Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Поэма А. Блока «Двенадцать» - файл


скачать (777.6 kb.)


Введение
Поэма А. Блока «Двенадцать» – одно из наиболее загадочных произведений ХХ века. Не одно поколение, как литературоведов, так и простых почитателей его таланта, порождают различные, подчас чрезвычайно противоречивые и несогласованные трактовки этого произведения

Поэма была написана Блоком в январе 1918 года, почти через год после Февральской революции, и всего через два месяца после Октябрьского большевистского переворота.

Острые споры о поэме начались сразу после ее публикации в 1918 году. Суждения современников условно можно объединить следующим образом: одни считали, что Блок пропел осанну революции, другие, что Блок проклял её, противопоставив в финале Христу.
Сам Блок говорил, что финал вышел неожиданным и для него: "Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему же Христос? Неужели Христос? Но чем больше я вглядывался, тем больше я видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос. К сожалению, именно Христос»»1.
По словам В.Б. Шкловского, «… Александр Блок не мог разгадать своих «Двенадцати». Моя формула: «канонизация форм цыганского романса» – признавалась, или не оспаривалась им. 2

З. Гиппиус, И. Бунин, Ф. Сологуб, М. Волошин считали, что поэма "Двенадцать" фактически написана "покойником".

С.П. Бобров писал: «Только до конца опустошенное сердце могло соорудить безделушку, отлакированную с таким тщанием...»3

В противовес им год спустя в издательстве «Красная новь» вышла из печати книга Л. Бронштейна (Троцкого) «Литература и революция», в которой читаем: «Поэма эта есть, бесспорно, высшее достижение Блока. В основе – крик отчаяния за гибнущее прошлое, но крик отчаяния, который возвышается до надежды на будущее, на победу над старым миром»4.

Его поддержал Корней Чуковский: «В поэме «Двенадцать» такая вера в свой народ, в неотвратимость его высоких судеб, что поэт и сквозь хаос видит красоту ослепительную... Он – Лермонтов нашей эпохи».5

По мнению М. Волошина, Христос не возглавляет отряд, а убегает от него, спасая свою жизнь. Может быть, его даже ведут на расстрел, на казнь или на Голгофу6.

Идея П. Флоренского об антихристе, выведенном в образе Христа, основывается на опечатке, допущенной Блоком в имени «Иисус» (пропущена одна буква "и").

Советское литературоведение видит в поэме, прежде всего воспевание автором революции – работы Д. Максимова, О. Тимофеева, В. Орлова, Б.С Соловьева, А. Горелова, Л. Долгополова и других.

«Он понял и принял Октябрьскую революцию как стихийный, неудержимый «мировой пожар», в очистительном огне которого должен гореть без остатка весь старый мир»,  утверждает Д. Максимов.7 По мнению Л.И. Тимофеева, «поэт услышал в революции по преимуществу одну «музыку  музыку разрушения <…> Ветер, вьюга, метель, снег – это образы, символизирующие стихию революционной очистительной бури, силу и мощь народного выступления. В основе произведения - конфликт старого и нового. Их непримиримость подчеркнута резким контрастом «черного» и «белого»»8.

Рассматривая жанровое новаторство поэмы и ее композиционное своеобразие, В. Орлов заключает, что эта поэма «совершенно особая», с народно-эпическим началом, проникнута «лирической патетикой», построена по принципу симфонизма, по принципу борьбы взаимосвязи и соподчинения контрастных тем. «Заключительная часть поэмы играет роль симфонического финала: здесь в сжатой форме снова повторяются проходящие через всю поэму мотивы ветра, снега, ночной темноты. Здесь же раскрывается основная тема – в образах старого мира (голодного пса) и Христа (вестника мира нового)». 9

Борис Соловьёв понимал образ Христа как «заступника» всех угнетенных и обездоленных, всех, кто был некогда «загнан и забит», несущий с собою «не мир, но меч» и пришедший для того, чтобы покарать их притеснителей и угнетателей. Это Христос  воплощение самой справедливости, находящей свое высшее выражение в революционных чаяниях и деяниях народа».10

Р. Якобсон, рассматривая лексику поэмы «Двенадцать», в своей работе «Конец трагедии»11 выделяет несколько разнородных мотивов: марш, лозунг, частушку плясовую; и неожиданно молитву. Также он рассматривает вопрос об исторической концепции Блока, о тех противоречиях, которые пронизывают поэму.

Неоценимым вкладом в отечественное блоковедение являются работы З. Минц, рассматривающей поэму Блока в контексте символистской традиции

За два последних десятилетия опубликовано много научных и научно-популярных работ, в основном статей, которые раскрывают новые аспекты поэмы «Двенадцать». Немало появилось материалов научно-методического характера. Эти работы свидетельствуют о том, что поэма по-прежнему оказывается актуальной и для читателей, и для литературоведов.


Объектом исследования является поэма А. Блока «Двенадцать».

Предметом исследования являются исследования поэмы А. Блока «Двенадцать» в конце ХХ- начале ХХI века.

Целью работы является исследование новаций в академическом и школьном изучении поэмы А. Блока «Двенадцать».

Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:

- показать новые векторы в изучении поэмы;

- отметить наиболее дискуссионные аспекты в осмыслении поэмы А. Блока;

- выявить новации в работах методистов;

- предложить разработку урока, посвященного поэме А. Блока «Двенадцать».

Структура работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и библиографического списка.

 





Скачать файл (777.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации