Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Организация предпринимательской деятельности - файл 10.Сотрудничество партнеров в бизнесе.doc


Лекции - Организация предпринимательской деятельности
скачать (817.7 kb.)

Доступные файлы (19):

10.Сотрудничество партнеров в бизнесе.doc159kb.02.11.2005 19:58скачать
11.Ценообразование на предприятии.doc183kb.02.11.2005 19:58скачать
12.Инновационная деятельность предприятия.doc110kb.03.11.2005 01:03скачать
13.Прибыль предприятия.doc240kb.02.11.2005 19:59скачать
14.Налогообложение, налоговая политика предприятия.doc130kb.02.11.2005 19:59скачать
15.Кредитование и страхование предприятий.doc259kb.02.11.2005 19:59скачать
16.Управление финансами.doc93kb.02.11.2005 19:59скачать
17.Несостоятельность и процедура банкротства предприятия.doc172kb.31.01.2006 03:03скачать
18.Объединение предпринимательских организаций.doc96kb.02.11.2005 19:59скачать
1.Сущность предпринимательства и его виды.doc290kb.17.09.2008 13:42скачать
2.Организационно-правовые формы хозяйствования юридических лиц.doc104kb.11.11.2005 00:55скачать
3.Выбор сферы деятельности и обоснование создания нового предприятия..doc104kb.24.10.2020 14:19скачать
4.Конкуренция в предпринимательстве.doc152kb.31.01.2006 14:00скачать
5.Личность и качества предпринимателя.doc73kb.14.11.2005 15:22скачать
6.Предпринимательские идеи и их реализация.doc106kb.17.11.2005 02:24скачать
7.Предпринимательский риск.doc226kb.01.12.2005 15:31скачать
8(1).Управление персоналом.doc121kb.02.11.2005 19:59скачать
8.Управление персоналом.doc213kb.02.11.2005 19:38скачать
9.Маркетинг на предприяти. Организационные формы маркетинга.doc131kb.08.12.2005 15:14скачать

содержание
Загрузка...

10.Сотрудничество партнеров в бизнесе.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
ПРЕДМЕТ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лекция №___
ТЕМА «СОТРУДНИЧЕСТВО ПАРТНЕРОВ В БИЗНЕСЕ»

преподаватель Чупайда A.M.
г. Тольятти 2005 г.

Вопросы

Введение 1

  1. Паргаерство в бизнесе 3

  2. Коллективное предпринимательство 5

  3. Акции 9

  4. Управление акционерным обществом 10

  5. Товарищества 14

  6. Общество с ограниченной ответственностью 16

  7. Масштабы деятельности совместных предприятий 18

  8. Сотрудничество партнеров в бизнесе (пример) 22

Заключение 31

Литература 32

Литература

  1. www.rambler.ru/povolge/zerkalo.ru

  2. Предпринимательское право. Уч. пособие Москва 2003г.

  3. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ В.Я. Горфинкелъ,
    Е.М. Купряков, В.П. Прасолова и др.;

4. Семенов К.А. «Международные экономические отношения», М, 2000

32

Введение

С переходом к рыночным отношениям, проведением экономических реформ, в условиях формирующегося в России свободного рынка товаров, услуг, работ расширяется сфера предпринимательской деятельности.

Предпринимательская деятельность - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнение работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В конце XX в. коллективные формы предпринимательства заняли доминирующее положение — как в малом, так и в крупномасштабном бизнесе.

Несмотря на различие государственных законодательств, мировая практика свидетельствует о наличии следующих устоявшихся коллективных форм деловой активности: хозяйственные товарищества; хозяйственные общества; акционерные общества; ассоциации, союзы.

Юридическое название указанных форм коллективного предпринимательства в отдельных странах может со временем меняться, но их организационные формы и экономическое содержание в основном сохраняются, совершенствуются и остаются почти неизменными на протяжении десятилетий.

Воссоздание в форме организации предприятия свойственных его практической деятельности элементов имеет своей целью обеспечить саму экономическую деятельность правовой основой. Иными словами, отдельные действия предприятия объединяют в единой модели. Особенно это актуально для акционерных производственно-хозяйственных структур, поскольку именно эта форма предприятия наиболее четко осуществляет разделение деятельности на уровни, и при этом отражает эти уровни в элементах акционирования. Таким образом создаются условия

1

исследования деятельности предприятия как по данным производства, так и по цене акций и прочей акционерной информации.

1. Партнерство в бизнесе

Партнеры проекта, прежде чем установить или решить взаимоотношения с проектной организацией (или инвестором), смогут с помощью бизнес - плана убедиться в наличии шансов на коммерческий успех и обеспечение высокого уровня прибыльности и платежеспособности. Партнерами проекта (например, строительного) могут быть:

  • известные или новые поставщики строительных конструкций,
    материалов, транспортных средств, оборудования;

  • посредники в реализации конструкций, материалов и т.п., а также
    заказов на проектирование, разработанных проектов,
    осуществленных объектов - жилых и общественных зданий,
    офисных и других нежилых помещений;

  • предприятия и организации, с которыми предполагается
    осуществлять кооперирование научно - технической,
    производственной, инвестиционной и иной деятельности;

  • возможные кредиторы, спонсоры и меценаты проекта.

Предполагается, что партнеры, также заинтересованные в установлении деловых отношений, подготовят к встрече собственные (встречные) бизнес - планы. Не исключено также ожидаемое или неожиданное появление бизнес - плана, преследующего собственные и, разумеется, небескорыстные цели. Таким образом, считается, что информация, содержащаяся в бизнес - плане, помогает потенциальным партнерам принять решение о целесообразности и условиях ведения дел с вашей организацией, оценить ее финансовую устойчивость и принять в расчет все возможные риски, избежать выдачи кредитов ненадежным клиентам. На рынке каждый предприниматель функционирует в условиях

достаточно глубокой специализации производства, возникшей на основе разделения труда. Предпринимательство в принципе предполагает:

  • осуществление непосредственных производительных функций
    (строительная фирма, авиазавод, часовой завод, нефтяная компания),
    т.е. производство товара (продукта) или оказание услуги (туристская
    фирма, архитектурное бюро, гостиница, магазин, фотоателье);

  • осуществление посреднических функций (реклама, доставка товаров
    на дом, заказ товаров по телефону), т.е. оказание услуг, связанных с
    продвижением товара на рынок и его передачей в надлежащем
    (общественно приемлемом) виде от непосредственного
    производителя такого товара его потребителю.

  • Предпринимательская деятельность может осуществляться в самых
    разных формах. Эти формы дополняют друг друга. Привнесение
    новых идей возможно на каждом участке предпринимательской
    деятельности. В результате образуется целостный и эффективный
    процесс производства и продвижения товара и услуг к потребителю.

^ 2. Коллектив нов предпринимательство

В конце XX в. коллективные формы предпринимательства заняли доминирующее положение — как в малом, так и в крупномасштабном бизнесе.

Несмотря на различие государственных законодательств, мировая практика свидетельствует о наличии следующих устоявшихся коллективных форм деловой активности: хозяйственные товарищества; хозяйственные общества; акционерные общества; ассоциации, союзы.

Юридическое название указанных форм коллективного предпринимательства в отдельных странах может со временем меняться, но их организационные формы и экономическое содержание в основном сохраняются, совершенствуются и остаются почти неизменными на протяжении десятилетий.

Воссоздание в форме организации предприятия свойственных его практической деятельности элементов имеет своей целью обеспечить саму экономическую деятельность правовой основой. Иными словами, отдельные действия предприятия объединяют в единой модели. Особенно это актуально для акционерных производственно-хозяйственных структур, поскольку именно эта форма предприятия наиболее четко осуществляет разделение деятельности на уровни, и при этом отражает эти уровни в элементах акционирования. Таким образом создаются условия исследования деятельности предприятия как по данным производства, так и по цене акций и прочей акционерной информации.

2. Акционерное общество

Акционерное общество (АО) — форма предприятия, средства которого образуются за счет объединения капитала, выпуска и размещения акций. Различие между обществом с ограниченной ответственностью (000) и акционерным обществом состоит главным образом в том, что в первом случае объединяются люди (предприниматели) для совместной работы, а

во втором случае они объединяют прежде всего капитал для его совместного использования. В обоих случаях участники общества несут ответственность за результаты его деятельности, ограниченную своими вкладами.

АО создается на основе добровольного соглашения юридических и физических лиц (в том числе и иностранных), которые объединяют свой капитал и ставят целью извлечение прибыли путем удовлетворения общественных потребностей своей продукцией.

^ Акционерное общество:

  • является юридическим лицом;

  • несет имущественную ответственность перед кредиторами; располагает
    имуществом, полностью обособленным от имущества отдельных
    акционеров;

- владеет наличным акционерным капиталом, разбитым на части (акции).

^ Предприятия акционерного типа имеют следующие преимущества

- способность привлекать дополнительные инвестиции путем выпуска
акций;

  • ответственность партнеров-акционеров ограничена стоимостью акций
    при общем экономическом интересе;

  • предпринимательский риск снижен;

  • переход капитальных средств из отрасли в отрасль облегчен.

АО функционирует обычно бессрочно, если иное не предусмотрено его уставом. Передача доли собственности осуществляется посредством продажи акций (иногда в учредительных документах может указываться иной порядок). Появление дополнительных владельцев акций оговаривается уставом.

Функцию управления АО выполняет правление, которое сообща выбирает исполнительные органы: директора, его заместителей, главного бухгалтера и др.

Уставной капитал АО представляет собой определенную сумму денег, состоящую из взносов акционеров. Размер уставного капитала определяется учредителями общества исходя из потребностей в денежных и иных средствах для начала его деятельности. АО несет ответственность перед кредиторами не только на величину уставного капитала, но и на стоимость всего имущества.

Уставный капитал в момент учреждения общества должен состоять из оговоренного числа акций, кратного 10, с одинаковой номинальной стоимостью. Обычно устанавливается нижняя граница уставного капитала, которая, например, в России середины 90-х гг. не могла быть менее 100 млн. руб.(в ценах соответствующих лет).

Вкладом участника АО могут быть денежные средства в рублях и иностранной валюте, а также здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности, ценные бумаги, включая изобретения, патенты, права пользования землей, водой и другими материальными ресурсами. Стоимость имущества определяется общим собранием участников.

В обществе также создается резервный фонд, который должен быть не менее 15% уставного капитала. Формирование резервного фонда осуществляется путем ежегодных отчислений до достижения фондом размера, указанного в учредительных документах. Размер ежегодных отчислений, как правило, не может быть менее 5% суммы чистой прибыли. Имущество АО может превосходить уставный капитал или быть равным ему. Законодательные нормы часто предусматривают необходимость превышения стоимости имущества над уставным капиталом (в противном случае может быть ограничено распределение прибыли между акционерами). Если АО в данном году понесло финансовые убытки, приведшие к уменьшению размера имущества, то в следующем году

необходимо использовать часть прибыли АО для достижения указанного в уставе соотношения.

Уставный капитал АО образуется через публичную подписку на акции или путем распределения акций среди учредителей.

В первом случае образуется открытое АО, во втором случае — закрытое. Акции открытого общества могут переходить от одного лица к другому без согласия других акционеров. Акции закрытого акционерного общества распределяются среди его участников. В настоящее время наибольшее распространение получил второй вариант. Передача акций членов АО закрытого типа другому лицу осуществляется только при согласии других членов общества.

Для образования АО законодательные акты большинства стран требуют оплаты не всего акционерного капитала, а только его части, но не менее 50%. Остальная часть капитальных средств может быть внесена через определенное время, например в течение года. Изменение уставного капитала может происходить в сторону как его увеличения, так и уменьшения. Увеличение уставного капитала достигается обычно выпуском новых акций или увеличением номинальной стоимости акций. Уменьшение уставного капитала происходит за счет снижения номинальной стоимости акций или выкупа части акций у их владельцев с дальнейшим аннулированием.

АО вправе создавать на территории Российской Федерации и за рубежом филиалы и представительства. Последние наделяются основными и оборотными средствами за счет имущества общества и учитываются на его отдельном балансе, а также на самостоятельном балансе филиалов. Руководители филиалов и представительств действуют на основании доверенности, полученной от АО.

8

3. Акции

Акция — ценная бумага, свидетельствующая о внесении владельцем определенной суммы денег в капитал акционерного общества и дающая право на получение ежегодного дохода — дивиденда из прибылей указанного общества. Акции могут быть различных видов, но основными являются: именные, акции на предъявителя, простые и привилегированные.

^ Именная акция закрепляется за акционером посредством занесения в книгу записей. Передача именных акций (прав на нее) осуществляется путем передаточных надписей и их отражением в книге общества.

^ Акция на предъявителя, подобно деньгам, принадлежит ее фактическому владельцу и не закрепляется за каким-либо конкретным лицом. Свободная передача акций означает автоматическую смену ее владельца.

^ Простые акции позволяют акционерам получать доход в зависимости от результатов деятельности АО, а также принимать участие в управлении и голосовать на общем собрании.

^ Привилегированные акции отличаются от простых заранее установленной суммой дохода на акцию независимо от результатов работы АО и первоочередностью выплат возвратных сумм при ликвидации АО. Главный недостаток привилегированных акций в том, что они не дают права голоса на общем собрании акционеров.

^ Обычно акция содержит следующие реквизиты:

  • наименование акционерного общества и ценной бумаги; вид акции, ее
    номер и дату выпуска;

  • номинальную стоимость, имя держателя (для именной акции);
    количество выпускаемых акций;

  • срок уплаты дивидендов;

  • некоторую другую информацию.

Взамен акций акционеру нередко выделяется сертификат на все принадлежащие ему I акции, который представляет собой ценную бумагу, являющуюся свидетельством владения указанным в нем лицом определенным числом и наименованием акций общества. Сертификат содержит все необходимые реквизиты акций, которые он замещает.

4. Управление акционерным обществом

Органы управления акционерным обществом могут иметь 2- и 3-звенную структуру. Структура, состоящая из двух звеньев, включает в себя правление и общее собрание акционеров; 3-звенная структура дополнительно включает в себя наблюдательный совет.

Общее собрание акционеров позволяет реализовать членам АО, владеющим простыми акциями, право управления. Количество принадлежащих акционеру простых акций определяет и количество голосов на общем собрании. Собрание правомочно решать такие вопросы, как определение генеральной линии развития АО, изменение устава, создание филиалов и дочерних предприятий, утверждение результатов деятельности АО, избрание правления, определение размера дивидендов на каждую акцию.

Правомочность общего собрания определяется в различных странах по-разному, но, как правило, простым большинством: 50% голосов плюс 1 акционер. Наиболее важные решения могут приниматься не простым большинством голосов, а например, 3/4 голосов. Обычно собрание акционеров созывается не реже одного раза в год.

Правление (совет директоров, административный совет) осуществляет руководство текущей деятельностью акционерного общества и его представительство во внешних организациях.

10

В компетенцию правления входит:

  • заключение сделок;

  • счетоводство,

  • оперативное управление деятельностью;

  • подготовка и реализация мероприятий по финансированию и
    кредитованию;

  • составление отчетов.

Для административного руководства правлением выбирается один или несколько председателей (директоров), полномочия которых могут быть достаточно широкими.

Наблюдательный совет является органом, контролирующим деятельность правления. В отдельных странах он выполняет часть функции, возложенных на общее собрание, Член наблюдательного совета не может одновременно быть членом правления. На наблюдательный совет могут возлагаться функции назначения и смещения членов правления.

Контроль за деятельностью исполнительной дирекции (директора) осуществляется ревизионной комиссией, создаваемой собранием акционеров. Члены дирекции или директор не могут быть членами ревизионной комиссии. Ревизионная комиссия проводит ревизии по поручению правления, по собственной инициативе либо по требованию акционеров, составляя заключения по годовым отчетам и балансам. Без заключения ревизионной комиссии баланс АО утверждению собранием акционеров не подлежит.

Внешняя проверка финансовой и хозяйственной деятельности акционерного общества в целом осуществляется финансовыми органами, аудиторскими службами, а в случае необходимости и другими государственными органами в пределах их компетенции.

Прекращение деятельности АО происходит путем его реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) или ликвидации. При реорганизации АО вносятся необходимые изменения в

11

учредительные документы и реестр государственной регистрации, а при ликвидации вносится соответствующая запись в реестр. Реорганизация АО влечет за собой переход прав и обязанностей, принадлежащих обществу, к его правопреемникам.

При ликвидации общества назначается ликвидационная комиссия, к которой переходят полномочия по управлению делами общества. Имеющиеся у общества денежные средства, включая выручку от продажи его имущества при ликвидации, направляются:

для расчетов с бюджетом, оплаты труда работников общества и выплат кредиторам, для выполнения обязательств перед держателями облигаций, выпущенных обществом.

Остальная часть денежных средств распределяется ликвидационной комиссией между участниками АО в порядке, предусмотренном законодательными актами и учредительными документами. Имущество, переданное обществу участниками в пользование, возвращается в прежней форме.

Тенденция к коллективизму, образованию различных форм совместного предпринимательства особенно наглядно проявилась в конце XX в. в России и других республиках бывшего СССР. После возникновения в 1990—1992 гг. многочисленных малых и индивидуальных предприятий, бирж, фермерских хозяйств уже в 1993 г. началось интенсивное их слияние в товарищества, ассоциации, холдинги, концерны и т.д., поскольку малым предприятиям трудно справиться с рыночной стихией.

Исследования показали, что в условиях свободных рыночных отношении, работая обособленно, большинство начинающих бизнесменов проявляют дилетантизм, в результате чего из 100 начинающих бизнесменов только 2-4 каким-то образом сохраняют свои средства и получают доходы. Однако при формировании коллектива вероятность потерь во много раз снижается, к тому же расширяется общий кругозор

12

предпринимателей, концентрируются ресурсы, повышается вероятность получения дохода, необходимого для продолжения начатого дела.

Предпринимательство, как правило, ориентируется на новые формы и методы работы, что позволяет предпринимателям занять более прочные позиции в производстве и на рынке товаров (работ, услуг) и добиваться желаемых результатов.

Однако нетрадиционные подходы при всей их привлекательности связаны с неопределенностью и риском. Помимо того, сама разработка новой идеи, как правило, требует больших расходов.

В экономической литературе часто приводится следующий пример предпринимательского нововведения: основатели американской компании «Эппл компьютер» в своем гараже изготовили первый персональный компьютер, растиражированный впоследствии во всем мире в сотнях миллионов экземпляров и принесший предпринимателям миллиардные доходы. Но при этом как бы мимоходом упоминается, что эти предприниматели использовали идеи, знания и опыт, полученные ими в годы предыдущей работы в НАСА — огромной, связанной с исследованием космоса научно-технической корпорации США — ив фирме «Хьюлетт-Паккард».

^ Изменение форм предпринимательства в сторону усиления коллективизма это объективное требование современной экономики.

Индивидуальные предприятия, превосходя коллективные по своему количеству, уступают им по масштабам производства. Однако, заполняя вакуум между громоздкими гигантами, они цементируют экономику, используют пустующие рыночные ниши и, кроме того, стимулируют деятельность партнеров-гигантов. Установлено, что работники мелких хозяйств проводят за работой больше времени, чем наемные работники крупных фирм.

Проблема возникновения дополнительных расходов от несогласованности в действиях различных подразделений предприятия

13

наиболее актуальна для частных производственно-хозяйственных структур. Особенность частной формы хозяйствования заключается в согласованности интересов владельца (владельцев) предприятия, обусловленной общностью родственных, хозяйственных и других целей. Хотя подобное основание существует и в других формах организации хозяйствования, но частная его форма выделяет не весь экономический процесс и его правовую обеспеченность, а отдельное экономическое действие. Именно поэтому необходимо более подробно остановиться на частных производственно-хозяйственных структурах.

Ценность любой коммерческой структуры заключается в том, что здесь определяются, достигаются условия, когда каждый ее отдельный элемент в процессе получения прибыли в общем согласованном экономическом действии имеет высокую степень самоопределения. Достигается эта цель посредством построения каждого отдельного элемента коммерческой структуры и ее самой в целом на основе наиболее оптимального сочетания организационно-правовых принципов. При этом смешанные производственно-хозяйственные структуры отражают весь спектр возможного использования существующих принципов организации производственно-хозяйственной деятельности.

5. Товарищества

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества).

Полным товариществом признается объединение двух и более предпринимателей (предприятий). Создаваемое ими путем заключения договора предприятие предусматривает осуществление совместной предпринимательской деятельности и полную (неограниченную) ответственность принадлежащим имуществом по обязательствам товарищества.

14

Представительство и действия от имени полного товарищества любого из его участников признаются деятельностью самого товарищества, если иное не предусмотрено учредительными документами товарищества.

Изменение состава участников полного товарищества влечет за собой прекращение его деятельности.

Товариществом на вере (или коммандитным, т.е. смешанным, товариществом) признается объединение, в котором в соответствии с учредительным договором о создании товарищества один или несколько его действительных членов несут полную (неограниченную) ответственность по обязательствам товарищества всем принадлежащим им имуществом, а остальные члены-вкладчики несут ответственность, связанную с деятельностью товарищества, в пределах принадлежащей им доли капитала товарищества, включая неоплаченную ими часть своего вклада. Смешанное товарищество, как и полное, может быть создано без учреждения нового юридического лица — в таком случае вклады участников товарищества отражаются на балансе одного из действительных членов товарищества; с учреждением нового юридического лица и с обособленным имуществом — в таком случае вклады участников отражаются на балансе товарищества.

Представительство и действия от имени полного или смешанного товарищества любого из действительных его членов признаются деятельностью самого товарищества, если иное не предусмотрено учредительными документами товарищества.

Собственное наименование полного и коммандитного товариществ должно включать слова «полное (коммандитное) товарищество», фамилию или название одного или нескольких действительных членов товарищества. В случае, если в наименовании полного товарищества указаны не все его участники, оно должно содержать слова «и компания» или иные слова, указывающие на наличие других участников.

15

Для образования товарищества достаточно двух учредителей: один из них может быть директором, другой — главным бухгалтером с правом подписи. Для регистрации товарищества нужны протокол учредительного собрания и учредительный договор. В протоколе фиксируется договоренность между сторонами о создании предприятия, определяется вид деятельности, название предприятия, устанавливается его адрес. В учредительном договоре определяются взносы сторон в уставный капитал предприятия, распределение дохода и степень ответственности договаривающихся сторон. Избирается руководство предприятия: директор, его заместители, главный бухгалтер. На основе протокола учредительного собрания и договора составляется устав предприятия по стандартному образцу, единому для всех видов предприятий и форм предпринимательства.

6. Общество с ограниченной ответственностью

Обществами с ограниченной ответственностью (000) признаются организации, созданные по соглашению юридическими лицами и гражданами путем объединения их вкладов в целях осуществления хозяйственной деятельности. Такие общества являются юридическими лицами.

Согласно российскому законодательству число участников 000 не должно превышать предела, установленного для подобного вида хозяйственных объединений, — в противном случае в течение года оно подлежит преобразованию в акционерное общество. Помимо того, 000 не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Каждое 000 имеет фирменное наименование, в котором указываются вид и предмет его деятельности. 000 могут от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права

16

и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в арбитраже, суде, третейском суде.

000 может состоять из двух участников и более, в их числе могут быть предприятия, учреждения, организации, государственные органы, а также граждане.

Участники 000 могут участвовать в управлении делами общества в порядке, определяемом учредительными документами, получать часть прибыли (дивиденды) от деятельности общества, а также информацию о деятельности общества. Участники 000 обязаны вносить вклады в порядке, размере и способами, предусмотренными учредительными документами.

Любое производство товаров или услуг, имеющее целью получение прибыли, связано с определенным риском организации капитала. При этом стремление снизить риск обеспечено созданием условий оптимального сочетания последовательности элементов деятельности предприятия. Моделью данных условий в частности служит организационно-правовая форма хозяйствования, которую использует предприятие. Одновременно следует учитывать наличие двух шагов: организации предприятия (решение о вложении средств в целях получения прибыли от производства товаров (услуг) при определенном уровне риска) и отдельного шага по фиксации интересующих отношений в организационно-правовой форме.

17

7.Масштабы деятельности совместных предприятий

Эксперты, изучающие этот вопрос, отмечают и еще один важный аспект - фирмы с иностранными инвестициями работают заметно эффективнее отечественных предприятий. К примеру, объем производства продукции в СП на одного занятого почти в три раза выше соответствующего показателя на отечественных промышленных предприятиях, а фондоотдача - на 42%.

Таким образом, проанализировав итоги деятельности предприятий с иностранными инвестициями, мы можем с уверенностью сказать, что эти предприятия в настоящее время в целом достигли тех целей, которые перед ними были поставлены в начале 90-х гг. российским Правительством. Ведь это очевидный факт, что они привлекают иностранный капитал в отечественную экономику, содействуют росту промышленного производства, расширению внутренней и внешней торговли. И все же, несмотря на это, их развитие еще не получило достаточно широкого размаха.

Создание совместных предприятий является довольно сложным делом, которое требует в отдельных случаях значительных материальных и финансовых затрат, большой находчивости и немалого административного опыта, выработанного в процессе участия в международном экономическом сотрудничестве. Как показывает практика многих стран мира, сплошь и рядом имеются организационные, экономические и юридические трудности при образовании совместных предприятий с участием иностранных партнеров. Например, в России ряд организационных проблем порожден фактически полным отсутствием достаточно длительного опыта в этой области. Та небольшая практика в деле организации и функционирования совместных предприятий, которая имела место в бывшем Советском Союзе в 20 - 30-е гг., к концу 80-х гг.,

18

когда возродилась идея организации совместных предприятий с западными партнерами, была хорошо забыта.

Но значительно большие трудности создают экономические факторы, а не организационные, последние представляются лишь следствием специфической экономической ситуации. Выше отмечалось, что в нынешней России СП в основном создают малые и средние фирмы. И это не случайно, а обусловлено спецификой экономического положения, которое характеризуется незаконченностью проведения намеченных реформ. В частности, это выражается в незавершенности процесса приватизации и даже в отсутствии ее четких параметров. Именно в этом и состоит главная проблема, препятствующая участию крупных предприятий в создании СП на территории России.

Еще одним экономическим фактором, сдерживающим рост совместных предприятий, является устаревшее оборудование и невысокое качество производимых российскими предприятиями товаров. Приглашение таких партнеров к организации совместных предприятий потребовало бы больших капитальных вложений со стороны иностранных инвесторов, чтобы довести это предприятие до современного уровня. В начале проведения реформы кое у кого были иллюзии на счет того, что участие зарубежных предпринимателей в создании совместных предприятий поможет провести реконструкцию российских предприятий. Надежды эти не оправдались, зарубежный инвестор не взял на себя задачу вытащить из глубокого кризиса устаревшие российские заводы и фабрики. Эту работу он иногда может выполнить только совместно с российской стороной, которая будет нести большие финансовые затраты.

Формирование и деятельность СП выявили и некоторые юридические трудности. По мнению ряда специалистов, в России нет достаточного стимулирования деловой активности совместных предприятий со стороны государственных органов центрального и местного подчинения. Это

19

проявляется, дескать, в медленном устранении всякого рода административных препятствий, а также в недостаточном предоставлении совместному предпринимательству различного рода льгот.

В действительности юридические проблемы сводятся в конечном счете к слабой правовой защите инвесторов от коррумпированных чиновников и рэкетиров, облагающих данью предприятия и нередко ставящих под угрозу саму жизнь иностранцев. Во время июльского визита в 1997 г. российского премьера В. Черномырдина в Германию, призывавшего смелее инвестировать в российскую экономику, канцлер Г. Коль заявил, что сдерживающим фактором в этом деле является неудовлетворительная правовая атмосфера, которая существует в России, и что немецкие вкладчики не намерены финансировать российскую мафию. Что же касается льгот иностранным капиталовкладчикам, то они, как говорится, уже имеют место быть в достаточном количестве. Так, если в совместном предприятии вклад иностранного партнера составляет 30% и более, то оно не обязано продавать часть валютной выручки на межбанковском валютном рынке. Кроме того, такие СП имеют льготы при уплате налога на прибыль и освобождаются от налога, регулирующего расходование средств, направляемых на потребление.

Настала пора рассматривать вопрос о привлечении иностранного капитала в страну не через призму льгот, а совершенно по-новому. Коль скоро экономика России официально признается рьгаочной и учитывая тот факт, что во всех развитых странах в отношении иностранных капиталов действует национальный режим их функционирования, то и в нашей стране экономический режим для предприятий с иностранными инвестициями должен быть аналогичным порядку функционирования отечественных хозяйствующих субъектов. В этих условиях речь следует вести не о льготах, а об ограничениях деятельности СП в определенных

20

сферах российской экономики, о применении дополнительных форм отчетности этих предприятии.

Существующие организационные, экономические и юридические трудности сдерживают рост числа СП на территории России. Несмотря на то что в настоящее время в стране насчитывается около 15 тыс. разного рода совместных и иностранных предприятий, приходится признать, что наша страна делает лишь первые шаги в развитии этой формы экономического сотрудничества. В перспективе у России имеются большие резервы для расширения и упрочения системы совместного предпринимательства с западными и восточными фирмами, которое будет способствовать дальнейшему развитию и совершенствованию ее национальной экономики.

21

8. Сотрудничество партнеров в бизнесе (пример).

В качестве примера сотрудничества партнеров в бизнесе можно привести группу компаний «Нижегородский медицинский центр».

На нижегородском фармацевтическом рынке работают практически все крупнейшие национальные дистрибьюторы, достойную конкуренцию которым составляют сильные региональные оптовые поставщики лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения. По оценкам специалистов Информационно-аналитического центра нашей газеты, группа компании «Нижегородский медицинский центр» относится к рангу крупнейших региональных дистрибьюторов Поволжского региона. Целый ряд факторов способствует успешному развитию и процветанию нижегородского фармацевтического рынка, поэтому проявляемый к нему интерес со стороны московских дистрибьюторов вполне объясним и понятен. Население области составляет более 3,7 миллионов человек, соответственно, и потребность в лекарственных препаратах достаточно велика. К тому же близость к столице, наличие больших транспортных и железнодорожных магистралей, крупного Волжского речного порта с выходом к 5 морям и крупнейшего в России международного аэропорта -все эти условия привлекают все новых и новых потенциальных участников на фармацевтический рынок области.

Необходимо вернуться к началу 90-х годов, когда еще никто не знал, что же такое фармацевтический бизнес, а тем более рынок лекарственных препаратов. Государственные аптеки и аптечные склады занимались в то время лекарственным обеспечением населения в соответствии с плановыми разнорядками, вовсе не ориентированными на реальные потребности населения в лекарствах. Именно тогда, накануне перестроечного процесса, была создана компания «Нижегородский медицинский центр», которая с момента своего основания по настоящее время занимается фармацевтической деятельностью. Среди региональных

22

коммерческих организаций эта компания одна из первых получила лицензию на розничную реализацию лекарственных препаратов. «На нас отрабатывались все нижегородские законодательные механизмы, -вспоминает председатель Совета директоров Л.М. Кирнус. Регулирование фармацевтического рынка мы прочувствовали с начала его становления».

Практически сразу, параллельно с розничным направлением, «Нижегородский медицинский центр» стал расширять свои позиции на лекарственном рынке области - компания приступила к обслуживанию оптовых покупателей, в число которых входили нижегородские стационарные, поликлинические и аптечные учреждения. Постепенно количество клиентов увеличивалось, к лету 1998 г. их число приблизилось к 300. Сейчас у «Нижегородского медицинского центра» порядка 400 постоянных партнеров, проверенных временем и испытаниями экономического кризиса.

Руководство компании еще в начале 90-х годов приняло решение о проведении инвестиционной политики. Инвестиции вкладывались в недвижимость, в обучение персонала, в автоматизацию производства. Огромные средства уходили на поддержание активов, ведь все приобретаемые помещения требовали капитального ремонта. Инвестиционная политика «Нижегородского медицинского центра» уже в скором будущем дала свои результаты. Квалифицированный, обученный персонал компании создал систему логистики, способную приносить хорошие прибыли. Существующая компьютерная система внутри организации и внешняя связь с клиентами позволили не только улучшить качество обслуживания покупателей, но и привлечь к сотрудничеству новых партнеров по бизнесу.

В настоящее время деятельность нижегородского регионального дистрибьютора с медицинским названием развивается по двум направлениям — оптовому и розничному. Фактически оба направления

23

фармацевтического бизнеса очень близко связаны между собой. ЗАО «Народная аптека», входящая в состав групп компаний «Нижегородский медицинский центр», включает аптечную сеть, состоящую из 31 аптечного подразделения в Нижегородской области (аптеки, аптечные пункты, аптечные киоски) и 5 аптек в Кировской области.

Управление компанией долгое время строилось на принципе харизматического лидерства, поскольку принятие решения оставалось всегда за руководством. Причем эти решения касались не какой-то стратегической политики дальнейшего развития, а требовали конкретного ответа на текущие рабочие вопросы. За последние два года картина кардинально изменилась. Теперь здесь работают провизоры и менеджеры — профессионалы своего дела. Функциональная структура, построенная за последние годы, позволяет руководству компании решать более глобальные проблемы дальнейшего развития.

События 1997 г. во многом повлияли на дальнейшую судьбу интересующего нас регионального дистрибьютора. Именно в это время Европейский банк реконструкции и развития приобрел у «Нижегородского медицинского центра» 25% акций, став одним из крупнейших акционеров компании. Благодаря партнерству с этим банком была продолжена работа по расширению розничной аптечной сети в Нижегородской области и других регионах Поволжья. Это были первые аптеки в области, которые выгодно отличались широким ассортиментом, единым стилем оформления помещений, хорошим дизайном и высоким качеством обслуживания населения. Ассортимент этих аптек был представлен большой номенклатурой импортной фармацевтической продукции. Характеризуя работу аптечного звена «Нижегородского медицинского центра» в 1997 г., можно вспомнить известную с социалистических времен аксиому про спрос, рождающий предложение, только в несколько иной интерпретации: предложение лекарственных препаратов рождало спрос на них. Этому интересному феномену есть свое объяснение. Курс национальной валюты

24

по отношению к доллару был низким, люди, привыкшие долгое время жить в лекарственном дефиците, покупали медикаменты, как говорится, «про запас», появившиеся новые эффективные препараты безрецептурного отпуска в сопровождении массированной рекламной поддержки пользовались большой популярностью у покупателей; большой ассортимент парафармацевтической продукции импортного производства впервые появился на прилавках аптек в свободной продаже. Все это способствовало укреплению позиций дистрибьютора на региональном лекарственном рынке.

Августовский кризис внес свои коррективы в работу компании. Как и многие фармацевтические оптовые поставщики, «Нижегородский медицинский центр» в результате резкого падения курса рубля потерял колоссальные денежные средства. Пришлось держать марку и расплачиваться с поставщиками за лекарственные препараты, отпущенные аптечным предприятиям и мелкооптовым структурам по курсу 6 рублей за доллар, а теперь ставшими в несколько раз дороже. Поэтому все силы, все средства компании в течение всего посткризисного периода направлялись, в первую очередь, на выплату долгов. «Самая большая проблема, с которой мы сталкиваемся сегодня, — рассказывает председатель совета директоров Л.М. Кирнус, — это проблема недостатка оборотных средств. И в настоящий момент мы крайне заинтересованы в стратегическом партнерстве с крупными американскими или европейскими фондами и крупнейшими фармацевтическими дистрибьюторами».

И все же злополучный августовский кризис не стал серьезной преградой в поступательном развитии компании. Примером тому могут служить следующие факты: число аптечных подразделений увеличивается, объемы продаж растут, география обслуживаемых регионов постоянно расширяется. Если в 1997 г. «Нижегородский медицинский центр» работал преимущественно с покупателями из Нижегородской области, то сейчас большие объемы продаж приходятся на Чувашскую республику, Марий

25

Эл, Мордовию, Кировскую, Владимирскую, Ивановскую, Свердловскую, Самарскую области, Республику Коми.

В «Нижегородском медицинском центре» уделяется большое внимание работе с клиентами. Так, летом 1999 г. отделом маркетинга была проведена акция с целью выявления потенциальных покупателей, которые ранее не входили в число партнеров, обслуживаемых компанией. В результате этих усилии удалось заключить договора с 70 новыми клиентами. «Можно с уверенностью сказать, что мы работаем со всеми аптечными и лечебно-профилактическими учреждениями Нижегородской области, — рассказывает генеральный директор компании М.Г. Бунатян, -кроме того, мы сотрудничаем в сфере среднеоптовых и мелкооптовых поставок с фармацевтическими дистрибьюторами в соседних регионах». И в настоящее время компания не случайно работает со всеми крупными областными стационарами и поликлиниками, поскольку больничный ассортимент в прайс-листах компании всегда представлен широкой номенклатурой лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения. К тому же, по словам руководителей компании, многие филиалы и представительства национальных компаний, представленных на нижегородском фармацевтическом рынке, не очень любят работать с ЛПУ по причине незавидного финансового состояния последних.

Логотип «Нижегородского медицинского центра» представлен в виде сердца, и этому есть свое объяснение, поскольку первоначальный ассортимент лекарственных препаратов включал преимущественно средства для лечения сердечно-сосудистых заболеваний. С течением времени специализация компании была расширена. Препараты для лечения заболевании сердца по-прежнему хорошо представлены в общем ассортименте, но ориентация оптовой деятельности в настоящее время направлена на полное удовлетворение потребностей аптек, мелкооптовых и среднеоптовых покупателей. Ведущее место в поставках сахароснижающих препаратов на территории Нижегородской области

26

отводится именно «Нижегородскому медицинскому центру», поскольку этот дистрибьютор является ведущим поставщиком продукции фирмы «Ново Нордиск».

Проведенный специалистами центра анализ номенклатуры лекарственных препаратов показал, что на региональном фармацевтическом рынке постоянной популярностью пользуются около 250 лекарственных «хитов». Предлагаемый компанией ассортимент в настоящее время включает около 1000 позиций лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения. Несмотря на то, что на долю отечественных лекарственных средств приходится всего 40% всей номенклатуры, объемы продаж импортных медикаментов в общей структуре товарооборота составляют меньшую часть. Тенденции увеличения потребности в отечественных лекарственных препаратах на региональном фармацевтическом рынке прослеживаются очень четко.

Формированию предлагаемой компанией номенклатуры во многом помогает своя розничная сеть, позволяющая специалистам «Нижегородского медицинского центра» определять текущую и прогнозировать перспективную потребность. Новая политика управления компанией и изменение структуры предлагаемого ассортимента повлияли на увеличение товарооборота. Освоение навыков продаж лекарственных препаратов тоже приходило со временем, и здесь не боялись экспериментировать и изменять методы работы. К примеру, однажды коллектив отказался от работы с препаратами, приносящими организации неплохую прибыль. Этот шаг был продуманной политикой, которая вскоре дала положительные результаты. Компания, исключив из своего ассортимента дорогостоящие специфические препараты, направила денежные средства на закупку недорогих лекарственных средств, пользующихся постоянным спросом. За счет увеличения количества покупателей, товарооборот в 1999 году вырос в 2 раза, сократилась и частота отказов от лекарственных средств. «Это привело к тому, -

27

рассказывает директор по маркетингу В.Г. Носов, - что при ассортименте в 1000 позиций мы имеем такой же порядок отказов, какой имеют и национальные дистрибьюторы, предлагающие покупателям гораздо большую номенклатуру лекарственных препаратов. Секрет успеха «Нижегородского медицинского центра» на региональном фармацевтическом рынке во многом определяется умением наилучшим образом вкладывать денежные ресурсы в оптимально подобранный ассортимент. К тому же в своей работе мы используем гибкую ценовую политику».

Еще одно преимущество позволяет «Нижегородскому медицинскому центру» входить в число ведущих региональных дистрибьюторов. В компании действует гибкая система скидок, которая стимулирует покупателей совершать покупки широкого ассортимента. Причем, чем больше позиций заказывает клиент, тем больший процент скидки предоставляется компанией. Широко здесь используется практика возврата наценок. К примеру, если аптека берет товар с отсрочкой платежа и расплачивается за него вовремя, то разница между предоплатнои ценой и ценой с отсрочкой возвращается. В пределах этой суммы в течение месяца покупатель может получить необходимую номенклатуру медикаментов и парафармацевтических товаров со склада регионального дистрибьютора.

Созданная и отработанная система логистики позволяет производить доставку товара в пределах Нижнего Новгорода в течение 12 часов, а в районы области и соседние регионы - в течение нескольких дней после оформления заказа. Те клиенты, которые не пользуются транспортом поставщика, получают скидку в размере 7%. Кстати, сотрудники «Нижегородского медицинского центра» работают и в субботу, поскольку покупателям из районов области удобнее закупать фармацевтическую продукцию именно в этот день. Естественно, что все предлагаемые компанией условия представителями розничного и мелкооптового звена оцениваются по достоинству.

28

В последнее время суррогатные формы расчетов за полученные или отпущенные медикаменты широко используются в практике многих оптовых поставщиков Поволжского региона, и «Нижегородский медицинский центр» не является исключением. Компания занимается взаимозачетами по различным фондам. К примеру, по фонду ОМС в качестве зачетов используются платежи лечебных учреждении, которые получают медикаменты у регионального дистрибьютора. «Нижегородский медицинский центр» постоянно принимает участие в областных тендерах и в 1998 и 1999 г.г. стал победителем по поставке сахароснижающих препаратов в лечебно-профилактические учереждения области.

В ближайшие планы компании входит дальнейшее расширение розничной сети на фармацевтическом рынке Нижегородской и других областей. Интересно отметить, что аптечная сеть этой организации является не только источником получения прибыли за счет реализации медикаментов и парафармацевтики, но и в значительной мере привлекает представителей иностранных компаний-поставщиков. Дело в том, что собственная аптечная сеть, включающая более 30 подразделений, является мощным полигоном для продвижения препаратов на лекарственный рынок. Причем появляющийся в аптеках ассортимент постоянно поддерживается, обеспечивая рекламную поддержку новым лекарственным средствам.

«Нижегородский медицинский центр» совместно с администрацией города участвует и в программе открытия социальных аптек. Цены на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения в этих аптеках значительно ниже по сравнению с ценами, существующими в розничной фармацевтической торговле области.

И все же, как региональному дистрибьютору удается держать марку в жесткой конкурентной борьбе с оптовыми компаниями национального значения? На этот вопрос отвечает председатель Совета директоров Л.М. Кирнус: «Нижегородский фармацевтический рынок достаточно

29

сформированный, и многие дистрибьюторы предлагают лекарственный ассортимент по примерно одинаковым ценам. Но национальные компании по сравнению с региональными более ограничены в ценообразовании. Мы активнее играем с ценами, подстраиваясь под текущее состояние рынка. Конечно, областным законодательством установлено государственное регулирование цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, в результате определена граница выше которой мы не можем подняться. Тем не менее в своем ценообразовании мы всегда придерживаемся баланса, поэтому и имеем на нижегородском рынке свою весомую долю».

30

Заключение

Практически во всех индустриально развитых странах малым предприятиям даются определенные льготы и оказывается государственная поддержка, поскольку удельные издержки производства и обращения у небольших предприятий, как правило, выше, чем у крупных. Им труднее получить кредит, наладить рекламу, относительно больше требуется затрачивать средств на обучение и переподготовку кадров, изучение рынка, получение необходимой коммерческой и научно-технической информации. Без помощи государства малые предприятия не могут существовать и конкурировать с монополиями, свободно овладевающими рынками, устанавливающими всеобщий контроль за ценами, качеством продукции в ущерб потребителям.

31


Скачать файл (817.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации