Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Административная ответственность - файл 1.doc


Лекции - Административная ответственность
скачать (192 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc192kb.20.11.2011 02:21скачать

содержание

1.doc

ТЕМА 1. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ВИД ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Административная ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые применяются к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер.

Её отличительными особенностями являются следующие.

  1. Административная ответственность наступает за правонарушение, представляющее меньшую степень общественной опасности, чем преступление. Вследствие этого противоправные деяния, влекущие административную ответственность, именуются административными проступками (правонарушениями).

  2. Административная ответственность отличается своим субъектным составом. Субъектами этого вида ответственности являются как физические, так и юридические лица - предприятия, учреждения, организации.

  3. Административная ответственность устанавливается как законодательством Российской Федерации, так и законами субъектов РФ. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права.

  4. За административное правонарушение предусмотрены административные наказания. За преступления - уголовные наказания, за дисциплинарные проступки - дисциплинарные взыскания. Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях.

  5. Административные наказания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями). Уголовное наказание - только судом, дисциплинарные взыскания органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компетенции; меры материальной ответственности - судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

  6. Административные наказания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной, меры которой к работникам и служащим применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом. В установленных случаях в таком же порядке могут применяться меры материальной ответственности (администрацией за причиненный ущерб предприятию его работником и т.д.).

  7. Применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается административно наказанным в течение установленного срока.

  8. Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; о материальной ответственности - как правило, в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.

Следовательно, административная ответственность обладает радом черт, отличающих её от других видов ответственности. Но основная особенность административной ответственности состоит в том, что её основанием является наличие юридического состава административного правонарушения, а мерами ответственности - административные наказания.

Таким образом, административная ответственность - это реализация административно административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом, административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.

^ Административная ответственность выполняет ряд функций.

Важнейшим предназначением административной ответственности является её превентивная (предупредительная) функция, побуждающая к со­блюдению законодательства юридических и физических лиц.

Альтернативная функция ответственности по административному праву обусловлена прежде всего общегосударственными интересами. Любое государство объективно заинтересовано в правовой регламентации особых методов, не сопряженных с применением специальных мер физического и психического принуждения к гражданам и юридическим лицам, свойственных мерам уголовного наказания.

Ограничительная функция административно-правовой ответственности преследует цель создания предпосылок для ограничения вреда от возможного правонарушения (такие наказания, как лишение специального права, административный арест, административное выдворение и др.).

Правозащитная функция заключается в создании специального правового механизма, способного оградить частноправовые интересы и интересы граждан от властного произвола государственных органов.

КоАП РФ (ч.2 ст.2.3) отмечает, что с учетом конкретных обстоятельств дела, данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Статья 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Основания освобождения от административной ответственности необходимо отличать от обстоятельства, исключающего неправомерность действия (бездействия). Имеется в виду крайняя необходимость. Согласно ст.2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда, охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Существует институт ограничения административной ответственности. Эти ограничения связаны, прежде всего, с особенностями субъектов административных правонарушений, предусмотренными административным законодательством или учитываемые правоприменителями в рамках административного усмотрения. В частности КоАП исключает возмож­ность применения некоторых административных наказаний в зависимости от тех или иных особенностей субъекта административного правонарушения.

Так, возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию. Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию. Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся. Лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп.

Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут административную ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел и таможенных органов несут административную ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах. За нарушение законодательства в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут административную ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

2. Лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, в случаях, предусмотренных этими актами, несут за совершение административных правонарушений при исполнении служебных обязанностей дисциплинарную ответственность, а в остальных случаях административную ответственность на общих основаниях.

^ ТЕМА 2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ КАК ОСНОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

В Российской Федерации, как и во всяком государстве, действуют большое число различных юридически обязательных правил.

Такого рода правила имеют своей целью обеспечить правопорядок и должную государственную дисциплину в определенных сферах деятельности, которые непосредственно затрагивают интересы всех или большинства граждан, а также предприятий, учреждений и организаций. Действия и поступки граждан, которые соответствуют действующим в обществе законам и иным нормативно-правовым актам называются правомерным поведением. Правонарушение представляет собой действия, противоречащие нормам права.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст.2.1 КоАП РФ).

При этом административная ответственность за правонарушения предусмотренные КоАП и законами субъектов РФ, наступает при условии, что эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Понятие административного правонарушения характеризует собой ряд признаков:

  1. Наличие деяния в форме действия или бездействия.

  2. Противоправность.

  3. Общественная опасность.

  4. Виновность.

  5. Наказуемость.

Под действием понимается активное невыполнение определенной обязанности, неподчинение требованию правовой нормы (например, неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника уголовно-исполнительной системы, стрельба из населенного оружия в населенных пунктах и т.п.).

Бездействие предполагает пассивное невыполнение обязанности (например, невыполнение предписаний ГИБДД, невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей и т.п.).

Противоправность деяния основывается на запрещении законом или иным нормативно-правовым актом совершения конкретного действия (бездействия). Лицо, совершающее противоправное деяние, тем самым на­рушает норму действующего законодательства. Закон рассматривает противоправное деяние, совершенное субъектом административного правонарушения, в качестве проступка (административного деликта) лишь при наличии вины этого лица.

Сущность административного правонарушения определяется его общественной опасностью. Государство, закрепляя в нормах права обязательные правила поведения, предусматривает возможность применения за их нарушение государственного принуждения. Именно общественная опасность правонарушения обуславливает ответственность за его совершение. Отсутствие данного признака свидетельствует и об отсутствии правонарушения.

Любой административный проступок, посягая на установленный правопорядок, причиняет ему тот или иной вред, нарушает упорядоченность, согласованность, гармоничность управленческих отношений. При этом нежелательный результат может проявляться как в реальном вреде (мелкое хищение, безбилетный проезд), так и в создании условий для наступления вреда (нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических правил).

Административное правонарушение является не только общественно опасное, противоправное, но и виновное действие либо бездействие, т.е. деяние, представляющее собой проявление воли и разума действующего (или бездействующего лица).

При совершении административного проступка вина может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Наличие вины правонарушителя в той или иной форме является важнейшим и необходимым признаком административного проступка.

Наказуемость деяния предусматривает применение административ­ного наказания в виде санкции к виновному лицу специально уполномо­ченным на то государством органом либо должностным лицом и составля­ет ответственность за совершение административного правонарушения.

Совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков, наличие которых может повлечь административную ответственность составляют юридический состав правонарушения.

В теории административного права под составом административного правонарушения понимается единство установленных КоАП объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение.

Вместе с тем совокупность признаков административного правонарушения и юридический состав данного противоправного посягательства — явления не тождественные. С помощью признаков административного правонарушения мы получаем общую социально-психологическую и юри­дическую характеристику того или иного деяния. Юридический состав решает задачу, связанную с правовой квалификацией действия либо бездействия и привлечением нарушителя к ответственности. Его назначение — быть основанием этой ответственности, поскольку если нет основания, то нет и ответственности.

К объективным элементам состава относятся: объект посягательства, т.е. регулируемые и охраняемые административным правом общественные отношения, и объективная сторона административного проступка -это внешние признаки, характеризующие противоправные действие или бездействие, результат посягательства, причинную связь между деянием и наступившими последствиями, место, время, обстановка, способ, орудия и средства совершенного правонарушения.

К субъективным элементам состава относятся признаки, характери­зующие субъекта административного правонарушения (возраст, вменяе­мость, особенности административно-правового статуса - гражданин, должностное лицо, юридическое лицо), вина в форме умысла и неосто­рожности, мотив и цель административного правонарушения.

Таким образом, состав административного правонарушения характе­ризуют четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, урегулированные нормами административного права, охраняемые мерами государственного принуждения. К таким общественным отношениям относятся отношения, возникающие в процессе реализации политических, экономических, трудовых и иных прав и свобод человека и гражданина; отношения, охватывающие сферу государственной, частной и общественной собственности; окружающей природной среды; здравоохранения; безопасности личности, общественного порядка, а также порядка управления.

Общим объектом административного правонарушения являются об­щественные отношения, возникающие в области государственного управ­ления и регулируемые нормами административного, в ряде случаев кон­ституционного, экологического, таможенного, трудового, земельного, финансового и других отраслей права. В качестве родового объекта админи­стративного проступка выступают: личность, права и свободы граждан; общественная безопасность; собственность; государственный и общественный порядок; отношения в сфере экономики; установленный порядок управления.

Объективная сторона административного проступка (как и в ином кодифицированном законодательстве, предусматривающем санкции за правонарушение) определяется содержанием нормы права. Она представ­ляет собой описанное методами законодательной техники противоправное действие (либо бездействие) юридического лица, следствием которого явилось причинение морального, материального или физического вреда интересам граждан, корпоративных образований или государства, а также характеризует проступок как антиобщественный акт внешнего поведения нарушителя нормы права, влекущий административную ответственность.

Субъектами административного правонарушения являются как физические лица, так и коллективные образования, признаваемые в установленном законом порядке виновными в совершении конкретного проступка

Субъективная сторона административного правонарушения - психоэмоциональное отношение субъекта к совершаемому им противоправному деянию и возможным его вредным последствиям. Центральное место субъективной стороны занимает вина субъекта, которая может проявляться как в форме умысла, так и неосторожности.

Административное правонарушение признается совершенным умыш­ленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по не­осторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность на­ступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без дос­таточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвраще­ние таких последствий либо не предвидело возможности наступления та­ких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Административное правонарушение и преступления являются обще­ственно опасными деяниями. Чтобы их разграничить, нужен надежный критерий, в качестве которого выступает степень общественной опасности этих правонарушений. Естественно, степень общественной опасности ад­министративного правонарушения, как правило, значительно ниже, чем у преступления.

Для отграничения правонарушения от преступления используется та­кой показатель, как наличие или отсутствие тяжких последствий.

Нередко критерием является размер имущественного ущерба, причи­ненного правонарушителем (хищение превышающее 100 рублей - преступление, равно или менее 100 рублей - административное правонарушение (ст.7.27 КоАП РФ)).

Административное правонарушение отличается от дисциплинарного проступка тем, что последний, по общему правилу, опосредуется трудо­выми, служебными отношениями. Нередко нарушение трудовых, служеб­ных обязанностей одновременно признается административным правона­рушением. Подобные правонарушения получили в литературе название «административно-дисциплинарных правонарушений (проступков)». Их субъектами являются не граждане, а лица, на которых возложено выполнение определенных трудовых, служебных функций.

Ввиду огромного разнообразия и значительной распространенности административных проступков единого критерия их классификации не существует. В качестве его выступает комплексный критерий, объеди­няющий совокупность признаков, характеризуемых единством правового регулирования, относительной устойчивостью и повторяемостью возни­кающих при этом административных правонарушений.

Комплексный критерий классификации видов административных правонарушений включает родовой объект посягательства (например, общественный порядок, собственность. Порядок управления) и отраслевую направленность проступка, т.е. конкретную область государственного управления (например, промышленность, строительство, энергетику, сельское хозяйство, транспорт и т.д.).

На основе данного критерия все виды административных правонарушений могут быть объединены в следующие классификационные группы:

  1. Административные правонарушения, посягающие на права граждан.

  2. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.

  3. Административные правонарушения в области охраны собственности.

  4. Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.

  5. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике.

  6. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель.

  7. Административные правонарушения на транспорте.

  8. Административные правонарушения в области дорожного движения.

  9. Административные правонарушения в области связи и информации.

  10. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности.

  11. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг.

  12. Административные правонарушение в области таможенного дела (нарушения таможенных правил).

  13. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти.

  14. Административные правонарушения в области защиты Государственной границы РФ и обеспечение режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ.

  15. Административные правонарушения против порядка управления.

  16. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.

  17. Административные правонарушения в области воинского учета.

^ ТЕМА 3. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе уважения к закону и правопорядку, а также в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего администра­тивное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица (ст.3.1 Ко-АП).

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные взыскания:

  1. предупреждение;

  2. административный штраф;

  3. возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

  4. конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

  5. лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

  6. административный арест;

  7. административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

  8. дисквалификация;

  9. приостановление деятельности.

В отношении юридического лица могут применяться административные взыскания, перечисленные в пунктах 1 — 4,9 (ст.3.2 КоАП РФ).

Предупреждение, административный штраф, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных взысканий.

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, совершившему администра­тивное правонарушение, а также административное выдворение за преде­лы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без граж­данства может устанавливаться и применяться в качестве, как основного, так и дополнительного административного взыскания.

За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное административное взыскание из взысканий, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности.

Предупреждение — мера административного взыскания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Административный штраф является денежным взысканием, выра­жается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышаю­щем пяти тысяч рублей; для должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц - одного миллиона рублей, или может выражаться в величине, кратной:

  1. стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

  2. сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме неуплаченного административного штрафа;

  3. сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услу­ги) в предшествующем календарном году.

Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей.

Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимо­сти предмета административного правонарушения, а также исходя из сум­мы неуплаченных налогов, сборов или таможенных пошлин, либо суммы незаконной валютной операции, либо суммы денежных средств или стои­мости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачислен­ных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо суммы денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонару­шения либо соответствующей суммы или стоимости.

Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рын­ке которого совершено административное правонарушение, не может пре­вышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реа­лизации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное пра­вонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реа­лизации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.

Административный штраф не может применяться к сержантам, стар­шинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессиональ­ного образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонаруше­ния, является его принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расхо­дов на реализацию изъятого предмета. Возмездное изъятие назначается судьей.

Данное наказание является мерой административной ответственности имущественного характера и может применяться лишь в отношении собст­венника названных предметов.

Изъятие предметов, не принадлежащих правонарушителю, не является административным наказанием. Так, предметы незаконной охоты (напри- мер, панты оленя, мясо лося) или незаконной рыбной ловли (например, осетр, лосось, икра осетровых рыб) принадлежат государству и подлежат изъятию у правонарушителя. И эта акция выступает в качестве либо меры административного пресечения, либо административно-процессуального обеспечения, о чем составляется административный протокол; изъятые предметы в зависимости от их доброкачественности соответствующими должностными лицами сдаются в торговую сеть, предприятия обществен­ного питания либо уничтожаются1.

Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к ли­цам, для которых охота или рыболовство является основным законным ис­точником средств к существованию.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или не­посредственным объектом административного правонарушения, явля­ется принудительное безвозмездное обращение в федеральную собствен­ность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей. Конфискация охотничь­его оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыбо­ловство является основным законным источником средств к существова­нию.

Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, со­вершившего административное правонарушение, предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения:

подлежащего возвращению его законному собственнику;

изъятого из оборота либо находившегося в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причи­нам и на этом основании подлежащего обращению в собственность госу­дарства или уничтожению.

Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права ус­танавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользо­вания этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях. Лишение специаль­ного права назначается судьей.

Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет.

Лишение специального права физического лица как вид административной санкции состоит в невозможности реализации ранее предоставлен­ного ему специального права в течение определенного срока. Содержа­тельно лишение специального права выражается в государственно-властном исключении юридической возможности целевого использования лицом имущественных объектов, эксплуатация которых способна причинить существенный вред общественно значимым интересам и в силу этого допустима только в разрешительном порядке.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.

Административный арест устанавливается и назначается лишь в ис­ключительных случаях за отдельные виды административных правонару­шений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп.

Срок административного задержания включается в срок администра­тивного ареста.

Административное выдворение за пределы Российской Федера­ции иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в при­нудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Рос­сийской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде ино­странных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного взыскания устанавливается в отношении ино­странных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в слу­чае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юриди­ческим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное взыскание в виде дисквалификации назначается судьей.

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до пяти лет.

Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без обра­зования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Статья 3.2 КоАП РФ дополнилась новым видом административных наказаний - административное приостановление деятельности.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предприни­мательскую деятельность без образования юридического лица, юридиче­ских лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов ка­рантинными объектами, наступления радиационной аварии или техноген­ной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качест­ву окружающей среды либо в случае совершения административного пра­вонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмы­ванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию тер­роризма.

Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если ме­нее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить дос­тижение цели административного наказания.

Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.

Судья на основании ходатайства лица, осуществляющего предприни­мательскую деятельность без образования юридического лица, или юриди­ческого лица досрочно прекращает исполнение административного нака­зания в виде административного приостановления деятельности, если бу­дет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

В соответствии с ч. 2 ст. 29.10 КоАП РФ при назначении судьей адми­нистративного наказания в виде административного приостановления дея­тельности решается вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения данного административного наказания и состоящих в запрете деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участ­ков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Административное наказание за совершение административного пра­вонарушения налагается в пределах, установленных законом, предусмат­ривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом.

При наложении административного наказания на физическое лицо учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.

При наложении административного наказания на юридическое лицо учитываются характер совершенного им административного правонару­шения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.

Наложение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было наложено указанное наказание.

При наличии обстоятельств, смягчающих ответственность за админи­стративное правонарушение, с учетом данных о виновном лице, а также его имущественного или финансового положения допускается наложение административного наказания ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе не применять дополнительный вид административного наказания, предусмотренный в качестве обязательного.

Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание налагается за каждое совершенное административное правонарушение.

Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, взыскание налагается в пределах только одной санкции.

Лицо, на которое наложено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о наложении административного наказания.

Судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одно­временно с наложением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба.

Споры о возмещения имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства.

По делу об административном правонарушении, рассматриваемому иными уполномоченными органом или должностным лицом, спор о возмещении имущественного ущерба разрешается судом в порядке гражданского судопроизводства.

Споры о возмещении морального вреда, причиненного администра­тивным правонарушением, рассматриваются судом в порядке гражданско­го судопроизводства.

^ ТЕМА 4. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВ­НЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Производство по делам об административным правонарушениях:

- регламентированная административно-правовыми (административно-процессуальными) нормами деятельность государственных органов, на­правленная на решение дел об административных правонарушениях, при­менение мер административного наказания.

Задачами производства по делам об административных правонаруше­ниях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяс­нение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с зако­ном, обеспечение исполнении вынесенного постановления, а также выяв­ление причин и условий, способствовавших совершению административ­ных правонарушений.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, учитывая изменения, происходящие в обществе, усиливая гарантии прав и свобод граждан содержит ряд принципиально новых положений, которые следует отметить.

Принципиальное значение имеет закрепление в Кодексе (ст.24.5) об­стоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении. В целях обеспечения законности и охраны прав лично­сти законодатель определил обстоятельства, при наличии хотя бы одного из которых производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  1. отсутствие события административного правонарушения;

  2. отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

  3. действия лица в состоянии крайней необходимости;

  4. издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

  5. отмена закона, установившего административную ответственность;

  6. истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

  7. наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо поста­новления о возбуждении уголовного дела;

  8. смерть физического лица, в отношении которого ведется производ­ство по делу об административном правонарушении.

Возбуждение дела об административном правонарушении является первоначальной стадией производства по делу, имеющей решающее зна­чение в определении события административного правонарушения, фикса­ции обстоятельств, относящихся к этому событию, определения подведом­ственности (подсудности) рассмотрения дела.

Рассматриваемая стадия создает условия для объективного и быстрого рассмотрения дела, применения к нарушителю предусмотренных законом мер воздействия.

Поводами к возбуждению дела об административном правонару­шении являются:

  1. непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

  2. поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

  3. сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.13, 14.21, 14.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, обозначенных выше, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Новым является указание на момент, с наступлением которого дело об административном правонарушении считается возбужденным.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

  1. составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмот­ренных статьей 27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях;

  2. составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

  3. вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях;

  4. оформления предупреждения или с момента наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если в соответствии с частью 1 статьи 28.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении не составляется.

В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 28,1 Кодекса РФ об административных право­нарушениях, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении составляется немед­ленно после выявления совершения административного правонарушения.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонару­шении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонару­шения.

Вторая стадия производства по делу об административном правона­рушении - рассмотрение дела и принятие постановления - ныне полу­чила последовательное правовое закрепление в главе 29. В ней определен порядок подготовки дела к рассмотрению и перечислены вопросы, тре­бующие предварительного выяснения, и разрешается дело. Причем впер­вые предусматривается в определенных случаях возможность продления установленного 15-дневного срока рассмотрения дела ещё на один месяц (ст.29.6).

Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахо­ждения органа, проводившего административное расследование Дело об административном правонарушении, влекущем лишение пра­ва управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства.

По результатам рассмотрения дела об административном правонару­шении может быть вынесено постановление:

  1. о назначении административного наказания;

  2. о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Постановление по делу об административном правонарушении объяв­ляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносит в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Право обжалования постановления по делу об административном правонарушении всегда рассматривалось как одна из важных гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Обжаловано, может быть, любое постановление по делу об административном правонарушении, а также определение об отказе в возбуждении дела об административном правона­рушении независимо от того, каким органом или должностным лицом они вынесены.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого вынесено данное постановление, потерпевшим, законным представителем этих физических лиц, законным представителем юридического лица, в отношении которого вынесено постановление или являющимся потерпевшим, а также защитником и представителем этих лиц.

Порядок подачи жалобы и её рассмотрения рассматривается в ст.ст. 30.1-ЗО.ПКоАПРФ.

^ ТЕМА 5. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

В ОТДЕЛЬНЫХ СФЕРАХ

1. Административные правонарушения, посягающие на права граждан.

Характерная особенность многих норм Особенной части КоАП РФ является их направленность на обеспечение и защиту прав граждан, законных интересов юридических лиц в различных сферах экономической, социальной и политической жизни российского общества. Знаменательно, что в первой по порядку расположения главе Особенной части - в главе 5 Кодекса «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» содержатся нормы, устанавливающие санкции за административные право­нарушения, посягающие на права граждан. Речь идет, прежде всего, об избирательных правах, праве на участие в референдумах. Эти вопросы разре­шаются в 25 статьях данной главы (ст.5.1- 5.25). Объектом проступков, по­сягающих на избирательные права граждан, являются пассивные и актив­ные избирательные пава физических лиц. Объединяющими признаками этих правонарушений являются субъективная сторона - наличие вины, как правило, в форме прямого умысла, а также виды назначаемых администра­тивных наказаний. Субъектами административных правонарушений, предусматривающих санкции за вышеобозначенные составы выступают как граждане, так и должностные и юридические лица.

Предусмотрена административная ответственность должностных лиц за воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством. Таким образом, гарантируется соответствующее консти­туционное право каждого гражданина РФ. Статья 5.26 предусматривает от­ветственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

Ряд статей предусматривают административную ответственности рабо­тодателей и иных должностных лиц за нарушение трудового законодатель­ства, за сокрытие страховых случаев и т.п. Ныне эти нормы особенно акту­альны в связи с принятием нового Трудового кодекса РФ.

Мерами административной ответственности защищены права несовер­шеннолетних граждан (ст. 5.35-5.37), права инвалидов (ст. 5.43, 5.44).

^ 2. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.

Глава 6 КоАП РФ «Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность» содержит составы правонарушений, пося­гающих на здоровье граждан, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. Предусмотрена, в частности, административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых и общественных помещений, транспорта, к питьевой воде, к организации питания населения, к условиям обучения и воспитания.

Установлена административная ответственность за незаконное приобретение либо хранение наркотических средств или психотропных веществ и их потребление без назначения врача. Но при этом оговорено, что лицо, добровольно сдавшее наркотическое средство или психотропное вещество, добровольно обратившееся для лечения в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение, освобождается от административной ответ­ственности (ст. 6.8,6.9).

Под страхом административной ответственности запрещается пропа­ганда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Субъективная сторона характеризуется умышленной или неосторожной формой вины.

Субъектами правонарушений, предусмотренных главой 6 являются фи­зические лица, достигшие 16 летнего возраста, а также должностные и юри­дические лица.

Санкции, налагаемые за данные правонарушения предусматривают, как правило, административный штраф, за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (ст.6.9) и получение дохо­да от занятие проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией (ст. 6.12) может быть назначен административный арест.

^ 3. Административные правонарушения в области охраны собственности

За указанными выше главами, целью которых является охрана личных прав граждан, следует глава 7 Кодекса, в которой предусматривается административная ответственность за нарушения в области охраны всех видов собственности (всего 28 составов). Речь идет как о частной, так и о государ­ственной собственности на землю, о праве пользования недрами, водными объектами, лесным фондом, о праве пользования животным миром.

Предусмотрена административная ответственность за нарушение пра­вил пользования жилыми помещениями, правил их содержания и ремонта, за нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами.

Установлена административная ответственность за уничтожение или повреждение чужого имущества (ст. 7.17), за мелкое хищение чужого имущества (ст. 7.27). Отдельные статьи главы 7 КоАП РФ устанавливают адми­нистративную ответственность в сфере охраны интеллектуальной собствен­ности (ст. 7.12 и 7.20), сохранения, использования и охраны памятников ис­тории и культуры федерального значения.

Правонарушения совершаются умышленно, отдельные по неосторож­ности.

Санкции предусматривают административный штраф.

Субъект - общий.

^ 4. Административные правонарушения на транспорте

КоАП РФ регламентирует административную ответственность за правона­рушения на железнодорожном, морском, водном и воздушном транспорте, глава 12 «Административные правонарушения в области дорожного движения» - в области дорожного движения. Содержание главы 12 вызвало большие споры при ее обсуждении в Государственной Думе, поскольку нормы этой главы затрагивают интересы миллионов профессиональных во­дителей автомобильного транспорта и автолюбителей. В результате дли­тельных дискуссий к ряду статей были даны примечания, суть которых сво­дится к определенным ограничениям административного усмотрения долж­ностных лиц и регулирования конкретных правил на региональном уровне. В примечаниях к ст. 12.1, 12.9 и в тексте ст. 12.36 содержатся частично дуб-.шрующие друг друга нормы, запрещающие повторно проводить техниче­ский осмотр транспортного средства, если он уже был проведен в установ­ленном порядке, применение блокирующих устройств, эвакуацию транс­портного средства, удержание его на стоянке, снятие номерных знаков, применение иных принудительных мер, если они не предусмотрены феде­ральным законом. Отметим в этой связи, что в главе 27 данного Кодекса в качестве мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях предусмотрены отстранение от управления транспортным средством (ст. 27.12), задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации (ст. 27.13), арест транспортных средств (ст. 27.14).

^ 5. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. В современный период развития российского общества большая роль отводится негосударственной предпринимательской деятельности, привлечению иностранных инвестиций в российский рынок продукции и услуг, что будет способствовать экономическому развитию страны, созданию новых рабочих мест, росту благосостояния населения. Государство определило соответствующие правила ведения предпринимательской деятельности и обеспечивает их соблюдение, чтобы не допус­тить неблагоприятных последствий от результатов предпринимательской деятельности, которые могут причинить вред как здоровью населения, их правам и свободам, так и экологии и государству в целом.

В статьях 14.1—14.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности. Раскрывая общую характеристику таких правонарушений, рассмотрим ряд терминов и понятий, используемых в данных статьях. Так предпринимательской деятельностью считается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнение работ или оказание услуг, лиц, зарегистрированных в этом качестве в установленном законом порядке.

Регистрация всех субъектов предпринимательской деятельности является обязательной и осуществляется путем внесения специальными регистрирующими органами соответствующей информации о субъекте предпри­нимательской деятельности в государственный реестр.

Субъектами предпринимательской деятельности могут быть дееспособные (достигшие возраста совершеннолетия, вменяемые; граждане России, граждане иностранных государств (стран СНГ и других) и лица без гражданства в пределах, установленных законом. Выше перечисленные субъекты могут заниматься предпринимательской деятельностью как инди­видуально (с образованием юридического лица или без образования юриди­ческого лица), так и совместно (образуя юридическое лицо), объединяясь в различных организационно-правовых формах в установленном законом порядке.

Общим объектом правонарушений в области предпринимательской деятельности являются общественные отношения, складывающиеся в процессе ее осуществления.

Объективная сторона рассматриваемых правонарушений может быть выражена в форме действий или бездействия, подробно определенных в статьях главы 14 КоАП РФ.

Субъектами ответственности по данным правонарушениям могут быть физические лица, должностные лица и юридические лица.

С субъективной стороны рассматриваемые правонарушения характеризуются совершением виновными лицами деяний в форме умысла или неосторожности.

Дела об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности, предусмотренные главой 14 Ко АЛ РФ, рассматривают различные государственные органы, В основном органы госу­дарственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей в лице главного государственного инспектора Российской Федерации по торговле, его заместителей, начальников территориальных управлений указанной инспекции и его заместителей. Кроме того, некоторые дела об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности могут рассматривать налоговые органы, федеральные органы налоговой полиции, органы валютного и экспортного контроля, органы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, федеральные антимонопольные органы и их территориальные подразделения, органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, органы, осуществляющие контроль за соблюдением порядка це­нообразования. Большую часть дел могут рассматривать суды, в том числе арбитражные, и мировые судьи.

Должностные лица органов внутренних дел в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях по статьям 14.1-14.5,14.7, 14.10-14.18.

Большинство правонарушений в области предпринимательской дея­тельности выявляются и пресекаются государственными органами в про­цессе осуществления контроля (надзора), то есть — при проведении про­верки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринима­телем деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

^ 6. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную нравственность.

Общественный порядок в специальном смысле представляет собой систему отношений, которые складываются в общественных местах между людьми. Эти отношения регу­лируются нормами права, обычаями и нормами нравственности. Общест­венное место (улица, парк, сад, вокзал и т.п.) связано с нахождением в нем людей или предназначено для их пребывания. Общественный порядок призван обеспечивать свободу и неприкосновенность личности, охрану чести, достоинства человека, общественного спокойствия, поддерживать нормаль­ные условия для труда и отдыха граждан, для нормальной деятельности го­сударственных органов и общественных объединений, предприятий, учреж­дений, организаций.

Правовую основу общественного порядка составляют Конституция России, законы, а также иные нормативные акты органов государственной власти, регулирующие общественные отношения в сфере общественного порядка.

Общественный порядок тесно связан с общественной безопасностью. Последняя представляет систему общественных отношений, урегулирован­ных правом, которая связана с предотвращением и устранением угрозы для жизни и здоровья людей и их имущества, безопасным владением и пользо­ванием предметами, представляющими повышенную опасность для окру­жающих (автотранспорт, оружие, взрывчатые материалы и другие предметы и вещества, подпадающие под лицензионно-разрешительную систему, изъя­тые из свободного гражданского оборота).

Правовую основу общественной безопасности составляют Конституция Российской Федерации, специальные законы: «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об оружии», «О чрезвычайном положении», иные законы, а также нормативные правовые акты органов го­сударственной власти. Общественный порядок и общественная безопас­ность охраняются органами государственной власти, общественными объе­динениями и гражданами.

Особая роль в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности принадлежит органам внутренних дел. Это обязывает сотрудников этих органов совершенствовать свою правоприменительную и административно-юрисдикционную деятельность.

Общим родовым объектом рассматриваемых правонарушений являют­ся общественные отношения в сфере общественного порядка и обществен­ной безопасности, которые регулируются законами и иными нормативными правовыми актами. Эти отношения связаны с охраной общественного по­рядка и обеспечением безопасности личности, общества и государства.

Правонарушения, предусмотренные главой 20 Кодекса, с учетом харак­тера непосредственного объекта и других особенностей, могут быть сгруп­пированы следующим образом.

Правонарушения, посягающие на общественный порядок:

мелкое хулиганство (ст. 20.1); нарушение установленного порядка ор­ганизации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст. 20.2); демонстрирование фашистской атрибутики или символики (ст. 20.3); блокирование транспортных коммуникаций (ст. 20.18); распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.20); появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21); появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно рас­питие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.22).

Правонарушения, посягающие на общественную безопасность:

нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4); нарушение требований режима чрезвычайного положения (ст. 20.5); невыполнение тре­бований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ст. 20.6); нарушение правил гражданской обороны (ст. 20.7); на­рушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспониро­вания, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к не­му (ст. 20.8);

установка на гражданском или служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы или прицела (прицельного комплекса) ночного виде­ния (ст. 20.9); незаконное изготовление, продажа или передача пневматиче­ского оружия (ст. 20,10); нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет (ст. 20.11); пересылка оружия, нарушение правил перевозки, транспортирования или использования ору­дия и патронов к нему (ст. 20.12); стрельба из оружия в не отведенных для этого местах (ст. 20.13); нарушение правил сертификации оружия и патронов к нему (ст. 20.14); продажа механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковыми устройствами либо искровыми разрядника­ми без соответствующей лицензии (ст. 20.15); незаконная частная детектив­ная или охранная деятельность (ст. 20.16); нарушение пропускного режима охраняемого объекта (ст. 20.17); нарушение особого режима в закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО) (ст. 20.19); нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (ст. 20.23); незаконное использование специальных техниче­ских средств, предназначенных для негласного получения информации, в частной детективной или охранной деятельности (ст. 20.24); невыполнение >; зоне проведения контртеррористической операции законного распоряже­ния лица, проводящего указанную операцию (ст. 20.27).

Всего глава 20 Кодекса содержит 27 составов.

С объективной стороны указанные правонарушения заключаются в противоправных действиях и в бездействии, в нарушении или несоблюде­нии правил и требований, которые содержатся в правовых нормах, регули­рующих отношения в сфере общественного порядка и общественной безо­пасности, в нарушении норм, направленных на обеспечение охраны и безо­пасности граждан, общества и государства от противоправных посягательств.

Субъектом правонарушения в рассматриваемых сферах могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

Субъективная сторона может выражаться как в форме прямого умысла, так и неосторожности. Дела об административных правонарушениях, содержащихся в главе 20, рассматривают:

судьи (ст. 20.2, 20.3, статьи 20.5-20.7, 20.9, 20.15, 20.18, 20.19, 20.23, "0.24 (в отношении частных детективов (охранников), 20.25-20.27;

органы, осуществляющие государственный пожарный надзор (ст. 20.4);

органы внутренних дел (20.1, 20.8, 20.10-20.14, 20.16, 20.17, 20.20, часть 1 ст. 20.21, часть 1 ст. 20.23, 20.24 (в отношении руководителей частных детективных и охранных организаций (объединений, ассоциаций), 1 ;служб безопасности в организациях);

комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 20.22).

Правонарушителям могут быть назначены следующие административные наказания: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; административный арест.


Скачать файл (192 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации