Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Процессы мышления и воображения. Особенности творческого мышления. Развитие творчества в процессе обучения. 2 вариант - файл 1.doc


Контрольная работа - Процессы мышления и воображения. Особенности творческого мышления. Развитие творчества в процессе обучения. 2 вариант
скачать (132.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc133kb.19.11.2011 22:42скачать

содержание

1.doc

СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………. 3

  1. Понятие процессов мышления и воображения ……………………………….. 4

  2. Особенности творческого мышления ………………………………………… 11

  3. Развитие творчества в процессе обучения ……………………………………. 16

  4. Творческое задание …………………………………………………………….. 21

Заключение ………………………………………………………………………23

Список использованных источников …………………………………………. 24


ВВЕДЕНИЕ
Процесс познания всегда предполагает наличие двух сторон: познающего человека (субъекта познания) и познаваемого предмета (объект познания). Они соотносятся друг с другом. Человек познаёт мир посредством органов чувств: зрения, обоняния, осязания, слуха, вкуса. Чувственное познание человеком мира осуществляется в таких формах, как ощущение, восприятие, представление. Ощущение - это то, что мы воспринимаем органами чувств. Воздействие на органы чувств целостного образа предмета называется восприятием. Чувственный образ предметов и явлений сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия называется представлением. Познающий человек не может ограничиться лишь чувственным познанием, он проникает в суть вещей, используя способность мыслить. Это рациональное познание. Процесс мышления протекает благодаря мыслительным операциям: сравнению, уподоблению, обобщению, отвлечению. Подробнее об психологических процессах человека поговорим в данной работе.



    1. Понятие процессов мышления и воображения. Общие характеристики


От чувственного познания, от установления фактов, диалектический путь познания ведет к логическому мышлению. Мышление – это целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей. Творческое мышление направлено на получение новых результатов в практике, науке, технике. Мышление – это активный процесс, направленный на постановку проблем и их решение. Переход от ощущения к мысли имеет свое объективное основание в раздвоении объекта познания на внутреннее и внешнее, сущность и ее проявление, на отдельное и общее.

Первый существенный признак мышления заключается в том, что оно есть процесс опосредованного познания предметов. В процессе мышления человек в поток своих мыслей вовлекает маленькие кусочки общего запаса имеющихся в его голове знаний о самых разнообразных вещах, из всего накопленного жизнью опыта. И зачастую самые невероятные сопоставления, аналогии и ассоциации могут привести к решению важной практической и теоретической проблемы. Теоретики могут с успехом извлекать научные результаты относительно вещей, которые они, быть может, никогда не видели.

В жизни мыслят не только теоретики, но и практики. Практическое мышление направлено на решение частных конкретных задач, тогда как теоретическое мышление – на отыскание общих закономерностей. Если теоретическое мышление сосредоточено преимущественно на переходе от ощущения к мысли, идее, теории, то практическое мышление направлено, прежде всего, на реализацию мысли, идеи, теории в жизнь. Практическое мышление непосредственно включено в практику и постоянно подвергается ее контролирующему воздействию. Теоретическое мышление подвергается практической проверке не в каждом звене, а только в конечных результатах.

Связь процессов объективного мира, их развитие представляют собой своего рода «логику вещей», объективную логику. Эта логика отражается в нашем мышлении в виде связи понятий – эта субъективная логика, логика мышления. Логичность наших мыслей обусловливается тем, что мы связываем в них вещи так, как они связаны в самой действительности. Так как действительность диалектична, то таковой же должна быть и логика человеческого мышления.

Эмпирическое познание констатирует, как протекает событие. Теоретическое познание отвечает на вопрос, почему оно протекает именно таким образом и какие законы лежат в его основе. Исторически развитие мышления шло от конкретных, наглядно-образных форм к отвлеченным, все более абстрактным формам. Познание у каждого человека идет от живого созерцания к абстрактному мышлению и является воспроизведением исторического пути развития мышления.

Разумное содержание процесса мышления облекается в исторически выработанные логические формы. Основными формами, в которых возникло, развивается и осуществляется мышление, являются понятия, суждения и умозаключения. Понятие – это мысль, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи предметов и явлений. Понятия не только отражают общее, но и разделяют вещи, группируют, классифицируют их в соответствии с их различиями. Кроме того, когда мы говорим, что имеем понятие о чем-либо, то под этим подразумеваем, что мы понимаем сущность этого объекта.

В отличие от ощущений, восприятий и представлений понятия лишены наглядности, или чувственности. Восприятие отражает деревья, а понятие – дерево вообще. Понятия возникают и существуют в голове человека лишь в определенной связи, в виде суждений. Мыслить – значит судить о чем-либо, выявлять определенные связи и отношения между различными сторонами предмета или между предметами.

Суждение – это такая форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается (или отрицается) что-либо о чем-либо. Например, предложение «Клен – растение» есть суждение, в котором о клене высказывается мысль, что он есть растение. Суждения имеются там, где мы находим утверждение или отрицание, ложность или истинность, а также нечто предположительное. Можно сказать, что суждение – это развернутое понятие, а само понятие – это свернутое суждение.

В реальном процессе мышления понятия и суждения как звенья включены в цепь более сложных умственных действий – в рассуждения. Относительно законченной единицей рассуждения является умозаключение. Из имеющихся суждений оно образует новое – вывод. Именно выведение новых суждений является характерным для умозаключения как логической операции. Суждения, из которых выводится заключение, суть посылки. Умозаключение представляет собой операцию мышления, в ходе которой из сопоставления ряда посылок выводится новое суждение.

Любое знание носит ограниченный характер как исторически, так и по содержанию, следовательно, в каждый данный период существует необходимость в предположительном знании, в гипотезах. Гипотеза – это предположение, исходящее из ряда фактов и допускающее существование предмета, его свойств, определенных отношений. В силу своего вероятностного характера гипотеза требует проверки и доказательства, после чего она приобретает характер теории.

Теория – это система объективно верных, проверенных практикой знаний, воспроизводящих факты, события и их предполагаемые причины в определенной логической связи; это система суждений и умозаключений, объясняющих определенный класс явлений и лежащих в основе научного предвидения. Сердцевину научной теории составляют входящие в нее законы. Развитие науки предполагает открытие все новых и новых законов действительности. Власть человека над окружающим миром измеряется объемом и глубиной знания его законов.

Прогресс научного знания во многом строится на возрастании силы и диапазона научного предвидения. Предвидение дает возможность контролировать процессы и управлять ими. Научное познание позволяет не только предвидеть будущее, но и сознательно формировать его. Жизненный смысл всякой науки может быть охарактеризован так: знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать.

Воображение неразрывно связано с памятью и мышлением, оно является специфически человеческим видом психической деятельности, возникшим в результате труда. Заранее предвосхищая цель деятельности, человек непрерывно развивает свое воображение. В процессе индивидуального развития человека воображение формируется в тесной связи с мышлением. Построение образов воображения, то есть таких образов, которые мы не находим в окружающей действительности, возможно лишь при высоком уровне интеллектуального развития человека. Но и само мышление зависит от процессов воображения. Только благодаря воображению становится возможным осуществление специфически человеческой операции мышления – абстрагирования. Самые тесные связи существуют между воображением и мышлением: воображение осуществляет мыслительный отход за пределы непосредственно воспринимаемого; способствует предвосхищению будущего; «оживляет» то, что было ранее.

Воображением называется деятельность сознания, в процессе которой человек создает новые, не имевшиеся у него ранее представления, мысленные ситуации, идеи, опираясь на образы, которые сохранились в его памяти от прошлого чувственного опыта, преобразуя и изменяя их.

Воображение, или фантазия есть всегда процесс построения нового на основе переработки, мысленной реконструкции оставшихся в сознании человека от прошлого опыта представлений, то есть процесс преобразующего отражения действительности.

В своем воображении человек отходит от непосредственно воспринимаемой действительности, строит мысленные образы предметов, которые не наблюдались им в действительности, или наделяет их новыми, невиданными еще свойствами. В этом отходе от действительности человек может представлять себе окружающий мир ошибочно и даже искаженно, например, наделяя его различными мифическими существами, создавая и развивая различные религиозные верования и тому подобное. Такое искаженное представление мира нередко приобретает черты твердых понятий и убеждений, которые с трудом поддаются исправлению. Но в целом и основном, при правильной опоре на данные прошлого опыта, воображение является для человека могучим средством познания мира и его перестройки.

Воображение развилось у человека в процессе трудовой деятельности. Даже самый простой, элементарный процесс труда не может осуществиться без воображения, без мысленного представления цели труда и средств, приемов ее достижения.

Труд – источник не только возникновения воображения, но и постоянное средство его совершенствования и развития: усложнение форм труда в процессе исторического развития человеческого общества, постоянное совершенствование средств труда и орудий производства, возникновение и развитие новых и новых форм трудовой деятельности предъявляло и предъявляет все новые и повышенные требования к воображению человека и тем содействует его развитию.

Труд содействовал становлению и усовершенствованию у человека следующих приемов изменения и преобразования представлений в процессе воображения:

1. агглютинация - «склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей (русалка, сфинкс, человекобык, кентавр);

2. гиперболизация, которая характеризуется не только увеличением или уменьшением предмета (мальчик с пальчик), но и изменением количества частей предмета и их смещением (дракон с 7 головами);

3. заострение, подчеркивание каких-либо признаков (шаржи, карикатуры);

4. типизация, для которой характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе.

С деятельностью воображения связано формирование ряда нравственно- психологических качеств личности, таких, как идейная убежденность, чувство долга, патриотизм, гуманность, чуткость, целеустремленность, настойчивость.

Основными видами воображения являются: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное, конкретное, абстрактное. Давайте подробнее разберем данные виды.

Активное воображение – характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение является признаком творческого типа личности, которая постоянно испытывает свои внутренние возможности, её познания не статичны, а непрерывно рекомбинируются, приводят к новым результатам, дающим индивиду эмоциональное подкрепление для новых поисков, создания новых материальных и духовных ценностей. Ее психическая активность надсознательна, интуитивна.

Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение возникает при ослаблении сознания, психозах, дезорганизации психической деятельности, в полудремотном и сонном состоянии. При преднамеренном пассивном воображении человек произвольно формирует образы ухода от действительности-грезы. Создаваемый личностью ирреальный мир-попытка заменить несбывшиеся надежды, восполнить тяжелые утраты, ослабить психические травмы. Этот вид воображения свидетельствует о глубоком внутриличностном конфликте.

Продуктивное воображение – отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется. Этот вид воображения лежит в основе художественной, литературной, музыкальной, конструкторской и научной деятельности. Результатами творческого воображения могут быть материальные и идеальные образы. Существенный критерий данного вида воображения – социальная ценность его результатов, проникновение в сущность отображаемых сторон действительности, акцентирование, усиление наиболее существенных сторон действительности.

Репродуктивное воображение – при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Например, при чтении литературы, при изучении карты местности или исторических описаний воображение воссоздает то, что отображено в этих книгах, картах, рассказах.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.

Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, то есть мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.

Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, то есть связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и так далее. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности.

Рассматривая воображение в самом широком смысле, его можно определить как процесс преобразования наглядного материала посредством понятий и формирования образов ранее частично или полностью наблюдаемых явлений.



    1. Особенности творческого мышления


Творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее.

Понятию «творчество» также можно дать и более широкое определение. Философы определяют творчество, как необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества.

Творчество – это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности.

Способностью к творческому мышлению в какой-то мере обладает, наверное, каждый. В детстве, когда преобладает образное мышление, эта способность часто проявляется в рисунках, лепках, построениях из подручных материалов, в подростковом возрасте многие пишут стихи, а в зрелом она, как правило, помогает решать прикладные задачи разного уровня (от повседневных до научно-технических и так далее). Тем не менее, не каждого человека мы можем назвать личностью творческой.

Творческим обычно называют человека, совершившего научное открытие, гениальное изобретение или создавшего произведение искусства, то есть совершившего творческий акт, который был высоко оценен большинством, а также человека неординарного в своем восприятии действительности и реакции на нее. Долгое время способности к интеллектуальному творчеству исследовались так, как подсказывал здравый смысл: чем выше уровень умственных способностей, тем больше творческая отдача человека.

Что же такое творческое мышление? Одним из первых попытался сформулировать ответ на данный вопрос Дж. Гилфорд. Он считал, что «творческость» мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей:

1. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.

2. Семантическая гибкость, то есть способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

3. Образная адаптивная гибкость, то есть способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.

4. Семантическая спонтанная гибкость, то есть способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

В последствии предпринимались и другие попытки дать определение творческому мышлению, но они внесли мало нового в то его понимание, которое было предложено Дж. Гилфордом.

Более подробно можно выделить следующие основные характеристики творческого мышления:

1. Зоркость в поисках: в потоке внешних раздражителей большинство людей обычно воспринимают лишь то, что укладывается в «координатную сетку» уже имеющихся знаний и представлений, а остальную информацию бессознательно отбрасывают. На восприятие влияют привычные структурные установки, оценки, чувства, а также комфортность по отношению к общепринятым взглядам и мнениям. Для творческого мышления характерна способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее «усвоенного».

2. Способность к свертыванию мыслительных операций: в процессе мышления нужен постепенный переход от одного звена в цепи рассуждений к другому. Иногда из-за этого не удается мысленным взором охватить всю картину целиком, все рассуждения.

3. Способность к переносу: весьма существенна способность применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой, то есть умение отделить специфический аспект проблемы от неспецифического, переносимого в другие области. Это, по сути, способность к выработке обобщающих стратегий. Поиски аналогий – это и есть выработка обобщающей стратегии, необходимое условие переноса навыка или идеи.

4. Боковое мышление: широко распределенное внимание повышает шансы на решение проблемы. Французский психолог Сурье писал: «Чтобы творить – надо думать скоро». По аналогии с боковым зрением врач де Боно назвал боковым мышлением эту способность увидеть путь к решению, используя «постороннюю» информацию.

5. Цельность восприятия: этим термином обозначается способность воспринимать действительность целиком, не дробя (в отличие от восприятия информации мелкими независимыми «порциями»). В процессе творческой работы необходимо умение оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы вписать их в более широкие картины.

6. Готовность памяти: когда человек ищет решение проблемы, он может рассчитывать лишь на ту информацию, которую в данный момент воспринимает, и которую может извлечь из памяти, в таких случаях говорят о сообразительности, то есть о готовности памяти «выдать» нужную информацию в нужную минуту. Готовность памяти – это одно из важнейших условий продуктивного мышления.

7. Гибкость мышления: гибкость мышления означает способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далекому от первого по содержанию, отсутствие гибкости называют инертностью, ригидностью.

8. Гибкость интеллекта: существует также такая гибкость, как способность вовремя отказаться от скомпрометированной гипотезы. Здесь нужно подчеркнуть слово «вовремя». Если слишком долго упорствовать, исходя из заманчивой, но ложной идеи, будет упущено время. А слишком ранний отказ от гипотезы мешает привести к тому, что будет упущена возможность решения. Особенно трудно отвергнуть гипотезу, если она своя, придумана самостоятельно, усилиями собственной мысли. Способность перешагнуть через такие невидимые, но прочные шлагбаумы и есть гибкость интеллекта.

9. Способность к оценочным действиям: чрезвычайно важна способность к оценке, к выбору одной из многих альтернатив до ее проверки. Оценочные действия проводятся не только по завершении работы, но и по ее ходу; они служат вехами на пути творческих исканий, отделяющих различные этапы и стадии творческого процесса.

10. Беглость речи.

11. Способность к доведению дела до конца.

12. Профессиональные способности.

Существуют сочетания способностей и психофизиологических характеристик, которые позволяют их обладателю успешно заниматься каким-либо процессом, деятельностью. Термин «способность к данной профессии» относится не только к психогенетическим задаткам, но и к тому, как они реализованы.

О таланте и способностях принято говорить в том и только в том случае, если у человека, в силу природных особенностей его мозга и тела, легче, чем у других, устанавливается условно-рефлекторная связь между обучением и приятными эмоциями. А об одарённости – когда эта связь устанавливается особенно легко. Лёгкость обучения без сопровождающих её приятных эмоций говорит о хорошей памяти и хорошей восприимчивости (это тоже одни из свойств мозга), но никак не о таланте. Такой человек будет легко учиться, легко сдавать экзамены и зачёты, но он будет вряд ли способен к творческому применению полученных знаний. Его стихией станет только их шаблонное воспроизведение и применение. Из него может получиться идеальный исполнитель или идеальный ретранслятор, но никак не творец.

Если у человека нет естественной склонности к созданию положительного эмоционального фона во время обучения, то он может сделать это искусственно. Сознательно созданный положительный эмоциональный фон даёт ему теоретическую возможность догнать и перегнать талантливого и даже очень одарённого человека. «Самый медлительный человек, если он только не теряет из виду цели, идёт быстрее, чем тот, кто блуждает бездумно» (Лессинг).

Безусловно, если в силу каких-либо причин, мозг имеет внутренние нарушения, то его способность к восприятию и обработке поступающей извне информации может быть существенно нарушена и искажена. Само собой разумеется, что все внутренние искажения мозга будут отражаться и на его способности к творческому мышлению. Это приводит к тому, что творческое мышление психически и душевно больного человека может существенным образом отличаться от творческого мышления нормальных людей. И в тоже время следует отметить, что далеко не во всех случаях искажения в мышлении являются существенным препятствием для получения выдающихся творческих достижений.

    1. Развитие творчества в процессе обучения


Деятельность людей в различных сферах духовного и материального производства включает в себя два неразрывно связанных между собой процесса: воспроизводящий и творческий.

В воспроизводящей деятельности люди, как правило, ничего существенно нового в процесс создания ценностей не вносят, а лишь повторяют то, что в общественном и личном опыте уже сложилось. Они создают материальные и духовные ценности по сложившимся моделям и образцам. В творческой деятельности людей создается новый опыт, происходят качественные изменения, как в характере, так и в продукции труда.

Одно дело скопировать ту или иную картину, и другое – ее создать. Одно дело овладеть той или иной теорией и другое – внести в эту теорию что-то новое, в науке еще неизвестное. Нечто подобное наблюдается и в обучении. Учащиеся могут изучать учебный материал в том виде, в каком он им сообщается учителем или излагается в учебной литературе. Пользоваться теми методами и приемами познавательной деятельности, которые им предлагают, но могут значительно шире и глубже изучать учебный материал, раскрывать новые стороны изучаемых явлений, высказывать свои суждения, пользоваться более совершенными методами решения поставленных вопросов. Первый вид деятельности учащихся можно назвать воспроизводящим, а второй – творческим.

Основное отличие творческой познавательной деятельности от воспроизводящей состоит в более глубоком проникновении в сущность изучаемых вопросов, в активизации познавательных способностей и творческих сил учащихся, в новизне их сужений, выводов и способов деятельности.

Творческая деятельность учащихся в обучении должна развивать пытливость и самостоятельность учащихся, подготавливать их к самостоятельному приобретению знаний и творческому их применению на практике. Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Для того чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, то есть быть «незаменимым». А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий характер.

Известно, что природные задатки превращаются в способности только в деятельности, что творческие способности не только проявляются в деятельности, но и создаются деятельностью. Менее известно, что не всякая деятельность способствует развитию способностей вообще, а тем более творческих. Развитие способностей происходит только в том случае, если деятельность связана с положительными эмоциями.

Другой способ развития творчества основан на дифференциации по широте и глубине изучаемого материала. Это так называемая обогащенная программа обучения. Однако лишь повышение уровня сложности и увеличение количества материала не способствует созданию оптимальных условий развития одаренности. Нужно иное, качественно новое содержание образования, специальные программы обучения одаренных детей творчеству, формирование лидерства, умения общаться и других качеств, способствующих в будущем социальной реализации творческой личности.

Все познавательные процессы составляют единую систему, которую в целом можно назвать интеллектуальной системой и которая одновременно обеспечивает и внимание к новому, и понимание, и запоминание учебного материала. Сложившееся в психологической науке и педагогической практике разделение познавательных процессов затрудняет работу учителя по развитию всей интеллектуальной системы ребенка в обучении. На самом деле в жизни, на уроке каждый познавательный процесс всегда взаимосвязан со всеми остальными и включен в эти другие процессы. Так, мышление основывается на памяти, оно предполагает и включает осмысленное внимание, так же как и запоминание составляет результат мышления и понимания. В процессе обучения необходимо способствовать развитию всей интеллектуальной системы, а не отдельных познавательных процессов. Мы пользуемся понятием "интеллектуальная система" как самым широким понятием, включающим все познавательные процессы. Это понятие включает, конечно, и мышление как центральное звено всей интеллектуальной системы человека. Поэтому, рассматривая развитие познавательных процессов, можно представить его как развитие интеллекта человека, включающего все познавательные процессы, уровень знаний, систему интеллектуальных операций и обеспечивающего возможности усвоения, воспроизведения и использования знаний в жизни. Собственно, в практике обучения мы и не делим интеллект по отдельным процессам, а оцениваем его как целое, выражающееся в этих разных процессах. Мышление интегрирует всю систему познавательных процессов, придает им свою структуру и определяет их осмысленность. Смысл усваиваемого знания, его выявление составляет главное звено всего процесса усвоения. Формальные, неосмысленные знания, даже если они закреплены в памяти и воспроизводятся на уроке, остаются пустыми и бесполезными. Они не только не способствуют, но и задерживают интеллектуальное и психическое развитие ученика, являются препятствием в усвоении новых знаний.

Система познавательных процессов как интеллектуальная система определяет "работу" всех перцептивных процессов – зрения, слуха, осязания. Процессы восприятия картины или звуковой речи – это процессы осмысленные, а не только "поставляющие материал" для памяти и мышления. Поэтому, рассматривая развитие познавательных процессов, мы не включаем главы о развитии восприятия. Его развитие следует за развитием интеллекта и подчиняется его законам, а художник и пианист в процессе восприятия как бы решают непосредственно интеллектуальные задачи, не менее сложные, чем в математике и технике.

Процесс познания начинается с внимания. Внимание обеспечивает обнаружение нового, неожиданного, интересного. Оно составляет то окно, через которое ученик смотрит в мир знаний, открывает в них новое и как бы не замечает того, что уже стало привычным. Внимание - это самый первичный познавательный процесс, с которым рождается ребенок, благодаря которому он удивляется новизне окружающего мира и исследует его. Мы рассматриваем внимание как самое начало и первичное проявление исследовательской активности ребенка, из которого в дальнейшем развивается сложное здание любознательности, экспериментирования и творчества. Для того чтобы обнаружение нового выросло в творчество, его нужна сохранить и закрепить как устойчивую бескорыстную любознательность, обеспечивающую такое же удивление новому у взрослого, как это было в детстве. Развитие внимания предполагает достижение не только и не столько его "произвольности", но в большей степени его личностной осмысленности. Оно всегда избирательно и обеспечивает усвоение подлинна осмысленных знаний не только на уроке, но и во всех других жизненных ситуациях. Педагогика и психология долгое время стремились развить произвольное внимание как его "высшую форму", необходимую для усвоения даже ненужного материала. Более важная задача состоит в том, чтобы обеспечить сохранение и развитие непроизвольного внимания, которое достигает высших форм, когда становится интеллектуально осмысленным.

Память ребенка непроизвольна и всегда осмысленна. Запоминается то, что понятно, что стало личностным знанием. Память развивается вместе с развитием внимания и мышления. Школа во многом не только не способствует развитию памяти, но задерживает его необходимостью запоминания непонятого и не осмысленного школьником учебного материала.

Перед каждым учителем стоит важная задача развития на каждом возрастном этапе памяти как непроизвольного процесса, исключения самой необходимости использования так называемых мнемотехнических приемов, обеспечивающих запоминание ненужного или непонятого материала. Он все равно забудется. Но сколько труда такое запоминание потребует от ребенка. Не в этом ли одна из причин постоянной учебной перегрузки школьников? Сама непроизвольная память развивается, но путь и средство ее развития не в самой памяти, а в мышлении, которое открывает новое и делает его достоянием памяти. Таковы некоторые предпосылки развития познавательных процессов, излагаемые в данной книге.

Однако как сами познавательные процессы, так и общее психическое развитие имеет и более общие источники, включающие потребности и мотивы ребенка, определяющие развитие не только как усвоение знаний, но и как саморазвитие, достигаемое в меру собственной активности.

Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности школьников. В одних случаях он носит характер подражательный, в других – поисковый, творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат – уровень приобретенных знаний, умений и навыков.

В теории и практике обучения вопросу развития творческих способностей уч-ся пока не уделено должного внимания, но понятно одно, что развитие творческих способностей школьников не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач. Задача – это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли. Однако в практике школьного обучения в большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие ученика на однозначные ответы, не активизирующие его мыслительной деятельности.

В основе деятельности лежит взаимосвязь чувственных и рациональных, теоретических знаний, знаний о целях, способах, средствах и условиях деятельности; соединение теоретических знаний с ценностными ориентациями. Одна из возможностей применения теоретических знаний в практической деятельности студентов непосредственно в процессе обучения заключается в создании таких условий деятельности, когда необходимо активное применение имеющихся знаний. Деятельность, где человек может раскрыть свои потенциальные возможности, – это преобразовательная деятельность. Овладение профессиональной деятельностью зависит и от личностных качеств специалиста и от условий, в которые он поставлен. Побуждаемый потребностями человек способен самостоятельно сориентироваться в ситуации, приобрести новые необходимые знания, правильно поставить цель действий в соответствии с ситуацией, целью и условиями определить конкретные способы и средства действий. Формирование творческих умений, предпосылка которых лежит в развитии творческого мышления и позволяет развивать способность к профессиональному творчеству.


    1. Творческое задание


Считается, что поиск аналогий – одно из эффективных средств расширения креативного поля. Найдите максимум свойств, качеств, объединяющих:

  • зебру и матрац

  • авторучку и ракету

  • мужчину и кофе

  • любовь и Интернет

  • солнце и электричку

  • осень и балет

Итак, приступим к поиску свойств и качеств, которые могли бы объединять данные объекты.

    1. Зебра и матрац;

- зебра и матрац полосатые;

- если предположить, что зебра это мягкая игрушка, то с матрацем ее объединит наполнитель – вата;

- тепло (зебра как существо живее имеет температуру тела, а матрац способен удерживать тепло от человека);

2. Авторучка и ракета:

- схожи обтекаемой формой;

- обе начинают работать при нажатии кнопки (ракета – кнопка старта, ручка - при нажатии кнопки появляется стержень);

- внутри них так сказать своеобразное топливо (авторучка – чернила или паста, ракета – ракетное топливо);

- после себя оставляют след (после взлета ракета в небе оставляет белую полосу дыма, а авторучка – след от пасты или чернил)

3. Мужчина и кофе:

- крепкий и манящий;

- мужчина и кофе относятся к мужскому роду;

- прежде чем кофе будет давать свой настоящий вкус он должен пройти несколько этапов приготовления (сбор, обжарка, помол), так же как и мужчина, должен закалить временем и поступками свою выдержку и характер, чтобы стать настоящим мужчиной;

4. Любовь и Интернет:

- в некотором плане любовь и Интернет можно представить как зависимость;

- практически каждый человек сталкивался хотя бы раз в своей жизни и с любовью и с Интернетом;

- любовь и интернет не являются материальным объектом их нельзя потрогать, но можно практически точно представить что это такое.

5. Солнце и электричку:

- энергия (солнце дает нам определенную энергию, электричка работает тоже с помощью энергии);

- тепло (солнце нам дает тепло, в электричке, в какой то мере тоже тепло);

- в северных районах солнце как некое теплое спасение, так, к примеру, в пригородной местности электричка как спасение выхода в город

6. Осень и балет:

- легкость полета листа, упавшего с дерева, схожа с легкостью прыжка и движения балерины;

- осенью природа показывает нам свои краски (теплые спокойные тона, с разбавлением немного агрессивных красок), так и в балете, музыка свойственна этим тонам, тихая и спокойная, но со своими волнительными всплесками;

- спокойствие, меланхолия и загадочность.


Заключение
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек.

Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Мышление – это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера. Всякий мыслительный процесс является по своему внутреннему строению действием или актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности индивида. Мыслительный акт субъекта исходит из тех или иных мотивов. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация, т.е. ситуация, для которой нет готовых средств решения. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия.
^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов на Дону, Феникс, 1997

2. Петровский А.В. и др. Общая психология. - М.,1986

3. Лемиш В.В., Шагарова И.В. Общая психология: мышление, речь, воображение: Учебный комплекс. - Омск, 2004.

4. http://u-too.narod.ru/tvorchestvo.htm

5. http://imp.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/annot/annot_8_11_v.html

6. http://www.koob.ru/vigodsky_v_l/vigotskij_lekcii_po_psihologii


Скачать файл (132.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации