Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - История общественных движений и политических партий - файл 1.doc


Лекции - История общественных движений и политических партий
скачать (1810.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1811kb.19.11.2011 16:08скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14






«История общественных движений и политических партий»


  1. Значение, цель и задачи дисциплины «История общественных движений и политических партий», ее связь с другими дисциплинами.

  2. Понятие политической системы общества и ее элементов.

  3. Понятие общественного объединения, общественной организации, общественного движения и их соотношение.

  4. Стадии становления и развития общественных движений.

Функции общественных движений.

  1. Типологизация общественных движений и организаций.

  2. Понятие и функции политической партии.

  3. Классификация политических партий.

Типы партийных систем.

  1. Возникновение общественных движений и политических партий в Западной Европе и США.

  2. Тенденции развития партий и партийных систем в странах Западной Европы и США на современном этапе.

  3. Политические партии современной Европы.

  4. Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП).

  5. Всеобщий еврейский рабочий союз (Бунд) и другие еврейские рабочие партии.

  6. Партия социалистов-революционеров (эсеры). Левые эсеры.

  7. Конституционно-демократическая партия (кадеты).

  8. Партия «Союз 17 октября» (октябристы).

  9. Консервативно-монархические партии, союзы и организации России в начале ХХ века.

  10. Анархизм в России.

  11. Отношение российских политических партий к Октябрьской революции 1917 г.

  12. Российские партии после Октября 1917 года: судьбы политической оппозиции.

  13. Основные этапы формирования однопартийной системы в СССР.

  14. Белорусская социалистическая громада (БСГ) и ее роль в провозглашении БНР.

  15. Создание Белорусской Народной Республики (БНР) и Белорусской Советской Социалистической Республики (БССР).

  16. Раскол Белорусской социалистической громады (БСГ) и образование Белорусской социал-демократической партии (БСДП).

  17. Раскол Белорусской социалистической громады (БСГ) и образование Белорусской партии социалистов-революционеров (БПС-Р).

  18. Раскол Белорусской социалистической громады (БСГ) и образование Белорусской партии социалистов-федералистов (БПС-Ф).

  19. Политические партии и особенности многопартийности в Западной Беларуси (1921 – 1939 гг.).

  20. Коммунистическая партия Западной Беларуси и своеобразие ее организационного статуса.

  21. Компартия Беларуси в годы Великой Отечественной войны.

  22. Деятельность белорусских коллаборационистских организаций на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны.

  23. Официальные общественно-политические объединения и организации в СССР: типы, структура, деятельность.

  24. ХХ съезд КПСС и его значение для либерализации политической системы советского общества.

  25. Диссидентское движение в СССР: истоки, сущность, этапы развития.

  26. Особенности общественного развития Беларуси в период зарождения многопартийности.

  27. Общая характеристика современной многопартийной системы в Республике Беларусь.

  28. Белорусский народный фронт (БНФ) и политические партии, образовавшиеся в результате его раздела.

  29. Коммунистическая партия Беларуси (КПБ).

  30. Партия коммунистов Белорусская (ПКБ).

  31. Объединенная Гражданская партия (ОГП).

  32. Партия «Белорусская социал-демократическая Грамада» (БСДГ).

  33. Белорусская социал-демократическая партия (Грамада).

  34. Либерально-демократическая партия (ЛДП).

  35. Аграрная партия (АП).

  36. Республиканская партия (РП).

  37. Белорусская партия женщин «Надзея».

  38. Экологические партии в современной Республике Беларусь.

  39. Республиканская партия труда и справедливости.

  40. Белорусская патриотическая партия.

  41. Социал-демократическая Партия Народного Согласия.

  42. Белорусская социально-спортивная партия.

  43. Участие политических партий в выборах. Особенности участия в условиях мажоритарной, пропорциональной и смешанной избирательных систем.

  44. История белорусского законодательства об общественных движениях и политических партиях (1906 – 1994 гг.).

  45. Действующее белорусское законодательство об общественных объединениях.

  46. Действующее белорусское законодательство о политических партиях.

  47. Принципы создания и деятельности общественных объединений и политических партий (по белорусскому законодательству).

  48. Правовое регулирование ограничений при создании и деятельности общественных объединений и политических партий (по белорусскому законодательству).

  49. Порядок регистрации общественных объединений и политических партий (по белорусскому законодательству).

  50. Принципы членства в политических партиях (по белорусскому законодательству).

  51. Правовой статус политических партий (по белорусскому законодательству).

  52. Правовое регулирование финансовой деятельности политических партий и общественных объединений (по белорусскому законодательству).

  53. Государственный контроль за деятельностью и ответственность общественных объединений и политических партий (по белорусскому законодательству).


^ 2. Понятие политической системы общества и ее элементов.
Для характеристики современного гос-ва, анализа его действий недостаточно использовать термины, относящиеся только к гос-ву, недостаточно изучать только институты гос-ва и гос. механизма. Для того чтобы усвоить всю полноту деятельности гос-ва, весь государственно-политический спектр, необходимо изучить и иные институты общественно-политической жизни, кот. также «принимают участие» в политике, т.е. в осуществлении гос. власти. В современном обществе политические отношения проявляются в деятельности широкого комплекса систем или организаций. К ним относятся прежде всего институты гос-ва. Кроме того, нужно учитывать деятельность еще и таких формирований, как полит. партии, профессиональные союзы, союзы предпринимателей, молодежные, женские, воинские, корпоративные организации и ряд другие.

Термин «политическая система» возник в начале 20в. и первоначально применялся лишь в научных трудах и почти не встречался в правовой сфере. В советской научной литературе понятие политической системы появилось в 60-е годы в эпоху так называемой «оттепели». Правовое закрепление понятия полит. системы в СССР произошло после принятия Конституции СССР 1977г.

Прежде чем определить понятие политической системы, нужно выделить его составные части: определить, что такое «политика», что такое «система», а потом соединить эти понятия.

Политику следует определить как сферу деятельности, связанную с отношениями м-у классами, нациями и др. соц. группами, основой которой является проблема завоевания, удержания и использования гос. власти. Системой следует считать совокупность взаимосвязанных элементов, которые в процессе своей деятельности, в результате осуществления своих связей выполняют определенную функцию или несколько функций.
Политическая система общества – совокупность взаимосвязанных общественных формирований, а именно: государства, политических партий, общественных организаций, или, иначе говоря, союзов и ассоциаций, посредством которых народ осуществляет свою государственную, полит. власть.

При использовании политических терминов следует учитывать и такие факторы, которые не будучи элементами политической системы, являются их производными, оказывают влияние на эту систему, дают ей определенный импульс развития. Речь идет о нормах, традициях, средствах коммуникации, массовой информации и т.д.
Политическая надстройка – совокупность всех элементов политической жизни конкретной страны, как непосредственно реализующих власть. так и влияющих на нее и даже, возможно борющихся против гос. власти, т.е. всех элементов полит. жизни в широком смысле слова.
Политическая надстройка, а не политическая система, включает в себя все политические силы данного общества – как осуществляющие власть, так и борющиеся за нее. Именно политическая надстройка охватывает политическую идеологию, обычаи, традиции, систему коммуникаций. и т.д.

Полит. надстройка включает в себя политическую систему как совокупность взаимосвязанных элементов, выполняющих функцию реализации гос. власти, полит. силы, борющиеся против нее, а также все материальные и нематериальные производные этих сил, т.е. радио, телевидение, др. СМИ, полит. нормы, традиции.

Структура полит. систем в отдельных странах – это не обязательно некое незыблемое явление такие структуры претерпевают изменения вместе с изменениями в экономике, соц. структуре, формах полит. режимов и т.д. Меняются и некоторые (не основные) функции элементов полит. системы. В целом же полит. система всегда имеет большую стабильность чем ее элементы.

При наличии комплекса факторов, необходимых для включения общественного формирования в политическую систему, решающее значение имеет не только и не столько формальное, сколько фактическое участие в реализации гос. власти. В полит. систему некоторых стран включаются полулегальные (масонские ложи) и нелегальные полит. структуры (организованная преступность).

^ 3. Понятие общественного объединения, общественной организации, общественного движения и их соотношение.


Общественные объединения


форма форма


Общественные организации




Общественные движения



=


Политические партии



Общественное объединение - добровольное объединение граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, социальных, культурных и иных прав.
На современном этапе можно выделить 2 основные формы объединений:

  • общественные организации

  • общественные движения.


Их характерными чертами являются массовость и добровольность, а в качестве побудительного мотива к объединению выступает общность интересов.
Общественная организация – стабильное соц. образование, имеющее Устав, а полит. партия – еще и программу, управленческий аппарат, внутреннюю структуру и постоянное членство с уплатой определенного денежного взноса.

Ярким примером общественной организации является полит. партия.
Общественное движение представляет собой такой вид четко организов. структуры и имеет довольно пестрый состав участников с различными полит. взглядами, в нем отсутствует фиксированное членство.

В качестве основных отличий общ. движ. от ПП м-но выделить отсутствие стремления к завоеванию полит. власти и наличие широкой социальной базы.

Союзом (ассоциацией) общественных объединений (далее - союз) является добровольное объединение общественных объединений, создаваемое на основе учредительного договора между ними для координации их уставной деятельности, представления и защиты общих законных интересов.

Общественные объединения, союзы являются некоммерческими организациями.

Действие настоящего Закона не распространяется на политические партии, профессиональные союзы, религиозные организации, их союзы (ассоциации), республиканские государственно-общественные объединения, органы территориального общественного самоуправления, иные общественные формирования, порядок создания и деятельности которых устанавливается соответствующими законодательными актами.

Статья 2. Право на свободу объединений

Граждане Республики Беларусь имеют право по своей инициативе создавать общественные объединения и вступать в действующие общественные объединения.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут вступать в действующие общественные объединения, если это предусмотрено их уставами.

Иностранные граждане могут являться учредителями международных общественных объединений, создаваемых на территории Республики Беларусь.

Статья 3. Статус общественных объединений, союзов

На территории Республики Беларусь создаются и действуют международные, республиканские и местные общественные объединения, союзы.

Международными признаются общественные объединения, союзы, деятельность которых распространяется на территорию Республики Беларусь (одной или нескольких административно-территориальных единиц Республики Беларусь) и территорию одного или нескольких иностранных государств.

Республиканскими признаются общественные объединения, союзы, деятельность которых распространяется на всю территорию Республики Беларусь.

Местными признаются общественные объединения, союзы, деятельность которых распространяется на территорию одной или нескольких административно-территориальных единиц Республики Беларусь.

Статья 4. Принципы создания и деятельности общественных объединений, союзов

Общественные объединения, союзы создаются и действуют на основе принципов законности, добровольности, самостоятельности и гласности.

Статья 5. Правовая основа деятельности общественных объединений, союзов

Общественные объединения, союзы осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными актами законодательства и на основании их учредительных документов.

Статья 6. Государство и общественные объединения, союзы

Государство гарантирует защиту прав и законных интересов общественных объединений, союзов.

Вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность общественных объединений, союзов, равно как и вмешательство общественных объединений, союзов в деятельность государственных органов и должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Статья 7. Ограничения при создании и деятельности общественных объединений, союзов

Создание и деятельность общественных объединений, союзов, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды, запрещаются.

Деятельность незарегистрированных общественных объединений, союзов на территории Республики Беларусь запрещается.

^ 4. Стадии становления и развития общественных движений.

Функции общественных движений.

В становлении и развитии ОД выделяют следующие стадии:

  1. Создание предпосылок движения - для этой стадии характерен появление причин для недовольства гр-н к-либо нерешенной проблемой, вызвавшей их социальное недовольство. В числе таких проблем м.б. и глобальные, и социальные, и национальные. и экономические трудности, дискриминация отдельных групп населения и т.д. В результате появляется немногочисленная группа лиц, способных придать такому недовольству целенаправленный характер.

  2. ^ Разработка и формирование целей и задач – на этой стадии люди осознают свою причастность к данной проблеме, формируют основные цели и направления деятельности, разрабатывают конкретные программы действий.

  3. Агитация – происходит вербовка сторонников движения, пропагандируются цели движения, разъясняются его задачи, привлекается сочувствующие.

  4. ^ Развернутая деятельность – основная стадия, на которой движение занимается реализацией своей программы. Апеллируя к общественности, оказывая влияние на правительство, оно пытается разрешить ту соц. проблему в связи с которой возникло.

  5. ^ Затухание движения – данная стадия наступает, когда цели осуществлены, либо оказалось, что их невозможно реализовать. Эту фазу можно отдалить сменой задач, форм работы, корректировкой целей.


Попытки запретить, устранить ОД «сверху», как правило безуспешны. Если проблема осталась неразрешенной, то движение либо возрождается, либо действует вне рамок закона.

В целом же прослеживается определенная динамика развития общественных объединений: от общественного движения к общественной организации и далее к полит. партии. Однако не из всякого общественного движения образуется полит партия, а иногда из одного движения выделяется несколько партий.

Несмотря на то что общественные объединения не ставят, как ПП, цели завоевания власти, однако деятельность многих из них на современном этапе носит полит. окраску. Так одни организации оказывают прямое влияние на полит. решения (например, лоббистские), другие политизированы в большей или меньшей степени.
^ В своей деятельности ОД выполняет следующие функции:

  • объединение граждан, т.е. движения помогают гражданам обрести сторонников и единомышленников, найти свою «социальную нишу». С их помощью общество постепенно приобретаю более четкую структуру;

  • представительство и защита интересов граждан, т.е. движения заявляют о необходимости удовлетворения потребностей тех или иных слоев населения ;

  • мобилизация действий, т.е. движения не только привлекают внимание общества к негативным явлениям, но и способствуют решению этих социальных проблем, предлагая свои программы, варианты решения, свою помощь;

  • посредничество, т.е. они являются посредниками между государственными органами и гражданами и таким образом обеспечивают между ними обратную связь и осуществляют социальный контроль;

  • формирование общественного мнения.


Т.о., общественные объединения являются необходимым условием для нормального функционирования политических процессов и важнейшим показателем развитости гражданского общества. именно они создают тот защитный слой, который не позволяет государству беспрепятственно вторгаться в жизнь граждан, не считаться с их интересами. В свою очередь, граждане имеют возможность цивилизованно, в рамках закона общаться с властью.
^ 5. Типологизация общественных движений и организаций.
Разнообразие и большое количество общественных объединений предопределило существование их различных типологий.

В самом общем виде ОД и Организации можно разделить на 2 типа:

  1. политические (те, которые преследуют явные политические цели – антивоенное движение, движение за разоружение, движение в защиту прав человека);

  2. неполитические (непосредственно с политикой не соприкасаются – движение в защиту памятников культуры, красный крест).


Грань м-у ними условна и подвижна.
Существуют и другие критерии типологизации:

  1. В зависимости от долговременной ориентации:

    • консервативный – выступают за сохранение сложившегося порядка, поддерживают власть и опираются на нее.

    • реформаторский – выступают за постепенные перемены, но действуют в рамках установленного порядка.

    • движения протеста – резко протестуют против существующего порядка.

  2. По способам и методам действий:

  • насильственные - допускают применение насилия и террора для достижения своих целей;

  • ненасильственные – избегают силовых методов, предпочитают пассивное сопротивление и привлечение внимания ответственности.




  1. По половозрастному признаку:

  • женские

  • молодежные

  • детские

  • ветеранский и т.д.




  1. По социальной принадлежности:

  • рабочие

  • крестьянские

  • дворянские и т.д.

  1. По профессиональному признаку: движения шахтеров. учителей и т.д.

  2. по целям и задачам: национальные, религиозные, культурные, спортивные.


Особую роль в общественно-политической жизни играют лоббистские организации.

Лобби – группы, оказывающие давление на власть с целью принятия тех или иных решений.

Как правило, лоббисты преследуют частный интерес или личные цели. Лоббист. организации создаются при высших гос. органах и имеют форму различных комитетов, комиссий, советов, бюро и т.д. Их роль в политике определяется финансовыми возможностями, позволяющими субсидировать избирательную компанию, оказывать определенные услуги, а то и просто подкупать правительственных чиновников и депутатов.
На современном этапе Оль традиционных общественных объединений (профессиональных, женских, молодежных и др.) значительно падает. Это связано с тем, что многие из них оказались заформализованными, оторванными от народа. Это явилось одной из причин того, что на смену старым традиционным общ. полит. организациям в 70-е г.г. 20в. пришли многообразные новые соц. движения (нсд), которые стремятся найти оригинальные способы решения реальных проблем. К их числу относят:

  • экологические движения

  • антивоенные

  • движение гражданских иниц-в

  • движение в защиту демократ. прав граждан

  • движения солидарности с третьим миром

  • неофиминистское движение

  • различные группы, секты, нетрадиционные религии и т.д.


Причинами появления и быстрого развития нсд являются:

  • нерешенность и усугубление многих соц. проблем (загрязнение соц. среды, гонка вооружений, региональные конфликты, снижение качества жизни);

  • кризис доверия к органам гос. власти, традиционным профсоюзам и полит. партиям;

  • осознание гражданами недостатков системы представительной демократии, их стремление к прямому участию в решении различных вопросов гос-ва;

  • развитие сети коммуникаций, что облегчает общение м-у людьми, а следовательно способствует их объединению.


Исследователи выделяют следующие существенные черты и особенности нсд:

  • специфическая и соц. база

  • проблематика новых соц. движений

  • поиск новых форм, стиля жизни

  • принципы организации: - базисной демократии, - принцип ротации руководства, - пр-п гласности, - пр-п надпартийности, - пр-п консенсуса

  • разнообразие и необоснованность форм и методов соц. протеста.

^ 6. Понятие и функции политической партии.

Политической партией является добровольное общественное объединение, преследующее политические цели, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах.

Союзом (ассоциацией) политических партий является добровольное объединение политических партий, создаваемое на основе учредительного договора между ними для координации их уставной деятельности, представления и защиты общих законных интересов.

Политические партии, союзы являются некоммерческими организациями.

Статья 2. Право на свободу объединения в политические партии

Граждане Республики Беларусь имеют право на свободу объединения в политические партии.

Статья 3. Запрещение ограничения прав и свобод граждан в связи с их

принадлежностью или непринадлежностью к политической партии

Принадлежность или непринадлежность гражданина к политической партии не могут служить основанием для ограничения его прав и свобод, а также для недопущения исполнения им установленных законом обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных частями четвертой и пятой статьи 13 настоящего Закона.

Принадлежность или непринадлежность гражданина к политической партии не могут служить основанием для предоставления либо непредоставления ему государством льгот и преимуществ.

Требование об указании в официальных документах на принадлежность или непринадлежность гражданина к той или иной политической партии не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

Идеология политических партий не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.

Статья 4. Основные принципы деятельности политических партий, союзов

Политические партии, союзы действуют на основе принципов свободы объединения, демократизма, законности, гласности, самоуправления и равноправия всех политических партий, союзов.

Статья 5. Правовая основа деятельности политических партий, союзов

Правовую основу деятельности политических партий, союзов составляют Конституция Республики Беларусь, настоящий Закон и иные акты законодательства.

Политические партии осуществляют свою деятельность согласно их уставам и программам.

Союзы осуществляют свою деятельность согласно их уставам и учредительным договорам.

Статья 6. Государство и политические партии, союзы

Государство гарантирует защиту прав и законных интересов политических партий, союзов.

Вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность политических партий, союзов, равно как и вмешательство политических партий, союзов в деятельность государственных органов и должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Статья 7. Ограничения при создании и деятельности политических партий, союзов

На территории Республики Беларусь не могут создаваться и действовать политические партии иностранных государств и их обособленные подразделения.

Создание и деятельность политических партий, союзов, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды, запрещаются.

Деятельность незарегистрированных политических партий, союзов на территории Республики Беларусь запрещается.
Признаки ПП:

  1. непосредственная связь с соц. группами и слоями (общие интересы, стремление обеспечить партии поддержку);

  2. выражение соц-полит. противоречий в обществе.

  3. формирование и функционирование на базе принятых всеми членами партии идеологических и политических ценностей, идей, доктрин;

  4. объединение на основе полит. целей выражающих стремление партии к гос. власти, как институту реализации полит. программ в интересах тех или иных соц. групп и общностей (нация, народность);

  5. устойчивость партийной организации.


Те слои общества среди которых партия пользуется наибольшим влиянием и которые поддерживают ее на протяжении длительного времени, составляют соц. базу партии, а избиратели, регулярно отдающие ей голоса на выборах – ее электорат.

В этой связи, партии обычно неоднородны и имеют внутри себя фракции – группы выдвигающие программы, отличные от общей программы партии. Существование в ПП различных фракций как правило не ослабляет ее, а наоборот делает парт. политику более гибкой поскольку помогает ей сохранить свое влияние среди различных групп избирателей.

Общее, что присуще современным ПП и что отличает их от партий начала и первой половины 19в. – это наличие парт. аппарата, т.е. организованная группа людей, для которой партийная, полит. деятельность является профессией.

Структура парт аппарата отличается, прежде всего, задачей ведения избират. борьбы.
В наиболее общем виде можно выделить 3 основные функции:

  • идеологическую – выявление, обоснование, выражение интересов людей, объединенных в данной партии, а также являющихся ее сторонниками. Результатом реализации данной функции является программа партии, т.е. ее идейно-полит. доктрина или идейно-теоретич. концепция;

  • политическая – практическое учение партии в борьбе за власть, в ее осуществлении, в принятии полит. решений и контроль за их исполнением. Наиболее отчетливо данная функция проявляется в периоды избирательной компании.

  • организаторская – практическая реализация партией своих программных установок и решений. Эта сторона ее деятельности выдвигается на первый план после выборов.


Иные функции ПП:

  • представительство интересов как отдельных соц. групп и слоев, так и всех граждан;

  • способствование полит. социализации гр-н, приобщение их к полит. жизни путем непосредственной работы в ПП;

  • интегративная функция – через партии осуществляется обратная связь гос-ва с обществом, равно как и связь м-у обществом и государством;

  • подбор и подготовка полит. элиты (кадров) для управления гос-м;

  • разработка и реализация внутри- и внешнеполитического курса страны;

  • постоянное обновление своих партийных программ – партии, которые не в состоянии вырабатывать новые идеи обречены на быстрое полит. забвение.


^ 7. Классификация политических партий.

Типы партийных систем.

Характер и набор функций ПП непосредственно связан с их типологией. Существует множество критериев, на основе которых можно классифицировать партии:

1. Место и роль партии в полит. системе общества:

  • государственные – партийная идеология становится государственной, партия формирует гос. систему управления;

  • авторитарные – партия не сливается с государством, но составляет основу полит. режима и пользуется его поддержкой;

  • парламентские – ПП действует в рамках конкурент. полит. систем. Они объединяют граждан для того, чтобы обеспечить выдвижение и избрание своего представителя, т.е. человека, чьи взгляды они разделяют, в парламент или на какую-нибудь избираемую должность. Это в основном группа лидеров и просто избиратели, поддерживающие их ;

  • оппозиционные - партия критически относятся к тем или аспектам деятельности правительства.


2. Идеологическое содержание:

  • консервативные – получили свое название от английской партии консерваторов, кот. в 18-19вв. называлась партией тори и имела весьма характерную идеологическую и социальную направленность.

  • либеральные – они находятся посередине полит. спектра – м-у консерваторами и «левыми». эти партии обычно отражают идеологию так называемого среднего класса, правда далеко не всех его представителей, а лишь наиболее просвещенной части (научно-техническая, творческая интеллигенция). Обычно это небольшие по размеру, но очень влиятельные партии, поскольку включают в себя сильных идеологов – блестящих публицистов, экономистов, идеи которых достаточно популярны и привлекательны.

  • социал-демократические - у истоков этих партий стояли такие известные деятели как К.Маркс и Ф.Энгельс.

  • клерикальные (религиозные) - партии , которые закрепляют в своих программах важные религиозные ценности, ориентируются на них и уже в своих названиях подчеркивают принадлежность к определенным религиям.

  • коммунистические - до недавнего времени были достаточно влиятельной стлой, объединялись в международном масштабе, имели свои печатные органы (журнал «Проблемы мира и социализма» и др.). После распада СССР влияние коммунистических и рабочих партий значительно снизилась, хотя в некоторых странах коммунистическое движение еще достаточно сильно. Из самых крупных партий данного направления можно назвать ком. партии Японии и Китая.

  • фашистские – это обычно немногочисленные, но очень скандальные, партии иногда бывают достаточно влиятельны и пользуются определенной поддержкой избирателей.


На современном этапе многие партии имеют смешанную идеологическую доктрину.
3. Отношение к формам собственности и способам распределения общественных благ:

  • правые – выступают за частную форму собственности;

  • левые – выступают за общую форму собственности;

  • центристские – выступают за различные формы собственности.


4. Отношение к существующему строю:

  • революционные

  • реформаторские

  • консервативные

  • реакционные


5. Марксистский (классовый) подход:

  • рабочие – если большинство их членов –рабочие;

  • буржуазные;

  • дворянские;

  • крестьянские.

Современные ПП имеют смешанную соц базу.
6. Критерий организационной структуры:

  • централизованные - партии, имеющие строгую структуру, соподчинение руководства и ячеек в регионах;

  • децентрализованные – партии массового электората, без конкретного членства: их членами принято называть всех, голосующих за эту партию;

  • кадровые – партии, которые создаются для мобилизации избирателей во время выборов. Такие партии формируют большие профессиональные группы организаторов, которые, используя методы рекламы, менеджмента. мобилизуют сторонников и продвигают популярных политических деятелей на ответственные политические должности, в парламент. Кадровые партии достигают успеха в основном за счет профессиональной работы их организаторов и привлечения не малых сумм денег, ориентируясь не столько на массовость, сколько на качество работы.

  • массовые – такие партии хорошо организованы и формируются на основе определенного мировоззрения, социальной или нескольких различных идей. Они ориентируются на класс, религию, идеологию, иногда – национальность. Критерием выделения массовой партии является большая численность ее членов: если в партии 100-300 тыс. человек, она, безусловно, может считаться массовой. Массовые партии имеют свою специфику. Они собирают пожертвования, иногда – членские взносы, издают газеты и журналы, имеют молодежные, женские филиалы и т.д. Это очень влиятельные силы в стране.

  • партии с формально определенными (фиксированными) принципами членства;

  • партии со свободным членством.


7. Вид партийного руководства :

  • коллективное руководство

  • коллективное руководство с отчетливо выраженным верховенством лидера

  • личностное руководство

  • харизматическое руководство

  • консенсуальное руководство.


В последнее время сложились и достаточно громко заявили о себе партии, которые трудно отнести к какому-либо из перечисленных типов. В политологии они получили названия партии «новой волны», их особенностями являются:

  • ориентация на общечеловеческие ценности, на те идеи, которые близки самому широкому кругу граждан;

  • высокая степень свободы внутри самой партии;

  • эффективный контроль ее рядовых членов за деятельностью партийной верхушки;

  • вольный обмен мнениями свободное общение «верхов» и «низов».


Показательным примером партий такого рода является партия «зеленых» в ФРГ.

Виды партийных систем.

ПП, имеющие реальные возможности участвовать в формировании гос. органов, воздействовать на внутреннюю и внешнюю политику страны в совокупности составляют партийную систему общества.

Парт. системы формируются в обществе постепенно. Их конфигурация зависит от множества факторов (историческая традиция, конкретный политический момент и т.д.). В связи с чем парт. система каждой страны имеет свои особенности.

К старейшим и наиболее распространенным критериям, используемым для классификации парт. систем явл. количественный, в соотв. с которым выделяют следующие системы:

  • Беспартийные. В ряде стран существует состояние беспартийности, когда нет никаких партий. Возможны 2 варианта такого положения:

- когда партий не было никогда (общество в данной стране не достигло такой степени поляризации, чтобы создавать партии);

- когда партии запрещены в результате насилия.

В настоящее время есть около 20 стран, в которых не имеется партий. Некоторые из них никогда не будут иметь партий. Например, княжество бутан, в котором просто нет политико-социальных предпосылок для создания партии. Ввиду особого своеобразия не будет партии у гос-ва Ватикан. В таких гос-х. как Гана, Гвинея, Иордания, партии были запрещены, а в Катаре и Кувейте говорить о создании партий пока преждевременно. В Ливии, Мавритании, Мальдивах, Нигерии, Омане либо не было партий, либо их запретили сразу после появления. Никогда не было партий в Саудовской Аравии, Экваториальной Гвинее, ОАЭ.

  • Однопартийные – появляются как правило после военных переворотов, революций, когда какая-то правящая группа запрещает все партии и образует какую-то «придворную» партию исключительно для себя. Возможна ситуация, когда допускается принцип однопартийности (это даже не партия в чистом виде, а некий фронт, группа партий, выступающих как единое целое). (СССР).

  • двухпартийные – при формальной многопартийности 2 ведущие партии, попеременно сменяя друг друга, монополизируют власть, т.е. одна партия уступает место другой, не допуская вмешательства какой-либо третьей, четвертой партии. Двухпартийная система первоначально сложилась в Великобритании, где еще в 18в. сложились 2 партии «виги» и «тори». «Тори» представляли интересы аристократии, а «виги» - средний класс. То завоевывая, то теряя доверие монарха, они то возглавляли правительство, то уходили в оппозицию. Эта система оказалась очень удобной, так как. не затрагивая важнейших гос. устоев, позволяла менять отдельных политиков. Сейчас классическая двухпартийная система существует в США (республиканцы и демократы попеременно сменяют друг друга), где сложилась оптимальная ситуация, так как одна партия представлена президентом, а вторая - имеет большинство в парламенте.

  • многопартийные – в государстве много партий и все они активно участвуют в полит. жизни. Виды:

  • многопартийная система без доминирующей партии – 3-4 партии, примерно одинаковые по численности и по поддержке избирателей. При такой системе партии равномерно набирают 20-30% голосов и , чтобы образовать правительство, вынуждены объединятся в коалиции (Италия, Голландия)

  • многопартийная система с доминирующей партией (Япония – 40 лет подряд – около 6 партий, одна из кот. все время доминирует, так как стабильно имеет больше половины голосов избирателей. В последнее время – Либерально-демократическая партия распалась и в Японии стала система без доминирующей партии).

  • блоковая – существует многопартийная система с множеством партий которые объединяются в избирательные блоки, чтобы набрать большее число голосов. Блоковая модель много лет существует в о Франции, где до победы на выборах все полтора десятка партий объединяются в 3-4 блока.



^ 8. Возникновение общественных движений и политических партий в Западной Европе и США.
Новая история – история победы капиталистического строя над феодальным, укрепление и развитие капитализма.

Рубежом новой истории принято считать английскую буржуазную революцию 1640г.
Капиталистический строй характеризуется:

  • развитием крупного производства;

  • частной собственностью на средства производства;

  • применением наемного труда ( т.е. при капитализме необходимы отдельные от средств производства и лично свободные люди);

  • получение максимальной прибыли, в то время как при феодализме целью производства было удовлетворение непосредственных потребностей производства.


Постепенно усложняется и соц. структура европейского общества:

  • трансформируются традиционные слои феодального общества (дворянство, крестьянство, духовенство);

  • зарождаются новые слои (буржуазия и пролетариат), которые начинают играть главные роли в социально-политической жизни общества.


Буржуазия имеет пестрое происхождение:

  • разбогатевшие цеховые мастера;

  • купцы (от торговцев в разнос до генуэзских и амстердамских финансистов, торгующих ценными бумагами);

  • «новое дворянство» - люди, купившие себе титул и скупавшие феоды;

  • удачливые крестьяне-фермеры.


Пролетариат также зарождается на основе различных социальных слоев;

  • цеховые подмастерья и ученики;

  • разорившиеся ремесленники и деревенские кустари;

  • крестьяне и мануфактурные рабочие;

  • деклассированные элементы.


Крестьянство в условиях капитализма имеет 2 пути эволюции:

  • превращается в свободного мелкого собственника – основной объект налогообложения;

  • утрата земли и воли (феодал как предприниматель стремиться захватить крестьянские земли и прикрепить крестьян к земле);


Дворянство, уступая буржуазии экономическое первенство, постепенно утрачивает и политическое господство.

Мелкое и среднее дворянство, разоряясь из-за роста цен, сокращается за счет перехода в другие сословия.

В период Нового времени в Зап. Европе происходят процессы, приведшие к утверждению новых общественно экономич. отношений и образованию новых политических институтов. Они сопровождались появлением новых классов (промышленной буржуазии и промышленного пролетариата), падением экономики и как следствие полит. значимости дворянского сословия.

Потребности различных социальных групп в организационном объединении для выражения своих интересов и борьба за полит. влияние и власть привели к формированию прототипов современных политических партий.
^ Политологическая наука выделяет следующие предпосылки (причины) возникновения полит. партий и движений современного типа:

  • формирование новых классов в период становления капиталистического строя;

  • потребности различных социальных слоев в организационном объединении для выражения своих интересов и борьбы за полит. влияние и власть;

  • развитие представительной формы правления;

  • распространение всеобщего избирательного права.


В истории становления партии выделяют 3 этапа (по Максу Веберу):

  • аристократическая группировка;

  • полит. клуб;

  • массовые партии.



Все три стадии формирования прошли только 2 английские партии: либеральная (виги) и консервативная (тори).

Большинство же современных партий возникли сразу в виде массовых.

есть определенная хронологическая последовательность в возникновении партий в зависимости от идейной ориентации и соц. принадлежности:

1. Первыми в Европе в середине 19в. возникли либеральные партии. По социально классовому составу это были организации буржуазии. Создав свои ПП с собственной идеологией и фракцией в парламенте, буржуазия вела активную борьбу против феод. режимов и за завоевание полит. власти.

2.По примеру буржуазии подобные организации создали и дворяне, их идеологической основой был консерватизм. Они возникли для защиты прав и привилегий дворянского сословия в качестве реакций и противовесов либеральной партии.

До 70-х гг. 19в. главными ПП в Европе были именно либералы и консерваторы.

3. Новые качественные изменения в характере ПП произошли во второй половине 19в. в результате появления первых массовых рабочих партий, и завоевания пролетариатом избирательных прав. Рабочие партии образовались непарламентским путем, на основе профсоюзов, кооперативного движения, интеллектуальных и тайных обществ. Это были партии социал.-деократической и коммунистической направленности.

4. Создаются также аграрные партии, с помощью которых крестьяне выступали против индустриального развития общества и массового обнищания деревни.

5. Духовенство – в 19в. выступает против секулярных и антиклерикальных настроений в обществе и создает собственные полит. организации на основе клерикальной христианской идеологии.

6. В нач. 20в. на полит. арене появляются партии, базирующиеся на фашистской идеологии. Эти партии ориентировались на различные соц. слои.

7. Завершает формирование партийной карты общества в 70гг. 20в. появление новых соц. движений (экологического, пацифистского и т.д.), которые стремятся найти оригинальные способы решения различных проблем.
ПП с привычными для нас признаками (оформленное членство в партии, партийные билеты, внутрипартийная дисциплина) появились в Европе с возникновением массового рабочего движения во 2 пол. 19в.
Рассматривая процесс образования ПП в Западной Европе и США, следует выделить 2 пути их возникновения: парламентский и внепарламентский.


^ 9. Тенденции развития партий и партийных систем в странах Западной Европы и США на современном этапе.
На современном этапе развитие ПП характеризуется целым рядом особенностей как организационного, так и идеологического характера.

Сегодня, также как и в 19в., и в20в., основными идеологическими доктринами в мире являются консерватизм, либерализм, социал-демократизм. Ранее ПП четко обозначали свою принадлежность к одному из этих течений. В последние десятилетия в программах всех главных партий индустриально развитых стран есть некое сочетание социал-демократических, либеральных и консервативных элементов. Это позволяет приспособить программные требования под интересы различных социальных слоев и общественных групп, используя наиболее сильные положения из либерализма (например, свобода предпринимательства), консерватизма (приверженность традициям), социал-демократизма (социальная защита граждан). Данная тенденция приводит к изменениям как социальной ориентации самих партий, так и партийных пристрастий избирателей.

В истории индустриально развитых стран существовала более или менее тесная связь между характером голосования различных групп избирателей и их социально-классовым положением. Как правило, неимущие слои населения голосовали за партии левой ориентации, а более высокодоходные слои – за правые партии. В США это были соответственно Демократическая и Республиканская партии. В Западной Европе дело обстояло несколько сложнее, но все же рабочий класс и неимущие слои населения склонялись к социал-демократическим и другим левым партиям, а представители состоятельных слоев – к либеральным и консервативным партиям.

В последние два десятилетия в этом плане и в США и в Западной Европе наблюдаются заметные изменения. нарушается связь между голосованием избирателей за ту или иную партию и их принадлежностью к определенной социальной группе. Снижается доля рабочих в социал-демократических партиях. Растущее число низкодоходных слоев населения голосует за партии либеральной и консервативной ориентации, а представители средних слоев – за социал-демократические и другие левые партии. Это со всей очевидностью показали результаты выборов последних лет в ряде стран Западной Европе и США, где значительную часть электората консервативных партий составили представители профсоюзов, включая и так называемые «синие воротнички» (рабочие).

В свою очередь, у большинства партий наблюдается тенденция ориентирования не просто на традиционно «свои», четко очерченные группы избирателей, а на разнородный по своему составу электорат, на который претендуют и другие партии. В результате большинство крупных ПП, в том числе и социал-демократических, по сути дела, перестали быть сугубо классовыми и превратились, по их собственному определению, в так называемые «народные партии» или «партии для всех», претендующие на представительство всех слоев населения.

Первыми с претензией на статус «народной» выступили христианско-демократические партии (например, Австрийская народная партия, Христианско- демократический союз (ХСД) в Германии и др.). Первоначально эти партии возникли как реакция против секуляризации важнейших сторон общественной жизни и отделения церкви от государства. Но после второй мирровой войны в их программах уже не акцентируется вопрос о вероисповедании. так в сове время канцлер ХСД Г. Коль отмечал, что партия не связывает себя каким бы то ни было вероисповеданием или церковным институтом, а народный характер ХСД подтверждается тем фактом, что в ней в органическом единстве объединились христианско-социальные. консервативные и либеральные силы страны.

«Народными» провозгласили себя многие социалистические и социал-демократические партии. Одной из первых это сделала Социал-демократическая партия Германии (СДПГ). В 1959 г. СДПГ приняла Годесбергскую программу, в которой был зафиксирован отказ от марксизма и идеи классовой борьбы. СДПГ превратилась из организации преимущественно рабочего класса в партию рабочих и средних слоев. В настоящее время особенно силен в ней вес технической интеллигенции, представителей предпринимательских кругов, молодежи.

Республиканская т Демократическая партии США, в отличие от многих европейских партий, очевидно, с самого начала действовали как партии «для всех». По своему социальному составу обе они являются конгломератами разнородных, зачастую противоборствующих друг с другом различных компонентов в социальной базе двух партий в каждый конкретный исторический период существенно меняются в зависимости от социально-экономических и общественно-политических факторов.

Концепция «народной партии» вынуждает все партии как левой, так и правой ориентации сформулировать свои позиции по множеству разнообразных вопросов, чтобы привлекать на свою сторону новые группы избирателей путем включения в программу соответствующих требований. Это вносит дополнительный элемент в наметившуюся неопределенность и неустойчивость социальной базы, и как следствие, в непредсказуемость итогов выборов.

Имеет место тенденция к расширению спектра партийно-политических альтернатив, возрастанию влияния новых социальных движений и экологических партий, которые в совокупности создают большие проблемы для «укоренившихся». традиционных партий. Идейно-политические позиции и партийно-политические предпочтения избирателей на современном этапе серьезно колеблются. Для населения стали характерны довольно резкие переходы от одних партий к другим, либеральных позиций на правоконсервативные, с консервативных – на социал-демократические и наоборот. Это свидетельствует об увеличении независимости (автономии) избирателей по отношению к партиям. К тому же, по данным ряда исследований, в целом ослабевает приверженность избирателей крупным традиционным партиям. Большую роль в этом процессе играют современные СМИ, которые непосредственно влияют на общественное мнение и зачастую создают имидж того или иного партийного лидера, всей его партии.

Сомнения в способности партий решать стоящие перед обществом проблемы порождают феномен так называемого «негативного голосования», т.е. голосования не за того, кому надо оказать поддержку, а против того, кто отвергается (голосование не «за», а «против»). так, по мнению многих наблюдателей, важную роль с точки зрения результатов президентских выборов в США в 1980г. сыграл «негативный фактор». т.е. желание избавиться от президента ДЖ. Картера. Согласно опросу общественного мнения, проведенному незадолго до выборов. 43% избирателей заявили, что отдавая свои голоса малоизвестному в тот период Р. Рейгану, они фактически голосую не за Р. Рейгана, а против ДЖ. Картера и его политики. В 80-е гг. этот феномен особенно отчетливо проявился в европейских странах, где правящие партии вынуждены были уступить власть оппозиционным не в силу изменения партийно-политических предпочтений избирателей, а в результате негативного отношения к партиям, стоящим у власти. Аналогичная ситуация наблюдается в последние десятилетия и на постсоветском пространстве.
Таким образом, новейшие тенденции в эволюции ПП состоят в следующем:

  • определенное сочетание социал-демократических, либеральных и консервативных элементов в программных документах основных ПП;

  • нарушение связей между партийными пристрастиями различных групп избирателей, их голосованием за определенные партии и соц.-классовым положением людей;

  • превращение партий и соц.-классовых организаций в «народные партии» или партии для «всех». кот. претендуют на представительство всех слоев населения;

  • неопределенность и неустойчивость соц. базы партии и как следствие непредсказуемость итогов выборов;

  • резкие переходы избирателей от одних партий к другим, рост числа независимых (автономных) избирателей, голосующих не за традиционно свою, а за конкурирующую партию;

  • феномен негативного голосования, т.е. голосования не за того. кому надо оказать поддержку, а против того, кто отвергается (например при голосовании на Украине не столько голосовали за Ющенко, сколько против Кучмы);

  • рост влияния новых социальных движений и экологических партий;

  • увеличение роли влияния СМИ на общественно-политические процессы в целом и партийную жизнь.


Однако значение указанных тенденций не следует преувеличивать. Хотя власть и влияние партий несколько уменьшились, было бы преждевременно делать вывод о кризисе их как полит. институтов. Анализ реального положения вещей показывает, что политические партии еще сохраняют важное значение в качестве главных инструментов реализации полит. функций, особенно в качестве центрального элемента избирательного процесса.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14



Скачать файл (1810.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации