Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Министерство науки и высшего образования российской федерации - файл


скачать (73.8 kb.)


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Сибирский государственный университет геосистем и технологий»

(СГУГиТ)

Кафедра правовых и социальных наук

ПРАКТИКУМ

ФИЛОСОФИЯ

Составитель В.А. Ракунов


Новосибирск

2019

ОГЛАВЛЕНИЕ



Методические рекомендации по подготовке к практическим работам………………………………………………… …3

Описания практических работ…………………………..3

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Для подготовки к практическим занятиям необходимо заранее ознакомиться с перечнем вопросов, которые будут рассмотрены на занятии, а также со списком основной и дополнительной литературы. Необходимо помнить, что правильная полная подготовка к занятию подразумевает прочтение не только лекционного материала, но и учебной литературы. Необходимо прочитать соответствующие разделы из основной и дополнительной литературы, рекомендованной преподавателем, выделить основные понятия и процессы, их закономерности и взаимные связи. При подготовке к занятию не нужно заучивать учебный материал, необходимо ознакомиться с литературой, рекомендованной преподавателем, и конспектом лекций. Необходимо разобраться в основных понятиях. Записать возникшие вопросы и найти ответы на них на занятиях, либо разобрать их с преподавателем.

Раздел 5. Человек


  1. Добро и зло в человеческой природе.

  2. Проблема свободы и ответственности. Феномен «бегства от свободы» и его причины.

  3. Диалектика счастья и страдания в жизни человека.

  4. Проблема смысла жизни. Феномен «смыслопотери» и его причины.

  5. Смысл смерти и бессмертия.

Проблемы человеческого бытия изучаются в таком разделе как философская антропология. На протяжении всей истории существования человека они остаются актуальными и не имеют однозначного решения. При рассмотрении каждого вопроса семинарского занятия рекомендуется обратить внимание на разнообразие подходов к решению обозначенной проблемы.

Говоря о добре и зле в человеческой природе, возникает ряд вопросов, которые обсуждаются в истории философии. Что есть добро и зло как моральные категории? Существует ли Добро как субстанция? Существует ли зло само по себе как субстанция? При рассмотрении этого вопроса рекомендуется сделать сравнительный анализ идей христианского учения Дионисия Ареопагита, буддизма, материализма. Особый интерес вызывают следующие вопросы: Каким является человек по своей природе – добрым или злым? Какие внутренние и внешние причины способствуют формированию зла в человеке?

Тема свободы человека во все времена является одной из самых актуальных проблем философской антропологии. Вона разрабатывалась в философии буддизма, христианства, марксизма, экзистенциализма и в других философских учениях. К ней обращались выдающиеся философы – Б. Спиноза, И. Кант, Н. Бердяев, Э. Фромм и др. Как следствие возникли разные концепции свободы человека – от полного отрицания ее существования (фатализм) до абсолютизации свободы (волюнтаризм). В философии экзистенциализма проблема свободы рассматривается в тесной связи с проблемой ответственности. По мнению Э. Фромма, для современной культуры характерен феномен «бегства от свободы».

Решение вопроса о сущности счастья и страдания зависит от того, какую философскую позицию занимает человек. Что он считает для себя первичным и самым значимым – духовное или материальное? От чего он получает наибольшее удовлетворение и наибольшее разочарование? Чем отличается счастье идеалиста от счастья материалиста? И в целом, как можно определить счастье? Почему в истории философии возникло такое понятие как «искусство быть счастливым»? Философия также утверждает, что в жизни существует диалектическая связь счастья и страдания (от санскрит.«знание»). Какую роль играют страдания в жизни человека? Надо ли избавляться от страданий, и как это делать наилучшим образом? Страдания приводят к разным последствиям: одних они стимулируют к самосовершенствованию, других – к психическим заболеваниям.

Важнейшими философскими проблемами по праву считаются проблема смысла жизни и смысла смерти. Между ними существует самая неразрывная связь. И решение ее также зависит от философской позиции человека. В ХХ веке возник феномен «смыслопотери», свидетельствующий о том, что всё большее количество людей утратило смысл жизни. Рекомендуется рассмотреть причины этого феномена, а также основные способы решения проблемы смысла жизни.

Проблема смысла смерти и бессмертия самым тесным образом связана с проблемой смысла человеческой жизни. Именно от того, как человек определяет свой смысл жизнь, зависит его отношение к смерти и бессмертию. Здесь также можно найти большое разнообразие мнений. Рекомендуется ответить на следующие вопросы: Как связан смысл жизни со смыслом смерти? Следует ли человеку думать и помнить о смерти? Какие варианты бессмертия существуют?

Раздел 7. Наука

1. Предмет философии науки. Философия и наука. Исторические формы взаимоотношения философии и науки.

2. Основные подходы к определению понятия науки и её основные характеристики. Специфика науки как рационального познания.

3. Формы научного знания. Проблема дифференциации и классификации наук. Специфика социальных наук.
В философии познания существует специальная область – философия науки и техники. Именно она станет предметом вашего изучения.

Первый вопрос посвящен определению предмета философии науки и техники. Существует множество определений предмета этой научной дисциплины. Название этой научной дисциплины содержит два известных термина – «философия» и «наука». Поэтому, прежде всего, надо разобраться в содержании этих понятий, а затем дать соотносительную характеристику философии и науки и проследить (хотя бы коротко) исторические формы их взаимоотношения. Это позволит вам понять, что предметом философии науки являются проблемы, связанные с получением, обоснованием, функционированием и организацией научного знания как социокультурного феномена.

Второй вопрос начните с анализа понятия «наука». Есть много определений этого термина, но общепринятым является утверждение, что наука – это совокупность знаний о мире, проверенных опытным, прежде всего, экспериментальным путем (есть и другие критерии научности).

Рассмотрите основные характеристики науки, такие, например, как: наука как процесс получения нового знания; наука как сложная система знаний; наука как особая область культуры; наука как специально организованный социальный институт и т.д. В этом вопросе надо вспомнить о том, что наука является одним из типов рационального мышления, которое, естественно, развивалось вместе с развитием общественной практики и познания. Выделяют три основных типа научной рациональности: классическая, неклассическая и постнеклассическая.



Третий вопрос. Здесь необходимо дать самую общую характеристику основным формам научного знания. Современная наука – очень сложная система, и всё же, как правило, выделяют три основные формы научного знания: математику; естествознание и гуманитарное знание. Каждая из этих форм разделяется на более узкие, специальные области. Так, к естествознанию относятся все науки о природе: и физика; и химия; и биология; и геология и т.д. Вопрос о формах научного знания непосредственно приведет вас к проблеме классификации наук. Посмотрите энциклопедию (БСЭ) или любой другой справочник и поразмышляйте над тем, что вы там прочитаете. И, наконец, специфика естествознания. Это слово состоит из двух: естество (т.е. природа) + знание = «знание о природе». В чем может состоять специфика этого знания? Конечно же в том, что оно имеет опытный, прежде всего, экспериментальный характер. Надо заметить, что термин «наука» чаще всего употребляется именно в значении «естествознание», это, так называемое, «узкое» значение этого термина.
Основная литература




п/п

Библиографическое описание

Количество экземпляров в библиотеке СГУГиТ



Свергузов А.Т. Философия [Электронный ресурс]: учеб.пособие / А.Т. Свергузов. - М.: Альфа-М; НИЦ Инфра-М, 2017. - 192 с. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=548110. - Заглавие с экрана.

Электронный ресурс



Голубинцев, В. О. Философия для технических вузов [Текст]: учебник / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. - 7-е изд., стер. - Ростов н/Д : Феникс, 2015. - 512 с.

150



Кузнецов В. Г. Философия [Электронный ресурс]: Учебник / В. Г. Кузнецов, И. Д. Кузнецова, К. Х. Момджян, В. В. Миронов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 519 с. - Режим доступа http://znanium.com/bookread2.php?book=397769. - Загл.с экрана.

Электронный ресурс



Скачать файл (73.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации