Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции МЭСИ - Физическая культура - файл 1.doc


Лекции МЭСИ - Физическая культура
скачать (830 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc830kb.19.11.2011 23:26скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

1.1. Физическая культура — часть общей культуры общества и личности


Физическая культура (ФК) является неотъемлемой частью общечеловеческой культуры как результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Как общественное явление ФК в большинстве стран имеет поддержку на государственном уровне. Общество заинтересованно в воспитании физически и духовно развитого, здорового молодого поколения, в подготовке его к жизни.

Основным стимулом для развития личности является удовлетворение социально-биологических потребностей человека, среди которых лидирует потребность в творчестве и самоутверждении личности. Наиболее доступный и демократичный путь для их реализации — занятия ФК.

Уже первобытнообщинный строй предъявлял к своим членам определенные требования по физической подготовленности, уже тогда существовали своеобразные системы физического воспитания. Физическое развитие и степень физической подготовленности человека, его ловкость, сила, выносливость обеспечивали успех в охоте, войне, в защите от стихийных бедствий, ставя таким образом само существование человека в зависимость от уровня развития его физических качеств. В этом одна из основных причин того, что наши отдаленные предки пришли к пониманию следующего: совершенствуя свои двигательные возможности, можно не только успешнее трудиться, охотиться, воевать и пр., но и физически развивать самого себя.

Физические упражнения древнего человека входили в магический церемониал, обрядовые танцы, посвящения, игры, имитируя трудовые, военные и др. действия. Через них осуществлялась передача опыта в выполнении тех или иных движений (а это уже зарождение элементов физического воспитания), кроме того, выполняемые движения можно характеризовать как физические упражнения, т.к. они не являлись собственно трудом, военным делом и др.

Для физической культуры первобытного строя характерно следующее:

  • создание (зарождение) физического упражнения, т.е. начало обособления их от добывания материальных благ, необходимых для существования людей;

  • в развитии ФК дважды наблюдался качественный скачок: в период появления охоты на крупных животных и в период разложения первобытного строя;

  • ценности ФК принадлежали всему обществу, т.е. она носила бесклассовый характер;

  • в период первобытного строя можно говорить лишь об элементарной ФК, т.е. ее зачатках; физические упражнения выполняли исключительно прикладную функцию, будучи максимально приближены к трудовой деятельности.

В Древнем мире ФК начала приобретать классовый характер: ее достижения оказались в основном достоянием так называемых свободных граждан, рабовладельцев. Для рабовладельческого общества наиболее типичной являлась ФК Древней Греции — древнегреческие игры стали прообразом современного международного олимпийского движения. В этот период зарождаются и начинают функционировать государственные формы организации физического воспитания, появляются элементы его научной обоснованности.

В средние века ФК еще в большей степени обособляется от трудовой и военной деятельности. В ранний период феодализма влияние на физическое воспитание оказывали различные религиозные направления, которые в целом (за исключением буддизма) негативно относились к нему. Однако продолжали развиваться системы физических упражнений, основанные на местных традициях, одним из ярких примеров военно-физической подготовки феодалов является рыцарская система воспитания. В период 14-16 вв. (эпоха Возрождения) появляются теоретические трактаты писателей, гуманистов, социалистов-утопистов, педагогов, врачей об организации физического воспитания. К середине 17 в. появляются первые попытки введения физического воспитания в режим школьного дня.

В 19-20 вв. педагогические взгляды на физическое воспитание во многом определялись новыми знаниями в области биологических наук, спортивной физиологии, биомеханики. Происходит включение физического воспитания в программу школьного обучения, а также становление немецкой и шведской национальных гимнастических систем.

К середине 20 в. в мире наблюдается интеграция двух основных направлений в физическом воспитании – гимнастического и спортивно-игрового, что свидетельствует о значительном уточнении классификации физических упражнений по их принадлежности к тем или иным видам спорта. Средства физического воспитания и спорта обретают четкие черты их принадлежности к гимнастике, играм, туризму. Активному распространению физической культуры и спорта в мире способствовало то обстоятельство, что во второй половине века они выходят на уровень международных отношений, становятся средством демонстрации мощи, престижности государств, в чем были заинтересованы государственные политические деятели. Перед Первой и Второй мировыми войнами наблюдается милитаризация физического воспитания и спорта, т.е. оно становится средством военно-физической подготовки молодежи. Особенно заметно это проявляется в Германии. В 1920-е г. возникает новое направление в ФК — профессионально-прикладная физическая подготовка. После Второй мировой войны в развитых капиталистических странах заметно положительное влияние государственных структур на ход развития физической культуры и спорта. Все большее распространение получает внеурочная внешкольная работа по физическому воспитанию в виде дополнительных или факультативных занятий.

Здоровый, физически подготовленный человек, владеющий разнообразными умениями и навыками, быстрее сможет приспособиться к изменяющимся условиям среды, освоить новую профессию, более эффективно трудиться. Несмотря на увеличение доли умственного труда в современном производстве, физическая подготовленность работников не теряет своей актуальности, так как способствует повышению умственной работоспособности, снятию утомления и нервно-психического напряжения. В условиях стремительно развивающихся науки и техники проблема надежности человека в системе производства становится главенствующей.

Термин «культура», появившийся в период возникновения человеческого общества, далеко неоднозначен, тесно связан с такими понятиями, как «возделывание», «обработка», «воспитание», «образование», «развитие». Этот термин в современном обществе охватывает широкую сферу преобразовательной деятельности и ее результаты в виде соответствующих ценностей, в частности, «преобразование своей собственной природы».

^ Физическая культура — часть общечеловеческой культуры, направленная на разностороннее укрепление и совершенствование организма человека и улучшение его жизнедеятельности посредством применения широкого круга средств.

ФК удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

В своей основе ФК имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.

ФК представлена совокупностью материальных и духовных ценностей.

К первым относятся:

  • спортивные сооружения;

  • инвентарь;

  • специальное оборудование;

  • спортивная экипировка;

  • медицинское обеспечение.

Ко вторым можно отнести:

  • информацию;

  • произведения искусства;

  • разнообразные виды спорта;

  • игры;

  • комплексы физических упражнений;

  • этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности.

Результатом деятельности в ФК является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

Функции ФК — объективно присущие ей свойства воздействовать на человека в определенных отношениях, удовлетворять потребности личности и общества.

Общекультурные социальные функции:

  • нормативная (охватывает многообразие ценностей ФК — научные теории, учебники, программы и т.д.);

  • гедонистическая (предполагает использование средств ФК для получения удовольствия от самих занятий физическими упражнениями);

  • зрелищная (способствует обмену информацией между значительными массами людей);

  • информационная (способствует распространению знаний о здоровье, уровне физической подготовленности);

  • познавательная (помогает через средства ФК способствовать решению ряда социальных проблем);

  • функция интеллектуализации (предполагает использование в области ФК знаний различных отраслей науки);

  • социальная (содействует подготовке личности к успешному выполнению своих социальных обязанностей);

  • воспитательная (помогает формировать целеустремленный характер).

Итак, ФК следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха ФК проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей ФК.
^

1.2. Спорт — явление культурной жизни


Спорт — составная часть ФК, включающая занятия разнообразными физическими упражнениями и игры, выполняемые в условиях соревновательной деятельности со стремлением занимающихся к достижению возможно более высокого результата.

Спорт — это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека.

Современный спорт — сложное социальное явление, претендующее на особое место в общественной жизни и требующее отдельного изучения.

Тип спорта определяется:

  • характером соревнований;

  • содержанием подготовки спортсменов;

  • иерархией функций;

  • действием по организации.

В мире сложились следующие типы спорта:

  • спорт высших достижений (составная часть спорта, представляющая системы организованной подготовки спортсменов высокой квалификации и проведения соревнований с целью достижения максимальных результатов; характеризуется как двигательная деятельность, преодолевающая кажущиеся «пределы» человеческих возможностей; занимает в определенный период жизни спортсмена одно из доминирующих положений в общем режиме его жизнедеятельности и требует особой его организации в соответствии с закономерностями достижения высших спортивных результатов);

  • массовый спорт (составная часть спорта, основным содержанием которой является рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора подготовки к жизненной практике, оптимизации своего физического состояния и развития; в этом типе спорта соревнования являются стимулом для повышения двигательной активности человека; доступен широким массам населения; широко используется с целью активного отдыха, снятия нервно-эмоционального напряжения, укрепления здоровья, повышения работоспособности);

  • детско-юношеский спорт (соревнования являются средством определения эффективности подготовки спортивных резервов);

  • профессиональный спорт (базируется на соревнованиях с целевой установкой добиться победы и получить вознаграждение);

  • спорт для инвалидов (ведущая функция — психологическая реабилитация).

Социальные функции спорта:

  • соревновательная (ведущая, обеспечивает выявление победителей);

  • воспитательная (обеспечивает повышение эффективности соревновательной деятельности и способствует всестороннему воспитанию социально-активной личности);

  • функция повышения физической активности (способствует подготовке к различным видам деятельности и содействует всестороннему развитию человека);

  • оздоровительная;

  • производственная;

  • познавательная;

  • функция укрепления мира;

  • зрелищная;

  • экономическая (обеспечивает финансовыми средствами и развитие спорта внутри страны, а также установление внешнеэкономических связей);

  • престижная (успехи в развитии спорта используют для поднятия престижа страны).
^

1.2. Спорт — явление культурной жизни


Спорт — составная часть ФК, включающая занятия разнообразными физическими упражнениями и игры, выполняемые в условиях соревновательной деятельности со стремлением занимающихся к достижению возможно более высокого результата.

Спорт — это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека.

Современный спорт — сложное социальное явление, претендующее на особое место в общественной жизни и требующее отдельного изучения.

Тип спорта определяется:

  • характером соревнований;

  • содержанием подготовки спортсменов;

  • иерархией функций;

  • действием по организации.

В мире сложились следующие типы спорта:

  • спорт высших достижений (составная часть спорта, представляющая системы организованной подготовки спортсменов высокой квалификации и проведения соревнований с целью достижения максимальных результатов; характеризуется как двигательная деятельность, преодолевающая кажущиеся «пределы» человеческих возможностей; занимает в определенный период жизни спортсмена одно из доминирующих положений в общем режиме его жизнедеятельности и требует особой его организации в соответствии с закономерностями достижения высших спортивных результатов);

  • массовый спорт (составная часть спорта, основным содержанием которой является рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора подготовки к жизненной практике, оптимизации своего физического состояния и развития; в этом типе спорта соревнования являются стимулом для повышения двигательной активности человека; доступен широким массам населения; широко используется с целью активного отдыха, снятия нервно-эмоционального напряжения, укрепления здоровья, повышения работоспособности);

  • детско-юношеский спорт (соревнования являются средством определения эффективности подготовки спортивных резервов);

  • профессиональный спорт (базируется на соревнованиях с целевой установкой добиться победы и получить вознаграждение);

  • спорт для инвалидов (ведущая функция — психологическая реабилитация).

Социальные функции спорта:

  • соревновательная (ведущая, обеспечивает выявление победителей);

  • воспитательная (обеспечивает повышение эффективности соревновательной деятельности и способствует всестороннему воспитанию социально-активной личности);

  • функция повышения физической активности (способствует подготовке к различным видам деятельности и содействует всестороннему развитию человека);

  • оздоровительная;

  • производственная;

  • познавательная;

  • функция укрепления мира;

  • зрелищная;

  • экономическая (обеспечивает финансовыми средствами и развитие спорта внутри страны, а также установление внешнеэкономических связей);

  • престижная (успехи в развитии спорта используют для поднятия престижа страны).
^

1.4. Физическая культура в структуре профессионального образования


ФК — основа социально-культурного бытия индивида, основополагающая модификация его общей и профессиональной культуры. Как интегрированный результат воспитания и профессиональной подготовки она проявляется в отношении человека к своему здоровью, физическим возможностям и способностям, в образе жизни и профессиональной деятельности и предстает в единстве знаний, убеждений, ценностных ориентаций и в их практическом воплощении.

ФК выступает как интегральное качество личности, как условие и предпосылка эффективной учебно-трудовой деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель саморазвития и самосовершенствования. Она характеризует свободное, сознательное самоопределение личности, которая на разных этапах жизненного развития из множества ценностей избирает, осваивает те, которые для нее наиболее значимы.

Владея и активно используя разнообразные физические упражнения, человек улучшает свое физическое состояние и подготовленность, физически совершенствуется.

^ Физическое совершенство — наиболее выраженный специфический результат воздействия ФК на человека.

Конкретные признаки и показатели физического совершенства определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе и поэтому меняются по мере развития общества.

Физическое совершенствование правомерно рассматривать как динамическое состояние, характеризующее стремление личности к целостному развитию посредством избранного вида спорта или физкультурно-спортивной деятельности. Тем самым обеспечивается выбор средств, наиболее полно соответствующий ее морфофункциональным и социально-психологическим особенностям, раскрытию и развитию ее индивидуальности. Вот почему физическое совершенство является не просто желаемым качеством будущего специалиста, а необходимым элементом его личностной структуры.

Физкультурно-спортивная деятельность, в которую включаются студенты — один из эффективных механизмов слияния общественного и личного интересов, формирования общественно необходимых индивидуальных потребностей. Ее специфическим ядром являются отношения, развивающие физическую и духовную сферу личности, обогащающие ее нормами, идеалами, ценностными ориентациями. При этом происходит превращение социального опыта в свойства личности и превращение ее сущностных сил во внешний результат. Целостный характер такой деятельности делает ее мощным средством повышения социальной активности личности.

^ Профессиональная – прикладная направленность ФК — это использование средств физической культуры и спорта для подготовки к высоко производительному качественному труду с помощью определенного профилирования физического воспитания с учетом особенностей избранной профессии способствующей обеспечению высокой работоспособности специалиста.

Критериями, по которым можно судить о сформированности ФК личности, выступают объективные и субъективные показатели. Опираясь на них, можно выявить существенные свойства и меру проявления ФК в деятельности. К ним относятся:

  • степень сформированности потребности в ФК и способы ее удовлетворения;

  • интенсивность участия в физкультурно-спортивной деятельности (затрачиваемое время, регулярность);

  • характер сложности и творческий уровень этой деятельности;

  • выраженность эмоционально-волевых и нравственных проявлений личности в физкультурно-спортивной деятельности (самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, самообладание, коллективизм, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность);

  • степень удовлетворенности и отношение к выполняемой деятельности;

  • проявление самодеятельности, самоорганизации, самообразования, самовоспитания и самосовершенствования в ФК;

  • уровень физического совершенства и отношение к нему;

  • владение средствами, методами, умениями и навыками, необходимыми для физического совершенствования;

  • системность, глубина и гибкость усвоения научно-практических знаний по ФК для творческого использования в практике физкультурно-спортивной деятельности;

  • широта диапазона и регулярность использования знаний, умений, навыков и опыта физкультурно-спортивной деятельности в организации здорового стиля жизни, в учебной и профессиональной деятельности.

Таким образом, о сформированности ФК личности можно судить по тому, как и в какой конкретной форме проявляются личностные отношения к ФК, ее ценностям.

В соответствии с критериями можно выделить ряд уровней проявления ФК личности:

  • предноминальный уровень (у студентов отсутствует потребность в познавательной активности, знания проявляются на уровне знакомства с учебным материалом; отрицается связь ФК со становлением личности будущего специалиста и процессом его профессиональной подготовки);

  • номинальный уровень (характеризуется индифферентным отношением студентов к ФК и спонтанным использованием ее отдельных средств и методов под влиянием товарищей по учебной группе, досугу, эмоционального впечатления от спортивного зрелища; знания ограничены, бессистемны; в послевузовском периоде они не проявляют инициативы в заботе о своем здоровье, физическом состоянии);

  • потенциальный уровень (осознанное отношение студентов к ФК в целях самосовершенствования и профессиональной деятельности; они имеют необходимые знания, практические умения и навыки);

  • направленность «на себя» (большое значение студенты придают эмоциональному общению и самовыражению в процессе занятий; после окончания вуза проявляют активность, лишь попадая в благоприятную среду);

  • творческий уровень (характерен для студентов, убежденных в необходимости использовать ФК для развития и реализации возможностей личности; им присуща основательность знаний по ФК, они владеют умениями и навыками физического самосовершенствования, организации здорового образа жизни, использования средств ФК для реабилитации; они творчески внедряют ФК в профессиональную деятельность, в семейную жизнь).
^

1.5. Физическая культура в высшем учебном заведении


В основе учебно-воспитательного процесса высшей школы лежит комплексный, системный характер образования, воспитания и профессиональной подготовки специалистов, в которых органически сливаются формирование мировоззрения, общественно-политическое, трудовое, нравственное, физическое, эстетическое и другие виды воспитания.

ФК в вузе является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, фактором укрепления здоровья, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки.
^

1.6. Законодательство в области физической культуры и спорта


Высокая социально-экономическая значимость физической культуры и спорта (ФКиС) потребовала создать для этой сферы жизнедеятельности законодательные основы.

К 1999 г. назрела необходимость в пересмотре принятого в 1993 г. законодательства. Прежде всего, требовалась корректировка в установлении правовых, организационных, экономических основ деятельности физкультурно-спотривных организаций, определении принципов государственной политики в области ФКиС. Это послужило причиной того, что в мае 1999 г. был принят Федеральный закон «О ФКиС в Российской Федерации», включающий семь глав. Этот документ был направлен на то, чтобы:

  • обеспечить всестороннее развитие человека,

  • утвердить здоровый образ жизни,

  • сформировать потребность в физическом и нравственном совершенствовании,

  • создать условия для занятий любыми видами ФКиС,

  • создать условия для организации профессионально-прикладной подготовки,

  • создать условия для профилактики заболеваний, вредных привычек и правонарушений.

Гарантируются права граждан:

  • заниматься ФКиС (в том числе спортом как профессией),

  • объединяться в организации физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта, ассоциации, клубы и иные объединения.

Государство признает и поддерживает Олимпийское движение в России, его деятельность координируется Олимпийским комитетом, который является неправительственной независимой организацией и официально представляет Россию во всех мероприятиях, проводимых Международным Олимпийским комитетом.

Система ФК направлена на то, чтобы организовывать физическое воспитание населения с учетом интересов каждого человека, требований производства, образования и культуры народов Российской Федерации. Система существует в государственных и общественных формах деятельности. Физическое воспитание в образовательных учебных заведениях и дошкольных учреждениях происходит на основе государственных образовательных программ, также используется внеучебная физкультурно-оздоровительная и спортивная работа. С обучающимися, имеющими отклонения в развитии, занятия проводятся в рамках индивидуальной программы реабилитации. В физическом воспитании населения принимают участие учреждения дополнительного образования: спортивные школы, клубы и другие внешкольные и внеучебные физкультурно-оздоровительные и спортивные организации.

Администрации учреждений, организаций, предприятий и объединений обязаны создавать работникам условия для реализации их права на занятия ФК, включая реабилитационные, профессионально-прикладные занятия в режиме рабочего дня, послетрудовое восстановление, профилактические занятия, спортивно-массовую работу, спортивно-оздоровительный туризм. Муниципальные органы создают условия для занятий ФК по месту жительства и в местах массового отдыха. Администрация санаторно-курортных учреждений, домов отдыха и туристских баз обязана создавать условия для использования в процессе отдыха и лечения различных компонентов ФК в целях укрепления здоровья отдыхающих, профилактики и лечения заболеваний. Физическая подготовка военнослужащих и личного состава правоохранительных органов должна обеспечить выполнение ими воинского долга и основных служебных обязанностей. Командованием создаются необходимые для этого условия.

Развитие ФКиС среди инвалидов направлено на повышение их двигательной активности. Это непременное условие их всесторонней реабилитации и социальной адаптации. Этим занимаются образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, социального обеспечения и организации ФКиС.

Органы управления здравоохранением (государственные, на предприятиях, в учреждениях) используют ФК как средство профилактики и лечения заболеваний; осуществляют врачебный контроль за лицами, занимающимися ФКиС, в том числе спортивно-оздоровительным туризмом; организуют и проводят подготовку и повышение квалификации специалистов здравоохранения, создают центры и пункты оздоровления и реабилитации средствами ФК, диагностико-консультационные пункты и кабинеты, врачебно-физкультурные диспансеры.

Работники ФКиС обязаны соблюдать нормы и правила безопасности при проведении занятий, не наносить вред здоровью и ущерб чести и достоинству участников и зрителей, не проявлять жестокости и насилия. К судейству спортивных соревнований допускаются лица, прошедшие специальную подготовку и аттестованные спортивными федерациями как судьи по виду спорта.

Чтобы подготовить спортсменов высокого класса, создаются специализированные организации (государственные, муниципальные, негосударственные, в том числе частные и общественные). Граждане имеют право заниматься профессиональным спортом в качестве спортсменов или судей. Нельзя использовать с целью достижения спортивных результатов приемы, способы и средства, запрещенные в спорте регламентирующими документами, утвержденными спортивными организациями и объединениями.

К профессиональной педагогической деятельности в области ФКиС допускаются лица, имеющие документ установленного образца о профессиональном образовании по специальности, выданный образовательным учреждением, или разрешение, выданное государственным органом управления ФКиС. К профессиональной деятельности в области лечебной ФК допускаются лица, имеющие профессиональное образование по специальности «Физическая культура и спорт» или медицинское образование.

В 1995 г. в нашей стране впервые принимается Закон «Об образовании». В соответствии с ним начинается разработка государственных образовательных стандартов, которые определяют в обязательном порядке:

  • минимум содержания основных образовательных программ,

  • максимальный объем учебной нагрузки обучающихся,

  • требования к уровню подготовки выпускников.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом, в высших учебных заведениях физическая культура объявлена обязательной дисциплиной образовательного цикла. Организация физической культуры как учебной дисциплины строится на основе программы по физическому воспитанию.

Действующая в настоящее время учебная программа по физической культуре в высших учебных заведениях опирается на ряд законодательных актов:

  • приказ №777 от 26.07.1994 г. Госкомитета РФ по высшему образованию «Об организации процесса физического воспитания в высших учебных заведениях»

  • приказ №1025 от 01.12.1999 г. «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования»

В требованиях государственного стандарта к уровню подготовленности лиц, завершивших обучение по всем специальностям, в перечне знаний и умений по ФК записано:

  • понимать роль ФК в развитии человека и подготовке специалиста;

  • знать основы ФК и здорового образа жизни;

  • владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в ФК;

  • приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Выполнение государственных образовательных стандартов является основой для определения критериев объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от получения образования.
^

1.7. Основы организации физического воспитания в вузе


Целью физического воспитания студентов является содействие всестороннему развитию личности и подготовке высококвалифицированных специалистов. Для достижения поставленной цели предусматривается решение воспитательных, образовательных иоздоровительных задач, соответствующих требованиям государственного стандарта:

  • готовить организм к воздействию неблагоприятных факторов и адаптировать его к условиям производственной деятельности,

  • гарантировать достижение необходимого уровня профессионально-прикладной подготовки и его сохранение,

  • упрочить установку на здоровый образ жизни,

  • содействовать динамике работоспособности в течение рабочего дня,

  • эффективно использовать средства самовоспитания и систему самоконтроля.

Обязательный минимум дисциплины «Физическая культура» включает следующие дидактические единицы, освоение которых предусмотрено тематикой теоретического, практического и контрольного учебного материала:

  • ФК в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;

  • социально-биологические основы ФК;

  • основы здорового образа и стиля жизни;

  • оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);

  • профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

Теоретический материал формирует мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение студентов к ФК. Эти знания необходимы, чтобы понимать природные и социальные процессы функционирования ФК общества и личности, уметь их творчески использовать для профессионально-личностного развития, самосовершенствования, чтобы организовать здоровый стиль жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности.

Практический раздел учебного материала состоит из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного.

Первый подраздел обеспечивает операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения личностью учебных, профессиональных и жизненных целей.

Примерная тематика занятий может включать:

  • методику составления индивидуальных программ физического самовоспитания;

  • методические основы занятий с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью;

  • основы методики самомассажа;

  • методику корригирующей гимнастики для глаз;

  • овладение методами оценки и коррекции осанки и телосложения;

  • методы самоконтроля состояния здоровья, физического развития и другие, соотнесенные с содержанием соответствующей тематики лекций.

Важное условие закрепления и совершенствования этих методов — многократное воспроизведение в условиях учебных занятий, во внеучебной физкультурно-спортивной деятельности, в быту, на отдыхе.

Освоение второго подраздела помогает приобрести опыт практической деятельности, развить самодеятельность в ФКиС. Содержание занятий базируется на широком использовании знаний и умений в том, чтобы применять средства ФК, использовать спортивную и профессионально-прикладную физическую подготовку для приобретения индивидуального и коллективного опыта физкультурно-спортивной деятельности. На них студенты учатся регулировать свою двигательную активность, поддерживать необходимый уровень физической и функциональной подготовленности в период обучения, приобретают опыт совершенствования к коррекции индивидуального физического развития, учатся использовать средства ФК для организации активного отдыха, профилактики общих и профессиональных заболеваний, предотвращения травматизма, овладевают средствами профессионально-прикладной физической подготовки. В процессе занятий создаются условия для активизации познавательной деятельности студентов в области ФК, для проявления их социально-творческой активности в пропагандистской, инструкторской, судейской деятельности.

Контрольный раздел занятий обеспечивает оперативную, текущую и итоговую информацию о степени и качестве освоения теоретических и методических знаний, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности студентов.

Оперативный контроль создает информацию о ходе выполнения конкретного раздела, вида учебной работы.

Текущий позволяет оценить степень освоения раздела, темы, вида учебной работы.

Итоговый контроль (зачеты, экзамен) выявляет уровень сформированности ФК студента и самоопределение в ней путем комплексной проверки.

Чтобы быть допущенным к итоговой аттестации, необходимо выполнить обязательные тесты по общефизической и профессионально-прикладной физической подготовке (не ниже оценки «удовлетворительно»), предусмотренные в течение последнего семестра обучения.

Аттестация проводится в форме устного опроса по теоретическому и методико-практическому содержанию программы. При итоговой аттестации в окончательной оценке учитывается уровень выполнения студентом практического раздела программы.

Освоить содержание дисциплины «Физическая культура» необходимо за 408 учебных часов.

Для практических занятий студентов распределяют по учебным отделениям:

  • основное(зачисляются студенты основной и подготовительной медицинских групп);

  • специальное (зачисляются студенты, отнесенные к специальной медицинской группе, с учетом уровня их функционального состояния, пола);

  • спортивное (состоит из учебных групп по видам спорта; зачисляют студентов основной медицинской группы, показавших хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и проявивших желание углубленно заниматься одним из видов спорта, организованном в вузе; студенты, имеющие высокую спортивную квалификацию, могут быть переведены на индивидуальный график занятий, но с обязательным выполнением в установленные сроки зачетных требований).

Тех, кто по состоянию здоровья освобожден от практических занятий на длительный срок, зачисляют в специальное учебное отделение для освоения доступных разделов программы.

Перевести студента из одного учебного отделения в другое можно по его желанию только после успешного окончания семестра или учебного года. Перевод студентов в специальное учебное отделение на основе медицинского заключения может производиться в любое время учебного года.

При проведении зачетов студенты, освобожденные на длительный период от практических занятий, выполняют письменную тематическую работу, связанную с характером их заболевания, и сдают зачет по теоретическому разделу программы.

В физическом воспитании студентов используются разнообразные формы учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе.

Учебные занятия проводятся в форме:

  • теоретических, практических, контрольных;

  • индивидуальных и индивидуально-групповых дополнител ьных занятий или консультаций;

  • самостоятельных занятий по заданию и под контролем преподавателя.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



Скачать файл (830 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации