Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Технологии организации художественно-творческого процесса в самодеятельном коллективе - файл 1.doc


Контрольная работа - Технологии организации художественно-творческого процесса в самодеятельном коллективе
скачать (171.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc172kb.20.11.2011 00:23скачать

содержание

1.doc

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

“Челябинская государственная академия культуры и искусств”

Культурологический факультет

Кафедра культурологии и социологии

Контрольная работа

по дисциплине:

Технологии организации художественного творчества

на тему:

«Технологии организации

художественно-творческого процесса

в самодеятельном коллективе

(на примере старшей группы образцового коллектива хореографической студии «Фантазия»)»
Выполнила: студентка

группы 402 ТСКС КФ (ДО)

^ Андронова Татьяна Владимировна.
Проверила: к.п.н, доцент

Ершова Татьяна Михайловна.

Челябинск 2010

Содержание

Содержание……………………………………………………………………2

Введение……………………………………………………………………….3

1. Теоретические аспекты технологии и организации художественно-

творческого процесса в самодеятельном коллективе………………….5

1.1. Сущность технологий художественно-творческого процесса и

роль руководителя в его организации……………………….……………….5

1.2. Понятие, признаки самодеятельного коллектива. Особенности

хореографического коллектива…………………………………….………...9

1.3. Влияние психолого-педагогических особенностей юношества

на применение технологий художественно-творческого процесса….…....12

^ 2. Практические аспекты технологии организации художественно-

творческого процесса в самодеятельном коллективе

на примере образцового коллектива хореографической студии

«Фантазия» ДК ЖД г. Челябинск………………………………………...16

2.1. Характеристика образцового коллектива

хореографической студии «Фантазия» ДК ЖД г. Челябинск..…………....16

2.2. Художественно-творческие технологии в деятельности старшей

группы образцового коллектива хореографической

студии «Фантазия». ………………………………………………………….19

Заключение........................................................................................................21

Словарь…………….……………………………………………………..…...22

Список литературы………………………………..…………………..….…..24

Введение

Современная социокультурная ситуация показывает, что изменяющийся мир требует перемен в самой личности, другого типа личности, человека – носителя определенных качеств: выносливости, дисциплинированности, коммуникативности, уверенности, сильной воли, умения отстоять собственную точку зрения. Жизнь в информационном обществе становится все разнообразнее и сложнее и требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, стремления к общению и взаимодействию с другими людьми.

Названные качества, прежде всего, развиваются в коллективе при взаимодействии с другими людьми, что заставляет обратить внимание на технологии организации художественно-творческого процесса в коллективе. Изучив литературу по исследованиям ученых советского времени, таких как Л. Жирнова, А. С. Каргин, Е. И. Смирновой, Соколовский, Б. А. Титов, Ю. Цагарелли можно заметить, что «на первый план выступает проблема воспитания людей грамотных, творчески активных, духовно богатых и зада­ча формирования всесторонне развитой личности. Огромную роль в решении ее играет художественная самодеятель­ность, призванная посредством искусства идейно-эстетически воспитывать широкие массы своих участников» (13; 3)

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью изучения и разработки наиболее эффективных технологий организации художественно-творческого процесса в самодеятельном коллективе.

Для раскрытия рассматриваемой темы, помимо названных авторов, следует обратиться к современным периодическим изданиям, таким как «Дополнительное образование и воспитание», «Клуб», «Дом культуры», «Социс», так как в них прослеживаются современные тенденции технологии организации художественно-творческого процесса в самодеятельном коллективе.

Цель данной работы - изучить и наглядно представить технологии организации художественно-творческого процесса в самодеятельном коллективе.

Задачи:

  • Изучить литературу по исследуемой теме;

  • Раскрыть сущность технологий художественно-творческого процесса;

  • Обосновать роль руководителя в организации художественно-творческого процесса;

  • Рассмотреть понятие самодеятельного коллектива и выявить специфику хореографического коллектива;

  • Определить влияние психолого-педагогических особенностей юношества на формирование соответствующих технологий художественно-творческого процесса;

  • Охарактеризовать образцовый коллектив хореографическую студию «Фантазия» ДК ЖД г. Челябинск;

  • Выявить используемые технологии художественно-творческого процесса в деятельности старшей группы образцового коллектива хореографической студии «Фантазия» ДК ЖД.


^

1. Теоретические аспекты технологии и организации художественно-творческого процесса в самодеятельном коллективе


1.1. Определение художественно-творческого процесса и

роль руководителя в его организации

С древних времен художественное творчество было синкретичным, слитным с разными сферами и формами жизни народа. Особенно ярко и самобытно были представлены художественно-творческие элементы в традиционных народных календарных праздниках и обрядах. В этих праздниках, сопровождавшихся пением, игрой на музыкальных инструментах, танцами и другими видами художественной деятельности, воплощалось в художественной форме миропонимание и мироощущение народа (7; 76).

^ Художественно-творческий процесс в настоящее время – одно из направлений всеобщего развития человечества, который отражает динамику художественного восприятия действительности, а также специфику его на каждой ступени культурно-исторического процесса (21; 531) По наблюдению учителя музыки В. В. Александровой, метод художественно-творческого процесса – универсальный и общий для искусства метод. Он требует самостоятельности в добывании и присвоении знаний, творчества, развития способности к индивидуальному восприятию и творческой интерпретации.

По мнению А. С. Каргина, художественно-творческий процесс неразрывно связан с педагогическим (учебно-воспитательным) процессом, который реализуется благодаря вовлечению в художественно-творческую и социально-культурную деятельность (13; 74). Осуществляется рассматриваемая деятельность в условиях коллектива во время учеб­ных, репетиционных, художественно-образовательных занятий, концертных выступлений, то есть занятиях творчеством.

Творчество - это процесс человеческой деятельности создающий качественно новые материальные и художественные ценности, либо оригинальной интерпретации уже существующего материала. В процессе творчества принимают участие все духовные силы человека, в том числе воображение. Творческая деятельность при этом определяется как осознанная, активная деятельность человека, направленная на познание и преобразование действительности; создающая новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие пред­меты, произведения и т. п., способствующие дальнейше­му развитию культуры (21; 476). Стоит отметить, как утверждает Л. Д. Ивлева, для организации этих процессов, необходимо применение соответствующих технологий.

Технология – упорядоченная совокупность действий, операций, процедур, инструментально обеспечивающая прогнозируемый и диагностируемый результат. Любая технология обладает средствами, формами, методами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность участников художественно-творческого процесса для достижения планированных результатов.

Рассмотрим отдельно каждую составляющую художественно-творческого процесса по классификации Е. И. Григорьевой

Средства:

  • устные (живое слово и сценическая речь);

  • печатные (художественная и политическая литература, журналы,)

  • наглядные (афиши, плакаты, экспонаты, реликвии)

  • технические (кино, радио, телевидение, аудио, видео)

  • психолого-педагогические (игры, развлечения, общение, зрелища)

  • искусство и самодеятельное творчество (оригинальные жанры, декоративно-прикладное, музыкальное, хореографическое, хоровое, театральное)

Все средства взаимосвязаны между собой и их выбирают с учетом

определенного объекта воздействия, исходя из его возрастной категории.

Формы:

1. Массовые – аукционы, фестивали, театрализованные представления, олимпиады, праздники.

2. Групповые – диспуты, кружки, круглые столы, любительские объединения и клубы по интересам, конференции.

3. Индивидуальные – беседы, занятость в секциях, консультации, занятия в кружках, интерактивные и компьютерные игры, консультации.

Выбор форм, их разработка и проведение – дело нелегкое и очень ответственное. Применительно к самодеятельному коллективу стоит отметить такие формы как репетиции (как групповые, так и индивидуальные), концерт (массовая).

Методы:

  • Учебно-познавательной, самообразовательной деятельности

(работа с литературными источниками, материалами прессы)

  • Формирования общественного сознания личности (убеждение, внушение, пример)

  • Включения в социально-культурную деятельность и формирование общественного поведения (практическое задание, вовлеченность в деятельность, соревнование, педагогическое требование, индивидуальное поручение)

  • Стимулирования социально-культурной активности (моральное, материальное, общественное порицание)

  • Социологических исследования (опрос, интервью, наблюдение, изучение документов, тестирование, эксперимент)

Автор считает приведенную классификацию методов условной, поскольку

они используются во взаимодействии друг с другом и варьируются в зависимости от целей и задач руководителя коллектива (18; 34)

Для наиболее полной характеристики методов следует обратиться к классификации Ю. К. Бабанского. К составной части метода стимулирования добавляется создание ситуаций успеха, разъяснение. немаловажным является применение метода контроля и самоконтроля за эффективностью художественно-творческой деятельности (устный, письменный, самоконтроль).

Активно используется в самодеятельных коллективах метод импровизации - проявление своих исполнительских умений вне зависимости от уровня их технической сформированности, показ возможностей своего воображения, фантазии.

Руководитель призван обеспечить определенную целями, конкретными усло­виями и возможностями каждого объединения работу. Анализируя профессиональную деятельность руководителя самодеятельного художественного коллектива, следует признать, что она является_одной из наиболее сложных, комплексных.

Смирнова выделяет функции руководителя самодеятельного коллектива:

  • исполнительно-организационная - ор­ганизация конкретной

деятельности (подготовка спектакля, дис­куссии, осуществление поисковой работы), включает распреде­ление работы и поручений, контроль за их выполнением и ру­ководство деятельностью.

  • воспитательная - использование интереса участников и самого

процесса, характера деятельности для достижения педагогиче­ских результатов;

  • планирование - целенаправленные уси­лий руководителя и всех

участников;

  • учебно-педагогическая - профессио­нальная подготовки участников к избранному виду деятельности;

  • психологического руководства - руководство межличностными

отно­шениями в группе, умение обеспечить хорошее настроение участников, предупреждать и разрешать внутренние конфликты, постигать и учитывать в деятельности индивидуальные особен­ности каждого участника (10; 54-56)

Целесообразно считать данную классификацию приемлемой и в настоящее время, с той особенностью, что воспитательная функция руководителя направлена в условиях современности на формирование нравственности, уверенности в себе, механизмов межличностного взаимодействия, иными словами гуманистических качеств личности.

Каргин рассматривает основной функцией – интерпретацию - грамотную, художественно оправданную передачу произведения. Разумно добавить к ней стимулирование - побуждение к художественно-творческой деятельности, а также создание ситуации успеха участника в коллективе, с другой стороны, можно отнести их к составляющей функции педагогического руководства.

Следовательно, нельзя не отметить, что участие в художественной самодеятельности — специфическая форма взаимодействия личности и искусства. Непосредственность вовлечения в художественную деятельность своеобразно сказывается на всей структу­ре отношений «человек — искусство», а затем и на отношениях «человек — окружающее». Формы, методы и средства культурно-досуговой деятельности присущи данному типу общественных и производственных отношений общества и отражают уровень овладения человеком духовной и материальной культурой.
^ 1.2. Понятие, признаки самодеятельного коллектива.

Особенности хореографического коллектива

Итак, мы подошли к понятию самодеятельного непрофессионального коллектива. Соломоник определяет коллектив как живой организм, который, по его мнению переживает все стадии жизнедеятельности организма. Это значит, что коллектив необходимо представлять как социальный организм, развитие которого существенно зависит от ха­рактера отношений его членов в процессе организации деятельности и общения.

В Российской педагогической энциклопедии «коллектив» (от лат. collectivеs — собирательный) рас­сматривается как социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения» (8; с. 450.).

Стоит обратиться к педагогическому опыту русского педагога и писателя А. С. Макаренко. Рассмотрим ряд принципов формирования результативного коллектива:

  1. Единство цели и труда членов коллектива - коллектив объединяет людей не только в общей цели и в общем труде, но и в общей организации труда.

  2. Большая "связанность" коллектива - Каждый был вынужденно связан с каждым и в разных отношениях. Коллектив не подавлял личность, давал возможность быстрой передачи опыта друг другу.

  3. "Мажор" (активность) - проявление внутреннего, уверенного спокойствия, уверенности в своих силах, в силах своего коллектива и своем будущем.

  4. Защита. Во внутренних отношениях будничной работы воспитанники могут сколько угодно "прижимать" друг друга, пробирать на общих собраниях, …, наказывать, но вне этих специальных форм воздействия они должны отдавать должное каждому воспитаннику, прежде всего потому, что они члены одного коллектива, защищать его перед посторонними…"

  5. Торможение - сдержанность в движении, в слове, в критике и т.д. (особая форма торможения – проявление вежливости)

В самодеятельном коллективе, в обстановке взаимопомощи и взаимоподдержки личность получает возможность для максимальной самореализации, подлинного творчества, как внутреннего (творчество самого себя), так и внешнего (индивидуальной и оригинальной, активной деятельности, нужной и полезной для окружающих) (10; 124)

Основные этапы формирования коллектива (по Л. Д. Ивлевой)

  • ценностно-ориентационный;

  • развития инициативности и самодеятельности;

  • превращение участника коллектива в субъект самовоспитания;

  • превращение руководимой деятельности в осознанно направленный процесс сотворчества с руководителем коллектива.

Технология в данном случае – это способ самовыражения людей, самореализации их интеллектуальных ка­честв, что соответствует главному основанию художественно-творческой деятель­ности – свободный, целе­вой выбор участниками коллектива и педа­гогами путей, способов, содержания и результата совместного общения (3; 23).

По данным журнала «Дополнительное образование и воспитание» N 2 за 2010 год, в учреждениях дополнительного образования одним из самых распространенных и востребованных жанров является хореография. Хореография (от греч. choreo — танцую) – танцевальное искусство в целом, во всех его разновидностях. В современном словаре по искусству термин «хореография» – в первоначальном значении запись танца, способ его фиксации.

Среди видов искусства, оказывающих влияние на развитие художественно-творческих способностей, танец, пластика занимает особое место в связи с тем, что помимо духовного и эстетического развития здесь большую роль играет развитие физической сферы и сферы общения. Экспрессивные способы самовыражения и художественного общения, свойственные танцевальному искусству, выполняющие информационные, коммуникативные и регулятивные функции стимулируют развитие способности к эмпатии, увеличивают, направляют и совершенствуют ассоциативные связи.

Музыкальный художественный образ, выраженный в танцевальных движениях, несет в себе различные аспекты эстетического начала, способствующие, в свою очередь, развитию информативной, коммуникативной, нравственно-эстетической и психотерапевтической сфер развития учащихся.

^ Хореографический коллектив выполняет свое социально-педагогическое назначение в том случае, если решает две основные задачи: обучение исполнительскому мастерству участников художественной само­деятельности, формирование их творческих навыков и умений, эстетиче­ского вкуса с одной стороны и формирование нравственной культуры с другой стороны. Чтобы сбалансировать решение поставленных задач, Ю. И. Громов предлагает трехразовые занятия в коллективе, считая их наиболее эффективными для плодотворной работы (16; 551)

Хореографическое искусство представлено работой школ искусств, в домах и дворцах культуры обновляются формы деятельности, создаются студии, центры, клубы, театры танца. Уроки хореографии давно не редкость в общеобразовательных школах. Хореография – искусство коллективное, способствующее развитию с ранних лет чувства коллективизма, требовательности друг к другу, доброты, принципиальности. Любой художественный коллектив всегда стремится создать такую атмосферу, при которой эти качества развивались бы гармонично (21).

К тому же, цели хореографического коллектива должны учитывать сегодняшние интересы участников и развиваться по мере формирования новых интересов. Цель педагога всегда должна быть впереди целей коллектива, но ни коем образом не противоречить. В этом - залог высокой результативности деятельности и постоянного интереса участников. Это – один из ведущих принципов жизнеспособности коллектива. Так считает Ф. Соломоник (17; 35).

Можно сделать вывод о том, что в процессе занятий в самодеятельном хореографическом коллективе реализуются потребности человека в художественно-творческой деятельности, его индивидуальные склонности и способности в конкретном виде творчества, формируется опыт концертной, исполнительской деятельности, развиваются эстетические и личностно значимые качества, что способствует формированию установок нравственной, духовной и социально зрелой личности.
^ 1.3. Влияние психолого-педагогических особенностей юношества

на применение технологий художественно-творческого процесса

Период юности составляет часть развернутого переходного этапа от детства к взрослости, точнее, от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Однако юность — относительно самостоятельный период жизни, имеющий собственную ценность. В. С. Мухина определяет возрастные границы достаточно условными - от 15-16 до 21-25 лет (15; 420). Это период характеризуется тем, что психологический критерий «вхождения» в юность связан с резкой сменой внутренней позиции, с изменением отношения к будущему. Если подросток, по словам Л. И. Божович, смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего.

В юности происходит расширение временного горизонта — будущее становится главным измерением. Изменяется основная направленность личности, которая теперь может быть обозначена как устремленность в будущее, определение дальнейшего жизненного пути, выбор профессии, то есть выстраивание перспектив развития (22; 263)

В психологических периодизациях Д. Б. Эльконина и А. Н. Леонтьева ведущей деятельностью в юности признается учебно-профессиональная деятельность. Именно в этот период времени самодеятельному творчеству отводится определенное место в жизнедеятельности человека, для одних она станет профессиональной деятельностью, и он продолжит обучение в средних и высших специализированных заведениях, а после создаст свой собственный самодеятельный коллектив, для других занятия художественно-творческой деятельностью приобретут досуговую направленность, то есть осуществляемую в свободное время.

Отсутствие возможности совмещать учебно-профессиональную деятельность и занятия в самодеятельном коллективе приведут к прекращению занятий в данном коллективе художественного творчества, что приходится именно на рассматриваемый возраст. Это побуждает руководителя обратить внимание на применение соответствующих форм, средств методов художественно-творческого процесса.

На первый план выступают такие методы как стимулирования социальной активности участника хореографического коллектива, способы вовлечения в творческий процесс, например путем получения участником возможности поучаствовать в создании новой хореографической постановки. С ним связан метод включения в творческий процесс, посредствам соревнования (участие в фестивалях, конкурсах). Соревновательный интерес следует из наличия цели, перспективы у юноши. Победа в соревновании дает уверенность в своих силах, к тому же, общественное признание.

Нельзя не отметить метод формирования сознания личности. Для этого применяется воспитание личным примером, когда руководитель является носителем определенных личностных качеств, авторитетом для участников коллектива, поскольку именно в этом возрасте усиливается подражание определенному «герою», которого юноши избирают для себя в качестве идеала.

Рассмотрим некоторые особенности юношества. И. В. Шаповаленко в книге «Возрастная психология» приводит содержание психологической готовности к самоопределению:

  • сформированность на высоком уровне психологических структур: теоретического мышления, основ научного и гражданского мировоззрения, самосознания и развитой рефлексии;

  • развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности (потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека — члена общества, потребность в общении, потребность в труде, нравственные установки, ценностные ориентации, временные перспективы);

  • становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов, критического отношения к ним (22; 271)

В западной психологии процесс самоопределения обозначается как процесс формирования идентичности. Э. Эриксон рассматривал поиск личностной идентичности как центральную задачу периода взросления, хотя переопределение идентичности может происходить также в другие периоды жизни. Идентичность как сознание тождественности субъекта самому себе, непрерывности собственной личности во времени требует ответить на вопросы: «Каков я? Каким мне хотелось бы стать? За кого меня принимают?» (22; 272).

В то же время в юности обостряется потребность к обособ­лению, стремление оградить свой уникальный мир от вторжения сто­ронних и близких людей для того, чтобы через рефлексии укрепить чувст­во личности, чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание (15; 422). Именно самодеятельный хореографический коллектив дает возможность работать в команде, потому что любая успешная постановка – это залог совокупного труда руководителя и участников. Кроме того, каждый участник имеет возможность проявить свою индивидуальность.

Из рассмотренных особенностей можно выделить соответствующие средства художественно-творческого процесса – психолого-педагогические. Они становятся наиболее актуальными при формировании у юношества социальной художественной активности, то есть социальной активности, направленной на созидание, потребление и донесение до других художественно-эстетических ценностей, опредмеченных в продуктах творческой деятельности. Разновидностями таких средств становятся межличностное общение педагога и участников, игры на сплочение участников коллектива, развлекательно-рекреационные мероприятия.

Наиболее эффективными в решении задач руководителя в отношении участников становятся такие формы социально-культурной деятельности, как участие в фестивалях, праздниках, индивидуальные занятия (отработка движений с отдельными участниками), беседы (при возникновении конфликтной ситуации и решении организационных вопросов).

Эти особенности юношеского возраста определяют необходимость применения руководителем таких технологий художественно-творческой деятельности, которые призывали бы к взрослости, взаимоответственности, самостоятельности участника коллектива.

^ 2. Практические аспекты технологии организации

художественно-творческого процесса в самодеятельном коллективе на примере образцового коллектива

хореографической студии «Фантазия» ДК ЖД г. Челябинск
^ 2.1. Характеристика образцового коллектива

хореографической студии «Фантазия» ДК ЖД г. Челябинск

Образцовый коллектив хореографическая студия «Фантазия» основан в 2000г. В настоящее время в студии занимается более 80 детей от 5 до 18 лет. Хорео­графическая студия состоит из подготовительной (7-9 лет), младшей (9-11 лет), двух средних (11-12 и 12-14 лет) и стар­шей (15-20 лет) группы.

Название коллектива отражает своеобразие и неповторимость творческих номеров, оригинальность их исполнения.

Главная цель работы хореографической студии: развитие личностной культуры ребенка в процессе освоения искусства танца, его способности к максимально полной творческой самореализации в жизни. Обучающее про­странство выстраивается с учетом интересов, способностей, и потребностей детей.

Хореографическая студия «Фантазия» выступает на юбилейных кон­цертах предприятий города и области: «День семьи», «День матери», «День Советского района», «Юбилей школы №121», «60-летие победы в В.О.В», «День машиностроителя», «День пищевика», «70-летие городской клиниче­ской больницы», «День защитника отечества» и многих других.

Украшением праздничной колонны в шествии, посвященном 270- летию г. Челябинска в 2006г., были маленькие танцоры студии «Фантазия».

Хореографическая студия постоянно участвует в концертах Челябин­ского отделения Южно-Уральской Железной Дороги. Юные артисты студии активно выступают на новогодних компаниях Дворца культуры железнодо­рожников.

Хореографическая студия «Фантазия» является участником дорожных мероприятий: Первого отраслевого конкурса профессионального мастерства между контролерами - ревизорами - ОАО «РЖД», «Лучший контролер- ревизор» - 2005, 2007 г., конкурс «Мисс проводница» - 2005-9 г., «Мисс провод­ница и билетный кассир» - 2006-10 г.,Фестиваль самодеятельного творчества «РЖД Зажигает звезды» - 2005-10 г., Фестиваль народного творчества Челябинского отделения ЮУЖД «Традиция»- 2007-2009г.

Своей работой коллектив способствует решению многогранных про­блем по достойному воспитанию детей.

^ Традиции коллектива

Отчетные концерты коллектива

Отчетные концерты коллектива проводятся ежегодно. С концертными номерами выступают все возрастные группы коллектива.

^ Посвящение в кружковцы

Проведение праздника, где дети, вновь пришедшие в коллектив, знакомятся с творчеством воспитанников коллектива и сами впервые выходят на сцену.

^ Открытые уроки для родителей

Совместный отдых

Результаты творческой деятельности хореографической студии «Фантазия»:

  • Фестиваль искусств «Хрустальная капель» 2004-2006г., дипломы

лауреатов 1 степени;

  • Смотр художественной самодеятельности «100-лет Роспрофжелу»

2005г., диплом «Юные таланты»;

  • Дорожный фестиваль детского юношеского творчества «От Земли

до небес» 2005г. г. Златоуст, диплом 2 степени;

  • Дорожный фестиваль хореографических коллективов «Золотой

каблучок» 2006г., диплом 1 степени;

  • Городской конкурс юных талантов «Золотые искорки»

2007, 2008г., дипломы лауреата 1 степени;

  • Областной конкурс детских коллективов «Юная Терпсихора»

2007г.,диплом лауреата.

  • Региональный конкурс - фестиваль юмора и эстрадного искусства

«Москва - Ялта - Транзит» 2008., диплом 3 степени.

  • Фестиваль - конкурс самодеятельного искусства «РЖД –

зажигает звезды» 2008-9г., диплом лауреата 2 степени.

  • Международный фестиваль детского и юношеского творчества «Роза

ветров» 2009. г.Москва, диплом 3 степени.

  • Фестиваль-конкурс самодеятельного искусства «РЖД – зажигает

звезды» 2010., диплом лауреата 1 степени.

  • Всероссийский фестиваль детского и юношеского творчества «Роза

ветров» Москва-Златоуст-Транзит 2010 г., дипломы лауреата 3 степени и Специальный Диплом за отражение темы патриотизма.

Руководитель хореографической студии «Фантазия» - ^ Куровская (Павлова) Евгения Александровна. Образование - высшее ( ЧГАКИ ), стаж работы 10 лет. За время работы Евгения Александровна, зарекомендовала себя творческим и инициативным работником, грамотным специалистом, педагогом, любящим детей и свое дело.

Куровская Евгения Александровна награждена Благодарным письмом за любовь к искусству и родной Южно-Уральской магистрали, диплом 1 степени в номинации «Молодые таланты» на фестивале народных, фольклорных коллективов и отдельных исполнителей художественной самодеятельности производственных коллективов Челябинского отделения дороги «Традиция» 2005г. Награждена Почетной грамотой от администрации Советского района за высокое профессиональное мастерство, добросовестный труд и большой творческий вклад в развитие культурной жизни Советского района 2005г.

Почетная грамота начальника Южно-Уральской Железной Дороги за добросовестный труд на железнодорожном транспорте, проявленную инициативу при выполнении производственных заданий и в связи с профессиональным праздником Днем железнодорожника от 25 июня 2007 г.

Почетная грамота начальника Южно-Уральской Железной Дороги за проведение смотра - конкурса профессионального мастерства среди проводников пассажирских вагонов и билетных кассиров от 26 декабря 2007 г. В 2008 г. хореографической студии «Фантазия» было присвоено звание «Образцовый коллектив».
^ 2.2. Художественно-творческие технологии в деятельности старшей

группы образцового коллектива хореографической студии «Фантазия»

Старшая группа хореографического коллектива «Фантазия» представлена юношеским возрастом (15-20 лет). Значительная часть участников – студенты ЧГАКИ кафедры СКД и КиС. Некоторые участники – студенты ЮУрГУ, остальные – старшие школьники. Состав группы формировался с начала существования коллектива, а также обновлялся приходом новых участников.

Художественно-творческую деятельность коллектива можно назвать успешной, о чем свидетельствует присвоение коллективу звания «образцовый», лауреатство во всероссийских фестивалях и конкурсах. В этом огромная заслуга руководителя – сильной и уверенной личности. В своей деятельности она руководствуется методом воспитания личным примером.

Помимо профессионального исполнения и доступного объяснения танцевальных движений, она обладает неисчерпаемой фантазией в составлении рисунков танцев, а также является примером для участников коллектива в отношении личностных нравственных качеств. Иными словами она требовательна к другим и к себе. Из этого следует метод формирования сознания личности, который успешно реализуется в коллективе и позволяет каждому участнику сформировать собственные представления той или иной проблемы.

Участие во всероссийских конкурсах и фестивалях стимулируют социально-культурную активность участников, стремление к новым достижениям. С этим связан метод создания ситуации успеха – руководитель дает возможность каждому, кто усердно трудится, заслуженно почувствовать себя успешным и значимым участником коллектива, получить признание зрителей. Это стимулирует социальную активность участников коллектива.

Метод импровизации занимает отдельное место в коллективе. В помощь педагогу в постановке нового номера, каждому необходимо предложить свои варианты решения творческой задачи. Таким образом реализуется и метод включения в творческий процесс.

Основные формы художественно-творческого процесса – репетиции, на которых происходит общая разминка – подготовка мышц к занятиям, разучивание и повторение движений, репетиция конкретного танца. Концертная деятельность – календарные праздники, знаменательные даты, в связи со спецификой учреждения культуры (железнодорожников), широкий масштаб носит празднования Дня железнодорожников в первое воскресенье августа. Отчетный концерт – большой праздник для коллектива – отчет о проделанной творческой работе. Фестивали, конкурсы, некоторые из них носят всероссийский масштаб, такие как «Роза ветров. Москва-Златоуст-транзит», «РЖД Зажигает звезды».

Помимо репетиционных занятий и подготовки к концертам, в коллективе устраивается празднование календарных праздников, знаменательных дат в форме конкурсно-игровой программы. Это способствует сплочению коллектива, создание обстановки непринужденного общения. Общение участников проходит средствами не только хореографической деятельности, но и игры.

Таким образом, можно проследить успешное применение руководителем на практике традиционных технологий художественно-творческой деятельности.

Заключение

Художественно-творческий процесс - процесс человеческой деятельности создающий качественно новые материальные и художественные ценности, либо оригинальная интерпретация уже существующего материала посредствам искусства и соответствующих технологий (средств, форм, методов). От личности руководителя зависит успешное применение технологий художественно-творческой деятельности.

Отношения «человек - искусство» и «человек - окружающее» формируются наиболее эффективно в самодеятельном коллективе - группе людей, в которой протекает художественно-творческий процесс, представляющей целостную развивающуюся систему, обеспечивающую комфортность отношений между всеми ее членами. Особенностью хореографического искусства является то, что помимо духовного и эстетического развития здесь большую роль играет развитие физической сферы и сферы общения. Запоминание движений тренирует память, исполнение – физическую подготовку, повторение – волю, дисциплинированность.

Юношеский возраст стоит особо отметить как сложный и требующий применения определенных технологий художественного творчества период. В этом возрасте на первый план выходит ориентир на профессиональную деятельность, на перспективу, что определяет приоритетными методами – стумулирование, формирование сознания личности, воспитание личным примером, которые осуществляются как в массовых формах - (концерты, фестивали), так и в групповых и индивидуальных репетициях средствами хореографии и психолого-педагогическими (игра, развлечение).

При Дворце культуры железнодорожников с 2000 г. существует образцовый коллектив хореографическая студия «Фантазия». В старшей группе коллектива реализуются рассмотренные технологии художественно-творческой деятельности, о чем свидетельствует победа в конкурсах и фестивалях, в том числе всероссийского масштаба («Роза ветров», «РЖД зажигает звезды»).

^ Словарь

Методы – пути и способы воздействия на аудиторию, при которых наиболее полно достигаются намеченные результаты (18; 34)

Музыкальный фестиваль - циклы концертов и спектаклей, объединённые общим названием, единой программой и проходящие в особо торжественной обстановке. М. ф. различны по продолжительности (от нескольких дней до полугода) и содержанию (23).

Средства – «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия, которые используются работниками учреждений культуры и досуга в процессе производственной деятельности (18; 27.)

^ Конкурс м. лат. соискательство на награду, место, звание; соревнование, состязанье, спорованье (23).

Организация - оптимальное упорядочение всех составных элементов технологического процесса в учреждениях культуры, с помощью которого достигается четкая взаимосвязь, вырабатывается рациональная структура управления и взаимодействия с обществом (23).

Репетиция - Лат – повторение. Основная форма подготовки (под руководством режиссера) театральных, эстрадных, цирковых представлений, концертных программ, отдельных номеров, сцен путем многократных повторений (целиком или частями) (2; 1316).

Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования – наказания и поощрения подчиненных для воздействия на их производственную (научную, творческую и пр.) активность (2; с. 702)

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностьюи культурно-исторической уникальностью. Специфично для человека, так как предполагает творца – субъекта творческой деятельности (2; 1546)

^ Творческая деятельность - осознанная, активная деятельность человека, направленная на познание и преобразование действительности; создающая новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие пред­меты, произведения и т. п., способствующие дальнейше­му развитию культуры (21; 476)

Фестиваль [от латин. festivum — празднество] Массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, театрального, эстрадного или киноискусства (2; 1664).

Хореография (греч. Choreia – пляска) первоначально – запись танца, затем искусство сочинения танца, балета, с конц XIX – танцевальное искусство в целом. (2; 1727)

^ Художественная самодеятельность – одна из форм народного творчества (2; 1733)


Список литературы

  1. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1 - 174 с.

  2. Большой Российский энциклопедический словарь, - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 1888 с. (92 Б 79)

  3. Горский В. А. Систематизация педагогических технологий, используемых в дополнительном образовании // Дополнительное образование и воспитание. – 2003. – №3. – С. 20-25. (чит зал)

  4. Громов Ю. И. О специфике работы педагога-хореографа, руководителя детского танцевального коллектива / Ю. И. Громов. Сборник научной трудовой конф. Ч 1. (Публичн. научн. библ-ка К 256956 – ч. 1)

  5. Жаркова, Л. С. Деятельность учреждений культуры: учебное пособие / Л. С. Жаркова, -3-е изд. Испр. И доп. – М. МГУКИ, 2003. – 234 с.

(71. 4я 73 Ж. 35)

  1. Ивлева, Л. Д. Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом: Учеб. пособие / Л. Д. Ивлева. ЧГАКИ. – Челябинск, 2003. – 58 с. (85.7я 73 К21)

  2. Народная художественная культура: учебник / Под. ред. Т. И. Ба-клановой, Е. Ю. Стрельцовой. – М.: МГУКИ, 2000. - 344 с.

(ББК 82.3 Б. 86 уч. аб.)

  1. Российская педагогическая энциклопедия: В 2т. /

  2. Родина, Е. Ю. Обучение детей языку образных танцевальных движений / Е. Ю. Родина // Дополнительное образование и воспитание № 1, 2010, С. 24-26 (чит. зал)

  3. Смирнова, Е. И. Клубные объединения. Учеб. пособие для студентов институтов культуры / Е. И. Смирнова. М., «Просвящение», 1977.

– 157 с. (379.5 С50)

  1. Самодеятельное хореографическое искусство. Сб. научн. трудов под ред. Ю. И. Громова, СПб, 1993. - 89 с. (85. 733)

  2. Каргин, А. Призвание и мастерство / А. Каргин, Ю. Цагарелли. – М.: Сов. Россия, 1986. – 104 с. (85. 733 К21)

  3. Каргин, А. С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе / А. С. Каргин.Учеб пособие для студентов культ-просвет.фак.вузов культуры и искусств. –М.: Просвещение, 1984.

– 224 с. (85. 7 я 73 К 21)

  1. Матюхина, Т. И. Увлекательная хореография / Т. И. Матюхина, И. П. Пузакова // Дополнительное образование и воспитание № 2, 2010,

С. 46-49 (чит. зал)

  1. Мухина, В. С. Возрастная психология феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В. С. Мухина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с. (88. 8. я73 М 92 – чит. зал, 88.8я73 М92 уч. аб.)

  2. Основы подготовки специалистов-хореографов. Хореографическая педагогика : учеб. пособие. – СПб. : СПбГУП, 2006. – 632 с. (уч. аб. 312522)

  3. Соломоник, Ф. Музыка. Самодеятельность. Коллектив / Ф. Соломоник. –М: Сов. Рос. 1983 – 120 с. (85.7 С60)

  4. Современные технологии социально-культурной деятельности: учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Державина, 2002. – 504 с.

  5. Учебно-воспитательная работа в коллективах художественной самодеятельности. Сост. Л. Жирнова, М., «Искусство» 1973, - 128 стр. (85.5 7 у 91)

  6. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. – М., 1997. – 245с.

  7. Хоруженко, К. М. Культурология. Энциклопедический словарь. – Ростов-на- Дону: Изд-во «Феникс», 1997 – 640с. (71я2 Х46 ИБО)

  8. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. — М.: Гардарики, 2005.

— 349 с. (интернет)


Скачать файл (171.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации