Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции по психологии конфликта - файл 1.doc


Лекции по психологии конфликта
скачать (305 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc305kb.19.11.2011 13:44скачать

содержание

1.doc

  1   2   3
ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА

Конфликт – трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными состояниями. Конфликты бывают: внутриличностные; межличностные и межгрупповые (словарь, 1983 г.).

Конфликт (Анцупов, Шипилов) – наиболее острый способ, разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Т.о., столкновение противоречий – основа конфликта.

В основе конфликта всегда лежит противодействие, которое состоит из двух частей, полюсов, которые взаимно предполагают друг друга, т.е. представляют собой единство (например, добро и зло, черное и белое).

Столкновение – это форма взаимодействия противоположностей.

^ Конфликт (Гришина) – активное противоречие двух сторон, представленных активными субъектами (или субъектом), направленное на преодоление противоречия.

=> вводит понятие «активный субъект» => конфликт – это чисто человеческое явление, т.е. если нет субъекта, то нет и конфликта.

Конфликт – одна из форм разрешения противоречий.

Признаком конфликта является негативное эмоциональное переживание.

В основе любого конфликт – противоречие, но противоречие без конфликта может быть.

Эббингауз: «Психология – это наука, которая имеет длинное прошлое и краткую историю».

В науке выделяют:

  1. ^ Социологический дарвинизм – представления, в соответствии с которыми человеческое общество детерминируется прежде всего в система биологических понятий, опирающихся на законы естественного существования => объясняет конфликты в обществе по аналогии с естественным отбором, борьбой за выживание. Представители:

Гумплович (1838 – 1909; книга «Расовая борьба») – рассматривает общество как совокупность групп людей, беспощадно борющихся между собой за влияние, выживание и господство. В основе всех потребностей лежит стремление людей к удовлетворения собственных материальных потребностей, которое сопряжено с применением насилия и принуждения. Основная причина – людям от рождения присуща взаимная ненависть, которая определяет отношения между группами, народами, нациями, расами => конфликт – необходимы атрибут общества.

Ратценхофер (1842 – 1904) говорит о борьбе за существование. Базовым законом социологии должно быть приведение во взаимное соответствие индивидуальных и социальных интересов.

^ Самнер (1840 – 1910) считал естественный отбор и борьбу за существование неизбежным и универсальными условиями социальной жизни.

Смолл (1854 – 1926) – категория «интереса» - основная единица социологического анализа => основной конфликт в обществе – конфликт интересов.

^ Т.о., конфликт отождествляется с борьбой. Конфликт занимает прочное место в теоретических исследованиях.

  1. Функционально – «равновесная» модель. В основе лежат теория функционализма и теория конфликта. Основная позиция сформулирована Спенсером и развита Дюркгеймом.

Основные принципы (функционализма):

  1. Общество – это система частей, объединенных в единое целое;

  2. Общественные системы сохраняют устойчивость т.к. в них существует внутренний механизм контроля;

  3. Дисфункции существуют, но они преодолеваются сами по себе или укореняются в обществе;

  4. Изменения обычно имеет постепенный, а не революционный характер;

  5. Социальная интеграция или «ощущение, что общество является крепкой тканью, сотканной из различных частей», формируется на основе согласия большинства граждан страны следовать единой системе ценностей. Эта система ценностей самый устойчивый остов общественной системы.

^ Т.о., конфликт рассматривается как патология в существовании социальных систем.

Парсонс – его идеи наивысшие достижения => конфликт – деструктивен, дисфункционален, разрушителен. Основная задача социологов исключить конфликт из жизни общества.

  1. ^ Конфликтная модель. Конфликт – это нормальное состояние общества, а не патология, неизбежно сопровождающее человеческую жизнь.

Мертон – ему принадлежит идея социального изменения – это теория конфликта: в обществе постоянно происходят изменения => возникают и существуют конфликты, связанные в том числе с подавлением одних членов общества другими.

Дарендофф сформулирован основные тезисы конфликта:

  1. главными отличительными чертами любого общества являются господство, конфликт и подчинение;

  2. общественная структура основана на власти одних групп людей над другими (например, предприниматели – рабочие);

  3. интересы членов разных групп различны и противопоставлены, но у каждого их группы есть общие интересы независимо от того, осознают это входящие в них индивиды или нет;

  4. кода люди осознают свои общие интересы, они создают общественный класс, который может обнаружить себя в форму проф. союза, партии и т.п.;

  5. Классовый конфликт обострятся если:

а) почти вся власть сосредоточена в руках нескольких людей, а остальные почти полностью лишены ее;

б) те, кто лишен власти, не имеют возможности ее получить;

в) люди могут свободно организовывать полит. Группы.

^ К. Маркс и Г. Зиммель – их основные идеи были заложены в основы современной конфликтологии.

Маркс: классовая борьба в обществе неизбежна, она возникает в силу его разделенности на враждующие классы – эксплуататоров и эксплуатируемых. Классовая борьба – это движущая сила истории. Конфликты связаны с противоположными интересами социальных групп и берут свое начало в отношениях собственности и ее распределения.

  1. ^ Конфликтный функционализм. Зиммель – основоположник социологии конфликта. Конфликт во обществе неизбежен. Основная форма конфликта – между индивидом и обществом. Применял конфликты к некоторому кругу социальных явлений – этнические конфликты, межкультурные, между поколениями, между мужчинами и женщинами. Отличительная идея Зиммеля заключается в том, что он верил, что конфликт может приводить к социально интеграции, и обеспечивая выход враждебности, усиливать социальную солидарность.

^ Т.о., конфликт не обязательно приводит к разрушению, но может выполнять важнейшие функции сохранения социальных отношений и социальных систем. Конфликт является следствием естественной враждебности у людьми (существует также и врожденная симпатия между людьми). Т.о., конфликт рассматривался более психологически, чем у других.

Козер обращает внимание на позитивные функции конфликта. Социально контролируемый конфликт «очищает воздух» для его участников и позволяет продолжение их отношений. Социальный конфликт моет быть определен как борьба из –за ценностей или претензий на статус, власть или ограниченные ресурсы, в которой целями конфликтующих сторон является не только достижение желаемого, но и нейтрализация нанесения ущерба или устранение соперника.

«Парадокс Зиммеля» - «полит. эффективным средством предотвращения борьбы является точное знание сравнительной силы обеих сторон, которое очень часто может быть получено только в результате самого конфликта».

Боулдинг выделил позитивное последствие конфликта – проигравшая сторона приобретает больше, чем выигравшая (например, в США в гражданской войне проиграли южане, но Юг при этом стал культурным центром).

Козер выделил позитивные функции конфликта:

  1. Стимулирование изменении;

  2. Структурирование о оформление групповых процессов и образования;

  3. Разрядка напряженности;

  4. Лучшее узнавание и сближение партнеров;

  5. Предотвращение более сильных конфликтов.

Т.о, конфликт = опасность + потенция развития позитивных изменений. Основные

Основные положения конфликтологии:

  1. Конфликт – это нормально;

  2. Конфликт – это необязательно плохо;

  3. Конфликт содержит потенциальные позитивные возможности: конфликт ведет к изменению → адаптации → выживанию.

  4. Конфликт может быть управляемым т.о., что его деструктивные последствия могут быть минимизированы или искажены, а конструктивные возможности усилены => с конфликтом можно работать, т.е. управлять им.

В 1990 г. В Красноярске состоялась первая конференция, посвященная проблеме конфликта. Был проведен круглый стол по вопросам социальных конфликтом и стали издаваться сборники по проблеме конфликта.

С этого года в Москве институт социологии и международный центр общечеловеческих ценностей стали издавать сборник – «Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения».

В настоящее время главными изданиями являются журналы «Социс», «Вопросы психологии», «Психологический журнал».

Психологическая традиция изучения конфликтов.

Апслунд: социальная психология не могла возникнуть как наука пока отношения между индивидом и обществом не стал проблематичными.

^ 1. Интрапсихическая интерпретация конфликта.

З. Фрейд (психоанализ): человек находится в состоянии постоянного внутреннего и внешнего конфликта. Конфликт – это изначальная постоянная форма столкновения противоположных принципов, влечений, амбивалентных стремлений, в которых выражается противоположность природы человека. Из всех возникающих конфликтом, которые может переживать человек, первичным является внутренний или психический конфликт. Он является постоянным элементом духовной жизни человека. К нему приводит отказ от своих желаний из –за норм общества => патогенный конфликт между сознание и совестью => могут возникать психические расстройства. Конфликтность присуща человеку перманентно. На нее откладывает отпечаток опыт детства - отношения с родителями, конфликты в детстве. Исток межперсональных конфликтов находится в детстве и зависит не от социальной ситуации.

^ Т.о., в основе всех конфликтов лежат интрапсихические причины.

К. Хорни: конфликт между побуждениями человека и социальным давлением – это необходимое но недостаточное условие для возникновения невроза. Невротический конфликт всегда бессознателен. Внутренние противоречия поглощают человека, не оставляя ему выбораи делая его беспомощным.

Человек невротического склада действует в двух несовместимых направлениях:

  1. Агрессивные стремления к доминированию («никто кроме меня»);

  2. Непомерное желание быть всем необходимым.

Невротик не просто теряет способность разобраться в себе и своих желаниях, а становится неспособным к решению своих проблем.

Адлер: проблемность связывал с невротическим стилем жизни, который является следствием «трудного детства». Характеристики стиля: эгоцентризм, отсутствие сотрудничества, нереалистичность. Он сопровождается угрозой возникновения неудовлетворенности в себе, обостренной чувствительностью, что приводит к ухудшению отношений с окружающими – невротики живут как бы «стае врагов».

Хорни: в ответ на базисное чувство тревоги формируется 3 типа социальной направленности:

  1. К людям;

  2. Против людей (характерно для невротиков; ими движет делание побуждать, доминировать));

  3. От людей.

Салливан: у каждого человека под влиянием раннего опыта отношений возникают динамизмы (например динамизм страха у детей, динамизм недоброжелательности) и персонификации, которые играют роль регуляторов взаимодействий, сводя к минимуму значение последующих интерперперсональных ситуаций. Однажды сформировавшись эти динамизмы определят наши отношения с другими людьми, т.е. происходит искажение в фундаментальном интерперсональном аттитюде, вырабатывает пессимистическая недоброжелательность философия жизни.

^ Э. Эриксон: идея о том, что каждый социальный и личный кризис равен своего рода вызову, который приводит индивида к личному росту и преодолению жизненных препятствий. Эриксон выделил 8 стадий, каждая их которых сопровождается кризисов как поворотным моментом при достижении определенной зрелости. Цель – не избежать кризис, а адекватно его разрешить.

^ 2. Ситуационный подход.

Конфликт – реакция на внешнюю ситуацию.

Бихевиоризм. Работы по изучению агрессии. Миллер, Доллард, Бандура «Концепция фрустрирующих ситуаций» => конфликт – это форма агрессивного ответа на фрустрирующую ситуацию.

Реан: «В ползу концепции социального научения говорит и то, что действительное различия между неагрессивными и агрессивными, заключается не в том, что последние в ситуации межличностного конфликта отдают предпочтение агрессивным методам его разрешения, а в том, что агрессивные дети в отличии от неагрессивных лишены альтернативы, т.к. в их поведенческом репертуаре отсутствуют сценарии конструктивного разрешения агрессивных ситуаций».

^ Дойч вывел из своих исследований закон социальных отношений: характерные процессы и эффекты, вызванные данным типом социальных отношений, имеют тенденцию вызывать этот тип социальных отношений.

Кооперация вызывает и вызывается воспринимаемым подобием в представлениях и аттитюдах, готовностью оказывать помощь, открытостью в коммуникации, доверительными и дружественными аттитюдами, чувствительностью к общим интересам и неподчеркиванию противоположных интересов, ориентацией на взаимную власть скорее чем на различия во власти и т.д.

Конкуренция вызывает и вызывается использованием тактики принуждения, угрозы, хитрости, попытками увеличить различия в силе между собой и другими, ограничением коммуникаций, минимизацией в сходствах, в ценностях и увеличением чувствительности к противоположным интересам, подозрительными и враждебными установками, значимостью, ригидностью и массивностью конфликтных проблем.

^ Т.о., конфликт рассматривался исключительно как интерпсихический феномен, который возникает в следствие транзакции между людьми, когда преследуемые ими цели блокируются.

^ 3. Когнитивистский подход. К. Левин объединил предыдущие подходы. Оценивать ситуации необходимо с позиции субъекта. Конфликт возникает когда на субъекта одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины.

^ Термин баланса (Фестингер, Хайдер, Ньюком).

Хайдер «Теория структурного баланса».


У «Р» есть представления о том, как устроен человек как устроен мир.

^ Ньюком «Теория коммуникации».



Дисгармония ликвидируется в процессе коммуникации.

Фестингер «Теория когнитивного диссонанса» → стремление к гармонии.

Конфликт возникает когда существует субъективная неразрешимость ситуации.

Классификация конфликтов.

Личностный конфликт – противопоставление двух начал в душе человека, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком, как значимое для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на ее преодоление.

Мерлин (книга «Проблемы экспериментальной психологии личности»; 40-ее гг.).

^ Психологический конфликт – состояние более или мене длительной дезинтеграции личности, выражающееся в обострении существовавших ранее или возникших новых противоречий между различными сторонами, свойствами действительности.

^ Условия возникновения:

  1. удовлетворение каких – либо глубоких и активных мотивов и отношений личности становится вовсе невозможным/становится под угрозу;

  2. удовлетворение каких – либо потребностей ограничивается обществом;

  3. после удовлетворения одной потребности возникает вторая;

  4. субъективная неразрешимость ситуации.

В психологическом конфликте меняются прежние и формируются новые отношения личности, изменяется структура личности.

Т.о., конфликт – острая форма развития личности.

Конфликт разрушается поступком, который не зависит от направленности личности и объективности ситуации, при этом этот поступок определяет дальнейшее развитие личности.

^ Конфликт имеет 3 формы:

  1. мотивационный (психоанализ + К.Левин); одновременная актуализация нескольких мотивов => конфликт – одновременное воздействие на индивида противоположно направленных сил равной величины;

примеры: 1) «буриданов осёл» - + Ч +

2) непривлекательные возможности - ― Ч ―

3) одна и та же возможность имеет и + и ―

(> мотив → ↗ градиент).

2. когнитивный (Миллер); градиенты цели:

  • тенденция к достижению цели больше, чем ближе к ней субъект (градиент приближения);

  • тенденция к избеганию нежелательного объекта больше, чем ближе к нему субъект (градиент избегания);

  • по мере приближения объекта сила избегания увеличивается сильнее, чем сила приближения (градиент избегания более крутой хар-р);

  • силы тенденции достижения/избегания варьируется в зависимости от силы мотива, на котором они основаны.

3. ролевой: 1) «Я – роль»; противоречие между требуемой ролью и возможностями личности/неспособность человека соответствовать роли, нежелание человека;

2) межролевой – разные ролевые позиции личности оказываются несовместимыми.

^ Когнитивный конфликт (Фестингер, Хайдер, Ньюком) – в ситуации когнитивного диссонанса может быть конфликт, переживаемый человеком, после принятия решения, если он не уверен в нем. Рассогласование представлений человека принимает характер конфликта, в том случае, когда преодоление диссонанса переживается как сложная психологическая проблема, затрагивающая интересы. Ценности, взгляды человека и потому делающая решение тяжелым (пример – курение).

Шипилов:

Структура внутреннего мира личности в конфликте

Вид внутриличностного конфликта

ХОЧУ

НАДО

МОГУ










Мотивационный










Нравственный










Конфликт нереализованного желания










Ролевой










Адаптационный










Конфликт неадекватной самооценки

^ Внутриличностный конфликт (Митина, Кузьминкова) – субъективно переживаемое рассогласование тех или иных тенденций (оценок, притязаний, установок, интересов) в самосознании личности, которые взаимодействуют и изменяют друг друга в процессе развития.

^ Межличностный конфликт – ситуация противостояния участников, воспринимаемая и переживаемая ими или одним из них как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной стороны.

^ Дойч: зависимость человека от контекста ситуации. Предлагает фундаментальные измерения интерперсональных отношений:

  1. кооперация и конкуренция (коллеги / оппоненты);

  2. распределение власти (равное или неравное);

  3. ориентация на задачу или социально – эмоциональная ориентация (например, интервьюер/супруги);

  4. формальный или неформальный характер отношений: формальный – взаимодействие участников детерминируется социальными нормами и правилами; неформальный – определение действий, времени и перемещений остается за их участниками;

  5. интенсивность и значимость отражает глубинный или поверхностный характер отношений, связан со степенью взаимозависимости участников.

=> Типы социальных отношений – 16 типов (например, конкурентные отношения равных участников находящихся в неформальной обстановке – антагонистические, а не равных – садомазохистские).

Конфликты в различных сферах взаимодействия.

Эльконин: детские конфликты имеют определенную динамику: у детей младшего возраста конфликты возникают из – за игрушек, у среднего возраста – из –за распределения ролей, у старшего – из – за правил игры. Т.о., конфликты отражают возрастное развитие.

У взрослых людей – семья + работа => семейные конфликты.

^ Эйдемиллер, Юстицкис: причины семейных конфликтов закономерны и естественны; если конфликты отсутствуют – это говорит о равнодушии партнеров; в семье существует выбор: решать конфликты или избегать их.

Левкович, Зюскова делят семьи на 3 группы по уровню конфликтности:

  1. стабильные (справляются с семейными конфликтами);

  2. проблемные (частично справляются);

  3. нестабильные (не преодолевают конфликты, имеют негативную семейную ориентацию).

Основа семейных конфликтов – рассогласование между представлениями супругов относительно потребностей друг друга и между представлениями и ожиданиями одного по отношению к другому.

^ Основные сферы жизнедеятельности семьи:

  1. культура общения – это соблюдение или несоблюдение супругами норм повседневной, общественной жизни;

  2. недостаточное удовлетворение в семейном взаимодействии супругов потребности в защите «Я – концепции», которая поддлерживается удовлетворением потребности в любви, в ощущении своей значимости, чувстве собственного достоинства.

  3. ролевая сфера: а) связана с удовлетворением потребности супругов в соответствии с позициями матери, отца, мужа, жены и т.д.; б) связана со взаимной информированностью о различных сторонах жизни и личных особенностях партнера.

В стабильных супружеских парах конфликты возникают в ролевой сфере. Они, как правило, решаются конструктивно, т.к. существует общий благоприятный фон в отношениях.

Конфликты в нестабильных семьях связаны с неудовлетворенностью потребности в защите «Я – концепции», а также м нарушением норм повседневной жизни.

Проблемные пары занимают промежуточное положение.

В своих исследованиях ^ Тащева также выделила стабильные и нестабильные пары:

  1. стабильные;

  2. нестабильным парам свойственен высокий уровень рассогласования ролей, переоценивание собственного вклада в исполнение ролей и недооценивание вклада партнера. -

Мишина: 3 основных типа нарушения взаимодействия в семьях:

  1. соперничество => отношения имеют противоречивый, дружелюбно – враждебный характер; семейные роли определены не четко => каждый отвечает сам за себя, т.е. один из супругов не может отвечать за пару как за целое; конфликты возникают в сферах заботы друг о друге, главенстве, эмоциональном принятии;

  2. псевдосотрудничество => отношения внешне выглядят ровно с элементами преувеличенной заботы о партнере; семейные конфликт лежит во вне семейной сфера, а связаны с индивидуальными трудностями, которые возникают у супругов;

  3. изоляция => отношения не имеют явного конфликтного характера; при внешней согласованности действий супруги обособлены друг от друга, незаинтересованы друг в друге; брак поддерживается иными выгодами общего существования; конфликты возникают если «границы изоляции» нарушаются (сближение или большая рассогласованность).

^ Детско – родительские отношения.

Филонов: исследование подрастковых конфликтов => самый взрывной возраст – подростковый. Для подростков характерно практически сознательное провоцирование конфликтов со взрослыми, т.е. нащупывание пределов допустимого.

Трунов: драматические ситуации, которые разыгрываются в семье на различной почве в глубине своей скрывают межличностный конфликт, существующий уже дано и ожидающий своего разрешения.

^ Производственная сфера.

Чаще существуют конфликты по вертикали (подчиненных с руководителями):

  1. индустриальные конфликты => конфликты между различными социальными категориями работников в силу противоположности их интересов;

  2. противоречие организационных структур;

  3. межличностные конфликты в системе формальных и неформальных отношения;

  4. противоречия между формальными и неформальными структурами организации (относятся также внутриличностные конфликты).

Конфликты по вертикали – это следствие контроля руководителя за подчиненными и оказание сопротивления со стороны подчиненных.

Prasow: «Пока один человек имеет влиятельность на другими (независимо от природы отношений) всегда есть возможность того, что проявление этой власти будет рассматриваться как спорное или необоснованное. Конфликты возникают вследствие того, что стороны различаются в своем восприятии того, что образует законное и обоснованное проявление власти».

Власть может быть связана с определенным человеком, а может быть и обезличена.

Кац и Кан «Социальная психология организаций»: в 88% всех ролевых конфликтов указывалось давление сверху, а в 57% этих случаев – источник давления описывался безлично.

^ Основные факторы организационных конфликтов:

  1. объективные факторы: недостатки в организации производства, неблагоприятные условия труда, несовершенство системы оплаты;

  2. недостатки в деятельности руководителей: ошибочность решений, недостаточная компетентность, недостатки стиля руководства;

  3. противоречия в интересах членов рабочей группы, нарушение внутригрупповых норм поведения, личностные особенности сотрудников.

Типология конфликтов:

  1. конфликты, причины которых связаны с основными сферами деятельности (неудовлетворительная работа товарищей, производственные трудности, неблагоприятные условия труда и т.д.);

  2. конфликты, связанные со «вторичными» целями деятельности (заработная плата, премии, распределение отпусков, сменность, перспективы роста и т.п.);

  3. конфликты, связанные с социальными отношениями участников трудовой деятельности и их принадлежностью к одной группе (конфликты на почве трудовой дисциплины, недовольство одной стороны другой стороной и т.п.).

Ерина: исследовала конфликты по вертикали => главный объект - конфликты в деятельности руководителя первичного производственного коллектива (нижнее звено). Если незначительная конфликтность руководителя с руководством => повышается конфликтность с подчиненными, и наоборот.

^ Межгрупповые конфликты.

Межгрупповые конфликты – взаимодействие между группами и представителями данных групп.

Межгрупповые конфликты различаются на:

  • конфликты ценностей;

  • конфликты интересов;

  • ролевые конфликты или правила взаимодействия.

Подходы к пониманию межгрупповых конфликтов:

  1. мотивационный – поведение группы и ее отношения друг к другу рассматривается как отражение внутренних групповых проблем (пример: работы Фрейда – аутгрупповая враждебность неизбежна в любом межгрупповом взаимодействии и имеет универсальный характер, т.к. является главным средством поддержания сплоченности и внутренней стабильности группы; механизм формирования враждебности к другим связан с инстинктом агрессии, Эдипов комплекс);

^ Концепция фрустрационной детерминации агрессии (Берковиц) => «Агрессия: социально – психологический анализ» => описывает социально – психологическое влияние на агрессивное поведение. Основываясь на трудах Миллера и Долларда => основное понятие – относительная депривация – оценка положения своей группы как более плохого по сравнению с ругни ми группами, т.е.своей группе приписывается меньше возможностей, ущемленность к правах, несправедливый социальный статус. Те, кто характеризуется более благоприятными абсолютными показателями могут ощущать неудовлетворенность из – за относительной депривации, если их ожидания были выше и не оправдались, или если они окружены людьми, которые находятся в лучшем положении, чем они.

При росте уровня благосостояния или социального изменяется и планка, в соответствии с которой человек оценивает свои действия

Майерс: относительная депривация возникает в результате сравнения и становится для группы источников фрустрации и возможной агрессии.

  1. ситуационный; более популяр в социальной психологии; для него характерен поиск детерминации.

Шериф: исследование в детском лагере Блейк, Моутон => 1000 человек – руководители на различном уровне.

^ Реалистичная теория группового конфликта (Кэмпбелл). Основной тезис - рациональность конфликта):

  • реальный конфликт интересов различных групп обуславливает межгрупповой конфликт; межгрупповой конфликт будет особенно интенсивен, если реальный конфликт интересов значителен, а предполагаемый выигрыш сторон велик;

  • реальный конфликт интересов, а также явный, активный или имевший место в прошлом межгрупповой конфликт, обуславливают восприятие угрозы отдельными членами группы;

  • реальная угроза обуславливает враждебность отдельных членов группы к источнику угрозы и эта враждебность тем больше, чем значимее подвергающиеся угрозе ценности, чем существеннее цель, к достижению которой стремится конкурирующая группа, чем серьезней помеха, сильнее препятствия на пути ее достижения;

  • реальная угроза обуславливает межгрупповую солидарность;

  • реальная угроза обуславливает более полное осознание индивидом собственной групповой идентичности;

  • реальная угроза обеспечивает увеличивает непроницаемость групповых границ;

  • реальная угроза уменьшается отклонении индивидов от групповых норм;

  • реальная угроза увеличивает меру наказания и степень отверженности, нарушивших верность своей группе.

  1   2   3



Скачать файл (305 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации