Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Государственные и муниципальные финансы - Государственный кредит - файл 1.doc


Лекции - Государственные и муниципальные финансы - Государственный кредит
скачать (238.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc239kb.19.11.2011 22:12скачать

содержание

1.doc

  1   2

Лекция по финансам «Государственный кредит»


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ - САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Содержание и функции государственного кредита
Государственный кредит в современных условиях – это совокупность финансовых отношений, между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой. В сфере этих отношений государство в большинстве случаев выступает как заёмщик средств, а население, предприятия, банки, фонды – как кредиторы. Кроме того, государство может выступать гарантом по обязательствам различных физических или юридических лиц. На практике это означает принятие государством на себя ответственности за погашение обязательств физических или юридических лиц. Иначе говоря, если лица, по обязательствам которых государство выступило гарантом, не смогут их выполнить, то эти функции переходят к государству. Однако его выступление в сделке в качестве гаранта не приводит к автоматическому увеличению государственного долга. Как показала практика, государственные гарантии не требуются первоклассным заёмщикам, способным самостоятельно привлекать кредитные ресурсы и в механизме гарантирования кредитов нуждаются, прежде всего, недостаточно надёжные заёмщики.

В рамках рассматриваемых отношений государство может выступать и как кредитор, предоставляя кредиты иностранным государствам, юридическим или физическим лицам. Оно может направлять их на льготных условиях в те отрасли хозяйства, которые либо не обладают достаточной инвестиционной привлекательностью для частного капитала, либо имеют высокую социальную значимость. Выделение государством кредитов бывает также продиктовано необходимостью лоббирования интересов национального бизнеса на международной арене или же политическими соображениями. Государственные кредиты предоставляются либо непосредственно Министерством финансов РФ, либо через коммерческие банки.

Государственный кредит может быть внутренним, когда кредиторами выступают юридические и физические лица - резиденты, и внешним, при котором роль инвесторов выполняют нерезиденты.

Внутренний государственный кредит может выступать в следую­щих формах: государственные займы, обращение части вкладов населения в государственные займы, заимствование средств общего­сударственного ссудного фонда, казначейские ссуды, гарантирован­ные займы1.

Государственные займы как форма государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные денежные средства насе­ления, предприятий и организаций привлекаются на финансирование общественных потребностей путём выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных цен­ных бумаг.

В тесной связи с государственными займами находится вторая фор­ма государственного кредита, функционирование которой опосредуется системой сберегательных учреждений (банков, касс и т.п.): обращение части вкладов населения в государственные займы. В от­личие от первой формы государственного кредита, когда физические и юридические лица покупают ценные бумаги за счёт собственных временно свободных денежных средств, сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заёмных средств. Наличие посредника между государством и населением в лице сберегательных учреждений и предоставление ими займа государству за счёт заёмных средств без ведома их реального владельца (населения) позволяют выделить эти отношения в качестве особой формы государственного кредита. Обращение части вкладов населения в государственные займы, предназначенные на нужды государства, осуществляется через покупку особых ценных бумаг (например, казначейских сберегатель­ных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, каз­начейских обязательств), а также оформлением безоблигационных займов.

Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда как форма государственного кредита характеризуется тем, что го­сударственные кредитные учреждения непосредственно (не опосредуя эти операции покупкой государственных ценных бумаг) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правитель­ства. Эта форма государственного кредита функционирует в тота­литарном обществе. Она способствует развитию инфляционных процессов, что особенно опасно в условиях жёсткого контроля за эмиссией денежных знаков со стороны демократически избранных органов. Поэтому полная нормализация отношений между государ­ством и кредитной системой лежит на пути признания невозмож­ности прямого заимствования ссудных средств для покрытия бюджетного дефицита и возмещения государственному банку долга, образовавшегося в предыдущие годы.

Казначейские ссуды выража­ют отношения оказания финансовой помощи предприятиям и ор­ганизациям органами государственной власти и управления за счёт бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратно­сти. В настоящее время в нашей стране эта форма государственного кредита активно не используется. Однако жизнь всё настойчивее ставит вопрос о полном возрождении института казначейских ссуд. Государство не может нести ответственность за финансо­вые результаты деятельности предприятий и организаций вместо их правомочных владельцев. Однако при необходимости государ­ственные органы могут оказывать финансовую помощь хозяйствен­ным единицам, в стабильной работе которых они заинтересованы, но на условиях возвратности, срочности и платности.

Возможность функционирования внешней ча­сти государственных кредитных отношений предопределяется постоянным наличием свободных ресурсов на международных финансовых рынках и специально созданных межгосударственных фондов, которые находятся в распоряжении международных финансовых организаций.

Государственный кредит находится на стыке двух самостоятельных экономических категорий – финансов и кредита. С одной стороны, государственные кредитные отношения осуществляются на кредитной основе, поскольку стоимость движется на началах срочности, возвратности и платности. С другой стороны, эти отношения (как и финансы в целом) возникают вместе и в связи появлением политической надстройки (государства) для удовлетворения ее потребностей в дополнительных финансовых ресурсах. С укреплением государства, с развитием его функций усиливалось целевое назначение, и расширялись границы использования государственного кредита – финансовые ресурсы публичной власти все в большей мере формируются на долговой основе, и он все чаще и во все возрастающих масштабах используется для обеспечения заимствований других лиц (в виде государственных гарантий) и оказания фи­нансовой помощи другим органам власти, в том числе иностранным правительствам, юридическим лицам и международным организациям (в виде го­сударственных кредитов).


Рис. 1. Взаимосвязь кредитных и финансовых начал в категории «государственный кредит» (1 – государственные финансы; 2 – кредит; 3 – государственный кредит)
Рисунок 1. позволяет сделать вывод: наложение кредитной основы на часть государственных финансовых отношений порождает новое явление — государственный кре­дит. Это новое явление выражает собой специфическую часть спектра экономических отношений, по­скольку взаимопроникновение сфер функциони­рования и смешение характерных черт («цветов») кредита и государственных финансов порождает иные существенные признаки («цвет») новой са­мостоятельной экономической категории.

Исторически государственные кредитные от­ношения, которые в годы своего становления и развития в подавляющем своем большинстве вы­ражались в государственных внутренних и вне­шних заимствованиях, приводивших к формиро­ванию долгов, с самого начала научными и госу­дарственными деятелями рассматривались как эле­мент публичных финансов. Так, в 1912г. С. Ю. Вит­те писал, что с конца XVII века под словом «финан­сы» стали понимать «всю совокупность государ­ственного имущества и вообще состояние всего государственного хозяйства. В смысле всей сово­купности материальных средств, имеющихся в рас­поряжении государства — его доходов, расходов и долгов, — понимается это слово и теперь».2

Этому высказыванию, прозвучавшему в нача­ле XX века, в полном объеме корреспондируют выво­ды, сформулированные в конце XX столетия при­знанным специалистом в области международных финансов В. Н. Сумароковым. В фундаментальном труде «Государственные финансы в современной экономике», отметив, что категория государствен­ных финансов является категорией исторической, он анализирует представления о финансах в разви­тых зарубежных странах и в России советского и по­стсоветского (т.е. в условиях формирования рыноч­ной экономики) периодов и делает заключение: «Та­ким образом, от науки «финансы» советского пери­ода остается та ее часть, которая, в принципе, соот­ветствует мировым стандартам. В развитых странах, как известно, под «финансами» понимают эконо­мические отношения, возникающие между государ­ством и частным сектором. Составляющими ее ча­стями являются государственный бюджет, бюдже­ты местных органов власти, внебюджетные фонды и государственный кредит... Все это вместе совре­менная российская наука о финансах называет «го­сударственными финансами»3.

Государственный кредит совмещает в себе и функции финансов, и функции кредита. Таким образом, к основным функциям государственного кредита относятся следующие4:

1) образование денежных фондов – привлечение средств с рынка ссудных капиталов в централизованные денежные фонды государства на основе принципов возвратности, срочности и платности. При этом условием добровольного предоставления инвестором своих средств в распоряжение государства служит обязательство заёмщика вернуть к определённому моменту времени сумму заимствования с процентами. Финансирование государственного долга в современных условиях посредством привлечения средств инвесторов осуществляется в промышленно развитых странах, как правило, с помощью рыночных методов при использовании различных финансовых инструментов. Основным таким инструментом являются государственные ценные бумаги, которые выпускаются в виде срочных долговых обязательств.

Спрос со стороны инвесторов на любые ценные бумаги, в том числе и государственные, формируется на основе следующих факторов:

- доходности – способности приносить доход (через проценты, дивиденды, рост курсовой стоимости);

- надёжности – низкой вероятности понести потери (минимальный риск невозврата вложенных средств);

- ликвидности – возможности скорейшего для держателя ценных бумаг получения денежных средств.

Государственные бумаги считаются, как правило, надёжными финансовыми инструментами со средним и низким уровнем доходности. Они привлекательны, прежде всего, для консервативных инвесторов, наибольшее значение для которых имеют гарантии сохранности капитала и которые готовы получать относительно небольшой, но гарантированный доход. Как и в России, так и в промышленно развитых странах наиболее распространённой формой государственных займов являются облигации. Государственная облигация представляет собой ценную бумагу, являющуюся долговым обязательством государства, которая даёт её держателю право получить в определённый срок основную сумму долга и проценты. Номинальная цена облигации устанавливается эмитентом и выражает сумму, полученную во временное пользование и подлежащую возврату с начисленными на неё процентами в оговоренный срок;

2) использование денежных фондов – необходимость возврата привлечённых средств, который осуществляется как за счёт налоговых и неналоговых доходов бюджета, так и за счёт механизма рефинансирования, т. е. погашения задолженности по ранее выпущенным обязательствам с помощью средств, полученных от размещения новых обязательств;

3) контроль – влияние на уровень ликвидности коммерческих банков, структуру платёжеспособного спроса, темпы экономического роста, объём денежной массы в обращении.

Государствен­ный кредит, появление и существование которого связано с функционированием политической над­стройки общества, формированием в ее распоря­жении дополнительных финансовых ресурсов и движением бюджетных средств на возвратной, срочной и платной основах, выражает собой спе­цифическую часть экономических отношений, ас­симилировавших в себе черты и финансов, и кре­дита. Исторически государственный кредит рас­сматривается как форма существования государ­ственных финансов; в составе финансовой систе­мы страны он функционирует и сейчас.

Совершенно представление сущности го­сударственного кредита представляет исследова­ние его взаимодействия с ссудным капиталом, и в частности с государственным капиталом в ссудной форме. Любой капитал начинает приносить пользу обществу и доход его владельцу только в движении. Это в полной мере относится и к капиталу в ссуд­ной форме. Проводя государственные заимствова­ния, правительство выходит на внутренние и внешние рынки капиталов. Оно мобилизует на свои потребности внутренние, иностранные и междуна­родные, частные, государственные (иностранных государств) и межгосударственные ресурсы, обес­печивая кредиторам получение устойчивого дохо­да. Мобилизация этих ресурсов осуществляется посредством государственного кредита, который в данном случае выступает как форма движения ссудного капитала во всех его указанных выше кон­кретных видах. При этом, когда кредиторами яв­ляются правительства иностранных государств, их юридические и физические лица, международные финансовые организации, то движение ссудного капитала осуществляется в форме его импорта го­сударством-заемщиком5.

Аналогичным образом государственный кре­дит выступает формой движения ссудного капита­ла в случае предоставления правительством ресур­сов взаймы хозяйствующим субъектам (резидентам и нерезидентам), органам власти иностранных го­сударств и международным организациям. Только в этом случае речь идет о движении государствен­ного капитала в ссудной форме. Когда правитель­ственные кредиты предоставляются иностранным или международным заемщикам, то движение ка­питала принимает форму его экспорта (рис. 5).






Рис. 5. Взаимосвязь ссудного капитала, государственного кредита и результатов его функционирования
Государственный кредит может быть внутрен­ним и внешним. Основная доля общественных рас­ходов осуществляется в национальной валюте, по­этому обычно преимущественное развитие полу­чает внутренний государственный кредит. Неши­рокое международное разделение труда, обмен тех­нологиями и научно-техническими идеями, оказа­ние финансовой помощи иностранным государ­ствам и многие другие факторы обусловливают интенсивное развитие международного государ­ственного кредита. В отдельные исторические пе­риоды - переход страны к иной политической или экономической системе, кризис экономики и фи­нансов, слабость денежно-кредитной системы страны, серьезные сбои в работе внутреннего фи­нансового рынка - развитие внешних госу­дарственно-кредитных отношений может значи­тельно опережать динамику внутреннего государ­ственного кредита. Во внутренних государствен­ных кредитных отношениях партнерами российс­кого органа власти выступают российские юриди­ческие и физические лица, другие российские орга­ны власти; во внешних отношениях - иностранные юридические и физические лица, органы власти других стран, международные организации.

Внешний государственный кредит, являясь ча­стью национальных государственно-кредитных от­ношений, одновременно представляет собой фор­му проявления более общего экономического яв­ления - международного (иностранного) кредита. Эта категория выражает собой движение ссудного капитала между субъектами международных эко­номических отношений на условиях возвратности и возмездности.

Таким образом, государственный кредит - это са­мостоятельная экономическая категория, сочета­ющая в себе черты кредита и финансов. Являясь таковым, государственный кредит исторически (в период своего становления, развития и по сегод­няшний день) существует и рассматривается спе­циалистами как звено, форма существования го­сударственных финансов.

Для государственного кредита характерно плотное взаимодействие с дру­гими категориями, в частности с ссудным капита­лом, государственным капиталом в ссудной фор­ме, экспортом-импортом капитала. По отношению к названным экономическим явлениям государ­ственный кредит является формой движения, спо­собом существования ссудного капитала (частно­го и государственного, внутреннего, иностранно­го и межгосударственного), а в части движения сто­имости между национальным правительством и внешними субъектами отношений по линии пре­доставления или привлечения заимствований го­сударственный кредит правомерно рассматривать как форму экспорта и импорта капитала.


1.2 Виды государственных займов
Механизмы функционирования государственного кредита на практике реализуются посредством размещения государственных займов, которые приводят к появлению государственного долга. Под государственным долгом подразумевается сумма всех неоплаченных финансовых обязательств государства с учётом процентов, начисленных на них, к определённому моменту времени.

Государственные займы, которые оставляют государственный долг, могут быть классифицированы по ряду следующих признаков6.

1. По месту размещения займы могут быть подразделены на внешние и внутренние. Внешние займы – это обязательства государства перед нерезидентами, а внутренние займы – пред резидентами.

2. По способу обращения займы могут быть подразделены на рыночные и нерыночные. Рыночные займы – это займы, оформленные в виде таких ценных бумаг, которые свободно обращаются и перепродаются после их первичного размещения на рынке. В промышленно развитых странах доля таких займов составляет до 70% всех долговых обязательств государства. Нерыночные государственные займы – это займы, оформленные в фондовые инструменты не имеющие вторичного фондового рынка, т. е. они покупаются инвестором у правительства и могут быть проданы только ему. Такие бумаги не котируются на фондовой бирже. Основная цель, которую преследует эмитент, выпуская в обращение нерыночные бумаги, - это привлечение в качестве кредитных ресурсов мелких сбережений населения. Выпуская такие ценные бумаги, правительства промышленно развитых стран оказывают влияние на депозитную политику коммерческих банков по отношению к населению, поскольку нерыночные ценные бумаги государства выступают альтернативой вложению средств на депозиты частных кредитных учреждений.

3. По сроку заимствования средств займы делятся на краткосрочные (со сроком обращения бумаг продолжительностью до одного года), среднесрочные (со сроком обращения бумаг от одного года до пяти лет) и долгосрочные (со сроком обращения бумаг свыше пяти лет).

4. По способу обеспечения возвратности кредитных ресурсов займы подразделяются на закладные и беззакладные. Закладные займы – это займы, возвратность которых обеспечивается конкретным залогом, т. е. каким-либо имуществом. К данному способу получения заёмных средств прибегает заёмщик, надёжность которого в глазах потенциальных кредиторов недостаточна, поэтому он вынужден предоставлять дополнительные гарантии возвратности ресурсов. Беззакладные займы – это займы, оформленные в облигации и другие обязательства, не имеющие конкретного имущественного обеспечения. На практике государственный кредит реализуется посредством беззакладных займов, поскольку государство считается надёжным заёмщиком.

5. По уровню размещающего заём государственного органа займы могут быть подразделены на федеральные, региональные и местные.

6. По форме выплаты дохода государственные займы могут быть следующих видов:

- процентные займы – доход по ним устанавливается в виде фиксированного процента от номинала. Этот тип займа является основным, именно в процентных бумагах размещена основная часть государственного долга в промышленно развитых странах;

- дисконтные займы – доход по ним инвестор получает за счёт приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока, на который средства были предоставлены заёмщику;

- выигрышные займы – доход по ним осуществляется на основе тиражей выигрыша. Такие займы наименее привлекательны для инвестора, поскольку не предоставляют гарантированного дохода к определённому моменту времени;

- индексационные займы – доход по ним выплачивается посредством индексирования номинальной стоимости первоначально приобретённых инвестором ценных бумаг.

По обязанности заёмщика соблюдать сроки погашения займа эмитированные им обязательства можно разделить на обязательства без погашения и с правом досрочного погашения. Выпуск обязательств с правом досрочного погашения означает наличие у заёмщика прав на досрочный выкуп своих долговых обязательств. Такое право может быть выгодно эмитенту при значительном снижении стоимости заёмных ресурсов на рынке ссудного капитала. В этом случае он имеет возможность разместить новый заём, обслуживание которого будет более дешёвым, и за счёт полученных средств выкупить ранее эмитированные обязательства. При этом достигается экономия средств, направляемых на обслуживание долга. В случае если обязательства были выпущены без права их досрочного погашения, то при снижении рыночной цены заимствований эмитент не имеет возможности выкупа своих долговых обязательств, и несёт в связи с этим обстоятельством определённые потери, а инвестор, наоборот, получает дополнительную выгоду.

8. По способу погашения задолженности займы разделяют на две категории:

а) займы, подлежащие оплате одновременно;

б) займы, подлежащие оплате частями.

При условии того, что эмитированный заём подлежит оплате частями, то заёмное соглашение может предусматривать следующие три варианта его погашения:

- погашение равными долями на протяжении оговоренного срока;

- погашение увеличивающимися долями на протяжении оговоренного срока. Подобная форма наиболее удобна, если привлечённые средства направлены на реализацию какого-либо инвестиционного проекта. Соответственно по мере его реализации идёт и рост поступлений от объекта и инвестиций, что упрощает погашение обязательств;

- погашение уменьшающимися долями на протяжении оговоренного срока.

9. По способу определения предлагаемого инвестору дохода эмитент может предложить займы с постоянным фиксированным и переменным уровнем дохода. Заключение сделок по займам с постоянным фиксированным доходом предоставляет инвестору гарантированный доход, а эмитенту заранее известную стоимость обслуживания долга, однако при необходимости размещения долгосрочных займов и низких возможностей прогнозирования ситуации на рынке ссудного капитала государство может испытывать трудности в финансировании дефицита бюджета посредством размещения займов среди инвесторов. Эта проблема возникает, когда инвесторы опасаются изменения конъюнктуры на рынке. «Страховкой» для инвесторов в подобной ситуации и выступает заём с переменным уровнем дохода, изменение которого зависит от изменения какого-либо экономического индикатора, например от ставки по межбанковским кредитам в стране.

10. По направлениям использования заёмных средств займы могут быть подразделены на целевые и нецелевые. Средства, привлечённые по целевым займам, должны быть использованы только для финансирования отдельных конкретных программ, для реализации которых они и размещаются. Средства, полученные от размещения нецелевых займов, могут быть направлены на покрытие текущих бюджетных расходов, рефинансирование текущей задолженности или же на другие нужды согласно решению уполномоченных органов власти и управления.


1.3 Различия между государственным и банковским кредитами
Чтобы убедиться в том, что государственный кредит – это самостоятельная категория, а не всего лишь форма кредита, проведем анализ движения привлеченных от инвесторов средств в рамках кредитной и государственно-кре­дитной операций.

















Рис. 2. Развернутая и общая формула движения стоимости и кредитной операции









а) государственные заимствования






б) погашение и обслуживание государственного долга (в объеме проведенных заимствований)






















в) предоставление государственных кредитов

На рис. 2 схематически изображено, что ком­мерческий банк предоставляет кредиты за счет привлеченных ресурсов от населения и организаций. Заемщики исполь­зуют кредитные ресурсы как капитал, который уча­ствует в производстве новой стоимости, являю­щейся источником погашения полученного креди­та и уплаты процентов по нему.

Представим схема­тически движение стоимости при проведении пра­вительством заимствований и при государствен­ном кредитовании (рис. 3.).

Анализ представленной на рис. 3 схемы при­водит к убедительному выводу: той логической и фактической завершенности в движении стоимо­сти, которую мы наблюдаем в случае банковского кредитования (движение начинается от инвесторов, на них же оно и завершается) при проведе­нии государственных внешних и внутренних заим­ствований нет - средства инвесторов направляют­ся на финансирование бюджетного дефицита и на этом их движение (обособленное от других средств бюджета) прекращается. Погашение же государ­ственного внешнего и внутреннего долга и его об­служивание производятся за счет средств других бюджетов в другие финансовые годы, а конкрет­ными источниками станут собираемые налоги и поступления от новых заимствований. Что касает­ся государственных внешних и внутренних креди­тов иностранным и отечественным заемщикам, то они предоставляются за счет налоговых и ненало­говых поступлений в бюджет государства вне вся­кой связи с фактом осуществления и возможными масштабами государственных заимствований7.

Таким образом, анализ схем движения средств инвесторов в сфере частного и государственного кредита убеждает в том, что мы имеем дело с разными экономическими категориями. У этих категорий есть общая основа - кредитная, но на этом их родство заканчивается. Если с помощью частного кредита средства инвесторов, последова­тельно проходя стадии распределения, производ­ства, обмена и опять распределения, возвращают­ся к кредитору, а затем и к инвесторам (с прирос­том), то такой цельности и завершенности оборо­та средств инвесторов нет в случае функциониро­вания государственного кредита.

В самом деле, государственные внешние и внутренние заимствования обычно проводятся в целях покрытия бюджетного дефицита; профинан­сировав дефицит и увеличив свой долг, государство завершило заемную операцию. Погашение и обслу­живание долговых обязательств, возникших в ре­зультате описанной выше операции по привлече­нию заимствований, будет проводиться за счет со­всем других источников. С точки зрения финан­сового обеспечения и полного отсутствия какой-либо связи со средствами инвесторов, предостав­ленными государству ранее в качестве заимство­ваний, операция по погашению и обслуживанию внешнего и внутреннего долга — это самостоятель­ная операция. То же самое можно сказать и в отношении предоставления государством внешних и внутренних кредитов: с точки зрения ресурсного обеспечения, отсутствия какой-либо связи с ранее заимствованными средствами государ­ственное кредитование - абсолютно самостоятель­ная операция.

Таким образом, единого, логически завершенного цикла движения средств инвесторов в рамках частного кредита не наблюдается в сфере государственного кредита, он расчленяется на три самостоятельные операции, ресурсным обеспечением которых служат разные источники, начинающие свое движение для достижения в каждом из трех случаев совершенно конкретных, принципиально иных целей.

Между государственным кредитом и банковским, являющимся наиболее распространенной формой кредита, существуют принципиальные различия8. Су­щественные особенности названных экономичес­ких явлений просматриваются, по меньшей мере, по следующим направлениям.

Первое связано с историческим аспектом: государственный и банковский кредит вызваны к жизни разными обще­ственными потребностями. Появление государ­ственного кредита связано с потребностями поли­тической надстройки, которую он обслуживает и вместе с которой развивается. Появление банковской формы кредита вызвано потребностями воспроизводства, его функционирование направлено на решение воспроизводственных проблем.

Второе направление, по которому просматри­вается коренное различие между государственным и банковским кредитом, связано с характером использования заимствованных средств и источни­ками погашения долговых обязательств. Государ­ственный кредит используется в основном на не­производительные цели (покрытие бюджетного дефицита) и погашается преимущественно за счет налогов и новых заимствований. Банковский кре­дит имеет в основном производительный характер, используется заемщиком как капитал, который создает источники для уплаты сумм в погашение кредита и процентов по нему.

Третье направление связано с субъектами от­ношений при государственном и банковском кре­дите. Непременным участником государственных кредитных отношений является орган публичной власти, при банковском кредитовании государство как субъект отношений отсутствует. Это, конечно, не исключает того, что банк может предоставить кредит правительству, выступить в роли инвестора на рынке государственного долга, а орган власти прогарантировать кредитную сделку банка с хозяй­ствующим субъектом. Однако эти операции отра­жают отношения не частного кредитования, а го­сударственные кредитные отношения и увеличе­ние государственного долга. Всякая кредитная опе­рация, в которой хотя бы одна из участвующих сто­рон представлена органом власти, входит в сферу государственного кредита.

Следовательно, несмотря на яркую особен­ность государственных кредитных отношений как формы существования публичных финансов, со­стоящую в возвратности, срочности и платности предоставляемых взаймы средств, их нельзя сме­шивать с категорией кредита вообще и с банковс­ким кредитом в частности. Когда речь идет о госу­дарственном кредите, то взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов пуб­личной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как пра­вило, на покрытие бюджетного дефицита, а источ­ником погашения государственных заимствований и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета или новые заимствования.


^ РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

2.1 Влияние государственного кредита на экономику государства
Государственные кредиты и государственные займы, их влияние на экономику государства, проблемы их эффективности начали обсуждать задолго до тех событий, которые у нас происходят в последнее время.

Определённый интерес предоставляют два противоположных подхода к определению роли заимствований в государственных финансах, особенно остро обсуждаемые в последние годы. Значительная часть учёных-экономистов рассматривает заимствования как исключительно негативное явление и призывает к полному отказу от долгового финансирования расходов бюджета. Другие экономисты, и их абсолютное большинство, считают, что развитие экономики в государстве без использования возможности привлечения в определённые периоды дополнительных средств в виде займов практически невозможно9.

Уже более двух веков не столько государство превращает сбережения в работающий капитал, сколько эту роль выполняет рынок корпоративных акций и облигаций, трансформирующийся за последнее столетие в мощную организованную систему, позволяющую найти деньгам наиболее рациональное применение. Диспропорция экономического развития индустриально развитых стран и особенно развивающихся стран, в полной мере это относится и к государствам с переходной экономикой, позволяет предположить, что роль государственного долга в создании рыночной экономики, в проведении структурных реформ, реформ налоговой и бюджетной сфер, чрезвычайно велика.

Государственный кредит - часть государственных финансов, одна из форм привлечения денежных ресурсов государством с целью выполнения своих функций. Государство почти всегда нуждается в дополнительных денежных ресурсах, а так как объемы налогов и им подобных безвозмездных поступлений ограничены, то приходиться привлекать средства и на возвратных началах в форме кредита.

Государственный кредит имеет важные экономические особенности. Займы государства связаны, прежде всего, с покрытием дефицита бюдже­та, они формируют, государственный долг. Государственный долг - это сумма задолженностей по выпущенным и непогашенным долговым обязательствам государства, включая начисленные по ним проценты. Возврат заёмных средств и выплату процентов по ним государство может производить только за счёт своих доходов. Но его доходы — это в основном налоги и другие денежные средства, перераспределённые в пользу государства. Погаше­ние государственного долга может потребовать увеличения налогов, что отрицательно скажется на экономике. Поэтому существует естественный предел для бюджетного дефицита и для государственного долга в каждой стране. Кроме того, деньги, взятые взаймы, государство должно расходовать таким образом, чтобы улучшалась экономическая ситуация в стране, росли производст­во и доходы.

Положительное значение государственного кредита для экономики состоит в более равномерном распределении налогового бремени во времени. Государственные займы, рассчитанные на погашение в течение длительного времени, фактически представляют собою форму привлечения денежных средств будущих поколений для финансирования некоторых современных потребностей. Это оправдано в том случае, когда речь идёт о создании долговременных сооружений, перспективных обра­зовательных центров, важных путей сообщения и т.д. Система государст­венного кредита позволяет уменьшить финансовую нагрузку на нынешнее поколение. Но если деньги, полученные по долгосрочным государствен­ным займам, расходуются на выплату заработной платы или пенсий, т.е. на покрытие текущих расходов, то это только ухудшит финансовое состоя­ние страны в будущем.

Кроме того, позитивное значение государственного кредита, по общему мнению, заключается в безэмиссионном пополнении доходов бюджета, которое необходимо для удовлетворения общегосударственных потребностей, особенно если они связаны с чрезвычайными государственными и муниципальными расходами, а также для улучшения состояния расчётов в хо­зяйственном обороте при дестабилизации экономики страны.

Государственный кредит используется и для регулирова­ния денежного обращения. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платёжеспособный спрос. Из обращения изымаются избы­точные денежные знаки, т. е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Если мобилизо­ванные средства физических лиц будут инвестированы в сферу производства, произойдёт сокращение наличной денежной массы в обращении. Если же заимствованные государством средства будут направлены на оплату труда, то количество наличных денег в обращении останется без изменения. И, наконец, если кредитором являются юридические лица, а полученные средства будут на­правлены на выплаты населению, то количество наличной массы в обращении возрастёт10.

Государственный кредит может оказывать и негативное влияние на эко­номику. Если объём средств, привлекаемых взаймы государством, слишком велик, то это уменьшает общий инвестиционный фонд страны и сокраща­ет возможности вложений средств в развитие реального сектора экономи­ки. Чрезмерные объёмы дефицита бюджета и государственного долга от­влекают все свободные денежные средства в хозяйстве на обслуживание государственного долга и тем ограничивают возможности развития произ­водства и соответствующего прироста доходов. Но самое нежелательное — это создание ситуации, когда государство не в состоянии платить по сво­им обязательствам. Это влечёт за собой финансовый кризис и для государ­ства, и для его экономики.

Государственный кредит, как способ покрытия дефицита бюджета, содействует сдерживанию инфляции, но имеет и отрицательное следствие, состоящее в том, что привлечённые государством временно свободные средства предприятий и физических лиц не попадают в сферу инвестиций в реальный сектор или для пополнения оборотных средств, а расходуются как платёжные и покупательные средства. Они не приносят дополнительного дохода и увеличивают «цену» бюджетных доходов государства за счёт последующей выплаты процентов или дисконта. Использование государственного кредита ведёт к росту непроизводственных расходов государства и муниципальных образований, так как денежные средства, используемые в качестве кредитных, подлежат обязательному возврату юридическим и физическим лицам (кредиторам), причём с уплатой процентов за пользование кредитом. Уплата же процентов по кредиту может приводить к росту налогов. При внешнем заимствовании недостатки этого способа покрытия бюджетного дефицита усугубляются тем, что доход получают иностранные кредиторы, а бремя обслуживания долга несут отечественные предприятия и население государства-должника. Это отрицательно влияет на уровень потребления и возможности экономического роста.

Оценка государственного кредита в плане его влияния на развитие экономики неоднозначна. Государственный кредит находит своё материальное воплощение в государственных заимствованиях, т. е. привлечение денежных средств в государственный бюджет на основе возвратности, срочности, платности осуществляется через государственные заимствования. В свою очередь, государственные заимствования – это займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства государства как заёмщика или гаранта погашения займов другими заёмщиками (ст. 89 БК РФ). Это означает, что осуществление государственных заимствований приводит к формированию государственного долга, так как, осуществляя заём, государство становится должником. Следовательно, рост государственных займов приводит к росту государственного долга.

Значительный государственный долг оказывает серьёзное негативное воздействие на экономику, поскольку его рост (или рост расходов на его обслуживание) ведёт к сокращению инвестиций в производительный капитал (особенно при использовании государственных заимствований на нужды текущего потребления государства через государственные ценные бумаги). Рост дефицита бюджета обусловливает нарастание государственного долга и расходов на его обслуживание, что обостряет расходные проблемы государственного бюджета. Получается некий замкнутый круг: дефицит бюджета – осуществление государственных займов – формирование государственного долга. Наличие государственного долга приводит к увеличению расходов бюджета на его обслуживание, что, в свою очередь, провоцирует рост бюджетного дефицита. Растёт бюджетный дефицит – растут государственные заимствования и увеличивается государственный долг11.

Словом, государственный кредит и государ­ственный долг — это обоюдоострые инструменты. Государ­ственный кредит, как и обычный кредит, может оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на развитие экономи­ки. Все зависит от того, откуда берутся и куда направляются привлекаемые государством ресурсы, а также от цены кредита.

Внутреннее заимствование средств означает лишь перерасп­ределение имеющихся в стране ресурсов между секторами эко­номики. Если привлекаемые государством кредитные ресурсы могли быть направлены на другие цели, то заимствование их государством уменьшает расходы других секторов экономики и не увеличивает общий спрос. Если же государственные заим­ствования не уменьшают расходы других секторов экономики, то происходит рост совокупного спроса в народном хозяйстве.

Но для развития экономики важна не только динамика спро­са, но и цели государственных заимствований. Если государство заимствует средства для финансирования важных, быстро окупа­ющихся проектов, да еще и на условиях нормальных процент­ных ставок, это может содействовать ускорению развития на­циональной экономики. Причем расширение государственно­го спроса может иметь мультипликативный эффект, вести к кратному его росту в смежных отраслях экономики. Образуе­мый за счет этих займов долг государства свободно может быть погашен за счет части прибыли, получаемой от финансирова­ния таких объектов.

Но последствия государственных займов могут быть и други­ми. Если привлекаемые государством кредиты расходуются на покрытие непроизводительных расходов (военные расходы, неу­меренное раздувание штатов госаппарата без повышения эф­фективности его функционирования и т. п.), то государствен­ные заимствования будут прямым вычетом из валового нацио­нального продукта. А их погашение будет производиться за счет дополнительных налогов. В этом как раз и проявляется нераз­рывная связь государственного кредита с налогами.

Именно поэтому государственный кредит нередко называют будущими налогами. Разумеется, нельзя делать категорический вывод о бесполезности или отрицательном воздействии госкре­дита на развитие экономики страны. Мировая практика свиде­тельствует о широком использовании государственного кредита для финансирования государственных расходов бюджета. Каждое новое государственное заимствование должно быть экономически и социально обосновано. Выступая на финансо­вом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства, т. е. способствует росту цены кредита. В некоторых случаях возможно абсолютное сокращение объема кредитных ресурсов для экономики. Ну, а если государственные заимствования берутся под проценты, превышающие норму прибыли в производящих отраслях, то происходит огромный переток капитала из "реальной экономики" (сферы производ­ства) в спекулятивный рынок. В конечном итоге происходит пе­рекачивание налоговых доходов государства в пользу отечест­венных и зарубежных кредитных организаций12.

Внешние заимствования в момент поступления средств при­водят к увеличению объема финансовых ресурсов страны и позволяют увеличить суммарный спрос государства на товары и услуги национального производства, если средства расходуют­ся на эти цели. Вместе с тем займы у иностранных государств, международных организаций и зарубежных банков могут использоваться для оплаты непроизводительных государствен­ных закупок за рубежом (связанные кредиты), возврата полу­ченных ранее кредитов и т.д.

Государственное кредитование используется как инстру­мент регулирования экономики с целью поддержания либо ус­корения развития тех или иных секторов и отраслей экономи­ки, регионов, а в некоторых случаях отдельных крупных фирм. Особенно широко развита система государственного гаранти­рования кредитов, выдаваемых частными банками экспорте­рам, а также малым и средним предприятиям. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государствен­ные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам. Так поощряет­ся завоевание и расширение внешних рынков сбыта отечест­венными товаропроизводителями.

Важную роль в стимулировании развития производства и за­нятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных государственных фондов. До­вольно часто практикуется кредитование кассовых разрывов нижестоящих бюджетов.

2.2 Государственный долг: сущность и основные формы
Объем непогашенных долговых обязательств государства называется государственным долгом. Общее понятие государ­ственного долга Российской Федерации, его состав, принци­пы управления, порядок обслуживания определяются и зако­нодательно закреплены в Бюджетном кодексе РФ (ст. 97).
  1   2



Скачать файл (238.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации