Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Дистанционное образование - файл 1.doc


Контрольная работа - Дистанционное образование
скачать (393 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc393kb.19.11.2011 15:03скачать

содержание

1.doc

Часть I. Контрольная работа по теме: Проблема дистанционного образования и пути ее решения

Введение


Проблема дистанционного образования начала широкое обсуждаться в России в конце 90-х годов XX века. В это время Интернет начал широко использоваться в мире, в том числе в России. Компьютер также перестал быть редкостью и принадлежностью только хорошо обеспеченных семей.

Приводилось много аргументов как за дистанционное образование, так и против него. Вопросы эти связаны были и с организацией учебного процесса, и с качеством знаний, и с возможностями контроля знаний, умений и навыков.

Хотя сейчас развитие информационных и коммуникационных средств вышло на новый уровень, ряд проблем, обозначенных десять лет назад, и сегодня актуальны.

Развитие дистанционного образования признано одним из ключевых направлений основных образовательных программ ЮНЕСКО "Образование для всех", "Образование через всю жизнь", "Образование без границ" и среднесрочной стратегии ЮНЕСКО в 1996-2001 гг. Содействие развитию ДО определено как приоритетная задача в статье 126 Маастрихтского договора - учредительного договора Европейского союза

В настоящей работе рассматриваются цели и задачи дистанционного образования, его плюсы, минусы, а так же основные вопросы, связанные с организацией такого образования, включая проблемы финансирования.

Рассматриваемая проблема является актуальной.

Цель работы – выявить действительные возможности дистанционного образования и предложить эффективные механизмы реализации такого образования.

Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:

  • Сформулировать, что представляет собой дистанционное образование, каковы его цели и задачи

  • Определить ресурсы дистанционного образования

  • Определить методы организации и проведения дистанционного обучения

  • Определить действенные методы контроля полученных знаний, умений и навыков.

Предметом исследования является методика дистанционного образования

Объект исследования – средства проведения дистанционных занятий

Методы исследования предполагают как знакомство с общими идеями дистанционного образования, изложенными в первую очередь в периодических изданиях (включая Интернет- издания), так и анализ практики дистанционного образования.
^

1. Что понимается под дистанционным образованием


Современное глобальное информационное пространство, основой которого фактически стала сеть сетей Интернет, предоставляет совершенно новые, чрезвычайно мощные способы распространения информации и организации коммуникации. Поскольку именно информация и коммуникация могут рассматриваться как «Альфа и Омега» дидактического процесса, вторжение Интернет в жизнь большей части человечества дает возможность не только говорить о дистанционном образовании, но и реализовывать такое образование на практике. Действительно, сегодня практически в каждой семье, живущей в крупном российском городе, имеется компьютер, чаще – два. Кроме того, почти 70% владельцев компьютеров объединены в Интернет по выделенной линии, а из остальных большая часть использует при необходимости телефонные контакты для выхода в глобальную сеть.

Единого мнения о том, что понимать под дистанционным образованием нет. Так, имеются специальные образовательные сайты. Начать следует с Федерального образовательного портала http://www.edu.ru/. На нем даны ссылки на Федеральные ресурсы, в том числе – на электронные библиотеки. Однако в первую очередь обратим внимание на ресурсы для дистанционных форм обучения1. Приведем фрагмент каталога этого ресурса:

^ Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

Интернет-школа «Просвещение.ru»



Как видно на скрин-шоте данного сайта, данный ресурс дистанционного образования ориентирован на широкий круг заинтересованных лиц, в которых включены и учащиеся, и родители, и учителя.

В каталоге дистанционного образования даны указатели на выложенные на сервера учебные и учебно-методические материалы по различным предметам, а ток же материалы, связанные с дополнительным образованием.

Приводятся также нормативные материалы.

Для того, чтобы выяснить, что такое дистанционное образование. Необходимо понять, что такое образование вообще. Традиционно в педагогике говорят об образовании как о процессе получения знаний, умений и навыков. Обсуждая же методику образования утверждают, что она объединяет воспитательную, обучающую и развивающую компоненты. В то же время В.И. Овсянников и А.В. Густырь считают, что за последние пятнадцать лет понимание образования претерпело серьезные изменения. «Начиная с середины 90-х г.г. смысл и значение понятия "образование" начинает меняться в направлении "глобализации" и вскрытии механизмов данного феномена. Так, В.М. Зелинченко определяет образование как "один из основных механизмов репликации и эволюции мимов, где мимы - это элементы культуры". Констатируется огромная роль образования в эволюции современной цивилизации. Особое изменение претерпело понятие "образование" в связи с формирование новой области научного знания - философии образования. Философское осмысление данного феномена начинается с работ Б.С. Гершунского. Он понимает под образованием сложное многоплановое явление, представляющее собой единство четырех аспектных характеристик: ценность, система, процесс, результат. Таким образом, понятие образование дополняется аксиологической и системной сущностью. Как результат образование представляет собой последовательную реализацию следующих компонентов: грамотность -> образованность -> профессиональная компетентность -> культура -> менталитет. Менталитет - высшая ценность образования и его иерархически главная цель»2.

Авторы отмечают, что одна из причин изменения подхода к образованию – возможность получения образования дистанционно. О дистанционном образовании (ДО) говорится следующее: «В течение последних трёх десятилетий ДО стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, изменив облик образования во многих странах мира. Возникла и бурно развивается целая индустрия образовательных услуг, объединяемых общим названием "дистанционное образование", впечатляющая огромным числом обучающихся, количеством образовательных учреждений, размерами и сложностью инфраструктуры, масштабами инвестиций и денежного оборота»3.

Аналитическое или тавтологическое определение дистанционного образования следующее: «образования на расстоянии, предполагающего опосредованную двухстороннюю коммуникацию между обучающимся и обучающим». Г.В. Майер определяет ДО как "самостоятельная познавательная деятельность", отличающаяся "открытым доступом к образовательным ресурсам, … обеспечиваемым информационными технологиями и средствами телекоммуникации"4. Дистанционное образование - это форма обучения, при которой преподаватель и обучающийся в основном или всегда разделены во времени и/или пространстве и используют различные комбинации средств информации для предоставления информации и обеспечения взаимодействия в учебном процессе. Как форма распространения образования оно развивалось на протяжении нескольких поколений (Nipper, 1989; Моran, 1993; Тaylor, 1996) и тесно связано с применяемыми технологиями… Прежние различия между дистанционной и аудиторной формами обучения быстро исчезают, уступая место более гибким обучающим структурам, в которых центр тяжести переносится с преподавания на изучение предмета в соответствующих условиях с упором на его глубокое, а не поверхностное усвоение5.

Таким образом, говоря о дистанционном образовании имеется ввиду новая технология, в которой акцент делается на самостоятельном и глубоком освоении предмета с помощью удаленных средств получения знаний и весьма специфического инструментария. Хотя процитированные авторы утверждают, что основы дистанционного образования были заложены до появления компьютерных технологий. Невозможно не заметить, что именно эти технологии придали импульс практической реализации этих технологий.

«Современные компьютерные технологии позволяют организовать эффективное интенсивное обучение…. Речь при этом идет о заочной форме обучения. Которое строится по следующей методике:

- обучаемому определяют сроки прохождения курса;

- передается учебный план, методические пособия  и задания для самостоятельного выполнения;

- обучаемый выполняет контрольные задания и, в конце обучения, сдает квалификационную работу или экзамен.

Дистанционное обучение - это заочное обучение, плюс общение с преподавателем через интернет. В процессе обучения Вы получаете учебные материалы и задания на свой компьютер, выполняете тесты и контрольные работы и отправляете их преподавателю. Вы знаете своего преподавателя и методиста, можете задавать им вопросы и своевременно получаете ответы на заданные вопросы»6.

О том, что дистанционное образование пришло в Россию вместе с бурным развитием компьютерных технологий и сетей Интернет говорит Б.В. Семкин: «Впервые в России словосочетание “ дистанционное образование” (ДО) появилось “на слуху” три-четыре года назад, а уже в 1996/97 учебном году отмечен бурный рост интереса учащихся к ДО. Этот интерес нашел отклик и в работе различных общественных организаций, органов федеральной власти и власти субъектов РФ. ДО стало насущной потребностью, сформировавшейся под воздействием вполне определенных процессов, таких как: углубление экономического кризиса, спад производства, рост безработицы, проблемы сокращающейся армии, конверсия, ощутимая потеря позиций традиционных форм образования…. Под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды, основанной на средствах обмена учебной информацией на расстоянии. Высокая эффективность ДО в XX веке связана с внесением в ДО деятельной методологии и интенсивных методов обучения. Многие специалисты полагают, что в сочетании с современными приемами передачи информации на расстояние (электронные конспекты, спутниковое телевидение, телекоммуникации, радио и т.п.), а также с учетом кооперации усилий разных государств, ДО станет в XXI веке ведущей формой образования, по крайней мере, для взрослого населения»7.

Лаконично, но вполне содержательно следующее определение: «Дистанционное обучение — это образовательный процесс, при котором преподаватель и обучаемый разделены временем, расстоянием или и тем и другим»8.

Приведем и близкие определения: «"Коммуникация в целях научения", как родовое понятие во втором определении образования в МСКО 1997, позволяет классифицировать образование, наряду с другими основаниями, по формам, или способам осуществления коммуникации и делает очевидной ещё одну тавтологическую, или проясняющую формулировку "дистанционного образования", другими словами повторяющую то же самое: дистанционное образование - это форма образования ( = образовательной коммуникации), при которой образовательная коммуникация осуществляется по преимуществу опосредованно/на расстоянии на основе использования самых разнообразных видов связи и средств (DF2)»9.

Программы дистанционного обучения обычно предполагают наличие на местах возможностей для производства материалов: компетентность в составлении учебных программ, редактировании, графическом дизайне, аудиовизуальном производстве и программировании, дополненные календарным планированием производства, системами и средствами отправки материалов. Характер этих задач быстро меняется, чтобы привлечь новые средства информации, а в производственных группах нового типа практикуется совместная работа специалистов.

При обсуждении целей дистанционного образования указывают не только углубление и совершенствование знаний, умений и навыков за счет использования более совершенных дидактических методик, но и формирование навыков самостоятельности в освоении предметов. Большим достоинством дистанционного образования является возможность обучаемого самостоятельно выбирать наиболее интересующие его проблемы, литературу и методики, помогающие освоить данную предметную область. Интерактивность, которая сегодня стала неотъемлемой частью дистанционного образования, дает возможность выбрать себе преподавателя (консультанта), наиболее отвечающего интересам и потребностям обучаемого.

Особо отмечается, что дистанционное образование позволяет получать знания у высококлассных специалистов, преодолевая проблему расстояния и даже временных поясов.

Для инвалидов, особенно – людей с ограниченной подвижностью, дистанционное образование – едва ли не единственный способ получить полноценные знания и в дальнейшем иметь возможность полноценно, эффективно работать прямо на дому, материально обеспечивать себя, что имеет также огромное психологическое значение10.

Достоинства дистанционного образования неотделимы от его же недостатков. Самостоятельность требует активности, заинтересованности, энергии, ряда свойств характера, которые имеются далеко не у всех. Так, большинство школьников, да и студентов учатся потому, что существуют методы принуждения, давления, дисциплины, навязанной сверху. Эти методы принципиально отсутствуют в дистанционном образовании. Поэтому ДО рассматривается в первую очередь как метод, который может успешно использоваться в системе высшего образования, самообразования, повышения квалификации. Что же касается школьников, то дистанционно может вестись работа по дополнительному образованию.
^

2. Ресурсы дистанционного образования


Существуют две основные модели дистанционного образования. Одна, типичная для дистанционного обучения в Азии, - это открытый университет, зачисляющий очень большое число студентов, где преподавание ведется исключительно методами дистанционного образования. Эти открытые сверхуниверситеты часто создаются как национальные учебные заведения, финансируемые из общественных фондов.

В другой, "двухвидовой", модели, примером которой служит дистанционное образование в Австралии, Новой Зеландии и Малайзии, обучение в университете или колледже происходит и внутри и за их стенами; не проводится различия между дистанционным и очным обучением в плане оценки знаний или выдачи дипломов, и студенты могут переходить от одной формы к другой. В учебных заведениях студенты могут использовать (и все больше используют) материалы, предназначенные для дистанционного обучения, в том числе с применением ЭВМ, чтобы дополнить или заменить классическую лекционно-консультативную модель. Распечатки стали преобладающим средством заочного обучения и дополняются аудиовизуальными материалами (а не средствами телевидения или радио). Аудиотелеконференции (а в некоторых случаях - видеоконференции) становятся обычным явлением.

При любой модели в основе развития удаленного обучения лежит принцип разделения учебного заведения и обучающегося по двум направлениям: 

  • асинхронное обучение (удаленный “ученик”, оснащенный пакетом информационных средств, накапливает знания, навыки, умения, а учебное заведение периодически контролирует количество и качество их усвоения; по этой форме, например, в России широко распространено заочное обучение в высшей школе);

  • синхронное обучение (дистанционное обучение в современном понимании; удаленный “класс”, группа, реже отдельный ученик в синхронном взаимодействии с тьютором, удаленной информационной базой, тестирующим устройством и т.п.).

И.О. Морозов считает, что методики ДО делятся не на два, а на три типа: «На практике наиболее распространены три вида систем дистанционного обучения: синхронные, асинхронные и смешанные.

В синхронных системах обучаемые и преподаватели участвуют в учебном процессе одновременно. К таким системам относятся интерактивное ТВ, компьютерные телеконференции, дистанционное обучение под руководством инструктора.

Асинхронные системы не требуют одновременного участия обучаемых и преподавателя. Обучаемый сам выбирает время и план занятий. К таким системам относятся курсы на основе печатных материалов, физических электронных носителей (CD, аудио/видеокассеты), электронной почты, а также Интернет/интранет-системы. Смешанные системы используют элементы как синхронного, так и асинхронного типов обучения»11.

Дистанционное образование опирается на следующие принципы:

  1. ^ Принцип гуманистичности обучения.

Этот принцип является определяющим в системе непрерывного интенсивного обучения и усиливается применительно к СДО. Его сущность заключается в обращенности обучения и образовательного процесса в целом к человеку, в создании максимально благоприятных условий для овладения обучающимися социально накопленного опыта, заключенного в содержании обучения, освоении избранной профессии, для развития и проявления творческой индивидуальности, высоких гражданских, нравственных, интеллектуальных качеств, которые обеспечивали бы ему социальную защищенность, безопасное и комфортное существование.

  1. ^ Принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании образовательного процесса в СДО.

Суть названного принципа состоит в том, что проектирование СДО необходимо начинать с разработки теоретических концепций, создания дидактических моделей тех явлений, которые предполагается реализовать. Опыт компьютеризации позволяет утверждать, что когда приоритетной является педагогическая сторона, система получается более эффективной.

  1. ^ Принцип педагогической целесообразности применения новых информационных технологий.

Он требует педагогической оценки эффективности каждого шага проектирования и создания СДО. Поэтому на первый план необходимо ставить не внедрение техники, а соответствующее содержательное наполнение учебных курсов и образовательных услуг.

  1. ^ Принцип выбора содержания образования.

Содержание образования СДО должно соответствовать нормативным требованиям Государственного образовательного стандарта РФ.

  1. ^ Принцип обеспечения безопасности информации, циркулирующей в СДО.

Необходимо предусматривать при необходимости организационные и технические способы безопасного и конфиденциального хранения, передачи и использования нужных сведений, обеспечения ее безопасности при хранении, передачи и использовании.

  1. ^ Принцип стартового уровня образования.

Эффективное обучение в СДО требует определенного набора знаний, умений, навыков. Например, для продуктивного обучения кандидат на учебу должен быть знаком с научными основами самостоятельного учебного труда, обладать определенными навыками обращения с компьютером и др.

  1. ^ Принцип соответствия технологий обучения.

Технологии обучения должны быть адекватны моделям ДО. Так, в традиционных дисциплинарных моделях обучения в качестве организационных форм обучения (видов занятий) используются лекции, семинарские и практические занятия, имитационные или деловые игры, лабораторные занятия, самостоятельная работа, производственная практика, курсовые и дипломные работы, контроль усвоения знаний. В процессе становления СДО могут появиться новые модели, которые в случае необходимости должны быть включены в нее. Примером таких новых моделей могут служить объектно-ориентированные или проектно-информационные модели. В числе организационных форм обучения в этих моделях будут использоваться компьютерные конференции, телеконференции, информационные сеансы, телеконсультации, проектные работы и пр.

  1. ^ Принцип мобильности обучения.

Он заключается в создании информационных сетей, баз и банков знаний и данных для ДО, позволяющих обучающемуся корректировать или дополнять свою образовательную программу в необходимом направлении при отсутствии соответствующих услуг в вузе, где он учится. При этом требуется сохранение информационного инвариантного образования, обеспечивающего возможность перехода из вуза в вуз на обучение по родственным или другим направлениям.

  1. ^ Принцип неантогонистичности ДО существующим формам образования.

Проектируемая СДО сможет дать необходимый социальный и экономический эффект при условии, если создаваемые и внедряемые информационные технологии станут не инородным элементом в традиционной системе высшего образования, а будут естественным образом интегрированы в него12.

К ресурсам дистанционного образования относятся в первую очередь материалы, помешенные на сервера образовательных порталов, на сайты образовательных организаций, общественных, а так же вузов и даже школ.

Современный этап развития Российской высшей школы характеризуется очень интенсивным взаимопроникновением методик образования западной школы в Российскую и наоборот. В России активно развиваются крупные университетские центры по образу ведущих центров США и Европы. Для современного этапа характерно создание ведущими ВУЗами своих филиалов. Это резко расширяет рынок образовательных услуг и экономит средства вкладываемые в образование, но ведет к ухудшению качества образования, если не внести коррективы в методы образования.

Возможное ухудшение качества образования обусловлено следующими факторами:

  • возможным отсутствием в филиалах достаточного количества квалифицированных педагогических кадров;

  • невозможностью быстрого создания необходимой материальной учебно-лабораторной базы в филиале;

  • экономической нецелесообразностью развертывания в филиале полнокомплектных лабораторных комплексов и лекционных мультимедийных систем из-за малого числа студентов;

  • отсутствие в филиалах традиций и опыта постановки и проведения научно-исследовательских и учебных работ и экспериментов13.

Разрешение сложившейся проблемы возможно на основании внедрения в сферу образования дистанционного обучения на базе новых информационных технологий и современного подхода к созданию и функционированию учебного процесса. Основные направления такого подхода:

информатизация имеющегося учебного и научного лабораторного оборудования на базе современных средств и технологий;

разработка нового поколения учебной техники с использованием компьютерных моделей, анимаций и физического моделирования исследуемых объектов, процессов и явлений, ориентированных на решение следующих задач: акцентирование внимания на физической стороне исследуемого процесса; сокращение рутинной части образовательного процесса за счет автоматизации систем управления, измерения и обработки результатов; лабораторный стенд должен охватывать большой раздел лабораторных работ прикладного тематического направления; лабораторные стенды должны обладать системой телекоммуникации, обеспечивающий режимы удаленного и коллективного использования оборудования, интегрируя лабораторные стенды в систему дистанционного образования;

Помимо перечисленных образовательных ресурсов назовем также ресурсы музеев, которые с полным основанием могут быть отнесены к образовательным, разного вида электронные библиотеки и энциклопедии, периодическую прессу.

Среди многочисленных образовательных ресурсов в сетях Интернет особо отметим электронный журнал Вопросы Интернет образования14, ресурсы Федерации Интернет образования, которые будут подробнее рассмотрены ниже.
^

3. Методика дистанционного образование


В связи с тем что использование дистанционных технологий уже стало насущной необходимостью как для образовательных структур, так и для российских потребителей, в декабре 2002 г. Министерством образования была утверждена “Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования РФ”, а в январе 2003 г. Президент РФ Владимир Путин подписал Закон “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “Об образовании” и Федеральный закон “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”. Таким образом, дистанционные технологии, согласно внесенным изменениям и дополнениям, получили юридическое признание.

В сфере дистанционного обучения применение технологий мгновенного сообщения позволит сделать дистанционное обучение более приближенным к реальному. В результате исследования, проведенного инструктором дистанционного обучения Морисом Крузом, выяснилось, что большинству студентов, принимающих участие в эксперименте, применение этой технологии позволило повысить качество обучения вследствие следующих причин. Во-первых, это позволило организовать некое сообщество обучающихся, несомненными плюсами которого было то, что участники обучения обсуждали задания, теорию, выявляли степень освоения материала друг другом. Вторым несомненным плюсом стало расширение сети деловых контактов. Естественное стремление работника расширить количество деловых контактов вполне объяснимо, поскольку это является одним из факторов определяющих рыночную стоимость работника. Третьим плюсом является то, что, обмениваясь ссылками между собой, обучающиеся экономят свое время на поиске необходимых материалов в Интернет15.

Интерактивность с полным основанием рассматривается как важнейшая технология ДО. «Термин "интерактивное взаимодействие" широко используется как в отечественной, так и в зарубежной педагогической литературе. В узком смысле слова (применительно к работе пользователя с программным обеспечением вообще) интерактивное взаимодействие - это диалог пользователя с программой, т.е. обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями). При более развитых средствах ведения диалога (например, при наличии возможности задавать вопросы в произвольной форме, с использованием "ключевого" слова, в форме с ограниченным набором символов) обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала и режима работы. Чем больше существует возможностей управлять программой, чем активнее пользователь участвует в диалоге, тем выше интерактивность. В широком смысле интерактивное взаимодействие предполагает диалог любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов. При этом предполагается активное участие в диалоге обеих сторон - обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль за выполнением принятых решений и т.п. Телекоммуникационная среда, предназначенная для общения миллионов людей друг с другом, является априори интерактивной средой. При дистанционном обучении субъектами в интерактивном взаимодействии будут выступать преподаватели и студенты, а средствами осуществления подобного взаимодействия – электронная почта, телеконференции, диалоги в режиме реального времени и т.д.»16

^ Организационно-методические модели дистанционного обучения (ДО).

Обучение по типу экстерната. Обучение, ориентированное на ВУЗовские (экзаменационные) требования, предназначалось для студентов, которые по каким-то причинам не могли посещать стационарные учебные заведения. Так, в 1836 году был организован Лондонский университет, основной задачей которого в те годы была помощь и проведение экзаменов на получение тех или иных аттестатов, степеней и пр. для студентов, не посещавших обычные учебные заведения. Эта задача сохранилась и поныне наряду со стационарным обучением студентов.

Обучение на базе одного университета. Это уже целая система обучения для студентов, которые обучаются не стационарно (on-campus), а на расстоянии, заочно или дистанционно, т.е. на основе новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации (off-campus). Такие программы для получения разнообразных аттестатов образования разработаны во многих ведущих университетах мира. Так, Новый университет Южного Уэльса в Австралии проводит заочное и дистанционное обучение для 5000 студентов, тогда, как стационарно в нем обучается только 3000 студентов.

Сотрудничество нескольких учебных заведений. Такое сотрудничество в подготовке программ заочного дистанционного обучения позволяет сделать их более профессионально качественными и менее дорогостоящими. Подобная практика реализована, например, в межуниверситетской телеобразовательной программе Кеприкон, в разработке которой приняли участие университеты Аргентины, Боливии, Бразилии, Чили и Парагвая. Другим примером подобного сотрудничества может служить программа "Содружество в образовании". Главы Британских стран содружества встретились в 1987 году с тем, чтобы договориться об организации сети дистанционного обучения для всех стран содружества. Перспективная цель программы - дать возможность любому гражданину стран содружества, не покидая своей страны и своего дома, получить любое образование на базе функционирующих в странах содружества колледжей и университетов.

Автономные образовательные учреждения, специально созданные для целей ДО. Самым крупным подобным учреждением является Открытый университет (The Open University) в Лондоне, на базе которого в последние годы проходят обучение дистанционно большое число студентов не только из Великобритании, но из многих стран Содружества. В США примером такого университета могут служить Национальный технологический университет (штат Колорадо), который готовит студентов по различным инженерным специальностям совместно с 40 инженерными колледжами. В 1991 году университет объединил эти 40 колледжей сетью ДО при теснейшем сотрудничестве с правительством штата и сферой бизнеса.

Автономные обучающие системы. Обучение в рамках подобных систем ведется целиком посредством ТВ или радиопрограмм, а также дополнительных печатных пособий. Примерами такого подхода к обучению на расстоянии могут служить американо-самоанский телевизионный проект.

Неформальное, интегрированное дистанционное обучение на основе мультимедийных программ. Такие программы ориентированы на обучение взрослой аудитории, тех людей, которые по каким-то причинам не смогли закончить школьное образование. Такие проекты могут быть частью официальной образовательной программы, интегрированными в эту программу (примеры таких программ существуют в Колумбии), или специально ориентированные на определенную образовательную цель (например, Британская программа грамотности), или специально нацеленные на профилактические программы здоровья, как, например, программы для развивающихся стран17.

Наиболее эффективной формой телекоммуникаций для дистанционного образования (на современном этапе развития интернета) представляются web-страницы. В них сочетается текстовый (наиболее информативный) и графический (наглядный) способ подачи информации. Они доступны, чего не скажешь сейчас о способах телекоммуникации, связанных с передачей аудио и видео. Кроме того, web-страницы позволяют встраивать в них программы (java-скрипты), с помощью которых учащийся может получить оценку своих знаний без участия преподавателя. Использование java-апплетов и flash-анимации на странице может повысить наглядность и интерактивность. Недостаток этой формы - продолжение достоинств. Создание хорошей страницы достаточно трудоёмко, и требует от преподавателя кроме знания своего предмета ещё и знаний и умений в других областях. Однако, выход находится всегда. Например, мой сайт стал предметом сотворчества моей семьи, а также творчеством мужа и сына. Специалисты уже говорят: "Cколько звезд на небе, столько и страниц в Интернете". Красивых и не очень, полезных и бесполезных. Но очевидно то, что каждый творит в меру своего уровня творческого развития.

Другие формы телекоммуникаций, как ICQ, чаты, форумы, гостевые книги как раз и способны восполнить недостаток web-страниц в отсутствии диалога, быстрой обратной связи. Они подходят для организации консультаций, обсуждений и т.п. Электронная почта хороша своей дешевизной, доступностью и распространённостью. Если нужен только текст, то это лучший способ. На сегодняшний день самой популярной формой телекоммуникации является электронная почта, именно она соединяет людей на расстоянии. Информация, которая идет через нее дает толчок к развитию, стимулирует к личному творчеству и сотворчеству с другими людьми.

На основе федеральных программ школы получают компьютерные классы, но не всегда готовы эффективно, а тем более творчески их использовать18.
^

4. Организация дистанционного образования


Вопрос организации дистанционного образования опирается в первую очередь на решение следующих вопросов:

  1. Какие именно материалы должны быть помещены на сайт.

  2. Каким образом обеспечить навигацию по сайту

  3. Как обеспечить интерактивность, т.е. контакт между обучаемыми и педагогами, в режиме дистанционной связи.

  4. Как контролировать самостоятельность учащихся и качество получаемых ими знаний.

Технологическая платформа электронного обучения включает в себя несколько основных компонентов. Прежде всего это программные системы для обеспечения самого процесса обучения. К ним относятся системы организации так называемого виртуального класса (virtual classroom) и системы управления обучением (Learning Management Systems — LMS). Виртуальные классы — это простой перенос традиционной модели обучения в классе в электронную сетевую среду. Системы управления обучением выполняют две основные функции: поиск по каталогу программы обучения и управление обучением в организации.

Первая функция обеспечивает студентам выбор нужной учебной программы и поддержку самостоятельного обучения. Здесь же предоставляются средства для группировки курсов или обучающих модулей, которые позволят студенту сформировать индивидуальную программу для приобретения необходимой квалификации.

Вторая функция предназначена для менеджеров учебных программ и преподавателей, т. е. для тех, кто руководит процессом обучения, составляет расписание курсов, планирует работу инструкторов и решает административные задачи.

В данной сфере очень важны стандарты: стандарты технологий, которые используются для создания программных продуктов электронного обучения; стандарты самого процесса обучения и стандарты, позволяющие использовать информационное наполнение учебных курсов разных производителей в рамках одной системы обучения

Одной из самых серьезных проблем дистанционного образования является проблема контроля и оценки знаний и навыков учащихся. Действительно, можно проводить экзамены и контрольные в режиме on line, но невозможно при этом обеспечить отсутствие помощи экзаменуемому со стороны посторонних лиц. Поскольку нередко целью учащихся является не знание, а получение формальных свидетельств, эта проблема встает весьма остро.

Отметим, что дистанционный контроль знаний используется в формате Единого государственного экзамена, сдача которого проходит в форме компьютерных тестов, проводимых в специальных помещениях и сразу же передающихся по сети. Однако даже при такой качественной организации имеет место ряд нарушений. Например, в 2007 году тесты по русскому языку оказались заранее выложены для всеобщего доступа. Известны случаи, когда экзаменуемые фотографируют мобильными телефонами экраны с вопросами, высылают снимки своим репетиторам и получают от них ответы на вопросы. Известно также, что в маленьких городах и поселках не выполняется принцип конфиденциальности, сами педагоги, проводящие экзамен, подсказывают экзаменуемым. Поэтому средний балл в таких регионах выше, чем в столицах, хотя качество знаний неизмеримо хуже. Безусловно, система дистанционного образования нуждается в дальнейшем развитии и доработке.
^

Часть II. Анализ социального института – Федерации Интернет Образования


Мы рассмотрим деятельность Федерации Интернет Образования (ФИО) как среду, организующей очно-заочную форму коммуникации педагогов и учащихся с использованием дистанционных технологий.

Созданная по инициативе компании Юкос в конце XX века Федерация Интернет образования была ориентирована на подготовку учителей школ к преподаванию с использованием компьютерных и сетевых технологий. Проблемы компании «Юкос» не сильно затронули ФИО, поскольку кураторство над ней перешло в официальную сферу Министерства образования, а в регионах ФИО поддерживается как администрацией, так и руководством крупнейших вузов.

Вот как позиционирует данная организация сама себя:

«В конце 1999 - начале 2000 года по инициативе Нефтяной компании ЮКОС был разработан некоммерческий образовательный проект "Поколение.ru". Цель проекта - содействие информатизации российского образования.

Поколение.ru" стал основным проектом для Автономной некоммерческой организации "Федерация Интернет Образования" (ФИО), созданной в апреле 2000 года. Главная задача ФИО - содействие созданию и развитию в нашей стране государственно-общественной системы массового повышения квалификации работников общего образования в области инновационных технологий.

Для выполнения этой задачи ФИО выступает организатором создания в российских регионах учебных центров, оснащенных современной компьютерной техникой, сетевым и мультимедийным оборудованием, и имеющих высокоскоростной доступ в Интернет. Это региональные центры Интернет-образования (РЦИО) и региональные центры дистанционного обучения (РЦДО), цели, задачи и функции которых практически совпадают. Центры создаются при поддержке региональной власти, при этом значительное количество центров открывается в рамках федеральных правительственных программ и проектов информатизации образования.

Все центры открыты на базе ведущих высших учебных заведений. Обучение в центрах проводится по программам, разработанным специалистами ФИО и рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации. Актуализация существующих и разработка новых образовательных программ является одним из важнейших направлений деятельности ФИО. При этом особое внимание уделяется созданию, апробации и внедрению новых педагогических методик и технологий, основанных на использовании возможностей Интернета.

Пройдя обучение в региональных центрах Интернет-образования и региональных центрах дистанционного обучения, школьные учителя в дальнейшем активно используют полученные знания и навыки в повседневной работе со своими учениками, прививают им современную информационную культуру, готовят к жизни в современном информационном обществе.

С самого начала своей деятельности ФИО является соучредителем Всероссийских конкурсов "Учитель года" и "Лидер в образовании", Всероссийского вгустовского педсовета, проводит различные конференции, семинары, круглые столы и другие мероприятия образовательной направленности.

В своей работе Федерация Интернет Образования руководствуется постулатами, выработанными совместно с научно-образовательным сообществом России. Один из постулатов гласит: "Партнерство власти, общественности и бизнеса - основа развития российского образования"19.

Портал www.fio.ru, включающий в себя сайты Учитель.ru, Родитель.ru, Библиотекарь.ru, Писатель.ru, Тинейджер.ru; Сетевое объединение методистов (СОМ – В помощь учителю); выпуск электронного журнала «Вопросы Интернет-образования» (ВИО).

Ответственный секретарь ФИО Сергей Монахов. 

В 61 учебном центре (региональные центры Интернет-образования и региональные центры дистанционного обучения) прошли обучение более 204 тысяч работников образования. Деятельность ФИО получила признание профессионального педагогического сообщества и отмечена многочисленными дипломами. 5 октября 2003 года творческий коллектив Федерации Интернет Образования был удостоен премии Президента Российской Федерации в области образования.

Сегодня ФИО занимается не только вопросами образования учителей в сфере использования новых технологий, но и организует конкурсы как учителей, так и возглавляемых ими детских коллективов по различным предметным областям. Многие из таких конкурсов организуются как дистанционные в среде Интернет. Это вполне понятно, поскольку основное внимание федерация уделяла обучению учителей как пассивной, так и активной деятельности в Интернет – среде. Под пассивной деятельностью подразумевается поиск информации в сети, в первую очередь, конечно, информации познавательного содержания. Пассивным считается также обмен почтовыми сообщениями, который оказывается весьма полезен при отправке выполненных контрольных работ и результатов их проверки, заданий, других учебных материалов. Пассивным считается и коммуникация в on line режиме, несущий примерно те же функции, что и связь по электронной почте.

Активный Интернет – это создание собственных сайтов. Именно деятельность по созданию сайтов в образовательных целях наиболее поощряется Федерацией Интернет Образования. При этом обучают придавать учебным и учебно-методическим материалам наглядную форму. Для этой цели использовали язык HTML, затем – XML. Особое внимание уделялось работе в среде Flash фирмы Macromedia. Эта среда позволяет создавать анимацию из рисунков и текста и таким образом иллюстрировать физические, химические, биологические процессы, показывать модели.

Кроме активного использования Интернет как средства массового распространения дидактических наработок, Федерация проводила и проводит огромную работу по приобщению учителей – предметников к работе в среде современных компьютерных и сетевых технологий. Очень важна психологическая роль таких занятий. Педагог начинает ощущать уверенность в своих силах, перестает бояться техники, испытывать в отношении нее комплекс неполноценности. В конечном итоге от начинает как интересоваться имеющимися в сети образовательными ресурсами, так и создавать и публиковать собственные методические наработки. Тем самым создается открытое образовательное пространство, в котором размещены самые разные ресурсы для учащихся и преподавателей.

ФИО предоставляет свои сервера для размещения этих ресурсов. Организуются конкурсы как на лучшую дидактическую работу по разным предметам и разным номинациям, так и на лучшую работу учащихся, оцениваемую жюри из представителей педагогов, объединенных в рамках ФИО.

Следует особо сказать об участии ФИО непосредственно в дистанционном образовании. Так на сайте петербургского регионального отделения Федерации имеется сообщение:

«С 8 сентября начнётся обучение по программе "Сетевые технологии для дистанционной формы обучения и аттестации на основе информационных систем образовательного назначения с использованием дистанционной формы обучения". Данная программа будет нацелена на освоение методик обучения по тьюторской программе СПбГУ ИТМО "Основы ИКТ для применения в образовательной деятельности" (курсы для "нулевиков")»20

Это сообщение говорит о том, что ФИО активно продвигает ресурсы дистанционного образования для различных целей, в том числе – для целей аттестации.

Выше уже отмечалось, что самые серьезные проблемы дистанционного образования – это проблемы, связанные с оценкой качества знаний. Эти проблемы стоят и перед Федерацией Интернет Образования. Кроме того, открытость информационного пространства имеет свой недостаток. Этот недостаток связан с тем, что среди выкладываемых на сервера персональных наработок могут оказаться и наработки низкого качества, и даже работы с фактическими ошибками. Оценка качества работ и выбор лучших во-первых субъективны, во вторых требуют привлечения серьезных ресурсов. далеко выходящих за пределы проблемы дистанционного образования и. тем более, такой ее составляющей, как ФИО. Решение этой задачи важно для образования в целом, однако для открытого информационного пространства, в котором существует Интернет образование и которое поддерживается рассматриваемой федерацией надежность и качество информации становятся приоритетными, требующими внимания со стороны ведущих специалистов.

Проблема усугубляется тем, что размещаемые в Интернет продукты, в том числе образовательные, обычно имеют максимально привлекательную форму. Это само по себе позитивный фактор. Однако заметно, что все в большей мере именно форма шаг за шагом завоевывает приоритет над содержанием, что уже ряде случаев приводит к тому, что фактически ложная или недостоверная информация, поданная в сети сетей в привлекательной форме, воспринимается как истина и активно продвигается для использования в учебе.
^

Часть III. Программа по решению проблемы контроля качества знаний и достоверности данных в дистанционном образовании.


Один из возможных путей решения сразу обеих названных выше проблем – постоянно действующий конкурс работ по разным направлениям. Отметим, что конкурсы методических разработок проводятся ФИО постоянно, однако на сервера Федерации помещают не только работы победителей, но и материалы всех участников. Такой подход в корне неверен. К участию в жюри следует привлекать наиболее авторитетных специалистов и в первую очередь оценивать все же содержание работ, фактическую информацию, присутствующую в них. Только выбрав материалы с достоверным и безошибочными сведениями можно рассматривать такие важные составляющие, как оформление, методические находки.

Один из возможных путей для решения поставленной задачи – представление материалов на конкурс поэтапно, причем на первом этапе материалы предлагаются в печатном (текстовом) виде, а не в виде Интернет- страниц.

Второй этап конкурса заключается в выборе лучших электронных вариантов из тех дидактических разработок, которые прошли первый этап. При этом снова необходимо проверять, отвечает ли электронная работа печатной и насколько корректен предлагаемый фактический материал.

На третьем этапе конкурса жюри рассматривает методические указания по использованию предлагаемого материала. Особую ценность в этих указаниях должен иметь раздел, предлагающий инструменты для проверки знаний, полученных учащимися в ходе обучения по предложенной методике. Это могут быть:

  1. Темы для самостоятельных творческих работ

  2. Контрольные вопросы и контрольные задачи

  3. Викторины и конкурсы по данной дисциплине. Носящие игровой характер.

Опыт проведения конкурсов и творческих работ с использованием компьютерных технологий говорит о том, что практически всегда заключительный этап такого конкурса проводится в очной форме. Эта очная форма допускает работу с дистанционными инструментами, каковыми являются сайты, однако не с домашнего компьютера, а с компьютеров учебной аудитории (желательно – вузовской лаборатории, поскольку сама атмосфера высшего учебного заведения располагает к большей сосредоточенности и ответственности. Кроме того вузовские локальные сети администрируются значительно лучше, чем школьные).

В ходе проведения очного тура необходимо исключить возможность стороннего вмешательства в работу участников. Это значит, что должно быть блокировано использование мобильных телефонов, а выход в Интернет ограничен лишь сайтами, предусмотренными методикой.

Не следует ограничивать конкурсы только теми, условия которых столь жестки, как описаны выше. Огромное значение имеет умение современного человека находить и использовать информацию, самостоятельно анализируя надежность источников и качество этой информации. Однако следует четко различать конкурсы, организуемые в рамках дополнительного образования и работы, проводимые с целью оценки качества знаний и навыков учащихся, а также с целью оценки качества предлагаемых дистанционных учебно-методических материалов. Методы проверки качества должны быть гораздо более жесткими.

Среди дистанционных механизмов образования следует особо поощрять создание таких, которые позволяли бы автоматизировать процесс проверки знаний, вели бы автоматический учет деятельности учащегося в сети, в частности – времени, затрачиваемого на решение поставленных перед ним проблем.

Одна из форм оценки качества учебного материала – число посещений сайта, на котором этот материал размещен. При этом, однако, следует учитывать, что привлекательная форма может заинтересовывать учащихся в большей мере чем содержание, о чем уже говорилось выше.
Итак, в настоящей работе показано, что дистанционное образование работает сегодня, за ним видятся серьезные резервы развития в будущем. Однако ряд существенных вопросов дистанционного образования еще нуждается в решении. Некоторые подходы к решению выявленных автором проблем предложены в данной работе.

Литература


  1. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация / МЭСИ. - М., 1999. 196 с

  2. Анциферова Н., Межличностные коммуникации как необходимый элемент дистанционных технологий //Менеджмент в управлении, октябрь 2005

  3. Бабешко В.Н., Нежуриной М.И. "Система оценки качества программных комплексов для дистанционного обучения", М.. Логос, 2005

  4. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Дистанционное обучение на пороге XXI века. Ростов – на – Дону: «Мысль», 1999. – 368 с

  5. Густырь А.В., Понятие, модели и методологические принципы дистанционного образования /журнал "Дистанционное образование" №5 2002.

  6. Морозов И. О., E-learning в бизнесе: потребности, возможности, перспективы, Изд. “Академии АйТи”, 2006

  7. Нилова С.В., Перспективы развития дистанционного образования //Обучение в Санкт-Петербурге №4, 2004

  8. Овсянников В.И., Густырь А.В., Введение в дистанционное образование, Изд. Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова, 2004

  9. Околелов О. П. Дистанционное обучение: сущность, дидактические особенности, технологии / журнал "Дистанционное образование" №3 1999.

  10. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 512 с.

  11. Полат Е.С. (ред.) Дистанционное обучение / Гум. изд. центр "Владос", М., 1999. 192 с

  12. Филиппов В.М., Тихомиров В.П. (общая редакция) Зайцева Ж.Н., Рубин Ю.Б., Титарев Л.Г, Тихомиров В.П., Хорошилов А.В., Усков В.Л. Филиппов В.М Открытое образование - стратегия XXI века для России/ Изд-во МЭСИ, М., 2000. - 356 с.

  13. Шахмаев Н.М. Технические средства дистанционного обучения. М. – «Знание», 2000. – 276 с.

  14. http://open-it.ru/whatis.htm

  15. http://www.iatp.am/economics/resource/do/prin5.html

  16. http://www.spb.fio.ru/ (2007г)

Содержание

Часть I. Контрольная работа по теме: Проблема дистанционного образования и пути ее решения 2

Введение 2

1. Что понимается под дистанционным образованием 3

2. Ресурсы дистанционного образования 10

3. Методика дистанционного образование 15

4. Организация дистанционного образования 20

Часть II. Анализ социального института – Федерации Интернет Образования 22

Часть III. Программа по решению проблемы контроля качества знаний и достоверности данных в дистанционном образовании. 26

Литература 30




1 http://catalog.iot.ru/index.php?option=com_linkdirectory&task=viewcat&catid=8&Itemid=2

2 Овсянников В.И., Густырь А.В., Введение в дистанционное образование, Изд. Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова, 2004

3 Там же

4 Околелов О. П. Дистанционное обучение: сущность, дидактические особенности, технологии / журнал "Дистанционное образование" №3 1999.

5 См Филиппов В.М., Тихомиров В.П. (общая редакция) Зайцева Ж.Н., Рубин Ю.Б., Титарев Л.Г, Тихомиров В.П., Хорошилов А.В., Усков В.Л. Филиппов В.М Открытое образование - стратегия XXI века для России/ Изд-во МЭСИ, М., 2000.

6 http://open-it.ru/whatis.htm

7 Семкин Б.В.. Дистанционное образование: проблемы и перспективы //Журнал «Дистанционное образование №2, 2004

8 Морозов И. О., E-learning в бизнесе: потребности, возможности, перспективы, Изд. “Академии АйТи”, 2006

9 Густырь А.В., Понятие, модели и методологические принципы дистанционного образования /журнал "Дистанционное образование" №5 2002

10 См. Полат Е.С. (ред.) Дистанционное обучение / Гум. изд. центр "Владос", М., 1999

11 Морозов И. О., E-learning в бизнесе: потребности, возможности, перспективы, Изд. “Академии АйТи”, 2006

12 См. http://www.iatp.am/economics/resource/do/prin5.html

13 Филиппов В.М., Тихомиров В.П. (общая редакция) Зайцева Ж.Н., Рубин Ю.Б., Титарев Л.Г, Тихомиров В.П., Хорошилов А.В., Усков В.Л. Филиппов В.М Открытое образование - стратегия XXI века для России/ Изд-во МЭСИ, М., 2000

14 http://vio.fio.ru/vio_site/cd_site/Articles/konkurs.htm

15 Анциферова Н., Межличностные коммуникации как необходимый элемент дистанционных технологий //Менеджмент в управлении, октябрь 2005

16 Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Дистанционное обучение на пороге XXI века. Ростов – на – Дону: «Мысль», 1999

17 См. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2002

18 Нилова С.В., Перспективы развития дистанционного образования //Обучение в Санкт-Петербурге №4, 2004

19 http://www.fio.ru/about.php

20 http://www.spb.fio.ru/ (2007г)








Скачать файл (393 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации