Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Международное право - файл 1.doc


Лекции - Международное право
скачать (490.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc491kb.20.11.2011 02:39скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5   6
Лекции – Международное право
Содержание
Тема 1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

  1. Возникновение и основные этапы развития международного права

  2. Международное право: понятие и сущность, особенности и функции

  3. Соотношение международного и внутригосударственного права: доктрины, механизмы воздействия

  4. Система международного права. Институты и отрасли международного права

Тема 2. ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

  1. Нормы международного права, их особенности и виды. Нормотворчество в международном праве...,

  2. Источники международного права, их общая характеристика и соотношение

  3. Решения международных организаций, их особенности, виды, юридическая сила

Тема 3. ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

  1. Понятие и классификация принципов международного права

  2. Содержание основных принципов международного права

Тема 4. СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

  1. Субъекты международного права: понятие, виды, содержание и особенности международной правосубъектности

  1. Государства как основные субъекты международного права, Государственный суверенитет в международном праве ... 7

  2. Признание, его виды и юридические последствия. Правопреемство в международном праве

Тема 5. МИРНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ

  1. Международно-правовые средства разрешения международных споров

  2. Судебное разрешение международных споров. Разрешение споров в рамках международных организаций

Тема 6. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ

  1. Международный договор: понятие, виды. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г

  2. Стадии заключения международных договоров. Ратификация. Вступление в силу. Регистрация

  3. Форма и структура международных договоров. Оговорки

  4. Недействительность, прекращение и приостановление действия международных договоров. Денонсация

Тема 7. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ИХ ЗАЩИТА

  1. Понятие прав и свобод человека и их классификация

  2. Всеобщая декларация прав человека 1948 г.: содержание и оценка

  3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека 1966 г.

Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 г

  1. Конвенции о запрещении геноцида 1948 г. и апартеида 1973 г. Конвенция о запрещении пыток 1984 г

  2. Международные стандарты прав человека. Международные процедуры и механизмы защиты прав человека

Тема 8. ПРАВО ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ

  1. Право внешних сношений: понятие, источники, институты, субъекты

  2. Внутренние и зарубежные органы внешних сношений государств

  3. Дипломатические представительства. Дипломатические привилегии и иммунитеты. Дипломатический корпус

  4. Консульские учреждения: понятие, виды, состав. Классы консулов. Иммунитеты и привилегии

Тема 9. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

  1. Понятие, классификация, правовая природа и структура международных организаций

  2. Организация Объединенных Наций: история создания, цели и принципы. Структура и содержание Устава ООН 17

  3. Генеральная Ассамблея ООН. Совет Безопасности ООН. Экономический и социальный совет ООН

  4. Краткая характеристика организации Североатлантического договора (НАТО)

и Организации американских государств (ОАГ) как региональных международных организаций по Уставу ООН ... .17

  1. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе: становление и развитие, источники, органы

Тема 10. ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

  1. Право международной безопасности: понятие, системы, цели

  2. Коллективная безопасность (универсальная и региональная)

  3. Разоружение, сокращение вооруженных сил и вооружений

  4. Международное право и ограничение ядерных вооружений. Конвенции

  5. Конвенции о запрещении бактериологического и химического оружия


Тема 11. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

  1. Международное экономическое право: понятие и субъекты, цели и принципы

  2. Международные организации, действующие в сфере экономических отношений

Тема 12. ТЕРРИТОРИЯ И ДРУГИЕ ПРОСТРАНСТВА

  1. Территория в международном праве: понятие, объекты регулирования, виды территорий

  2. Государственная территория: понятие и виды *

  3. Государственные границы: определение, виды, порядок установления, изменения и охраны

  4. Международные реки. Конвенция о режиме судоходства на Дунае от 18 августа 1948 г

Тема 13. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС АРКТИКИ И АНТАРКТИКИ

  1. Юридический статус и правовой режим Арктики. «Секторная теория»

  2. Международно-правовой статус Антарктики и режим использования ее пространств и ресурсов.

«Система Договора об Антарктике»

Тема 14. МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО

  1. Международное морское право. Понятие, принципы, источники

  2. Внутренние морские воды. Территориальное море. Открытое море

  3. Континентальный шельф. Исключительная экономическая зона

  4. Правовой режим Международного района морского дна

  5. Международные проливы: понятие, право транзитного прохода

Тема 15. МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО

  1. Международное воздушное право. Понятие, принципы, источники

  2. Виды воздушного пространства и их правовой режим. Концепция «открытого неба»

Тема 16. МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО

  1. Международное космическое право. Понятие, принципы и источники

  2. Международно-правовой режим космического пространства, Луны, космических объектов

Тема 17. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

  1. Международное экологическое право. Понятие, специальные принципы

  2. Международно-правовая охрана воздушной среды, климата, озонового слоя. Конвенции

  3. Международно-правовая защита животного и растительного мира

  4. Международно-правовая охрана Мирового океана. Конвенции

Тема 18. МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО

  1. Понятие, становление, принципы и источники международного уголовного права

  2. Международные преступления: субъекты, объекты. Понятие и виды международных преступлений

  3. Виды и формы сотрудничества государств в борьбе с уголовными преступлениями международного характера

Тема 19. ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

  1. Международное право в период вооруженных конфликтов: понятие, принципы, источники.

«Право Женевы» и «право Гааги»

  1. Начало войны и его правовые последствия. Театр войны. Нейтралитет в войне

  2. Запрещенные средства и методы ведения войны

  3. Понятие жертв войны. Комбатанты и некомбатанты. Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г

  4. Международно-правовые последствия окончания войны

Тема 20. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

  1. Понятие и основания международно-правовой ответственности субъектов международного права

  2. Виды и формы международной ответственности



Тема 1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

1. Возникновение и основные этапы развития международного права

Возникновение международного права (МП) связано с появлением государств. Периодизацию развития МП

можно представить в виде четырех периодов:

^ 1. Предыстория МП. Древние века. Субъектами международных (далее - межд.) отношений были не государства, а их властители. Широкое распространение получили договоры. Они служили осуществлению не только внешних, но и внутренних функций. Средние века(VI-XVI вв.). В силу исторических условий главным регионом, где была подготовлена почва для создания МП, оказалась Европа. В период Средневековья накопились значительные традиции в сфере дипломатических отношений, переговорной практики, межд. торговли (особенно морской), ведения и прекращения войны и т. д., что подготовило в конечном счете возникновение МП как такового.

^ 2. Классическое МП. В Средние века возникает наука МП. Ее основоположником принято считать Гуго Гроция. В 1625 г. он издал труд «О праве войны и мира», охвативший все основные вопросы МП. Большой шаг вперед в развитии МП был сделан Великой французской революцией. Основами внешней политики Франции были провозглашены «всеобщий мир и принципы справедливости», отказ от всякой войны с целью завоевания. МП стало необходимым регулятором значительного объема межд. отношений. Наметились сдвиги и в национальном праве, которое, например, закрепило привилегии ино­странных дипломатов, установило правовой режим ино­странцев.

^ 3. Переход от классического к современному МП (1919-1946 гг.). В 1919 г. державы-победительницы решили создать Лигу Наций и приняли ее уставный документ - Статут. Была учреждена первая всеобщая политическая организация, "призванная обеспечить мир и сотрудничество между государствами.

На англо-советско-американской конференции 1943 г. в Москве было принято решение о необходимости уч­реждения всеобщей межд. организации, основанной на принципе суверенного равенства. В июне 1945 г. Конференция Организации Объединенных Наций (ООН) в Сан-Франциско приняла Устав ООН, который положил начало современному МП.

^ 4. Современное МП. Фундамент современного МП права был заложен Уставом ООН. В политическом плане положения Устава отражали новое мышление. В основу МП был положен принцип сотрудничества. Он предписывал отказ от доминировавшей на протяжении веков концепции господства силы и замену ее концепцией господства права. Одной из самых типичных черт современного МП является утверждение в нем прав человека. Из совокупности норм МП превратилось в систему на базе единых целей и принципов.


^ 2. Международное право: понятие и сущность, особенности и функции

МП - это особая правовая система, регулирующая межд. отношения его субъектов посредством юри­дических норм, создаваемых путем фиксированного (договор) или молчаливо выраженного (обычай) со­глашения между ними и обеспечиваемых принужде­нием, формы, характер и пределы которого опреде­ляются в межгосударственных соглашениях.

Сущность любой отрасли права определяется ее предметом и методом. Предметом МП являются взаимо­отношения между государствами и другими субъектами МП. Особенностью метода МП является возможность применения принудительных мер для обеспечения со­блюдения правовых норм на основе действующих межд.-правовых норм и в рамках соответствующих межд. договоров.

Особенности МП можно проследить при его сравне­нии с внутригосударственным правом:

по способу образования норм. Нормы внутригосу­дарственного права создаются национальными органа­ми государств. Нормы же МП создаются самими его субъектами, и прежде всего государствами, путем согла­шения, сущностью которого является согласование воли государств или других субъектов МП;

по субъектам. Субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, орга­ны государства, субъектами МП - суверенные государ­ства, борющиеся за создание самостоятельного госу­дарства, нации и народы, межд. организации и некото­рые государственные образования, например Ватикан;

по предмету регулирования. Внутригосударствен­ное право призвано регламентировать отношения между субъектами национального права отдельных государств. Предметом регулирования МП являются межгосударственные отношения в широком смыс­ле слова;

по источникам права. Нормы межд. и внутригосудар­ственного права существуют в различных юридических формах. Внутригосударственные нормы сформулирова­ны в виде законов, постановлений, указов и т. п., межд.-правовые - в виде межд. договоров, обычаев, ре­шений межд. организаций, актов межд. конференций и совещаний;

по способу реализации норм. Нормы национального права обеспечиваются принудительной силой государст­ва. Обеспечение исполнения межд.-правовых норм, в силу того что в межд. отношениях отсутствует образова­ние, стоящее над межд.-правовыми субъектами, произ­водится самими субъектами МП (индивидуально или коллективно).

^ Функции МП.

• Координирующая - с ее помощью субъекты МП уста­навливают стандарты поведения между собой.

• Регулятивная - нормы МП призваны регулировать правоотношения, а не препятствовать им и не ослож­нять их.

• Обеспечительная - МП содержит нормы об ответст­венности, побуждающие субъектов МП следовать общепринятым нормам МП.

• Охранительная - существуют механизмы, защищаю­щие законные права и интересы субъектов МП.


^ 3. Соотношение международного и внутригосударственного права: доктрины, механизмы воздействия

Межд. и внутригосударственное право - это самостоя­тельные, хотя и взаимосвязанные правовые системы, и они находятся в постоянном взаимодействии, осуществ­ляя взаимное влияние друг на друга.

Существуют различные теории относительно соотно­шения межд. и внутригосударственного права. Среди них можно выделить дуалистическую и монистическую. Дуалистическая теория основывается на разграниче­нии межд. и национального права и их неподчинении друг другу. Монистические концепции в противовес дуалистической исходят из соединения межд. и внутри­государственного права в одну правовую систему и лишь в зависимости от того, какая часть преобладает -внутригосударственное право или межд., - различают примат внутреннего права государства или межд. Не­эффективность данной теории привела к отходу от нее и появлению нового течения - «умеренного монизма», который воздерживается от радикальных утверждений о примате МП.

^ Механизмы воздействия.

Влияние внутригосударственного права на форми­рование и осуществление норм МП.

Наиболее типичной формой влияния выступает воз­действие сложившихся во внутригосударственной сфере принципов и норм на МП в рамках нормообразования по­следнего.

Изменение, углубление и развитие содержания, рас­ширение сферы действия и повышение эффективности существующих межд.-правовых норм под воздействием национального права.

Устранение из МП под воздействием внутригосударст­венного права политических и правовых средств отжив­ших институтов, принципов и норм.

Рецепция и активное использование в МП основных право­вых формул, пришедших из внутригосударственного права.

^ Влияние МП на формирование и развитие внутри­государственного права.

Трансформация - пересказ своими словами норм МП во внутреннем законодательстве. Существуют три сис­темы трансформации:

прямая: согласно которой заключенный государством и вступивший в силу договор непосредственно обретает силу закона;

опосредствованная: правила договора обретают силу норм внутреннего права лишь в результате издания за­конодательным органом специального акта;

смешанная: сочетает элементы первых двух систем и является наиболее распространенной.

В случае если формулировки закона совпадают по тек­сту с положениями договора, принято говорить об ин­корпорации.

Во многих законах говорится, что те или иные его по­ложения будут применяться в соответствии с опреде­ленным договором, в таких случаях речь идет об отсыл­ке к межд. договорам.

Рецепция, или заимствование, бывает: прямая - пол­ное заимствование тех или иных норм МП, косвенная ссылка на ту или иную конвенцию как на часть внутрен­него законодательства.


^ 4. Система международного права. Институты и отрасли международного права

Система права - совокупность принципов, норм, ин­ститутов отрасли права. Система МП представляет со­бой комплекс юридических норм, характеризующийся принципиальным единством и одновременно упорядо­ченным подразделением на относительно самостоя­тельные части (отрасли, подотрасли, институты). Мате­риальным системообразующим фактором для МП слу­жит система межд. отношений, которую оно призвано об­служивать. Основными юридическими и морально-поли­тическими системообразующими факторами выступают цели и принципы МП.

Система МП - это не только сложное, но и сравнитель­но новое явление, находящееся в процессе становле­ния, которое еще мало изучено. Общепризнанной систе­мы МП не существует.

Системе МП присуща характерная для нее структура. Под структурой понимаются внутренняя организация системы, расположение и соединение ее элементов, ха­рактер их взаимосвязи.

Ядро системы образует общее МП, обязательное для всех государств. Кроме того, существуют региональные межд.-правовые комплексы, регулирующие отношения между группами государств.

Институт МП - это совокупность межд.-правовых норм, касающихся отношений субъектов МП по какому-либо определенному объекту правового регули­рования или устанавливающих межд.-правовой статус или режим использования какого-либо района, сферы, пространства или иного объекта (например, институт дипломатических иммунитетов, институт мирного прохода судов через территориальное море).

Межд.-правовые институты объединяются в отрасли МП - это совокупность обычно-правовых кодифицирован­ных в межд. договорах межд.-правовых норм, регулирую­щих отношения субъектов МП в какой-либо одной широ­кой области межд. сотрудничества (право межд. догово­ров, межд. морское, воздушное, космическое право и др.).

Для МП характерны процессы дифференциации и ин­теграции одновременно. Возникают все новые области сотрудничества и соответственно новые отрасли МП, т. е. перечень институтов и отраслей МП не является ис­черпывающим, они находятся в постоянном развитии и взаимодействии. Некоторые институты и отрасли МП возникли сотни лет назад, такие как право межд. догово­ров, МП в период вооруженных конфликтов, другие воз­никли относительно недавно, в начале или середине XX в., например межд. экологическое право, институт за­прещения оружия массового поражения и др.

Конструирование и конкретное содержание отраслей и институтов МП может осуществляться в различных пра­вовых системах по-разному, разбираться на подотрасли в соответствии с какими-либо критериями.

Существование системы МП объективно обусловлено, поскольку лишь в качестве достаточно организованной системы современное МП в состоянии выполнять свои функции.

Систему МП нельзя отождествлять с системой науки МП ввиду различия научных школ и направлений. Систе­ма МП носит объективный характер, система науки МП - субъективный.


Тема 2. ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

^ 5. Нормы международного права, их особенности и виды. Нормотворчество в международном праве

Норма МП - это юридически обязательное правило по­ведения общего характера, созданное субъектами совре­менного международного права. Процесс создания норм МП отличается от процесса создания внутригосударствен­ных норм. В межд. правообразовании не существует зако­нодательных органов, которые бы занимались правотвор­чеством. Субъекты МП самостоятельно устанавливают те или иные правовые нормы в качестве межд.-правовых. Формообразование в МП носит согласительный харак­тер. Соглашение субъектов МП может быть явно выраже­но или молчаливо. В первом случае мы имеем дело с дого­ворными нормами, во втором - с обычными нормами.

Нормы МП классифицируются по различным основаниям.

^ 1. По своей юридической силе: императивные (jus cogens) - устанавливают четкие,

конкретные пределы поведения. Субъекты МП не могут по своему усмотрению их изменять. Они могут изменять-• ся принятием новой нормы jus cogens;

диспозитивные - нормы, от которых государства могут отступать по взаимному соглашению, если отступление не наносит ущерба правам и законным интересам других го­сударств.

^ 2. По сфере действия:

универсальные нормы регламентируют отношения с участием всех или подавляющего большинства госу­дарств мира. Таковы, например, положения Устава ООН, Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.;

региональные нормы регламентируют отношения с уча­стием государств, принадлежащих к одному географическому

региону. Примером таких норм является Договор о Европей­ском союзе 1992 г. Региональные нормы исторически пред­шествовали универсальным. Последние создавались на базе первых, используя их опыт. Этот процесс продолжается и поныне. Вместе с тем универсальное МП содействует про­грессу региональных систем, передавая им опыт как более развитых региональных систем, так и универсальной системы;

локальные нормы регулируют взаимоотношения двух или нескольких субъектов МП.

^ 3. По характеру воздействия: запрещающие; разрешающие; управомочивающие.

4. По функциям в системе: материальные;

процессуальные: к таким нормам относятся те, которые регулируют процессы создания и осуществления МП.

^ 5. По источнику: обычные; договорные;

нормы решений межд. организаций.

Существуют также нормы отсылочные, обязываю­щие руководствоваться правилами, содержащимися в других нормах, актах. Выделяют организационные нор­мы, которые имеют несколько разновидностей. Их зада­ча состоит в регулировании деятельности межд. органов и организаций. НТР обусловила бурное развитие техни­ческих связей. Потребность в их регулировании вызвала распространение технических норм. К ним относятся нормы МП, придающие юридическую силу требованиям, вытекающим из законов природы, науки и техники.


^ 6. Источники международного права, их общая характеристика и соотношение

Источники МП понимаются в двух значениях: в мате­риальном (материальные условия жизни общества) и формальном (форма, в которой находят свое выраже­ние нормы права). Источники МП представляют собой признанные государствами формы воплощения резуль­татов согласования государственной воли, формы фик­сации межд.-правовых норм. Все источники МП разделя­ются на две основные группы: основные и вспомога­тельные средства создания межд.-правовых норм.

К основным относятся:

1) межд. договоры, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами. Межд. договоры бывают:

общие, в которых могут участвовать все государства и которые содержат нормы, обязательные для всего межд. сообщества;

специальные договоры с ограниченным числом участ­ников;

2) межд. обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы. Межд. обычай - такое правило поведения субъектов МП, которое появилось в результате повторяющихся однородных действий и признано в качестве правовой нормы. В настоящее время фактор времени уже не играет важной роли. Началу обычая может положить решение межд. органа. С возникновения обычая процесс формирования его как правовой нормы переходит в стадию признания его государством в качестве таковой. Договорные нормы активно признаются государством путем подписания,

обычные же нормы документально не подтверждены и поэтому для установления обычая как правовой нормы прибегают к вспомогательным средствам.

Между договором и обычаем существует тесное взаи­модействие. Обычная норма может превратиться в дого­ворную путем закрепления ее в межд. договоре. Дого­ворная норма может стать обычной для не участвующих в договоре государств, если она получит всеобщее при­знание и в силу этого станет общепризнанной нормой обычного права; поэтому между этими источниками МП не может быть какой-то жесткой границы.

^ К межд. правотворчеству в качестве вспомога­тельного источника привлекается внутригосударствен­ное право. Особая роль принадлежит односторонним ак­там государства (заявлениям, нотам, выступлениям и т. д.), которые, не являясь источником МП (не создают норм), тем не менее могут порождать для государства юридические обязательства.

^ Судебные решения в качестве самостоятельного источника МП признаются в англоязычных государст­вах. Однако как вспомогательный источник права реше­ния Межд. суда ООН имеют большое значение, прежде всего по причине вышеупомянутой конкретизации обыч­ных норм.

^ Особое место в межд.-правовой системе принад­лежит доктринам МП. Большое значение при этом име­ет коллективное мнение юристов разных стран, которое находит выражение в документах таких организаций, как Ассоциация МП, Институт МП и т. д. Тем не менее док­трина согласно российской теории права - только вспо­могательное средство для определения норм.


^ 7. Решения международных организаций, их особенности, виды, юридическая сила

Решение межд. организации - это волеизъявление государств-членов в компетентном органе в соответст­вии с правилами процедуры и положениями устава дан­ной организации. Акты или итоговые документы межд. организаций могут иметь разноплановый характер и раз­личную юридическую силу

С точки зрения процесса нормотворчества они под­разделяются на юридически обязательные и реко­мендательные. Так, Совет Безопасности (СБ) ООН может принимать юридические акты двоякого рода: рекомендации, т. е. акты, предусматривающие опре­деленные методы и процедуры, с которыми государ­ству предлагается сообразовывать свои действия, и юридически обязательные решения, выполнение ко­торых обеспечивается принудительной силой всех го­сударств - членов ООН. Основной формой принимае­мых СБ рекомендаций и обязательных решений явля­ются резолюции, которых принято более 700. Все бо­лее заметную роль в последнее время стали играть заявления председателя СБ (их число превысило 100).

Принимаемые межд. организациями заключитель­ные акты или итоговые документы в зависимости от их содержания и политико-правовой значимости сами могут непосредственно служить источником МП. На­пример, Заключительный акт ОБСЕ 1975 г. и другие итоговые документы ОБСЕ. Ряд специализированных учреждений принимают имеющие различные названия нормативные регламенты, которые устанавлива­ют нормы поведения, обязательные для государств в области, входящей в компетенцию данной межд. орга­низации (Всемирный почтовый союз (ВПЗ), Межд. союз электросвязи, Всемирная организация здраво­охранения (ВОЗ) и т.д.). Регламенты принимаются двумя основными способами - молчаливым согласи­ем (например, санитарные регламенты ВОЗ) или явно выраженным одобрением, например ратификацией (ВПЗ).

Рекомендательные резолюции становятся часто пер­воначальными правилами, которые в итоге превращают­ся в обычные нормы общего права. Кроме того, деклари­рованные положения рекомендательных резолюций входят в МП, трансформировавшись в договорные нор­мы. Например, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН сыграли первостепенную роль в создании комплекса до­говоров по правам человека, Договоры о нераспростра­нении ядерного оружия и т. д. Сказанное относится и к специализированным учреждениям ООН - Межд. орга­низации труда (МОТ), ЮНЕСКО и т. д. К тому же они мо­гут сопровождать открываемый для подписания межд. договор, который по вступлении его в силу явится полно­ценным источником МП.

Особое внимание обращают на себя решения Межд. суда ООН. Он является не правотворческим, а право­применительным органом, вследствие чего решения суда не создают новых норм МП. Решения Межд. суда обязательны к исполнению только теми государствами, чей спор рассматривался этим судом.


^ Тема 3. ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 8. Понятие и классификация принципов между­народного права

Ядро современного МП образуют его основные прин­ципы - обобщенные нормы, отражающие характерные черты, а также главное, содержание МП и обладающие высшей юридической силой. Основные принципы МП были зафиксированы в Уставе ООН, Декларации о прин­ципах МП, касающихся дружественных отношений и со­трудничества между государствами в соответствии с Ус­тавом ООН 1970 г., Заключительном акте ОБСЕ 1975 г. Принципы МП постоянно находятся в развитии в связи с усложнением общественной и юридической практики. На­пример, первые два документа зафиксировали семь таких принципов, а Заключительный акт добавил к ним еще два.

Принципы исторически обусловлены. С одной сторо­ны, они необходимы для функционирования системы межд. отношений и МП. С другой - их существование и реализация возможны в данных исторических условиях.

^ Принципы МП имеют свои характерные черты:

• универсальность, которая понимается как обязан­ность всех субъектов МП соблюдать их;

• необходимость признания всем мировым сообществом;

• наличие принципов-идеалов (например, еще не реа­лизованные принципы мира и сотрудничества);

• взаимосвязанность, что означает выполнимость ими своих функций только в том случае, когда они будут рассматриваться как система взаимодействующих элементов

• авангардность регулирования при появлении новых субъектов МП или новой сферы сотрудничества (восполняют «пробелы» в МП);

• иерархичность (например, центральное место зани­мает принцип неприменения силы).

^ Принципам МП присущи две основные функции:

стабилизирующая, которая заключается в определении основ взаимодействия субъектов МП путем создания нормативных рамок, и развивающая, суть которой состо­ит в закреплении всего нового, что появляется в практи­ке межд. отношений.

^ Классификация основных принципов имеет скорее теоретический, чем практический характер и осуществ­ляется по ряду оснований.

По форме закрепления принципы делятся на писаные и обычные, что не означает различия в юридической силе.

По историческому признаку принято различать прин­ципы, возникшие в период рабовладения, феодализма, капитализма, так называемые доуставные принципы, ус­тавные принципы, возникшие после Второй мировой войны, послеуставные - новейшие - принципы МП (принцип всеобщего и полного разоружения, принцип со­трудничества государств по охране окружающей среды).

По степени важности защищаемых принципами отно­шений. Тут можно выстроить систему, на первом месте которой будут принципы, обеспечивающие общечелове­ческие ценности (уважение прав и свобод человека). На втором - принципы, связанные непосредственно с инте­ресами государств (невмешательство во внутренние дела государств) и т. д.

По объекту сотрудничества можно выделить три груп­пы принципов: а) защищающие мир и безопасность;

б) обеспечивающие мирное сотрудничество государств;

в) защищающие права человека, народов и наций.


^ 9. Содержание основных принципов междуна­родного права

Принцип неприменения силы. Устав ООН установил цепь: избавить грядущие поколения от бедствий войны, принять практику, в соответствии с которой вооружен­ные силы применяются не иначе как в общих интересах. Запрещена даже угроза силой каким-либо образом, не­совместимым с целями ООН.

^ Принцип мирного разрешения споров. Каждое госу­дарство разрешает свои межд. споры с другими государ­ствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергались угрозе межд. мир, безопасность и спра­ведливость.

^ Принцип уважения прав человека. Здесь важнейшее значение имеет ст. 55 Устава, согласно которой «ООН содействует: а) повышению уровня жизни, полной заня­тости населения и условиям экономического и социаль­ного прогресса и развития... с) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех...». Этот принцип закреплен также во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и в двух пактах 1966 г.: один - о гражданских и политических правах, другой - об экономических, социальных и культурных правах.

^ Принцип суверенного равенства. Государства обя­заны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие суверенитету. Каж­дое государство имеет право устанавливать свои законы и административные правила. Все государства облада­ют равными основными правами и обязанностями.

^ Принцип невмешательства. В соответствии с п. 7 ст. 2 Устава ООН Организация не имеет права «на вмешательство в дела, по существу входящие во внутрен­нюю компетенцию любого государства». Указанное за­прещение распространяется на действия любых других участников межд. общения.

^ Принцип территориальной целостности. Террито­рия служит материальной основой государства, являет­ся необходимым условием его существования. Устав ООН обязывает воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенно­сти государств.

^ Принцип нерушимости границ. Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее приме­нения с целью нарушения существующих межд. границ другого государства или в качестве средства разреше­ния межд. споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ.

^ Принцип равноправия и самоопределения наро­дов. Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осу­ществлять свое экономическое, социальное и культур­ное развитие, и каждое государство обязано уважать это право.

^ Принцип сотрудничества. Принцип обязывает госу­дарства сотрудничать друг с другом независимо от раз­личий их систем. Основные направления сотрудничест­ва: поддержание мира и безопасности; всеобщее уваже­ние прав человека; осуществление межд. отношений в различных областях.

^ Принцип добросовестного выполнения обяза­тельств по межд. праву закрепил соглашение госу­дарств о признании юридической силы за нормами МП.


  1   2   3   4   5   6



Скачать файл (490.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации