Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат - Эргономика и ее значение для оптимизации трудовой деятельности человека - файл 1.doc


Реферат - Эргономика и ее значение для оптимизации трудовой деятельности человека
скачать (244 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc244kb.19.11.2011 23:20скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
~ ОГЛАВЛЕНИЕ~

Введение……………………………………………………………………….. …3

1. Понятие эргономики. ………………………………………………………4

1.1. Определение и общее положение об эргономике………………………4

1.2. История возникновения эргономики……………………………………..5

1.3. Эргономика как наука………………………………………………………..7

1.4. Значение эргономики для оптимизации

трудовой деятельности человека…………………………………………9

2. Организация рабочего места и планирование

офисного пространства……………………………………………………..10

2.1. Эргономика рабочего места и служебного помещения……………….10

2.2. Эргономика работы за компьютером……………………………………19

Заключение………………………………………………………………………23

Список используемой литературы…………………………………………..24

ВВЕДЕНИЕ~


Напрямую человеческая деятельность, будь то отдых, занятие спортом или работа, зависят от окружающих факторов среды. Окружающий мир мы воспринимаем органами чувств, т. е. осязаем, обоняем, слышим, видим и даже ощущаем на вкус. А путь, который нас приведёт к реализации поставленной цели, кроется в улучшении условий нашей деятельности, в частности – труда.

В нашем мире экономия является повсеместным явлением. Люди экономят на всем, иногда даже не подозревая, какой вред наносят себе, в частности, своему здоровью. О работодателях говорить не приходится: в век рыночных отношений и прибыли, которую очень легко подсчитать, вычислив общеизвестную разность, надеяться на нормальное отношение начальства не приходится. Только достаточно прозорливые руководители понимают, что действительно продуктивно работает тот человек, для которого работа является чем-то большим, чем просто способом заработать деньги.

Работоспособность каждого сотрудника зависит не только от правильно организованного трудового процесса и от внутренних отношений в коллективе, но и от того, как организовано предприятие и офис в целом, рабочее место данного сотрудника, в частности. Соблюдая требования уделяя должное внимание комфорту рабочих мест, легко превратить офис или производство в место, приятное для каждого работника – своего рода второй дом, куда человек будет приходить не только за зарплатой, но и в предвкушении новой интересной работы.

А положительный настрой — это новые идеи, энтузиазм, запас сил и энергии. Пожалуй, это и есть самая прочная основа успеха организации!

Появилась острая необходимость наладить систему «человек — машина — среда», вследствие чего возникло понятие «эргономика». Эргономика исследует производственные взаимодействия на уровне рабочих мест и производственных задач. Сюда относится проектирование структуры организации и помещений; планирование и установление расписания работ; гигиена и безопасность труда.

Ограниченный объем реферата не позволил достаточно подробно осветить все вопросы, касающиеся эргономики. В данной работе показаны основные положения эргономики, представлена организация рабочего места и планирование офисного пространства, рассмотрено значение эргономики для оптимизации трудовой деятельности человека. Так же в реферате затронута тема эргономики как науки и перспективы ее развития.

При написании данного реферата были использованы практически все новые источники литературы и материалы, опубликованные в Internet.
-I-

^ ПОНЯТИЕ ЭРГОНОМИКИ

1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ЭРГОНОМИКЕ

Правильная организация вашего рабочего места и служебного помещения может оказать значительное влияние на вашу производительность. Она позволит вам экономить время, предупреждать усталость, завершать выполнение задач быстрее, чем вы планировали.
Эргономика это изучение человека и его деятельности в условиях современного производства с целью совершенствования орудий труда, улучшения условий работы и оптимизации трудового процесса.

Эргоно́мика (от др.-греч. ἔργον — работа и νόμος — закон) — соответствие труда физиологическим и психическим возможностям человека, обеспечение наиболее эффективной работы, не создающей угрозы для здоровья человека и выполняемой при минимальной затрате биологических ресурсов.

^ Эргономика занимается комплексным изучением и проектированием трудовой деятельности с целью оптимизации орудий, условий и процесса труда, а также профессионального мастерства. Ее предметом является трудовая деятельность, а объектом исследования — системы "человек - орудие труда - предмет труда - производственная среда".

Эргономика — отрасль междисциплинарная, черпающая знания, методы исследования и технологии проектирования из следующих отраслей человеческого знания и практики:
► 1. Инженерная психология
► 2. Психология труда, теория групповой деятельности, когнитивная психология
► 3. Конструирование
► 4. Гигиена и охрана труда, научная организация труда
► 5. Антропология, антропометрия
► 6. Медицина, анатомия и физиология человека
► 7. Теория проектирования
► 8. Теория управления

Как отечественный, так и зарубежный опыт внедрения эргономических требований свидетельствует о том, что приводит к существенному повышению производительности труда.
^ 1.2. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭРГОНОМИКИ
Эргономика возникла в 1920-х годах в связи со значительным усложнением техники, которой должен управлять человек в своей деятельности. Первые исследования по эргономике начали проводиться в ВеликобританииСША и Японии. Термин "эргономика" был принят в Англии в 1949г., когда группа английских ученых положили начало организации Эргономического исследовательского общества. В СССР в 20-е годы предлагался термин "эргология", а в настоящее время принят английский термин. В некоторых странах эта научная дисциплина имеет иные названия: в США - "исследование человеческих факторов" (Human Factors (HF) - американское название европейской Ergonomics), в ФРГ - "антропотехника". 

Юридически оформившись в 1949 г., эргономика претерпела существенные изменения за эти десятилетия. Так, если 20 лет назад основные работы велись в областях (в порядке убывания приоритетности) антропометрии, физиологии труда, проектирования труда, биомеханики, психологии, то в последнее десятилетие приоритеты эргономики существенно сместились в область безопасности, проектирования труда, биомеханики, напряженности труда, интерфейса "человек-компьютер". Биомеханика и физиология труда не доминируют, как в прошлом, но возник их новый аспект, связанный с расстройствами опорно-двигательного аппарата, обусловленный ростом части людей, работающих на компьютеризированных местах. Brian Shakel характеризует развитие эргономики по десятилетиям как: 
1950-е - военная эргономика, 

1960-е - промышленная эргономика, 

1970-е - эргономика товаров широкого потребления, 

1980-е - интерфейс "человек-компьютер" и эргономика программного

обеспечения, 

1990-е - когнитивная и организационная эргономика. 
Термин "эргономика" выбран потому, что новая область исследований не принадлежит ни к одной из наук, на стыке которых она образовалась; термин нейтрален и не содержит намека на приоритет физиологии, психологии или анатомии; кроме того, как всякий термин, он краток, однозначен, определенен и мог получить распространение в других странах.
Первоначально Эргономическое исследовательское общество представляло, как официально подчеркивалось, "объединение людей, работающих в сфере научных исследований". Вопрос о создании прикладной науки эргономики в это время не рассматривался. Инициаторы создания общества, среди которых называют К.Ф.Х.Маррелла, О.Едхолма, П.Рэндла, У.Флойда, У.Хика и др., были единодушны в том, что объединение ученых смежных научных дисциплин для совместного решения общих проблем позволит добиваться лучших результатов, которые в принципе не могут быть получены в рамках какой-либо одной из дисциплин. В этом их убеждал опыт успешной совместной работы физиологов, психологов, анатомов, инженеров и дизайнеров в годы второй мировой войны. Возникновение эргономики содействовало сближению ученых разных специальностей, которые в Англии в то время были настроены подозрительно и даже враждебно друг к другу. Когда Эргономическое исследовательское общество собралось впервые, были назначены два ученых секретаря — психолог и физиолог, так как ни одна из сторон не доверяла другой; по той же причине не был избран президент. Теперь в обществе один президент и ученый секретарь.

Отечественная эргономика прошла большой путь, чему в немалой степени способствовало освоение творческого наследия ученых 1920—1930-х годов, занимавшихся изучением трудовой деятельности человека и формированием эргологии. От первых поисковых и далеко несовершенных работ эргономика развилась в достаточно мощное направление научных исследований и практических разработок.
^ К концу ХХ века выделились три главных направления внутри эргономики: 

1. Эргономика физической среды, рассматривающая вопросы, связанные с анатомическими, антропометрическими, физиологическими и биомеханическими характеристиками человека, имеющими отношение к физическому труду. Наиболее актуальные проблемы включают рабочую позу, обработку материалов, расстройства опорно-двигательного аппарата, компоновку рабочего места, надежность и здоровье. 

2. Когнитивная эргономика связана с психическими процессами, такими как, например, восприятие, память, принятие решений, поскольку они оказывают влияние на взаимодействие между человеком и другими элементами системы. Соответствующие проблемы включают умственный труд, принятие решений, квалифицированное выполнение, взаимодействие человека и компьютера, акцент делается на подготовке и непрерывном обучении человека при проектировании социо-технической системы. 

3. Организационная эргономика рассматривает вопросы, связанные с оптимизацией социо-технических систем, включая их организационные структуры и процессы управления. Проблемы включают рассмотрение системы связей между индивидуумами, управление групповыми ресурсами, разработку проектов, кооперацию, групповую работу и управление. 

В последнее время эргономика отходит от классического определения и перестаёт быть строго связана с производственной деятельностью. Определение, принятое Международной эргономической ассоциацией (IEA) в 2007 году: «Эргономика — это область приложения научных знаний о человеке к проектированию предметов, систем и окружений, используемых им».

^ 1.3. ЭРГОНОМОКА КАК НАУКА
Эргономика - наука, изучающая различные предметы, находящиеся в непосредственном контакте с человеком в процессе его жизнедеятельности. Ее цель  разработать форму предметов и предусмотреть систему взаимодействия с ними, которые были бы максимально удобными для человека при их использовании. 
Эргономика - это научная дисциплина, комплексно изучающая человека в конкретных условиях его деятельности, влияние разного рода факторов на его работу.

Эргономика - наука, комплексно изучающая функциональные возможности человека (группы людей) в конкретных условиях его (их) деятельности, которая связана с использованием технических средств на производстве и в быту. Эргономика — результат синтеза гигиены, психологии, анатомии и целого ряда других наук.  Эргономика — отрасль науки, изучающая человека (или группу людей) и его (их) деятельность в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда. Основной объект исследования эргономики - системы «человек-машина», в том числе, и так называемые эргатические системы; метод исследования — системный подход.

Эргономика — научно-практическая дисциплина, изучающая деятельность человека, орудия и средства его деятельности, окружающую среду в процессе их взаимодействия с целью обеспечения эффективности, безопасности и комфортности жизнедеятельности человека. 
Эргономика—дисциплина, изучающая движение человека в процессе производственной деятельности, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах работ.

Эргономика исследует не только анатомические и физиологические, но также и психические изменения, которым подвергается человек во время работы. Результаты эргономических исследований используются при организации рабочих мест, а также в промышленном дизайне.

Эргономика занимается комплексным изучением и проектированием трудовой деятельности с целью оптимизации орудий, условий и процесса труда, а также профессионального мастерства. Ее предметом является трудовая деятельность, а объектом исследования - системы "человек - орудие труда - предмет труда - производственная среда". Эргономика относится к тем наукам, которые можно различать по предмету и специфическому сочетанию методов, применяемых в них. Она в значительной мере использует методы исследований, сложившиеся в психологии, физиологии и гигиене труда. Проблема состоит в координации различных методических приемов при решении той или иной эргономической задачи, в последующем обобщении и синтезировании полученных с их помощью результатов. В ряде случаев этот процесс приводит к созданию новых методов исследований в эргономике, отличных от методов тех дисциплин, на которые она возникла.

^ Миди - и Микроэргономика
Мидиэргономика — исследование и проектирование систем "человек-коллектив", "коллектив-машина", "человек-сеть", "коллектив- организация". Миди-эргономика исследует взаимодействия на уровне рабочих мест и производственных задач. В сферу интересов миди-эргономики входят: 
1. проектирование организаций 

2. планирование работ 

3. обитаемость рабочих помещений 

4. гигиена труда 

5. проектирование интерфейсов сетевых программных продуктов 
Это — исследование и проектирование систем "человек - рабочая группа, коллектив, экипаж, организация", "коллектив - машина", "человек-сеть, сетевое сообщество", "коллектив - организация", Сюда входит и проектирование организаций, и планирование работ, и обитаемость рабочих помещений, и гигиена труда, и проектирование АРМ залов с дисплеями общего пользования, проектирование интерфейсов сетевых программных продуктов, и многое, многое другое. Исследуется взаимодействие на уровне рабочих мест и производственных задач. 

Микроэргономика — исследование и проектирование систем "человек - машина". Сюда же включаются интерфейсы "человек-компьютер" (компьютер рассматривается как часть машины - например, в кабине истребителя есть дисплеи), - как аппаратные интерфейсы, так и программные. Соответственно, "эргономика программного обеспечения" - это подраздел микроэргономики. Сюда же относятся системы "человек-компьютер-человек", "человек-компьютер-процесс", "человек - программа, ПО, ОС". 

Система "человек-машина" Man-machine system. Человеко-машинная система - система, в которой человек-оператор или группа операторов взаимодействует с техническим устройством в процессе производства материальных ценностей, управления, обработки информации. Система «человек-машина» является предметом исследования системотехники, инженерной психологии, эргономики.

^ Эргономика относится к тем наукам, которые можно различать  по предмету и специфическому сочетанию методов, применяемых в них. Она в значительной мере использует методы исследований, сложившиеся в психологии, физиологии и гигиене труда. Проблема состоит в координации различных методических приемов при решении той или иной эргономической задачи, в последующем обобщении и синтезировании полученных с их помощью результатов. В ряде случаев этот процесс приводит к созданию новых методов исследований в эргономике, отличных от методов тех дисциплин, на которые она возникла.

^ 1.4. ЗНАЧЕНИЕ ЭРГОНОМИКИ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ

ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Эргономика:
► Выявляет трудовые резервы человека и творческие возможности, включая высшие про явления психики;

► исследует влияние физической среды на состояние и работоспособность человека;

► разрабатывает средства эффективной защиты от шума, от раздражения зрения, от высоких температур, большой влажности, холода, вредных газов;

► устанавливает принципы наилучшего устройства пунктов управления с учетом психологических, физиологических, гигиенических и эстетических требований;

► определяет условия проектирования рабочих мест, которые облегчили бы труд человека и помогли ему развивать профессиональные навыки;

► изучает «пропускную способность анализаторов человека — зрения, слуха, ощущений — и в зависимости от результатов устанавливает своеобразные параметры для органов управления, порядок рабочих движений и так далее;

► изучает усталость и выносливость человека, анализ его поведения в трудных ситуациях при управлении объектом;

► проводит исследование эмоциональных факторов в труде,

► проводит эксперименты по нервной и химической регуляции работающего организма;

► решает задачи, связанные с оптимизацией труда: рассматривает многие виды не только индивидуального, но и группового поведения в условиях современного высокосложного и высокоскоростного производства.
Полученные эргономикой результаты способствуют увеличению производительности и повышению качества труда, обеспечивая вместе с тем необходимые условия работающему, сохраняя его силы, здоровье, работоспособность.

^ Эргономика решает также ряд проблем, поставленных в системотехнике: оценка надежности, точности и стабильности работы оператора, исследование влияния психологической напряженности, утомления, эмоциональных факторов и особенностей нервно-психической организации оператора на эффективность его деятельности в системе "человек-машина", изучение приспособительных и творческих возможностей человека.
^ -II-
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА


И ПЛАНИРОВАНИЕ ОФИСНОГО ПРОСТРАНСТВА


2.1. ЭРГОНОМИКА РАБОЧЕГО МЕСТА И СЛУЖЕБНОГО ПОМЕЩЕНИЯ

При организации рабочих мест необходимо учитывать то, что конструкция рабочего места, его размеры и взаимное расположение его элементов должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психофизиологическим данным человека, а также характеру.

^ Выбор положения работающего

При выборе положения работающего необходимо учитывать:

  • физическую тяжесть работ;

  • размеры рабочей зоны и необходимость передвижения в ней работающего в процессе выполнения работ;

  • технологические особенности процесса выполнения работ.

Рабочее место для выполнения работ стоя организуется при физической работе средней тяжести и тяжелой. Если технологический процесс не требует постоянного перемещения работающего и физическая тяжесть работ позволяет выполнять их в положении сидя, в конструкцию рабочего места следует включать кресло и подставку для ног.

^ Пространственная компоновка рабочего места

Конструкция рабочего места должна обеспечивать выполнение трудовых операций в зонах моторного поля в зависимости от требуемой точности и частоты действия:

  • выполнение трудовых операций «очень часто» (2 и более операций в минуту) и часто (менее 1 операции в минуту) должно производиться в пределах зоны легкой досягаемости и оптимальной зоны моторного поля;

  • выполнение редких трудовых операций допускается в пределах зоны досягаемости моторного поля.

Размерные характеристики рабочего места

Конструкция рабочего места должна обеспечивать оптимальное положение работающего, которое достигается регулированием:

  • высоты рабочей поверхности;

  • высоты сиденья;

  • высоты пространства для ног;

  • высоты подставки для ног.


Комфорт офиса складывается из эргономики рабочего места и рационального планирования офисного пространства в целом. Основа последней — деление на рабочие зоны так, чтобы каждый сотрудник работал максимально эффективно и сам по себе, и в команде.

Как считают эксперты, специализирующиеся в области создания офисного стиля и делового комфорта, наилучшие результаты дает использование стационарных или мобильных перегородок разной высоты и уровня прозрачности. Такие конструкции устанавливаются специалистами за считанные дни и могут полностью преобразить офис, разделив его на индивидуальные изолированные отсеки и зоны для общения.

Даже в самом маленьком офисе есть приемная, комната персонала, кабинет руководителя, зона для совещаний. Для каждой из указанных зон примерно рассчитаны минимальные площади и планировочные решения, позволяющие избежать психологического дискомфорта. Так, площадь приемной зависит от ежедневного количества посетителей, но не может быть меньше 10 м2. Часто, вместо традиционной комнаты-приемной, устраивается сектор "ресепшн" в открытом пространстве офиса, обязательно в сочетании с раздевалкой или шкафом для одежды.

Комната для совещаний или переговоров может использоваться как место для презентации и демонстрации товаров или услуг. Также здесь рационально сосредоточить всю презентационную технику. Иногда зона для совещаний с целью экономии пространства располагается в кабинете руководителя. Но в таком случае кабинет делится на две части —официальную и неформальную, где обязательно есть кресла и журнальный столик. Для функционального и удобного кабинета топ-менеджера достаточно 12 м2. Но чаще размеры кабинета выбираются, исходя из имиджевых соображений.

^ Комнаты-отсеки для персонала должны проектироваться с учетом количества сотрудников и направления их перемещений по офису. Кроме того, зачастую необходимо обеспечить звуковую и визуальную изоляцию рабочих мест. Важен и фактор размещения техники (принтеры, копиры, шредеры), которой регулярно пользуются все работники. Рационально установить ее на месте пересечения всех рабочих маршрутов.

Проблему недостатка пространства можно решить с помощью оптимизации рабочих мест. Иначе говоря, подобрать подходящие форму и габариты рабочего стола, количество приставных столов и иных дополнительных элементов в виде настольных или навесных полок, приставных или выкатных тумб.

Также существенно повышают эффективность использования площадей одно- или двустворчатые раздвижные (откатные) двери. Они могут быть устроены в непрозрачных, остекленных, комбинированных офисных перегородках. Горизонтальные жалюзи, встроенные в остекление перегородок и дверей, позволяют добиться визуальной изоляции, когда это необходимо.

Для организации отдыха стоит создать зону для перерывов на кофе, наподобие барной стойки. Их важно проводить стоя, что позволит не только быстро обменяться оперативной информацией, но и размяться. Отдельная кухня-столовая менее эффективно использует пространство, но может значительно сэкономить время – сотрудникам нет необходимости выходить на обед за пределы офиса.

Правильная организация рабочего места и служебного помещения может оказать значительное влияние на производительность. Она позволит экономить время, предупреждать усталость, завершать выполнение задач быстрее, чем планировалось.
Для правильной организации рабочего места каких-либо стандартных рецептов не существует: что может быть удобным для вас, не удобно для другого, и наоборот. Тем не менее, для того чтобы наилучшим образом организовать порядок в служебном помещении, вам следует обратить внимание на ряд общих принципов, руководствуясь которыми, вы можете добиться оптимального состояния в этом вопросе.
Цветовая гамма
Цветовым решениям интерьеров зачастую уделяется второстепенное значение. Между тем, цвет — один из важнейших источников информации. Он перенасыщен символическими и эмоциональными качествами и настолько сильно влияет на психическое и физиологическое состояние человека, что игнорировать его значение невозможно.

Теплые цвета действуют возбуждающе, тонизируют, повышают работоспособность. Холодная гамма расширяет пространство, помогает сосредоточенности и самоуглубленности.

Коричневый цвет способствует улучшению исполнительских функций, синий повышает активность головного мозга и снижает аппетит, желтый и оранжевый поднимают настроение и стимулируют возникновение нестандартных решений, зеленый и голубой успокаивают, позволяют сосредоточиться.

Долгое воздействие красного вызывает возбуждение, переходящее в агрессивность, но его небольшие акценты разбудят активность сотрудников. Розовый цвет чрезмерно расслабляет. Фиолетовый и черный угнетающе действуют на психику. Белый - нейтрален, но дает ощущение чистоты.

Также стоит учитывать иные тонкости. Чем выше интеллектуальный уровень сотрудников, тем более сложные оттенки они предпочтут. Тяга к спокойным цветам увеличивается с возрастом. Важны и особенности темперамента. Флегматиков тонизируют акценты красного и оранжевого, холериков успокоит сине-зеленая гамма.

С помощью цвета можно изменять восприятие пространства и визуальных деталей ("зрительного шума"). Офис мал, и в нем слишком много людей? Можно расширить его площадь светлыми холодными тонами - серо-голубыми, жемчужными, водно-зелеными. Если же офис очень велик и "визуально шумен", то есть цвета, которые могут решить и эту проблему. Так называемая "тихая" гамма - ненасыщенные холодные: светло-синий, серо-голубой. Спокойная гамма пастельных тонов снизит утомление от толпы. Визуальный шум, "мельтешение" можно нейтрализовать крупным броским пятном, например, яркой картиной или плакатом на стене.

При выборе офисного колорита не стоит руководствоваться только личными вкусами и пристрастиями. Он способен решить многие проблемы, но при непродуманном использовании может, напротив, создать их.
Освещение
Еще один важнейший фактор, от которого зависят работоспособность и здоровье человека, — это освещение. Свет регулирует все функции человеческого организма и влияет на психологическое состояние и настроение, обмен веществ, гормональный фон и умственную активность. К сожалению, далеко не всегда в офисе этому фактору уделяется должное внимание.

Самым здоровым светом остается естественный дневной. Чтобы его использовать, глубина офисных помещений не должна превышать 6 м. Кроме того, хорошим решением здесь будут стеклянные перегородки, обеспечивающие зрительную и звуковую изоляцию, но в то же время, не препятствующие проникновению естественного света. Это позволяет максимально эффективно использовать естественное освещение, хотя между этим помещением и окнами располагается еще и рабочая зона.

Оптимальным вариантом искусственного освещения является комбинированная система, сочетающая в себе прямой и рассеянный свет. Причем, обычным лампам "дневного света" (вредное влияние их мерцания с частотой 50 Гц давно известно) стоит предпочесть галогенные. Их свет более естественен и гораздо меньше утомляет глаза и нервную систему.

Рассмотрим модель под названием day-dream компании Vektron. Она основана на использовании обычного дневного света, яркость которого в помещении распределяется равномерно. Напротив окна в потолок монтируется отражатель, который позволяет передавать свет в самые дальние уголки помещения, а специальные датчики позволяют непрерывно регулировать его в зависимости от времени дня.

Психологически человек за рабочим столом как бы отделяется от остального пространства световым полем, получая необходимую яркость в те точки, где это необходимо. На этом основана целая система мебели и света.

Ее суть в следующем: два светильника с разной световой направленностью интегрируются в корпус стола и образуют цельную и легко перемещаемую конструкцию. Другое модное направление — легкие перегородки со встроенным освещением, позволяющие сразу моделировать пространство и свет.

Важно учесть, что свет, как и цвет, — это очень мощный инструмент, влияющий и на психическое, и на физическое состояние людей. Ведь свет имеет еще ряд важных особенностей — к примеру, теплоотдачу. Иногда в офисе невозможно находиться из-за жара, исходящего от ламп. Поэтому очень важно выбрать правильный тип лампы для каждого отдельного случая.

При таком обилии тонкостей и условий важно не ограничиваться лишь красотой, но и учитывать функциональность проекта. Для этого необходимо понять индивидуальность данного пространства и найти в нем единственно верный баланс.
Мебель

Столы. На вашем столе должно быть достаточно свободного места, чтобы вам было удобно работать, не отрываясь по пустякам. Если вам приходится делить свое время между компьютером и работой с бумагами, подумайте о панорамном методе, который позволит вам перемещаться между традиционным столом и компьютером не вставая. Если у вас есть возможность, постарайтесь найти стол с регулируемой высотой.

Продумайте, как установить стол таким образом, чтобы он составлял единое целое со всем офисом. Если вы хотите разместить стол так, чтобы он служил барьером между вами и предполагаемым посетителем, — это ваше право, этим вы добьетесь эффекта психологической дистанции, но если вы преследуете совсем противоположную цель, то вам следует установить его по-другому. Установив стол напротив стены, вы создадите удобное место для размещения книжных полок, навесных плакатов и т.п. Если ваше рабочее место находится в офисе с открытой планировкой, то такое размещение стола способствует исключению случайных помех и снижению отвлечения внимания.

Стулья. Большинство современных офисных стульев оснащено колесиками и шарнирами, что позволяет свободно перемещаться по всей площади служебного помещения. Кроме того, такие стулья оборудованы спинками, что позволяет предотвратить чрезмерную нагрузку на шею и спину. Не стремитесь подчеркнуть ваш статус мебелью. Стулья должны быть функциональными. Чтобы выбрать стул для себя, обратите внимание на следующие характеристики:


    • наличие регулируемого по высоте сиденья;

    • наличие спинки, регулируемой как по высоте, так и в поперечном

направлении;

    • наличие достаточной глубины сиденья;

    • должная устойчивость;

    • наличие колесиков, соответствующих покрытию пола в вашем

офисе.
Регулировка стула.

При регулировке стула необходимо учитывать как размеры вашего тела, так и высоту рабочей поверхности стола, если она не регулируется. Основная рекомендация: высоту сиденья надо отрегулировать так, чтобы вы могли удобно расположиться на нем; при этом ступни ваших ног должны опираться на пол, а зазор между передней частью стула и вашими икрами должен составлять 5 сантиметров. После этого следует отрегулировать спинку как в вертикальном, так и в поперечном направлениях, чтобы у вас не напрягалась поясница.

Если стул оборудован подлокотниками, то их следует отрегулировать так, чтобы они слегка касались нижней части ваших локтей, когда они находятся под прямым углом к спинке стула. Подлокотники совсем не должны поднимать ваши локти. Если они мешают вам, их лучше демонтировать. При регулировке стула учитывайте высоту рабочей поверхности вашего стола и клавиатуры компьютера. Вам следует разместиться так, чтобы ваши ноги удобно располагались под рабочей поверхностью стола и ничто не мешало их свободному движению.

Если вы не можете добиться такого положения, значит рабочая поверхность стола расположена слишком низко для вас. Если рабочая поверхность стола, когда вы сидите, расположена значительно выше уровня ваших локтей, вам следует отрегулировать высоту стула. При этом под ноги вам придется подставить опору, чтобы можно было занять удобное сидячее положение.
Оборудование.

Обратите внимание на то, где вы держите вещи, которыми пользуетесь регулярно. Они всегда должны находиться у вас под рукой. Если над вашим столом оборудованы полки, они должны располагаться таким образом, чтобы вы могли дотянуться до вещи, находящейся на нижней полке, не поднимаясь со стула. Предметы, которыми вы пользуетесь регулярно (например, телефон, принтер, различного рода справочники) должны находиться в пределах досягаемости, чтобы вам не надо было за ними тянуться.
Наведение порядка на рабочем месте.
Наведение порядка в шкафах. Начните уборку с посудных шкафов, а именно с тех, которые находятся на максимальном удалении от вашего стола. В них, скорее всего, сосредоточена основная масса материалов не первой необходимости, до которых не дошли руки во время предыдущих уборок. По мере их высвобождения продвигайтесь вперед по направлению к вашему столу. Таким образом, вы получите место для хранения предметов, которые в настоящее время загромождают более нужные в рабочем отношении области. Безжалостно избавляйтесь от мусора. Ненужные документы и откровенный мусор просто выбрасывайте. Рассортируйте остальные документы и материалы по архивным коробкам, коробки соответствующим образом пометьте. Когда будете приступать к наведению порядка в книжных шкафах, предлагаем вам сначала полностью их очистить, а затем расставить всю литературу по темам. Требуется разместить материалы и документы таким образом, чтобы вам было легко и удобно их находить в случае необходимости.

Наличие чрезмерного количества документов на рабочем столе ведет к такому же отвлечению внимания и помехам в работе, как телефонные звонки. Хвататься за выполнение то одной задачи, то другой, не добиваясь при этом успеха, гораздо проще, чем сконцентрировать усилия на их реальном выполнении. Наличие большого количества различных документов также служит удобным предлогом для оправдания различного рода отсрочек и проволочек. Когда процесс решения той или иной задачи идет тяжело, психологически гораздо легче переключить свое внимание на решение той задачи, которая кажется вам проще, и вас так и тянет схватить первый попавшийся листок из какой-нибудь стопки документов, находящихся на вашем рабочем столе.

Поиск документов может привести к огромной потере времени и вызвать новые причины для отрыва от работы. Специальные наблюдения показали, что на это уходит минимум 15 минут в день, и это, надо признать, довольно консервативная оценка. Беспорядок на рабочем столе также служит причиной снижения способности определять приоритетные направления деятельности. Кроме того, во всем этом есть что-то нерациональное.

Ключом при наведении порядка на рабочем столе должна быть простота. Лучшим началом этой процедуры будет, если вы возьметесь за все понемногу, — корзинка входящих документов, корзинка исходящих документов, один ежедневник, один блокнот. Подумайте также, нужны ли вам на рабочем столе вещи личного характера. Возможно, вы захотите оставить на столе случайное фото или сувенир, но нет никакого смысла в том, чтобы личные вещи мешали вашей работе. На вашем столе должны находиться только те принадлежности и инструменты, которыми вы пользуетесь ежедневно. Другие предметы, которые регулярно вам не нужны, должны находиться под рукой, но только не на рабочем столе. Рабочее пространство должно быть достаточно большим, так как, наряду с ощущением физического комфорта, приведенный в порядок рабочий стол несет с собой и положительный психологический настрой.

Возможно, перед тем как начать наведение порядка на своем столе, вам придется преодолеть определенный психологический барьер. Ведь загроможденный рабочий стол подспудно ассоциируется у нас с его чрезвычайно занятым хозяином, а кому не нравится, чтобы его считали занятым. Однако следует помнить, что человек может быть чрезвычайно занятым, но совершенно некомпетентным и непродуктивным. Пусть о ваших делах говорят достигнутые результаты, а не внешний вид вашего рабочего стола. Когда вы окончательно разберетесь со своим рабочим столом, можете приступать к разбору документов.
Как справиться с кипами документов
 Промаркируйте четыре пустые папки или коробки для хранения документов следующим образом:«принять к обработке», «заняться отправкой», «прочесть», «отправить на хранение» (или придумайте свои варианты, более удобные для вас). Запаситесь достаточным количеством пластиковых мешков для самой важной категории, которой предстоит отправиться на утилизацию.

 Приготовьтесь к тому, что большую часть документов вам придется отправить в мусорную корзину. Какое бы значение они не имели на тот момент, когда попали к вам, скорее всего, они уже морально устарели. Не повторяйте прежних ошибок, действуйте решительно. Здесь вы должны руководствоваться таким принципом: если есть сомнение относительно ценности того или иного документа, смело отправляйте его в мусорную корзину.

 Не тратьте время на прочтение каждого документа. На данном этапе ваша задача заключается только в том, чтобы определить, нужен ли он вообще, и если — да, то его следует отправить соответственно в корзину или папку.

 Во время сортировки документов не предпринимайте никаких других действий, иначе вы можете завязнуть в этой массе. В обязательном порядке, чтобы облегчить свою дальнейшую работу, ставьте пометки на документах, но не тратьте на это слишком много времени, так как ваша основная задача на этом этапе — разобрать все документы по категориям.

 Журналы и другие периодические издания следует просматривать быстро, вырывая страницы, представляющие для вас интерес. Остатки смело отправляйте в мусорную корзину. На данном этапе читать вырванные заметки не следует.

 Когда вы разберете все кипы, обратите внимание на ваши корзины. Спланируйте время для работы с документами.

Если все будет сделано правильно, то выполненная работа принесет вам глубокое удовлетворение.
Как сохранить наведенный порядок?


  • Если, есть сомнение относительно ценности того или иного документа, смело отправляйте его в мусорную корзину.

  • Не используйте свой стол в качестве места хранения документов — пользуйтесь для этих целей специальными папками.

  • Всегда проверяйте наличие необходимой техники. Все инструменты и принадлежности, которыми вы пользуетесь регулярно, должны находиться под рукой.

  • Не перемещайте кипы документов с вашего стола в другие места кабинета.

  • Старайтесь обрабатывать и регистрировать документы ежедневно. Если вы вынимаете документы из картотеки, возьмите себе за правило возвращать их на место как можно скорее.


Ключевые аспекты наведения порядка

на вашем рабочем месте:


  • расположение мебели и оборудования в целях достижения максимальной безопасности, комфорта и производительности;

  • высвобождение времени и пространства путем реорганизации вашего стола и мест хранения;

  • сведение к минимуму стрессовых ситуаций путем ликвидации бумаг, разбросанных по всему офису.

Размещение технологической и организационной оснастки

  • на рабочем месте не должно быть ничего лишнего, все необходимое для работы должно находиться в непосредственной близости от работающего, размещение оснастки должно исключать неудобные позы работника;

  • те предметы, которыми пользуются чаще, располагаются ближе тех предметов, которыми пользуются редко;

  • те предметы которые берутся левой рукой, должны находиться слева, а те предметы, что берутся правой рукой, — справа;

  • более опасная с точки зрения травмирования оснастка должна располагаться выше менее опасной оснастки; однако при этом следует учитывать, что тяжелые предметы при работе удобнее и легче опускать, чем поднимать.

  • рабочее место не должно загромождаться заготовками и готовыми деталями.

^ 2.2. ЭРГОНОМИКА РАБОТЫ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ

Основными повреждающими здоровье при работе за компьютером, как и при любой сидячей работе, являются следующие неспецифичные (т.е. не связанные именно с работой за компьютером) факторы:
1. Длительная гиподинамия. Любая поза при длительной фиксации вредна для опорно-двигательного аппарата, кроме того, ведет к застою крови во внутренних органах и капиллярах.

2. Нефизиологическое положение различных частей тела.
Физиологическим для человека является так называемое эмбриональное положение, его легко испытать на себе, если полностью расслабиться в соленой воде. Когда мышцы расслаблены и воздействует на них лишь естественный тонус покоя, тело приходит в определенное положение. Рекомендую его испытать и запомнить, особенно для конечностей. Для спины и шеи в вертикальном положении физиологично другое - когда явно выражены поясничный и шейный изгибы позвоночника, при прямой вертикальной линии, проходящей через затылок, лопатки и копчик. Правильную осанку необходимо выучить "телом" путем его контроля какое-то время, и потом она будет поддерживаться автоматически. Проще всего встать к ровной стене и прижать к ней плотно пятки, икры, ягодицы, лопатки, локти и затылок. Достигнуть идеала вообще непросто, в процессе работы особенно, но к этому надо стремиться - хотя бы для отдельных частей тела.

3. Длительно повторяющиеся однообразные движения. Здесь вредна не только усталость тех групп мышц, которые эти движения выполняют, но и психологическая фиксация на них (образование устойчивых очагов возбуждения ЦНС с компенсаторным торможением других ее участков). Хотя наиболее вредны именно повторяющиеся однообразные нагрузки. Через усталость они могут вести к физическому повреждению суставов и сухожилий. Наиболее известен в среде пользователей РС тендовагинит запястных сухожилий, связанный с вводом информации посредством мыши и клавиатуры.

^ 4. Ну и, наконец, долгое пребывание в замкнутом, а еще хуже - душном и прокуренном помещении.

5. Световое, электромагнитное и прочее излучение в основном монитора - а вот это специфический повреждающий фактор при работе с компьютером.

Для борьбы с 1,3 и 4 повреждающими факторами рекомендации просты - надо хотя бы раз в час устраивать перерывы, походить, размяться. Если курите — покурить выйдите в другое помещение — это и разминка, и менее вредно для здоровья и сохранности техники.

Еще лучше выполнять пару физических упражнений по своему вкусу. Совсем хорошо составить для себя комплекс упражнений для самостоятельной разблокировки позвоночника, но это дело индивидуальное, и дистанционно тут помочь я не способен. Если какие-то проблемы уже возникли, лучше обратиться к специалисту, благо их сейчас достаточно. Обычно сами себя они называют мануальными терапевтами.

Если из-за напряжения внимания (особенно при поединке по сети) моргать стали редко - моргайте осознанно, каждые 5 секунд где-то, или активно "промаргивайтесь" когда тактическая ситуация станет менее напряженной. Это не только способствует увлажнению роговицы и удалению отмерших ее клеток, но и массирует глазные яблоки, что также полезно.
► Отрегулируйте высоту монитора, таким образом, чтобы верхняя часть экрана находилась на уровне глаз или немного ниже. Ваш взгляд должен быть направлен немного вниз, когда вы смотрите в центр экрана

► Расстояние до монитора должно составлять от 500 до 710 мм.

► Наклоните монитор на 10-20 градусов назад, чтобы верхняя и нижняя части экрана находились на одинаковом расстоянии от ваших глаз. Произведите донастройку положения монитора, чтобы устранить блики

► Центральная линия клавиатуры должна быть на одном уровне с согнутым в локте предплечьем и запястьем. Расположите клавиатуру, примерно, на 510 мм ниже монитора

► Наклоните клавиатуру на 10 градусов

► Располагайтесь за компьютером таким образом, чтобы минимальное количество раз поворачивать голову в процессе работы с информацией.

► Имейте в виду, что даже организовав эргономичное рабочее место, вы можете продолжать испытывать мышечный дискомфорт, если ваше тело будет подолгу находиться в одном и том же положении.
^ Этап 1 – Нейтральная поза
1. ГОЛОВА непосредственно над плечами, без отклонения вперед или назад.

2. ГЛАЗА приблизительно на расстоянии вытянутой руки от экрана. Ваш взгляд должен быть направлен примерно в центральную точку экрана, то есть на 15-30° ниже горизонтали.

3. ШЕЯ расслаблена, подбородок подтянут, не выпячен вперед.

4. ПЛЕЧИ опущены вниз, грудная клетка свободна и расправлена.

5. СПИНА прямая или слегка отклонена назад. Сохраняйте небольшой естественный изгиб нижней части спины с помощью подушки.

6. ЛОКТИ расслаблены, под углом примерно от 90° до 120°.

7. РУКИ опираются на подлокотники кресла или подушки – особенно важно для руки, работающей с мышью.

^ 8. КИСТИ РУК, ЗАПЯСТЬЯ расслаблены и находятся в естественном положении, без сгибания вверх или вниз. ПАЛЬЦЫ слегка согнуты и имеют опору.

9. КОЛЕНИ немного ниже уровня бедер с промежутком шириной в 2-3 пальца между задней частью ноги и стулом.

10. СТУПНИ должны ровно стоять на полу – не скрещивайте ноги или лодыжки. По возможности чередуйте сидячую позу с работой в положении стоя, чтобы уменьшить нагрузку от сидения на позвоночник.

Этап 2 – Свободное движение
^ A. ЭКРАН. По возможности дополните ноутбук дополнительным дисплеем для обеспечения оптимальной эргономической высоты. Подставка для экрана должна иметь возможность регулировки наклона, поворота и высоты. Размер разборчивого текста = 12 пт. при минимальном расстоянии от глаз 50 см (правило 007). С помощью средств управления экрана настройте удобный для себя контраст и яркость. Минимизируйте яркий свет путем наклона экрана. Пользователи с бифокальными очками могут приобрести линзы, предназначенные специально для работы на компьютере.

^ B. ДОК-СТАНЦИЯ. Добавляет удобство функции «plug and play» для портативных компьютеров, избавляя от необходимости отсоединять электрошнуры и дополнительные кабели каждый раз при перемещении портативного компьютера.

^ C. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ КРЕПЛЕНИЕ. Выберите крепление для ноутбука, такую, как на рисунке, для регулировки оптимальной высоты, наклона и поворота экрана.

D. КЛАВИАТУРА И МЫШЬ. Дополните ноутбук дополнительными клавиатурой и мышью, расположенными на уровне согнутого локтя, так чтобы задняя часть клавиатуры была отклонена назад под углом 5°. При слабом освещении направляйте свет непосредственно на клавиатуру, чтобы не напрягать зрение.

E. СТУЛ. Должен обеспечивать соответствующую опору для поясницы (спины) и рук; сиденье должно отвечать минимальным нормам по ширине и длине и быть слегка наклонено вперед для облегчения правильного положения коленей.

^ F. ПОДСТАВКА ДЛЯ НОГ. Используйте подставку для ног, если ноги не касаются пола.

Перед выполнением любого из потягивающих движений с рисунка 8 на следующей странице проконсультируйтесь со своим врачом, чтобы убедиться, что они не нанесут ущерба вашему здоровью.

Не переходите резко в представленные на рисунке положения и не выходите резко из них; в положения нужно переходить медленно и сохранять их в течение короткого счета; вы должны чувствовать натяжение, но не боль (если вы испытываете боль, немедленно прекратите упражнения и обратитесь к своему врачу). Повторите движение для другой стороны. Выполните по три подхода для каждого потягивания.

^ Глубокое дыхание. Дышите через нос, не через рот; при помощи диафрагмы выдохните весь воздух из легких, сделайте паузу, а затем – долгий глубокий вдох и наполните легкие как можно больше. Глубокое дыхание регулирует ваше сердцебиение и увеличивает поступление кислорода в ваш мозг и мышцы, рассеивая токсичные конечные продукты мышечного метаболизма: углекислый газ, молочную кислоту, мочевую кислоту. Каждый день по нескольку раз закрывайте глаза и сосредотачивайтесь на вашем дыхании, чтобы расслабиться и улучшить внимание.

^ Отдых для глаз. Отведите глаза от экрана компьютера; направьте взгляд на противоположную стену или в окно, фокусируясь на отдаленном объекте, чтобы поработать глазными мышцами. Если взгляд долгое время направлен на экран компьютера, это может негативно сказаться на мигании и привести к появлению сухости и зуда в глазах, а также к более серьезным осложнениям. Регулярно проверяйте зрение, и если вы используете очки для чтения, вы можете приобрести линзы, предназначенные специально для работы на компьютере.

~ЗАКЛЮЧЕНИЕ~


Понимание того, что отправной точкой эргономики является наше собственное тело и что мы должны контролировать свое взаимодействие с компьютером, так чтобы он приспосабливался к нашим потребностям, а не наоборот, является важнейшей концепцией наряду с эргономическим уравнением.

Если применять три этапа эргономического уравнения: нейтральную позу, свободное движение и время для восстановления сил, то можно создать равновесие между самим собой, компьютером и окружением!

Попробовать, начав хотя бы с самых простых способов, оптимизировать собственные условия труда ничего не стоит, а результата ждать не придётся! Более того, стремление следования закону осуществления комфорта не только на рабочем месте, а и везде, где мы только ни появляемся, сделает нашу жизнь более приятной и состояние счастья и покоя будет сопровождать нас везде и всегда!

Внедрение результатов эргономических исследований в практику дает ощутимый социально-экономический эффект. Как отечественный, так и зарубежный опыт внедрения эргономических требований свидетельствует о том, что приводит к существенному повышению производительности труда. При этом грамотный учет человеческого фактора представляет собой не разовый источник повышения, а постоянный резерв увеличения эффективности общественного производства.

Очевидно, что чем более человек утомлен, тем хуже он работает. Кроме того, вместе с утомлением приходят следующие, очень негативные для рабочего процесса симптомы: это рассеянное внимание, раздражительность, повышение уровня агрессии. Очевидно, что все вышеперечисленные факты не могут не сказаться отрицательно не только на работе отдельного сотрудника, но и на работе целого отдела. Кроме того, на западе работодатели столкнулись еще с одной глобальной проблемой, напрямую связанной с эргономикой офисной мебели. Это факт повышения количества пропусков в связи с заболеваниями, связанными с неправильной посадкой сотрудника во время рабочего дня. Суммарные убытки, которые понесли крупнейшие Американские корпорации в свете вышеперечисленных проблем намного превысили затраты, которые необходимы для повышения эргономики рабочего пространства.
Итак, полученные эргономикой результаты способствуют увеличению производительности и повышению качества труда, обеспечивая вместе с тем необходимые условия работающему, сохраняя его силы, здоровье, работоспособность.
^ ~СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ~


  1. Литвак И., «Эргономика – заботливая наука». М., 1999, 297 c.




  1. Сейдлер Д., Бономо П., Руководство по эргономике. М.., 2000




  1. http://www.ergotron-russia.ru/ Эргономика рабочего места




  1. http://www.ixbt.com/ Эргономика работы за компьютером - субъективные заметки




  1. http://chernykh.net/ История компьютера. Эргономика




  1. http://www.officemart.ru/ Все для офиса. Эргономика и организация рабочего места




  1. http://best-stroy.ru/ Строительный портал. Эргономика рабочего места и планирование офисного пространства



Скачать файл (244 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации