Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Античная культура - фундамент европейской цивилизации - файл 1.doc


Античная культура - фундамент европейской цивилизации
скачать (199 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc199kb.19.11.2011 15:58скачать

содержание

1.doc

Министерство образования Российской Федерации

Кубанский Государственный Технологический Университет


Кафедра истории и социальных коммуникаций



контрольная работа № 1

по дисциплине: культурология



на тему: Античная культура – фундамент европейской цивилизации.
Вариант - 3

Студента МИППС

Специальность 080109

Шифр 07-3ЭС-173

Фамилия Сапуновой Е.В.

Рецензент Мельситов Виктор Васильевич

КРАСНОДАР


2008
Содержание
Введение………………………………………………………………….3


  1. Основные черты и особенности античной культуры и эллинизма…..4

  2. Миф, наука и философия в Греции……………………………………18

  3. Античная религия и культура демократии……………………………27


Заключение………………………………………………………………….38

Список использованных источников……………………………………...41
Введение
Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские

гуманисты ввели термин «античный», от лат. Antiguus –древний, для

определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время.

Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на все

народы Европы, их литературу, искусство, философию.

Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи отводят античной культуре.

В целом для античной культуры характерен рациональный подход к

пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие,

стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-

практических и теоретических проблем. Этим Древняя Греция отличалась от

Востока, где развитие культуры протекало, в основном, в формах

комментирования древних ученых, ставших каноническими, в форме

увековечивания традиции.

Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и

древнеримская цивилизации. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и то же время, поэтому они были тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом.


  1. ^ Основные черты и особенности античной культуры и эллинизма.


Античная культура - это тип европейской рациональной культуры. Грек созерцал космос, воспринимая его таким, как он есть, не задумываясь и не давая глубокого осмысления античному мирозданию. Античная цивилизация существовала двенадцать столетий, начиная с 8 века до н.э. и закончилась 5 в еком н.э. Античная цивилизация делиться на две локальных цивилизации;

а) Древнегреческую (8-1 века до н.э.)

б) Древнеримскую (8 век до н.э.-5 век н.э.)

Между этими локальными цивилизациями выделяется особенно яркая эпоха

эллинизма, которая охватывает период с 23 г. до н.э. до 30 г. до н.э.

Вся история Древней Греции условно делится на несколько периодов: крито-

микенский (XXX-XX вв. до н.э.), гомеровский (XI – IX вв. до н.э.),

архаический (VIII – VI вв. до н.э.), классический (V – IV вв. до н.э.) и

эллинистический (IV – I вв. до н.э.) Древнегреческая цивилизация возникла

на балканском полуострове и также она включала западное побережье малой

Азии (западная часть нынешней Турции). Балканский полуостров с трёх сторон омывается тремя морями: с запада Ионическое, с юга Средиземное, с востока Эгейское море. Балканский полуостров в основном представлен гористой местностью очень мало плодородных долин и основным видом хозяйства в основном являлось скотоводство (выращивание овец и коз). Так же занимались земледелием (выращивали виноград (вино) и оливки (оливковое масло), но только в двух долинах. В Греции совсем нет золота: его добывали уже за пределами Греции - на острове Тасос, в Македонии и Фракии. Зато меди греки имели вдоволь, находя ее, прежде всего на Эвбее. Также в Древней Греции добывали ряд других черных и цветных металлов. Горнодобывающий промысел находился в Афинах на высоком уровне развития. Еще важнее серебра была для греческого искусства глина, из которой делали кирпичи, но, прежде всего керамику. Наконец, весьма ценился и камень: благодаря нему возникли со временем греческие храмы, другие памятники архитектуры и скульптуры.Так какой же народ создал древнегреческую цивилизацию? Некоторые наверно скажут греки. Но понятия греки и эллины это собирательные названия огромного конгломерата племен. В то время как среди этого конгломерата

племен особенно ярко выделялись такие как: племена архейцев (динамичный, агрессивный народ), дорийцев, фелакки.

Древнегреческая цивилизация делится на три периода:

1. Архаический (8-6 вв.)

2. Классический (5-4 вв.)

3. Эллинистический (4-1 вв.)

Архаическая эпоха.

В эпоху архаики складываются основные черты этики древнегреческого общества. Ее отличительной особенностью было соединение рождающегося чувства коллективизма и состязательного начала. Общественное устройство Греции – рабовладельческая демократия, и для неё характерно такое явление, как признание народа в качестве единственного источника власти. Также существовала система выборных должностей. Прослеживалась тенденция к усреднению доходов между богатыми и бедными. Демократия ставила закон выше власти, а сами законы не считались чем-то данным свыше, они были созданы не богами, а человеком.

Древнеримская цивилизация. Что же особенное есть в этой цивилизации? Во- первых, установление демократической формы правления в результате борьбы между патрициями и плебеями, во-вторых непрерывные войны. Именно эти два фактора и стимулировали развитие цивилизации, определяли весь ее исторический облик.Определим хронологические рамки существования Римской цивилизации, она уникальна тем, что период ее существования мы можем назвать не только с точностью до столетия и даже до года, но и даже с точностью до дней. Условно, днем основания Рима и всей Римской цивилизации считается 21 апреля 753 года до н. э., финал наступил тогда, когда был свергнут последний Римский император Ромул Августул., это произошло 23 августа 476 г н.э.

Таким образом, Римская цивилизация просуществовала 12 веков, которые разбиваются на три периода:

. царский 8-6 вв. до н.э.,

. период римской республики 4-1 вв. до н.э.,

. период римской империи 1 в. до н.э.- 5 в. н. э.

Этот последний период делится на два этапа: принципата 30 г. до н.э-.284

г н.э. и доминиата- 284- 476г н.э.

Важнейшим центром Средиземноморской империи был город Рим, население которого выросло до 1—1,5 млн. жителей. В отдельных частях огромной державы возникли в I—III вв. н.э. другие большие города. Столицу империи и другие большие города украшали великолепные крупные здания - храмы местных и общеимперских божеств, дворцы, “базилики”, портики для прогулок, а также различного вида здания для общественных развлечений, театры, амфитеатры, цирки. В амфитеатрах шли представления - травля зверей, бои гладиаторов, публичные казни. В цирках происходили скачки на запряженных четверками лошадей колесницах — “квадригах”. Полы и стены храмов, дворцов, базилик, домов богатых рабовладельцев были украшены тонко выполненными мозаичными орнаментами и даже целыми картинами. В северных провинциях многие дома имели отопление. Из печей горячий воздух направлялся по глиняным трубам под полом различных помещений и создавал в них теплую атмосферу. Однако если общественные здания и дома богачей блистали роскошью отделки и удобствами, то жилища большинства свободного населения были убоги и неудобны. Сельские жители ютились в деревянных хижинах, крытых черепицей и отапливавшихся очагом, находившимся в середине помещения.

Во второй половине 4 в. До н. э. резко усиливается окраинная область балканского полуострова - Македония. В338 г. до н. э. македонская армия Филлипа 2 разгромила соединённое войско греческих полисов. Его сын Александр после прихода к власти в 336г. до н. э. продолжил завоевательные походы отца, создав гигантскую империю. Классической Греции как совокупности независимых городов-полисов пришел конец. Греция стала маленькой провинцией в этой громадной империи.

После создания империи греческая культура распространилась на новые территории. Это и означало наступление новой эпохи, получившей название эллинизма, т. е. эпохи распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского. В процессе экспансии эллинской культуры происходило её соединение с восточными культурами. Именно этот синтез греческой и восточных культур образовал качественно новое явление, которое стало именоваться культурой эллинизма. Её образование шло под влиянием всего греческого образа жизни и греческой системы образования.

Хронологически эллинизм охватывает исторический период от смерти Александра Македонского в 323 г. до н. э. и последовавшим за этим распада империи на отдельные государства до 31 г. до н. э.- года присоединения Египта к Римской империи. Это довольно продолжительный период времени, в течении которого греческая культура получила распространение на огромной территории от Италии до Индии.

В результате событий и процессов, связанных с созданием, а затем с распадом державы Александра Македонского, в Передней и Малой Азии стали складываться особые формы социально-экономических отношений. На эту территорию переселилось много македонян и греков, принесших туда свои обычаи и культуру. Развивалось товарное производство. Политическая организация строилась на сочетании власти монархий с самоуправляющимися общинами. Города, имевшие свои владения, играли большую роль. Выражение культурной общности этого периода закрепилось в распространении двух основных языков – обще греческого и арамейского, хотя во многих регионах сохранялись свои языки и обычаи. Произошли изменения в быту. Четче проявились различия между культурой города и деревни. Процветала идеология космополитизма и индивидуализма. Это было время развития науки и искусства.

Распространение и утверждение греческой культуры происходили в условиях непрерывных военных действий, результаты которых и даже жизнь целых стран зависели от таланта полководца, что привело к переоценке в общественном сознании многих процессов общественной жизни. Прежде всего сформировался новый общественный идеал, которым стала не гражданская норма или отвлечённый собирательный образ, а конкретная выдающаяся личность. Уже с конца 4 в. до н. э. греки начинают обожествлять в прямом смысле своих царей и полководцев, создавая им статуи и алтари, учреждения ежегодные празднества в их честь и т. д.

Вследствие этих процессов произошло изменение прав и обязанностей граждан полисов. Отныне они превратились в подданных, и от своих правителей ждали гарантий безопасности и материальной стабильности. Вера в божественный промысел и провидение, в божественное возмездие и справедливость со временем вытиснилась верой в могущество удачи и случая. Эта переоценка жизненных ценностей привела к обособлению личности, раболепству под монархами, росту мистицизма и суеверий.

Вместе с тем, эллинизм принёс в новые государства подъём и даже расцвет культурной жизни. Эллинистическая цивилизация пережила существенные изменения в области художественной культуры. Искусство утратило былую классическую сдержанность и строгое величие, особенности эллинизма способствовали размежеванию художественной культуры, художественная деятельность окончательно профессионализируется, а сфера распространения предметов этой деятельности становится неограниченной в пределах ойкумены.

Наконец, эллинизм весьма существенно изменил религиозные представления греков. С образованием эллинистических монархий рухнула греческая полисная демократия, определявшая многие культурные ориентиры, нормы и ценности Древней Греции. И главным было не то, что простые граждане потеряли возможность участвовать в городском управлении, а то, что они лишились чувства защищённости, которое давало им гражданство их полиса. Исчезли самостоятельные города-государства, люди отныне жили в больших государствах, подчинявшихся единым для всех законам. Но обретя весь мир, греки лишились своей родины, своего полиса, мысль о котором поддерживала греков даже на больших расстояниях от него.

Космополитизм, ещё одна характерная черта эллинизма, привёл к тому, что отдельный человек стал чувствовать себя беспомощным во вдруг оказавшемся таким огромным мире. Эти новые чувства сразу нашли отражения в философии и религии, ориентировав их на внутренний мир человека. В этих условиях изменилось прежде всего отношение греков к религии, так как вместе с распадом полисов передавались забвению и их боги. Естественная прежняя религиозность, связанная с политическими учреждениями и с общественными воззрениями, в новых условиях сама изменилась существенным образом. Предоставленный самому себе человек стремится к более тесному общению с божеством, от которого уже ждёт не благоденствия отечества или победы оружия родного полиса, а личного спасения. Если раньше участие в религиозных церемониях было гражданской обязанностью человека, актом проверки его политической благонадёжности по отношению к своему полису, теперь он ищет в религии забвения и спасения от страха смерти, одиночества.

Возникновение эллинских государств способствовало дальнейшему взаимопроникновению греческих и ближневосточных элементов культуры. Этот процесс получил название эллинизма. Термин введен в 30-е годы прошлого века. Он охватывает время III-Iвв. дон.э.

В результате событий и процессов, связанных с созданием, а затем с распадом державы Александра Македонского, в Передней и Малой Азии стали складываться особые формы социально-экономических отношений. На эту территорию переселилось много македонян и греков, принесших туда свои обычаи и культуру. Развивалось товарное производство. Политическая организация строилась на сочетании власти монархий с самоуправляющимися общинами. Города, имевшие свои владения, играли большую роль. Выражение культурной общности этого периода закрепилось в распространении двух основных языков– обще греческого и арамейского, хотя во многих регионах сохранялись свои языки и обычаи. Произошли изменения в быту. Четче проявились различия между культурой города и деревни. Процветала идеология космополитизма и индивидуализма. Это было время развития науки и искусства. Эллинизм, как таковой, в Передней Азии заканчивается вместе с римским и парфянским завоеваниями.

В период раннего эллинизма большую роль играли задававшие тон и управлявшие монархиями греки, оттеснявшие на второй план стремившуюся к власти местную знать. Это нашло отражение в характере многих памятников раннего эллинизма, еще сохранявших традиции классического искусства.

Высокий эллинизм совпал по времени с ожесточенными пуническими войнами, отвлекавшими внимание Рима от восточных областей Средиземноморья, и длился до завоевания римлянами Македонии в 168 году и разрушения ими Коринфа. В эти годы процветал Родос, играло огромную роль богатое Пергамское царство при Аттале I (241-197) и Евмене II (197-152), создавались величественные памятники птолемеевского Египта. Этот период усиленного нажима местной знати на греко-македонскую правящую верхушку и бурной междоусобной войны характеризуется в искусстве не только появлением особенно патетических и драматических образов, сочетанием в искусстве трагических и идиллических тем, гигантизма и камерности, но и широким развитием садово-парковой декоративной скульптуры.Искусство эллинизма - искусство огромных государств, образовавшихся после распада державы Александра Македонского, художественное явление того этапа, когда в жизни рабовладельческого общества основную роль начинала играть не полисная формация, а деспотическая монархия. Специфика эллинистического искусства не только в исключительно интенсивном развитии всех художественных форм, но, прежде всего в их связи, как с греческими, так и с "варварскими" принципами культуры. Хронологическими границами эллинистического искусства принято считать, с одной стороны, смерть Александра Македонского - 323 год до н. э., с другой - год присоединения к Риму Египта - 30 год до н. э. В пределах эллинизма различают иногда периоды раннего (323 г. - середина III в. до н. э.), высокого (середина III - середина II в. до н. э.) и позднего эллинизма (середина II в. до н. э. - 30 г. до н. э.). Территориально эллинистическое искусство было распространено в широких рамках преимущественно восточного Средиземноморья. После ожесточенной борьбы диадохов за власть в первые два десятилетия раннего эллинизма образовались крупные монархии: Македонская, Геллеспонтская, Переднеазиатская и Египетская. Борьба их друг с другом и внутренние распри, длившиеся до середины III века до н. э., привели к отпадению от них и усилению многочисленных новых царств.

В искусстве позднего эллинизма ярко выступила противоречивость действительности, глубокая внутренняя дисгармония жизни в эллинистических городах. Обострилась борьба эллинских и "туземных" местных идей, вкусов и настроений, гипертрофированный индивидуализм сопровождался яростной борьбой за власть, страхом перед власть имущими, хищническими стремлениями к наживе. Это время экономического застоя на Родосе, значение которого перешло к Делосу, начало обнищания птолемеевского Египта, ослабленного династической борьбой, годы упадка Пергамского царства, завещанного последним из Аталлидов - Аталлом III в 133 году римлянам.

Бурное развитие зодчества в эллинистическую эпоху связано во многом со стремлением правителей прославить мощь своих монархий в архитектурных памятниках, созданием больших городов в отдаленных районах античной периферии, куда достигали греческие воины.

Огромное количество новых городов возникло в эпоху эллинизма в различных частях античного мира. Назывались они чаще всего по имени воздвигавших их монархов - Александриями, Селевкиями, Антиохиями. Уже в последние годы царствования Александра Македонского, когда по его приказу было создано около семидесяти городов, а после его смерти диадохом Селевком - семьдесят пять новых, у строителей и архитекторов не было недостатка в работах. Выбор места для основания городов исключал случайные факторы и учитывал как природные условия (близость морской гавани, реки, плодородных земель), так и характер торговых и стратегических путей. Принципы целесообразности, всегда ставившиеся на первое место, исключали порой даже заманчивые перспективы грандиозности вида или внешней красоты будущего города. Так, Александр Македонский отверг лестное для него и восхитившее вначале предложение архитектора Дейнократа создать из горы Афон фигурное изваяние с огромным городом на ладони левой руки, узнав, что вблизи этого места нет плодородных почв.

Характер планировки эллинистических городов отличался строгой упорядоченностью. Прямизна иногда широких, от десяти до четырех метров, улиц (Пергам, Приена), пересечение их под прямым углом, расположение в центре особенно важных общественных и культовых зданий - все это было свойственно большинству новых городов, даже если они возникали на сложных рельефных участках, на склонах гор, где вводилась террасная планировка районов (Приена, Селевкия).

Особенно процветали в эллинистическую эпоху малоазийские города, служившие центрами оживленной торговли Востока и Запада, средоточием многих ремесел и производств, крупными очагами культуры и искусства. В Приене, Милете, Сардах, Магнезии на Меандре, Пергаме воздвигались в это время многочисленные и величественные сооружения.

В целях защиты эллинистические города не только имели мощные крепостные сооружения, но были подчас разделены на кварталы, с собственными оборонительными стенами (Антиохия, Деметриада). Порой для безопасности сельского населения города обносились дополнительным многокилометровым кольцом крепостных стен. Акрополи располагались обычно на возвышенностях, обеспечивавших возможность обороны, как в Приене и Пергаме.

Строительные материалы использовались в основном те же, что и в классическую эпоху - мрамор, известняк, дерево, сырцовые кирпичи, несколько чаще привлекался обожженный кирпич. Важно отметить, что инженерно-строительная сущность сооружения начинала отодвигать на второй план архитектурно-художественный образ памятника. Утрачивались постепенно цельность и органичность содержания, свойственные классическим произведениям, зато памятники начинали воздействовать более эмоционально, сильными средствами и на большее количество людей. Сохранилась в основном ордерная система, в которой, однако, наметилась тенденция к смешению различных ордеров и их элементов. Усложнялись и часто обогащались планы эллинистических сооружений, как гражданских, так и культовых. В архитектуре восточных районов использовались иногда арки (клинчатая арка на острове Самофраке) и своды (катакомбы Ком-Эль-Шукафа в Александрии).

В характере многих крупных эллинистических центров архитекторами обыгрывалась грандиозность размаха городских кварталов, протяженность портиков-стой вширь и величественность уходящих ввысь сооружений акрополей, располагавшихся преимущественно на высоких скалистых холмах. В художественной компоновке зданий эллинистических акрополей после величаво спокойных классических ансамблей звучала новая тема - напряжение. Посещение Пергама связано с крутым подъемом в гору. Усложнение композиции построек, размещенных на склонах крутой возвышенности, человек испытывает физически, поднимаясь по священной дороге пергамского кремля, с которого открываются виды на холмы северной части Малой Азии.

Во многих памятниках пергамского акрополя можно заметить новизну художественных форм эллинизма. Театр Пергама имеет особенно крутые склоны зрительских мест. Орхестра кажется маленькой с верхних рядов этого фантастического по своей архитектуре эллинистического сооружения. Человек, который должен снизу подняться на верхние ряды, затрачивает немало усилий. Напряжение выступает везде и во всем.

Динамика эллинистических архитектурных форм нашла отражение и в алтарях крупных малоазийских центров. Зодчие эллинизма, не оставившие потомкам художественных образов, по глубине подобных Парфенону или Эрехтейону, превзошли классических мастеров в создании огромных строительных комплексов, стремились решить проблему размещения крупных ансамблей в пространстве, дали возможность в формах архитектуры почувствовать свойственную эллинизму динамику мировых просторов, подготовив в этом отношении почву для зодчих императорского Рима. В грандиозных ансамблях и величественных высотных сооружениях эллинизма находили отражение чувства, вырвавшиеся из тесных рамок полисной уравновешенности в бурный, дисгармоничный мир огромных монархий.

В эпоху эллинизма в связи с расцветом архитектуры широкое распространение получили фрески и особенно мозаики, плохо сохранившиеся до наших дней, о которых сообщают древние авторы, а также дают представление римские, помпеянские и геркуланумские копии.

В мозаиках, украшавших полы жилых домов и общественных зданий в Делосе, Приене, Херсонесе (мозаика с моющимися женщинами, (рис. 3)), дворцов в Пелле, в произведениях мастеров Сосия (не подметенный пол, голуби у чаши) и Диоскуриада с Самоса (уличные музыканты) мозаичисты обращались к бытовым сценкам из жизни и мифологическим образам, а также сюжетам, почерпнутым из современных им комедий или романов. В мозаиках находили выражение разные тенденции: свободная, живописная манера трактовки сюжета или подчеркнуто гармонизированная, тяготевшая к классической продуманности композиции и сдержанности в передаче любимых эллинизмом драматических сцен.

В эпоху эллинизма широкое распространение получили стеклянные чаши. В александрийских мастерских появлялись кубки с двойными стенками, между которыми вставлялись тончайшие узоры из золотой фольги, придававшие изделиям красивый и дорогой вид. Создавались чаши из так называемого "мозаичного стекла", исключительно богатые по красочной гамме использованных токов.

На широко распространенных в эллинистических монархиях резных камнях из драгоценных и полудрагоценных пород (геммах и камеях) изображались многофигурные мифологические сцены и портреты. Преобладали сюжеты, связанные с неожиданными счастливыми концовками, с изображениями дионисийских празднеств, нимф, сатиров. В портретных геммах и камеях часто воспроизводились лица эллинистических монархов, определению имен которых сейчас помогают не менее точные и художественные их изображения на монетах (монеты Македонии, Пергама, Бактрии, Афин). В ряде камей эллинистические резчики по камню достигали высокого совершенства, как в передаче портретных черт лица, так и в использовании природных качеств красивых многослойных сардониксов (камея Гонзага, Ленинград, Эрмитаж, III в. до н.э.

В годы эллинизма сформировались различные скульптурные школы, каждая из которых характеризовалась неповторимыми.Еще в конце IV века скульптор Лисистрат в образе кулачного бойца подчеркнул не столько индивидуальность облика, сколько характерную внешность профессионала с грубыми чертами лица, несущими следы увечий, которые были не редкостью во время боев.

В эпоху эллинизма возникали статуи правителей-диадохов, в которых находили выражение подчеркнутая сила и колоссальное внутреннее напряжение.

Бронзовые и мраморные эллинистические портреты, чеканные портретные рельефы на монетах и медалях убеждают в пристальном внимании скульпторов не только к физиономическим особенностям, но, прежде всего к миру человеческих переживаний.

Яркий памятник эллинизма - статуя Ники Самофракийской - был поставлен в честь морской победы греков. Крупное мраморное изваяние быстро движущейся богини помещалось на фигурном постаменте, уподобленном носу военного корабля. В правой руке Ники была зажата труба, звуками которой она возвещала победу. В далекое прошлое ушла не только манера наивного и сложного своей условностью изображения бега архаической Ники Архерма, но и гармония величаво-спокойного парения классической Ники Пэония, утверждавшая само собой разумеющееся торжество прекрасных и совершенных сил. Порывистость стремительного широкого шага Ники Самофракийской передает напряжение эллинистической эпохи, острое и радостное чувство победы. Могучие тяжелые крылья, распахнутые за ее спиной, будто держат огромную статую в воздухе, создавая почти реальное ощущение полета.

В эллинистическом искусстве воплощено много трагических сцен. Гибнут гиганты под натиском богов на фризе Пергамского алтаря Зевса, умирает на своем щите галльский вождь, страшный бык собирается растоптать привязанную к нему злую царицу Дирку, глухо стонет Лаокоон, исполнены конвульсивных движений тела и мучительной боли и отчаяния лица Одиссея и его спутников из многофигурной группы, найденной в гроте Сперлонга . Среди подчеркнутого драматизма эпохи лишь статуя Афродиты Мелосской воспринимается величавой и строгой в своей мудрой простоте. В ее позе нет ни кокетства, ни жеманства: перед глубокой сущностью этого божества, поиному понятой на исходе эллинизма, кажутся напрасными страдания окружающих ее героев. Величие, запечатленное в мраморной статуе, отражает жажду людей неспокойной эпохи к гармонии и любви. Не только физическая природа человека прекрасна, утверждает мастер Афродиты Мелосской. В идеальности пластических форм он воплощает то интуитивно понятое духовное совершенство, поискам которого человечество посвятит долгие последующие века. Великая мысль древнего скульптора дошла через тысячелетия до нашего времени. Сознание ее глубины и возвышенности потрясло Гейне. Глеб Успенский видел в этой статуе чудесный источник чувств, пробуждающих веру в возможности человека, поэты различных эпох писали о ней восторженные стихи. В изваянии скульптора Александра, а может быть Агесандра (часть букв его имени, высеченного на постаменте, оказалась сбитой), творившего в особенно трагические годы эллинской истории, гениальным озарением воспринимается уверенность в силе гармонии и красоты

Эпоха эллинизма была последним, завершающим этапом развития культуры Древней Греции. Завоевание Александром Македонским могущественной персидской державы положило начало эпохи эллинизма, охватившей период 3-1 вв. до н. э. Этот этап представлял собой сложное переплетение и взаимопроникновение культурных достижений греческой и восточной цивилизации. Поэтому он характеризуется исключительно интенсивным развитием всех художественных форм, связанных как с греческими, так и с “варварскими” ценностями культуры.


^ 2. Миф, наука и философия в Греции.
Представления древних греков о своих богах менялись вместе с изменением форм общественной жизни. Постепенно, в течение тысячелетий, сложилась система устойчивых преданий – мифология и выработались религиозные обряды: жертвоприношения, молитвы, храмовые празднества. Греческая религия стала оформляться в крито-микенскую эпоху, во II тысячелетии, и позже – в начале I тысячелетия до н.э. Миф был краеугольным камнем греческой цивилизации, определяющим прикладное искусство, литературу, философию и др. Мифы соединяли греков с культурой предков. Отношение к мифу было проникнуто особой верой. Греки хранили предметы, памятники, исторические места, связанные с мифами и доказывающие их достоверность. Мифы соединяли в себе продукты народного творчества и фантазию, одушевляющую природные силы. Различают героические мифы, рассказывающие о подвигах, этиологические, объясняющие причины событий, обычаи, названия, космогонические (об устройстве мира) и эсхатологические (о конце света). Человек, живущий в мире мифов, не чувствовал себя отчуждённым от природы. Мифы создавали целостный образ мира, в котором всё имело своё значение, место и объяснение. Прошлое, настоящее и будущее были неразрывно связаны друг с другом. Мифы определяли образ жизни и поведение человека. Когда греки жили родами или большими семьями, составлявшими племя, они считали, что боги также между собой родственники. Когда появились племенные союзы с господствующими (аристократическими) и подчинёнными родами, семья богов также разделилась на младших и старших во главе с верховным владыкой Зевсом. Его священным животным считался бык. Женой Зевса была “волоокая” (от слова “вол” и “око”) грозная и ревнивая красавица богиня Гера. Главные боги связаны с наиболее полезными домашними животными – быком и коровой. Древние греки считали, что боги во главе с Зевсом жили на высокой горе Олимп, которая находится в Северной Греции. Богов было двенадцать. Среди них кроме Зевса и Геры особенно могущественными были брат Зевса Посейдон – владыка морей, вызывавший бурю или тихую погоду на море ударом трезубца, и Аид, также брат Зевса, - владыка подземного царства. Миф гласил: одна из сестёр Зевса – богиня плодородия Деметра имела красавицу дочь Кору. Аид похитил её, и она стала его женой и владычицей подземного царства Персефоной. Но Деметра упросила Зевса заставить Аида отпустить Персефону. Но Аид отпустил жену не навсегда. Он дал ей проглотить гранатовое зёрнышко – символ верности. Пробыв некоторое время с матерью, Персефона возвращалась к мужу. Пока Персефона была с матерью, расцветали и плодоносили деревья, кустарники, травы, а когда она возвращалась к Аиду, жизнь замирала. Так древние греки объясняли смену времён года, появление ростков из посеянных семян и созревание урожая. У Зевса было много детей, среди которых греки особенно почитали Афину – богиню мудрости. Она родилась в шлеме, доспехах и с копьём в руке из головы своего отца. У Зевса была ещё дочь – богиня любви и красоты Афродита. Детьми Зевса были также близнецы – бог солнца Аполлон и лесная дева, богиня луны Артемида. Лучи бога солнца – золотые стрелы – несли смерть каждому, в кого он стрелял. Артемида считалась также богиней леса, охоты и одновременно покровительницей зверей и растений. Её изображали в короткой, удобной для бега одежде и с колчаном за плечами. Стрелы богини тоже приносили мгновенную смерть. Рядом с Артемидой изображали лань – её священное животное. Кроме олимпийцев почитались многие другие божества. Каждое явление природы, каждый уголок земли, моря, неба, подземного мира имел своих больших и малых богов и богинь. Так, старец Океан жил со своими многочисленными дочерьми-океанидами в океане, а старец Нерей со своими дочерьми-нереидами – в море. В лесах блуждал козлиный бог Пан. Иногда он пугал криком прохожих (отсюда произошло выражение “панический ужас”). По мере развития и усложнения общественных отношений, греки наделяли богов новыми свойствами. Боги становились покровителями всех видов деятельности, в том числе и таких, как война и воровство. Среди сыновей Зевса были бог войны – Арес и бог-вестник Гермес – покровитель путешествующих, купцов и воров. Аполлон стал покровителем науки и искусства, а Гефест – божественным кузнецом. С появлением классового общества и государства боги сделались хранителями новых порядков. Так, богиня Афина стала покровительницей афинского города-государства; бог Аполлон – покровителем независимого священного округа Дельф; Посейдон – покровителем города-государства Коринфа. Зевс оказался покровителем области Элиды и священного округа Олимпия, расположенных на юго-западе Греции. Кроме почитания главных богов – олимпийцев установилось почитание богов низшего ранга. Самым популярным из неолимпийцев был Дионис – бог виноградарства и виноделия. С VI в. до н.э. он стал наряду с богиней Афиной покровителем афинского народа. В его честь устраивали праздники, связанные с весенними работами на виноградниках, сбором винограда и изготовлением виноградного вина. Не сразу боги получили антропоморфный, т.е. человекоподобный, вид. В более древнюю эпоху матриархальной, т.е. материнской, общины, когда человек еще больше зависел от природы, испытывая страх перед ее стихиями, боги рисовались человеку в ужасном, зверином облике, например, таких чудовищ, как Химера, Медуза, Ехидна, Лернейская гидра, Сфинкс и др. Химера имела тело льва, козы и дракона, извергала из трех пастей огонь и несла с собой смерть. У Медузы, одной из трех Горгон (крылатых женщин-чудовищ), вместо волос шевелились живые змеи, и каждый взглянувший на Медузу превращался в камень. В пещере под скалой обитала и наводила страх на людей Ехидна, нимфа с прекрасным лицом, но с телом чудовищной змеи. Среди болот жила девятиголовая Гидра, на месте каждой срубленной головы которой могли вырасти две новые. Среди этих страшилищ были собака Орф, пес Цербер с тремя головами, гиганты с телом человека и змеи и множество других чудовищ, столь же диких и страшных, как сама природа, владевшая человеком. Однако в эпоху патриархата древние греки создали новую мифологию, антропоморфную. В мифологии этого нового периода мы находим сказания о битвах древних и новых богов, о подвигах героев, очистивших землю от чудовищ. В конце VIII – начале VII в. до н.э. поэт Гесиод, чтобы привести в систему мифы, создал поэму “Теогония” (происхождение богов). Сначала существовал Хаос, вместе с которым родилась Любовь, и только после этого стал создаваться мир. Выделилась Земля – Гея и породила из себя Урана (Небо), Горы, Понт (Море). Ночь и Мрак породили День и Эфир, отчего возникла смена дня и ночи. От союза с Небом – Ураном Земля – Гея родила второе поколение богов – могучих титанов, которые породили Солнце, Луну, Зарю, Ветры, Звезды. Главой титанов считался младший сын Урана и Геи – Крон. Он лишил власти и низвергнул в бездну отца. Из-за боязни захвата власти родными детьми он проглатывал их. Избежал этой участи Зевс, вместо которого был проглочен завернутый в пеленки камень. Когда Зевс, спрятанный на острове Крит, вырос, он сверг отца, вернул на волю проглоченных братьев, захватил власть на небе и сделался главой третьего поколения богов, которые непосредственно управляли миром. В поэме изображается битва между древними богами – титанами, олицетворявшими мрачные, стихийные силы земли, и молодыми олимпийскими богами во главе с Зевсом. Зевс обрушил на титанов громы и молнии. Сражение продолжалось непрерывно десять лет, пока Зевс не призвал на помощь великанов Сторуких. Титаны были сброшены в самые глубинные недра земли, в Тартар. С чудовищами сражались не только боги, но и герои, дети богов и смертных женщин. Среди таких героев можно назвать Персея, Беллерофонта, Геракла, Тезея, Мелеагра, Эдипа. Но больше всех прославился Геракл, сын Зевса и Алкмены – фиванской царицы. По воле богов он совершил 12 подвигов. Убил Немейского льва, Лернейскую гидру, Стимфалийских птиц, Керинейскую лань, Эриманфского вепря. Он очистил конюшни царя Авгия, укротил Критского быка и коней Диомеда, пожиравших людей; похитил пояс царицы амазонок – женщин-воительниц; увел стада великана Гериона и даже адского пса Цербера. От границ крайнего запада, где начиналось царство смерти, Геракл принес от нимф Гесперид яблоки, сохранявшие вечную молодость всякому, кто их отведает. Было предание, что Геракл даже сражался с Аидом – богом смерти – и поборол его. Среди мифов о героях популярно сказание об афинском царе Тезее. Он победил Минотавра – чудовище с головой быка и туловищем человека. Миф о Дедале и его сыне Икаре отразил мечту древнего человека о полете к звездам. А разве не поэтично сказание о певце Орфее, который зачаровывал своей игрой и пением даже обитателей подземного мира. Из этого мифа видно, как высоко ценили греки искусство и музыку. Греки верили, что олимпийцы охраняют их во время войны и помогают им в деятельности. Однако боги не терпят самостоятельности и непокорства. Когда потомок титанов Прометей похитил с Олимпа огонь и передал его людям, Зевс приковал его к кавказской скале. И каждый день орел выклевывал ему печень, отраставшую за ночь. Герой Геракл освободил Прометея. На основе мифологии выросли литература и искусство Древней Греции. Величественные храмы, скульптуры богов и героев, настенные росписи украшали города. Древние сказания стали основой творчества многих греческих историков и писателей. Мифологию греков заимствовал Древний Рим, где Зевса назвали Юпитером, Афродиту – Венерой, Посейдона – Нептуном и т.д. Большое влияние мифы оказали на развитие искусства и литературы в Западной Европе. Мифологические образы оживают под кистью, резцом и пером великих мастеров эпохи Возрождения. Использовали мифы в своем творчестве русские художники и поэты. Нет ни одной исторической эпохи, ни одного направления искусства, так или иначе не связанных с мифами. В VI-V вв. до н.э. вера в человекообразных богов, которым свойственны чувства и переживания людей, уже не удовлетворяет многих греков, знакомых с достижениями науки и философии того времени. Философ Гераклит (VI в. до н.э.) считал первоосновой мира огонь и высшим законом природы – вечный процесс движения и изменения. Философ-идеалист Платон (V-IV вв. до н.э.) создал учение о едином боге-творце – демиурге (греческое “мастер”). В III-V вв. н.э. неоплатоники развили учение о первичном разуме как высшей мировой силе и, признавая языческих богов, рассматривали их как порождение этой первичной творческой силы. Но в это время распространяется христианство, вытесняя остатки языческих верований. Боги и герои мифов превратились в

художественные образы. В их существование никто не верил

Важнейшей чертой развития науки являлось происходившее в V в. до н.э. выделение из натурфилософии отдельных наук. Показателен прогресс в

медицине, связанный в первую очередь с деятельностью Гиппократа.

Математика развилась, прежде всего, под влиянием пифагорейских ученых.

В V в. до н.э. она превращается в самостоятельную научную дисциплину.

Прогресс математического знания особенно заметен в арифметике, геометрии, стереометрии. К V в. до н.э. относятся также значительные успехи в астрономии. Большое развитие получила наука о праве, правоведение, или юриспруденция. В I в. до н.э. зародилась и римская филология. Появились специальные исследования по грамматике, об употреблении букв, возникновении латинского языка, филологические комментарии к комедиям и трагедиям писателей II в. до н.э. Наиболее крупными специалистами в области римской филологии были Нигидий Фигул и его ученик Теренций Варрон. Социально-культурные изменения, переживаемые полисной Грецией, уже в архаический период, не могли не вызвать трансформаций в мировоззрении, в картине мира. Развитие торговли, товарного хозяйства в суровых природных условиях, относительная легкость передвижения способствовали развитию предприимчивости, активности, инициативы и, следовательно, необходимости познания реального мира, природных явлений, преодолению страха перед всем неизведанным. Особенно интенсивно развивалась Иония, расположенная на берегах Малоазийского побережья, оказавшаяся на пересечении торговых путей, связывающих Грецию с восточными странами. Именно здесь сформировались торговые и культурные центры, такие, как Милет, Эфес, Фокея. Расширялись контакты в разными странами, в том числе древневосточными, откуда вместе с протонаучными знаниями, еще не систематизированными, проникали и различные мистические культы, религиозные взгляды. В этом сложном и противоречивом процессе накопления сведений о мире в мифологию проникают зачатки рационального, научного знания, хотя они еще остаются в религиозно-мифологической, подчас мистической оболочке. Начало философского знания исследователи видят уже в парафилософской мифологии, последней, третьей ступенью которой считается орфическая, связанная с именем Орфея - великого певца, создателя песен, стихов (орфических гимнов), растерзанного жрицами Диониса. Согласно взглядам последователей Орфея, человек двойственен - он телесен и духовен. Орфиков занимала проблема загробной жизни, бессмертия души. Тело- гробница бессмертной, согласно их верованиям, души. Цель жизни - освобождение бессмертной души через многочисленные перерождения, переселения в разные тела. Оно возможно благодаря благочестивой жизни, очистительным ритуалам, не лишенным мистики. Очистившись, душа достигает "острова блаженных" и счастливо живет вечно. Возможно, здесь сказалось влияние индийской мифологии с ее верой в перерождение душ (сансару). Существует гипотеза, согласно которой орфизм есть порождение рабского сознания. Не имея возможности освободиться реально, раб связывает свое освобождение с освобождением души. Это, конечно, не философия, но так называемая предфилософия или парафилософия (пара - возле). Орфизм оказывает влияние на мировоззрение и сознание, в частности, на пифагорейство. Философское знание возникло в городах Ионийского побережья Древней Греции. Активная экономическая и социальная жизнь побуждала к накоплению знаний прикладного характера, технологических навыков, необходимых в практической деятельности (производстве, мореплавании, земледелии…). В VII-VI вв. до н.э. накопление знаний вызывает критическое отношение к религии и становится основой появления и развития так называемой натурфилософии (филео- любить, софия - мудрость, натура - природа). Любовь к мудрости сделала ценностью знания сами по себе, а не в рамках религии. Знания накапливались и на Востоке: в Китае, Вавилонии, Египте, но именно в Греции, которая усвоила достижения восточной протонауки, они стали обобщаться, систематизироваться, что и привело к формированию философских систем, школ. Но ранняя философия все же порождена рабовладельческим обществом, что наложило на нее отпечаток. Он просматривается в попытках обосновать институт рабства, в духовном аристократизме, презрении к производственной практике.

Античная философия возникает как мировоззрение промышленного торгового класса, демоса, связанного с производством, торговлей, с пробуждением личной инициативы, приобретением практических знаний. При всей наивности, созерцательности, умозрительности это уже философия, стремящаяся понять то или иное начало как субстанцию (неизменную основу). Уже происходит превращение образов, в том числе мифологических, в понятия. По свидетельству Аристотеля, именно ионийские натурфилософы стали искать материальную основу мира. Философское знание еще трудно было отделить от научного, от наблюдений за природой. Первая из натурфилософских школ сформировалась в городе Милете. К ней принадлежали Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. В рамках данной школы рассматривались наиболее общие основы мироустойства, исходя из того, что мир существует объективно, независимо от человека. Милетские мудрецы стремились объяснить мир, Космос, исходя из него самого, не прибегая к помощи сверхъестественных, божественных сил. Первые философы были практическими деятелями: политиками, торговцами, географами, изобретателями, астрономами и т.д. Это был общий взгляд на мир как целое, рисующий Космос как нечто упорядоченное, противостоящее Хаосу, основанное на непосредственном наблюдении за природой. Такой взгляд был наивно материалистичен, поскольку на вопрос - "из чего все есть?" ответом были поиски материального, реально существующего первоначала, первичных элементов бытия.
^ 3. Античная религия и культура демократии.
В повседневной жизни римлян религия играла очень важную роль. Римляне,

так же как и все народы древности, обожествляли непонятные им явления

природы и общественной жизни. Римская религия зародилась еще в недрах

родового строя и к концу республиканского периода прошла длительный путь развития. В римской религии долгое время сохранялись остатки религиозных первобытных представлений: тотемизма, фетишизма, анимизма. Особенно долго сохранялся в римской религии анимизм, вера в безличных и абстрактных духов, обитающих во всех окружающих человека материальных предметах. В силу консервативности мышления и медленного развития, свойственных идеологии города-государства, в религии долгое время сохранялись родовые и семейные культы. Каждая семья находилась под покровительством своих божеств, имела свои святыни и свой культ: центром семейного культа был очаг, а его главным жрецом был отец семейства.

Умершие члены семьи превращались в духов, о которых нужно заботиться.

Римляне верили, что умершие жили в том месте, где их похоронили, и так же, как и живые, нуждались в пище. Обычно на могилы регулярно приносили немного пищи и цветы. Умершие предки считались богами покровителями манами. Но, если об умерших не заботились их потомки, они преследовали живущих, становились злыми и мстительными лемурами. Семейный культ был одним важнейших и наиболее почитаемых в римской религии. Древним и почитаемым был культ богов, олицетворявших разные стороны земледелия, главного занятия римлян. Представления о богах, первоначально

как о безликих и абстрактных духах, постепенно развивались, и уже в V в. до

н.э. римляне изображали многих своих богов в человеческом образе. Начиная

с III в до н.э. на римскую религию очень сильное влияние стала

оказывать греческая религия.Римляне отождествили с греческими богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и др. Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами, божество входа и выхода, всякого начала.

Для того чтобы боги заботились о людях и о государстве, им нужно было

приносить жертвы и возносить молитвы-просьбы, производить особые ритуальные действия. При жертвоприношении зачитывалась молитва, причем особенно следили за тем, чтобы молитва была произнесена точно, так как малейшее искажение делало ее недействительной. Космогонические представления греков принципиально не отличались от представлений многих других народов. Считалось, что изначально существовали Хаос, Земля (Гея), подземный мир (Тартар) и Эрос — жизненное начало. Гея породила звездное небо — Уран, который стал первым властителем мира и супругом Геи. От Урана и Геи родилось второе поколение богов — титаны. Титан Кронос (бог земледелия) низверг власть Урана. В свою очередь дети Кроноса — Аид, Посейдон, Зевс, Гестия, Деметра и Гера — под водительством Зевса свергли Кроноса и захватили власть над Вселенной. Таким образом, олимпийские боги — третье поколение божеств. Верховным божеством стал Зевс – властитель неба, грома и молнии. Посейдон считался богом влаги, орошающей землю и моря, Аид (Плутон) — владыкой подземного мира. Супруга Зевса Гера являлась покровительницей брака, Гестия - богиней домашнего очага. Как покровительницу земледелия почитали Деметру, дочь которой Кора, некогда похищенная Аидом, стала его

супругой.

Для религиозного греческого сознания, особенно на этой стадии

развития, не характерна идея всемогущества божества, над миром

олимпийских богов царила безликая сила — Судьба (Ананка). Из-за

политической раздробленности и отсутствия жреческого сословия у

греков не сложилась единая религия. Возникло большое количество

очень близких, но не идентичных религиозных систем. По мере

развития полисного мировоззрения оформлялись представления об особой

связи отдельных божеств с тем или иным полисом, покровителями

которого они выступали.

Для греческого мировоззрения характерен не только политеизм, но

и представление о всеобщей одушевленности природы. Каждое природное

явление, каждая река, гора, роща имели свое божество. С точки

зрения грека, не было непреодолимой грани между миром людей и

миром богов, посредствующим звеном между ними выступали герои. Такие

герои, как Геракл, за свои подвиги приобщались к миру богов.

Демократия — другая черта классической древнегреческой культуры. Государство не существовало «вне» и «над» гражданами, они сами в своей живой совокупности и были государством со всеми его культовыми, гражданскими и эстетическими установлениями. Отсюда в значительной мере свободная от оттенка официальности жизнь и деятельность античного грека. Это определяло то чувство единства личного и общественного, этического и эстетического, конкретного и всеобщего, интимного и монументального, которое достигает своего кульминационного выражения именно в классической культуре. Конечно, существование такого рода культуры было возможно лишь в сравнительно небольших полисах. В эллинистических монархиях мы имеем дело уже с иной культурой.

Особенность исторического развития средневекового города создавалась не экономической противоположностью городского и не городского населения и формами их жизненного уклада. Решающим было положение города внутри политических и сословных союзов средневековья. В этом отношении типичный средневековый город очень отличается от античного, но и сам он делится на два, переходящих друг в друга, но в своих наиболее чистых выражениях очень различных типа один из них, южно -европейский, в частности итальянский и южно-французский, во многом отличаясь от античного полиса, все же более близок ему, чем другой, преимущественно северофранцузский, немецкий и английский, который при всех различиях в этом отношении однороден. Нам необходимо еще раз обратиться к сравнению средневекового города с античным и с другими типами городов вообще, чтобы обозреть в общей связи причины их различия.

Патрициат южно-европейских городов имел бурги и земельные владения за пределами города, как, например, в античное время Мильтиад, о чем мы уже несколько раз упоминали. Владения и бурги рода Гримальди далеко распространялись по побережью Прованса. Но чем дальше на север, тем реже встречаются такие владения, а в типичном городе Центральной и Северной Европы более позднего времени они вообще отсутствуют. С другой стороны, демос, который, подобно аттическому, требовал бы, опираясь на чисто политическую силу, предоставления различных выдач и части доходов, средневековому городу неизвестен, хотя в городских общинах средневековья и даже. Нового времени существовало прямое распределение экономических поступлений с общего имущества, напоминающее распределение между афинскими гражданами дохода с соляных копей.

Очень резка разница между положением низшего сословного слоя в античном и в средневековом городе. Главной опасностью экономической дифференциации в античном городе, которую старались разными средствами предотвратить все партии, было возникновение класса полноправных граждан, потомков полноправных фамилий, которые, оказавшись разоренными, в долгах, без состояния, неспособными приобрести необходимое для военной службы вооружение, надеялись, что в результате переворота или установления тирании произойдет передел земель, прощение долгов, или обеспечение из государственных фондов в виде раздачи хлеба, бесплатного посещения празднеств, зрелищ и цирковой борьбы, или просто предоставление государственных средств для участия в празднествах. Такие слои населения существовали и в средние века. Они встречались и в Новое время в южноамериканских штатах, где неимущее «бедное белое ничтожество» (poor white trash) противостояло рабовладельческой плутократии. В средние века деклассированные вследствие неуплаты долгов слои знати, например в Венеции, были предметом таких же опасений, как в Риме во времена Катилины. Но в целом это обстоятельство не играло существенной роли в средневековых городах. Особенно в городах демократических Во всяком случае, оно не служило типичной отправной точкой классовой борьбы, как это, несомненно, было в античности. Ибо в ранний период античности классовая борьба происходила между жившими в городах знатными родами, кредиторами, с одной стороны, и крестьянами, должниками, лишенными собственности и обращенными в рабство, - с другой. Типом деклассированного был civis proletarius, «потомок» полноправного гражданина. В позднее время имущим слоям противостояли погрязшие в долгах потомки знати, как, например, Катилина, которые становились во главе радикальной революционной партии. Интересы непривилегированных слоев античного полиса были главным образом интересами должников, а также потребителей. В хозяйственной политике античных городов все более исчезают те интересы, которые составили в средние века основу демократической политики города, а именно интересы промышленной политики. Цеховая «продовольственная политика» городского хозяйства, которая в ранний период подъема демократии осуществлялась и в античности, в ходе дальнейшего развития все более ослабевала, во всяком случае в ее производительном аспекте. Развитой демократии греческих городов, как и достигшей полного господства римской аристократии, близки, поскольку речь идет о городском населении, наряду с торговыми интересами почти только интересы потребительские. Общий для античной и средневековой политики, а также политики меркантилизма запрет на вывоз зерна оказался в античности недостаточным. В центре хозяйственной политики стояла забота государства о подвозе зерна. Доставка зерна от дружественных правителей служила в Афинах главным поводом для пересмотра гражданских списков, чтобы исключить из них неправомочных. А неурожаи в поставляющих зерно областях Понта заставили Афины потребовать дани от союзников, из чего явствует, насколько цена на хлеб определяла жизнеспособность города. Закупка зерна полисом совершалась и в Элладе. Но громадного масштаба требование от провинций налогов в виде зерна для раздачи хлеба жителям города достигло в поздний период Римской республики.

Специфически нуждающимся в средние века был бедный ремесленник, т. е. безработный в области своего ремесла; специфически античным пролетарием был политически деклассированный вследствие потери земель прежний землевладелец. И в античности существовала проблема безработицы ремесленников. Главным средством против нее было строительство больших государственных сооружений, как это делал Перикл. Уже то, что большое число рабов занималось ремеслом, затрудняло решение этой проблемы Конечно, и в средние века в ряде средиземноморских городов были рабы. С одной стороны, в городах даже до конца средних веков сохранялась работорговля. С другой - город прямо противоположного континентального типа, такой, как Москва до отмены крепостного права, носил характер большого восточного города, например времени Диоклетиана, ибо там проживались ренты тех, кто владел землей и людьми, и доходы от должностей. В типичных же средневековых городах Запада рабский труд все больше терял свое экономическое значение и наконец вообще утратил его. Могущественные цехи нигде не допустили бы возникновения слоя ремесленников из рабов, платящих подушную подать господину, в качестве конкурентов свободных ремесленников. Обратное было в античности. Там увеличение имущества означало увеличение числа рабов. Каждая война означала множество рабов в виде военной добычи и переполнение рынков рабов. Часть рабов служила владельцу для личных услуг. В древности наличие рабов было необходимым требованием, чтобы вести образ жизни полноправного гражданина. Гоплит так же не мог обходиться во времена беспрерывных войн без рабов в качестве рабочей силы, как средневековый рыцарь без крестьян. Кто совсем не имел рабов, считался пролетарием (в античном понимании). В домах римской знати масса рабов использовалась для личных услуг; они выполняли в большом хозяйстве самые разнообразные функции и своей производительной деятельностью удовлетворяли значительную часть потребностей внутри ойкоса. Пища и одежда рабов главным образом покупалась. В экономике Афин нормой было денежное хозяйство, достигшее полного господства впоследствии на эллинистическом Востоке. О Перикле говорили, что, желая приобрести популярность среди ремесленников, он старался удовлетворять свои потребности, совершая покупки на рынке, а не производя необходимое в своем хозяйстве. Вместе с тем значительная часть городской ремесленной продукции находилась в руках самостоятельно занимавшихся предпринимательством рабов. Об эргастериях речь уже шла выше, наряду с ними работали отдельные несвободные ремесленники и мелкие торговцы. Очевидно, что совместный труд рабов и свободных граждан, как это происходило в смешанных группах при постройке Эрехтейона, социально влиял на их положение и что конкуренция рабов должна была ощущаться и экономически. Однако наибольшее распространение использования рабов относится в Греции именно к расцвету демократии.

Это сосуществование рабского и свободного труда исключило в античности возможность возникновения цехов. В ранний период существования полиса предположительно, хотя и не доказуемо, намечались подступы к образованию ремесленных союзов. Но, по-видимому, в виде важных в военном отношении объединений ремесленников, таких, как centuria fabrum107 в Риме и «демиурги» в Афинах времен сословной борьбы. Однако именно при демократии эти ростки политической организации бесследно исчезли, и при тогдашней социальной структуре ремесла иначе быть и не могло. Мелкий горожанин античности мог входить вместе с рабами в общину мистов (как это было в Греции) или в collegium (впоследствии в Риме), но не в союз, который, как средневековый цех притязал бы на политические права. В средние века popolo был, в отличие от знатных родов, организован в цехи. В классический период античности именно при господстве демоса (в отличие от существования зачатков в более ранний период) отсутствуют какие бы то ни было следы цехов. «Демократический» город делится не на цехи, а на demoi или трибы, следовательно, на территориальные и (формально) преимущественно сельские округа. Таков его характер. Этого совершенно нет в средние века. Деление городской территории на кварталы существовало, конечно, как в древности и средние века, так и в городах Востока и Восточной Азии. Однако в средневековых городах и городах других эпох политическая организация никогда не была основана на локальных объединениях и на распространении ее на всю входящую в политический округ города сельскую местность таким образом, что формально деревня становилась подразделением города. Деление на демы (в основном)совпадало с (историческими или ad hoc - для данного случая - созданными) границами деревень. Демы имели альменды и собственные местные власти. Такая основа городского устройства не имеет аналогов в истории, и уже это одно свидетельствует об исключительности именно демократического полиса древности, что следует особенно подчеркнуть. Ремесленные союзы как конститутивная часть города встречаются только в ранний период античной истории и лишь наряду с другими сословными корпорациями. Эти союзы играли определенную роль при выборах, таковыми в Риме были центурия fabri наряду с центурией всадников (equites), старого разделенного на классы войска, и, возможно, но не достоверно, демиурги времен досолоновского сословного компромисса в Афинах. Они могли восходить либо к свободным объединениям - как, без сомнения, отраженное в политическом устройстве очень старое collegium mercatorum с богом данной профессии Меркурием в Риме, - либо источником их могли быть союзы, образованные как литургические единицы для военных целей, ведь античный город покрывал свои потребности налогами с горожан. Обнаруживаются отдельные, напоминающие гильдии союзы. Так, например, культовый союз танцовщиков Аполлона в Милете с его совершенно официально документированным (по главе союза эпонимией года108) господствующим положением в городе (в деталях неизвестным) больше всего напоминает гильдии средневекового севера, с одной стороны, и, цехи магических танцовщиков американских племен и магов (брахманов) в Индии, левитов в Израиле - с другой. Его не следует представлять себе как союз профессиональных, впадающих в экстаз магов пришлого племени. В историческое время он представляет собой, пожалуй, клуб знатных родов, участвующих в процессиях во славу Аполлона, следовательно, стоит ближе всего к «цеху богатых» в Кёльне, только с типичной для древности, в отличие от средних веков, идентификацией культовой общины с господствующим цехом горожан. Если, с другой стороны, в период поздней античности в Лидии обнаруживаются коллегии ремесленников с наследственными старейшинами, заменявшие здесь, по-видимому, филы, то они, несомненно, происходят от ремесленников из старых пришлых племен и представляют собой прямо противоположное западному развитию явление, напоминающее ход развития в Индии. На Западе деление ремесленников по профессиям встречается вновь в виде позднеримских и средневековых officia и artificia господских ремесленников. Позже, при переходе от античности к средневековью, встречаются объединения городских ремесленников, производящих товары на рынок, но лично зависимых от господина и платящих ему оброк; они служили, насколько можно судить, лишь для взимания оброков, но, быть может, первоначально были образованными господином литургическими союзами109. Наряду с ними были другие, вероятно столь же древние, впоследствии исчезнувшие союзы свободных ремесленников, стремившиеся к монополии и игравшие решающую роль в борьбе граждан с родовой знатью. В период же классической античной демократии нет и следа этого. Литургические цехи, которые, быть может, существовали в ранний период развития городов, хотя несомненных указаний на это нет нигде, кроме данных о военных союзах и союзах для проведения голосования в Риме, вновь обнаруживаются в литургическом государстве поздней античной империи. Несмотря на то что именно в период классической демократии свободные объединения охватывали всевозможные области, они, насколько нам известно, нигде не имели характер цехов и не стремились его иметь. Поэтому они для нашего исследования значения не имеют. Если бы они хотели обрести экономический характер цехов, то, поскольку существовало множество несвободных ремесленников, им бы пришлось, как это делалось в средневековом городе, не проводить различия между свободными и несвободными членами их союза Но тогда пришлось бы отказаться от политического значения, а это повлекло бы за собой существенные неблагоприятные для них последствия экономического характера, о которых вскоре будет сказано. Античная демократия была «цехом» свободных граждан, и это определяло, как мы увидим, все ее политическое поведение. Свободные цехи или близкие им объединения впервые создаются, насколько до сих пор известно, именно в то время, когда политическая роль античного полиса пришла к концу. Идея же подавлять несвободных или свободных не полноправных ремесленников (из вольноотпущенников или метеков), изгонять их или значительно ограничивать в правах не могла быть принята в демократии как неосуществимая. Попытки такого рода, обнаруживаемые во время сословной борьбы, особенно при господстве законодателей и тиранов, позже, а именно после победы демократии, полностью исчезают. Привлечение рабов частных господ наряду с гражданами и метеками к государственному строительству и государственным поставкам в период абсолютного господства демоса свидетельствует со всей очевидностью как о том, что без них невозможно было обойтись, так и о том, что господа рабов не хотели отказываться от связанной с этим выгоды и обладали достаточной властью, чтобы предотвратить это. В противном случае рабы не привлекались бы к таким работам. Дело в том, что продукции свободных полноправных ремесленников не хватало для осуществления важных государственных задач. В этом проявляется коренное различие в структуре развитого античного города и города средневекового при господстве в первом случае демоса, во втором - popolo. В раннедемократическом античном городе, находившемся под властью гоплитов, живущий в городе ремесленник, который не имел надела (клера) и был экономически не способен явиться вооруженным в войско, не играл политической роли. В средние века ведущими в политической жизни были крупные предприниматели (popolo grasso) и ремесленники капиталистического типа (popolo minuto). Внутри античного полиса эти слои, как показывает общая политическая ситуация, не имели (решающей) власти. Так же как античный капитализм был политически ориентирован на государственные поставки, государственное строительство и вооружение, на государственный кредит (в Риме это было политическим фактором уже в период Пунических войн), на государственную экспансию и добычу в виде рабов, земли, податей и привилегий в промышленной деятельности, на торговлю и поставки в подчиненных городах, так в этом была заинтересована и античная демократия. Крестьяне, пока они составляли ядро войска гоплитов, стремились получить завоеванные земли для поселения. Мелкие горожане были заинтересованы в прямых и косвенных доходах с подчиненных общин: в государственном строительстве, в деньгах для участия в зрелищных предприятиях, в раздаче зерна и других даров государства из кармана его подданных. Состоящее преимущественно из сельских землевладельцев войско гоплитов при своем господстве в период сословных компромиссов Кписфена, а в Риме в период децемвиров110, уже исходя из интересов потребителей, заинтересованных в дешевом обеспечении, никогда не допустило бы ничего подобного цеховой политике средневековых городов. А более поздний, находившийся под влиянием интересов горожан эллинский суверенный демос, безусловно, не был заинтересован в такой политике, да и не имел возможности ее проводить.

Заключение
Культура греко-римской античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры, особенно западно-европейской. Это и памятники различных видов искусства, и античная философия, и наука, мифология. Долго жила идея Рима как политического и духовного центра, объединяющего народы. Карл Великий считал себя наследником Рима. Константинополь называли вторым Римом, Москву - третьим. Принцип алфавита, разработанного древними греками стал международным образцом. На основе греческого разработан славянский алфавит, латинским алфавитом пользуются многие народы.

В эпоху античности сложились различные типы государственного устройства. Понятия: "демократия", "олигархия", "тирания" и др. - греческого происхождения. Римское право положено в основу права многих государств, в том числе современных.

Огромно влияние древнегреческой философии, велик авторитет Аристотеля, Платона, Лукреция и др. мыслителей. К трудам Лукреция обращались философы-материалисты эпохи Просвещения. На протяжении веков античные философы были и математиками, потому велик вклад античности в математику, достаточно назвать имена Пифагора, Евклида, Евдокса и др. Математика приобрела теоретический, всеобщий характер. Не случайно геометрия Евклида была единственной вплоть до Х1Х в., пока не появилась геометрия Лобачевского-Римана. Астрономы эпохи Возрождения, включая Коперника, опирались на идеи Аристарха Самосского. В области медицины использовали описательную анатомию человека, разработанную Герофилом. Огромна ценность трудов греческих и римских историков Геродота, Фукидида, Плутарха и др., географических работ. Античные идеалы стали оружием в борьбе против церковной догматики и доминирования церкви в эпоху западно-европейского Возрождения. Из античных мифов и сказаний черпали сюжеты литераторы и художники разных эпох. Художник Давид - участник Французской революции - создал полотна: "Клятва Горациев", "Смерть Сократа" и др. На мифологические сюжеты писали Рубенс ("Персей и Андромеда", "Венера и Адонис"), Ван-Дейк (Марс и Венера), Рембрандт ("Даная", "Голова Паллады Афины"), Пуссен ("Нимфа и Сатир", "Пейзаж с Гераклом) и др. Русские писатели, художники, музыканты зачастую также обращались к образам и эпизодам античной мифологии. Так, Сумароков создал либретто оперы "Альцеста" и комедию "Нарцисс". Талантливый композитор Е. Фомин написал оперу "Орфей". Кисти художника К. Брюллова принадлежат полотна "Встреча Аполлона и Дианы", "Сатурн и Нептун на Олимпе", М. Врубеля - "Пан" и т. д. Многократно упоминаются мифологические персонажи в произведениях И. Крылова, Г. Державина, АП. Пушкина, В. Жуковского и мн. др.

Европейская литература до сих пор пользуется наследием античности в области поэзии, драматургии, прозы. В Греции и Риме возникли первые формы романа.

В античной культуре сложились основные проблемы мироздания: бытие и становление, единое и многое, предел и беспредельное, число и величина, мера и сущность, атом, материя, Космос. Они не потеряли значимость и в настоящее время, что обеспечило культурный диалог разных цивилизаций в мировом масштабе. Античность создала недосягаемые культурные образцы, обладающие непреходящей ценностью и притягательной силой. Сегодня к античности обращаются историки, филологи, философы, культурологи. "… Без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы". (Ф. Энгельс. Анти-Дюринг. М., 1953. С. 171). Культура эпохи эллинизма внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архи­тектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетель­ством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не толь­ко как произведения искусства, но и социально-нравственное значение. И сейчас сформулированные в них мысли о добре, зле, чести и бесчес­тии являются современными.На почве эллинистической культуры впервые появилась и стали развивать­ся категории научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому эллинистическая фило­софия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники. В целом же культура эпохи эллинизма явилась основой для дальнейшего развития мировой культуры.Культура эпохи эллинизма внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архи­тектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетель­ством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не толь­ко как произведения искусства, но и социально-нравственное значение. И сейчас сформулированные в них мысли о добре, зле, чести и бесчес­тии являются современными. На почве эллинистической культуры впервые появилась и стали развивать­ся категории научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому эллинистическая фило­софия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники. В целом же культура эпохи эллинизма явилась основой для дальнейшего развития мировой культуры.

Список использованных источников.


  1. С. Карпушина, В. Карпушин «История мировой культуры (учебник для вузов)». Москва 98г.

2. Андре Боннар Греческая цивилизация Ростов-на-Дону, "Феникс", 1994.

3. История древнего Рима / Под ред. Бокщанина А. Г. — М., Высшая школа,

1971.

4. Древние цивилизации / Под общей ред. Бонгард-Левина Г. М. — М., Мысль,

1989.

5. Казимеж Куманецкий История культуры Древней Греции и Рима М., "Высшая

школа", 1990.

6. Лев Любимов Искусство Древнего Мира М., "Просвещение", 1971

Основные понятия:
Античность – понятие "античность" происходит от латинского слова, означающего "древность". Но античность - это только греко-римская древность. Колыбель античности - северная часть Средиземноморья. Постепенно античная цивилизация распространилась по всему Средиземноморью, охватила Северную Африку, часть Западной Азии, обширные пространства Европы.

Эллинизм – происходит от греческого глагола hellenizo, означающего «говорить по-гречески», а отсюда «делать греческим» и «вести себя по-гречески». Сегодня оно имеет два широких значения: (1) греческая цивилизация в целом, в особенности расцвет культуры и гуманистический дух классической Греции и (2) культура обширного региона Средиземноморья и Ближнего Востока, который попал под сильное греческое влияние в эллинистический период, наступивший после смерти Александра Македонского.

^ Полис - гражданская община.

Гедонизм - (греч. hendone наслаждение) античное понятие, обозначающее веселье и удовольствие. В этике древнегреческой философии киренаиков данное понятие было положено в основу учения, в котором смыслом жизни признавалось наслаждение, но не только телесное, а также и духовное.

Катарсис - (от греч. catharsis очищение) сильное эмоциональное потрясение, которое вызвано не реальными событиями жизни, а их символическим отображением, например в произведении искусства. Термин был привнесен в психологию и психоанализ из античной трагедии.

Калокагатия - значит "прекрасное и доброе".

Триумф – (от лат. triumphus) в Древнем Риме торжественное вступление в столицу.

^ Апофеоз- заключительная торжественная массовая сцена спектакля или праздничной концертной программы циркового представления.

Плебс - (лат. plebei, от plebs - простой народ) - одно из сословий свободного населения в Древнем Риме.

Патриции - (лат. patricii, от pater - отец) - в Древнем Риме позднее название сословия, которое еще при родовом строе возвысилось над рядовыми его членами (плебеями) и присвоило себе различные привилегии, прежде всего ведущие политические позиции и большую часть общинных земель.

Риторика - наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.


Скачать файл (199 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации