Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Экономика общественого сектора - файл 1.doc


Лекции - Экономика общественого сектора
скачать (392.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc393kb.19.11.2011 14:51скачать

содержание

1.doc

  1   2   3
Министерство путей сообщения Российской Федерации

Омский государственный университет путей сообщения

_______________________
Е.А. Ломова

ЭКОНОМИКА ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА
Конспект лекций


Омск 2009
УДК 531 (07)

ББК 45.78.я 86

Ломова Е.А. Экономика общественоого сектора: Конспект лекций/ Е.А. Ломова; Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2009. 60 с.
В данном конспекте лекций излагается экономическая теория общественного сектора, в том числе институциональных изъянов рынка и государства, теория общественного выбора, проблемы эффективности государственного сектора экономики, раскрывается теория и практика общественных финансов.

Предназначен для студентов 2-го, 3-го курсов экономических специальностей.
Библиогр.: 49 назв.

Рецензенты:

ОГЛАВЛЕНИЕ






Введение………………………………………………………………..…

5




Тема 1. Необходимость, сущность, функции экономики общественного сектора

6




Тема 2. Теория общественного благосостояния и место в ней экономики общественного сектора

10




Тема 3. Роль государства в формировании и развитии экономики общественного сектора

13




Тема 4. Роль и значение экономики общественного сектора в зарубежных странах

16




Тема 5. Структура экономики общественного сектора в России

19




Тема 6. Механизм управления экономики общественного сектора

22




Тема 7. Государственные доходы и экономика общественного сектора

25




Тема 8. Муниципальная экономика общественного сектора

28




Тема 9. Роль естественных монополий в функционировании экономики общественного сектора

31




Тема 10. ЭОС и проблема бедности

34




Тема 11. Труд в экономике общественного сектора

37




Тема 12. Проблемы развития жилищно-коммунального хозяйства

40




Тема 13. Сфера образования и науки в экономике общественного сектора

44




Тема 14. Реформирование и развитие здравоохранения

47




Тема 15. Социальное страхование и социальная помощь

50




Тема 16. ВПК и его место в экономике общественного сектора.

53




Библиографический список……………………………….………….…

56


ВВЕДЕНИЕ
В конспекте лекций излагаются важнейшие проблемы неотъемлемой части современной экономической теории – теории общественного сектора, в частности теории благосостояния, общественных благ и общественного выбора, общественных финансов. Вместе с тем в рамках курса большое внимание уделяется и прикладным аспектам экономики эффективного государства и его финансов.

Цель данного конспекта лекций – изложение основ теории эффективного государства в рыночной экономике, описание особенностей его функционирования в переходной экономике России. Теоретический анализ особенностей функционирования общественного сектора в условиях переходной экономики представляет собой новую и во многом неисследованную проблему. Кроме того, для того, чтобы сформировать эффективный механизм функционирования общественного сектора в переходной экономике, необходимо изучать опыт рыночных экономик и возможности его использования в развитии общественного сектора, который возник в административно – командной системе и который во многом унаследовал ее недостатки. Все это делает предлагаемый конспект лекций важным и актуальным для подготовки экономистов.

Важнейшей предпосылкой освоения этого курса является изучение курса экономической теории – главным образом микроэкономики и теории переходной экономики. Предполагается, что студент, начавший изучение курса «Экономика общественного сектора», знаком со многими понятиями и концепциями микроэкономики, в частности с такими, как теория спроса, теория предложения, теория потребительского поведения, теория поведения производителя (теория фирмы), модели рынков, концепция недостатков (институциональных изъяны) рыночной экономики, сущность переходной экономики, содержание и направления рыночных преобразований в переходной экономике.

Тема 1. Необходимость, сущность, функции экономики общественного сектора

  1. 1. Изъяны рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику. Сущность и виды общественных благ.

Экономическая теория выделяет несколько недостатков рыночного механизма в рамках теории экономической эффективности. Эти недостатки компенсируются государством, государственным регулированием экономики. Каждый из недостатков рынка порождает то или иное направление его регулирования.

К основным сбоям рыночного механизма относятся:

  1. возникновение и развитие монополий, ограничение конкуренции;

  2. проблема производства общественных благ

  3. наличие внешних, или побочных эффектов

  4. проблема ассиметричной информации

  5. неполные рынки

  6. макроэкономическая нестабильность

  7. неравенство в распределении ресурсов и доходов.

Проблема производства общественных благ – одна из важнейших причин необходимости корректирования рыночного механизма.^ Общественные блага - блага, потребление которых доступно одновременно многим людям, обладают свойством неисключаемости и несоперничества в потреблении.

Чистыми общественными благами называются блага, которым в высокой степени присущи свойства неисключаемости и несоперничества. Они встречаются редко. Пример – национальная оборона.

Если одно из этих свойств проявляется лишь в ограниченной степени, тогда данное благо называется смешанным общественным благом. Их большинство. Пример – концерт, исполняемый в зале.

В чем здесь неэффективность рынка? Дело в том, что существует потребность в общественных благах, но платежеспособный спрос и предложение этих благ рынок не формирует. Никто не хочет платить за это благо, считая, что и без него обойдутся. Значит, никто его не производит. Это проблема безбилетного проезда или «Фритредерства». Решая эту проблему, государство может принять решение о производстве общественных благ на государственных предприятиях или привлечь частных производителей через систему госзакупок. Для этого оно должно получит средства от общества через систему общих и местных налогов.
^ 1.2. Понятие и причины существования общественного сектора в экономике
Государство так или иначе воздействует на все сферы рыночной экономики – на производство, обмен, потребление. Рыночная экономика в любой стране представляет собой смешанную экономическую систему, состоящую из двух важнейших секторов – частного и общественного.

^ Общественный сектор экономики – это в основном государственный сектор экономики плюс некоммерческий сектор.

Государственный сектор экономики представляет собой систему государственных финансов, государственных предприятий, других государственных ресурсов (например, государственные земли, запасы полезных ископаемых).

^ Некоммерческий сектор экономики (третий сектор) включает в себя разнообразные некоммерческие общественные организации, выполняющие функции как государственного, так и частного сектора с использованием нерыночных принципов распределения ресурсов.

Во многих странах государственный сектор экономики принято называть общественным. Государство в принципе представляет интересы граждан – членов общества, поэтому государственный сектор экономики называют общественным сектором.

Определяя предмет экономики общественного сектора, необходимо выделить несколько аспектов этой проблемы.

^ Экономика общественного сектора рассматривает экономическое поведение государства как одного из субъектов рыночной экономики. Анализ этого поведения осуществляется с позиций микроэкономической теории, в том числе и макроэкономическое взаимодействие государства и рынка.

^ Главные проблемы смешанной экономики:

  1. найти оптимальной соотношение между рыночным механизмом и государственным регулированием экономики, между частным и государственным секторами экономики

  2. определить наиболее эффективные формы государственного вмешательства в экономику

Важнейшие направления экономической деятельности государства:

  1. обеспечение правовой основы хозяйственной деятельности экономических агентов, потребителей и производителей

  2. устранение и компенсация недостатков (сбоев, изъянов, провалов) рыночного хозяйственного механизма

  3. осуществление государственной экономической политики


^ 1.3. Функции общественного сектора.
Осуществляя свою экономическую деятельность, государство выполняет следующие важнейшие функции:

1) стабилизация экономического развития; 2) распределение ресурсов (аллокативная); 3) распределение доходов (дистрибутивная)

^ Стабилизационная функция.

Как известно, реализация экономической политики стабилизационной функции государства приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВВП, инфляции, уровня безработицы, дефицита госбюджета, совокупного фонда заработной платы и т.д. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической системе. Влияя на денежную массу, центральный финансовый орган реализует политику стабилизации экономики путем достижения товарно-денежной сбалансированности. В результате должны быть созданы предпосылки для повышения занятости и доходов населения, расширения налоговой базы и увеличения средств, направляемых на социальные нужды и развитие социальной сферы. В свою очередь, улучшение социального положения абсолютного большинства граждан создает благоприятные условия для экономического развития путем увеличения объема платежеспособного спроса населения на товары и услуги.

Механизм реализации политики финансовой стабилизации включает методы и инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций, а также конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковскими процентными ставками и банковской ликвидностью на макро- и микроуровне

^ Функция распределения ресурсов.

Предполагает распределение ресурсов между частным и общественным секторами. Это соотношение определяется как доля бюджетных изъятий из ВВП. Дополнительный источник – налоговые льготы.

Специфика реализации распределительной функции в формирующейся модели бюджетного федерализма Российского государства состоит в том, что реформирование системы межбюджетных отношений происходит в сложных условиях, когда еще не действуют в полную силу присущие рыночной экономике демократического государства механизмы рыночного саморегулирования. Как свидетельствует мировой опыт, в кризисные периоды возникает тенденция к централизации экономической и политической власти по крайней мере до преодоления общего кризиса. Однако существует ряд ограничений для подобной централизации. Это проблемы, связанные с получением, владением и распределением информации и информационных потоков, необходимых для принятия оптимальных социальных, экономических и политических решений. В этих условиях государство должно идти по пути децентрализации, т.е. путем распределения и перераспределения полномочий по уровням государственного и местного управления.

^ Функция распределения доходов.

Предполагает распределение дохода или богатства исходя из принципов, заложенных в теории общественного благосостояния; осуществление комплекса мер по стабилизации среднего уровня жизни населения, постепенное сокращение масштабов бедности (в перспективе – искоренение массовой бедности), уменьшение разрыва в уровне жизни между различными категориями населения.

Эта функция имеет очень большое значение, поскольку при условии невмешательства государства образуется тенденция к такому распределению доходов и богатств, которая противоречит самим основам рыночной экономики. Это объясняется тем, что увеличение масштабов бедности ведет к ограничению платежеспособного спроса населения, а как следствие этого, сокращению объемов инвестиций и производства готовой продукции.
Тема 2 . Теория общественного благосостояния и место в ней экономики общественного сектора.
^ 2.1. Эффективность распределения ресурсов и благ по критерию Парето.
В экономической теории общественного сектора необходимость государственного вмешательства в экономику обосновывается с позиций эффективности и справедливости, но главным образом – с позиций эффективности. В каком смысле конкурентная рыночная система является эффективной? Ответ на этот вопрос дают 2 фундаментальные теоремы экономической теории благосостояния, выступающие важнейшими теоретическими предпосылками экономики общественного сектора.

Одной из важнейших проблем экономической теории благосостояния является вопрос о том, какие институты обеспечивают лучшее сочетание индивидуальных интересов и общественного блага. Рассматривается воздействие на общественное благосостояние таких институтов, как свободный рынок, рынок в сочетании с государственным регулированием, централизованное планирование. С возникновением этой теории связаны имена итальянского экономиста Вильфредо Парето (1848-1923, Лозаннская экономическая школа) и английского экономиста Артура Пигу (1877-1959, Кембриджская экономическая школа). Прежде чем сформулировать фундаментальные теоремы экономической теории благосостояния, следует вспомнить вспомнить, что такое общее конкурентное равновесие и условия, при которых экономика является эффективной.

^ Общее конкурентное равновесие существует тогда, когда субъекты рынка являются ценополучателями, а цены изменяются таким образом, что исчезают избыточный спрос и предложение, при этом рынки уравновешива-ются. В условиях общего конкурентного равновесия потребители максимизи-руют свою полезность, а производители максимизируют получаемую прибыль.

^ Условие максимизации полезности: потребители максимизируют свою полезность, когда предельные нормы замещения одного блага другим являются у них одинаковыми и равны соотношению цен этих благ.

^ Условие максимизации прибыли (оптимального объема произ-водства): производители максимизируют прибыль, когда предельные издержки производимых благ равны ценам этих благ.

^ Эффективность по Парето означает, что имеет место такое распределение ресурсов и готовой продукции, при котором отсутствует какой-либо вариант перераспределения, улучшающий, по крайней мере, положение одного индивида и не ухудшающий положения других.

Для определения Парето-эффективности используется также понятие Парето-улучшения.

Парето-улучшение имеет место тогда, когда изменение экономической ситуации приводит к улучшению положения хотя бы одного индивидуума без ухудшения положения какого-то другого индивидуума.

При каких условиях имеет место Парето-эффективность? Различают 3 условия («условия Парето»): 1) «Условие эффективности обмена» состоит в том, что Парето – улучшение невозможно в том случае, когда предельные нормы замещения потребления благ равны для всех потребителей. 2) «Усло-вие эффективности производства» состоит в том, что Парето-улучшение невозможно, когда предельные нормы технического замещения труда капиталом равны в производстве всех благ.3) «Условие эффективности (распределения) размещения ресурсов» состоит в том, что Парето-улучшение невозможно, когда предельные нормы трансформации в произ-водстве благ равны предельным нормам замещения потребления благ для всех потребителей. Это условие высшего порядка, потому что сводит воедино потребление и производство в экономике.
^ 2. 2. Фундаментальные теоремы экономики благосостояния.
Рассмотренные выше условия представляют собой условия эффек-тивности по Парето. Рассмотрим рыночные структуры (состояние рынка), при которых действуют эти условия. Связующими звеньями между поня-тиями общего конкурентного равновесия и условиями Парето-эффектив-ности являются 2 теоретических положения, которые называются фундаментальными теоремами экономики благосостояния.

^ Первая фундаментальная теорема экономики благосостояния утверждает, что общее конкурентное равновесие является Парето-эффективным.

Общее конкурентное равновесие предполагает оптимизацию потребительского поведения, максимизацию его полезности, оптимизацию поведения производителей и максимизацию прибыли. Между условиями общего конкурентного равновесия и условиями эффективности по Парето существует тесная связь. В частности, оптимизация потребительского поведения предполагает эффективность обмена, оптимизация поведения производителей - производственную эффективность, а вместе взятые, они предполагают эффективность высшего порядка, т.е. эффективность размещения ресурсов. Таким образом, равновесие на конкурентном рынке отвечает всем условиям Парето-эффективности.

^ Вторая фундаментальная теорема экономики благосостояния утверждает, что если потребители и производители руководствуются своими предпочтениями, нет возрастающей отдачи (кривая производственных возможностей выпукла), то оптимальным по Парето состоянием экономики является конкурентное равновесие любого начального распределения ресурсов.

В отличие от 1 теоремы 2 фундаментальная теорема экономики благосостояния требует дополнительной предпосылки об отсутствии возрастающей отдачи.

Какое отношение имеют эти теоремы к экономике общественного сектора? Какова их роль в экономической теории общественного сектора?

Если мы рассматриваем совершенную конкуренцию, то положение 1 фундаментальной теоремы принимаются как действительные. В этих условиях, условиях эффективного распределения ресурсов, нет необхо-димости государственного вмешательства в экономику. Однако 2 фун-даментальная теорема свидетельствует о том, что государство может вме-шаться в экономику с целью достижения более справедливого результата без снижения эффективности.

Вспомним, что любая точка на КПВ может быть достигнута в результате перераспределения ресурсов. При этом, как говорит 1 фундаментальная теорема, любое распределение ресурсов будет Парето-эффективным. Предположим, что в Точке Д на КПВ ресурсы распределены определенным образом и имеет место эффективность по Парето (рис.2.1). Ресурсы используются эффективно, но не справедливо, имеет место ярко выраженное неравномерное их распределение. Если общество предпочтет другое распределение ресурсов, например, в точке Д1, то оно тоже будет экономически эффективным, но не справедливым. При этом нет необходимости отказываться от рыночной экономической системы. Государству потребуется первоначальное распределение ресурсов, а рыночная экономика обеспечит их эффективное по Парето использование.

Рис. 2.1. КПВ и теоремы благосостояния.


Тема 3. Роль государства в формировании и развитии экономики общественного сектора.
^ 3.1. Общественный выбор. Теорема о невозможности.
В приведенных выше примерах имелось в виду Парето-улучшение при одном варианте перераспределения доходов. На самом деле возникает несколько вариантов перераспределения. В действительности чаще всего имеет место такое перераспределение с позиций справедливости, которое не ведет к Парето-улучшениям. И в этих ситуациях также существует не 1, а несколько вариантов перераспределения. При таком перераспределении в отличие от ситуации с Парето-улучшением будут как выигравшие, так и проигравшие. Для того, чтобы выбрать лучший вариант, нужен какой-то способ ранжирования этих вариантов, или, выражаясь экономическим языком, нужна функция общественного выбора.

^ Функция общественного выбора – это способ ранжирования доступных вариантов общественного выбора (правило коллективного выбора), она подобна потребительской функции, которая определяет предпочтения индивидуумов.

Способ ранжирования должен опираться на какие-то разумные и нравственно приемлемые принципы, следовать этим принципам. Эту проблему исследовал американский экономист, лауреат Нобелевской премии 1972 г. Кеннет Эрроу (р.1921), который сформулировал свою известную теорему о невозможности. К Эрроу доказывал, что функция общественного выбора должна быть полной (законченной) и транзитивной в ранжировании вариантов, подчиняться следующим 4-м требованиям:

  1. Принцип Парето (единогласие): если хотя бы 1 индивидуум предпочитает вариант Х варианту У и никто не предпочитает вариант У варианту Х, то общество предпочитает вариант Х.

  2. Универсальность: функция общественного выбора должна действовать при любом сочетании индивидуальных предпочтений.

  3. Отсутствие «диктатора»: функция общественного выбора не должна зависеть от предпочтений и аранжировки одного индивидуума.

  4. Независимость от посторонних альтернатив: общественный выбор Х и У должен зависеть только от того, как индивидуумы оценивают эти 2 альтернативы по отношению друг к другу, и не зависеть от отношения индивидуумов к какой-то посторонней альтернативе Z.

^ Терема о невозможности утверждает, что не существует функции общественного выбора, удовлетворяющего одновременно всем четырем требованиям.

Иллюстрация того, что названные выше критерии являются несовместимыми, возможна на примере ^ Парадокса Кондорсе. Французский философ и математик Ж.-А. Кондорсе в конце 18 века показал, что голосование по правилу простого большинства не гарантирует транзитивности (последовательности и непротиворечивости) коллективного выбора. Парадокс Кондорсе иллюстрирует теорему о невозможности К. Эрроу.
^ 3.2. Функции общественного благосостояния.
В теории общественного сектора существует идея о том, что можно избежать невозможности общественного выбора, если имеется какая-то общая шкала для измерения благосостояния, что означает также возможность межиндивидуальных сравнений благосостояния, т.е. сопоставления благосостояния индивидуумов. Межиндивидуальные сравнения благосостояния - это суждения об относительных величинах благосостояния различных индивидуумов.

Допущение о возможности межиндивидуальных сопоставлений благосостояния дает возможность построить функцию общественного благосостояния, которая соотносит благосостояние общества в целом с благосостоянием индивидуумов.

Понятие функции общественного благосостояния введено Бергсоном (1938 г.) и Самуэльсоном (1947 г.). В самом общем виде функция общест­венного благосостояния, или SWF записывается следующим образом: W = W(г1 ..., ri,..., гm), где г - это переменные, влияющие на значение общест­венного благосостояния. Чаще всего предполагается, что г - переменные исключительно экономические, но очевидно, что свое влияние может ока­зывать и множество других факторов (этических, социальных, политиче­ских и т.п.).

Функции общественного благосостояния можно разделить на 2 большие группы: 1) индивидуалистические; 2) патерналистские.

Если индивиды не могут правильно оценить, повышает или снижет их благосостояние определенное действие, то используется патерналистская функция. Однако наиболее распространены индивидуалистические функции, основанные на предположении о зависимости благосостояния общества от благосостояния отельных индивидов. Введение различных критериев оценки индивидуального и общественного благосостояния приводит к построению многочисленных функций общественного благосостояния.

^ 1) Утилитаристская функция Бентама – утраченная единица полезности бедного не меняет благосостояния общества, если превращается в дополнительную единицу полезности для богатого, и наоборот

^ 2) Утилитаристская функция Нэша – единица благосостояния бедного в создании благосостояния оценивается обществом весомее единицы благосостояния богатого.

^ 3) Эгалитарная функция Роулса (функция максимина) – общественное благополучие определяется только благосостоянием бедных индивидов и сколь угодно большое увеличение благосостояния богатых не может компенсировать сколь угодно малое снижение благосостояния бедных

^ 4) Максимаксная функция Ницше – справедливым является только такое распределении доходов, которое максимизирует благосостояние наиболее обеспеченных членов общества.

^ 5) Функция Бергсона – Самуэльсона - благосостояние общества зависит в целом от кардиналистской полезности, получаемой каждым членом сообщества. Рост благосостояния любого из них при неизменности положения остальных рассматривается как рост общественного благосостояния.

Реальная политика государства никогда не следует одной теоретико-этической концепции. В политике находят отражение различные тенденции.
Тема 4. Роль и значение экономики общественного сектора в зарубежных странах.

^ 4.1. История и масштабы развития общественного сектора в развитых странах. Концепция «эффективного государства»
Историю развития государственного сектора в развитых странах (с середины 20 в. до начала 21 в.) можно условно разделить на несколько этапов: 1) после 2 мировой войны («максималистское государство», пик развития государственного сектора); 2) середина 1970-х-конец 1990-х («минималистское государство», наименьший уровень развития); 3) начало нынешнего столетия («эффективное государство», стабилизация роли государственного сектора, рост производства социальных и экономических услуг).

Концепция «эффективного государства» включает в себя следующие важные идеи:

  • Государство находится в центре экономического развития, но не как непосредственный источник роста, а как партнер, катализатор и помощник.

  • В деятельности государства акцент смещается с количественного аспекта экономической деятельности к качественному аспекту

В истории рыночной экономики 19-20 веков в целом наблюдается усиление экономической роли государства. Об этом свидетельствует колоссальный рост государственных расходов и доходов, увеличение доли государства в перераспределении национального дохода (см.рис.4.1). Следует отметить, что эти расходы увеличивались и в 80-90 годы 20-го века, когда в этих странах интенсивно развивался процесс разгосударствления и приватизации. Отмеченная тенденция в целом относится и к экономике таких стран, как США и Великобритания. Если в 20-е годы 20 века доля госрасходов в ВВП этих стран составляет около 20%, то в 2000 году она выросла до 29%, а в Великобритании – до 40%. В России – 28% ВВП в 2000 году.

Рис.4.1. Государственные расходы в развитой рыночной экономике.


^ 4.2. Различия в уровне развития общественного сектора и его модели.

Экономическая роль государства значительно различается по группам стран в зависимости от уровня экономического развития.

  • В группе наиболее развитых стран (страны ОЭСР) эта доля наиболее высокая, в среднем она составляет 49% ВВП. В настоящее время эта доля медленно, но растет.

  • Более быстрый рост государственных расходов наблюдается в группе развивающихся стран, но сам по себе уровень государственных расходов наиболее низок – 25% от ВВП.

  • Промежуточное положение между развитыми и развивающимися странами - группа стран с переходной экономикой. Доля госрасходов в ВВП этих стран = 30%, но эта доля стабильно снижалась на протяжении 90-х годов.

Также можно выделить модели госсектора экономики в зависимости от степени огосударствления производства и уровня социального обеспечения.

Условно по этим критериям можно выделить 4 модели госсектора экономики: 1) социалистическую; 2) скандинавскую; 3) латиноамериканскую; 4) либеральную
Рис. 4.2. Модели государственного сектора экономики





Степень огосударствления произ-водства и внешнеторговых ограничений

Высокая

Низкая

Объем производства общественных благ и трансфертов

Высокий

Социалистическая (например, СССР)

Скандинавс-кая (напри-мер, Швеция)

Низкий

Латиноамериканская (например, Бразилия)

Либеральная (например, Сингапур)


Первая модель отличается высоким уровнем огосударствления производства и социального обеспечения, на последнем месте по этим критериям находится либеральная модель. Скандинавская и латиноамериканская модели занимают промежуточное положение.

Таким образом, рыночный механизм и в экономически развитых странах регулируется государством. Это регулирование происходит на уровне компаний, на отраслевом, региональном и общественном уровнях. Главные проблемы смешанной экономики:

  1. найти оптимальной соотношение между рыночным механизмом и государственным регулированием экономики, между частным и государственным секторами экономики

  2. определить наиболее эффективные формы государственного вмешательства в экономику

Статистика 17 стран организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) свидетельствует о том, что с 1870 по 1995 гг. отношение государственных доходов к общему ВВП увеличилось с 10 до 43%. Общая занятость в государственном секторе по этим странам выросла с 2,4 до 18,4%
Тема 5. Структура экономики общественного сектора в России.

^ 5.1. Необходимость и проблемы трансформации общественного сектора в переходной экономике России.

Как было уже сказано выше, существуют разные модели госсектора экономики. Одна из них – социалистическая - предполагает высокую степень огосударствления производства и внешнеторговых ограничений, а также высокий объем производства общественных благ и трансфертов. Такая модель экономики существовала долгое время в нашей стране и других социалистических странах. В государственном секторе экономики в начале 90-х годов производилось более 90% ВВП страны.

Становление развитой рыночной экономики в странах, хозяйство которых ранее было плановым, предполагает формирование современного общественного сектора. По способу функционирования социалистическое государственное хозяйство принципиально отличалось от общественного сектора рыночной экономики. Первое в определенном смысле самодостаточ-но; по крайней мере, теоретически оно способно существовать в отсутствие частного сектора. Второй мыслим только как партнер частного сектора, в значительной мере обеспечивающий и опосредующий его развитие. Первое оперирует прежде всего директивными планами, главное место и которых занимают натуральные, а не финансовые характеристики; что касается цен, то они фигурируют в роли элементов плана и непосредственно устанавливаются государством. Второй проявляет себя главным образом через финансовое взаимодействие с частными предприятиями и организациями; его инструменты — это в первую очередь налоги и государственные расходы, а влияние на темпы и пропорции развития экономики обеспечивается преимущественно через корректировку (чаще всего косвенную) рыночных цен. Механизмы функционирования общественного сектора рыночной экономики не могут быть унаследованы от планового хозяйства. Поэтому в переходный период они формируются, по существу, заново. Наследуются ресурсы, но не институциональное устройство общественного сектора, предприятия и организации, сохраняющиеся в собственности государства, постепенно адаптируются к рыночным условиям. Создается новая налоговая система. Меняются структура и механизмы расходования общественных средств. Таким образом, в переходный период государственное хозяйство не просто "сжимается" в связи с передачей многих объектов в частную собственность. Оно коренным образом преобразуется. Рационально осуществить эти преобразования можно, лишь располагая знаниями о характере процессов, протекающих в

общественном секторе рыночной экономики, и специфическим инструментарием анализа и прогнозирования этих процессов. Трудности, с которыми столкнулась наша страна при переходе к рыночной экономике, нашли, пожалуй, наиболее концентрированное выражение в состоянии государственных финансов. В конечном счете оно определялось неадекватностью новым условиям той структуры хозяйства, которая была унаследована от прошлого, просчетами в проведении реформ (в частности, фактическим отсутствием последовательной микроэкономической политики), перманентной социальной напряженностью, неудовлетворительным распоряжением государственной собственностью, а также многочисленными недостатками в работе государственного аппарата. Эти и ряд других факторов не позволяли, с одной стороны, предотвратить быстрое сокращение доходов государства, а с другой — уменьшить в такой же мере его расходы.



.Как видно из табл. 5.1., разрыв между государственными расходами и доходами сократился к середине 1990-х гг. Однако это было достигнуто в большой степени двумя путями: ограничив денежную эмиссию, за счет которой ранее покрывался разрыв, государство, с одной стороны, стало все чаще нарушать свои обязательства по отношению к организациям и работникам бюджетной сферы, а с другой — прибегло к массированным внутренним и внешним заимствованиям. В конечном счете это привело к августовскому кризису 1998 г.

Отечественный опыт 1990-х гг. со всей убедительностью показал, что построение рыночной экономики не сводится к предоставлению индивидам и предприятиям права свободно заключать сделки. Отсутствие отвечающего современным требованиям общественного сектора (речь идет о государственных финансах, системе регулирования и правоприменения, социальной защите и т. д.) обрекло частный сектор на деформации и неэффективность, а экономику в целом — на застой. Реформирование общественного сектора в нашей стране в значительной мере подменялось его сокращением. Между тем вопрос об оптимальных масштабах общественного сектора, по сути, имеет смысл лишь в контексте вопроса о его качестве. Именно качественное состояние общественного сектора имеет определяющее значение для хода российских реформ.
^ 5.2. Доля общественного сектора в современной экономике России.
В российской экономике в настоящее время экономическая роль государства характеризуется следующими данными о масштабах госсектора (2007):

    1. государственные и муниципальные предприятия составляют 9,2% общего числа предприятий

    2. на государственных предприятиях работают 33% всех занятых в народном хозяйстве

    3. количество государственных и муниципальных учреждений – 413 602

    4. число федеральных государственных предприятий 149 285

    5. стоимость основных фондов государственной формы собственности 24% от общей стоимости всех фондов

Это существенное сокращение роли государства по сравнению с началом 1990-х годов, когда в госсекторе производилось более 90% ВВП страны.

В России приватизация началась с 1992 года. На первом ее этапе (с октября 1992 г. по июль 1994 г.) было разгосударствлено 70% промышленных предприятий. Доля государственной собственности в общем объеме стоимости имущества составила 35%. С 1 июля 1994 года был объявлен второй этап приватизации, во время которого имущество государственных и муниципальных предприятий должно продаваться за деньги.

Очевидно, что в России государственная собственность еще долго сохранит свою значимость и функцию опорного звена хозяйственной цепи. Это относится, прежде всего, к энергетике, транспорту, производству оборонной продукции и некоторым другим отраслям, работающим в интересах всего государства. Сюда должны быть отнесены материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной. Дальнейшего обсуждения и разработки заслуживает проблема размеров государственного сектора экономики в переходный период. Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что государственный сектор экономики не создает достаточных стимулов к снижению издержек, хозяйственной рациональности, высокой рентабельности. В целом государственный сектор экономики в большинстве стран служит дополнением частного сектора там и в такой мере, где и насколько мотивация для частного капитала оказывается недостаточной.
Тема 6. Механизм управления экономики общественного сектора.
^ 6.1. Субъекты, объекты управления общественным сектором.
Специфика государственного управления заключена в том, что субъектом управления выступает специально уполномоченный представительный аппарат, осуществляющий свои функции исключительно на профессиональной основе. К перечню объектов государственного управления следует отнести социально-экономические процессы, общественные институты, а также различные социальные группы, действующие на территории данного государства.

Предметом системы государственного управления является территориальное образование. Территориальное образование может выступать в роли государства, региона или любого другого территориального поселения, располагающего административными границами, являющегося составной частью региона, а также наделенного формальной способностью к самоуправлению. Основу системы управления территориальными образованиями составляют вертикальные и горизонтальные связи.

Вертикальные связи включают в себя разделение территориальных образований на уровни власти, тогда как горизонтальные – на ветви власти.

Уровни власти – это горизонтально упорядоченные ранги исполнительной деятельности, разделенные режимом делегирования полномочий от высших управленческих звеньев низшим. Количество уровней зависит от количества и специализации должностных функций в организационной структуре.

Ветви власти (зоны управления) – вертикально упорядоченные направления управленческой деятельности, определяемые в соответствии с принципом разделения властей, используемым в условиях демократического политического режима. Традиционно к ветвям власти относят исполнительную, законодательную и судебную.
^ 6.2. Принципы и методы управления общественным сектором
Основными принципами формирования системы государственного управления являются:

1) разделения властей; 2) комплементарности; 3) субсидиарности;

4) суверенности; 5) демократизма; 6) гомогенности

^ Принцип разделения властей, предполагает разделение государственной власти на 3 сферы: законодательную, исполнительную и судебную, что должно служит условием эффективного контроля за деятельность госаппарата.

^ Принцип комплиментарности характеризуется установкой на непрерывность в структуре власти. Принцип нацеливает на создание условий равномерного распределения властных функций в разрезе всей вертикали управления по различным территориальным уровням.

^ Принцип субсидиарности определяет процедуру распределения и перераспределения полномочий между управленческими уровнями государственной власти.

Принцип суверенности предполагает наличие фактической независимости как существенного признака государства.

^ Принцип демократизма нацеливает на активное участие городского населения в принятии решений государственного и муниципального значения

Принцип гомогенности отображает преимущество федерального права перед региональным, соответствие и соподчиненность регионального законодательства федеральному.

Деятельность в сфере государственного и муниципального управления имеет свои особенности, заключающиеся главным образом в концентрации внимания на решении вопросов общественно значения. Соответственно, методология решения возникающих здесь проблем не может не включать в себя, наряду с критериями эффективности, также критерии публичности и социальной консолидации. В соответствии с этими требованиями, лицо, действующее в режиме публичной власти, при принятии решения должно отбирать общественно признанные варианты эффективного решения.

Особенность методов государственного и муниципального управления, является их тесная привязка к нормативно-бюджетной базе территориального образования, призванная обеспечить прозрачность и подконтрольность в деятельности органов управления, их ориентацию на удовлетворение потребностей граждан и реализацию общественного интереса.

Методы, используемы в режиме организации государственной и муниципальной власти, могут быть разделены на два вида: исследовательские и инструментальные. Исследовательские методы нацелены на анализ и диагностику исследуемой системы, тогда как инструментальные – на проектирование новых систем, новых подходов. В основе исследовательских методов лежит системный подход. К числу методов следует отнести методы моделирования, логический анализ, причинный анализ, социально-экономическое экспериментирование, тестирование, морфологический анализ, функциональное проектирование, методы экспертных оценок, факторный анализ и т.д.

К числу инструментальных методов можно отнести нормативный, балансовый и статистический методы.
^ 6.3. Особенности финансирования в общественном секторе.

Эффективное использование общественных средств предполагает сопоставление затрат и результатов как программ государственного финансирования, так и проектов производственного характера

Рациональность общественных расходов определяется их экономичностью,производительностью используемых ресурсов и результативностью затрат.

Экономичность характеризует затратную (ресурсную) сторону эффективности. Экономичными являются такие решения, при которых ресурсы необходимого состава, количества и качества приобретаются и используются с минимально возможными издержками

Производительность — это соотношение количества продукции или услуг и величины затрат на их производство.

Результативность характеризует соответствие общественных расходов и достигаемых с их помощью результатов конкретным целям, которым в том или ином случае призван служить общественный сектор.

Очевидно, что экономичность, производительность и результативность тесно взаимосвязаны и могут быть обособлены друг от друга лишь с некоторой долей условности. По сути, они выражают лишь различные аспекты, стороны эффективности общественных расходов. Как правило, более экономичные решения обеспечивают наивысшую производительность, а она в свою очередь приводит к должной результативности.
Тема 7. Государственные доходы и экономика общественного сектора.
^ 7.1. Доходы государства и современные принципы их формирования.

В состав государственных доходов входят доходы от фискальных монополий, налоги и сборы, доходы от использования имущества (включая доходы, получаемые от государственного сектора), доходы от продажи государственной собственности и поступления от займов. В каждой отдельной стране состав государственных доходов обусловлен уровнем развития товарно-денежных отношении, способом производства, природой и функциями государства. Основная масса государственных доходов развитых стран сосредоточена в государственных бюджетах. Главной формой мобилизации государственных доходов выступают налоги. В бюджете центрального правительства они составляют от 70 до 90% всех доходов, в местных бюджетах доля налогов достигает половины. К важнейшим налогам центральных правительств (федеральным налогам) относятся подоходный налог, корпорационный налог, НДС, акцизы и таможенные пошлины. В местные бюджеты поступают местные налоги, доходы от муниципального хозяйства, доходы от займов местных органов власти, субсидии центрального правительства. К основным региональным и местным налогам относятся поимущественные и поземельные налоги, а в некоторых странах также акцизы. Доходы государственных предприятий складываются из прибыли, займов, правительственных субсидий и кредитов. Многочисленные специальные фонды государства формируются за счет специальных налогов и сборов, добровольных взносов, субсидий из бюджета и займов.

До начала 1980-х гг. отмечалась тенденция повышения доли государственных доходов в общем объеме валового национального продукта и национального дохода. Если накануне первой мировой войны государство аккумулировало около 15% национального дохода, то в 1980-х гг. - уже 40-50%.

Экономической основой государственного регулирования экономики является часть ВВП, перераспределяемая через государственный бюджет и внебюджетные фонды, и государственная собственность. Эффективность государственной экономической политики при прочих равных условиях тем выше, чем выше государственные доходы, чем большая доля ВВП перераспределяется государством, чем большую роль в экономике играет государственный сектор. Но у государственных доходов и у государственного сектора есть относительные границы роста.

В 50-х, 60-х годах государственные доходы в наиболее развитых странах с рыночной экономикой проявляли общую тенденцию к росту более высокими темпами, чем показатели ВВП и доходы юридических и физических лиц. В настоящее время наблюдается обратная тенденция, поскольку существуют определенные относительные границы роста государственных доходов:

- границы достаточной мотивации предпринимательской деятельности;

- социальные границы налогообложения лиц, работающих по найму, и средних слоев;

- границы прироста ВВП.

В странах с развитой рыночной экономикой государственные доходы составляют значительную часть валового внутреннего продукта (ВВП) и оказывают сильное влияние на его перераспределение и расширенное воспроизводство. В среднем они равняются в странах ОЕСР от 30% до 44% ВВП.
^ 7.2. Государственные расходы на общественный сектор.
Ресурсный потенциал общественного сектора, сформированный на базе государственных доходов, реализуется посредством государственных (общественных) расходов, которые осуществляются как в денежных, так и в натуральных формах.

Задачи, решаемые в сфере расходования общественных средств, можно в целом разделить на три группы: 1) это оказание социальной помощи тем членам общества, которые не имеют возможности самостоятельно себя обеспечить (например, пособия, выплачиваемые инвалидам); 2) обеспечение обязательного страхования на случай болезни, безработицы и т. п.; 3) про-изводство и приобретение благ (услуг), ответственность за удовлетворение потребностей в которых берет на себя государство.

Общественные расходы могут осуществляться в формах финансирова-ния затрат на содержание организаций общественного сектора, закупок това-ров или услуг, субсидирования предприятий и организаций, поставляющих продукцию на рынок, а также денежных выплат и натуральных выдач лицам, охваченным программами социальной помощи и страхования. Перечислен-ные формы зачастую выступают в качестве взаимозаменяемых либо, сочета-ясь, взаимодополняют друг друга.

Бюджетные расходы можно сгруппировать по четырем основным разделам: традиционные государственные функции, современные государственные функции, процентные платежи, прочие расходы. К традиционным относятся общее административное управление, отправление правосудия, содержание полиции и обеспечение обороны. Затраты на выполнение этих функций в большинстве своем составляют расходы на коллективно потребляемы обществом блага.

Современные государственные функции связаны с предоставлением трансфертов в натуральной форме, прежде всего в области образования и здравоохранения, а также трансфертов в денежной форме и субсидий. Расходы на выполнение этих функций ориентировании на индивидуальные домашние хозяйства и производственные предприятия, которые образуют основу современного социального государства.

Процентные платежи связаны с обслуживанием государственного долга.

В современном мире резко изменились функции государственных расходов. Только 20% всех расходов государственных бюджетов направляется на финансирование традиционных функций государства. В то же время расходы на современные функции превышают 60%. При этом чем выше уровень развития, тем меньше доля расходов на традиционные функции. В развитых странах на эти цели тратится всего 11% расходов госбюджетов, а в развивающихся – 24%. На современные функции развитые страны направляют более 70% расходов бюджетов, развивающиеся -56%. Промежуточное положение занимают страны с переходной экономикой. Там традиционные функции поглощают 14%, а современные – 65% государственных расходов.
Тема 8. Муниципальная экономика общественного сектора.
^ 8.1. Теория экономики города.
Пространственные факторы играют огромную роль в реальной экономической жизни в силу резкой пространственной неоднородности. Преимущественно она сконцентрирована в фокусах социально-экономической активности, в совокупности представляющих ничтожно малую часть территории планеты. Поэтому понятие "город" для экономического анализа не менее значимо, чем такие основополагающие понятия как 'производитель" и 'потребитель". Эти обстоятельства обусловили возникновение 'пространственной экономики", выделившейся в особый раздел экономической науки еще в первой половине XX века. Дальнейшее ее развитие привело к формированию «новой экономики города (NUE)» в начале 60-х годов. С этого момента принято рассматривать теорию экономики города как самостоятельную научную дисциплину, важнейшей концепцией которой является концепция локальных общественных благ (ЛОБ). Она позволяет учесть в более явном виде предпочтения экономических агентов относительно муниципальных услуг, предоставляемых инфраструктурой города. В рамках теории экономики города город является самостоятельным экономическим агентом, наделенный своим имуществом, осуществляющий определенные социально-экономические функции и обладающий необходимым уровнем автономности в принятии решений.

При рассмотрении функций города, его производства, потребления,

инвестиций, необходимо обратить особое внимание на специфические услуги, предоставляемые городом. Сюда включается как обслуживание технического характера: общественный пассажирский транспорт и дорожная сеть города, система его водо-, электро-, тепло-, газоснабжения, очистные системы, противопожарная служба; так и административные и культурно-бытовые муниципальные услуги: правоохранительных органов, медицинских, образовательных учреждений и т.д. Все перечислен-ные услуги относятся к локализованным общественным благам. Существенной чертой ЛОБ является пространственная ограниченность круга потенциальных пользователей. Например, городской пассажирский транспорт. Среди важнейших черт ЛОБ доминируют две экономические характеристики: 1) делимость - параметр, связанный одновременно с условиями производства и использования блага; 2) способность порождать пространственно ограниченные внешние эффекты (эффекты перелива).
^ 8.2. Муниципальное образование и муниципальная собственность.
Муниципальное образование – это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

В настоящее время в РФ функционирует 24372 муниципальных образования. Муниципальное образование обретает статус органа местного самоуправления, если управляет муниципальной собственностью, утверждает и исполняет местный бюджет, обладает правом установления местных налогов и сборов или учреждения муниципальных предприятий, а также имеет выборные органы представительной и исполнительной власти. Это юридические признаки муниципальных образований.

Муниципальная собственность – собственность муниципального образования. В ее состав входят: муниципальные земли и другие природные, ресурсы;   муниципальные   предприятия и организации; муниципальные банки и другие финансовые организации; муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения; муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.  В  состав   муниципальной собственности входят также средства местного бюджета, муниципальные  внебюджетные   фонды, имущество организаций местного самоуправления. Собственником муниципальной собственности является муниципальное образование, т. е. население, проживающее на территории муниципалитета.

Важнейшими элементами муниципального сектора экономики являются муниципальные унитарные предприятия. Как гласит ст.113 Гражданского Кодекса РФ, «Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество». Имущество унитарного предприятия является неделимым, находящимся в муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Опыт развития российских унитарных предприятий продемонстрировал крайнюю экономическую неэффективность этой организационно-правовой формы. Поэтому в стране возникла необходимость в резком сокращении унитарных предприятий и перераспределении их функций среди предприятий других форм собственности. При этом в ходе сокращения унитарных предприятий емкость муниципального сектора не только не сократится, но и может существенно возрасти. Ведь при передаче государственных и муниципальных функций частным предприятиям соответствующий статус этих функций сохраняется.

^ 8.3. Структура и функции местного бюджета.

Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Местные бюджеты – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. доходы местных бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов других уровней.

В настоящее время в составе доходов местных бюджетов налоги составляют чуть более трети от общей суммы (36,7% в 2005 году), а неналоговые доходы – (5,9%). Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы в местные бюджеты Российской Федерации равнялись 52,5% доходов местных бюджетов).
В составе налоговых доходов основной объем поступлений обеспечивается налогом на доходы физических лиц, налогом на прибыль организаций и местными налогами – земельным и налогом на имущество физических лиц
Наибольший объем в расходной части местных бюджетов составляют затраты на финансирование социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, в том числе на образование – 36%, на здравоохранение и спорт – 15%, на поддержку ЖКХ – 20%. Расходы на управление равны 6% от общего объема расходов местных бюджетов.
Расходы местных бюджетов в 2005 г. составили 18% от объема расходов консолидированного бюджета Российской Федерации и 40% от объема расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.
Тема 9. Роль естественных монополий в функционировании экономики общественного сектора.
^ 9.1. Понятие и причины существования естественной монополии.
Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Естественная монополия – официально признанная неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для всего государства и населения. Естественные монополии возникают в тех областях, где действует авторское право, ибо автор является монополистом по закону. С другой стороны, в интересах государства выгодно иметь единые трубопроводные, энергетические сети, железнодорожные магистрали. Государственная монополия возникает также в тех сферах, где ее наличие обусловлено соображениями общественной безопасности.

Фактор экономии от масштаба абсолютно значим для монопродуктовых монополий (например, в области газо-, тепло- и водоснабжения нерационально строить конкурирующие трубопроводы). В случае многопро­дуктовой естественной монополии действует фактор экономии от разно­образия (economies of scope), когда производство комплекса продуктов или услуг на единственном предприятии обходится дешевле, чем производ­ство каждого из них на специализированном предприятии (например, в железнодорожном транспорте невозможно существование раздельных путей для грузо- и пассажироперевозок).

Один из важнейших отличительных признаков монополии вооб­ще и естественной монополии в частности — наличие высоких барь­еров для входа новых фирм в отрасль, при которых обществу дей­ствительно выгоднее иметь лишь одну фирму. "Высота" упомянутых барьеров определяется объемом инвестиций, необходимых для созда­ния инфраструктурной сети. При этом вложения в инфраструктуру всегда менее привлекательны для инвесторов, чем в другие сферы экономики, что обусловлено длительными сроками окупаемости, высо­ким уровнем рисков и продолжительным периодом амортизации ос­новных фондов, а также наличием многочисленных регулирующих органов в данной сфере деятельности.
^ 9.2. Государственное регулирование естественных монополий.
В теории несовершенной конкуренции рассматриваются три ос­новные задачи государственного регулирования естественных моно­полий: во-первых, необходимо, чтобы их цены были максимально приближены к уровню предельных издержек; во-вторых, нужно обес­печивать только нормальную норму прибыли; в-третьих, их производ­ство должно быть эффективным. В соответствии с этими задачами регулирующие органы призваны поддерживать такой уровень цен на продукцию естественных монополий, который будет одновременно максимально приближен к предельным издержкам, но вместе с тем позволит получать доход, достаточный для возмещения издержек.

Опыт взаимодействия с государством российских естественных монополий свидетельствует о том, что основная борьба за динамику тарифов проходит именно в указанном проблемном поле. Противоре­чия интересов государства и монополий балансируются с помощью так называемых двухкомпонентных тарифов. Отметим, что они ис­пользуются в деятельности естественно монопольных компаний мно­гих стран. Двухкомпонентный тариф состоит из фиксированной пла­ты за право постановки на обслуживание и переменной платы за каж­дую единицу потребляемых услуг (наиболее наглядно этот принцип можно представить на примере телекоммуникаций, где используются всевозможные комбинации абонентской и повременной оплаты услуг).

Естественным монополиям для поддержания рационального объ­ема инвестиций в производство и доставку основного продукта потре­бителю в различные периоды требуется неодинаковая величина дохо­да на капитал. Поэтому прибыльность естественно монопольных ком­паний относительно среднего значения может колебаться. Именно такие аргументы обычно используются монополиями в торге с госу­дарством за уровень тарифов.

Другой возможный метод покрытия средних для отрасли издер­жек и одновременно поддержания социально приемлемых тарифов для отдельных групп потребителей — перекрестное субсидирование. В России оно существует, например, в форме установления разных та­рифов для грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок (низ­кие цены на пассажирские перевозки компенсируются завышенными ценами на грузовые), а также в электроснабжении (относительно низ­кие тарифы на потребляемую энергию для населения уравновешивают­ся для компаний высокими тарифами для промышленных потребите­лей) . Однако перекрестное субсидирование может оказаться тормозом дальнейшего развития не только самих инфраструктурных отраслей, но и всего реального сектора, поскольку невозможно постоянно решать проблемы рентабельности энергетики, газового хозяйства и железнодо­рожного транспорта только за счет промышленных потребителей.

Государственное ценообразование на продукцию естественной моно­полии преследует цель, с одной стороны, снизить потери общества, обус­ловленные монопольной властью, а с другой — предотвратить нанесение ущерба эффективности и устойчивости производства самих монополий. В мировой практике используются различные модели государственно­го ценообразования в инфраструктурной сфере. К их числу относятся:

  • модель эффективного ценообразования, когда цена устанав­ливается на уровне предельных издержек (имитируются условия равновесия при совершенной конкуренции);

  • модель справедливого (социально) ценообразования, обеспе-­
    чивающая максимизацию выигрыша потребителей, но при условии
    безубыточной деятельности самих монополий;

  • модель ценообразования с нормальной прибылью, когда госу­-
    дарство определяет для естественной монополии норму рентабельно­
    сти, обеспечивающую нормальную доходность (эта модель стимули­-
    рует рост реальных издержек);

  • модель предельной цены (выше средних издержек), предо­-
    ставляющая большую свободу монополисту в определении цены и
    поставляемого на рынок объема товаров и услуг;

  • модель предельной нормы отдачи на капитал, при которой прямое
    или косвенное регулирование цен заменяется контролем над этой нор­
    мой. Однако здесь возникает побочный эффект в виде стремления ком­-
    паний замещать капитальными ресурсами другие факторы производства.

Тема 10. Экономика общественного сектора и проблема бедности.
10.1. Причины неравенства доходов в рыночной экономике.
В рыночной экономике основная часть потребительских благ и услуг реализуется как товары, а значит, уровень потребления населения в первую очередь зависит от уровня доходов.

Доходы представляют собой совокупность полученных человеком денежных средств, необходимых для приобретения различных благ для личного потребления.

Важно, чтобы личный доход превышал прожиточный минимум, рассчитанный исходя из потребления человеком минимально необходимого набора благ и услуг, называемого «потребительской корзиной» поэтому в условиях инфляции он непрерывно меняется. О людях, потребление которых ниже предусмотренного прожиточного минимумом, принято говорить, что они живут «за чертой бедности».

Существуют три главных источника доходов: заработная плата, доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента) и социальные выплаты (пенсии, пособия по безработице). В связи с тем, что денежные доходы распределяются неравномерно между людьми, семьями и группами, имеет место дифференциация доходов. На степень равенства доходов влияет множество обстоятельств разнонаправленного действия. Здесь и доходы от собственности, резко увеличивающие долю высшей группы доходополучателей, и уровень, качество образования, которые, напротив, сокращают дифференциацию, и, наконец, степень занятости населения и многое другое. Немаловажное значение имеет и государство - его социальная политика, если она направлена на определенное перераспределение доходов, на увеличение социальных расходов. С развитием общества глубина дифференциации доходов изменятся: на первоначальном этапе рыночного развития она увеличивается, на зрелой фазе уменьшается благодаря социальной политике государства.
10.2. Критерии и методы оценки дифференциации доходов.

Степень равенства или неравенства статистически определяется по распределению индивидуальных доходов между определенными категориями населения. Все население страны делят по уровню личных доходов на какое-то количество групп (5, 10, 20) и определяют долю каждой в общем объеме личных доходов населения. Важнейший общий показатель, на основе которого сравнивают степени дифференциации доходов, - коэффициент Джини (его еще называют индексом концентрации доходов населения). Этот коэффициент характеризует степень отклонения реального распределения доходов от идеального (равномерного), когда на долю каждой группы доходополучателей приходилась бы точно такая же доля совокупного дохода или потребления. Коэффициент Джини равняется нулю при абсолютном равенстве и ста процентам (или единице) при совершенном неравенстве. Чем ближе этот коэффициент к ста, тем более неравномерно распределение доходов в стране.

Таблица 10.1. Величина коэффициента Джини (с 1961 по 1996 год) в высокоразвитых странах, в странах развивающегося мира и в России.



Как видим, развитые страны отличаются гораздо более высокой степенью равенства в распределении доходов, нежели латиноамериканские. Коэффициент Джини в странах Европы колебался в пределах 25-35% (самым низким он был в Швеции). Правда, с середины 70-х годов этот показатель заметно вырос в Великобритании и США (в США он превысил 40%). Что касается латиноамериканских стран, то коэффициент Джини там выше уровня европейских в полтора-два раза и достигает 50-60% - свидетельство крайне неравномерного распределения доходов в этих государствах. Коэффициент Джини в России (по данным Всемирного банка за 1996 год), хотя и не поднялся до уровня Бразилии или Мексики, тем не менее одинаков с Венесуэлой и говорит о высокой степени неравномерности распределения доходов в нашей стране.

Табл. 10.2. Разрыв между величиной доходов, приходящихся на долю 10% самой низкой группы доходополучателей и 10% самой высокой группы, из таблицы Всемирного банка (из "Доклада о мировом развитии-2002").

В развитых странах разрыв в доходах высшей и низшей групп достиг своего максимума (в 16 раз - только в США) и колебался в пределах 6-10 раз. А вот в странах Латинской Америки этот разрыв составляет десятки раз. К сожалению, и Россия оказалась в том же ряду: на долю высших 10% доходополучателей приходилось в 23 раза больше доходов, нежели на долю низших 10%. (Наша официальная статистика приводит иной показатель - 14,5. Однако, по мнению экономистов, с учетом сокрытия доходов разрыв составляет все же 23-25 раз, то есть соответствует показателю Всемирного банка.)
  1   2   3



Скачать файл (392.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации