Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации - файл


скачать (334.6 kb.)


 

 

 

 

 

 

 

 
















 

 
















 

 
















 

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА»

 














 

 
















 

 
















 

 







Кафедра _Кафедра социальной работы_

 










(наименование кафедры)

 
















 

 
















 

 
















 

 
















 

Контрольная работа № 2




 
















 


По дисциплине _ Государственная молодежная политика в Российской Федерации

 
















 

На тему__Национально-культурные традиции общества и формы социального участия молодежи в государственной политике

 
















 

Студента (ки)__Васильевой Алёны Витальевны_

 







(Ф.И.О.)







 

Направление подготовки__Социальная работа __

 
















 

Курс, группа___4 курс, группа 4-ЭЗА-28______________________

 
















 

Номер зачетной книжки___1734291_____________



 
















 

 
















 

 






Санкт-Петербург

2021г.








 

 

 

 




 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………..………………………………………………………3



  1. Национально-культурные традиции общества и формы социального участия молодёжи в государственной политик.......………....………………….6

1.1. Национально-культурные традиции общества…………………………..…6

1.2. Современная молодёжь в государственной политике РФ…….……….....11

1.3. Формы участия молодежи в политическом процессе современной России ………………………...………………………………………………….16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………26

ВВЕДЕНИЕ

Россия — государство, создавшее великую культуру. На протяжении всей российской истории именно культура сосредотачивала и передавала новым поколениям духовный опыт нации, обеспечивала единство многонационального народа России, во многом определяла влияние России в мире.

Сегодня, в условиях обострения глобальной идейно-информационной конкуренции и не в полной мере преодоленных последствий национальных катастроф XX века это свойство российской культуры становится определяющим для будущего страны.

Вне культуры невозможно обеспечить более высокое качество общества, его способность к гражданскому единству, к определению и достижению общих целей развития. В равной степени невозможно утверждение общенациональной идеологии развития без формирования нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности.

Государственная культурная политика исходит из понимания важнейшей общественной миссии культуры как инструмента передачи новым поколениям свода нравственных, моральных, этических ценностей, составляющих основу национальной самобытности. Знание своей культуры и участие в культурной деятельности закладывает в человеке базовые нравственные ориентиры: уважение к истории и традициям, духовным основам наших народов и позволяет раскрыть таланты, дарования и способности каждого человека[1].

Государственная культурная политика основывается на признании огромного воспитательного и просветительского потенциала культуры и необходимости его максимального использования в процессе формирования личности.

Природа русской культуры, обеспечивающей единство многонационального народа России на основе сохранения культурной и национальной самобытности всех народов страны, делает необходимым отражение в государственной культурной политике культурного своеобразия каждого региона страны, каждого народа или этноса. Государственная культурная политика призвана стимулировать насыщенность культурной жизни в каждом регионе России, способствовать развитию межрегионального культурного взаимодействия. Это является важнейшим фактором роста качества жизни, залогом динамичного развития субъектов Российской Федерации, основой единства не только культурного пространства, но и государственного единства России.

Актуальность исследования заключается в том, что наиболее социально активной группой является молодёжь. Молодое поколение должно быть вовлечено в экономические, политические, социальные, духовные преобразования. От масштабности, глубины и сроков осуществления этих процессов зависит в целом успех реформирования российского общества.

Без широкого политического участия молодежи невозможно создание гражданского общества и правового государства. В период становления гражданского общества необходимо управление процессом политической активности молодежи. В условиях трансформации экономической и политической систем, кризиса ценностных ориентаций и отсутствия государственной идеологии требуется создание новой системы политической социализации и формирование новой политической культуры населения.

В этом плане большой интерес представляет исследование форм политического участия молодежи в условиях модернизации общества. Теоретический анализ проблемы политического участия молодежи в современной России показывает, что решение этой проблемы должно стать одним из главных направлений социальной политики государства.

Поэтому так важно уделять внимание исследованию участия молодёжи в государственной политике.

Задачи, поставленные в ходе исследования:



  1. Изучение национально-культурных традиций общества

  2. Исследование форм участия молодёжи в государственной политике.

В ходе исследования изучены работы российских учёных, социологов и историков.


  1. Национально- культурные традиции общества и формы участия молодёжи в государственной политике

    1. Национально- культурные традиции общества

Каждое государство, общество, среда жизнедеятельности человека характеризуется своей культурой. Это определенный результат эволюции, характеризующий своеобразие среды, в которой люди принимаемы и понимаемы. Культура является одним из важнейших факторов, способствующих формированию социокультурного мира ребенка, юноши, взрослого человека, определяя его нравственно- духовное своеобразие, и позволяющих личности реализовываться в среде жизнедеятельности. Через культуру обеспечиваются все духовные приобретения человечества и их воплощение.

Культура – язык, понятия, установки, обычаи, традиции и особенности поведения, общие для большой группы людей и передающиеся от поколения к поколению.

Исследователи выделяют духовную (весь круг идей, ценностей, приоритетов) и материальную (реальные достижения человека и своеобразие их осуществления) культуру.

Развитие культуры характеризуется такими свойствами как консервативность и прогрессивность.

Консервативность культуры состоит в том, что народ принимает свою культуру, стремится её охранять путём передачи потомству и все окружающее, в том числе и иную культуру, оценивает через свою. Это находит отражение:

– в национальном языке;

– сложившихся у человека ценностях, его нравах;

– соблюдаемых традициях, обычаях и ритуалах;

– различных устных, письменных и других памятниках;

– национальных искусствах;

– системе воспитания и обучения[2].

Прогрессивность культуры основывается на потребности человека добиться большего совершенства, красоты и обеспечить наслаждение своим творением. Начиная делать вещь во второй раз, человек невольно старается сделать ее лучше прежней, внести в нее нечто самобытное, оригинальное, совершенное. Идеал деятельности незаметно для него расширяется. В этом заложены перспективы развития любой национальной культуры. Она никогда не стоит на месте, но, в зависимости от условий, может развиваться или на какое-то время утрачивать свои позиции (деградировать).

Для конкретного государства (общества) присуща своя культура, которую называют национальной, подчёркивая тем самым ее принадлежность и ведущую роль для него.

Национальная культура представляет совокупность материальных и духовных ценностей нации (этнической общности), а также практикуемых ей основных способов взаимодействия с природой и социальным окружением. Она находит своё проявление в национальных ценностях, традициях, обычаях, ритуалах и непосредственно сказывается на формировании национального своеобразия и менталитета народа.

Качественными характеристиками, определяющими культуру народа, являются:

– явления, характеризующие природное своеобразие и материальное богатство культуры в целом: природные и климатические своеобразия, ставшие неотделимой частью государства и народа; созданное в прошлом и имеющее для государства и общества национальную ценность: архитектура, памятники искусства, музеи, национальные парки; национальное искусство, ремесло и художественное творчество;

– явления, характеризующие духовое своеобразие народа: национальные ценности, религия со всем её нравственно- духовным богатством, национальное самосознание, гордость, честь, предрассудки;

– явления, характеризующие проявление духовной культуры народа: язык, национальные и семейные праздники, традиции, обычаи и ритуалы[3].

Охарактеризуем их подробнее.

Явления, характеризующие природное своеобразие и материальное богатство культуры в целом. Для каждого государства характерна своя среда обитания, которая определяет то природное своеобразие, без которого нет возможности охарактеризовать сам парод. Это то, что часто вызывает ностальгию у человека, ставшего частью другой культуры. Ему не хватает той берёзки, запаха тайги или леса, крепкого мороза, речки.

Явления, характеризующие духовое своеобразие народа, – это то своеобразие, менталитет народа, которые стали следствием его многовекового духовного обогащения.

Национальные ценности – это совокупность духовных идеалов представителей тех или иных национальных (этнических) общностей, в которых находит отражение их историческое своеобразие. Они выступают в роли социально и нормативно- культурных аксиом поведения и непосредственно связаны с природными и материальными богатствами региона, его религиозной культурой и самодостаточностью народа в самореализации.

Духовное своеобразие определяет национальную идентификацию – чувство приобщенности человека к национальной культуре, при котором он постоянно отождествляет себя с группой, этносом, нацией, расой этой культуры. Формами ее проявления могут быть: ежедневный труд, соседские отношения, совместная религиозная практика, политическая активность, экономическое поведение, досуг и развлечения[4].

Во многом национальную идентификацию определяет сформировавшееся национальное самосознание – осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности, ее положения в системе общественных отношений, понимание национальных интересов, взаимоотношений своей нации с другими социально-этническими общностями, проявляющееся в идеях, чувствах, стремлениях. Оно является основой национальной гордости – патриотических чувств любви к своей родине и народу, осознанием человеком своей принадлежности к определенной нации, региону страны, выражающееся в понимании общности интересов, национальной культуры, языка и религии.

Нравственной оценкой национального самосознания и гордости людей является национальная честь, представляющая нравственную оценку достоинства нации как ей самой, так и представителями других этнических общностей. Она выступает сильным побудительным мотивом к самосовершенствованию нации, наращиванию ее духовного потенциала. Поэтому о национальной чести человека можно судить по его вкладу в богатства и развитие культуры, а также деятельности по их сохранению и защите от внутренних и внешних посягательств[5].

Материальное и особенно духовное богатство народа делает его достойным представителем мировой цивилизации, вызывает уважение других народов, заставляет считаться с его интересами.

Однако следует иметь в виду, что своеобразие народа характеризует и национальные предрассудки. Они складывались веками в виде общественно-политических явлений, представляющих собой неадекватные и искажающие действительность установки, вырабатываемые этнической (национальной) общностью по отношению к другим общностям, их характеристикам. Национальные предрассудки могут проявляться в виде определенных заблуждений, ошибок, недооценок.

По своей сущности своеобразие народа – это единство духовного богатства и национальных предрассудков.

Явления, характеризующие проявление духовной культуры народа, – это то, через что непосредственно проявляется духовная культура народа и по чему о ней можно судить. Их носителем выступают и народ в целом, и семья, и каждый взрослый человек.

Важнейшим из них является семья. Именно она в первую очередь передает духовное богатство народа подрастающему поколению. Речь идет о подготовке будущего носителя духовного богатства страны, того, кто в последующем должен формировать новое поколение. От ее возможностей и непосредственной деятельности во многом зависит, что и как усваивает подрастающее поколение, а значит и то, каким оно будет.

Данный факт диктует необходимость значительного внимания со стороны государства к семье, ее материальным и духовным возможностям и деятельности по передаче духовного богатства подрастающему поколению. При этом оно должно не только заботиться о благополучии семьи, по и спрашивать с родителей за воспитательную деятельность по формированию культуры их детей.

Упущения со стороны государства в отношении семьи ведут к снижению ее роли в воспитании. Они могут иметь место в вопросах:

– разработки и реализации политики по повышению статуса семьи как важнейшего института воспитания;

– поддержки социального статуса семьи в обществе. От него во многом зависит отношение молодых людей к семье и воспитанию детей. Ценность семьи для государства носит национальный характер. Оно не может быть безразлично к процессам, происходящим в обществе по отношению к семье, особенно, если они носят негативный характер;

– материального положения родителей. Оно определяет возможности семьи в обеспечении своего благополучия и воспитании детей, передаче им национальной культуры. Когда семья оказывается в сложном положении (иногда и бедственном), то речь уже идет не о воспитании детей, а о выживании. Прежде всего, забота о материальном благополучии семьи лежит на родителях, их стремлении реализовать себя и обеспечить свою семью. Но государство определяет минимально достаточную оплату труда, вводит пособия на ребенка, оказывает материальную помощь многодетным семьям;

– повышения ответственности родителей за воспитание детей и передачу им культуры. Государство определяет права и обязанности родителей в воспитании детей и обеспечивает контроль над их соблюдением. Оно также формирует и обеспечивает функционирование института защиты прав ребенка, так как последний сам себя защитить не может;

– создания и обеспечения функционирования воспитательно-образовательной системы в стране с учетом потребностей в образованных, профессионально подготовленных гражданах, имеющих нравственную гражданскую позицию;

– создания и развития детской инфраструктуры, включающей доступные детские культурные и спортивные центры, парки, библиотеки, театры, специальные, коррекционные и реабилитационные учреждения.

Общество способствует формированию политики государства в области повышения статуса семьи, ее материальной и духовной поддержки в воспитании подрастающего поколения. Оно непосредственно участвует, но не мешает, поддерживает, но не вмешивается в реализацию значительного воспитательного потенциала родителями, воспитателями различных образовательных учреждений.

Перед государством, обществом и семьей стоит проблема наиболее эффективного использования многообразия средств культуры для ее передачи подрастающему поколению в интересах подготовки последнего к самореализации[6].


    1. Современная молодёжь в государственной политике РФ

Современная молодежь становится гарантом возрождения страны в XXI веке в соответствии с ориентирами экономической, оборонной и геополитической доктрин России. Обществу и государству необходимо обратить пристальное внимание на качество молодежной составляющей человеческого потенциала.

Сегодня требуется научно обоснованная, эффективная государственная политика в отношении молодого поколения. Государственная молодежная политика в ближайшем будущем должна стать одним из важных средств комплексной социализации молодого поколения, фактором эффективной подготовки его к активной самостоятельной жизни, условием сбережения, воспроизводства и использование имеющегося молодежного потенциала.

Обозначенные выше проблемы современной российской молодежи требуют своего решения. Будущее России во многом будет зависеть от формирования политической культуры молодежи, культуры политического участия. В этом и состоит сегодня задача эффективной политической социализации молодежи. Для формирования политической культуры молодежи и культуры политического участия необходимо усвоение молодыми людьми социальных норм и определенных политических знаний, их превращение в политические убеждения, формирование умения отстаивать свои взгляды, убеждения и участия в политической деятельности[7].

В то же время исследования показывают, что в сознании молодежи возрастает значимость общечеловеческих ценностей. Складывается благоприятная обстановка для формирования культуры политического участия молодежи. Сегодня назрела необходимость в повышении политической культуры общества в целом, в том числе и молодого поколения. Политически грамотного, культурного человека надо воспитывать. Современная политическая культура формируется в рамках концепции гражданского общества. Демократические ориентации, которые сегодня преобладают в сознании современной российской молодежи, создают основания формирования гражданской культуры.

По мнению автора, для большинства населения современного российского общества характерно реализовывать свою гражданскую позицию в различных выборных компаниях, то есть эпизодическое участие в политическом процессе.

Условия нестабильности переходного периода приводят к обострению молодежных проблем: потеря социальных гарантий; утрата чувства собственной безопасности; снижение жизненного уровня; неудовлетворенность материальным положением, жилищными условиями, работой[8].

Процессы трансформации всех сторон общества отражаются, прежде всего, на молодежи. Помимо этого, проблемы молодого поколения нашей страны во многом связаны с теми объективными процессами, которые затрагивают весь мир: урбанизация, кризис образования и культуры, усложняющаяся демографическая ситуация. Процессы модернизации связаны не только с экономическими и политическими реформами, но пересмотром системы ценностей и формирования новых моделей политического поведения.

В последние годы в России наблюдается тенденция на сворачивание реального участия молодежи в политике, в управлении делами государства и общества. То есть, молодежь не реализовывает себя в политической жизни современного общества.

Рассматривая проблему политического участия молодежи в современной России необходимо отметить, что представители молодого поколения демонстрируют по сравнению с другими социальными группами, более низкие показатели политической активности во всех формах: электоральном участии, организационной и протестной деятельности. В постсоветской России показатели реализации активного избирательного права гражданами в возрасте 18-29 лет были стабильно ниже аналогичных показателей в других возрастных категориях.

Эту проблему можно рассматривать как результат системного кризиса, пересмотра системы политических ценностей, формирования новых политических институтов (с середины 90-х годов социологами и политологами фиксировалось устойчивое снижение среди молодежи общего уровня доверия ко всем политическим институтам), отсутствие сложившихся структур гражданского общества[9].

Таким образом, молодежь признает электоральное участие в качестве основного канала влияния на власть. При этом демонстрирует низкую вовлеченность в другие формы политического участия, которые требуют большей активности. Низкое доверие к политическим партиям, их слабость и отсутствие эффективных механизмов взаимодействия с органами государственной власти является одной из причин, по которой молодые люди не стремятся в них вступать. По официальным данным участие в политических организациях признает менее 7% молодых россиян.

Большое значение для различных политических сил имеет вовлечение молодежи в процесс борьбы за власть, поскольку от ее поддержки зависит успех той или иной партии, движения. Все политические партии независимо от своей идеологической направленности и от того, какие взгляды объединяют их членов, одинаково стараются завоевать доверие молодого поколения, рассматривая его как реальную силу в ходе выборов. Большой остроты на сегодняшний день достигает борьба политических партий в ходе избирательных компаний за привлечение голосов молодых избирателей. Молодежь становится привлекательным объектом удовлетворения партийных интересов, ибо она больше других групп поддается воздействию политических манипуляций, особенно если они построены на конкретных нуждах молодых людей[10].

По результатам социологических исследований видно, что у большинства российской молодежи преобладает пассивная, выжидательная жизненная позиция, имеются завышенные ожидания по отношению к государству и его институтам без готовности самому принять участие в реализации своих ожиданий. В течение последнего десятилетия исследования ученых устойчиво демонстрируют результаты, свидетельствующие об ориентации молодежи на частную жизнь. Доминирующими в системе ценностей ставятся: ценности денег, материального благополучия и ценности индивидуального характера. Таким образом, ориентации на прагматизм, приоритет материальных ценностей у молодых россиян можно объяснить в большой мере реакцией молодежи на ухудшение материального положения вследствие, прежде всего, экономического кризиса.

Политические ориентации молодого поколения зависят от большого числа социальных, экономических, психологических и других параметров и отличаются заметным разнообразием. Сознание молодежи легко поддается влиянию различных факторов: экономических, социальных и политических. Под их воздействием происходит осознание молодыми людьми своего положения в обществе и консолидация групповых интересов. Тогда молодежь становится политической силой.

На политическую активность молодого поколения оказывает влияние следующие факторы:

• отсутствие у социальной группы стереотипов электорального поведения активистского типа;

• разочарование ходом и результатами политических процессов в современной России;

• недостаточная эффективность мероприятий государственной молодежной политики;

• общее снижение социально-политической активности в современном российском обществе;

• неразвитость структур гражданского общества в современной России;

• слабое представительство молодежи в структурах власти;

•отсутствие единой государственной системы политической социализации граждан.

Политическая активность молодежи обусловлена экономическими условиями жизни, которые формируют потребности и интересы молодых людей. Наше исследование подтверждает, что влияние на электоральное поведение оказывает восприятие молодежью личных проблем. Большая часть молодежи готова принять идею активного участия в выборах при условии улучшения своей жизненной ситуации[11].

Решающее значение для политической активности и компетентности имеет образование. Статистические данные показывают, что более образованные люди активны и в политическом отношении. Влияние фактора I образования выше, чем уровень доходов или профессия. Это объясняется тем, что образование играет первостепенную роль в процессе политической социализации личности. Для осознанного политического участия необходим определенный уровень политической подготовленности, что обеспечивается в процессе образования.

Политическая активность граждан испытывает зависимость от их пола и возраста. Известно, что молодежь менее активна, чем люди старшего возраста. Политическое участие максимально у поколения 50-60-летних граждан. Женщины чаще всего активны, чем мужчины.

Политическое участие испытывает влияние и такого фактора, как поколение, а также принадлежностью граждан к той или иной социальной категории[12].

Повышение уровня активности избирателей подразумевает создание политических, организационных, социально-политических условий для самореализации граждан в ходе выборов. Одним из главных факторов является разработка и совершенствование социально-психологических методов и технологий повышения активности избирателей, обеспечивающих реализацию потребности граждан в активном участии в общественной жизни.

В переходных обществах, по мнению автора исследования, наблюдается "синдром абсентеизма":

• низкий уровень гражданской ответственности;

• низкий уровень доверия к институтам власти;

• отсутствие заинтересованности в результатах голосования, уверенность в невозможности повлиять на жизнь;

• отсутствие сформированных структур гражданского общества и возможности населения широко участвовать в политической жизни общества.




    1. Формы участия молодежи в политическом процессе современной России

Без широкого политического участия молодежи невозможно создание гражданского общества и правового государства. В период становления гражданского общества необходимо управление процессом политической активности молодежи. В условиях трансформации экономической и политической систем, кризиса ценностных ориентаций и отсутствия государственной идеологии требуется создание новой системы политической социализации и формирование новой политической культуры населения. В этом плане большой интерес представляет исследование форм политического участия молодежи в условиях модернизации общества. Теоретический анализ проблемы политического участия молодежи в современной России показывает, что решение этой проблемы должно стать одним из главных направлений социальной политики государства[13].

Процессы трансформации всех сторон общества отражаются, прежде всего, на молодежи. Помимо этого, проблемы молодого поколения нашей страны во многом связаны с теми объективными процессами, которые затрагивают весь мир: урбанизация, кризис образования и культуры, усложняющаяся демографическая ситуация. Процессы модернизации связаны не только с экономическими и политическими реформами, но пересмотром системы ценностей и формирования новых моделей политического поведения.

В последние годы в России наблюдается тенденция на сворачивание реального участия молодежи в политике, в управлении делами государства и общества. То есть, молодежь не реализовывает себя в политической жизни современного общества. Рассматривая проблему политического участия молодежи в современной России необходимо отметить, что представители молодого поколения демонстрируют по сравнению с другими социальными группами, более низкие показатели политической активности во всех формах: электоральном участии, организационной и протестной деятельности. В постсоветской России показатели реализации активного избирательного права гражданами в возрасте 18-29 лет были стабильно ниже аналогичных показателей в других возрастных категориях[14].

Эту проблему можно рассматривать как результат системного кризиса, пересмотра системы политических ценностей, формирования новых политических институтов (с середины 90-х годов социологами и политологами фиксировалось устойчивое снижение среди молодежи общего уровня доверия ко всем политическим институтам), отсутствие сложившихся структур гражданского общества.

Таким образом, молодежь признает электоральное участие в качестве основного канала влияния на власть. При этом демонстрирует низкую вовлеченность в другие формы политического участия, которые требуют большей активности. Низкое доверие к политическим партиям, их слабость и отсутствие эффективных механизмов взаимодействия с органами государственной власти является одной из причин, по которой молодые люди не стремятся в них в ступать. По официальным данным участие в политических организациях признает менее 7% молодых россиян.

Большое значение для различных политических сил имеет вовлечение молодежи в процесс борьбы за власть, поскольку от ее поддержки зависит успех той или иной партии, движения. Все политические партии независимо от своей идеологической направленности и от того, какие взгляды объединяют их членов, одинаково стараются завоевать доверие молодого поколения, рассматривая его как реальную силу в ходе выборов. Большой остроты на сегодняшний день достигает борьба политических партий в ходе избирательных компаний за привлечение голосов молодых избирателей. Молодежь становится привлекательным объектом удовлетворения партийных интересов, ибо она больше других групп поддается воздействию политических манипуляций, особенно если они построены на конкретных нуждах молодых людей.

По результатам социологических исследований видно, что у большинства российской молодежи преобладает пассивная, выжидательная жизненная позиция, имеются завышенные ожидания по отношению к государству и его институтам без готовности самому принять участие в реализации своих ожиданий. В течение последнего десятилетия исследования ученых устойчиво демонстрируют результаты, свидетельствующие об ориентации молодежи на частную жизнь. Доминирующими в системе ценностей ставятся: ценности денег, материального благополучия и ценности индивидуального характера. Таким образом, ориентации на прагматизм, приоритет материальных ценностей у молодых россиян можно объяснить в большой мере реакцией молодежи на ухудшение материального положения вследствие, прежде всего, экономического кризиса[15].

Политические ориентации молодого поколения зависят от большого числа социальных, экономических, психологических и других параметров и отличаются заметным разнообразием. Сознание молодежи легко поддается влиянию различных факторов: экономических, социальных и политических. Под их воздействием происходит осознание молодыми людьми своего положения в обществе и консолидация групповых интересов. Тогда молодежь становится политической силой.

На политическую активность молодого поколения оказывает влияние следующие факторы:

- отсутствие у социальной группы стереотипов электорального поведения активистского типа;

- разочарование ходом и результатами политических процессов в современной России;

-  недостаточная эффективность мероприятий государственной молодежной политики;

- общее снижение социально-политической активности в современном российском обществе;

- неразвитость структур гражданского общества в современной России;

- слабое представительство молодежи в структурах власти;

- отсутствие единой государственной системы политической социализации граждан.

Политическая активность молодежи обусловлена экономическими условиями жизни, которые формируют потребности и интересы молодых людей. Наше исследование подтверждает, что влияние на электоральное поведение оказывает восприятие молодежью личных проблем. Большая часть молодежи готова принять идею активного участия в выборах при условии улучшения своей жизненной ситуации.

Решающее значение для политической активности и компетентности имеет образование. Статистические данные показывают, что более образованные люди активны и в политическом отношении. Влияние фактора образования выше, чем уровень доходов или профессия. Это объясняется тем, что образование играет первостепенную роль в процессе политической социализации личности. Для осознанного политического участия необходим определенный уровень политической подготовленности, что обеспечивается в процессе образования.

Политическая активность граждан испытывает зависимость от их пола и возраста. Известно, что молодежь менее активна, чем люди старшего возраста. Политическое участие максимально у поколения 50-60-летних граждан. Женщины чаще всего активны, чем мужчины.

Политическое участие испытывает влияние и такого фактора, как поколение, а также принадлежностью граждан к той или иной социальной категории.

Повышение уровня активности избирателей подразумевает создание политических, организационных, социально-политических условий для самореализации граждан в ходе выборов. Одним из главных факторов является разработка и совершенствование социально-психологических методов и технологий повышения активности избирателей, обеспечивающих реализацию потребности граждан в активном участии в общественной жизни.

В переходных обществах наблюдается "синдром абсентеизма":

- низкий уровень гражданской ответственности;

- низкий уровень доверия к институтам власти;

- отсутствие заинтересованности в результатах голосования, уверенность в невозможности повлиять на жизнь;

- отсутствие сформированных структур гражданского общества и возможности населения широко участвовать в политической жизни общества.

По мнению российских политологов в основе мотивации российского абсентеизма лежит не только недоверие к конкретным партиям и лидерам, но и главным образом предупреждение населения против политики в целом. Отказ от участия в политической жизни страны некоторых групп можно рассматривать как форму социального протеста. Кроме того, в силу исторических традиций значительной части населения России не свойственно активное участие в политической жизни страны. Следует отметить, что численность абсентеистов в современной России будет зависеть от результата проводимых политических и социально-экономических реформ. При положительной динамике будут наблюдаться снижение настроений апатии. А углубление кризиса или незавершенный характер реформирования общества может привести к росту абсентеистских настроений в обществе.

Динамика развития процесса абсентеизма в постсоветской России свидетельствует о кризисе массового сознания, отчужденности большинства населения от власти и высокой степени недоверия к властным структурам. Развитие абсентеизма может проходить в 2-х направлениях:

- абсентеисты могут быть вовлечены в активную общественно-политическую жизнь (в этом случае численность абсентеистов сокращается);

- увеличение численности абсентеистов. Отсюда следуют выводы:

- в период проведения избирательных кампаний разного уровня группа абсентеистов должна находиться в центре внимания, поскольку от их позиции может зависеть исход выборов;

- необходимо проведение специальных исследований, изучающих проблемы и ценности ориентации абсентеистов;

-требуется всесторонний анализ причин абсентеизма политологами и разработка практических рекомендаций для привлечения этой группы к политической деятельности.

Политический абсентеизм молодежи является проблемой не только российского общества. В большинстве развитых стран мира интенсивность участия молодых людей в политических процессах, и прежде всего — электоральных, устойчиво ниже аналогичных показателей у представителей других возрастных групп. Однако самоустранение молодежи от участия в выборах в странах с модернизирующейся политической системой вызывает особые опасения.

В современной России молодежь составляет 1/5 населения страны. В условиях постсоветского периода она оказалась отчужденной от принятия политических решений. В последнее десятилетие происходит сворачивание реального участия молодежи в политике, в управлении делами государства и общества. Участие молодежи в политической жизни страны составляет одно из важнейших направлений интеграции молодежи в общественные отношения.

В среде молодежи наблюдается наличие протестного потенциала, который может быть реализован в случае особого стечения обстоятельств. Протестное поведение связано с традиционной для российской культуры отчужденностью народа от власти. Исторический опыт учит, что и незначительное число политически активных молодых людей при определенных обстоятельствах способно повести за собой широкие слои юношества.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для привлечения молодежи к активным формам политического участия представляется необходимым осуществление следующих мер:

- создание системы гражданского воспитания молодого поколения с целью усвоения им ценностей демократического общества;

- формирование в обществе механизма поддержки молодежи — государство должно помочь ей определить и реализовать интересы и потребности, жизненные перспективы;

- привлечение к участию в деятельности органов власти представителей молодого поколения.

В отечественной политологии пока не сложилась единая концепция политического участия, она находится в стадии формирования. Проблема политического участия является одной из основных тем, привлекающих внимание российских и зарубежных исследователей. Особое место в этих исследованиях занимает проблема политической активности молодого поколения и формы участия молодежи в политическом процессе.

Изучение политического участия призвано выявлять факторы, формирующие тот или иной тип участия, те или иные политические ориентации людей, уровень и направленность их политической активности. В частности, насколько это зависит от социального и материального положения людей, их образования и других объективных факторов.

Политическое участие также зависит от политической культуры как составной части общей культуры.

В зарубежной политологии в XX веке сформировались концепции политического участия в различных политологических школах. Знакомство с работами американских и европейских ученых позволило ввести в категориальный аппарат в 90-е годы ряд терминов — партийная идентификация, абсентеизм, электорат и другие. Таким образом, в разработке проблем политического участия наблюдается очевидный прогресс. Однако, по мнению автора, можно говорить лишь о начале изучения этого круга проблем, о создании необходимой основы для комплексных исследований вопроса политического участия. Сегодня анализ развития политической активности молодого поколения находится на начальной стадии разработки и требует более глубокого и всестороннего изучения.

Обобщая вышесказанное, представляется обоснованным сделать некоторые выводы. Основные выводы состоят в следующем:

1.Молодое поколение россиян является движущей силой поступательного развития общества, инновационным фактором экономических преобразований в стране. Сегодня, как никогда ранее, требуется научно обоснованная, эффективная государственная политика в отношении молодого поколения.

2. В разработке проблем политического участия наблюдается очевидный прогресс. Однако, по мнению автора, можно говорить лишь о начальной стадии изучения этого круга проблем, о создании необходимой основы для комплексных исследований политической активности молодого поколения, которая требует более глубокого и всестороннего изучения, разработки новых технологий управления политическим поведением молодого поколения.

3. Молодежные общественные организации и движения обеспечивают непосредственное участие молодых людей в решении собственных проблем, способствуют эффективному включению в политическую и социально-экономическую жизнь общества.

4.По мнению автора исследования, в последние годы в России наблюдается тенденция на сворачивание реального участия молодежи в политике, в управлении делами государства и общества. Диссертант придерживается точки зрения, что молодежь признает электоральное участие в качестве основного канала влияния на власть. При этом демонстрирует низкую вовлеченность в другие формы политического участия, которые требуют большей активности.
5. Наиболее важной задачей в контексте исследуемой проблематики является приобщение молодежи к политике через институциализированные формы участия, которые до сих пор находятся лишь в начальной стадии развития.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андрюшина, Е.В. Государственная молодежная политика в российском обществе: Этапы, основные направления, показатели результативности / Е.В. Андрюшина // Государственное управление. Электронный вестник. — 2018. — № 67. — С. 269-281.

2. Бабочкин, П. И. Социализация молодежи: опыт, проблемы, мероприятия / П. И. Бабочкин // Соц.-гуманит. знания. — 2019. — № 1 — С. 28.

3. Дарбинян, А.А. К вопросу о реализации государственной молодежной политики Российской Федерации / А.А. Дарбинян // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Юриспруденция. — 2018. — № 12. — С. 21-24.

4. Кравченко А.И. Социология. - М.: Акад. Проект, 2015. – 507 с.

5. Марчевский, А.П. Основные тенденции в государственной молодежной политике / А.П. Марчевский // Аллея науки. — 2019. — Т. 3. — № 1 (28). — С. 281-283.

6. Морозюк, Ю.В. Молодежная политика в современном мире / Ю.В. Морозюк // Социально-гуманитарные технологии. — 2018. — № 2 (6). — С. 53-60. с.

7. Манько Ю.В. Социология молодёжи. - СПб.: Петрополис, 2018. – 315 с.

8. Методы социологических исследований. - М.: ТЕИС, 2016. – 511 с.

9. Михайлова Л.И. Социология культуры. - М.: Дашков и К°, 2015. – 343 с

10. Никишенков А.А. История британской социальной антропологии. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2018. – 494 с.

11. Социология молодежи, под ред. В.Н. Кузнецова - М.: Гардарики, 2017. – 335 с.

12. Социология молодёжи. - М.: Academia, 2018. – 606 с.

13. Фуко М. Ненормальные. - СПб.: Наука, 2015. – 431 с.

14. Чупров, Владимир Ильич. Социология молодежи [Текст] : Учебник / Владимир Ильич Чупров, Юлия Альбертовна Зубок. - Москва : Юридическое издательство Норма ; Москва : Издательский Дом "ИНФРА-М", 2016. - 336 с. - ISBN 978-5-91768-174-0 : Б. ц.



15. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: Омега-Л, 219. – 567 с.


Скачать файл (334.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации