Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Полный курс лекции по дисциплине Ценообразование - файл 1.doc


Лекции - Полный курс лекции по дисциплине Ценообразование
скачать (1462 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1462kb.19.11.2011 23:12скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16






ЛЕКЦИИ ПО КУРСУ “ЦЕНОООБРАЗОВАНИЕ”
Раздел 1. Основные вопросы ценообразования в переходный период

1. ЦЕНА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К РЫНКУ 2

1.1 . Теоретические основы цены 3

1.2 . Функции цены 11

1.3 . Основы методологии ценообразования 15

1.3.1 . Принципы ценообразования 15

2. СИСТЕМА ЦЕН И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 17

2.1 . Определение системы цен 17

2.2 . Классификация цен 18

3. Рынок производителя и рынок потребителя. 30

3.1 . Спрос и предложение как факторы ценообразования. 30

3.1.1 . Спрос.(понятие). 30

3.1.2 . Предложение. 31

3.2 . Административно - командная модель ценообразования. 32

3.3 . Смешанная модель ценообразования. 35

3.4 . Рыночная модель ценообразования. 38

3.5 . Механизмы саморегулирования в рыночной экономике. 40

^ 4. Классификация ценообразующих факторов. 41

4.1 . Движение цен. 42

4.2 Цена производства. 43

4.3 . Связь системы ценообразования с механизмом распределения доходов. 44

4.4 . Состояние денежной сферы. 45

4.5 . Регулирование цен. 47

4.6 . Влияние конкуренции на цены. 52

4.6.1 . Ценовая конкуренция. 53

4.6.2 . “Неценовая конкуренция”. 55

4.7 . Изменения предложения и спроса. 57

4.7.1 . Изменение спроса. 57

4.7.2 . Изменение предложения. 58

4.7.3 . Сложные случаи. 58

^ 5. Ценовая эластичность спроса. 61

5.1 . Свойтсва эластичности. 65

5.2 . Факторы ценовой эластичности спроса. 66

5.3 . Перекрестная эластичность спроса и его эластичность по доходу. 66

5.4 . Эластичность предложения. 68

^ 6. Издержки производства 71

6.1 . Издержки производства в краткосрочном периоде 73

6.2 . Средние издержки, или издержки в расчете на единицу продукции 77

6.3 . Издержки производства в долговременном периоде 81

6.4 . Производство 84

^ 7. Четыре модели рынка. 91

7.1 . Определение цены в условиях чистой конкуренции 91

7.2 . Рыночная власть. 116

7.3 . Монополия. 117

7.4 . Монполистическая конкуренция и олигополия. 137

7.4.1 . Монополистическая конкуренция 138

7.4.2 . Олигополия 140

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
^

1. ЦЕНА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К РЫНКУ



Цена является одной из наиболее сложных экономических категорий. Для ее правильного понимания необходимо ясное представление о том, что лежит в основе цены, какие объективные экономические законы воздействуют на процессы ценообразования и движение цен.

^ Цена и стоимость товара

Цена - есть денежное выражение стоимости товара.

Стоимость товара может проявиться лишь через приравнивание одного товара к другому в процессе обмена.

^ 1. Простейшая форма стоимости - выражение стоимости одного товара в другом товаре (простая или случайная форма стоимости).

2. Полная или развернутая форма стоимости - стоимость товара получает свое выражение в потребительной стоимости не одного, а многих товаров.

3. Всеобщая форма стоимости - все товары начинают обмениваться на товар, играющий роль всеобщего эквивалента. Роль всеобщего эквивалента еще не закреплена за одним каким-либо товаром.

4. ^ Денежная форма стоимости - стоимость всех товаров выражается в потребительной стоимости золота, ставшего всеобщим эквивалентом.
Стоимость определяется величиной общественно необходимого рабочего времени на производство каждого конкретного изделия. Следовательно, в основе цены находятся общественно необходимые затраты труда. Однако не все затраты рабочего времени в равной мере признаются общественно необходимыми.

К.Маркс - “Общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда.

В условиях товарной формы организации производства выравнивание индивидуальных затрат рабочего времени и сведение их к общественно необходимым происходит в процессе конкурентной борьбы отдельных товаропроизводителей.”
Следует различать рыночную цену и рыночную стоимость.

^ Рыночная цена - господствующая на рынке единая цена, уплачиваемая за все товары данного вида независимо от возможных различий в индивидуальных производственных условиях и издержках производства товара.

^ Рыночная стоимость - средняя индивидуальных стоимостей товара, поставляемого на рынок отдельными производителями, образуется в результате конкуренции предприятий одной и той же отрасли, выпускающих товары при лучших, средних и худших условиях.

^

1.1. Теоретические основы цены



Принципиально важная проблема, от решения которой зависят все другие вопросы, связанные с теорией, методологией и практикой ценообразования, - каковы место и роль цены в рыночном хозяйстве.

Что такое рынок?

В экономической литературе можно встретить много определений понятия рынка. Дело в том, что рынок - явление весьма сложное и во многом пока еще недостаточно изученное.

Рынок - это устойчивые, постоянные воспроизводимые, повторяющиеся связи (производственные, экономические, технологические и др.) между субъектами рыночных отношений, но обязательно опосредованные механизмом стоимости, товарно-денежных отношений, ценообразования, спроса и предложения и всех других составляющих сферы обращения товаров.

Рынок и цена - категории, обусловленные товарным производством. При этом первичным является рынок. Это объясняется тем, что при товарном производстве экономические отношения проявляются главным образом через рынок. Именно рынок есть основная форма проявления товарно-денежных отношений и стоимостных категорий.

В рыночном хозяйстве важную роль играет закон стоимости, который реализуется через механизмы ценообразования, сбалансированности спроса и предложения. Он является одним из регуляторов общественного производства, способствуя переливу ресурсов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов под воздействием товарно-денежных отношений.

В командно-административной экономике при господстве, преобладании государственной собственности регулирование экономики осуществлялось посредством планирования. Все экономические инструменты, в том числе и цены, были привязаны к плану, подчинены его выполнению. По мере переходы к рыночной экономике предприятие и его собственники самостоятельно, на свой страх и риск, с полной экономической ответственностью за свои действия принимают производственно-экономические и другие решения. Только предприниматели решают: что, сколько, когда, где, какого качества продукцию изготовлять, кому и на каких условиях, по каким ценам продавать ее и т.д.

Таким образом, в условиях рыночных отношений трудовые, материальные и финансовые ресурсы предприятия, являясь частью совокупных ресурсов общества, включаются в общий процесс воспроизводства самим предприятием как хозяйствующим субъектом. Естественно, что и экономические последствия решений, принимаемых им, полностью отражаются на конечных результатах его деятельности. В данном случае общество за это не отвечает, поскольку оно не принимает решений о включении предприятия в общественное воспроизводство.

В рыночной экономике существуют многие механизмы регулирования деятельности предприятия, но они базируются на использовании экономических методов, которые создают условия для повышения заинтересованности предприятия в удовлетворении потребностей общества или же имеют ограничительный характер, защищают интересы общества, государства. В условиях рыночных отношений регулирование воспроизводства осуществляется наряду с другими экономическими законами законом стоимости, который действует через механизм цен и ценообразования. Здесь нет места для административного, принудительного установления цен, часто допускающего волевые решения, искажающие реальное положение дел в экономике. Поэтому развитие рыночного ценообразования требует кардинального изменения принципов формирования цен и модели цены.

Внерыночные принципы и методы формирования цен строятся на том, что они должны определяться на предприятии, т.е. в сфере производства, и нередко до начала выпуска продукции. Такой подход неизбежно приводит к тому, что за базу цен принимаются затраты на производство - затратный метод ценообразования. При таком подходе к построению цен рынок оказывает очень слабое воздействие на их уровень и динамику. В лучшем случае он фиксирует степень спроса на товар при уже установленной цене.
^ Отличия рыночного ценообразования
Коренное отличие рыночного ценообразования состоит в том, что реальный процесс формирования цен происходит не в сфере производства, не на предприятии, а в сфере реализации продукции, т.е. на рынке, под воздействием спроса и предложения, товарно-денежных отношений. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке. Поэтому радикальным образом изменяются представления о стоимости товара (ее формировании) и цене как экономических категориях рынка. Поскольку только на рынке происходит общественное признание продуктов как товаров, постольку их стоимость получает общественное признание через механизм цен только на рынке.

Однако и сейчас еще практика ценообразования такова, что во многих случаях затраты на производство товаров признаются как бы общественно необходимыми задолго до того, как они появятся на рынке и будут признаны покупателями, т.е. задолго до того, как затраты на производство получат подлинное общественное признание. Этому во многом способствуют не преодоленные до сих пор существенное превышение спроса над предложением товаров и монополизм производителей.

^ Основное, принципиальное отличие рыночного ценообразования состоит также в том, что цены на товары должны определяться их собственниками - субъектами хозяйствования. Только тогда можно преодолеть отчуждение товаропроизводителей от результатов их труда.

Государственные органы в зависимости от сложившейся хозяйственной ситуации могут регулировать цены только на ограниченный круг товаров. На все остальные товары государство может определять лишь общие правила и принципы ценообразования, иногда устанавливать предельные уровни рентабельности или цен на отдельные товары и таким путем осуществлять свои управляющие функции. Но государственные органы не должны устанавливать конкретные цены на товары, изготовляемые различными собственниками.

На продукцию предприятий, занимающих монопольное положение на рынке товаров, а также на товары и услуги, определяющие цены во всех секторах экономики и уровень жизни населения (электроэнергия, газ, нефтепродукты, квартирная плата, тарифы на коммунальные услуги), допускается государственное регулирование.

Поэтому в переходный период к рынку рыночный механизм ценообразования должен гибко сочетаться с механизмом государственного регулирования цен на отдельные товары. Такое сочетание позволяет государству с помощью цен определять и реализовывать цели и приоритеты экономического развития, формировать соответствующие пропорции.

Механизм ценообразования в условиях рыночных отношений проявляется через цены, их динамику. Динамика цен формируется под воздействием двух важнейших факторов - стратегического и тактического.

^ Стратегический фактор состоит в том, что цены образуются на основе стоимости товаров. Постоянно происходят колебания цен вокруг стоимости. Это фактор долговременного, перспективного действия. Данный фактор ставит в наиболее благоприятные условия те предприятия, которые имеют современную технику, технологию, пользуются передовыми методами организации труда и т.д.; наибольший выигрыш получает тот, у кого затраты на производство ниже.

^ Тактический фактор выражается в том, что цены на конкретные товары формируются под влиянием конъюнктуры рынка. Этот фактор может часто меняться (в течение дней, часов), так как динамика конъюнктурных изменений очень высока. Данный фактор ставит в наиболее благоприятные условия те предприятия, которые в совершенстве и быстро умеют воспользоваться конъюнктурой. И в этом случае требуются гибкость, тщательная подготовка производства и производственной инфраструктуры, глубокое изучение рынка (маркетинг), а также высокопроизводительные исполнители (кадры).

Наибольшую уверенность в успехе и выигрыш получают на рынке предприятия, имеющие возможность использовать оба вида факторов.

Следует иметь в виду, что государство может и должно экономически воздействовать на рыночную конъюнктуру и динамику цен. Однако механизм такого воздействия в условиях перехода к рынку в России практически не налажен, что при высокой степени монополизма изготовителей ведет к быстрому росту цен. В связи с этим требуется продуманная система мер. К ним относятся:

- установление предельного уровня цен государственными органами;

- меры, принимаемые органами управления, направленные на развитие конкуренции;

- соответствующая налоговая политика и др.

Большую роль в этом должна отводиться местным органам управления. Все мероприятия в данной области должны быть закреплены законодательными актами.

Неотъемлемым и весьма важным элементом рынка является конкуренция.

Нормальными конкурентами могут быть только собственники. Многообразие структур при одном собственнике создает монополию, которая порождает застой и консервацию отсталости в производстве. Конституция РФ провозгласила многообразие форм собственности и их равенство перед законом. Необходимо реальное разнообразие форм собственности на уровне предприятий и их действительное юридическое равенство.

Главным условием выживаемости в условиях рынка является высокий уровень производства и профессионализма в его управлении.

Конкуренция - мощный двигатель рыночной экономики. Именно конкуренция, используя закон стоимости, механизм ценообразования, продвигает вперед рыночную экономику. Конкуренция строго и независимо проверяет предпринимателя на соответствие производства и его структуры требованиям рынка, жизнестойкость и выживаемость. В то же время конкуренция - это механизм стимулирования постоянного всестороннего совершенствования производства.

Основы успеха в конкуренции определяются состоянием производства. Практика рыночной экономики базируется на гибком производстве. Без такой способности производства невозможно соперничать с конкурентами на рынке.

Поэтому переход к рынку, помимо собственно рыночных преобразований, требует коренной перестройки производства (технической, технологической, организационной и т.д.).

Многообразие форм собственности (кооперативной, акционерной, индивидуальной и т.д.) - экономическая основа, на которой реально вырастают и развиваются рыночные отношения. Этому препятствует монопольное положение отдельных предприятий, которое является исторической особенностью российской экономики. Практика зарубежных стран с развитой рыночной экономикой выработала систему антимонопольных мер, закрепив их в законодательном порядке. Принятый в РФ Закон “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” направлен на пресечение монополизма в народном хозяйстве, создает широкие возможности для развития предпринимательской деятельности в условиях конкуренции.

Конкуренция ставит предпринимателя в такое положение, когда он вынужден изменить многое в стратегии и тактике производства, непрерывно работать над его совершенствованием, повышать качество продукции, осваивать ее новые виды, использовать наиболее совершенные и гибкие методы ценообразования и т.д. Рыночный механизм ценообразования должен создавать условия конкуренции и ликвидации монополизма в промышленности и торговле и таким образом способствовать оптимизации их структуры, а также потребления.
Эффективность того или иного метода ценообразования прежде всего обусловлена тем, насколько полно учитывается в нем спрос, который определяет текущую рыночную конъюнктуру, формирует структуру инвестиций и самой экономики. Директивные цены практически не сигнализируют об изменении спроса, что предопределяет постоянный дефицит товаров, порождает диспропорции производства и потребления.

Отсутствие рыночного механизма ценообразования не предотвращает инфляцию. Присущая командно-административной системе скрытая, подавленная инфляция сопровождается нехваткой товаров и услуг. При переходе ее в открытую происходит резкий рост цен. Таким образом, директивное ценообразование вызывает в экономике целый ряд дестабилизирующих противоречий, приводящих к нарушению пропорции воспроизводства, искажению интересов производителей и потребителей продукции, отрыву от конечного потребителя.

Система директивного ценообразования не может служить инструментом согласования экономических интересов и объективно является тормозом экономического развития. Это обусловливает неизбежность перехода по мере рыночных преобразований от системы директивных цен к ценам, устанавливаемым на основе соглашений потребителей продукции и ее изготовителей.

Цены, устанавливаемые по соглашению сторон, которые участвуют в отмене товаров, называются договорными (свободными). Смысл договорного рыночного ценообразования заключается в том, чтобы нацелить предприятия-изготовители на выпуск товаров, пользующихся спросом, что должно способствовать ликвидации дефицита. Гибкость и оперативность в установлении рыночных цен приводят к тому, что экономика становится более динамичной и ориентируется на удовлетворение общественных потребностей. Договорные (свободные) цены, которые устанавливаются по соглашению товаропроизводителей и потребителей продукции, являются важнейшим элементом согласования экономических интересов в народном хозяйстве.

Воздействие системы свободного ценообразования на экономику можно проследить только в динамике. Если при этом на како-то момент достигнут временный баланс спроса и предложения, то в будущем он может нарушиться. Поэтому особую роль играет системный подход к ценообразованию в динамике, анализ рыночных цен как одного из компонентов социально-экономической системы. Свободные цены могут нормально действовать только в комплексе со всеми другими элементами, составляющими рыночную экономику.

Свободные цены сами по себе еще не обеспечивают экономический рост, а во многих случаях, особенно в условиях дефицита, приводят к стремительному повышению уровня цен.

Быстрый рост цен в условиях ненасыщенного и в значительной степени монополизированного рынка товаров и услуг вызывает дезорганизацию производства. При этом снижается надежность планирования на уровне отдельного предприятия и нарушаются внутриотраслевые и межотраслевые пропорции. Поскольку появляется возможность получить дополнительную прибыль, не обусловленную ростом производства, исчезают стимулы к увеличению выпуска продукции в натуральном выражении. Инфляция подталкивает дальнейший спад производства, препятствует выходу экономики из кризиса.

Для того чтобы процесс перехода к свободным ценам происходил нормально, иначе говоря, чтобы рост свободных цен находился в допустимых пределах и не проводил к сокращению производства, нужны следующие условия:

- реальная хозяйственная самостоятельность предприятий, обладающих правом участвовать в заключении договоров о ценах;

- отсутствие дефицита товаров, переводимых на реализацию по договорным ценам;

- отсутствие монополии товаропроизводителей;

- структурная перестройка экономики, прежде всего, базовых отраслей хозяйства, и конверсия оборонного комплекса;

- обеспечение единого экономического пространства в рамках государства;

- юридически закрепленное право на свободный выбор поставщиков и потребителей.

При отсутствии этих условий следует либо ограничить сферу действия свободных цен, либо, допуская их, в то же время осуществлять государственное регулирование и контроль за ценами. Основные цели такого контроля - прекращение падения производства, ограничение темпов инфляции, создание стимулов для товаропроизводителей, увеличение доходов за счет роста производства, а не цен.

В быстро меняющихся экономических условиях России изучение рыночной конъюнктуры и разработку на этой основе стратегии и тактики ценообразования следует начинать с анализа общей экономической ситуации, т.е. с анализа макроэкономических процессов. Проведение ценовой политики при переходе к рынку предполагает трехуровневый экономический анализ - на уровне экономики в целом, на уровне отрасли и на уровне предприятия, фирмы. Такой анализ дает возможность руководителям предприятия (фирмы) правильно ориентироваться в рыночной конъюнктуре.

Для успешного проведения политики цен нужно изучать и знать принципы ценообразования, налогообложение, порядок отнесения затрат на себестоимость продукции, принципы распределения прибыли. Обязательным является знание уровней цен и ценовой ситуации на региональных рынках. Кроме того, большое воздействие на цены оказывают место реализации товара, различие хозяйственных связей и др. Поэтому следует постоянно иметь информацию о состоянии экономики в целом, об экономическом законодательстве в ближайшей перспективе, о развитии экономических связей со странами СНГ и дальнего зарубежья.

Для правильного прогнозирования цен на свою продукцию необходимо изучение динамики цен на сырье, материалы и комплектующие изделия. На отраслевом уровне осуществляется детальный прогноз возможных рынков сбыта товара, устанавливаются предполагаемые покупатели и конкуренты, определяются допустимые для предприятия цены товара для конкретных покупателей.

Проведение правильной ценовой политики на уровне предприятия предполагает организацию получения и анализа информации по следующим вопросам:

- возможность повышения качества выпускаемых товаров;

- состояние и прогнозирование спроса;

- данные о ценах на потребляемую и реализуемую продукцию;

- изыскание резервов для снижения себестоимости;

- прогнозирование цен на продукцию, выпускаемую предприятием, и данные о ценах на такую же продукцию у предприятий-конкурентов;

- анализ динамики и структуры цен;

- данные о декларировании цен предприятиями-монополистами;

- изучение эластичности спроса на товары, изготавливаемые предприятием, его структуры и динамики;

- прогнозирование внутренних рынков сбыта и потенциальных конкурентов;

- изучение биржевых цен;

- анализ цен внешней торговли и внешних рынков сбыта.

Весьма остро встает проблема о приближении цен к стоимости, учитывающей объективные различия в региональных затратах и формирующийся на разных рынках спрос. Глубокой теоретической разработки требует проблема территориальной (региональной) дифференциации стоимости и цен в рыночном хозяйстве. Необходимо учитывать существенные особенности формирования связей производителей и потребителей, определяющие рынки сбыта конкретных товаров, их деление на единый рынок и на систему региональных (местных) рынков со своим уровнем цен.

Формируемая на одном региональном рынке система цен через прямые и обратные связи воздействует на системы цен, действующие на других региональных рынках, и таким образом последовательно и постепенно будут формироваться единый рынок и система цен, соответствующая этому рынку. Этот процесс, по-видимому, будет довольно болезненным и длительным. Здесь неизбежны попытки отдельных регионов решить свои экономические проблемы с помощью выгодных им цен за счет других регионов (например, в добыче топлива и сырья, в сельском хозяйстве).

Система внутренних цен должна учитывать возрастающее значение для российской экономики развития мирохозяйственных связей, все больше отражать движение и тенденции мировых цен. Это неизбежно при построении рыночной экономики и реализации преимуществ экономического сотрудничества с мировым сообществом.

До последнего времени ценовая практика межгосударственной торговли во многом была невыгодна России: важнейшие ее ресурсы вывозились по относительно низким, по сравнению с мировыми, ценами, а ввозилась продукция в основном по свободным ценам, уровень которых превышал мировой или был приближен к нему.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16



Скачать файл (1462 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации