Лекции - Управление качеством
скачать (113.9 kb.)
Доступные файлы (11):
ТЕМА 10 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ.doc | 57kb. | 20.10.2009 20:11 | ![]() |
ТЕМА 11 ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ.doc | 51kb. | 20.10.2009 20:14 | ![]() |
ТЕМА 1 СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ.doc | 57kb. | 17.10.2009 16:41 | ![]() |
ТЕМА 2 ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ.doc | 93kb. | 20.10.2009 19:24 | ![]() |
ТЕМА 3 ВЗАИМОСВЯЗЬ КАЧЕСТВА И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ.doc | 46kb. | 20.10.2009 19:28 | ![]() |
ТЕМА 4 СУЩНОСТЬ СИСТЕМ КАЧЕСТВА.doc | 36kb. | 20.10.2009 19:31 | ![]() |
ТЕМА 5 ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.doc | 36kb. | 20.10.2009 19:33 | ![]() |
ТЕМА 6 ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ.doc | 42kb. | 20.10.2009 19:36 | ![]() |
ТЕМА 7 СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ.doc | 81kb. | 20.10.2009 19:46 | ![]() |
ТЕМА 8 СОЗДАНИЕ И ВОПЛОЩЕНИЕ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ.doc | 146kb. | 20.10.2009 20:03 | ![]() |
ТЕМА 9 ВСЕОБЩЕЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ.doc | 32kb. | 20.10.2009 20:05 | ![]() |
содержание
- Смотрите также:
- Управление качеством в книжном деле [ лекция ]
- Управление качеством [ лекция ]
- по курсу: управление качеством электронных средств [ лекция ]
- Управление качеством образовани 2008 №4 [ документ ]
- Управление качеством образования 2008 №2 [ документ ]
- Управление качеством образования 2008 №5 [ документ ]
- Управление качеством образования 2008 №3 [ документ ]
- Управление качеством образования 2008 №1 [ документ ]
- Управление качеством образования №1, январь 2006 [ документ ]
- Инструкция начальника отдела контроля качества [ документ ]
- Учебно-методический комплекс - Управление качеством при производстве пищевой продукции [ лекция ]
- Статистические методы в управлении качеством [ лекция ]
ТЕМА 10 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ.doc
ТЕМА 10 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ1. Сущность информационного обеспечения
2. Применение информационных технологий
3. Основные пути совершенствования информационного обеспечения систем качества
4. Совершенствование качества продукции на современном этапе
1. Сущность информационного обеспечения
Управление качеством весьма трудоемкий процесс, который требует больших объемов объективной и достоверной информации. В связи возникает острая необходимость в выполнении определенных функций, связанных с информационным обеспечением. Состав и содержание информационного обеспечения управления качеством зависит от специфики продукции и услуг, от организационной структуры управления предприятием и функциями системы управления качеством. Необходимо, чтобы информационное обеспечение управления качеством происходило на всех стадиях жизненного цикла продукции и всех уровнях управления производством. Необходимость повышения эффективности воздействия информации на процессы установления, формирования, сохранения и поддержания необходимого для потребителей уровня качества продукции и услуг в рыночных условиях играет важную роль. Это зависит от таких факторов, как высокий уровень развития НТП, обострение конкурентной борьбы. В таких условиях необходимые сведения желательно получать с опережением, или, как минимум, вовремя.
Кроме того, традиционные формы обработки и поиска информации не могут обеспечить потребителя достоверными и полными данными. В связи с этим, достижение высоких технико-экономических показателей разрабатываемой и выпускаемой продукции невозможно без решения основных проблем и информационного обеспечения процесса управления уровнем качества, совершенствования системы информации в целом, систем информационного поиска, применения новых видов источников информации и способов ее анализа.
^
Информация по управлению качеством подразделяется на:
• переменную, содержащую переменные сведения, связанные с оперативным управлением качеством и текущей производственно-хозяйственной деятельностью, включая информацию об отклонениях в процессах управления, уровнях дефектности, брака, качества труда и др.
• условно-постоянную, включающую фундаментальную информацию, постоянно используемую при управлении качеством.
В крупных организациях рекомендуется использовать автоматизированные информационные подсистемы управления качеством. При этом, информацию следует представлять как в печатном варианте, так и на электронных носителях. Систему информационного обеспечения следует основывать на совокупности систематизированных показателей качества, их классификации и типовых формах документов, фиксирующих эти показатели.
^
1. Уместность информации, предполагает, что она должна относиться только к качеству товаров или услуг и позволять принимать своевременные решения по управлению качеством. Уместность определяется содержанием, существенностью и своевременностью информации.
2. Ясность означает то, что информация о качестве должна быть доступной для понимания ее пользователя. Это не исключает при необходимости представления достаточно сложной информации.
3. Одноразовость ввода представляет собой требование только одного введения информации по управлению качеством в банк данных с дальнейшим многоразовым использованием, что позволит снизить ее неоднозначность за счет уменьшения вероятности совершения ошибок при многократном вводе информации.
4. Надежность информации предполагает полное исключение ошибок. При этом информация должна достоверно, полно и беспристрастно отражать возможное и действительное качество продукции и состояние всех процессов управления качеством.
^
Эффективность применения современных информационных технологий определяется соответствием уровней управления качеством и областей применения компьютерных технологий.
К наиболее важным направлениям использования компьютерных технологий на различных уровнях систем качества относятся:
• контрольное место. На контрольном месте компьютерные технологии используют для управления и определения измеренных значений при работе с контрольными автоматами и измерительными машинами. Помимо этого они используются и в работе с простыми измерительными приборами для приема измеренных значений, исключая при этом возникновение ошибок передачи, обусловленных человеческим фактором. Повышение степени автоматизации приводит к более широкому использованию компьютерных технологий. При этом, граница между человеком и обрабатывающей компьютерной системой для определения величин проверяемых признаков становится все более четкой.
• управление контролем качества. Уровень управления контролем качества обеспечивает передачу необходимой информации и служит для уплотнения полученных на отдельном контрольном месте данных. Такое уплотнение может осуществляться тремя способами:
а) с помощью определения величин проверяемых признаков из измеренных значений за счет расчета или сравнения с заданными значениями;
б) обработкой проверяемых признаков по статистическим методам;
в) выводом корректировочных параметров для регулировки процесса. Задачи уровня управления контролем можно выразить алгоритмами и вследствие этого хорошо выполнить с помощью компьютеров.
• управление организацией. На этом уровне, включающем сохранение полученных в ходе контроля данных, определение расходов на контроль и анализ продукции, информационные технологии используются для передачи информации. При этом, необходимо осуществлять процесс по исследованию рынков, изменения потребностей и определению необходимых требований к продукции.
• управление качеством. Основной задачей на уровне управления качеством является оценка данных, полученных контролем. Как правило этим занимается персонал организации, который использует в своей деятельности данные компьютерных программ.
В рамках заводских сетей необходимо интегрировать систему передачи данных о качестве и делать акцент на мультимедийные компьютерные технологии.
^
Основными путями по совершенствованию информационного обеспечения систем качества в современных условиях являются:
• совершенствование существующей отчетно-учетной документации по качеству, находящейся в обращении;
• использование метода диаграмм Парето в технико-экономическом анализе качества изделий;
• типизация форм отчетности по качеству;
• создание и использование в производстве единого классификатора вероятных причин брака;
• внедрение автоматизированной системы сбора и обработки информации о надежности. Применение единого классификатора возможных причин брака позволит систематизировать и классифицировать встречающиеся при производстве продукции дефекты и производить обработку всей информации по качеству с применением компьютерной техники. Наличие классификатора предоставит возможность решать не только задачи, связанные с оценкой качества продукции и труда, но оперативно и объективно определять значение обобщенных показателей качества.
Большие возможности появятся также при определении значимости дефектов, необходимых для инспекционного контроля, качества сырья и материалов, поставляемых предприятиями-поставщиками, получении оперативной информации по дефектам производства с использованием компьютерных технологий, установлении неисправностей изделий при испытаниях, удовлетворении претензий потребителя.
При использовании метода диаграмм Парето, можно по всем классифицированным видам брака объективно и полно оценивать потери организаций в целом, определять важность тех или иных факторов в показателях качества продукции. Этот метод является эффективным средством выработки управляющих воздействий в целях обеспечения уровня качества создаваемой и производимой продукции, профилактики и предупреждения брака на производстве, повышения объективности оценки качества продукции и труда. Диаграммы дают объективную оценку фактическому состоянию производства на отдельных участках и позволяют решить многие другие вопросы, связанные с качеством продукции.
Важное значение в повышении объективности оценки качества продукции и труда, возможности ее сопоставимости по предприятиям имеет унификация представления технико-экономической информации о качестве по единым формам, в которые целесообразно включать показатели для характеристики качества товаров и процесса трудовой деятельности на предприятии, технико-экономического анализа, изменений и состояния качества продукции. Как правило, такая информация на предприятии постоянно собирается, обобщается, систематизируется и анализируется службами совместно с отделом технического контроля.
Большое значение играет создание автоматизированной системы информации как элемента общей системы управления. Основой такой системы может быть распределенная взаимосвязанная компьютерная сеть. Внедрение автоматизации в практику работы предприятий позволяет наладить четкий и оперативный учет информации о надежности и качестве, уменьшить трудоемкость обработки информации, предоставлять обобщенную информацию по качеству продукции конкретного вида, а также выполнять действенный контроль за изменением характеристик качества на различных этапах жизненного цикла продукции.
^
В целом, совершенствование качества продукции на современном этапе, позволяет повысить конкурентоспособность российской экономики на базе совершенствования качественных параметров отечественной продукции. Проблема повышения качества выпускаемой продукции в России в настоящее время является наиболее острой. Эта проблема особенно актуальна в рамках предстоящего вступления России в ВТО. При этом, вопросы качества актуальны абсолютно для всех товаров и услуг. Особенно ярко это проявляется при переходе к рыночной экономике, в процессе которого качество выпускаемой продукции не только не улучшается, но и, наоборот, ухудшается. В такой ситуации, отечественная продукция может потерять свою конкурентоспособность и впоследствии будет вытеснена более качественной зарубежной продукцией. В такой ситуации, организации любой формы собственности, не уделяющие внимания вопросам качества, будут просто разорены. Зачастую, технология отечественного производства, технический уровень капитального оборудования, гораздо ниже, чем в развитых странах. Но даже если достаточно оперативно осуществить модернизацию производства, создать новые технологии, оправдать эти затраты на инвестиции возможно будет только за счет выпуска конкурентоспособной продукции или услуг, пользующихся спросом у потребителя.
При этом, форсированное вступление России в ВТО может нанести ущерб российской экономике. Есть вероятность, что после вступления в ВТО отечественные предприятия потеряют свою конкурентоспособность. Учитывая недостаточно высокий платежеспособный спрос на некоторые виды продукции на внутреннем рынке, это может негативно отразиться на всех параметрах и общих тенденциях развития комплекса.
Правительство активно выступает за то, чтобы РФ стала членом ВТО, так как экономика не может развиваться, будучи изолированной от процессов мировой торговли, от международной конкуренции, в условиях невысокой стоимости рабочей силы, низкой цены на энергоносители, снижения налоговой нагрузки.
Важным моментом является и то, что без членства в ВТО Россия изолирована от участия в разработке новых норм международной торговли и ее интересы абсолютно не учитываются. Важным элементом сегодняшнего этапа переговорного процесса является согласование условий членства в этой организации. Между тем ряд экспертов в различных отраслях экономики высказываются за более длительный процесс открытия отечественного рынка для продукции западных компаний, объясняя свою позицию тем, что ускоренное вступление в ВТО может нанести вред российской экономике. Присоединение России к ВТО в целом отвечает долгосрочным интересам развития страны, считают, что нужно разработать меры для защиты продукции российских производителей на внутреннем рынке на .более длительный срок, чем это предлагает Правительство РФ.
Причин для этого несколько. Во-первых, это экспорт, поскольку основными статьями экспорта являются продукты неглубокого передела сырья. Малоэффективная номенклатура экспорта определяется востребованностью дешевой российской продукции неглубокого передела сырья со стороны развитых стран, ориентирующих собственное производство на выпуск товаров с высокой добавленной стоимостью. Эта востребованность сохранится и в перспективе — вне зависимости от того, будет наша страна членом ВТО или нет. Российские продукты с высокой степенью переработки сырья менее конкурентоспособны на мировом рынке: уступают по качеству и цене вследствие отсталости технологий, высоких норм расхода энергосырьевых ресурсов, слабо развитой инфраструктуры и т. д.
Либерализация внешнеторгового режима вследствие вступления России в ВТО в условиях низкой конкурентоспособности российской продукции может привести к вытеснению отечественных производителей с собственного рынка зарубежными поставщиками. Сужение рынка сбыта приведет к снижению степени загрузки мощностей, что уменьшит рентабельность и еще в большей степени увеличит разрыв между ценами на российскую и импортную продукцию.
Чтобы не допустить этого, необходимо повысить начальный уровень таможенного тарифа и увеличить длительность переходного периода для наиболее чувствительной в отношении конкурентоспособности продукции (йод, карбид кальция, отдельные виды пластмасс и смол, шины, лакокрасочные материалы). Что же касается продукции, закупаемой из-за отсутствия собственных мощностей, необходимо установить минимальные начальные уровни связок таможенного тарифа, а также добиваться максимальной степени защиты российских производителей.
Кроме того, в условиях, когда экспортный потенциал РФ практически исчерпан, важнейшей задачей является сохранение достигнутого уровня валютной выручки. Решение данной задачи будет зависеть не от членства в ВТО, а от ценовой конкурентоспособности отечественной продукции, которая, в свою очередь, будет определяться главным образом темпами роста цен на продукцию и услуги естественных монополий. Специалисты полагают, что снижение импортного тарифов обострит проблему низкой ценовой конкурентоспособности отечественной продукции, что в условиях удорожания энергосырьевых ресурсов и дефицита средств для модернизации производства может привести к дальнейшему вытеснению российских товаров зарубежными аналогами в ущерб отечественным производителям. Так, при установлении уровней связывания импортных тарифов отстаивать дифференцированный подход. При этом за основу принимать не степень переработки сырья, а учитывать такие факторы, как: значение продукта в обеспечении экономической и оборонной безопасности; наличие собственных производств, способных обеспечить потребности в конкурентоспособной продукции; ограниченность технико-экономических условий для повышения конкурентоспособности.
В целом эффективная интеграция российских предприятий в международное разделение труда невозможна без стабильного качества и обеспечения на этой основе конкурентоспособности отечественной продукции.
Высокий уровень качества российских товаров может быть условием выхода страны на мировой рынок, присоединения к Европейскому Союзу и Всемирной торговой организации (Генеральному Соглашению по тарифам и торговле). И только при выполнении российскими производителями требований мирового рынка к качеству продукции позволит им стать равноправными партнерами в международном товарообороте.
Большинство развитых стран добились высокого уровня качества жизни благодаря обостренному вниманию к этой проблеме их правительств, руководителей и сотрудников организаций. Так например, Япония и Германия, оказавшиеся в послевоенные годы в кризисной ситуации и сумевшие благодаря вниманию к качеству, к совершенствованию методов управления преодолеть тяжелые последствия, обеспечить возрождение экономики и занять достойное место в мировой хозяйственной системе. Необходимо помнить, что именно качество работ, продукции и услуг является одним из наиболее эффективных средств преодоления кризисных явлений, которое призвано сыграть роль определяющего фактора в успехе проводимых рыночных реформ. Высокий уровень качества продукции может обеспечить конкурентоспособность российских товаров на рынках, а, следовательно, привести к экономической стабилизации.
Скачать файл (113.9 kb.)