Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Контроль и ревизия ТГУ - файл 1.doc


Лекции - Контроль и ревизия ТГУ
скачать (299.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc300kb.19.11.2011 23:20скачать

содержание

1.doc

  1   2   3

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ «КОНТРОЛЬ И РЕВИЗИЯ»


Модуль 1. Контроль
Аннотация: В материалах Модуля 1 раскрыты сущность контроля, его роль в процессе управления, как отдельного хозяйствующего субъекта, так и государственной структуры в целом. Исследуются основные принципы, функции контроля, его виды, задачи контроля представлены в соответствии с его видами. Большое внимание уделено задачам и функциям органов, осуществляющих государственный контроль. В Модуле 1 раскрыты формы и методы контроля.

Ключевые слова: Сущность, роль и функции контроля в управлении экономикой; виды контроля; взаимосвязь и отличия внешнего и внутреннего контроля, внутреннего управленческого контроля и ревизии; основные задачи и направления внешнего финансового контроля; подготовка, планирование, проведение и оформление результатов внешнего контроля; основные задачи и направления внутреннего финансового контроля; порядок проверки смет (бюджетов), центров затрат, ответственности и бюджетирования; внутренний контроль и система мер по ограничению риска хозяйственной деятельности.

Рассматриваемые вопросы:
      1. ^

        общие положения финансово-экономического контроля,


  1. виды финансового контроля,

  2. внешний финансовый контроль: задачи, направления,

  3. внутренний финансовый контроль: задачи, направления,

  4. система органов контроля и контролирующих организаций,

  5. функции и задачи государственных органов финансового контроля,

  6. формы финансового контроля,

  7. методы финансового контроля.


Модульная единица 1: Общие положения финансово-экономического контроля

Цель изучения модульной единицы заключается в формировании системы знаний у слушателей об общих положениях финансово-экономического контроля в России.

Задачи изучения модульной единицы

  1. раскрыть сущность контроля и его роль в управлении экономикой

  2. определить функции и задачи финансово-экономического контроля

  3. сформулировать и раскрыть принципы финансово-экономического контроля

  4. представить систему финансово-экономического контроля


Название первого вопроса Модульной единицы 1. Сущность контроля и его роль в управлении экономикой

Понятие «контроль» тесно связано с понятием «управление». Оно происходит от английского глагола «to control» (Слайд. 1.2.), имеющего различные значения. В экономическом смысле этот термин означает управление и наблюдение. В Лимской Декларации руководящих принципов контроля, принятой IХ Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г., указано, что «организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом».

Содержание контроля в управлении экономикой исследователи трактуют в узком и широком смысле. В узком смысле контроль связывают с какой-либо отдельной функцией управления, например, планирования, когда с помощью контроля выявляют те или иные неточности и ошибки в планировании (Слайд 1.2.). В узком смысле под контролем также понимают проверку деятельности кого-либо или чего-либо.

В широком смысле контроль в управлении экономикой можно рассматривать как проверку соблюдения и выполнения нормативно установленных задач, планов и решений, т.е. выдвигается на первый план функциональное назначение контроля, его участие на определенной стадии управленческого процесса (Слайд 1.2). Как завершающий этап управленческой деятельности контроль позволяет сопоставить достигнутые результаты с запланированными.

Контроль рассматривается как способ или механизм, с помощью которого проводится сравнение результатов с поставленными задачами. Контроль сводится к виду деятельности, обеспечивающему сравнение фактических результатов с установленными показателями и внесение в случае необходимости соответствующих изменений.

Контроль представляет собой вид деятельности по наблюдению и проверке соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям (законам, планам, нормам, стандартам, правилам, приказам), выявлению результатов воздействия субъекта на объект, допущенных отклонений от требований управленческих решений. Выявляя отклонения и причины их возникновения, контроль позволяет определить и провести мероприятия по изменению способов воздействия на объект с целью преодоления отклонений и устранения препятствий для оптимального функционирования объекта управления.

Контроль одновременно является самостоятельной функцией управления и завершающей стадией процесса управления. Как и всякий другой процесс, управление можно условно разделить на стадии (рис. 1) (Слайд 1.3.)
Рис. 1. Стадии управления
В процессе хозяйственной деятельности между экономическими субъектами, а также между ними и государством складываются финансовые отношения, которые регулируются посредством законов, определяющих права и обязанности, ответственность каждого из участников. Контроль за соблюдением прав, выполнением обязанностей и несением ответственности участниками финансово-хозяйственной деятельности осуществляется в соответствии с нормативно правовыми актами специально уполномоченными органами разных уровней государственного устройства (федерального, субъектов Федерации, муниципального), а также негосударственными организациями и физическими лицами.

Таким образом, определение финансово-экономического контроля может быть сформулировано следующим образом. Финансово-экономический контроль представляет собой регламентированную нормами права деятельность уполномоченных государственных и негосударственных организаций, органов и лиц, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений правовых норм и управленческих решений (Слайд 1.4.).
^ Название второго вопроса Модульной единицы 1: Функции и задачи финансово-экономического контроля

Цель финансово-экономического контроля предупреждение, выявление и пресечение возможных отрицательных экономических, финансовых и иных последствий нарушений должностных лиц и сотрудников экономических субъектов (Слайд 1.5.). Цель контроля определяет три его основные функции: предупредительную, регулятивную, оценочно-аналитическую (Слайд 1.6).

Предупредительная функция. Предшествуя совершению хозяйственных и финансовых операций контроль носит предупреждающий характер и реализуется на первых трех стадиях: постановки проблемы, определения целей и планировании мероприятий.

Его значение повышается перед принятием новых нормативных актов или принятием решений экономического характера, регулирующих экономические аспекты государственной политики и финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов, способствуя предупреждению ошибок в будущем.

Контроль позволяет предупредить нарушения законов, принятых управленческих решений, пресечь нерациональное использование ресурсов, выявить дополнительные резервы.

Регулятивная функция появляется на стадиях реализации и регулирования мероприятий. Данная функция позволяет оперативно реагировать на изменяющиеся хозяйственные ситуации, принимать корректирующие решения и меры, предупреждающие возникновение потерь и убытков.

Оценочно-аналитическая функция присуща каждой стадии процесса управления и составляет содержание заключительной стадии.

Стадии управления определяют функции контроля, которые должны быть реализованы в тот или иной момент (Рис.2) (Слайд 1.7)

Задачи финансово-экономического контроля определяются целями и функциями и заключаются в (Слайд 1.8.):

    • обеспечении соблюдения действующего законодательства;

    • обеспечении эффективности планирования финансово-экономической деятельности;

    • обеспечении правильности ведения учета и составления отчетности по финансово-экономической деятельности;

    • обеспечении соблюдения прав и сохранности имущества собственников;

    • установлении целесообразности операций по ведению финансово-экономической деятельности;

    • анализе, установлении, оценки состояния субъектов финансово-хозяйственной деятельности;

    • выявлении резервов роста финансово-экономического потенциала участников финансово-хозяйственной деятельности;

    • применении мер к лицам, ответственным за нарушение законодательства.



Рис. 2. Взаимосвязь функций контроля и стадий процесса управления


Третий вопрос Модульной единицы 1: Принципы финансово-экономического контроля

Сущность финансового контроля проявляется через его принципы. Под принципами контроля понимаются основные положения его организации и осуществления (Слайд 1.9).

^ Принцип соответствия означает, что содержание и организация контроля, его цели и задачи должны соответствовать задачам и функциям государственных и экономических субъектов на определенном этапе социально-экономического развития.

^ Принцип эффективности заключается в своевременности и полноте выявления отклонений от заданных параметров, их причин и лиц, ответственных за них, а также в оперативности исправления отрицательных результатов, явившихся следствием обнаруженных отклонений, и обеспечении возмещения нанесенного ущерба

^ Принцип плановости: контрольная деятельность строится на обоснованных планах и программах контроля.

Принцип всеобщности: всякая социально-экономическая деятельность, совершаемая в государстве, должна системно и комплексно контролироваться с целью установления ее законности, целесообразности, эффективности, полноты выполнения.

^ Принцип системности: предполагает необходимость обеспечения такой степени охвата различных граней контролируемого процесса, которая гарантировала бы объективность результатов контроля.

^ Принцип непрерывности: все объекты контроля подлежат постоянному предварительному, текущему и последующему контролю Этот принцип предполагает также периодичность проведения контрольных процедур в одних и тех же организациях и учреждениях (во времени).

^ Принцип законности: предполагает осуществление контроля в строгом соответствии с законодательством, обеспечении охраны интересов государства и общества в целом и юридических и физических лиц, в частности.

Действие в соответствии с законом как контролируемых, так и осуществляющих контрольные мероприятия.

^ Принцип ответственности: предполагает предусмотренную законодательством и иными нормативными актами ответственность субъектов, проводящих финансовый контроль, за соблюдением законов и правовых актов, регламентирующих их деятельность, а также ответственность за достоверность информации финансово-экономического контроля.

^ Принцип объективности: предполагает полное, правильное и своевременное отражение результатов контроля и действия должностных лиц на основе сопоставления содержания установленных фактов и с регулирующими контролируемую деятельность законами, нормативными актами, инструкциями и управленческими решениями руководящих органов и лиц. Этот принцип предполагает также независимость выводов, вытекающих из результатов контроля, от субъективного отношения контролирующих органов, организаций и лиц.

^ Название четвертого вопроса Модульной единицы 1: Система финансово-экономического контроля

Объект контроля – предмет или явление, на который направлено внимание, воздействие (Слайд 1.10). Объект управления соответствует объекту контроля. Это подчеркивает объективную обусловленность функции контроля, ее органическую связь с системой управления и другими функциями управления.

Объектами контроля являются экономическая система в целом, отдельные отрасли экономики, регионы, министерства, объединения и предприятия (Слайд 1.10).

^ Субъект контроля – носитель практической деятельности по осуществлению контроля (Слайд 1.11).

Субъекты контроля – органы, организации, подразделения организаций и лица, которые осуществляют функции контроля (Слайд 1.11).

Средства контроля – методы, приемы и процедуры контроля (Слайд 1.12).

Система финансово-экономического контроля - совокупность субъектов, объектов и средств контроля, взаимодействующих как единое целое в процессе установления степени соответствия достигнутых результатов принятым управленческим решениям, а также оценке состояния объекта контроля на основе сопоставления поставленной цели с фактическим положением дел, выработки регулирующих мер и корректирующих воздействий (Слайд 1.13).

^

Контрольные вопросы к модульной единице 1:


  1. Что следует понимать под контролем в узком смысле?

  2. Что следует понимать под контролем в широком смысле?

  3. Что является целью контроля?

  4. Какие функции выполняет контроль?

  5. Какие задачи реализует контроль?

  6. Что следует понимать под принципом контроля?

  7. Перечислите принципы контроля.

  8. Перечислите стадии управления.

  9. Что является объектом контроля?

  10. Что является субъектом контроля?


Резюме модульной единицы 1.

Контроль неразрывно связан с процессом управления деятельностью хозяйствующего субъекта любого уровня хозяйственной иерархии государства. Контроль понимают и в узком и широком смысле этого слова. В узком смысле это проверка отдельного участка деятельности . В широком смысле – это один из этапов управления. Но в любом случае под контролем понимается деятельность уполномоченных государственных и негосударственных организаций, органов и лиц, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений правовых норм и управленческих решений. Поэтому контролю как виду деятельности присущи принципы организации этой деятельности, функции, цели и задачи. Контроль может рассматриваться как система, включающая объект, субъект и механизм их взаимодействия – методы.
^ Модульная единица 2: Виды финансового контроля
Цель изучения модульной единицы заключается в формировании системы знаний у слушателей о задачах и направлениях финансового контроля в России в соответствии с их видами.

Задачи изучения модульной единицы:

  1. представить систему классификационных признаков финансового контроля;

  2. раскрыть основные задачи и направления внешнего финансового контроля;

  3. раскрыть основные задачи и направления внутреннего финансового контроля;


^ Название первого вопроса Модульной единицы 2: Классификация видов финансового контроля

Финансовый контроль по классификационному признаку «субъекты проведения» подразделяют на две большие группы: государственный и негосударственный контроль (Слайд 2.2).

Главная цель государственного контроля – обеспечение интересов государства и общества в целом. Органы, осуществляющие государственный контроль: органы государственного и муниципального уровня и ведомственный контроль (Слайд 2.3.).

Негосударственный финансовый контроль: внутрихозяйственный, независимый, общественный, правовой и гражданский (Слайд 2.4.).

Внутрихозяйственный контроль осуществляется в интересах собственников и интересах исполнительного органа. В системе внутрихозяйственного контроля в интересах исполнительного органа ведущая роль принадлежит бухгалтерскому учету. Внутрихозяйственный бухгалтерский контроль является непрерывным универсальным (сплошным), системным и строго документированным. Роль бухгалтерских служб в осуществлении внутрихозяйственного финансового контроля заключается в обеспечении нужд управления необходимой информацией о выполнении планов, причинах отклонений от установленных планов, смет, норм, бюджетов.

Независимый контроль представлен в настоящее время внутрихозяйственным аудиторским контролем и внутрихозяйственным ревизионным контролем.

Образование ревизионных комиссий предусмотрено законами «Об акционерных обществах» «Об обществах с ограниченной ответственностью»

По характеру взаимоотношений субъектов и объектов контроля различают контроль внутренний и внешний (слайд 2.5).
^ Название второго вопроса Модульной единицы 2: Внешний финансовый контроль

Основной целью внешнего контроля является формирование мнения об эффективности действий руководства по управлению предприятием, о достоверности информации, о законности отдельных операций (Слайд 2.6). В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, его подразделяют на государственный, административный, общественный и аудит (Слайд 2.7).

Главная цель государственного контроля – обеспечение соблюдения установленных законами и нормативными актами требований, норм и правил управления государственными финансовыми ресурсами и имуществом во всех сферах производства и распределения общественного продукта и выполнения задач финансовой политики государства (слайд 2.8).

Основной функцией государственного финансово-экономического контроля является обеспечение органов государственной власти и общества достоверной и полной информацией о формировании и использовании государственных финансовых средств и имущества (Слайд 2.9).

Важнейшими задачами государственного финансово-экономического контроля являются (Слайд 2.10):

  1. контроль за своевременностью и полнотой образования фондов государственных средств;

  2. контроль за сохранностью, эффективностью и целевым использованием государственной собственности;

  3. выявление резервов роста финансовых ресурсов и производственного потенциала государства;

  4. содействие обеспечению мер по возмещению незаконно или не по целевому назначению использованных государственных средств и поступлению доходов от их использования в бюджеты и внебюджетные фонды;

  5. контроль за прохождением государственных средств в сфере денежного обращения;

  6. контроль за выполнением международных финансовых обязательств государства;

  7. экспертиза проектов законов, других нормативных актов органов государственной власти, предусматривающих образование и использование средств или влияющих на формирование и использование фондов этих средств;

  8. обеспечение органов государственной власти информацией о результатах проведенного контроля.

Для решения этих задач компетентными органами проводится контроль за:

  • соблюдением действующего гражданского, налогового и финансового законодательства;

  • правильностью ведения бухгалтерского учета;

  • сохранностью материальных и денежных ресурсов;

  • экономным использованием государственных средств;

  • полнотой поступления бюджетных ресурсов из различных источников;

  • целевым и экономным использованием бюджетных ресурсов;

  • обращением государственных денежных средств в банках или иных кредитно-финансовых учреждениях;

  • эффективностью использования собственности, проведением приватизации;

  • состоянием и эффективностью использования, финансовых, трудовых и материальных ресурсов государственных предприятий и учреждений.

Государственному финансово-экономическому контролю подлежит деятельность:

    1. органов государственной власти и органов местного самоуправления (в том числе и их аппаратов) по формированию и использованию средств государственных бюджетных и внебюджетных фондов;

    2. по управлению государственными предприятиями и учреждениями, с участием государства и финансируемыми за счет бюджетных средств или получающими государственные субсидии;

    3. предприятий и организаций вне зависимости от видов и форм собственности, а также физических лиц, получающих и использующих государственные средства или управляющих ими;

    4. общественных объединений, негосударственных фондов и негосударственных коммерческих организаций, получающих и использующих государственные средства или управляющих ими;

    5. субъектами государственного финансово- экономического контроля являются специально создаваемые государством органы контроля. По сфере компетенции (решаемых задач) выделяют: общегосударственный контроль, налоговый контроль и таможенный контроль, финансово- бюджетный, валютный, административный, ведомственный финансово- экономический контроль, межведомственный финансово-экономический контроль.

Внешний финансовый контроль направлен на соблюдение исполнения законов и других нормативно-правовых актов, регулирующих финансовое планирование, проверку составления и исполнения бюджета, исполнение смет бюджетных учреждений, обоснованность и полноту поступления доходов в соответствующие бюджеты и фонды, расход денежных средств, правильное и рациональное их использование при проведении хозяйственных операций в федеральных органах исполнительной власти.

На предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета, проверяются плановые, отчетные, первичные бухгалтерские документы в целях установления законности и правильности совершения хозяйственных операций, подлинность представленных первичных документов.

При проверке особое внимание уделяется следующим вопросам:

  1. действительности совершенных хозяйственных операций;

  2. получения и (или) выдачи указанных в документах денежных средств и материальных ценностей;

  3. подтверждению фактического выполнения работ и оказания услуг;

  4. соответствию бухгалтерских записей оправдательным документам;

  5. соответствию данных бухгалтерского учета данным отчетности, данных учета и отчетности плановым нормам;

  6. соответствию записей, документов и фактических данных по одним операциям записям, документам и фактическим данным по связанным с ними другим операциям.


^ Название третьего вопроса Модульной единицы 2: Внутренний финансовый контроль

Содержание внутрихозяйственного финансового контроля может быть раскрыто с нескольких сторон. Во-первых, внутрихозяйственный финансовый контроль представляет собой одну из форм реализации основных функций управления предприятием. С другой стороны, внутрихозяйственный финансовый контроль является системой постоянного наблюдения и проверки работы предприятия, проводимых для оценки обоснованности и эффективности осуществляемых управленческих решений. С его помощью выявляются различные расхождения и отклонения фактических результатов и состояний от утвержденных заданий, планов. Данные расхождения регистрируются и доводятся до сведения соответствующих компетентных лиц и органов управления. В-третьих, внутрихозяйственный финансовый контроль может рассматриваться как обратная связь между управляемой и управляющей подсистемами, которая позволяет управляющей подсистеме получать реальную информацию о состоянии управляемого объекта и своевременно принимать меры по снижению рисков хозяйственной деятельности.

Задачи системы внутрихозяйственного финансового контроля включают проверку (Слайд 2. 11.):

  1. соблюдения требований законодательных и нормативно-правовых актов;

  2. оценки адекватности деятельности предприятия принятым стратегическим направлениям;

  3. решений различных аспектов финансово-экономической устойчивости предприятия;

  4. обеспечения эффективности финансово-экономической деятельности;

  5. обеспечения контроля финансово-экономической деятельности, проверка обоснованности финансовых операций, платежеспособности партнеров;

  6. соблюдения правил, норм и стандартов бухгалтерского учета,

  7. применения новейших достижений в области бухгалтерского учета, творческое использование опыта других предприятий в данной области, не противоречащих действующему законодательству;

  8. соблюдения всеми сотрудниками предприятия требований финансовой дисциплины.

В целях поддержания системы внутреннего контроля необходимо создание инструмента, обеспечивающего порядок и определяющего сроки, содержание и качество выполняемых на предприятии хозяйственных операций, Таким инструментом является бюджет. Организация внутреннего контроля основана на применении бюджетов как основы сопоставления и сравнения текущей ситуации. Поэтому от четкости и полноты бюджетных показателей зависит эффективность внутреннего финансового контроля.

Бюджет – это предполагаемая хозяйственная операция, работа, цикл работ, система мероприятий, прогноз с указанием конечных целей, их содержания, объема, качества, методов, денежное выражение, последовательности сроков их выполнения (Слайд 2.12.). Бюджеты составляются как в целом по хозяйствующему субъекту, так и по отдельным организационным единицам с различной степенью глубины и детализации. Первичной единицей бюджетирование является центр ответственности. Для текущего контроля бюджетный период разбивается на подпериоды, в качестве которых могут быть или помесячные, или понедельные периоды, или несколько недель.

Сравнение бюджетных и фактических величин экономических показателей является сутью применения любых систем финансового контроля. Организация контроля по центрам ответственности предполагает отслеживание хода выполнения плановых заданий с помощью контрольной отчетности каждого центра ответственности. Контроль ставит своей задачей определить вклад каждого центра ответственности в достижение целей, стоящих перед центром, выявление причин отклонений и своевременное принятие мер к устранению причин и условий, порождающих такие отклонения.

^

Контрольные вопросы к модульной единице 2:


  1. Назовите критерии классификации видов контроля.

  2. Что является целью государственного контроля?

  3. Какой признак лежит в основе классификации контроля на внутренний и внешний?

  4. Что является целью внешнего контроля?

  5. Перечислите задачи государственного финансового контроля.

  6. Деятельность каких органов и хозяйствующих субъектов подлежит государственному финансовому контролю?

  7. Что представляет собой внутренний финансовый контроль?

  8. Перечислите задачи внутреннего финансового контроля.

  9. Что такое бюджет?

  10. Какова роль бюджета в осуществлении внутреннего финансового контроля?



Резюме модульной единицы 2

Существуют различные виды финансового контроля, которые могут бать классифицированы по различным критериям. В соответствии с характером взаимоотношений субъектов и объектов контроля различают контроль внутренний и внешний. Цели и задачи внешнего и внутреннего контроля несмотря на то, что весь контроль направлен на соблюдение установленных норм и требований, различаются. Основная причина данного различия заключается в различии интересов субъектов контроля.

^ Модульная единица 3: Контролирующие органы и организации
Цель изучения модульной единицы заключается в формировании системы знаний у слушателей о системе контролирующих органов и организаций, их основных функциях и задачах.

^ Задачи изучения модульной единицы:

  1. представить общую систему контролирующих органов и организаций,

  2. дать характеристику функций и основных задач органов финансово-экономического контроля федеральной исполнительной власти:

    • Главного контрольного управления Президента РФ,

    • Счетной палаты,

    • Главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств,

    • Министерства финансов РФ,

    • Центрального банка России.


Название первого вопроса Модульной единицы 3 Общая система контролирующих органов и организаций

Общая система контролирующих органов и организаций включает в себя (слайд 3.2):

    • государственные органы федерального значения,

    • государственные органы регионального значения,

    • негосударственные контролирующие органы.

Совокупность и структура органов государственного финансово-экономического контроля РФ образует систему органов финансово-экономического контроля (Таблица 3.1) (Слайд 3.3). В соответствии с государственным устройством и организацией управления государством структура органов государственного финансово-экономического контроля имеет устройство по вертикали и по горизонтали. Вертикальное устройство структуры органов управления государственного финансово-экономического контроля определяется вертикальной структурой уровней государственного устройства и власти. Органы государственного финансового контроля подразделяются на органы федерального уровня, уровня субъектов РФ и органы муниципального уровня. Горизонтальное устройство определяется направлениями и специализацией органов государственного финансово-экономического контроля. По основным направлениям специализации органов различают налоговый, таможенный и бюджетный финансовый контроль, валютный контроль.

Таблица 3.1

^ Система органов финансового контроля Российской Федерации

Уровень

Органы государственного финансового контроля

Федеральный

Счетная палата

Росфиннадзор

Федеральное казначейство

Федеральная налоговая служба

Федеральная таможенная служба

Центральный банк

Главные распорядитель бюджетных средств

Распорядитель бюджетных средств


Субъекта Федерации

Финансовые органы субъекта федерации

Территориальные органы Росфиннадзора

Территориальные органы Федерального казначейства

Территориальные органы Федеральной налоговой службы

Территориальные органы Федеральной таможенной службы

Территориальные органы Центрального банка

Главные распорядитель бюджетных средств субъекта федерации

Распорядитель бюджетных средств субъекта федерации


Муниципальный

Финансовые органы местного самоуправления

Муниципальные казначейства

Территориальные органы Федеральной налоговой службы

Территориальные органы Федеральной таможенной службы

Главные распорядитель бюджетных средств муниципальных органов

Распорядитель бюджетных средств муниципальных органов



^ Название второго вопроса модульной единицы 3: Органы финансово-экономического контроля федеральной исполнительной власти

Основными задачами Главного контрольного управления Президента РФ являются (Слайд 3.4):

  1. организация контроля и проверка деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти и их руководителей;

  2. взаимодействие с указанными государственными органами при осуществлении контроля и проверки исполнения федеральных законов,

  3. координация деятельности федеральных контрольных и надзорных органов при осуществлении таких проверок;

  4. подготовка предложений по результатам проверок;

  5. подготовка предложений по результатам проверок совершенствования деятельности федеральных органов исполнительной власти; осуществление методического руководства аппаратом полномочного представителя Президента РФ в Федеральном округе по вышеуказанным вопросам.

Счетная палата РФ является высшим органом государственного финансового контроля.

Полномочия Счетной палаты определяются Федеральным Законом «О счетной палате Российской Федерации». Основными задачами Счетной палаты РФ являются (Слайд 3.5):

  • организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов,

  • определение эффективности или целесообразности расходов государственных средств и исполнения федеральной собственности;

  • оценка обоснованности проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов,

  • финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных актов федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы федерального бюджета, анализ выявленных отклонений от установленных показателей в ходе исполнения федерального бюджета, подготовка предложений по их устранению,

  • контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, в Центральном банке РФ и иных уполномоченных финансово-кредитных учреждениях.

  • контроль за состоянием государственного внешнего и внутреннего долга РФ и за использованием кредитных ресурсов в том числе за:

  1. управлением и обслуживанием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

  2. законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, полученных Правительством РФ от иностранных государств и финансовых организаций,

  3. эффективностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе;

  4. предоставлением государственных кредитов, а также предоставлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

Контрольные полномочия счетной палаты распространяются на все государственные органы (в том числе их аппараты), и учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды, а также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании, др. финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они перечисляют, получают, и используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею.

По итогам проведения ревизии или проверки составляется отчет, за достоверность которого соответствующие должностные лица Счетной палаты несут персональную ответственность. О результатах проведенных проверок и ревизий Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу, доводит до сведения руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций.

Органами административного финансового контроля являются главные распорядители средств: федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов.

Главный распорядитель средств федерального бюджета – это орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, а также наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации.

Главный распорядитель бюджетных средств осуществляет контроль за (Слайд 3.6):

  1. получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, представления отчетности, выполнения заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг;

  2. использованием бюджетных средств распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями и др. получателями таких средств, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, которым передана на праве хозяйственного ведения или в оперативное управление собственность соответственно РФ и субъектов РФ или муниципальных образований.

Главный распорядитель бюджетных средств готовит и представляет органу, ответственному за контроль исполнения соответствующего бюджета, сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную смету доходов и расходов, а также отчет о выполнении задания по представлению государственных или муниципальных услуг.

Распорядитель бюджетных средств – это орган государственной власти или оран местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.

^ Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу (Слайд 3.7).

Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

  1. функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукцией и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов;

  2. государственную регистрацию юридических и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств

Единая централизованная система налоговых органов состоит из: Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов (управления Службы по субъектам РФ, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня.

^ Федеральная налоговая служба осуществляет контроль за (Слайд 3.8):

  1. соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативным правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях предусмотренных законодательством РФ - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей

  2. представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной продукцией;

  3. выделением и использованием квот на закупку этилового спирта, произведенного из пищевого и непищевого сырья;

  4. фактическими объемами производства и реализации этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной продукцией;

  5. осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;

  6. соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;

  7. полнотой учета поступления денежных средств от продаж в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

  8. проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Основными функциями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора являются (3.9):

  • проведение ревизий и проверок правильности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств негосударственных внебюджетных фондов, материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, на территории РФ и за рубежом, а также осуществление ревизий и проверок по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и органов субъектов РФ;

  • проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства РФ в финансово-бюджетной сфере;

  • осуществление надзора за исполнением законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

  • осуществление в пределах своей компетенции контроля за соответствием проводимых в РФ резидентами и нерезидентами (кроме кредитных учреждений и валютных бирж) валютных операций законодательству РФ, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;

  • организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов РФ, осуществляемым в валюте РФ;

  • организациям формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

Территориальными органами валютного контроля Федеральной службы финансово-бюджетного надзора являются региональные управления валютного контроля, создаваемые для осуществления полномочий Правительства РФ в области валютного контроля.

Основными задачами региональных управлений являются (Слайд 3.10):

  • обеспечение в пределах своей компетенции проведения единой государственной политики в сфере валютного контроля;

  • осуществление в пределах своей компетенции контроля и надзора за соблюдением валютного законодательства РФ резидентами и нерезидентами;

  • участие в организации и ведении единой информационной системы валютного контроля.

Федеральное казначейство представляет собой единую централизованную систему органов по организации и контролю исполнения федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Федеральное казначейство включает Главное управление Федерального казначейства Минфина РФ и территориальные органы в субъектах федерации и муниципальных образования.

^ На органы Казначейства возложено выполнение следующих задач (Слайд 3.11):

  • организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета РФ, управление средствами на счетах Казначейства;

  • регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за внебюджетными средствами;

  • осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов;

  • сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления РФ отчетности о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы РФ;

  • управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

  • разработка методических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства, обязательных для соблюдения органами государственной власти и управления, предприятиями, учреждениями и организациями, ведение учета государственной казны РФ;

Территориальные органы Казначейства осуществляют (слайд 3.12):

  • бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов;

  • целевое финансирование предприятий и организаций за счет федерального бюджета и внебюджетных фондов и целевое использование бюджетных средств в пределах лимитов, установленных вышестоящей организацией;

  • учет распорядителей этих средств;

  • контроль за своевременностью совершения операций со средствами бюджета и внебюджетных фондов.

Центральный банк РФ является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России.

^ Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы РФ и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Регулирующие и надзорные функции Банк России осуществляет через действующий на постоянной основе Комитете банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций.

Текущий контроль Банка России осуществляется посредством проверок кредитных организаций и их филиалов, последующий контроль – в виде анализа и прогнозирования состояния экономики страны в целом и по регионам, прежде всего состояния денежно-кредитных, валютно- финансовых и ценовых отношений.

Главная цель проверок кредитных организаций и их филиалов – определить непосредственно на месте реальное финансовое состояние данной кредитной организации и ее филиалов , выявить ситуацию, угрожающую интересам кредиторам и вкладчикам, проверить соблюдение кредитными организациями и их филиалами действующего банковского, валютного законодательства и нормативных актов Банка России.

Контрольные вопросы к Модульной единице 3:

  1. Что включается в общую систему контролирующих органов?

  2. Какая структура органов контроля характерна вертикальному устройству органов государственного контроля?

  3. Какая структура органов контроля характерна горизонтальному устройству органов государственного контроля?

  4. Что является основными задачами Главного контрольного управления Президента РФ?

  5. Что является основными задачами Счетной палаты РФ?

  6. Какой орган является высшим органом государственного финансового контроля?

  7. За чем осуществляет контроль Главный распорядитель бюджетных средств?

  8. Какие функции выполняет Федеральная налоговая служба?

  9. Какие функции являются основными для Федеральной службы финансово-бюджетного надзора?

  10. Выполнение каких задач возложено на органы Казначейства?



^
Резюме по Модульной единице 3

Государственные органы федерального значения, государственные органы регионального значения и негосударственные контролирующие органы составляют общую систему контролирующих органов и организаций. Каждый контролирующий орган, являясь составной частью общей системы, направлены на достижение единой цели данной системы: создание пронизывающей все иерархические уровни и охватывающей все вопросы, подлежащие рассмотрению, контрольной среды. Именно поэтому каждый контролирующий орган реализует цели, для которых он создан, посредством выполнения свойственных только ему функций и задач.


^
Модульная единица 4: Формы и методы финансово контроля


Цель изучения модульной единицы заключается в формировании системы знаний у слушателей о формах финансового контроля и совокупности приемов и методов финансового контроля.

Задачи изучения модульной единицы:

1. дать характеристику форм финансово контроля,

  1. представить систему приемов, способов финансово контроля,

  2. раскрыть содержание приемов и способов финансового контроля.


Название первого вопроса Модульной единицы 4: Формы финансово-экономического контроля

Под формами финансового контроля понимаются способы конкретного выражения и организации контрольной деятельности, направленной на выполнение функций контроля (Слайд 4.2.).

В качестве форм финансово-экономического контроля выделяют: предварительный, текущий и последующий контроль (Слайд 4.3).

Все три формы находятся в тесной взаимосвязи.

Предварительный контроль проводится на первых стрех стадиях процесса управления: постановки проблемы, подлежащей решению, определения цели, задач и планирования мероприятий по достижению цели.

^ Проводимый во время прогнозирования, проектирования и планирования, он служит предпосылкой для принятия оптимальных управленческих решений.

Главная цель предварительного контроля – пресекать незаконное и нерациональное использование средств, любые посягательства на собственность до совершения финансовых или хозяйственных операций (Слайд 4.4).

Текущий контроль поводится на стадиях управления, связанных с реализацией и регулированием мероприятий по достижению поставленных целей в процессе совершения производственных, хозяйственных и финансовых операций.

На основе данных первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций, визуального наблюдения текущий контроль позволяет регулировать быстро меняющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки (Слайд 4.5). Главная особенность текущего контроля заключается в оперативном выявлении отклонений от норм законодательства, принятых решений, утвержденных плановых показателей и нормативов путем оперативного сопоставления с фактическими данными в момент совершения финансово-хозяйственных операций.

Последующий контроль – контроль финансово-экономической деятельности за определенный истекший период. Последующий контроль осуществляется на завершающей стадии процесса управления стадии контроля.

Последующий контроль представляет собой исследование совершенных хозяйственно-финансовых операций, их отражения в бухгалтерском учете и финансовой отчетности, анализа и оценки итогов финансово-экономической деятельности.

Основное назначение последующего контроля – выявление нарушение законодательства в истекшем периоде, установление достоверности бухгалтерского учета и отчетности, сохранения имущества, хозяйственной целесообразности и законности оперативных управленческих решений, выполнения предписаний вышестоящих и других органов управления (Слайд 4.6). Последующий контроль отличается углубленным и комплексным изучением всех сторон хозяйственной и финансовой деятельности и позволяет также выявлять недостатки предварительного и текущего контроля.

Предварительный, текущий и последующий контроль осуществляется в форме проверок и ревизий. Специалисты отмечают условность такого деления форм проведения контроля, так как ревизия является одной из разновидности проверки.

Под проверкой следует понимать отдельные контрольные процедуры или их совокупность по исследованию состояния объекта контроля на определенном участке деятельности, выражаемые в сопоставлении фактических результатов контроля с данными, отраженными в учетных документах и регистрах.

^ Название второго вопроса Модульной единицы 4: Методы финансово-экономического контроля

Методы финансового контроля – это приемы и способы достижения целей и решения задач контроля или образ действия контролера, применяемый им при проведении финансовой проверки (слайд 4.7).

Характерной особенностью методов, применяемых при осуществлении финансово-экономического контроля, является использование совокупности методических приемов, разработанных как в собственно в системе, так и в смежных отраслях знаний (анализа хозяйственной деятельности, бухгалтерского учета, статистики).

Множество методов финансово-экономического контроля предполагает их группировку.

Группировка методов финансово-экономического контроля по характеру источников материала позволяет выделить документальный контроль и фактический.

^ Фактический контроль представляет собой изучение фактического состояния проверяемых объектов на основе их осмотра (обмера, взвешивания, пересчета, лабораторного анализа и т.д.) (Слайд 4.8). Методическое приемы фактического контроля служат для установления реального состояния контролируемых объектов, объема и качества выполненных работ, действительного совершения хозяйственных операций, отраженных в документах.

Приемы фактического контроля подразделяют на три группы: инвентаризацию, экспертную оценку и наблюдение (Слайд 4.8).

Инвентаризация представляет собой способ фактического контроля за сохранностью имущества организации путем сопоставления фактических остатков имущества с соответствующими данными бухгалтерского учета на определенную дату и выявление отклонений.

В зависимости от степени охвата хозяйственных средств и состояния расчетов различают полные и частичные инвентаризации. Полные распространяются на все виды средств и расчетов. Частичные касаются только отдельных их видов.

По полноте охвата объектов инвентаризации разделяют на сплошные и несплошные. Сплошные все объекты данного вида имущества, несплошные – отдельные объекты данного вида.

Выбор объектов для инвентаризации обусловливается конкретными задачами проверки и состоянием внутрихозяйственного контроля за деятельностью отдельных материально- ответственных лиц.

В ходе проверок инвентаризации подвергаются в первую очередь ценности на тех объектах, где были вскрыты нарушения: установленного порядка оприходования материалов и продукции; оформления приходно-расходной документации; сроков проведения плановых инвентаризаций и др. аналогичные причины. Если в ходе проведения несплошной инвентаризации были установлены существенные расхождения необходимо проводить сплошную инвентаризацию.
  1   2   3



Скачать файл (299.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации