Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации - файл


скачать (248.3 kb.)


 

 

 

 

 

 

 

 
















 

 
















 

 
















 

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА»

 














 

 
















 

 
















 

 







Кафедра _Кафедра социальной работы

 










(наименование кафедры)

 
















 

 
















 

 
















 

 
















 

Контрольная работа № 1



 
















 


По дисциплине _Гендерология и феминология

 
















 

На тему__Гендерные стереотипы и их роль в организации общественной жизни

 
















 

Студента (ки)__Васильевой Алёны Витальевны_

 







(Ф.И.О.)







 

Направление подготовки__Социальная работа __

 
















 

Курс, группа___4 курс, группа 4-ЭЗА-28______________________

 
















 

Номер зачетной книжки___1734291_____________


 
















 

 
















 

 






Санкт-Петербург

2020г.








 

 

 

 




 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

  1. Суть научного понятия «гендер» как социальной

категории, его содержание, особенности. 5

  1. Особенности и структура гендерных стереотипов, а

также их влияние в разных сферах общества. 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22

ВВЕДЕНИЕ
Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими и социальными различиями, во все времена входили в число наиболее обсуждаемых в обществе. Роль мужчины и женщины в социальной среде последние годы претерпевает значительные изменения. Изучение мужчины и женщины, их сходств и отличий имеет отношение не только к человеку, но и к обществу в целом. Как говорит доктор психологических наук Бендас Т.В., общая психология долгое время игнорировала пол как важнейший аспект человеческой природы. Социальная психология также не признавала гендер как аспект, определяющий взаимодействия людей в социуме[1, с. 27]. В своих работах американский психолог Ш. Берн выделяет, что разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами различий, имеющихся в психике и поведении человека. Многие считают, что эти различия связаны с генетическими, анатомическими и физиологическими особенностями мужского и женского организма. Идея противоположности мужского и женского начал встречается в мифах и традициях всех известных обществ. Она закреплена в разнообразных социальных институтах, таких, как семья, служба, церковь. Но факт телесного различия мужчин и женщин ещё не говорит о том, что именно отсюда происходят и все наблюдаемые различия между ними. Помимо конституциональной стороны эти различия имеют социокультурный контекст: они отражают то, что в данное время в данном обществе считается свойственным мужчине, а что женщине[2].

В настоящее время гендерные исследования проводятся по всему миру. Причиной такого внимания к вопросам гендерного неравенства является интенсивное распространение феминистских идей. Женщины всё чаще играют роль наёмных работников, берут на себя ответственность за содержание семейного бюджета. Мужчины же - наоборот, всё больше уходят в семью, в домашнее хозяйство и заботу о детях. Всё более становится распространённым эгалитарный тип семейных отношений. Очень важно проводить анализ гендерных изменений в обществе. Гендерные отношения являются одним из важнейших показателей цивилизованности общества, устойчивости его внутренних связей и уровня экономического и культурного развития, что обуславливает актуальность данного исследования. В рамках гендерного подхода важно учитывать как биологический пол индивида, так и его достижения в социальной жизни.

Цель работы: изучить гендерные стереотипы и их роль в организации общественной жизни.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:


  1. Раскрыть суть научного понятия «гендер» как социальной категории, его содержание, особенности.

  2. Определить особенности и структуру гендерных стереотипов, а также их влияние в разных сферах общества.



  1. Суть научного понятия «гендер» как социальной категории, его содержание, особенности.

Термин «гендер» появился сравнительно недавно, в 1975 году, в связи с явными разграничениями социальных, культурных и политических аспектов в различении мужского и женского, связывая их с понятиями пола и гендера. Термин «пол» описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями. Термин «гендер» - социальный пол, пол как продукт культуры, социально-биологическая характеристика, указывающая на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми[3].

Гендер - одна из базовых характеристик личности, обуславливающих психологическое и социальное развитие человека. Многокомпонентная структура гендера, по словам американского профессора психологии Д. Майерса определяется четырьмя группами характеристик:

1.биологический пол

2.гендерные стереотипы

3.гендерные нормы

4.гендерная идентичность [4].

Гендерные роли социальны, нормативны, выражают определённые социальные ожидания, проявляются в поведении. Гендерные роли всегда связанны с определённой нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своём сознании и поведении. Эти нормы часто формируются в сознании индивида через воспитание родителей, влияние ближайшего окружения человека, литературу, а также через средства массовой информации.

Гендерная социализация - процесс, посредством которого человек обучается моделям поведения в обществе, ценностям, соответствующим понятиям «мужское», и «женское». Процессы гендерной социализации рассматриваются в различных психологических концепциях: теория социального научения, моделирования, половой типизации и теория когнитивного развития, а также новая психология пола и теория гендерной схемы.

Наиболее популярной является концепция гендерной схемы С. Бэм. Данная концепция опирается на теорию когнитивного развития, в соответствии с которой основой процесса усвоения половой роли выступает активность самого ребенка. Половая типизация осуществляется благодаря способности детей группировать и перерабатывать информацию, то есть готовности усваивать информацию о себе в контексте понятий "маскулинности-феминности", такая переработка информации осуществляется ребенком потому, что в обществе существуют полодифференцирующие практики. В сознании ребенка укореняется гендерная схема, которая работает как предвосхищающая структура, заранее настроенная на то, чтобы искать и группировать информацию: поведение, характеристики, культурные символы спонтанно сортируются на категории "мужское" - "женское".

Внедренная в структуру Я-концепции ребенка гендерная схема начинает работать не только для переработки поступающей извне информации, но и в отношении к самому себе. Дети выбирают из множества возможных человеческих характеристик только те, которые определены в данной культуре как приемлемые для его собственного пола, и поэтому подходят для организации разнообразного содержания Я-концепции.

Таким образом, Я-концепция детей становится типизированной по полу, и два пола воспринимаются различными не столько по степени выраженности свойств, сколько по личностным качествам. Одновременно с этим, дети обучаются оценивать свою личность на соответствие гендерной схеме, противопоставляя другому полу собственные предпочтения, отношения, поведение, свойства. Гендерная схема становится предписывающей, диктующей стандарт поведения[5].

Понятие «гендер» как социальная категория включает в себя гендерные стереотипы как упрощённые, устойчивые, эмоционально окрашенные образы поведения и черт характера мужчин и женщин. Данные стереотипы проявляются во всех сферах жизни человека: самосознании, в межличностном общении, межгрупповом взаимодействии. Большинство людей в своей повседневной жизни даже не задумываются о том, что часто поступают в соответствии со сложившимися стереотипами при принятии решений или формировании мнения о человеке. Гендерные стереотипы определяют статусные характеристики мужчин и женщин, закрепляя доминирующее положение мужчин и дискриминационной практики в отношении женщин.

В.Е. Каган, И.С. Клецина выделяют три группы гендерных стереотипов:

К первой относятся стереотипы маскулинности-фемининности. В стереотипном представлении маскулинности приписываются «активно-творческие» характеристики, инструментальные черты личности. Фемининность наоборот рассматривается как «пассивно-репродуктивное начало», проявляющееся в экспрессивных личностных характеристиках, таких как зависимость, тревожность, низкая самооценка, эмоциональность. Маскулинные характеристики противопоставляются фемининным, рассматриваются как противоположные, взаимодополнительные.

Вторая группа гендерных стереотипов включает в себя представления о распределении социальных (семейных и профессиональных) ролей между мужчинами и женщинами. Для женщины наиболее значимой социальной ролью является роль домохозяйки, матери. Мужчинам предписывается включённость в общественную жизнь, профессиональная успешность, ответственность за обеспечение семьи. Наиболее значимыми социальными ролями для мужчины являются именно профессиональные роли.

Третья группа гендерных стереотипов определяется спецификой содержания труда. В соответствии с традиционными представлениями предполагается, что женский труд должен носить исполнительский, обслуживающий характер, быть частью экспрессивной сферы деятельности. Женщины чаще всего работают в сфере торговли, здравоохранения, торговли. Для мужчин возможна творческая и руководящая работа, их труд определяется в инструментальной сфере деятельности. [ 6, с.12-13]

В гендерной социологии выделяют понятие гендерная идентичность - осознание своей принадлежности к мужскому или женскому полу. Это те компоненты «Я» человека, которые переживаются им на уровне осознания принадлежности к какой-либо группе. Гендерная идентичность - это аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определённого пола. С момента рождения на основе особенностей ребёнку приписывается акушерский, или паспортный пол. Указанный пол сигнализирует, в духе какой половой роли, мужской или женской, ребёнок должен воспитываться. Гендерная социализация ребёнка начинается буквально с момента рождения, когда родители и другие взрослые, определив паспортный пол ребёнка начинают обучать его гендерной роли мальчика или девочки. Первичное представление о собственной половой принадлежности формируется у ребёнка в полтора года. С возрастом гендерная идентичность развивается, происходит расширение её объёма и усложнение структуры. Необратимость половой принадлежности осознаётся детьми к 6-7 годам, что сопровождается усилением половой дифференциации поведения и установок[5, с. 4]. По мнению Клёциной, понятие гендерной идентичности обозначает аспект самосознания личности, описывающий переживание человеком себя как представителя пола, как носителя конкретных полоспецифических характеристик и особенностей поведения, соотносимых с представлениями о маскулинности / фемининности. [7, с.18] Таким образом, гендерные стереотипы выполняют роль схем, благодаря которым мы с большей вероятностью замечаем и запоминаем примеры, подтверждающие наши устойчивые убеждения относительно гендеров. Гендерные схемы всегда готовы к управлению процессами обработки информации благодаря той упорной настойчивости, с которой в нашем обществе говорится о гендерных различиях. [2, с. 93]

Можно выделить несколько больших разделов, изучающих гендерные характеристики:


  1. Психология сравнения мужчин и женщин ( половой диморфизм, половой дипсихизм, половые различия, гендерные различия). Цель - сравнение мальчиков и девочек по разным параметрам, устанавливая не только различия, но и сходства, для установления своеобразия полов, специфических особенностей мужчин и женщин. Здесь можно выделить две большие категории:

- биологический подход исходит из того, что различия между мужчинами и женщинами объясняются генетическими и гормональными факторами, строением мозга, врождёнными особенностями конституции;

-социокультурный подход предполагает, что различия между полами формируются обществом.

2. Психология женщины. Эта отрасль науки изучает те особенности психики и поведения женщин, которые не стали предметом первого раздела. Однако традиция изучать женщин и мужчин в сравнении делает границы между обоими разделами весьма размытой. Специфическим предметом исследования данной отрасли являются психологические особенности, связанные с женской физиологией. Здесь изучаются психическое состояние женщины во время менструального цикла, дефлорации, беременности, родов, климакса, а также проблема материнства, женской занятости и безработицы, женского девиантного поведения.

3. Психология мужчины. Разработанность данного раздела ещё более мала чем разработанность психологии женщины. Здесь изучаются те особенности психики, которых нет у женщин. В основном существующие гипотезы рассматривают сущность маскулинности. Биологические гипотезы объясняют преимущество мальчиков и мужчин мужскими гормонами. Психоанализ рассматривает формирование мужской идентичности как процесс отделения от матери, который сопровождается эмоциональным отчуждением своего мужского превосходства, гордостью своей анатомией.

4. Гендерная социализация. Предметом этой области гендерных исследований является социализация, заключающаяся в формировании гендерной идентичности и освоении гендерных ролей, в том числе и то, как на этот процесс влияют гендерные стереотипы. Разработка представления о гендерной идентичности женщин и о нарциссизме принадлежат З. Фрейду. По мнению Фрейда - женщины завидуют мужской анатомии, должны быть пассивными, зависимыми, подчинёнными, склонными к мазохизму. [8, с.1] . 5. Психология гендерных отношений. Предмет этой области достаточно широк, так как гендерные отношения - это не только взаимоотношения в группе, но и внутри каждого пола.

6. Гендерная психология лидерства. Предмет данной отрасли охватывает изучение различий между мужчинами и женщинами-лидерами, и гендерной социализации лидерства, и психологии женского менеджмента. В настоящее время при изучении гендера используется весь арсенал психологических и социологических методов: наблюдение, эксперимент, анкетирование, интервьюирование, тестирование, моделирование.

Гендер как социальная категория находится во взаимосвязи с социальными нормами и ролями.

Социальные нормы - это основные правила, которые определяют поведение человека в обществе. По мнению Ш. Берн, объяснение многих гендерных различий следует искать не в гормонах, а в социальных нормах, приписывающих нам различные типы поведения, установки и интересы в соответствии с биологическим полом. Набор норм, содержащие обобщённую информацию о качествах, свойственных каждому из полов, называются половыми или гендерными ролями.

Гендерная роль - это дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности; относится к виду социальных ролей, нормативна, выражает определённые социальные ожидания (экспектации). Как отмечает российский социолог И.С. Кон: «гендерные роли всегда связаны с определённой нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своём сознании и поведении»[5]. Таким образом, гендерные роли можно рассматривать как внешние проявления моделей поведения и отношений, которые позволяют другим людям судить о принадлежности индивида к мужскому или женскому полу. Одним из оснований формирования традиционных гендерных ролей выступает разделение труда по половому признаку. Основным критерием выступает биологическая способность женщин к деторождению. В современных обществах большинство женщин работают в производственной сфере вне дома, а мужчина перестал быть только «воином и охотником». И тем не менее стереотипы о традиционных гендерных ролях очень устойчивы: от женщин требуется концентрация на домашней сфере деятельности, а от мужчин - в сфере общественной.

Гендерные конфликты в основном вызваны потребностью в перераспределении традиционных женских и мужских ролей. Любой гендерный конфликт базируется на полоролевой дифференциации, существующей в любом обществе. [9, с.9] На макроуровне гендерный конфликт представляет собой социальный конфликт. Э. Гиденс отмечает, что в основе социального конфликта лежит борьба между социальными группами людей за реализацию собственных целей, в упрощённом варианте - это борьба женщин как социальной группы за более высокий статус в обществе. [8, с. 76] На уровне межличностных отношений гендерные конфликты наиболее распространены в семейной и профессиональных сферах. В основе семейных конфликтов часто лежат неоправданные ожидания, связанные с ролевым поведением супругов. Гендерные стереотипы часто действуют как социальные нормы. Нормативное и информационное давление заставляет нас подчиняться гендерным нормам. Часто люди стараются подчиняться гендерным нормам для получения социального одобрения и избегания конфликтов. Но индивиды в различной степени подчиняются традиционным гендерным ролям, причём некоторые личности чрезвычайно поло-типизированы и сильно подвержены гендерным ролям. В ходе процесса, называемого гендерно-ролевой социализацией, усваиваются свойственные каждому гендеру разные интересы, модели поведения и психологические качества. [2, с. 45]

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что гендер - это одна из базовых характеристик личности; в процессе гендерной социализации индивид усваивает и преломляет в сознании социальные нормы, определяющие его поведение. С социальными нормами связано понятие «гендерная роль», рассматриваемое как внешнее проявление моделей поведения, которое позволяет окружающим судить о принадлежности индивида к мужскому или женскому полу. На основе поло-ролевой дифференциации может возникнуть гендерный конфликт. Гендер как социальная категория включает в себя также гендерные стереотипы - упрощенные, устойчивые образы поведения мужчин и женщин, затрагивающие все сферы жизни человека.


  1. Особенности и структура гендерных стереотипов, а также их влияние в разных сферах общества.

Гендерные стереотипы, как и любые другие социальные стереотипы, играют существенную роль в оценке человеком окружающего мира и себя, позволяя быстро, просто разделять социальное окружение на категории. Однако, возникая в условиях ограниченной информации о воспринимаемом объекте, стереотип часто оказывается ложным, формируя у личности ошибочное знание людей и деформируя процесс межличностного взаимодействия.

Влияние гендерных стереотипов проявляется во всех сферах общественной жизни. Это касается разделения обязанностей в семье и в трудовой деятельности. По настоящее время гендерные различия в семье и обществе объясняются зачастую некими заведомо известными психологическими или биологическими особенностями женщин или мужчин, что скорее соответствует традиционным гендерным стереотипам. Данные многочисленных опросов показывают, что женщина чаще, чем мужчина, выступает в определении жизненной стратегии семьи. Именно женщина обладает способностью "растягивать семейный бюджет на покрытие всех нужд" посредством экономии и тщательного планирования расходов. Женщина возглавляет большинство сфер внутрисемейной жизни - распоряжается бюджетом, ведет домашнее хозяйство, занимается с детьми. И в мужском, и в женском социумах такое распределение ролей пока не встречает противодействия.

Подтверждением глубокого проникновения в массовое сознание стереотипа о том, что женщина, карьера и семья - не совсем совместимые понятия, служат результаты опросов, которые показали, что в случае, если карьеру делает мужчина, считается естественным, что "создание условий" для этого ложится на плечи супруги. Ситуация, когда карьеру делает женщина, для российской действительности не типична, поэтому о создании ей благоприятных условий говорит незначительное число опрошенных.

В трудовой деятельности гендерные стереотипы также влияют на разделение производственных обязанностей между мужчиной и женщиной. В большинстве стран женское население составляет не менее половины рабочей силы. Демографические исследования показывают, что возрастает число женщин, которым все чаще приходится самостоятельно принимать решения финансовых вопросов. Возрастает роль женщины и в мировой экономике. Предполагается, что возрастающее участие женского населения на рынке труда способствует потенциальному росту экономики, в особенности на западе.

Существующие модели отношений в трудовой деятельности до сих пор поддерживаются гендерным стереотипами. Женщины в основном сосредоточены в определенных отраслях хозяйственной деятельности: легкая, пищевая, фармацевтическая, прядильная, швейная промышленность, образование, здравоохранение и др. Мужчины в тяжелой и добывающей промышленности, строительно-монтажных работах, транспорте и т.д.

Разделение труда по половому признаку связано с представлениями о «мужской» и «женской» работе на основании гендерных различий, которые, хотя и создаются социально, в том числе используя и гендерные стереотипы, все же продолжают базироваться на «естественных» качествах и способностях полов[10]. Рассмотрев проявление гендерных стереотипов в разных сферах современной жизни, возникает вопрос - как формируется гендерное неравенство и возникающие на его основе гендерные стереотипы.

Известно, что существуют занятия "для мальчиков" и "для девочек", "мужская" и "женская" работа, чисто "мужское" и чисто "женское" поведение. В работе Н. Смелзера «Социология» предложены различные объяснения дифференциации сексуальных ролей. Каждая из этих теорий имеет определенные достоинства, но ни одна не дает исчерпывающего объяснения всех видов дифференциации сексуальных ролей.

Сторонники теории функционализма Талкотт Парсонс и Роберт Бэйлс высказали мысль о позитивной функции дифференциации половых ролей. Согласно их точке зрения, таким путем осуществляются социализация детей и регулирование сексуальных связей. Они считают, что в современной семье супруги должны выполнять две различные роли. Инструментальная роль состоит в поддержании связи между семьей и внешним миром - это главным образом работа и обеспечение семьи деньгами; экспрессивная роль предполагает в первую очередь регулирование взаимоотношений внутри семьи, например заботу о детях и улаживание споров.

Таким образом, у человека уже с детства формируются представления о роли женщины и мужчины в семье, на которые он и ориентируется впоследствии.

Представители теории конфликта Парсонс и Бэйлс полагают, что члены семьи должны выполнять различную работу. Рэндалл Коллинз высказал противоположную точку зрения. Он считает, что половое неравенство обусловлено конфликтом между господствующей (мужчинами) и зависимой группами (женщинами). Согласно Коллинзу, первоначальная основа господства мужчин над женщинами состояла в том, что мужчины, будучи крупнее и сильнее женщин, насильственно подчиняли их ради получения сексуального удовлетворения. Чтобы узаконить доступ мужчин к женщинам и упрочить свое господство над ними, представители сильного пола получили право на «сексуальную собственность». Вероятно, существуют различные способы распоряжения этой собственностью. При устройстве браков сексуальный доступ мужчин к женщинам связан с распределением земли и богатства между членами семьи и обязательно предполагает обмен этими ресурсами. Например, в примитивном обществе женщину можно было обменять на две коровы. Как считает Коллинз, существует своего рода «сексуальный рынок», на котором мужчины и женщины торгуются между собой, стремясь выбрать для себя наиболее подходящего сексуального партнера.

Некоторые теоретики неомарксизма разделяют точку зрения Коллинза, что основные отношения между полами связаны с господством мужчин и подчинением женщин. Но, по их мнению, корни этого неравенства - в самой структуре капитализма, исключающей свободу сексуального выбора.

Х. Хартманн рассматривает сложные связи между капитализмом, патриархатом (господство мужчин над женщинами, принявшее форму твердой социальной системы) и экономической структурой. Она рассуждает следующим образом. Предоставляя женщинам более низкий заработок, чем мужчинам, общество поддерживает господство мужчин. Низкий заработок побуждает женщин выходить замуж. Каждому хочется получить от жизни больше благ, и если женщина не в состоянии сама обеспечить для себя подходящий образ жизни, по логике вещей ей следует найти мужа, который может это сделать. Замужние женщины работают на своих мужей, выполняя обязанности по дому.

Услуги «рядовой домашней хозяйки» - уборка, приготовление еды, забота о детях, стирка, посещение магазинов, прием гостей, шитье, мытье посуды и пр. - стоили бы очень дорого на рынке труда. Женам-домохозяйкам не платят непосредственно за их труд; в значительное мере напоминая рабов в период до Гражданской войны, они получают за свою работу пищу, одежду и кров, хотя удел большинства жен в материальном отношении лучше, чем положение рабов. Домашние обязанности ставят женщин в невыгодные условия на рынке труда. Несмотря на использование устройств, облегчающих домашнюю работу (посудомоечных машин, микроволновых печей и пылесосов), поддержание порядка в доме требует исключительно много времени. Поэтому многие женщины не стремятся работать на полную ставку.

Сторонник неопсихоаналитической теории Н. Чодорова подчеркивает тот факт, что «женщины обычно берут на себя основную заботу о ребенке в младенчестве, а в дальнейшем оказывают главное влияние на социализацию девочек». В детстве и мальчики, и девочки в большей или меньшей мере отождествляют себя только со своими мамами, что происходит в результате бессознательных процессов. Однако мальчики в большей мере испытывают трудности, связанные с формированием мужского самосознания отдельно от своих матерей; первичное отождествление девочек с мамами почти не нарушается в течение всего детства и даже всей жизни.

Мальчики испытывают сложные проблемы в процессе приспособления к жизни, поскольку нарушается их первичное отождествление с матерью, но и девочки сталкиваются со своими собственными проблемами в ходе усвоения сексуальных ролей. Н. Чодорова называет опыт, приобретаемый девочками в школе, «псевдовоспитанием». Хотя во многих отношениях с девочками обращаются так же, как и с мальчиками, существует некая скрытая тенденция, которую усваивают девочки: несмотря на то, что хорошие отметки и занятия спортом у девочек поощряются, подразумевается, что эти достижения не должны мешать им быть «женственными» и в будущем стать женами и матерями. [11, с.448-453]

Таким образом, представления о роли женщины и мужчины, формируясь в процессе воспитания, затем проявляются в повседневной жизни: семье, трудовой деятельности, рекламе. В более широком понимании - причины неравенства мужчин и женщин кроются в самой структуре капитализма. Это ведёт к возникновению у людей представлений о «мужской» и «женской» профессиях, разделении семейных обязанностей и т.д., что подтверждается социологическими исследованиями. В сложившейся ситуации учёные видят как положительные, так и отрицательные стороны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Изучение социального положения мужчин и женщин касаются не только самого человека как такового, но и всего общества в целом, поэтому гендерная социология до сих пор является одной из важнейших отраслей социологии. В настоящее время гендерные исследования проводятся по всему миру, выявляется влияние стереотипов на все стороны общественной жизни.

При изучении гендера уделяется особое внимание тем закономерностям личностного развития, которые вызваны явлениями половой дифференциации и стратификации. Важным также является анализ психологических способов и механизмов, позволяющих мужчинам и женщинам понимать и использовать влияние гендерных факторов на процессы их самореализации. В гендерной психологии при анализе проблем половой дифференциации акцент сделан на иерархичности ролей, статусов, позиций мужчин и женщин. При изучении гендерных различий рассматриваются такие вопросы, как природа различий, их оценка и динамика, влияние этих гендерных различий на индивидуальный жизненный путь мужчин и женщин, возможности их самореализации, этапы гендерной социализации.

Необходимо отметить также, что гендер находится под постоянным влиянием как культурных норм, устанавливающих, что должны делать мужчины, а что - женщины, так и социальной информации, внушающей людям, насколько велика разница между мужчинами и женщинами.

Ключевыми проблемами при изучении гендерной социализации являются психосоциальные аспекты развития личности как представителя определённого пола на всех этапах её жизненного цикла, вписывание их гендерного развития в исторический, культурный и социальный контексты. Немаловажную роль в гендерно ролевой социализации играют средства массовой информации, ведь они постоянно демонстрируют нам стереотипные женские и мужские образы. На протяжении жизненного пути материалом для построения гендера служит вся система того, что в данной культуре связывается с мужественностью и женственностью.

Таким образом, существует огромное количество факторов, которые влияют на гендерно ролевую социализацию человека начиная уже с самого рождения и на протяжении всей жизни.

Гендерные стереотипы выполняют роль схем, благодаря которым люди с большей вероятностью замечают и запоминают примеры, подтверждающие устойчивые убеждения относительно гендеров. Гендерные схемы всегда готовы к управлению процессами обработки информации благодаря той упорной настойчивости, с которой в нашем обществе говорится о гендерных различиях. Гендерные стереотипы определяют статусные характеристики мужчин и женщин, закрепляя доминирующее положение мужчин и дискриминационной практики в отношении женщин. Это явление имеет отражение во всех сферах социальной жизни - от взаимоотношений между супругами до масштабного проявления гендерного неравенства в СМИ. Гендерные стереотипы транслируются человеку на протяжении всей жизни и формируют гендерные роли. Гендерные роли всегда связанны с определённой нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своём сознании и поведении. Часть этих норм внедряется в сознание через телевидение и популярную литературу, ряд других мы получаем в виде наставлений родителей или испытывая неодобрения со стороны общества. Таким образом, гендерные стереотипы часто действуют как социальные нормы. Гендерный стереотип закрепления социальных ролей оказывает решающее влияние на возникновение гендерных конфликтов. Любой гендерный конфликт базируется на полоролевой дифференциации, существующей в любом обществе. Таким образом, гендерные конфликты в основном вызваны потребностью в перераспределении традиционных женских и мужских ролей. Негативная сторона усвоения гендерных ролей состоит в том, что они могут тормозить личностное развитие человека и закрепляют гендерное неравенство в обществе, что может служить причиной многих социальных конфликтов и поводом к активным действиям.

Необходимо проведение работы по гендерному просвещению с целью расширения сознания каждого члена общества, предоставления личности больших возможностей самоактуализации, права выбора своего стиля жизни, творческого подхода к собственной жизни.

Влияние гендерных стереотипов искажает социальное сознание личности, в некоторой мере наносит ущерб психологическому здоровью людей. Гендерные стереотипы, как и стереотипы вообще, обладают такими свойствами как: устойчивость, укоренённость в сознании, способность передаваться из поколения в поколение, сложность в их преобразовании. Так как они сконструированы обществом, значит, их можно изменить, меняя сознание общества[12]. Помимо просветительской и коррекционной работы с взрослыми индивидуумами общества, вскрывающей механизмы конструирования гендерной идентичности в разных временных и социокультурных контекстах и обосновывающей возможности изменения идентичности у мужчин и женщин в ситуации социальных преобразований, необходимо внедрение гендерного подхода во все сферы жизнедеятельности социума.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:




  1. Бендас Т.В. Гендерная психология. Учебное пособие / Бендас Т.С. - СПб.: Питер, 2017. - 431 с.

2. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 320 с.

3. Здравомыслова О.М. Семья и общество. Гендерное измерение российской трансформации. М. Эдиториал-УРСС. 2003 – 152 с.

4. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2007. - 794 с.

5. Клёцина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 544 с.

6. Клёцина И.С. Гендерный поход в системе психологического образования / Практикум по гендерной психологии. - М.,2011, - 29 с.

7. Микляева А.В., Румянцева П.В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: Монография. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – 118 с.

8. Гидденс Ф.Г. Социология, М.: Едиториал УРСС, 2005. - 632 с.

9. Клёцина И.С. Гендерная идентичность и права человека / ред. Малинова О.Ю. и Сунгурова А.Ю. СПб.: Норма, 2005, 14 с.

10. Козлов В. В. Гендерная психология / В. В. Козлов, Н. А. Шухова.

М.: Речь, 2010 . – 272 с.



11. Смелзер Н. Социология / пер. с англ. - М.: Феникс, 1998. - 838 с.

12. Зуйкова Е.М. Феминология и гендерная политика: учебник/ Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И.— М.: Дашков и К, 2015.— 307 c.


Скачать файл (248.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации