине отсутствия достаточного количества дипломированных специалистов Учреждением судебных установлений допускались част­ные поверенные без высшего образования. Сохранялись (практичес­ки) и предшественники адвокатуры — стряпчие («крапивное семя», «ябедники»). Государственная ангажированность присяжных поверен­ных обеспечивалась не только присягой, в которой они обязывались сохранять верность государю-императору, самодержцу всероссийско­му, не ослаблять православной церкви, но и порядком комплектова­ния адвокатуры.

Состав присяжных поверенных контролировался Судебной палатой округа, при которой создавался Совет присяжных поверенных, дея­тельность которого также была поднадзорна Судебной палате.

В присяжные поверенные не допускались иностранцы, несостоятель­ные должники, лица, состоящие на правительственной службе, под­вергшиеся по приговору суда лишению или ограничению прав состоя­ния, находящиеся под следствием, лица, которые исключены из числа присяжных поверенных и др. Совет присяжных поверенных рассматри­вал вопросы приема и отчисления, жалоб на действия присяжных, контролировал соблюдение ими законов и правил профессии, включая размеры взимаемых вознаграждений, устанавливал очередность «хож­дения по делам лиц, пользующихся на суде правом бедности», и др. (ст. 354,367 Учреждения судебных установлений). Жалобы на решение Со­вета присяжных подавались в Судебную палату.

Таким образом, независимость создаваемой в результате реформы адвокатуры была достаточно относительной, а самоуправление — в пределах, контролируемых судом. С созданием профессиональной ад­вокатуры формировались определенные нравственные ориентиры про­фессии адвоката — в требованиях к кандидатам в присяжные, а также при определении их правовых обязанностей и ограничений.

Так, присяжным поверенным запрещалось приобретать права сво­их доверителей по тяжбам, вести дела против своих родственников (родителей, жены, детей, братьев и сестер), представлять сразу обе стороны тяжущихся или переходить с одной стороны на другую, ог­лашать тайны своего доверителя. Существовала и такса оплаты труда адвоката, утвержденная Министром юстиции для ведения гражданс­ких дел в 1868 г. (отсчет гонорара шел от цены иска).

Любопытно, что благотворительность государства уже тогда осуще­ствлялась за счет присяжных поверенных: их назначали по очереди для безвозмездного хождения по делам лиц, пользующихся на суде правом бедности (ст.367 Учреждения судебных установлений. Ноябрь 1864 г.).

С присяжного поверенного тяжущийся (доверитель) мог взыскать причиненные нерадением адвоката убытки. Было возможно и уголовное преследование присяжного поверенного за серьезное злоупотребление.

В принципе, все эти положения вполне импонируют и современно­му адвокату, но следует отметить, что в практической жизни они соблюдались далеко не всегда, тем более что сами идеи судебной ре­формы конца XIX в. в России оказались во многом не реализованны­ми, плавно перетекшими в меры реакционного характера, которые принято относить к «контрреформам».

ЛИТЕРАТУРА

Учреждение судебных установлений 20.11. 1996 г. (Российское законо­дательство Х-ХХ веков. М., 1991. Т. 8. Ст. 379-406).

Тема IV. РУССКАЯ АДВОКАТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА


  • Первые декреты о суде 1917—1918 гг.: упразднение судебных учреждений, проку­ратуры, присяжной и частной адвокатуры. Правовая помощь как обществен­ная функция «неопороченных граждан», институт «правозаступничества».

  • ^ Создание института советской адвокатуры (решение ВЦИК от 26 мая 1922 г.).

  • Положение об адвокатуре СССР от 16 августа 1939 г. Закон об адвокатуре СССР от 30 ноября 1979 г. и Положение об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г. об организационных принципах построения адвокатуры.



Становление русской адвокатуры после судебной реформы 1864 г. отмечено формированием процессуального статуса адвоката, участву­ющего в гражданском и уголовном судопроизводстве, отвечавшего европейским образцам становлением профессиональных нравственных требований. Выдвинулись и яркие личности в среде адвокатов: Спасович, Александров, Андреевский, у русов, Плевако и др.

Это были люди высочайшей профессиональной культуры, под­линные защитники правды и справедливости, выдающиеся судебные ораторы. Октябрьская революция 1917 г. разрушила и судебные учреж­дения и адвокатуру. «Мы расчистили этим дорогу для настоящего на­родного суда», — с торжеством говорил основатель нового государства (см.: В.И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 35, с. 270).

Место права заняло «правосознание революционного класса», а про­фессионально подготовленные судьи были заменены солдатскими и рабоче-крестьянскими активистами.

Спустя несколько недель после октябрьского переворота, 24 ноября 1917 г., был принят Декрет о суде № 1. Он был ориентирован на созда­ние «советских судов». Адвокатура им создана не была, однако в качестве защитников и обвинителей были допущены «все непороченные лица обоего пола». Инструкцией Наркомюста 19.12.1917 г. при ревтрибуналах учреждались «коллегии правозаступников», в которые могли вступать любые лица, желающие «помочь революционному правосудию» и имею­щие соответствующие рекомендации от Советов депутатов.

Декрет о суде № 2 от 7 марта 1918 г. предусмотрел создание колле­гий правозаступников при Советах депутатов из любых лиц, желающих «помочь революционному правосудию». Позже (Декретом «О народном суде РСФСР» от 30.11.1918 г.) коллегии правозаступников стали име­новаться коллегиями «защитников, обвинителей и представителей сто­рон в гражданском процессе». Их составляли должностные лица, полу­чавшие зарплату от государства по смете Наркомюста. О независимости такого рода правозащитников вопрос, естественно, не стоял.

Вскоре эти коллегии были упразднены под тем предлогом, что в них были «сильны элементы буржуазной адвокатуры». Защита стала осуществляться в порядке трудовой повинности лицами, включенны­ми в списки местными исполкомами. Эти меры были направлены на окончательное уничтожение дореволюционной адвокатуры России.

Днем рождения советской профессиональной адвокатуры принято считать 26 мая 1922 г.. когда решением III сессии ВЦИК IX созыва было утверждено первое Положение" об адвокатуре. Коллегии защит­ников создавались при губернских отделах юстиции. Общим собрани­ем защитников избирался президиум, который ведал приемом и от­числением адвокатов, наложением дисциплинарных взысканий, решением финансовых и административных вопросов.

С этого времени начался рост численности коллегий адвокатов, созда­ния сети юридических консультаций. Частнопрактикующие адвокаты были объявлены вне закона. Положениями об адвокатуре от 27 февраля 1932 г., 16 августа 1939 г. развивались принципы организации адвокатуры, установленные первым положением, более четко определялись права и обязанности структурных подразделений коллегии адвокатов и их членов. Положение от 16 августа 1939 г. впервые закрепило принцип, в соответ­ствии с которым в адвокатуру могли вступать лишь лица, имеющие юридическое образование, либо не менее трех лет опыта работы в каче­стве судьи, прокурора, следователя или юрисконсульта.

Повышалась самостоятельность коллегий путем расширения пол­номочий общих собраний адвокатов и избираемого им тайным голосованием президиума. Оплата труда адвокатов регулировалась таксой, утверждаемой Наркомюстом.

Роль адвокатуры в правоохранительной системе как органа оказа­ния населению юридической помощи и обеспечения защиты по уго­ловным делам возрастала по мере утверждения лозунга об укреплении социалистической законности.

Конституция РСФСР 1978 г. содержала в разделе о правосудии упоминание об адвокатуре (ст. 173), но лишь в функциональном пла­не: «Для оказания юридической помощи гражданам и организациям действуют коллегии адвокатов». Эта норма в законодательстве о судо­устройстве не нашла существенного развития. Указывалось лишь на участие адвоката в формах судопроизводства — гражданском и уго­ловном — с целью оказания помощи гражданам и организациям.

Первый «Закон об адвокатуре в СССР» был принят Верховным Со­ветом СССР 30 ноября 1979 г. Этим законом вносилось единообразие в принципы организации и деятельности адвокатуры всех союзных рес­публик. Впервые было установлено правило, действующее и ныне, о порядке создания добровольных объединений лиц, занимающихся адво­катской деятельностью. Окончательно утверждался принцип обязатель­ного высшего юридического образования для членов коллегий адвока­тов, устанавливались сроки стажировки для претендентов, не имеющих практического опыта, расширялось поле деятельности адвокатов.

На базе союзного закона об адвокатуре было принято Положение об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г., действующее ныне. Оно предусматривало наряду с традиционными региональными коллегия­ми (область, край, автономная республика) создавать «межрегиональ­ные и иные коллегии адвокатов», что позволило при переходе к ры­ночным отношениям формировать вначале юридические кооперативы, а затем и так называемые параллельные коллегии.

Положение 1980 г. наряду с некоторым развитием демократических принципов организации и деятельности коллегий адвокатов сохрани­ло значительные права Минюста и исполкомов областных (краевых и т.д.) советов по «руководству адвокатурой».

Таким образом, суждения об адвокатуре как автономном учреж­дении, независимой организации, построенной по профессиональ­ному признаку, оказалось предметом научных дискуссий и доктри­нерских концепций. Позиции законодателя были достаточно прозрачны и несли печать иных установок. Так, при определении задач адвокатуры, подчеркивалось, что она содействует укрепле­нию социалистической законности, воспитанию граждан в духе точ­ного и неуклонного исполнения советских законов, соблюдению дисциплины труда...» и т.п.

Не скрывалась и руководящая роль государства: «Министерство юстиции РСФСР, министерства юстиции автономных республик, отделы юстиции исполнительных комитетов краевых, областных, городских советов народных депутатов в пределах своей компетен­ции контролируют соблюдение коллегиями адвокатов требований Закона СССР «Об адвокатуре в СССР», Положения, других актов законодательства Союза ССР и РСФСР, регулирующих деятельность адвокатуры;

  • устанавливают порядок оказания адвокатами юридической по­мощи гражданам и организациям;

  • заслушивают сообщения председателей президиумов коллегий ад­вокатов о работе коллегий;

  • издают инструкции и методические рекомендации по вопросам деятельности адвокатуры;

  • осуществляют другие полномочия, связанные с общим руковод­ством адвокатурой»4.

Расширение прав коллегий адвокатов на самоуправление и незави­симость — медленный процесс, происходящий ныне в русле судебно-правовых реформ.

В целом же, проанализировав историю становления советской адвока­туры, начавшуюся с разгона ее профессионального дореволюционного ядра, добавив воспоминания о господстве в течение десятилетий представления об адвокатуре, как об организации чуждой социалистическим идеа­лам, нетрудно представить ту суть, с какой она вошла в период судебно-правовой реформы 90-х годов XX столетия: государственная ангажирован­ность, малочисленность коллегий, невысокий профессиональный уровень, робость в отстаивании интересов доверителя и подзащитного.

Крайне ограничено было и поле деятельности адвокатов, которое соответствовало приниженному положению судебных учреждений, узо­сти их юрисдикционных полномочий, тенденциозности законодатель­ства, урезанной гласности.

Специальные исследования последних десятилетий советского перио­да роли адвоката в уголовном судопроизводстве показывали, что адвока­ты слабо использовали даже те возможности, которые им представлял уголовно-процессуальный закон. Отмечалась пассивность многих адвока­тов при осуществлении защиты на предварительном следствии и в суде, приводились достаточно многочисленные случаи, когда суды оправдыва­ли подсудимых вопреки позиции защитника-адвоката, спешившего при­знать его виновным. На статистическом уровне показывалось, как часто выявление следственных и судебных ошибок, приводивших к необосно­ванному осуждению, нельзя было поставить в заслугу адвокату5.

На деятельность адвокатов в уголовном судопроизводстве отрицатель­но сказывались недостатки их процессуального статуса, ограничивавшего возможности активного участия в доказывании, особенно на предвари­тельном следствии. Предрешенность многих дел в результате господства «телефонного права» и административно-командных методов руковод­ства. Не последнюю роль играла и система оплаты труда адвокатов, ори­ентированная на материальные возможности советского клиента и не создававшая стимулов для кропотливого творческого труда.

ЛИТЕРАТУРА

Роль и задачи российской адвокатуры. Сборник статей под ред. А.Я. Су­харева. М., 1972 г.

Закон об адвокатуре СССР от 30.11.1979 г. Положение об адвокатуре РСФСР от 20.12.1980 г.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



Скачать файл (1228 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации