Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Конституционные права и свободы человека и гражданина - файл 1.doc


Контрольная работа - Конституционные права и свободы человека и гражданина
скачать (207 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc207kb.19.11.2011 15:19скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...








Контрольная Работа


по дисциплине

“правоведение ”


на тему:


Конституционные права и свободы человека и гражданина”


Выполнил:




Преподаватель:
ПЛАН


Вступление_____________________________________________________3





  1. Понятие и классификация конституционных прав и свобод__________4




  1. Личные права и свободы________________________________________4




  1. Политические права и свободы__________________________________10




  1. Экономические права и свободы человека и гражданина.___________14




  1. Социальные и культурные права и свободы человека и гражданина__17




  1. Основные обязанности граждан_________________________________20



Висновки_______________________________________________________23


Література______________________________________________________24



Вступление.

Украинское общество, рядом с другим цивилизованным миром, стремится к справедливости, благосостоянию и свободе в самом широком понимании этих слов. Невзирая на большие трудности и препятствия, Украина двигается путем демократических изменений, строительства демократического государства, то есть к настоящему народовластию.

Одним из более важных принципов свободной демократического государства и основой народовластия является верховенство Закона и его неуклонное соблюдение.

Основным Законом государства была и остается Конституция, как воплощение существенных прав человека (гражданина) на справедливость, свободе и благосостоянии.

В этом аспекте, предметом исследования этой работы являются права и свободы человека, закрепленные в специальном разделе Конституция Украины в 1996 году, который именуется "Права, свободы и обязанности человека и гражданина". Этот раздел размещен после раздела "Общие принципы" и перед разделами об органах власти, что подчеркивает важное значение института прав и свобод человека.

Прежде всего, такое выделение в Конституции определенного круга прав граждан в специальный раздел объясняется не их отличием от других конституционных прав и свобод, а требованиями систематизации норм Конституции. Место тех или других прав и свобод в Конституции не влияет и не может повлиять на их природу. Во-вторых, права и свободы являются основными не только фактически, но и юридически, поскольку они закреплены в Конституции.

Конституция, как известно, закрепляет лишь главные, принципиальные положения, которые, действуя непосредственно, в необходимых случаях раскрываются и конкретизируются в других законодательных актах, развиваются в текущем законодательстве. Развитие здесь нужно понимать как закрепление в текущем законодательстве того, что отображено в Конституции лишь в виде целей, программных положений, основных тенденций продвижения прав, свобод и обязанностей [3, стр.60].

При реализации конституционных прав, свобод и обязанностей граждан должен действовать принцип их наивысшей юридической силы. Это значит выполнение долгов всеми субъектами права в сфере правотворчества и право реализации.

Во-первых, органы исполнительной власти и за их полномочием общественные организации обязаны выдавать такие подзаконные нормативные акты, которые полностью отвечают конституционным положением об основных правах, свободах и обязанностях граждан. Нормы текущего, отраслевого законодательства не могут ограничивать конституционные права и обязанности граждан при их конкретизации и развитии, если это прямо не предусмотрено Конституцией.

Во-вторых, органы всех ветвей государственной власти обязаны принимать законодательные, организационно-правовые, воспитательные и другие меры для обеспечения полной и всесторонней реализации гражданами своих конституционных прав, выполнение ими возложенных на них основных обязанностей.

В-третьих, каждый государственный орган может и имеет в пределах своих полномочий в установленном законом порядке толковать и применять конституционные и отраслевые нормы так, чтобы при этом предоставлялся приоритет таким решениям, какие бы обеспечивали самое полное осуществление гражданами их конституционных прав и свобод, выполнение ими своих основных обязанностей.

Выполнение отмеченных требований создает режим конституционной законности, в условиях которого любая конституционная норма об основном праве, свободе или обязанности действует реально и непосредственно, к тому же, права и свободы человека и гражданина защищаются судом.


  1. ^ Понятие и классификация конституционных прав и свобод.

Как было замечено, Раздел II Конституции Украины закрепляет права, свободы и обязанности человека и гражданина в Украине. В юридически-учебной литературе, существует несколько классификаций конституционных прав и свобод, но сильно они не отличаются. Таким образом, права и свободы человека и гражданина можно условно разделить на несколько разделов (за сферами общественной жизни):
1. ^ Личные права граждан Украины – “это права, которые предусмотрены для удовлетворения личных потребностей, интересов человека”. [5, стр.7]

2. Политические права – “предусмотренные для обеспечения возможности участия в осуществлении народовластия, участия в управлении государственными общественными делами”. [5, стр.7]

3. ^ Экономические права – “использование их дает возможность личности реализовать себя, получить экономическую независимость через создание материальных и духовных благ и их деление, удовлетворить бытовые или другие потребности”. [5, стр. 8]

4. ^ Социальные и культурные права – “предоставляют возможность принимать участие в делении материальных и общественных благ, гарантируют безопасность для жизни и здоровья, свободный путь к духовным ценностям, предусматривают возможность удовлетворения культурных потребностей и их развития”. 5, стр 9]

Рассмотрим вышеприведенные права и свободы более детальнее.


  1. ^ Личные права и свободы.


Понятия и виды личных прав и свобод человека.

Личные (или естественные) права и свободы составляют первооснову правового статуса человека и гражданина. Большинство из них имеет абсолютный характер, то есть есть не только неотчуждаемыми, но и не подлежат ограничению. Эта группа прав и свобод граждан обеспечивает недопустимость посягательства государственных органов, общественных организаций, служебных лиц на жизнь, здоровье, свободу, честь и достоинство человека и недопустимость своевольного лишения ее жизни. [3, стр. 426]

Устанавливая границы и правила внешнего вмешательства в личную жизнь человека, государство заботится о порядке, и основанный на суровом сдерживании законов, норм морали, правил сожительства. В то же время государство не отказывается от тех или других мероприятий принуждения по лицам, которые нарушают законы, нормы морали и принципы демократического общества.

Защита прав человека осуществляется разными отраслями права. Да, Криминальный кодекс Украины предусматривает конкретные меры наказания за опасные преступления, в частности, за убийство, телесные повреждения, ограбления, хулиганство и тому подобное; Кодекс законов о труде Украины содержит нормы об охране труду и технику безопасности; Гражданский кодекс регулирует вопросы, связанные с возмещением ущерба, причиненного лицу и тому подобное.

Среди достаточно многочисленных гражданских прав и свобод условно можно выделить две основных группы: права и свободы, которые защищают человека от своеволия со стороны других лиц, и права и свободы, которые защищают человека от своеволия со стороны государства”. [3, стр. 436]

Первая группа гражданских прав и свобод незначительна, причем некоторые из них содержат юридические гарантии от своеволия как со стороны отдельных личностей, так и государства в то же время. К ним принадлежат: право человека на жизнь и уважение к ее достоинству; право на свободу и личную неприкосновенность; право оказывать сопротивление насилию. Согласно с идеями "правового государства" и "господства права", государство не только обязанная выполнять свои собственные законы, но и не может допускать никаких актов своеволия относительно своих граждан.

Эти идеи воплощены в конституционном праве, которое устанавливает многочисленные юридические гарантии, которые защищают лицо от своеволия со стороны государства и ее органов. Предусмотренные гарантии реализовываются в таких правах и свободах, как неприкосновенность жилья, тайна переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции, невмешательства в семейную и личную жизнь и тому подобное.

Можно навести следующий перечень личных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в соответствующих статьях действующей Конституции Украины:
1) равенство перед законом (Ст. 24);

2) право на жизнь (Ст. 27);

3) уважение чести и достоинства (Ст. 28);

4) свободное развитие индивидуальности (Ст. 23);

5) достойное существования (Ст. 48);

6) неприкосновенность личности (Ст. 29);

7) свобода (Ст. 29);

8) неприкосновенность жилья (Ст. 30);

9) безопасность (Ст. 32);

10) свободное передвижение и выбор местожительства (Ст. 33);

11) свобода мировоззрения (Ст. 11, Ст. 35);

12) защита (Ст. 29, Ст. 59);

13) защита своих и чужих прав и свобод (Ст. 44);

14) право на защиту своего и окружающих жизнь и здоровье от противоправных посягательств (Ст. 27, Ст. 55);

15) охрана законом личной и супружеской жизни (Ст. 32);

16) свободное вступление в брак (Ст. 51);

17) тайна переписки, телефонных разговоров и телеграфных сообщений (Ст. 31);

18) право на развитие национальной самобытности (Ст. 53, Ст. 11);

19) право на судебную защиту и обжалование (Ст. 29, Ст. 32);
Среди приведенного перечня личных прав нужно уделить большее внимание рассмотрения прав человека на жизнь и уважение к ее достоинству, праву на свободу и личную неприкосновенность, права на неприкосновенность жилья, тайне переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции, правам на невмешательство в семейную и личную жизнь, потому что, среди личных прав, они понимаются как фундаментальные, естественные права человека.
Право человека на жизнь и уважение к ее достоинству.

Это право провозглашается всеми международно-правовыми актами о правах человека и почти всеми конституциями стран мира как неотъемлемое право человека, что охраняется законом. “Никто не может быть своевольно лишенный жизни”. (ст. 27 Конституции Украины)

Право на жизнь прежде всего предусматривает проведение государством миролюбивой политики, которая исключает войны и конфликты. В мирных условиях гарантии этого права не сводятся к запрещению убийства — это закрепляется Криминальным кодексом каждой страны. Государство обязано организовать эффективную борьбу с преступностью, особенно с террористическими акциями.

Гарантиями права на жизнь являются системы здравоохранения и, в частности, предупреждения детской смертности, охраны от несчастных случаев на производстве, профилактика дорожно-транспортных приключений, пожарной безопасности и др.

Особенное значение имеет вопрос о смертном наказании. В соответствии со ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах [7] в странах, которые не упразднили смертного наказания, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжелые преступления, по закону, который действовал во время совершения преступления. Смертные приговоры не выносятся за преступления, совершенные лицами, младшими 18-ти лет, и не выполняются относительно беременных женщин.

Ст. 28 Конституции Украины закрепляет право каждого на уважение к его достоинству. Эти качества человека равнозначная праву на уважение и обязанности уважать других. Она достигается формированием лица, которое осознает свою свободу, равенство и защищенность.

Достоинство конкретизируется в правах человека, которые защищает государство. Достоинство, если она должным образом защищена, — это фундамент демократии и правовой государственности.

Конституция устанавливает, что никто не может быть подданный истязанию, жестокому, нечеловеческому или такому, что унижает его достоинство, поведению или наказанию. Эта норма воспроизводит положение ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах [7] и рассматривает истязания и другие жестокие виды поведения и наказания, которые унижают достоинство лица, как грубые нарушения прав человека. Но, в сущности, целям защиты достоинства служат и другие нормы Конституции: право на достаточный жизненный уровень, неприкосновенность частной жизни, защита человеком своей чести и доброго имени, запрещение сбора информации о частной жизни, запрещение насильственного проникновения в жилье и тому подобное.

Немало правовых норм, которые обеспечивают достоинство человека, закреплены в криминальном, криминально-процессуальном, гражданском законодательстве.

Да, существует статья Криминально-процессуального кодекса Украины, что категорически запрещает добиваться признания от обвиненного своей вины путем насилия и угроз. Другая статья Криминального кодекса Украины предусматривает ответственность за доведение до самоубийства лица путем жестокого с ней поведения или систематического унижения ее человеческого достоинства, третья статья предусматривает ответственность за незаконное лишение свободы, совершено способами, опасными для жизни или в результате причинения физических страданий. В соответствии со ст. 7 Гражданского кодекса Украины “гражданин или организация вправе требовать в судебном порядке опровержения сведений, которые позорят их честь и достоинство, если тот, кто распространил такие сведения, не доведет, что они отвечают действительности”[9, стр. 8].

В ч. 3 ст. 28 Основного Закона установлены, что ни один человек без ее добровольного согласия не может быть подданным медицинским, научным или другим опытам. Добровольность получения согласия человека на проведение отмеченных опытов значит, что человек не может поддаваться любым формам насилия для получения такого согласия.



Право на свободу и личную неприкосновенность.

Конституционное право на свободу является одним из наибольших социальных благ, которое не только создает условия, необходимые для всестороннего удовлетворения потребностей лица, но и обеспечивает демократическое развитие общества. Право на свободу есть не что другое, как сама свобода, то есть возможность осуществлять любые правомерные действия. В этом праве заложено ограничение для свободы других людей, особенно должностных

лиц, которые имеют возможность применять принуждение к людям. В неразрывной связи с ним находится личная неприкосновенность человека, который распространяется на ее жизнь, здоровье, честь, достоинство. Никто не упражнению силой или угрозами принуждать человека к любым действиям, поддавать ее истязанию, обыска или наносить вреда здоровью. Человек упражнению сама распоряжаться собственной судьбой, избирать свой жизненный путь (заключать брак, принимать участие в голосовании, наниматься на работу и тому подобное). Гарантии свободы и безопасности лица выступают в форме криминально-правового запрещения любых обратных действий граждан и должностных лиц. Ограничения этой свободы допускаются только на основе закона и в законных формах, все мероприятия принуждения должны быть под судебным контролем.

Нововведением Конституции Украины является установление такой важной гарантии свободы и неприкосновенности, как судебный порядок ареста, содержания под стражей. Значение данной гарантии заключается в том, что она закрепляет недопустимость арестов граждан в принципе, устанавливает исключительный порядок арестов (то есть в виде исключения из общего принципа) и, определяя особенную юридическую процедуру арестов, предусматривает контроль за их законностью со стороны судебных органов.

Эффективность гарантии этого права, предусмотренного ст. 29 Конституции Украины, обеспечивается тем, что государство гарантирует каждому лицу с момента задержания право защищать себя и пользоваться правовой помощью защитника. Каждый задержан имеет право в любое время обжаловать в суде свое задержание. Об аресте или задержании человека должно быть немедленно поставлены в известность родственники задержанного или арестованного.

Криминально-правовыми гарантиями права неприкосновенности человека являются юридические нормы, которые устанавливают криминальную ответственность за преступления против жизни, здоровья, свободы лица, явно незаконный арест или задержание, притягивание явно невинного к криминальной ответственности и тому подобное.

Административно-правовыми гарантиями права неприкосновенности человека является юридическая регламентация оснований, сроков и форм административных задержаний и арестов, дисциплинарная ответственность служебных лиц, виновных в нарушении неприкосновенности человека.

Существуют и гражданско-правовые гарантии права неприкосновенности человека. Основа этих гарантий закреплена в ст. 56 Конституции Украины, которая предусматривает право каждого на возмещение за счет государства или органов местного самоуправления материального и морального вреда, нанесенного незаконными решениями, действиями или бездеятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий.
Неприкосновенность жилья, тайна переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции.

Право на неприкосновенность жилья (ст. 30 Конституции Украины) является правом каждого на государственную охрану его жилья от незаконных вторжений, обысков и других посягательств со стороны служебных лиц и отдельных граждан. Эта статья предусматривает, что не допускается проникновение к жилью или к другому владению лица, проведение у них обзора или обыска иначе, как за мотивированным решением суда. В решении суда должны быть четко определены место проведения обыска или обзора, а также перечень лиц или предметов, которые подлежат розыскные или аресту. При проведении обыска обязательное присутствие понятых из числа незаинтересованных по делу лиц, которые должны засвидетельствовать факты и результаты проведения обыска и обзора имущества.

Правом на охрану жилья пользуются лица, которые являются его владельцами, законными арендаторами или которые проживают по договору найма. При этом жильем признается и место временного пребывания (гостиница, дом-интернат, общежитие, пансионат). Неприкосновенность распространяется на личные вещи и бумаги, что исключает незаконные обыски и исключения документов. Но в жилье могут вселяться люди, которые имеют на это право, — такие действия не являются нарушением неприкосновенности, даже в случаях несогласия других проживающих.

Бесспорно, в безотлагательных случаях, связанных со спасением жизни людей и имущества или с непосредственным преследованием лиц, которые подозреваются в совершении преступления, возможен другой, установленный законом, порядок проникновения к жилью или к другому владению лица, проведения у них обзора и обыска.

Право тайны переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции, предусмотрено ст. 31 Конституции Украины, является важной гарантией права на неприкосновенность частной жизни лица, ее личной и семейной тайны, но оно не может быть сведено только к ней. Требование права об обеспечении тайны сообщений выходит за пределы частной жизни и в значительной мере распространяется на сферу служебных или общественных отношений.

Гарантия этого права обеспечивается преимущественно нормами административного, криминального и криминально-процессуального права. За нарушение установленной Конституцией гарантии этого права винное лицо может быть привлечено к криминальной ответственности за ст. 131 Криминального кодекса Украины. Наложение ареста на корреспонденцию и исключение ее в почтово-телеграфных учреждениях, предотвращение разглашения в судебном разбирательстве дела сведений об интимных сторонах жизни лиц, которые принимают участие по делу, регулируются соответствующими статьями Криминально-процессуального кодекса Украины. Относительно ограничения этого права в Конституции отмечается, что исключения могут быть установлены лишь судом в случаях, предусмотренных законом, с целью предотвратить преступление или выяснить истину во время расследования уголовного дела, если другими способами получить нужную информацию невозможно.

Невмешательство в семейную и личную жизнь.

“Сфера личной жизни человека и собственно отношения между людьми лишь незначительной мерой регулируются нормами права. Поведение людей в этой сфере определяется главным образом особенностями их психологии и существующими в обществе нормами морали”. [4,110] Это предопределено не только трудностями формализации в нормах права между- личными отношениями, которые строятся на чувствах дружбы, любви, уважения или презрения и тому подобное, но и тем, что по своей природе человек, кроме публично значимой деятельности (государственная служба, участие в политической жизни и тому подобное), существует как индивид, которому необходимая определенная независимость от общества, государства, других людей.

Одной из гарантий такой независимости и предусмотрена ст. 32 Конституции Украины право на невмешательство в семейную и личную жизнь, кроме случаев, предусмотренных Конституцией. К содержанию этого права принадлежит также охрана тайны таких сторон личной и семейной жизни, разглашение которых по тем или другим причинам считается нежелательным (тайна усыновления, денежных вкладов, завещаний, состояние здоровья, фотографии и тому подобное).

Правовая охрана личной и семейной жизни происходит, в основном, в двух направлениях: установление границ внешнего вмешательства в это дело и запрещение распространения информации о личной жизни людей. Потому не допускается сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без ее согласия, кроме случаев, определенных законом, и только в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека.

Каждый гражданин имеет право знакомиться в органах государственной власти, органах местного самоуправления, учреждениях и организациях со сведениями о себе, которые не являются государственными или другой, защищенной законом, тайной.

Конституционное право на охрану личной и семейной жизни обеспечивается системой специальных гарантий: политических, организационных, правовых. Последние предусмотрены в ч. 4 ст. 32 Конституции Украины, Законе Украины от 2 октября 1992 г. "Об информации". Гражданском кодексе Украины и других правовых актах. В частности, каждому гарантируется судебная защита права опровергать недостоверную информацию о себе и членов своей семьи и права требовать исключение любой информации, а также право на возмещение материального и морального вреда, нанесенного сборам, хранениям, использованиям и распространениям такой недостоверной информации.
Свобода передвижения, выбора местожительства, право свободного оставления территории Украины.

Право на свободу передвижения, выбор местожительства, свободное оставление территории Украины принадлежит каждому, кто на законных основаниях находится в Украине. Следовательно, этого права лишенные лица, которые проникли в страну в результате нарушения визового режима или законодательства о въезде. Закрепляя это право, государство тем самым защищает территорию страны, а также своих граждан, которые в соответствии со своими интересами и без всяких пропусков могут переезжать из одной местности в другую и определять себе местожительство.

Ст. 33 Конституции Украины, в которой закрепленное это право, полностью отвечает требованиям Общей декларации прав человека [6, ст. 13], Международного пакта о гражданских и политических правах [7, ст. 12). Это полностью касается как свободы передвижения, выбора местожительства в пределах страны, так и возможности оставлять свою страну и возвращаться к ней.

Закрепление отмеченных прав в конституционной норме имеет большое значение само по себе, но оно еще и усиливается тем обстоятельством, что со свободой передвижения и выбора местожительства тесно связанная реализация многих других конституционных прав и свобод граждан, например, права собственности и наследования, права на жилье, труд, здравоохранение и медицинскую помощь, избирательные права и др.

Важное значение имеет закрепление в Конституции права свободно выезжать за пределы Украины и беспрепятственно возвращаться. Порядок реализации этого права устанавливается Законом Украины от 21 января 1994 г. "О порядке выезда из Украины и въезда в Украину граждан Украины".

Согласно с Законом, гражданину Украины может быть временно отказано в праве выезда за границу в таких случаях: если он осведомленный со сведениями, которые составляют государственную тайну; у него не урегулированы алиментные, договорные или другие невыполненные обязательства; против него возбуждено уголовное дело; осужденный за совершение преступления; уклоняется от выполнения обязательств, положенных на него судебным решением; подлежит призыву на срочную военную службу; сознательно известил о себе неправдивые сведения; к нему подан гражданский иск в суд; по приговору суда признанный особенно опасным рецидивистом или находится под административным присмотром милиции.

Данный перечень является исчерпывающим, и каждое основание прекращает свое действие по окончанию определенного времени (отбывание наказания, выполнения обязательств, окончания срока военной службы и тому подобное).

Существенным в праве на выезд из Украины есть то, что гражданин Украины не может быть лишен права в любое время вернуться в Украину.

  1. ^ Политические права и свободы граждан Украины.


К политическим правам и свободам граждан Украины, закрепленных Конституциею, относятся:
1) право объединения в политические партии, общественные организации и профсоюзы (Ст.36);

2) гражданство (Статьи 4, 25,26);

3) свобода слова, мысли, взглядов и убеждений (Ст. 34);

4) свобода печати (распространение информации) (Ст.34);

5) свобода митингов, сборов, походов и демонстраций (Ст.39);

6) право избирать и быть избранным (Ст. 38);

7) право принимать участие в управлении государством и общественными делами (Ст. 38);

8) обсуждать и принимать законы и решения общегосударственного и местного значения (Ст. 38);

9) вносить к государственным и общественным организациям предложения и запросы (Ст. 40);

10)право на погашение убытков, вызванных незаконными действиями должностных лиц (Статьи 32, 62);

11) право на обжалование действий должностных лиц, учреждений, организаций и т.п. (Ст.55)
Право на свободу объединения в политические партии и общественные организации.

Развитая система общественных объединений — неотъемлемый элемент гражданского общества. С их помощью люди могут совместно решать общие проблемы, удовлетворять и защищать свои потребности и интересы. Общественные объединения не зависят от государства, они способны влиять на государственные институты и в то же время защищать общество от необоснованного вмешательства государства в общественную жизнь. Конституционное право на свободу объединения является юридической основой создания и деятельности политических партий, профессиональных союзов и других общественных организаций.

Названные конституционные положения конкретизируются в Законе Украины от 16 июня 1992 г. "Об объединении граждан", который регламентирует содержание права объединения, его основные государственные гарантии, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации.

Объединение граждан — это добровольное общественное формирование, созданное на основе единства интересов для общей реализации гражданами своих прав и свобод. Объединения граждан независимо от названия (движение, конгресс, ассоциация, фонд, союз и тому подобное) признаются политической партией или общественной организацией. В частности, политической партией является объединение граждан — сторонников определенной общенациональной программы общественного развития, которые главной целью имеют участие в выработке государственной политики, формировании органов власти, местного самоуправления и представительство в их составе. Членами политических партий могут быть лишь граждане Украины. Общественной организацией является объединение граждан для удовольствия и защиты своих законных социальных, экономических, творческих, вековых, национально-культурных, спортивных и других общих интересов.

Граждане имеют право на участие в профессиональных союзах с целью защиты своих трудовых и социально-экономических прав и интересов. Профессиональные союзы являются общественными организациями, которые объединяют граждан, связанных общими интересами за родом профессиональной деятельности. Профессиональные союзы образуются без предыдущего разрешения на основе свободного выбора их членов. Все профессиональные союзы имеют ровные права. Они осуществляют надзор и контроль за сдерживанием законодательства о труде и правил по охране труда, присматривают за жилищно-бытовым обслуживанием работников, удерживают культурно-образовательные заведения, дома отдыха, профилактории, санатории, туристические и спортивные учреждения.

Никто не может быть принужден к вступлению в любое объединение граждан или ограниченный в правах за принадлежность или неподобающую к политическим партиям или общественным организациям. Конституция гарантирует добровольность вступления в объединение и пребывание в нем, исключает любое принуждение. Членство в любой партии или профсоюзе не может быть условием занятия должности в государственной организации или вообще служить основанием для ограничения прав и свобод человека.

Все объединения граждан уровни перед законом. Ограничения относительно деятельности политических партий и общественных организаций и членства у них устанавливаются только Конституцией и законами Украины.

Образование и деятельность политических партий и общественных организаций, программные цели или действия которых направленную на ликвидацию независимость Украины, изменение конституционного строя насильственным путем, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, подрыв ее безопасности, незаконное увлечение государственной власти, пропаганду войны, насильництва, на разжигание межэтнической вражды, посягательство на права и свободы человека, здоровья населения, запрещаются.

Политические партии и общественные организации не могут иметь военизированных формирований. Не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий в органах исполнительной и судебной власти и исполнительных органах местного самоуправления, военных формированиях, а также на государственных предприятиях, в учебных заведениях и других государственных учреждениях и организациях.

Запрещение деятельности объединения граждан осуществляется лишь в судебном порядке.

Государство гарантирует политическим партиям и общественным организациям ровные условия для выполнения ими своих заданий, что служит фактическим и юридическим основанием для реализации гражданами Украины своего права на объединение.
Право принимать участие в управлении государственными делами, всеукраинском и местных референдумах, свободно избирать и быть избранным.

Это право значит гарантированную гражданам Украины возможность как непосредственно, так и через своих представителей осуществлять всю полноту власти. Данное право развивает закрепленное в ст. 5 Конституции Украины положения о народовластии, которое имеет обобщенный, декларативный характер. А конкретно устанавливается право граждан на участие в проведении референдумов и свободных выборов и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления, право доступа к государственной службе, а также к службе в органах местного самоуправления.

Закреплено в ст. 38 Конституции Украины право граждан полностью удовлетворяет международным нормам, в частности, предусмотренному в п. "а" ст. 25 "Международного пакта о гражданских и политических правах”[7] "положению" о праве каждого гражданина без любой дискриминации и без обґрунтованих ограничений принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и при посредничестве свободно избранных представителей".

Всеукраинский и местные референдумы являются конкретными институтами прямого и непосредственного народовластия. За их помощью граждане реализуют свое право на участие в управлении государственными делами.

Право граждан избирать и быть избранным стоит в центре всех процессов формирования органов государства. Общие выборы органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставляют народу уникальную возможность контроля за деятельностью этих органов, включая полное изменение власти. Выборы являются свободными и осуществляются на основе общего, ровного и прямого избирательного права путем тайного голосования. Право избирать имеют граждане Украины, которые на день проведения выборов достигли 18-ти рогов, за исключением лиц, которые признаны судом недееспособными. Право быть избранными имеют лица в зависимости от вида выборов, в частности, народным депутатом может быть избранный лишь гражданин Украины, который на день выборов достиг в 21-ом году, имеет право голоса и проживает в Украине на протяжении последних пяти лет. Депутатом местного Совета может быть избранный гражданин, который имеет право голоса и на день выборов достиг 18-ти лет.

Право доступа к государственной службе значит, что гражданам Украины должна быть обеспеченная реальная возможность занимать за выборами, конкурсом, или назначением должности в государственных органах и Их аппарате и осуществлять соответствующие государственные функции. Право на государственную службу имеют граждане Украины независимо от происхождения, социального и имущественного состояния, расовой и национальной принадлежности, пола, политических взглядов, религиозных убеждений, местожительства, которые получили соответствующее образование и профессиональную подготовку и прошли в установленном порядке конкурсный отбор, или по другой процедуре, предусмотренной Кабинетом Министров Украины.

Закон Украины от 16 декабря 1993 г. "О государственной службе" определяет общие принципы деятельности, а также статус государственных служащих, которые работают в государственных органах и их аппарате.

Право собираться мирно, без оружия и проводить собрания, митинги, походы и демонстрации.

Это право предназначено для обеспечения политической свободы мыслей, убеждений и высказываний в Украине. Ст. 39 Конституции Украины обязывает организаторов проведения сборов, митингов, походов и демонстраций заблаговременно извещать об этом органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, что гарантирует органам власти возможность вмешательства, когда те или другие мероприятия направлены к целям, которые противоречат закону. Осуществление только что перечисленных политических свобод обеспечивается предоставлением гражданам и их организациям общественных помещений, улиц, площадей, возможности широко распространять соответствующую информацию, использовать для этого пресса, телевидения и радио.

Ограничение относительно реализации данного права может устанавливаться судом в соответствии с законом и только в интересах национальной безопасности и общественного порядка — с целью предотвращения беспорядков или преступлений, ради здравоохранения населения или защиты прав и свобод других людей.

Ответственность за нарушение предусмотренного порядка организации и проведения сборов, митингов, походов и демонстраций предусматривается Кодексом Украины об административных правонарушениях.

Содержание ст. 39 Конституции отвечает положением международных договоров. Да, в ч. 1 ст. 20 Общей декларации прав человека установлено, что "каждый человек имеет право на свободу мирных сборов и ассоциаций", а в ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах "определяется право на мирные сборы. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, общественного порядка, здравоохранения и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц" [7].
Право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения или лично обращаться к органам государственной власти, органов местного самоуправления и должностных и служебных лиц этих органов.

Закреплено в ст. 40 Конституции Украины право на обращение является важным средством осуществления и защиты других прав и свобод, граждан, укрепления связей населения с государственным аппаратом, участия граждан в управлении государственными делами. Обращение граждан в государственные органы и органы местного самоуправления способствует усилению контроля народа за их деятельностью, борьбе с волокитой и бюрократизмом.

Праву граждан на личное обращение, направление индивидуальных или коллективных обращений отвечает обязанность органов и должностных лиц, которым они направлены, внимательно, в установленном порядке и в установленные сроки рассмотреть их и принять относительно них законные решение.

Положения этой статьи Конституции конкретизированы в Законе Украины от 2 октября 1996 г. "Об обращении граждан". Закон выделяет три вида обращений: предложения (замечание), заявления (ходатайство), жалобы. Обжалованными могут быть действия или бездеятельность в управленческой сфере, в результате которых: нарушены права и законные интересы или свободы гражданина; созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и законных интересов или свобод; незаконно возложены на гражданина какие-либо обязанности или его незаконно притягнено к ответственности. Обращения подаются к органам государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц. В обращении должно быть изложен суть затронутого вопроса, замечания, предложения, заявления, жалобы, требования, просьбы. Обращение обязательно должно быть подписанным. Анонимные обращения не рассматриваются. Запрещается отказ в принятии и рассмотрении обращения с ссылкой на политические взгляды, партийную принадлежность, пол, возраст, вероисповедание, национальность гражданина, незнания языка. Если обращение не входит к полномочиям тех органов, куда оно направлено, оно в срок не более пяти дней пересылается за принадлежностью соответствующему органу или должностному лицу. Запрещается направлять жалобы граждан для рассмотрения тем органам или должностным лицам, действия или решения которых подается жалобу на. Запрещается преследовать граждан и членов их семей за представление обращения. Не допускается разглашение полученных из обращений сведений о личной жизни граждан без их согласия или сведений, которые составляют государственную или другую тайну, которая охраняется законом. Обращения рассматриваются и разрешаются в срок не более одного месяца от дня их поступления, а те, которые не нуждаются в дополнительном изучении, безотлагательно.

Право на информацию.

Право на свободное выражение своих взглядов охватывает право каждого свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, в письменном виде или в другой способ — на свой выбор. Это право на свободу информации гарантируется ч. 2 ст. 34 Конституции Украины и может осуществляться разными способами: путем между- личного общения, через средства массовой информации, с помощью материальных носителей информации, учебных заведений, на сборах и митингах, сходках граждан, через многообразные клубы, лектории и другие средства за своим выбором. Все эти средства считаются законными, если при их использовании выполняются установленные законодательством правила, которые существуют, например, для средств массовой информации, для проведения митингов, демонстраций, походов, пикетирования и тому подобное.

Право на свободное выражение своих взглядов охватывает право каждого свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, в письменном виде или в другой способ — на свой выбор. Это право на свободу информации гарантируется ч. 2 ст. 34 Конституции Украины и может осуществляться разными способами: путем между- личного общения, через средства массовой информации, с помощью материальных носителей информации, учебных заведений, на сборах и митингах, сходках граждан, через многообразные клубы, лектории и другие средства за своим выбором. Все эти средства считаются законными, если при их использовании выполняются установленные законодательством правила, которые существуют, например, для средств массовой информации, для проведения митингов, демонстраций, походов, пикетирования и тому подобное.

Осуществление права на информацию может быть ограничено законом в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка ради предотвращения беспорядков или преступлений, для здравоохранения населения, защиты репутации или прав других людей, для предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или для поддержки авторитета и беспристрастия правосудия.

Конкретные гарантии обеспечения права на информацию устанавливаются в Законе Украины от 2 октября 1992 г. "Об информации".

Все граждане Украины, юридические лица и государственные органы имеют право на информацию. Это значит создание условий для свободного получения, использования, распространения и хранения сведений, необходимых для реализации ими своих прав, свобод и законных интересов, осуществления заданий и функций.

Реализация права на информацию гражданами, юридическими лицами и государством не должна нарушать гражданские, политические, экономические и другие права, свободы и интересы юридических лиц. Каждому гражданину обеспечивается свободный доступ к информации, которая касается его лично, кроме случаев, предусмотренных законами Украины.

Право на информацию обеспечивается: обязанностью органов государственной власти, а также органов местного самоуправления информировать граждан о своей деятельности и принятых решениях; созданием в государственных органах специальных информационных служб или систем, которые обеспечивали бы в установленном порядке доступ к информации, свободным доступом субъектов информационных отношений к статистическим данным, архивным, библиотечным и музейным фондам (ограничение этого доступа предопределяется лишь спецификой ценностей и особенными условиями их хранения, которые определяются законодательством); созданием механизма осуществления права на информацию; контролем со стороны государства за сдерживанием законодательства об информации; установлением ответственности за нарушение законодательства об информации.


  1. ^ Экономические права человека и гражданина.

Отдельную важную группу основных прав и свобод человека и гражданина Украины составляют социально-экономические права.

Конституция Украины в 1996 г. выходит из принципиально новой идеологии в закреплении этих прав сравнительно с идеологией прежних советских конституций, в которых провозглашалась решающая роль государства в предоставлении человеку экономических прав. Это особенно оказывается в вопросе о собственности.

Важнейшим элементом правового статуса лица в условиях социальной рыночной экономики является частная собственность, которая включает право человека и гражданина владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью и иметь доходы. Государство обязано гарантировать защиту частной и других форм собственности.

Социально-экономические права— это возможности человека принимать участие в производстве материальных и других благ. Эти права принадлежат каждому гражданину. Они определяют место человека в экономической и социальной жизни и составляют основу правового статуса гражданина как труженика.

По содержанию Конституции, можно навести следующий перечень социально-экономических прав и свобод:
1) право частной собственности (Ст. 41);

2) право на пользование естественными и другими объектами общественной собственности (Статьи 13, 41)

2) право на предпринимательскую деятельность (Ст. 42);

3) право на труд, на выбор профессии и сферы деятельности (43);

4) право на соответствующие условия труда (43);

5) право на справедливую оплату труда (43);

6) право на социальное обеспечение и защиту (46);

7) право на защиту прав потребителей (42);

8) право на забастовки с повода экономических и социальных вопросов (44);
Систему основных прав и обязанностей гражданина в отрасли экономической жизни составляют:

Право на частную собственность (ст. 41). Ч. 1 ст. 41 Конституции Украины предоставляет каждому человеку право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и результатами своего интеллектуального труда. Конституция Украины не определяет объектов частной собственности.

Объектами права частной собственности выступают: имущество (вещи), природные ресурсы, которые могут быть в гражданском обращении, а также результаты интеллектуальной, творческой деятельности, в том числе произведения науки, литературы и искусства, изобретения, другие результаты интеллектуального творческого труда.

В этом отображен тот факт, что частная собственность в современных условиях имеет не только экономическую функцию. Она служит также средством всестороннего и свободного развития лица, создавая возможности удовлетворять не только экономические, но и культурные, духовные, эстетичные потребности и запросы лица. Гарантирование частной собственности — это один из важных факторов социальной стабильности, средство повышения благосостояния населения.

Нерушимость частной собственности и право на наследование гарантируется законом и защищается судом. Закон определяет способы приобретения частной собственности и границы пользования ею ради обеспечения выполнения ею ее функций и доступности для всех. Никто не может быть противоправное лишенный своей собственности.

Принудительное отчуждение объектов частной собственности может быть осуществлено только на основаниях и в порядке, предусмотренных в законе, при условии предыдущего и полного возмещения их стоимости. Осуществление гражданами права собственности не должно нарушать прав других личностей. Каждый имеет право охранять свою собственность всеми законными средствами.

Право на предпринимательскую деятельность (ст. 42). В статье отмечается: "Каждый имеет право на предпринимательскую деятельность, которая не запрещена законом". Это право значит, что каждый сам свободный выбирать, ориентируясь на свои желания и возможности, чем заниматься: стать предпринимателем, менеджером на акционерном предприятии или начать индивидуальную трудовую деятельность. Человек может определиться, что выгодно для нее лично, и предварительно решить, когда и что нужно делать, что от кого и в каком объеме и на каких условиях требовать для реализации своих экономических прав и интересов. Однако частная инициатива не может противоречить общественной пользе и морали, наносить вреда личной безопасности, правам человека и ее достоинству, нарушать нормы экономической безопасности.

В соответствии со ст. 42 Конституции Украины предпринимательская деятельность депутатов, должностных и служебных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления ограничивается законом.

Свободное предпринимательство и вольность договоров гарантируются. Не допускается монопольная предпринимательская деятельность и недобросовестная конкуренция.

Государство гарантирует всем предпринимателям, независимо от избранных ими организационных форм предпринимательской деятельности, ровные права и создает равные возможности для доступа к материально-техническим, финансовым, трудовым, информационным, естественным и другим ресурсам.

Обеспечение материально-техническими ресурсами, что централизовано распределяются государством, осуществляется только при условии выполнения предпринимателем работ и поставок для государственных потребностей.

Споры о возмещении ущерба разрешаются судом общей юрисдикции или арбитражным судом в соответствии с их компетенцией.
Право на пользование объектами государственной и коммунальной собственности (статьи 13, 41) значит, что каждый гражданин имеет право пользования естественными объектами права собственности народа согласно с законом (ст. 13), а в соответствии со ст. 41 граждане для удовлетворения своих потребностей могут пользоваться объектами государственной и коммунальной собственности на основе закона. Объектами как первой, так и второй форм собственности граждане пользуются, как правило, бесплатно (например, заведениями народного образования, здравоохранения, путями, мостами, местами общего отдыха). Другими объектами граждане могут пользоваться за плату в порядке и при условиях, установленных органами, которые управляют государственным или коммунальным имуществом.
Право на труд (ст. 43) — одно из фундаментальных, приоритетных социальных прав, в ч. 1 ст. 43 дается общее определение этого права и предусматриваются гаранты его осуществления.

В частности, в Конституции отмечается, что каждый имеет право на труд, что включает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно избирает или на которую свободно соглашается. Гарантируя это право, государство, как отмечается в ч. 2 ст. 43 Конституции, создает условия для полного осуществления гражданами права на труд, гарантирует равные возможности в выборе профессии и рода трудовой, деятельности, реализовывает программы профессионально-технической учебы, подготовки и переподготовки кадров в соответствии с общественными потребностями. Право на труд, в соответствии со ст. 43, включает право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, на заработную плату, не более низкую от определенной законом. Гражданам гарантируется защита от незаконного освобождения. Наконец, провозглашается также, что право на своевременное получение вознаграждения за труд защищается законом.» В ст. 43 Основного Закона предусмотренное запрещение использования труда женщин и несовершеннолетних на опасных для их здоровья работах.

Государству принадлежит контроль за организацией и условиями наемного труда. Юридические гарантии права на труд содержатся в текущем законодательстве (в нормах трудового, административного, сельскохозяйственного, криминального права). Защита трудового права осуществляется государственными органами, а также профессиональными союзами и другими объединениями граждан.

Право на забастовку, (ст. 44) — качественно новое для нашей страны право, которое тесно связано с правом на труд. В частности, в ст. 44 отмечается, что те, кто работает, имеют право на забастовку для защиты своих экономических и социальных интересов. Порядок осуществления права на забастовку устанавливается законом с учетом необходимости обеспечения национальной безопасности, здравоохранения, прав и свобод других людей. Забастовка — добровольное дело. Никто не может быть принужден к участию или неучастию в забастовке. Запрещение забастовки возможно лишь на основании закона.


  1. ^ Социальные и культурные права человека и гражданина.

Понимание социальных прав в Конституции Украины связано с концепцией социального государства.

Как известно, эта концепция присущая демократическим странам мира. Основой ее является принцип ответственности государства за обеспечение своим гражданам прожиточного минимума, который закрепляется в законодательстве.

На признание западными, а в дальнейшем и постсоциалистическими, государствами социальных прав как необходимого элемента правового статуса лица решающее значение имело закрепление этих прав на международном уровне, прежде всего в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах в 1966 г. Кроме того. Международной организацией труда было принято более чем 100 конвенций и рекомендаций относительно социальных прав человека и гражданина.

Согласно с Конституцией Украины, основные социальные права представляют собой определенные возможности человека пользоваться социальными благами в сфере материального производства, трудовой деятельности, образования, здоровья, отдыха, которые предусмотрены в соответствующих статьях Основного Закона. Социальные права и свободы являются одним из наиболее многочисленных видов прав, которые провозглашены и закреплены Конституцией. Этот вид прав был приоритетным и в предыдущей Конституции Украины, но теперь эти права значительно расширены и наполнены новым содержанием.

В соответствии с действующей Конституцией, систему социальных прав составляют:
1) право на отдых (Ст. 45).

2) право на социальную защиту (Ст. 46)

3) право на жилье (Ст. 47);

4) право на здравоохранение (Ст. 49);

5) право на безопасность окружающей среды (Ст. 50) (соціально-екольгічне право)
Право на отдых (ст. 45) имеет каждый, кто работает. Оно обеспечивается предоставлением дней еженедельного отдыха, а также оплачиваемого ежегодного отпуска, установлением сокращенного рабочего дня относительно отдельных профессий и производств, сокращенной длительности работы в ночное время.

Максимальная длительность рабочего времени, минимальная длительность отдыха и оплачиваемого ежегодного отпуска, выходные и праздничные дни, а также другие условия осуществления этого права определяются законом.

Право на социальную защиту (ст. 46). Конституция провозглашает и закрепляет это право граждан и определяет конкретные виды социального обеспечения. В частности, закрепляется право на обеспечение в старости или в случае потери кормильца, в случае полной или частичной потери работоспособности (переход на инвалидность), при временной потере работоспособности, а также в случае безработицы, что произошла по независимым от гражданина причинам. Основные виды пенсий предусматривает Закон Украины "О пенсионном обеспечении" от 5 ноября 1991 р.: пенсии за возрастом, по инвалидности, в связи с потерей кормильца, за выслугу лет, а также социальные пенсии, которые назначаются и выплачиваются неработоспособным гражданам при отсутствии у них права на трудовую пенсию.

Реализация и финансирование действующей системы социального обеспечения населения Украины опирается преимущественно на государственное обеспечение и управление.

Право на жилье (ст. 47). За действующим Основным Законом каждый имеет право на жилье. Можно построить дом и вспомогательные для этого здания, приобрести их в собственность на основе гражданско-правовых соглашений или взять в аренду. Граждане Украины имеют право на получение в установленном порядке жилищного помещения (квартиры) в домах государственного жилищного фонда, в домах коммунального жилищного фонда, фонда жилищно-строительных кооперативов. Для лиц, которые нуждаются в социальной защите, в отличие от предыдущего порядка, предусматривается возможность предоставления жилья государством или органами местного самоуправления бесплатно за ли доступную для них плату в соответствии с законом. Жилые дома, построенные гражданами Украины или приобретенные ими на основе гражданско-правовых соглашений, являются их собственностью. Право собственности и другие права на жилье надежно гарантируются. В частности, в Конституции отмечается, что никто не может быть принудительно лишенный жилья иначе как на основании закона по решению суда (ст. 47).

Право на здравоохранение, медицинскую помощь и медицинское страхование (ст. 49) имеет каждый житель Украины В Конституции отмечено, что государство создает условия для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания. В государственных и коммунальных заведениях здравоохранения медицинская помощь оказывается бесплатно: существующая сеть таких заведений не может быть сокращена. Государство содействует развитию лечебных заведений всех форм собственности.

Государство заботится о развитии физической культуры и спорта, обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие.

Здравоохранение обеспечивается государственным финансированием соответствующих социально-экономических, медико-санитарных и оздоровительно-профилактических программ.

Самостоятельной группой конституционных прав и свобод человека и гражданина в системе прав и свобод, предусмотренных Конституцией Украины, есть социально-культурные права и свободы. В наиболее общем понимании эти права по своей сути являются мерой духовности, которую гарантирует лицу государство с учетом условий жизни и деятельности граждан, общества и государства.

По своему содержанию культурные права и свободы — это субъективные права человека в культурной (духовной, идеологической) сфере, это — определенные возможности доступа к духовным достижениям своего народа и всего человечества, их усвоения, использования и участия в последующем их развитии. По действующей Конституции Украины к культурным правам и свободам принадлежат:

1) образование (Статьи 43, 51, 53);

2) техническое, художественное и научное творчество (Ст. 54);

3) право на результаты своей интеллектуальной, творческой деятельности (Ст. 54);

4) право на использование достижений культуры и искусства (Статьи 11, 54);
Право на образование (ст. 53) граждан Украины является своеобразным ядром данной группы прав. В современных условиях образование является одним из важнейших условий всестороннего развития лица и предпосылкой осуществления многих конституционных прав.

Содержание права на образование в самом общем виде представляет собой гарантированную возможность гражданину получить среднюю общую, среднюю профессиональную и выеду образование в государственных и коммунальных учебных заведениях.

Да, право на образование охватывает практически все основные виды образования. В частности, в Конституции отмечается, что государство обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного, полного общего среднего, внешкольного, профессионально-технического, высшего и последипломного образования разных форм учебы. Гарантиями права на образование являются, в частности, обязательность общего среднего образования: предоставление государственных стипендий и льгот ученикам и студентам; право граждан бесплатно получать высшее образование в государственных и коммунальных учебных заведениях на конкурсной основе.

Гражданам, которые принадлежат к национальным меньшинствам, в соответствии с законом гарантируется право на учебу родным языком, в частности в соответствующих школах или классах, на ли изучение родного языка в государственных и коммунальных учебных заведениях или через культурных национальных общества (ст. 53).

Ученики и студенты имеют право на обеспечение стипендиями, общежитиями в порядке, что устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Последипломное образование (получение новой квалификации, новой специальности и профессии на основе ранее добытого в заведениях образования) осуществляется заведениями последипломного образования (академии, институты, центры повышения квалификации и др.) на договорных принципах с предприятиями и организациями с учетом государственного контракта (заказ).

Свобода литературного, художественного научного и технического творчества (вот. 54) имеет общий характер, то есть этой свободой владеют все граждане, а не только лица творческих профессий. Хотя творческие начинания свойственные всем видам труды, но самое широкое они воплощаются в сфере интеллектуальной, духовной деятельности, потому в ст. 47 Конституции Украины говорится, в частности, что свобода творчества гарантируется защитой интеллектуальной собственности граждан, их авторских прав, моральных и материальных интересов, которые возникают в связи с разными видами интеллектуальной деятельности: право на результаты интеллектуальной, творческой деятельности гарантируется, в частности, запрещением использовать или распространять без согласия авторов результаты их интеллектуальной, творческой деятельности, за исключениями, установленными законом. Кроме того, государство содействует развитию науки, установлению научных связей Украины с мировым содружеством. Культурное наследие охраняется законом. Государство обеспечивает сохранение исторических достопримечательностей и других объектов, которые составляют культурную ценность, употребляет мероприятий для возвращения в Украину культурных ценностей народа, которые очутились за ее границами (ст. 54).
Право на результаты своей интеллектуальной, творческой деятельности (ст. 54) реализуется с помощью ряда законодательных актов, которыми обеспечивается право на выбор и занимание интеллектуальной, творческой деятельностью, а также обеспечиваются права интеллектуальной собственности, авторские права и связанные с ними имущественные права и моральные интересы. Объектами права интеллектуальной собственности являются произведения науки, литературы и искусства, изобретения, модели. промышленные образцы, рационализаторские предложения, знаки для товаров и услуг, результаты научно-исследовательских работ и другие достижения интеллектуального труда. Эти права гарантируются тем, что без согласия автора (владельца) никто не может использовать их, кроме исключений, определенных законом.

С целью защиты своих прав лицо, которое имеет авторское право, или любое правомочие на произведение, для удостоверения авторства на обнародованный или необнародува-ний на протяжении срока охраны авторского права произведение, может его зарегистрировать в официальных государственных реестрах. О регистрации прав автора выдается свидетельство.


  1. ^ Основные обязанности граждан Украины.


В первую очередь, нужно подчеркнуть, что как форма и способ организации общества, государство несет ответственность перед своими гражданами, а также обязанная защищать их, охранять жизнь и тому подобное (Статьи Конституции 3, 27, 29, 59).

Со второй стороны, граждане Украины тоже имеют обов'язкі относительно государства и друг друга. К основным таким обязанностям принадлежат:
1) защита государства и военная служба (35,65);

2) не влечь вреда природе, историко-культурным достопримечательностям, и возмещать нанесенный ущерб. (Ст. 66);

3) платить налоги и другие финансовые отчисления (Ст. 67);

4) соблюдение требований Конституции, законов Украины (Ст. 68).

А также:

5) забота родителей о детях (Ст. 51);

6) забота детей о родителях (Ст. 51);

7) уважение национального достоинства других лиц, укрепление дружбы между нациями и народами Украины (Ст. 35,37,10);

8) поддержка общественного порядка и общего мира (Ст. 35, 18, 37);
Обязанность граждан Украины относительно защиты Отчизны провозглашается Конституцией Украины (ст. 65).

Защита своей Отчизны является не только правовой, а прежде всего моральным требованием к каждому гражданину, моральной и общей обязанностью. Неуклонное выполнение этого долга предусматривает защиту страны, ее населения, материальных и духовных ценностей, территориальной целостности и суверенитета страны. Защита Отчизны выражается в обеспечении обороны и безопасности государства.

Оборона страны достигается с помощью политических, экономических, военных, социальных, правовых и других мероприятий. Для обороны страны с применением средств вооруженной борьбы образуются Вооруженные Силы и устанавливается военная обязанность граждан. Он является конкретным выявлением общей военной обязанности защищать Отчизну, но адресованный конкретным, определенным законом категориям граждан. Основной формой выполнения военного долга является прохождение военной службы. Граждане отбывают военную службу в соответствии с Законом Украины от 25 марта 1992 г. "Об общей военной обязанности и военной службе". На военную службу призываются граждане мужского пола в определенном законом возрасте, которые не имеют права на освобождение или отсрочку от призыва. Предусматривается возможность вступления мужчин и женщин на военную службу по контракту. За уклонение от призыва на военную службу установленная криминальная ответственность.

Согласно с Законом Украины от 12 декабря 1997 г. "Об альтернативной (не военной) службе", формой реализации военной обязанности является прохождение альтернативной (не военной) службы, которая является государственной службой вне Вооруженных Сил Украины или других войск, что внедряется вместо прохождения военной службы.

Право на альтернативную (не военной) службу как вид выполнения общего военного долга имеют граждане Украины, которые принадлежат к действующим, согласно с законодательством религиозных организаций, вероучение которых не допускает пользования оружием и службу в армии.
Обязанность не причинять вреда природе, культурному наследию, возмещать нанесенный ущерб возлагается Конституцией на своих граждан Статьей 66, исходя из необходимости духовного возрождения Украины, надежного сохранения и умного использования ее духовных ценностей и природных ресурсов.

Этот конституционный долг конкретизирован в ряду законодательных актов. Да, Закон Украины от 25 июня 1991 г. "Об охране окружающей естественной среды" обязывает граждан рационально использовать природные ресурсы, осуществлять мероприятия по предотвращению порчи, загрязнения, истощения природных ресурсов, негативного влиятельные на состояние окружающей естественной среды. Если объектам природы причинен вред, то размер ее определяется за современными таксами относительно объектов животного мира, лесов; за специальными методиками определения убытков, причиненных рыбному хозяйству, водным ресурсам, а также в результате загрязнения атмосферного воздуха. В других случаях размер убытков определяется за фактическими расходами, необходимыми для возобновления нарушенного состояния природных ресурсов.

Требования относительно охраны достопримечательностей истории и культуры, которые принадлежат гражданам и расположенные на землях, предоставленных гражданам в пользование, а также при осуществлении строительных работ, ведении раскопок и разведок достопримечательностей археологии и относительно других случаев пользования данного рода достопримечательностями определяются Законом Украины от 13 июля 1978 г. "Об охране и использовании достопримечательностей истории и культуры". Этот закон устанавливает, что лица, которые нанесли вреда достопримечательностям истории и культуры или ее охранительной зоне, обязаны возобновить в предыдущем состоянии достопримечательность или указанную зону, а при невозможности этого — возместить причиненные убытки.

Действующее законодательство устанавливает правило, за которым в случае отказа добровольно возместить убытки, причиненные нарушениями порядка использования и охраны природных ресурсов, достопримечательностей истории и культуры, соответствующие споры разрешаются в судебном порядке.

Обязанность платить налоги и собрания в порядке и размерах, установленных законом

Одним из конституционных долгов граждан Украины является обязанность каждого платить налоги и собрания в порядке и размерах, установленных законом, а также ежегодно подавать в налоговые инспекции по месту жительства декларации о своем имущественном состоянии и доходах за прошлый год в порядке, установленном законом (ст. 67 Конституции).

С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества.

Принципы построения системы налогообложения в Украине, виды налогов, сборов и других обязательных платежей, направления их зачисления и использования, перечень налогоплательщиков и объектов налогообложения, а также ответственность за нарушение налогового законодательства, определяются Законом Украины "О системе налогообложения" (в редакции от 2 февраля 1994 г.).

Подоходный налог населения платит на основании Декрета Кабинета Министров Украины от 26 декабря 1992 "О подоходном налоге из граждан". Плательщик налога есть граждане Украины, иностранные граждане и особы без гражданства.

Виды местных налогов и сборов, что платят граждани, их размеры и порядок вычисления и на прями использование определяются Декретом Кабинете Министров Украины от 20 мая 1993 г. "О местных налогах и сборах".

Контроль за соблюдением налогового законодательства и правильностью вычисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других платежей и взносов в государственные целевые фонды, установленные законодательством Украины, осуществляется государственными налоговыми администрациями.

На основании деклараций, документальных проверок за местом полученных доходов налоговые органы в случае установления нарушений налогового законодательства требуют их устранение, а на граждан, виновных в неподаче или несвоевременном представлении декларации о доходах или включении к декларациям обезображенных данных и в других случаях нарушения налогового законодательства взыскивают административные.

Обязанность неуклонно сдерживаться Конституции Украины и законов Украины, не посягать на права и свободы, честь и достоинство других людей

Общая обязанность сдерживаться Конституции и законов — одна из предпосылок формирования в Украине правового государства.

В частности сформулированная обязанность государства в лице ее представителей придерживаться Конституции и законов Украины в Статье 19. Это имеет принципиальное значение для поддержки баланса между государством и обществом.

А также, закреплена в ст. 68 Конституции общая обязанность неуклонно сдерживаться Конституции и законов Украины, не посягать на права и свободы, честь и достоинство других людей тесно связанный с определением и понятием юридической ответственности — особенных, предусмотренных и урегулированных нормами права отношений между гражданами и государством, которые возникают в разе и в результате правонарушения. Главная цель юридической ответственности — охрана правопорядка и правовое воспитание людей.

Юридическая ответственность может быть (в зависимости от правонарушения) криминальной, административной, гражданской и дисциплинарной, что предусматривается нормами соответствующего законодательства. При этом все виды юридической ответственности предусматривают санкции за правонарушение, а правонарушитель испытывает государственного принуждения (лишение свободы, уплаты штрафа, возмещения ущерба и тому подобное).
Выводы.
Рассмотрев тему конституционных прав и свобод человека и гражданина можно сделать следующие выводы:
1. Конституционные права, свободы и обязанности выражают в первую очередь и непосредственно отношения и связи гражданина и государства, согласно с принципом "Позволяется все, что не запрещается Законом". Другие нормы права регулируют отношения и связи либо граждан и органов государства, либо граждан и государственных и общественных организаций, либо граждан между собой.

2. Они возникают не на основе общих правоотношений, а непосредственно из Конституции. При этом именно Конституция определяет как их содержание, так и объем.

3. Конституционные права, свободы и обязанности не прекращаются и не возникают раз за разом. Они действуют постоянно. Гражданин не может отказаться не только от своих конституционных долгов, но и от своих конституционных прав и свобод.

4. ^ Содержание и объем конституционных прав, свобод и обязанностей для всех граждан одинаковые, в то время как субъективные права и юридические обязанности разных граждан в конкретных правоотношениях неодинаковые и по своему содержанию, и по своему объему.

5. ^ Реальность конституционных прав, свобод и обязанностей обеспечивается не столько индивидуальными усилиями (не запрещенными законом средствами) отдельного гражданина, сколько государственным и общественным строем. Конституционные права, свободы, обязанности охраняются соответствующими нормами всех отраслей права. Например, закреплено в Основном Законе Украины право на труд охраняется нормами трудового, сельскохозяйственного, административного, криминального и других отраслей права.

6. ^ Социальное назначение основных прав и свобод граждан определяется тем, что они воплощают идеалы демократии, гуманизма и справедливости, и служат всестороннему развитию и воспитанию лица, предоставляют гражданам широкие возможности для активного участия в управлении делами общества и государства, функционированию всего государственного и политико-правового механизма.
Таким образом, права, свободы и обязанности человека и гражданина, закреплены в Конституции Украины, их широта, реальность, гарантированность выражают не только фактический и юридический статус лица в обществе, но и суть действующей в стране демократии, социальные возможности, заложенные в самом общественном строе. Они — показатели зрелости общества, его достижений, своеобразная "визитная карточка". Весь арсенал гражданских, экономических, социальных, политических и культурных прав, свобод и обязанностей должен служить дальнейшему развитию демократии и социальному прогрессу Украины.

В конце, в свету вышеприведенного, позволю себе выразить личное мнение, хотя это и выходит за пределы темы данной работы, что в целом механизм обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в англо-американский правовой семье, где “выполнение конституционного контроля доверено всему судебному аппарату и конституционное правосудие не отделяется от общего правосудия, поскольку все дела, какой бы не было их природы, решаются теми же судами в тех самыми условиями” [10, стр.24], представляется вообще более эффективным, потому что рассмотрение каждого судебного дела начинается, в первую очередь, из контроля сдерживания принципов и норм Конституции, непосредственно воплощая в жизнь принцип ее наивысшей юридической силы.

Литература:



  1. Конституция Украины - К., 1996р.




  1. Комментарий к Конституции Украины, Институт законодательства Верховной Рады Украины, второе издание, исправленное и дополнено, К., 1998р.




  1. Конституционное право Украины, второе издание, исправленное и дополнено, за ред. Проф. В.Ф. Погорилка, К.:Наукова мысль, 2000р.




  1. Кравченко В.В., Конституционное право Украины: Учебное пособие, ч.1., К., 1988р




  1. Луняк М.О., Конституционное право Украины, Лекционный курс и учебный методические материалы, Нежин, 2001р.




  1. Общая декларация прав человека, 1948р.




  1. Международный пакт о гражданских и политических правах, 1966р.




  1. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, 1966р.




  1. Цивильний кодекс Украины (с изменениями и дополнениями состоянием на 15 января 1999р.), Х: ООО “Одиссей”, 1999р.




  1. Боботов С.В., Конституционная юстиция (сравнительный анализ), Москва, 1994р.



Скачать файл (207 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации