Акишин А.С. Экологическая политика зарубежных стран и России
скачать (2224.1 kb.)
Доступные файлы (1):
1.doc | 2225kb. | 19.11.2011 22:34 | ![]() |
содержание
- Смотрите также:
- Конаституционное право зарубежных стран [ лекция ]
- Конспект для сдачи экзамена Конституционное право зарубежных стран [ лекция ]
- Цоцикян Люсине Хачатуровна (фамилия, имя, отчество (при наличии) студента) Государственная молодёжная политика в России и в зарубежных странах: конституционно-право [ документ ]
- Варшавский А.Е. Наукоемкие отрасли и высокие технологии: определение, показатели, техническая политика, удельный вес в структуре экономики России [ документ ]
- Анализ зарубежных государственных органов безопасности России и зарубежных стран [ документ ]
- Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине [ документ ]
- по Конституционному праву зарубежных стран [ лекция ]
- Методики оценки проектов в зарубежных бизнес-инкубаторах [ документ ]
- Словарь географических названий зарубежных стран [ справочник ]
- Деловой этикет в зарубежных странах [ лабораторная работа ]
- Конституционное право зарубежных стран [ лекция ]
- История государства и права зарубежных стран [ лекция ]
1.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВОЛЖСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
А.С. АКИШИН
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН И РОССИИ
Учебное пособие
Волгоград 2003 — 1 —
ББК 20.1 А39
Рецензенты: академик Международной академии информатизации, д-р с.-х. наук, проф., зав. кафедрой экологии и природопользования ВГИ ВолГУ Л.И.Сергиенко; д-р геогр. наук, зав. кафедрой Волгоградского филиала Московского университета потребкооперации, проф. ВГПУ, ВолгГАСА
^
Акишин А.С.
А39 Экологическая политика зарубежных стран и России: Учеб-
ное пособие. — Волгоград: Издательство ВолГУ, 2003. — 228 с.
ISBN 5-85534-718-4
В настоящей работе раскрыта экологическая политика в мире и международное сотрудничество по охране окружающей среды в конце XX — начале XXI в., проблемы устойчивого развития и основные направления мирового развития в XXI в. Уделено достаточно внимания продовольственной безопасности США и России; состоянию и перспективам развития агропромышленного комплекса и аграрной политике; проблемам развития рентных отношений в природопользовании России.
Рекомендуется студентам эколого-экономических специальностей, аспирантам, преподавателям школ, техникумов и вузов, практическим работникам экологических служб предприятий и организаций, всем, кто интересуется зарубежным и российским опытом, проблемами природопользования и экологической безопасности.
ISBN 5-85534-718-4
^теч

© А.С. Акишин, 2003
© Издательство Волгоградского
государственного университета, 2003
— 2 —
ПРЕДИСЛОВИЕ
Двадцатый век характеризовался оскудением природы планеты, невиданными загрязнениями окружающей человека среды, истощением всех природных ресурсов, особенно минерально-сырьевых и топливно-энергетических.
На Всемирном cаммите устойчивого развития (ВСУР), прошедшем осенью 2002 г. в Йоханнесбурге (ЮАР), приняты ключевые обязательства по основным глобальным проблемам:
водные ресурсы — уменьшить к 2015 г. в 2 раза число людей, не имеющих доступа к безопасной питьевой воде;
энергетика — обеспечить доступ к энергии не менее 35 % населения Африки, в целом по миру увеличить число возобновляемых источников энергии;
здравоохранение — укрепить сотрудничество в области снижения загрязнения воздуха, применения химикатов, разрушающих озоновый слой;
сельское хозяйство — увеличить финансирование стратегий продовольственной безопасности в Африке к 2005 г. и обеспечить продовольствием голодающее население (2 млрд чел.);
биоразнообразие — уменьшить потери биоразнообразия и остановить тенденцию к деградации природных ресурсов, восстановить рыбные ресурсы до их устойчивого уровня к 2015 г.
На все эти проблемы государства развитых стран и Глобальный экологический фонд выделят значительные средства (около 10 млрд долл.).
На Саммите от России выступал премьер-министр М.М. Касьянов с конкретными обязательствами по оказанию помощи развивающимся странам поставками технологий питьевой воды, снижением импортных пошлин на товары этих стран, списанием 35 млрд долл. задолженностей за ХХ в.
Рассмотрению экологической политики зарубежных стран в сопоставлении с проводимой в России природоохранной политикой и посвящена работа кандидата экономических наук,
— 3 —
доцента А.С. Акишина, где автор, освещая опыт США, Германии, Нидерландов, Канады, проанализировал и обобщил исследования отечественных ученых (экологов, экономистов) по моделям выхода страны и регионов на устойчивое развитие.
Убеждена, что эта книга будет использована студентами экологами-природопользователями в качестве учебного пособия по изучению экологических проблем зарубежных стран и применению их опыта в России.
Академик МАИ,
доктор сельскохозяйственных наук,
профессор Л.И. Сергиенко
—
4 ВВЕДЕНИЕ
Природопользование в мире и в России сегодня требует новых подходов для решения назревших экологических проблем.
Неблагоприятное состояние современного природопользования в России связано во многом с неэффективным использованием природных ресурсов, что является следствием непоследовательной экологической политики правительства, игнорирования принятых экологических законов и федеральных программ, недооценки вопросов планирования и реального финансирования природоохранных мероприятий в бюджетах всех уровней. По расчетам ЦЭМИ РАН (1995 г.), экономический ущерб от загрязнения воды в России составлял до 5 млрд руб. в год, воздуха — 20 млрд руб., а в целом ущербы окружающей среде в 2001—2002 гг. достигали 250—300 млрд руб. в год, что равноценно 15—20 % бюджета РФ.
В данной работе детально представлена экологическая политика в мире на рубеже XX—XXI вв., основные направления мирового развития и международного сотрудничества по охране окружающей среды на форумах, проводимых ООН, в том числе итоги Всемирного саммита по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (осень 2002 г.). Большое внимание уделено проблемам устойчивого развития, которое объявлено приоритетом на XXI в., раскрыты преимущества зарубежной природоохранной политики (США, Канада, Евросоюз, Германия, Нидерланды), переход на новые международные стандарты в экологии — ИСО-14000, которые тесно увязаны со стандартами качества продукции — ИСО-9000.
Такая политика передовых зарубежных стран позволила им прочно завоевать мировые рынки промышленной и сельскохозяйственной продукции, стать лидерами в экономике и в экологическом бизнесе, укрепить национальную безопасность.
Экологическая политика зарубежных стран отличается последовательностью, целенаправленностью, она является неотъемлемой составной частью общей государственной политики государств. «Зеленый» бизнес в этих странах стал главным механизмом ресурсосбережения, внедрения новых экологических технологий и оздоровления окружающей среды и населения.
— 5 —
Защита окружающей среды в США, Канаде, странах Евросоюза стала для ведущих корпораций и фирм выгодным бизнесом (на 1 вложенный доллар получают прибыль от 5 до 10 долл.).
И только благодаря ужесточению экологических требований и стандартов изменилось отношение американских концернов, корпораций и фирм в сторону внедрения экологического менеджмента и новых систем управления охраной окружающей среды, и их вклад в охрану природы в 1980-е гг. составлял 70 %, а доля государственных расходов снизилась до 30 %.
Опыт промышленно развитых стран, раскрытый в учебном пособии, показывает, что средства, вкладываемые в охрану окружающей среды, окупаются и приносят прибыль. Так, в США свыше 30 компаний монополизировали выпуск водоочистных установок. Теперь они производят поставку, монтаж оборудования, пуск и наладку систем, эксплуатируют крупные природозащитные сооружения и системы по договорам, и их деятельность всегда окупается — она превратилась в рентабельный вид продукции. Затраты на охрану природы, как правило, экономически эффективны и в России. Расчеты, выполненные ЦЭМИ РАН, показали, что затраты в 1 млрд руб. на охрану воздушного бассейна от загрязнения позволили предотвратить экономический ущерб народному хозяйству в размере 6 млрд руб.
Отсюда следует, что финансировать экологию по остаточному принципу (0,5 % в расходах федерального бюджета) невыгодно для России и пора в корне изменить в правительственных органах России отношение к планированию и финансированию природоохранных мероприятий и принятым экологическим программам, использовать положительный зарубежный опыт природоохраны, помнить, что «экологичное всегда экономично», и применять в практике природопользования главный принцип «загрязнитель платит».
Учебное пособие предназначено для студентов экологов-природопользователей, будущих специалистов по охране окружающей среды и экологической безопасности на предприятиях Волжского, Волгограда и районов области, которые должны в совершенстве знать зарубежную экологическую политику и умело внедрять все ценное в практику российских предприятий и фирм.
— 6 —
Будущее России за молодым поколением, поколением людей целеустремленных и образованных, квалифицированных специалистов, патриотов России и области, и хочется верить и надеяться, что эстафета старших поколений будет передана в надежные руки, а охрана природы и здоровья населения будет первостепенным направлением в экологической политике нашей страны.
Автор приносит глубокую признательность и благодарность рецензентам, всему коллективу кафедры экологии и природопользования во главе с профессором Л.И. Сергиенко за их достойный вклад в воспитание и обучение студентов — будущих специалистов-экологов, а также руководству Волжского гуманитарного института (профессору М.М. Гузеву) за оказание помощи в издании данного учебного пособия, необходимого для формирования экологического мировоззрения молодежи.
— 7 —^
План:
Введение.
Состояние окружающей среды в мире и в России.
Глобальные экологические проблемы.
Современная экологическая политика.
Экологизация международных отношений.
1.5. Международное сотрудничество (основные форумы и их роль).
История международного природоохранного движения.
Межправительственные экологические организации.
Итоги Йоханнесбургского cаммита (2002 г.).
Новые направления путей развития (из Доклада Всемирного банка о мировом развитии в 1999—2000 гг.).
Глобальная экологическая перспектива «ГЕО-3» (из Доклада ЮНЕП, Лондон, 22 мая 2002 г.).
Экологическая политика в России.
Экологическая ситуация в России.
Экологическая доктрина РФ как выход страны из кризиса.
ФЦП «Экология и природные ресурсы России на 2002— 2010 гг.».
Выводы.
Список литературы.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время человечество реально осознало необходимость бережного отношения к окружающей природной среде. Законы, по которым развивается природа, были всегда, и лишь в конце ХХ в. люди практически осознали их
— 8 —
противоречие с основными направлениями социальной жизни, пытаясь что-то делать, чтобы воскресить погибшее, исправить испорченное, не допустить и ограничить дальнейшее разрушение природы.
Сохранение экологического равновесия на планете требует от всех стран политической воли и больших усилий. Проявление таких усилий должно начинаться с качественно нового отношения между природой и обществом. Экологическое воспитание и образование — процесс длительный: необходимо изменить устойчивое «завоевательное» отношение к природе. Ведь все, что человек может создать для удовлетворения своих потребностей, он заимствует из природы. Человек не может существовать как биологический вид, не потребляя природных ресурсов, а значит, он не может жить без окружающей природной среды как естественной основы его бытия.
Во второй половине ХХ столетия государственно-управленческий подход к охране природы занял прочные позиции в большинстве стран. Если в начале 70-х гг. ХХ в. насчитывалось не более 10 стран, в которых имелись государственные органы регулирования различных аспектов взаимоотношений общества и природы, то в середине 1970-х гг. их уже было более 60, а к началу 1980-х гг. — более 100 стран.
Следует отметить, что одновременно увеличилось и число неправительственных организаций и учреждений экологического профиля: к началу 1990-х гг. в мире было более 15 тыс. «зеленых» организаций, представляющих десятки миллионов человек. Активно идет рост правовых средств регулирования: развитые в промышленном отношении страны имеют свои своды и кодексы экологического законодательства — отдельные страны насчитывают по 100—300 природоохранных актов. Достаточно строгие гocyдapcтвeннo-пpaвoвые меры в США, Германии, Японии и других странах вполне оправданы и необходимы в современных условиях быстро развивающейся экономики и ухудшения качества окружающей среды (ОС).
Эксперты ЮНЕП (при ООН) считают, что общее качество природной среды за период 1982—2000 гг. не улучшилось, а, наоборот, состояние ряда природных объектов и компонентов ОС (воздуха, воды, почвы) быстро и необратимо ухудшается.
— 9 —
Поэтому главная задача мировой цивилизации в настоящий период — XXI в. — найти золотую середину, которая позволила бы соединить в экологическом равновесии потребности природы и общества.
На Международной конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 г. принят пакет важнейших документов о развитии человеческой цивилизации в XXI в. и впервые сделан вывод о том, что действующая рыночно-потребительская модель природопользования стремительно ведет к деградации природы и гибели человека как биологического вида на Земле.
Поэтому сейчас, как никогда в истории человечества на планете, важно проводить разумную эколого-экономическую политику в каждой стране, сочетающую макроэкономические цели развития с рациональным использованием природных ресурсов, проведением комплекса природоохранных программ и мероприятий, ресурсосбережением и внедрением экологического менеджмента, экологически безопасного для человека и окружающей среды управления природопользованием.
^
За XX в. население планеты увеличилось в 3,1 раза (с 1,9 до 6,1 млрд чел.), валовой мировой продукт возрос в 350 раз (до 40 трлн долл.), объем потребления пресной воды — в 11 раз, площадь пашни
в 2 раза. За этот же период площадь пустынь увеличилась на 156 млн га, а площади лесов уменьшились на 7,5 млн кв. км, на 20 % сократилось число видов растений и животных. Не нарушенных человеческой деятельностью территорий на Земле осталось всего 37 млн кв. км (28 %), и человечество потребляет до 40 % чистой первичной продукции, из которой не более 10 % используется на потребление, а 30 % разрушается и идет в отходы. Техносфера увеличилась в 2 раза по площади и в 12—14 раз по мощности, а биосфера суши сократилась на 15 %. В ХХ в. человечество превысило допустимый предел
порог возмущения биосферы, доказательством этому служат коренные изменения окружающей среды (воздуха, воды, почвы, глобальные изменения климата). На Земле углубляется экологический кризис, а виной кризиса является человек, ставший мощной геологической силой, что предсказал еще академик В.И. Вернадский в учении «О ноосфере».
По данным ООН, число голодающих людей на планете за последние 5 лет увеличилось до 2 млрд чел. (1/3 всего населения), растет безработица и число беженцев, в основном по экологическим причинам. На планете в настоящий период сформировались 3 главных центра дестабилизации природной среды:
североамериканский (США, Канада, Мексика), дающий 1/3 всех загрязнений ОС;
евро-азиатский (1/3 всех загрязнений);
юго-восточноазиатский (1/6 всех загрязнений).
Центром стабилизации состояния окружающей среды являются Канада и Россия (на Севере), Амазония и Австралия (на Юге), где ненарушенные, девственные территории составляют 50—60 %. О негативном воздействии мировой экономики на ОС наглядно свидетельствуют данные таблицы 1.1.
^
Негативное воздействие мировой экономики на окружающую среду [13]
Сфера воздействи. | Объемы видов воздействий |
Мировой океан | Ежегодные утечки до 30 млн т нефти и нефтепродуктов, 6 млн т фосфатов и 30 млн т пестицидов |
Пресные воды | Слив неочищенных вод в расчете на 1 чел составл.ет 32 куб. м (1 куб. м неочищенных вод загр.зн.ет 50 куб. м пресной воды) |
Атмосфера | Ежегодно выбрасываетс. 5 млрд т углекислого газа, 200 млн т окиси углерода, 146 млн т двуокиси серы, 53 млн т окислов азота |
Флора и фауна | Леса планеты уничтожаютс. со скоростью 20 га/мин (в 18 раз выше темпов их роста). Ландшафты разрушаютс. со скоростью 44 га/мин. Пустыни захват.т еще 20 % суши. На грани исчезновени. более 1000 видов позвоночных животных и 25 тыс. видов растений |
Радиоактивное загр.знение | На 95 испытательных полигонах мира взорвано более 1800 .дерных боеприпасов различной мощности, из них 25 % – над поверхностью Земли, что привело к радиоактивному загр.знению огромных территорий с уровнем выше Чернобыл.. В России 15 % территории загр.знено – 17 областей и республик, в Белоруссии и на Украине – процент выше |
— 11 —
Ежегодный ущерб от загрязнения воздуха во Франции — 1 % ВНП, в Нидерландах — 2 %. В США расходы на лечение от загрязнения воздуха превышают 10 млрд долл. в год.
В Германии убытки от разрушения ОС в 1986 г. оценивались в сумму 103,5 млрд марок, а к 2000 г. ущерб составлял 180 млрд марок, или 10 % ВВП.
В Евросоюзе ущерб ОС оценивают в 3—5 % ВВП, а в Японии — 13,8 % ВВП.
По данным ЕС (Брюссель), природные катастрофы за период с 1965 г. по 1992 г. (27 лет) нанесли ущерб в целом по миру 340 млрд долл.
За последние 30 лет количество катастроф в мире возросло более чем в 4 раза. По оценкам экспертов ЕС, наибольший ущерб приносят наводнения (32 %), тропические штормы (30 %), засуха (22 %), землетрясения (10 %).
В развитых странах ущерб оценивают в размере более 1000 долл. на человека, в развивающихся — 9 долл./чел., что объясняется более высоким уровнем материальных ценностей в развитых странах.
В настоящее время в мире насчитывается около 1000 ядерных объектов мирного и военного назначения, более 5 Ѕ 104 ядерных боеприпасов, до 8 Ѕ 104 тонн химического оружия.
По данным МЧС РФ, с 1993 г. по 1999 г. в России ежегодно имели место 1350 техногенных и природных чрезвычайных ситуаций, ущерб лишь в одном 1999 г. превысил 21 млрд руб., 25 % ущерба относят на техногенные и до 80 % — на природные ЧС.
Ориентировочный социально-экономический ущерб в РФ оценивают за год: по гидрометеофакторам — в 30—48 млрд руб., по геологическим (эрозия почв, подтопление, разрушение берегов) — 80—90 млрд руб.
Общий ежегодный совокупный материальный ущерб в России от чрезвычайных ситуаций с учетом затрат на ликвидацию последствий оценивают в 100—125 млрд руб. (40 % от техногенных и 60 % от природных), что составляет 1 % ВВП.
Всемирный фонд охраны природы сообщил (2002 г.), что к 2050 г., если человечество не изменит своего отношения к природным ресурсам, нам (землянам) понадобится для переселения две планеты размером с Землю.
— 12 —
По заявлению специалистов Фонда, за последние 30 лет человечество потратило 1/3 имеющихся на Земле ресурсов. Так, если в 1970 г. объем запасов трески в Атлантике оценивали в 274 тыс. т, сейчас он меньше в 4,5 раза — 60 тыс. т. За эти же годы леса планеты сократились на 12 %, а число видов живых организмов в реках и озерах Европы — на 55 %. Если принять качество экосистем Земли в 1970 г. за 100, то сейчас этот показатель упал до 65. Численность многих видов млекопитающих, птиц, пресмыкающихся и рыб снизилась более чем в два раза.
^
В конце ХХ в. экологические проблемы обострились. Вместе с глобализацией (интеграция стран мира в единый рынок) и локализацией (стремление стран к самоопределению и передаче власти на места) пришло понимание общей ответственности за сохранность ОС. Были созданы многочисленные организации — международные, неправительственные, проявляющие глубокий интерес к этим проблемам. Эти организации используют систему ООН и возможности новых технологий связи (Интернет) для охвата аудиторий во всем мире.
Изменение климата, потеря биоразнообразия, загрязнения ОС достигли глобальных размеров, и эти проблемы нужно решать коллективно — всеми странами мира.
^ происходит с беспрецедентной быстротой потому, что в атмосферу ежедневно выбрасываются огромные объемы двуокиси углерода, метана и других парниковых газов. ХХ в. оказался самым теплым за последние 6 столетий, а 14 самых теплых лет отмечены в последние 20 лет ХХ в. Прогнозы специалистов таковы: в 2100 г. средняя температура на Земле возрастет на 2 °С — по вине человека! А это чревато повышением уровня Мирового океана и затоплением огромных территорий, особенно в развивающихся странах. На про-мышленно развитые страны приходится 60 % выбросов углекислого газа, в том числе США — 25 %, а к 2015 г. Китай обгонит США по выбросу газов. Международное соглашение 1992 г. подписано всеми странами, а встреча в Киото (протокол не подписан США, Россией и др.) окончилась безрезультатно —
— 13 —
не достигнуто взаимопонимание между странами (почему США, Китай и другие страны загрязняют больше всех и не платят за загрязнение воздуха?).
^ В конце ХХ в. на Земле насчитывается 22 млн растительных и животных видов, из них 7 млн (1/3) могут исчезнуть в ближайшие 30 лет. 3/4 птиц и 1/4 млекопитающих стоят перед угрозой исчезновения. Основные причины потери биоразнообразия — современная сельскохозяйственная технология, обезлесение, разрушение заболоченной и океанской среды обитания.
76 стран утратили свои пограничные леса, а 70 % сохранившихся пограничных лесов находятся в трех странах: Бразилии, Канаде, России. Международное соглашение о сохранении биоразнообразия только лишь формируется: (1992 г., Рио), где принята Конвенция о биоразнообразии. В 1990 г. был создан Глобальный экофонд (ГЭФ), который за 7 лет выделил около 2 млрд долл. на экологические программы. Первые важные шаги в сохранении биоты:
^ В настоящее время 900 млн чел. в ста странах затронуты опустыниванием и засухой. К 2025 г. эта цифра удвоится и 25 % земельных ресурсов планеты деградируют. В 1998 г. 150 стран ратифицировали Конвенцию ООН по борьбе с опустыниванием.
Антарктика. В 1959 г. был заключен договор об Антарктике, где записано, что страны не претендуют на территорию ледового континента, не могут сбрасывать радиоактивные отходы или взрывать ядерные устройства, предусмотрена защита тюленей и уникальных живых ресурсов моря в регионе и окружающей среды Антарктики.
^ В 1982 г. была принята и в 1994 г. вступила в силу Конвенция ООН по морскому праву, по которой были созданы исключительные экологические зоны, а государства должны принимать меры по предотвращению загрязнения морей из наземных источников и с морских судов. Создан глобальный орган, отвечающий за экологическое здоровье морского дна.
Решением глобальных проблем Земли занимаются многочисленные организации под эгидой ООН (с 1945 г.): ФАО, Юнеско, МСОП, ВОЗ, МАГАТЭ, ВМО, ИМО и др. (рис. 1.1),
— 14 —
проводятся международные конференции по охране ОС: 1972 г. — Стокгольм, 1992 г. — Рио-де-Жанейро, 1997 г. — Киото, осень 2002 г. — Йоханнесбург (Южная Африка).
^
Основные принципы и направления современной экологической политики
При анализе системы «человек — окружающая среда» необходимо исходить из того, что цивилизация будет развиваться в условиях изменившейся окружающей природной среды, и человек будет стремиться обеспечить себе все более высокий уровень комфортных условий существования. Поскольку развитие цивилизации и охрана окружающей среды в своей основе конфликтны, поиск компромиссных решений представляется достаточно сложным. Охрана окружающей среды от последствий хозяйственной деятельности человека, безусловно, приоритетная стратегия. Ее реализация требует принципиально нового подхода, основанного на цикличности использования материальных потоков. В производстве будущего должны быть до минимума сокращены экологически опасные технологические процессы, а их замкнутость позволит свести к минимуму поступления в окружающую природную среду вредных и опасных веществ. В рамках этой стратегии будут совершенствоваться методы и техника защиты среды от технологических выбросов в атмосферу и сбросов в водные объекты.
Система природоохранной деятельности должна быть построена на основе определенных принципов. Природное наследие как естественная основа материального и духовного благополучия нынешнего и последующих поколений людей должно быть сохранено. Поэтому необходима дифференциация природных принципов.
^
Организация природоохранной деятельности требует изучения эволюции природных объектов и систем во времени.
— 15 —
Например, изучение цикличности колебаний уровня Каспийского моря позволило бы избежать многих бед и не допустить ситуации, сложившейся на берегах Каспия сегодня.
^
В природе мы имеем дело со сложными системами, компоненты которых связаны между собой многочисленными обратными связями. Поэтому каждая проблема должна рассматриваться как часть более общей. Если проблему роста численности человечества или потепления климата упростить, ограничившись только какими-то основными факторами, можно допустить ошибки, чреватые серьезными экологическими, политическими, социальными и экономическими последствиями.
^
Адаптация рассматривается как движущая сила эволюционного прогресса. Процесс урбанизации пока затронул не более 4 % поверхности суши, но уже рассматривается социологами как угрожающий. В системе «человек — окружающая среда» возможно лишь управление с обратной связью. Проблема адаптации сводится к тому, чтобы укрепить позитивные обратные связи и, по возможности, исключить негативные.
^
Основываясь на представлении о биосфере как о целостной системе, принцип единства имеет фундаментальное значение для международной деятельности в области охраны ОС и рационального природопользования.
^
В практическом плане этот принцип означает, что социальные и экономические программы должны быть положены на экологический каркас территории в виде схемы охраны ОС, ландшафтного планирования и рационального природопользования. Обеспечение экологической безопасности должно быть признано приоритетным направлением общественного развития.
— 16 —
^
Стратегия устойчивого развития системы «общество — окружающая среда» в качестве принципиальных моментов включает: приоритет качественных показателей (приоритет жизни) над количественными (численностью, потреблением); противостояние энтропийным процессам (милитаризация, рост отходов, тиражирование культурных ценностей, ритуализация духовной жизни); сохранение биологического и культурного разнообразия; согласование программ природопользования с эволюционной периодичностью природных процессов; предпочтение отдается устойчивости экосистемы перед извлечением максимальной прибыли. В России разработана долгосрочная Государственная программа по охране ОС и рациональному природопользованию и Концепция государственной стратегии устойчивого развития.
Для достижения поставленных целей и принципов экополи-тики требуются:
• финансовое и материальное обеспечение развития
(фундаментальных и прикладных исследований биосферы и
ее экосистемы);
создание эффективной системы слежения за состоянием природной среды и отдельных ее компонентов, нормирования хозяйственной деятельности, прогнозирования и предупреждения ее последствий;
осуществление первоочередных мер по ликвидации социально-экономических кризисов в районах экологического бедствия;
создание федерального и региональных центров для контроля за снижением риска аварий на экологически опасных объектах и оказания срочной экологической помощи, включая ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций;
финансирование и материальное обеспечение перехода на экологически безопасные и ресурсо- и энергосберегающие технологии и способы ведения хозяйства во всех отраслях;
создание общегосударственной системы особо охраняемых природных территорий, проведение специальных мероприятий по восстановлению ресурсного потенциала и экологического равновесия в районах традиционного природопользования с проживанием малочисленных народов.
— 17 —
Экологическую обстановку в стране в значительной мере определяют темпы и масштабы практического освоения достижений науки и техники. В ближайшие 10—15 лет ведущие отрасли промышленности должны перейти на принципиально новые экологические технологии, основанные на ресурсо- и энергосбережении, что потребует усиления инвестиций в развитие производства новейшего технологического оборудования.
^ Вместе с тем она руководствуется и некоторыми специфическими положениями, которые вытекают из норм международного права и сущности международных экологических отношений. Международно-правовые принципы охраны окружающей среды выработаны совместными усилиями членов международного сообщества — государств и международных организаций и конференций. Они изложены в отдельных решениях Генеральной Ассамблеи ООН, решениях Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде, Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.), Всемирной хартии природы, решениях Международной конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и др. В обобщенном виде данные принципы сформулированы в ст. 92 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды». В кратком виде они формулируются следующим образом:
приоритетность экологических прав человека;
суверенитет государства на природные ресурсы своей территории;
недопустимость экологического благополучия одного государства за счет экологического вреда другого;
экологический контроль на всех уровнях;
свободный обмен международной экологической информацией;
взаимопомощь государств при чрезвычайных обстоятельствах;
разрешение эколого-правовых споров мирными средствами.
— 18 —
^
Государствам рекомендовано (ООН) разрабатывать совершенное экологическое законодательство, нормативы и стандарты качества окружающей среды и обеспечивать их соблюдение. В принципах содержится призыв к государствам так вести свою хозяйственную деятельность, чтобы не причинять вреда природной среде, не нарушать природоохранительного законодательства. Деятельности, которая должна нанести ущерб природе, предшествует предварительная оценка вредных последствий. Необходимо доказать, что польза от такой деятельности значительно больше, чем вред, наносимый природной среде.
Государства обязуются компенсировать экологический ущерб от загрязнения и развивать сотрудничество в целях разработки мер международной ответственности за негативные последствия экологического ущерба.
Далее перечислим основные эколого-экономические принципы, на которых базируется экологическая политика в развитых странах.
Скачать файл (2224.1 kb.)