Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Отчет по лабораторным работам общего психологического практикума. Исследование памяти - файл 1.doc


Отчет по лабораторным работам общего психологического практикума. Исследование памяти
скачать (90 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc90kb.19.11.2011 22:53скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Отчет по лабораторным работам общего психологического практикума.

Испытуемая – Л.Н.

Пол – жен.

Возраст – 20 лет.

Исследование памяти

Общее понятие о памяти.

Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение внешних воздействий человек использует в будущем. Формирование опыта было бы невозможно, если бы накопленный индивидуальный опыт исчезал бесследно. Информация, полученная в прошлом, сохраняется и воспроизводится индивидом в тех случаях, когда ему это необходимо. Это и есть наша память.

Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта называется памятью. В памяти различают такие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Указанные процессы не являются автономными психическими способностями. Они формируются в деятельности и определяются ею. Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Использование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось, требует воспроизведения. Сохранение материала и памяти зависит от участия его в деятельности личности, поскольку в каждый данный момент поведение человека определяется его жизненным опытом.

Память, таким образом, есть важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности. Роль памяти не может быть сведена к запечатлению того, что «было в прошлом». Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного, психического акта обязательно предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующими.

Виды памяти.

В зависимости от деятельности хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.

Мгновенная (иконическая) память представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0.1 до 0.5 с.

Кратковременная память сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с.) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти составляет 5 - 9 единиц информации и определяется по количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления. Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, привлекает к себе его повышенное внимание. " Мозг среднего человека, - говорил Эдисон, - не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз".

Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней.

Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями.

В зависимости от преобладающего в процессе функционирования памяти анализатора выделяют двигательную, зрительную, слуховую, {осязательную, обонятельную, вкусовую}, эмоциональную и другие виды памяти.

У человека преобладающим является зрительное восприятие. Так, например, мы часто знаем человека в лицо, хотя не можем вспомнить, как его зовут. За сохранение и воспроизведение зрительных образов отвечает зрительная память . Она напрямую связана с развитым воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. У китайцев есть пословица: "Лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать". Дейл Карнеги объясняет этот феномен тем, что "нервы, ведущие от глаз к мозгу, в двадцать пять раз толще, чем те, которые ведут от уха к мозгу".

Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков. Ярким примером двигательной памяти является рукописное воспроизведение текста, подразумевающее, как правило, автоматическое написание когда-то изученных символов.

Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок.

Возможности осязательной, обонятельной, вкусовой и других видов памяти по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью очень ограничены; и особой роли в жизни человека не играют.

Рассмотренные выше виды памяти лишь характеризуют источники исходной информации и не хранятся в памяти в чистом виде. В процессе запоминания (воспроизведения) информация претерпевает разнообразные изменения: сортировку, отбор, обобщение, кодирование, синтез, а также другие виды обработки информации.

По характеру участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делят на произвольную и непроизвольную.
^ Метод запоминания.
Метод исследования запоминания, состоит в том, что испытуемому дается длинный ряд не связанных между собой слогов, слов или цифр, которые он сразу не может запомнить, и предлагается воспроизвести удержанные элементы в любом порядке.

Эксперимент повторяется несколько раз (до 10 раз), причем каждое воспроизведенное слово отмечается цифрой в порядке его воспроизведения.

В конце опыта вычерчивается кривая заучивания. Заучивание оценивается общим результатом (число удержанных членов ряда и число повторений, необходимых для полного их заучивания), характером кривой (ее быстрое восхождение, наличие колебаний и т. д.) и устойчивостью того порядка, в котором испытуемый воспроизводил слова (последнее дает возможность установить как особенности «стратегии» мнемической деятельности испытуемого, так и выраженность эффекта «края»).
Содержание методики:

Испытуемому предъявляются последовательно отдельные элементы материала, подлежащего заучиванию. После очередного предъявления ВСЕЙ последовательности испытуемый должен воспроизвести ВЕСЬ материал В ПРОИЗВОЛЬНОМ ПОРЯДКЕ. Материал предъявляется до первого правильного воспроизведения ВСЕГО материала. Основными показателями заучивания являются время заучивания и количество предъявлений материала. Показателем динамики заучивания служит процент правильно воспроизведенных элементов после каждого предъявления.

В данной работе Вам будет многократно предъявляться одна и та же серия из 12 бессмысленных слогов. Время предъявления каждого слога - 1 сек. После предъявления всей серии Вы должны на клавиатуре набрать запомненные слоги в произвольном порядке. После ввода каждого слога следует нажимать Enter. Если Вы не помните больше слогов, то просто нажмите Enter, ничего не вводя. Опыт завершится, когда Вы правильно введете все 12 слогов после одной серии.

Вы можете сами в любой момент прервать эксперимент, но если Вы сделаете это ранее пятой стадии, результаты вообще не будут сохранены.

Отчет о работе:

Кривая заучивания:


07 Лаукарт Наталья. Метод заучивания. 16.02.2010 11:55:12 Time=1:11

> Start: 07 Лаукарт Наталья. Метод заучивания. 16.02.2010 11:54:01

<< Success: 07 Лаукарт Наталья. Метод заучивания. 16.02.2010 11:53:57 Time=14:41

  • Start: 07 Лаукарт Наталья. Метод заучивания. 16.02.2010 11:39:15


Вывод:

Таким образом, испытуемая Л.Н. запомнила весь ряд бессмысленных слогов с седьмой попытки. Как видно из кривой заучивания у испытуемой нет впадин, график поднимается равномерно, лишь второе, третье и четвертое предъявление равно по количеству воспроизведенных элементов. Показатель первого запоминания (4 воспроизведенных слога) чуть ниже нормы. Во втором предъявлении наблюдается явная динамика – испытуемая воспроизвела 7 слогов. Пятое, шестое и седьмое предъявление равномерно возрастают на одно – два слова. Нужно отметить, что испытуемая воспроизводила слоги примерно в одном порядке, что указывает на определенную систему запоминания, которая способствовала успешному завершению задания.

Можно сказать, что испытуемая успешно справилась с заданием.

^ Метод постоянного числа предъявлений

Фактически речь идет о разновидности метода заучивания Эббингауза. Вместо критерия усвоения принимают постоянный для всех испытуемых критерий упражнения. Этот критерий представляет собой определенное число предъявлений мате­риала, которое заранее устанавливается экспериментатором.

В этом случае нет никакой необходимости включать между двумя последовательными предъявлениями воспроизведение усвоенных испытуемыми элементов. Сразу же или спустя некоторое время после окончания предъявлений определяют количество запомненных элементов материала методом вос­произведения (устно или письменно) или методом узнавания. Число правильно воспроизведенных каждым испытуемым элементов составляет показатель его запоминания; число пра­вильно идентифицированных элементов — показатель его уз­навания. Этот метод, удобный при применении в больших группах испытуемых, используется весьма часто. Однако Джиллет (1936) показал, что при этом методе оказываются в выигрыше быстро обучающиеся субъекты, которые при прочих равных условиях запоминают больше элементов, чем медленно обучающиеся субъекты.

Содержание методики:

Испытуемому предъявляются последовательно отдельные элементы материала, подлежащего заучиванию. Весь набор стимулов предъявляется строго определенное число раз. В отличие от метода заучивания, испытуемый воспроизводит материал не после каждого очередного предъявления, а после всех предъявлений набора стимулов. Основным показателем заучивания является процент правильно воспроизведенных элементов.

В данной работе Вам будет 4 раза предъявлен один и тот же набор из 12 бессмысленных слогов. Время предъявления каждого слога - 1 сек. После всех предъявлений Вы должны на клавиатуре набрать запомненные слоги в произвольном порядке. После ввода каждого слога следует нажимать Enter. Если Вы не помните больше слогов, то просто нажмите Enter, ничего не вводя.

Отчет о работе:

Показатели заучивания
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | Всего

------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+----+----+----+------

1 | + | + | + | + | - | + | - | + | - | - | - | - | 6

------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+----+----+----+------

Оценка: 2

Вывод:

Таким образом, испытуемая Л.Н. запомнила шесть бессмысленных слогов, что соответствует нормальному объему непосредственной памяти (от 5 до 9 слов). Процент правильно заученных и воспроизведенных слогов составляет 50%.

Можно указать, что испытуемая запоминала бессмысленные слоги на основе ассоциаций, а так же она проговаривала их вслух, что говорит об индивидуальной системе средств запоминания информации, применяемых испытуемой.

^ Метод узнавания

При этом методе элементы материала, подлежащего заучиванию, располагаются в порядке, который испытуемый не может предугадать, среди новых, но однородных элемен­тов (заучиваемые слоги смешиваются с другими слогами, прилагательные с другими прилагательными, рисунки с дру­гими рисунками и т. д.). В этом случае задача испытуемого будет состоять в том, чтобы просмотреть всю совокупность элементов и идентифицировать те, которые требуется заучить, по мере того как они будут встречаться.

Как правило, опыт на узнавание практически можно ор­ганизовать следующим образом: допустим, заучивается ряд из 10 стимулов, которые затем смешивают с 30 новыми стимулами. Таким образом можно составить однородный ряд, содержащий 40 стимулов, которые и предъявляются испытуемому.

Содержание методики:

Как и в методе заучивания, материал предъявляется постоянное число раз, однако запомненные стимулы следует не воспроизвести, а узнать среди другого материала. Критерием оценки служит показатель узнавания, предложенный Постманом (Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. стр.590).



где Rс — показатель окончательного узнавания, В — число правильных идентификаций, М — число ошибочных иденти­фикаций и n — общее число предъявлений.

Инструкция:

В данной работе Вам будет 4 раза предъявлен один и тот же набор из 12 бессмысленных слогов. Время предъявления каждого слога - 1с. После всех предъявлений Вам будут последовательно показаны еще 36 слогов, среди которых будут и те, которые следовало запомнить. При узнавании слога Вы должны нажать клавишу 'Д'+ если же слог не входит в запоминаемую серию, нажмите 'Н'.
Дата работы: 16.02.2010 12:05

Время работы общее: 273 с. (4 м. 33 с.)

Время работы чистое: 152 с. (2 м. 32 с.)

Отчет о работе:

Показатели заучивания

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | Всего

---+---+---+---+---+---+---+---+---+----+----+----+------

+ | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 12

---+---+---+---+---+---+---+---+---+----+----+----+------
Правильных обнаружений: 12

Корректных отвержений: 23

Пропусков: 0

Ложных тревог: 1

Сравните результаты с полученными Методом постоянного

числа предъявлений (Опыт 2)

Дополнительная статистика: Hit=1,0; FA=0,04; d'=4,3

Оценка: 5

Вывод:

Таким образом, показатель окончательного узнавания равен 11,9. Испытуемая узнала все предъявленные слоги, допустив одну ложную тревогу.

^ Метод сбережения

Этот метод был разработан в целях изучения ди­намики изменения памяти (и особенно забывания) во времени; в равной мере он используется для определения феноменов переноса и интерференции задач.

Психометрическая оценка памяти испытуемого существен­но изменяется в зависимости от применяемых методов ис­следования: например, при прочих равных условиях показа­тель узнавания почти всегда выше показателя воспроизведе­ния, но может случиться, что спустя определенное время после заучивания испытуемый оказывается не способным воспроизвести или даже идентифицировать ни один из стимулов, которые он заучил. Однако в этом случае было бы неправильным делать вывод о полном забывании, не приме­нив метода повторного заучивания, дающего возможность выявить сбережение упражнения, которое можно объяснить устойчивостью скрытого мнемического следа.

Повторное заучивание должно удовлетворять двум усло­виям: а) оно должно осуществляться тем же методом, с помощью которого происходило первоначальное заучивание; б) испытуемый снова должен достигнуть того же критерия усвоения, который был установлен при заучивании.

Различие между числом проб при первоначальном и по­вторном заучивании составляет величину абсолютного сбе­режения упражнения. Однако это абсолютное сбережение почти не имеет значения, особенно когда речь идет о срав­нении показателей сбережения нескольких испытуемых: так, если испытуемому А потребовалось для заучивания 20 проб, а для повторного заучивания 15 проб, то его абсолютное сбережение равно 5 пробам; если испытуемому Б для заучи­вания понадобилось 16, а для повторного заучивания 11 проб, то величина его абсолютного сбережения будет равна также 5 пробам. Однако относительный «вес» этих 5 проб будет неодинаковым, если соотносить их с количеством проб — с 16 или 20 — первоначального заучивания. Следовательно, не­обходимо вычислить величину относительного сбережения. С этой целью применяется несколько формул. Наиболее аде­кватной нам кажется формула Хилгарда (1934), поскольку она позволяет получить все показатели в процентах (от 0 до 100%):



где ес — относительное сбережение, Еa — число проб при заучивании, Еr — число проб при повторном заучивании, J — число правильных проб, соответствующих критерию усвое­ния, установленному экспериментатором («J будет равно 1, если этим критерием является первое безошибочное воспро­изведение материала). При вычислении по этой формуле ве­личины относительного сбережения вводится поправка пока­зателя, определяемая путем вычитания правильной пробы J (или числа проб J), соответствующей критерию усвоения, совпадающему при первоначальном и повторном заучивании. В самом деле, испытуемый обладает превосходной памятью, если он при первой же пробе повторного заучивания пра­вильно воспроизводит материал. Как это можно легко про­верить, если не учитывать указанную поправку, то показатель сбережения этого испытуемого не будет равен 100%.

Содержание методики:

Работа выполняется в два этапа. Испытуемому предлагается заучить материал Методом Заучивания. Через некоторое время испытуемому еще раз предлагается заучить тот же самый материал тем же самым методом.

Инструкция:

В данной работе Вам будет многократно предъявляться одна и та же серия из 12 бессмысленных слогов. Время предъявления каждого слога - 1 сек. После предъявления всей серии Вы должны на клавиатуре набрать запомненные слоги в произвольном порядке. После ввода каждого слога следует нажимать Enter. Если Вы не помните больше слогов, то просто нажмите Enter, ничего не вводя. Опыт завершится, когда Вы правильно введете все 12 слогов после одной серии.

Дата работы: 16.02.2010 12:11

Время работы общее: 276 с. (4 м. 36 с.)

Время работы чистое: 213 с. (3 м. 33 с.)

Отчет о работе:

Первый этап:

Количество попыток: 3

Динамика заучивания

N,оп.| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | Всего

------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+----+----+----+------

1 | + | + | - | - | - | + | + | - | + | + | + | + | 8

2 | + | + | + | + | - | + | + | - | + | + | - | + | 9

3 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 12

------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+----+----+----+------

% сл.|100|100| 66| 66| 33|100|100| 33|100| 100| 66| 100|

Оценка: 4

Вывод:

Таким образом, относительное сбережение равно 80,3 %.


Скачать файл (90 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации