Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции по уголовно-исполнительному праву - файл 1.docx


Лекции по уголовно-исполнительному праву
скачать (285.1 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx286kb.20.11.2011 16:41скачать

содержание

1.docx

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Раздел I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

Конституция 1933 г. (п. «о» ст. 71), определяя компетенцию, уточнила название законодательства в области исполнения уголовных наказаний. Оно стало именоваться не исправительно-трудовым, а уголовно-исполнительным. Это обусловлено прежде всего сменой политики в данной сфере государственной деятельности, а также расширением предмета уголовно-исполнительного права. В силу ст. 2 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее — УИКРФ) к нему можно отнести регулирование общественных отношений, связанных с:

а) исполнением всех видов наказаний, а не только с применением мер исправительно-трудового воздействия (трудом, воспитательной работой, обучением и т. д.), т. е. исправление осужденных на основе общественно-полезного труда не исключается. Эта мера остается в системе способов воспитательного воздействия, но не является превалирующей, как было раньше;

б) применением к осужденным предусмотренных средств исправительного воздействия;

в) регламентацией деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания.

г) порядком участия органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных;

д) процедурой освобождения от наказаний и оказания помощи освобожденным лицам.

Цели уголовно-исполнительного законодательства – исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами (ч. 1 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Исправление осужденных есть генеральная линия законодательства об исполнении уголовных наказаний (естественно, кроме смертной казни). Эта линия определена также требованиями международных стандартов обращения с осужденными, и ее осуществление является непосредственной задачей учреждений и органов, исполняющих наказания.

Цель предупреждения преступлений достигается работой по двум направлениям. Первое - недопущение преступлений со стороны осужденных во время отбывания ими наказания. Второе - предупреждение преступлений со стороны бывших осужденных и иных лиц.

Поставленные перед уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации цели достигаются путем решения следующих задач: регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний; определение средств исправления осужденных; охрана их прав, свобод и законных интересов; оказание осужденным помощи в социальной адаптации (ч. 2 ст. 1 УИК РФ). Названные общие задачи опосредуются в более конкретные, которые реализуются учреждениями и органами, исполняющими наказания и обеспечивающими таким образом одну из важнейших государственных функций — исполнение приговора.



2. Структура и содержание уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

УИК РФ является в настоящее время основным нормативным правовым актом, регулирующим исполнение всех видов уголовных наказаний. Другие законы и подзаконные акты лишь дополняют и развивают его отдельные положения. Это коренным образом отличает новый УИК РФ от ранее действовавшего ИТК РСФСР, который регулировал лишь отдельные наказания, в связи с чем наряду с ним действовали другие нормативные акты, регламентирующие отбывание иных видов наказаний.

В уголовно-исполнительное законодательство помимо УИК РФ могут входить и другие федеральные законы. К примеру: Закон РФ от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с послед. изм. и доп.); Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (с послед. изм. и доп.); Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (с послед. изм. и доп.) и др.

Отдельные положения иных федеральных законов содержат указания на особенности реализации излагаемых в них предписаний относительно осужденных, но эти законы не могут быть включены в уголовно-исполнительное законодательство.

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации устанавливает (ч. 2 ст. 2 УИК РФ) общие положения и принципы исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характеpa, предусмотренных Уголовным кодексом РФ (далее — УК РФ). К иным мерам уголовно-правового характера относятся: принудительные меры воспитательного воздействия на несовершеннолетних; принудительные меры медицинского характера; условное осуждение; отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей.

Уголовно-исполнительное законодательство также регламентирует:

— порядок и условия исполнения и отбывания наказаний и применения основных средств исправления осужденных. Требования по исполнению наказаний законодатель относит к государственным органам, должностным лицам и иным субъектам, связанным с исполнением наказания либо имеющим те или иные правоотношения с осужденными. Все, что касается порядка и условий отбывания наказания, относится к осужденным;

— порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. В нем много норм посвящено регулированию порядка участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а так же граждан в исправлении осужденных;

порядок освобождения осужденных и оказания помощи освобождаемым лицам. Нормы об оказании помощи освобождаемым лицам в большей мере относятся к законодательству о социальной профилактике и реабилитации лиц, утративших социально-полезные связи с обществом.

З. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и международно-правовые акты



Согласно ст. 3 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации учитывает международные договоры Российской Федерации, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными в соответствии с экономическими и социальными возможностями.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора. Тем самым закрепляется приоритет действия международных норм перед национальными. УИК РФ воспроизвел здесь норму Конституции РФ (ч. 4 ст. 15). К тому же наличие данной нормы в уголовно-исполнительном законодательстве нашей страны являлось одним из условий принятия России в Совет Европы.

Международные стандарты обращения с осужденными вырабатываются в результате межгосударственного сотрудничества, в том числе и в сфере соблюдения прав человека, и воплощают мировой опыт исполнения уголовных наказаний и гуманистические устремления в этой области государственной деятельности.

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (на уровне имеющих юридическую силу конвенций, пактов, договоров) и Конституцией РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения основываются на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными.

Россия как правопреемница СССР в Декларации о государственном суверенитете и в Конституции РФ заявила о своей приверженности общепризнанным принципам международного права. В 1994 г. Государственная Дума Федерального Собрания РФ подтвердила намерения совершенствовать российское законодательство в духе Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство личности видов обращения и наказания (см. 1).

Рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными (см. 2) реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей. Многие международные документы носят рекомендательный характер. В некоторых из них содержится прямое указание на то, что они применяются с учетом политических, социально-экономических, культурных условий каждой страны, а также целей и задач национальной системы уголовного правосудия. Поэтому неосновательны попытки определенных сил понудить Россию следовать в точности всем международным нормам в сфере обращения с осужденными, признавая все подобные нормы для нее обязательными.

1. Данная Конвенция ООН вступила в силу на территории СССР 26 июня 1987 г.

2. См., например, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, утвержденные ООН 30 августа 1955 г. Одобрены Экономическим и Социальным Советом на 994-м пленарном заседании 31 июля 1957 г. // Сов. юстиция. 1992. № 2.

4. Нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний

Нормативный правовой акт — письменный официальный документ, принятый (изданный) в определяемой законом форме, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, как общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение. Нормативный правовой акт принимается либо путем референдума, либо органом государственной власти, который наделен правом принятия (издания) нормативных правовых актов (нормотворческий орган) по предмету его ведения.

Нормативными правовыми актами Российской Федерации являются: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы РФ, нормативные постановления палат Федерального собрания РФ, нормативные указы Президента РФ, нормативные постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и др. Многолетняя нормотворческая практика выработала понятие «законодательство» в узком и широком смысле. В узком смысле оно подразумевает лишь собственно законы, всю их совокупность в целом или в конкретной отрасли. В широком смысле законодательство воспринимается как совокупность законов, так и подзаконных нормативных актов, включая сюда и постановления Правительства РФ, и акты нормативного характера, издаваемые различными федеральными министерствами и службами.

В соответствии со ст. 2 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство состоит из УИК РФ и других федеральных законов. В общей сложности имеется более 20 федеральных законов уголовно-исполнительного и комплексного междисциплинарного характера (помимо названных выше (см. вопрос 2), к ним также относятся: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с послед, изм. и доп.).

Статья 4 УИК РФ к источникам уголовно-исполнительного права относит также основанные на законе нормативные правовые акты высших органов исполнительной власти (подзаконные акты). Так, Правительство РФ принимает необходимые нормативные правовые акты по реализации УИК РФ и конкретные нормативные акты уголовно-исполнительного характера, например, действуют следующие постановления Правительства РФ: от 4 июня 1997 г. № 669 «Об утверждении Положения о дисциплинарной воинской части» (см.1), от 2 августа 1997 г. № 974 «Об утверждении норм создания материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях» (см.2) и др.

1.Собрание законодательства СЗ РФ. 1997. № 23. Ст. 2697.

2.Там же. 1997. № 32. Ст. 3787.

Среди названных источников важную роль играют нормативные правовые акты ведомственного и межведомственного характера: совместные приказы, инструкции Министерства юстиции РФ и Генеральной прокуратуры РФ, Министерства юстиции РФ и Министерства образования и науки 

РФ, Министерства юстиции РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ и др., например: приказ Министерства юстиции РФ от 12 мая 2000 г. № 148 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (см.1); приказ Министерства юстиции РФ от 7 марта 2000 г. № 83 «Об утверждении Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях» (см.2) и др.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ. Оно осуществляет контроль за тем, чтобы данными актами не были нарушены или ущемлены права граждан, закрепленные в Конституции РФ и иных законах РФ. Не прошедший такой регистрации нормативный правовой акт не может применяться.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международных договоров (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ч. 2 ст. 1 Декларации прав человека и гражданина 1991г., ч. 2 ст. ЗУИК).

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, применяемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ (ч.1 ст. 15 Конституции РФ).

Основным кодифицированным источником, непосредственно регулирующим Уголовно-исполнительную деятельность, является Уголовно-исполнительный кодекс РФ (УИК).

Исходя из того, что УИК является кодифицированным источником уголовно-исполнительного права и социально предназначен для регулирования деятельности по исполнению уголовного наказания, все иные нормы, которые также направлены на регулирование указанной деятельности, но содержащиеся в других законах, должны соответствовать не только конституции РФ, но и УИК.

1. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. № 24.

2. Российская газета. 2000. 13 сентября.

5. Действие уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в отношении осужденных военнослужащих

Согласно ст. 5 УИК РФ наказания, вынесенные в отношении осужденных военнослужащих, исполняются в соответствии с УИК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также правилами отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, утверждаемыми Министерством обороны РФ по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ.

Новый УК РФ в отношении военнослужащих устанавливает специфические виды наказаний — ограничение по воинской службе и содержание в дисциплинарной воинской части. К ним могут 

быть применены и другие виды наказания, но специфика исполнения имеется лишь при аресте, в силу чего УИК РФ включил его в сферу своего правового регулирования.

Исходя из содержания ч. 2 ст. 51 УК ограничения по военной службе состоят в следующих правоограничениях:

- лицо не может быть повышено в должности, воинском звании; - срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания;

- из денежного содержания военнослужащего производятся удержания в доход государства в размере, определенном приговором суда, но не свыше 20%.

Правовое положение осужденных к аресту имеет некоторое сходство с правовым положением осужденных к ограничению по военной службе.

Осужденные военнослужащие отбывают наказания и проходят военную службу в соответствии с законодательством Российской Федерации. На них распространяются ограничения, предусмотренные нормативными правовыми актами, указанными в ч. 1 ст. 5 УИК РФ. Особенностью исполнения данных видов наказаний является то, что военнослужащие не только отбывают то или иное наказание, но и проходят военную службу в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Действие уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в пространстве и во времени

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации применяется на всей территории Российской Федерации. Тем самым никаких исключений ни для одного субъекта РФ не предусматривается, в том числе и для тех, на территории которых, к примеру, исповедуется ислам и культивируются законы Шариата.

Исполнение наказаний, а также применение средств исправления осужденных и оказание помощи освобождаемым лицам осуществляются в соответствии с законодательством, действующим во время их исполнения (ч. 2 ст. 6 УИК РФ).

Следовательно, если происходит ужесточение порядка и условий отбывания наказания во время его исполнения, то применяется последняя по времени принятия правовая норма, предусматривающая такое ужесточение. Это правило относится и к оказанию помощи освобождаемым лицам, в том числе и материальной.

Для выяснения начала действия закона, регулирующего исполнение наказаний, необходимо руководствоваться общим положением о вступлении законов в силу, сформулированных в п.З ст. 15 Конституции РФ, согласно которому законы подлежат официальному опубликованию. Не опубликованные официально для всеобщего сведения законы не применяются.

Так, Федеральный закон от 8 января 1997 г. «О введении в действие уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» установил введение его в действие с 1 июля 1997 г. (ст. 1).



Действие нормативного акта, регулирующего исполнение наказания, прекращается с момента опубликования соответствующего закона об отмене конкретного акта или с того дня, который специально оговорен во вновь принятом законе.

7. Основания исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера

Основаниями исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера являются приговор либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также акт помилования или акт об амнистии (ст. 7УИК РФ).

Указание законодателя на определения или постановления судебных инстанций, изменяющих приговор суда, в качестве основания отбывания наказаний вполне оправданно. Вышестоящие судебные инстанции могут изменить первоначальный приговор весьма существенно: изменить не только размер, но и вид наказания. Поэтому в ряде случаев основанием отбывания конкретного наказания выступает уже не приговор, постановивший, например, наказание в виде лишения свободы, а определение или постановление вышестоящей судебной инстанции о применении к виновному иного, более мягкого наказания.

В соответствии с положениями Конституции РФ Президент РФ может издавать акты о помиловании конкретных лиц, осужденных к тому или иному виду наказания, а Государственная Дума '/ Федерального Собрания РФ — издавать акты амнистии, распространяющие свое действие лишь на круг лиц, подпадающих под конкретные признаки, указанные в самом акте амнистии.

Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания РФ в отношении индивидуально не определенного круга лиц. Актом об амнистии лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким его видом, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, может быть снята судимость.

Помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально определенного лица. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким его видом. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

Эти основания могут выступать в качестве таковых и при применении иных мер уголовно-правового характера.

8. Принципы уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на следующих принципах: законности; гуманизма; демократизма; равенства осужденных перед законом; дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний; рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения; соединения наказания с исправительным воздействием (ст. 8 УИК РФ).



Принцип законности — выражен в верховенстве закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми актами. Этот принцип реализуется в строгом и точном соблюдении уголовно-исполнительного законодательства.

Принцип гуманизма в уголовно-исполнительном законодательстве проявляется в различных направлениях и формах.

В УИК РФ закреплено требование строгого соблюдения гарантий защиты осужденных от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с ними. Существенно расширены возможности поддержания и развития социально полезных связей осужденных с родственниками и трудовыми коллективами, а также развития их полезной инициативы.

Реализация принципа гуманизма поставлена в прямую зависимость от поведения осужденных, от их желания и настроения проявлять себя определенным образом.

Принцип демократизма проявляется в том, что уголовно-исполнительное законодательство, хотя и исходит из конституционного положения о федеральном построении уголовно-исполнительной системы, но тем не менее предоставляет довольно широкие права субъектам РФ в отношении расположенных на их территориях учреждений и органов, исполняющих наказания.

Принцип равенства осужденных перед законом выражается в едином правовом положении лиц, отбывающих конкретный вид наказания или находящихся на одном режиме исправительного учреждения, независимо от национальной принадлежности, социального положения, вероисповедания и других подобного рода признаков. Здесь различия предусматриваются в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья, наличия беременности или малолетних детей, а главное — от поведения осужденных.

Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний предполагает рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения. Это в свою очередь есть следствие проведенных дифференциации и индивидуализации личности самих осужденных. Дифференциация осужденных осуществляется на разных этапах и в зависимости от ее основания. В процессе отбывания наказания осужденные дифференцируются на определенные группы с учетом возраста; состояния здоровья; наличия семьи, родственников; отбытого срока наказания и поведения; возможности досрочного (в любой форме) освобождения; наличия профессии и т. д.

Внутри классификационных групп осужденных выделяется индивидуально личность каждого из них, выявляются ее основные характеристики, в том числе положительные и отрицательные качества.

Принцип соединения наказания с исправительным воздействием.

Под исправительным воздействием понимается широкий комплекс различных воспитательных мероприятий: труд, обучение, профессиональная подготовка, развитие самодеятельности и многое другое, что призвано формировать позитивные свойства личности.

Данные средства должны применяться с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.



В УИК впервые в данной отрасли законодательства закреплены его принципы. В ИТК 1924 и 1933 г. о них вообще не упоминалось. Основы исправительно-трудового законодательства и ИТК 1970 г. лишь декларировали, что указанные законы определяют принципы исполнения и отбывания наказания..

В принципах уголовно-исполнительного законодательства выражаются общие принципы права, принципы права, принципы отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, а также принципы, присущие данной отрасли права.

9. Исправление осужденных и его основные средства

Исправление осужденных — это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (ч. 1 ст. 9 УИК РФ).

По сравнению с действовавшим ранее ИТК РСФСР ныне сделан значительный шаг вперед: 1) УИК РФ раскрывает содержание данного понятия; 2) указанная деятельность свободна от политической ориентированности — характерной черты исправления и перевоспитания осужденных в советский период.

Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно-полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие (ч. 2 ст. 9 УИК РФ). Проведение комплекса воспитательных мероприятий является необходимым условием исправления осужденных. Он включает в себя широкий набор разнообразных средств и методов их применения.

При достижении цели исправления осужденных следует применять не одно какое-либо воспитательное средство, а систему соответствующих мероприятий, средств в их различной комбинации в зависимости от личностных свойств воспитуемых.

Общественно полезный труд в силу своих исключительно больших воспитательных возможностей воздействия на личность выступает важнейшим средством и исправления осужденных. Получение осужденными общего образования и профессиональной подготовки также является мощным средством их исправления.

Также в указанной системе мероприятий свое место находит сегодня и религиозное просвещение, в том числе и среди осужденных.

Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения (ч. 3 ст. 9 УИК РФ). Набор средств исправления зависит от вида наказания, примененного к осужденному. Но даже в рамках одного вида наказания набор и содержательная сторона этих средств будут неодинаковы.

Поведение осужденного в исправительном учреждении влияет на определение условий, в которых он отбывает наказание, а также на объем предоставляемых ему льгот, на возможность досрочного освобождения от наказания или на изменение режима содержания на более легкий вид.

^ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ

10. Основы правового положения осужденных

Под правовым положением гражданина понимается совокупность урегулированных нормами права прав и обязанностей личности в обществе и государстве; под правовым статусом осужденного понимается совокупность прав и обязанностей, которыми он наделен на период отбывания определенного вида уголовного наказания и на срок судимости.

Государство гарантирует охрану и защиту прав и законных интересов осужденных.

Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний (ч. 1 ст. 10 УИК РФ).

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Правовым основанием для частичного или полного лишения определенных прав и свобод человека и гражданина или их существенного ограничения является ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

Ограничение в правах лиц, отбывающих уголовное наказание, выражается в одной из следующих форм:

— лишение осужденного возможности пользоваться отдельными правами, предоставленными остальным гражданам (например, право свободного передвижения);

— установление ограничений, в рамках которых разрешается пользоваться отдельными правами (например, частичный запрет осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы, пользоваться собственностью);

— предписание выполнения обязанности, невозлагаемой на других граждан, в которой реализуются элементы государственного принуждения (например, необходимость работать в том месте, куда осужденный к ограничению свободы будет направлен администрацией исправительного центра -ст. 50 УИК РФ).

Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом (например, осужденные, отбывающие наказание в виде лишения свободы, не могут быть призваны в армию, не избирают и не могут быть избранными, лично не воспитывают своих детей).

Составной частью правового статуса осужденного является совокупность специальных прав, которыми он пользуется в процессе отбывания наказания. При исполнении наказания таким лицам гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с учетом изъятий и ограничений, установленных законодательством.

Осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, которые установлены международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан и лиц 

без гражданства, с изъятиями и ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 10 УИК РФ).

Правовой статус осужденных — иностранных граждан и лиц без гражданства определяется исходя из их правового статуса на территории России с учетом положений международных договоров Российской Федерации с государством, к которому принадлежит данный иностранный гражданин, в соответствии с признанными нормами международного права в сфере исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными, а также нормами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.

Законность применения на практике средств исправления осужденных и правовая защита этих лиц обеспечиваются системой гарантий, включающей в себя: право осужденных направлять предложения, заявления, жалобы и порядок их рассмотрения; контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления; судебный и ведомственный контроль, прокурорский надзор, общественный контроль за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания; возможность посещения иными лицами этих учреждений и органов.

Правовое положение осужденных в российском уголовно-исполнительном законодательстве формулируется исходя из общих принципов положения человека и гражданина в обществе и государстве, подлежащего защите с учетом требований международных стандартов обращения с осужденными.

В основу правового положения осужденных закладываются четыре фундаментальных положения: 1) права человека и гражданина, закрепленные в Конституции и других конституционных и иных законах РФ; 2) права и ограничения, содержащиеся в уголовно-исполнительном законодательстве и иных нормативных правовых актах, касающихся исполнения уголовных наказаний; 3) права осужденных и правила обращения с осужденными, содержащиеся в международных стандартах; 4) содержание наказания, личностные характеристики осужденного.

11. Основные обязанности осужденных

При определении правового положения осужденных принципиальным является закрепление в законе их обязанностей, прежде всего обязанности исполнить приговор суда о применении наказания. Ее должен выполнить сам осужденный, т. е. понести наказание со всеми его тяготами и лишениями, позором и неудобствами, утратой определенных благ, возможностей и многими другими негативными последствиями. Также осужденные должны исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены (ч. 1 ст. 11 I УИКРФ).

Следующей выступает обязанность осужденных соблюдать требования федеральных I законов, а также принятых в соответствии с I ними иных нормативных правовых актов (правил внутреннего распорядка, инструкции по I исполнению штрафа и т. п.), определяющих | порядок и условия отбывания наказаний (ч. 2 ст. 11 УИК РФ). Такие требования должны быть в полном объеме доведены до осужденных, чтобы они могли с ними ознакомиться, иметь соответствующие выписки из этих актов.



Также осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания (ч. 3 ст. 11 УИК РФ). Невыполнение осужденным предъявленного сотрудником указанной системы требования со ссылкой на его незаконность должно быть обоснованным.

Осужденные обязаны вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющим наказания, а также к другим осужденным (ч. 4. ст. 11 УИК РФ). Но если требование о вежливом отношении к персоналу и иным лицам, посещающим учреждения уголовно-исполнительной системы, осужденными воспринимается в целом положительно и в основном соблюдается, то поддерживать вежливое отношение между собой им удается не всегда.

Осужденные обязаны являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора (ч. 5 ст. 11 УИК РФ). Эта обязанность в большой мере является специфической для осужденных, в отношении которых исполняются наказания без изоляции от общества, где явка к соответствующему должностному лицу выступает формой и контроля, и проведения воспитательной работы. В случае неявки осужденный может быть подвергнут принудительному приводу. Должностное лицо может предложить осужденному . дать объяснения как в устной, так и письмен- I ной форме; отказ от дачи объяснений может | повлечь применение предусмотренных законодательством мер воздействия.

Неисполнение осужденными возложенных I на них обязанностей, а также невыполнение . законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, I влекут установленную законом ответственность (ч. 6. ст. 11 УИК РФ).

Ответственность может реализовываться, с I одной стороны, в дисциплинарном порядке с применением ее специфических видов (на- I пример, при исполнении наказания в виде ли- I шения свободы возможно водворение осужденных в штрафной или дисциплинарный изолятор, в помещение камерного типа и т. д.). С другой — в случае недостаточной эффективности таких дисциплинарных взысканий может наступать более строгая ответственность — замена одного вида наказания другим, более строгим (ограничение свободы, исправительные работы — лишением свободы), или же может быть изменен вид исправительного учреждения (перевод из колонии-поселения в охраняемую исправительную колонию, из исправительной колонии — в тюрьму).

На обеспечение исполнения осужденными своих обязанностей направлены наряду с юридической ответственностью организационные и психолого-педагогические средства. Круг видов ответственности за неисполнение обязанностей в связи с исполнением приговора суда, как правило, ограничен только некоторыми ее видами: уголовной, дисциплинарной и материальной.

Это связано с тем, что возможности осужденных выступать в качестве субъектов иных правоотношений в той или иной мере ограничены.

12. Основные права осужденных

В отличие от обязанностей, прописанных в общем виде, права осужденных в УИК РФ регламентированы более подробно. Основные права осужденных закреплены в ст. 12—15 УИК РФ. Это:



1) возможность получения информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний;

2) право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона;

3) право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее — вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты осужденных;

4) право на безопасные условия жизни и здоровья в период отбывания наказания. Осужденные (независимо от их согласия) не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье.

Закон закрепляет право осужденных на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения;

5) право давать объяснения, вести переписку, а также обращаться с указанными выше предложениями, заявлениями и жалобами на государственном языке Российской Федерации либо по их желанию на государственном языке субъекта РФ по месту отбывания наказания.

Осужденные — иностранные граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с упомянутыми выше предложениями, заявлениями и жалобами на родном языке или на любом другом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке Российской Федерации с переводом ответа на язык обращения, обеспечиваемым учреждением или органом, исполняющим наказания;

6) право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) право на получение юридической помощи. Осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи.

Осужденные к аресту, ограничению свободы или лишению свободы — иностранные граждане имеют право поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств в Российской Федерации, а граждане государств, не имеющих дипломатических представительств и консульских учреждений в Российской Федерации, — с дипломатическими представительствами государств, взявших на себя охрану их интересов, или с межгосударственными органами, занимающимися защитой указанных осужденных;



8) осужденному гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания (ст. 14 УИК РФ). При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказание, а также ущемляться права других лиц.

Осужденным к ограничению свободы по их просьбе может быть дано разрешение на посещение мест богослужения, находящихся за пределами исправительных центров. К осужденным к аресту или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители.

13. Право осужденных на личную безопасность

В соответствии со ст. 13 УИК РФ осужденные имеют право на личную безопасность. Речь идет об обеспечении личной безопасности осужденных, отбывающих наказания в виде ареста, ограничения или лишения свободы, т. е. о тех случаях, когда осужденные полностью или частично изолированы от общества и находятся под охраной или надзором персонала уголовно-исполнительной системы.

При возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы, с просьбой об обеспечении личной безопасности. В этом случае указанное должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного. Характер угрозы личной безопасности может быть различным: угроза убийством, причинения телесных повреждений, избиения, совершения насильственного акта мужеложства и иного посягательства.

Осужденные самовольно не могут покинуть камеру, жилую секцию или комнату, отряд или бригаду и вынуждены постоянно находиться с теми, от кого по тем или иным причинам исходит угроза. Поэтому начальник учреждения по заявлению осужденного либо по собственной инициативе принимает решение о переводе осужденного в безопасное место или иные меры, устраняющие угрозу личной безопасности осужденного.

Эти меры выражаются в помещении такого • осужденного в отдельную свободную камеру штрафного изолятора до решения вопроса о месте его дальнейшего нахождения в учреждении или за его пределами. Нахождение осужденного в данном помещении никаких ограничений для него не предусматривает, он пользуется всеми принадлежащими ему правами.

Начальник учреждения, исполняющего наказания в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы, обязан досконально разобраться в создавшейся ситуации, выяснить причины возникновения такой угрозы, выявить участников конфликта, его организаторов. В зависимости от результатов рассмотрения и оценки сущности конфликта начальник принимает конкретное решение относительно осуществления мер, устраняющих угрозу личной безопасности 

осужденного, в том числе и его помещения в безопасное место либо перевода в другое учреждение.

14. Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных

Осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Сущность права осужденных на свободу вероисповедания заключается в возможности открыто признавать и следовать избранной религии, жить согласно своим религиозным убеждениям.

Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц (ч. 2 ст. 14 УИК РФ). Религиозные обряды совершаются в специально отведенное распорядком дня время и на основании договоров, заключенных между местными епархиями и управлениями по исполнению наказаний.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 28) каждому гарантируется свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Вместе с тем администрация учреждений и органов, исполняющих наказания, должна воздерживаться от приглашения представителей не зарегистрированных в установленном порядке религиозных объединений и различного рода сект, проповедующих насилие, отказ от семьи и других социальных ценностей. Она должна не допускать получения, приобретения, хранения, пользования и распространения осужденными предметов культа и религиозной литературы, ведущих к нарушениям правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, ущемлению прав и законных интересов указанного контингента лиц.

Осужденным к ограничению свободы по их просьбе может быть дано разрешение на посещение мест богослужений, находящихся за пределами исправительных центров. Это разрешение является результатом реализации законного интереса осужденного, оформленного в виде заявления, удовлетворение которого возможно по постановлению начальника исправительного учреждения. Существенным условием получения разрешения является отсутствие у осужденного нарушений требований внутреннего распорядка.

К осужденным к аресту или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных (ч. 4 ст. 14УИКРФ). В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений выделяет соответствующее помещение.

К осужденным, содержащимся в штрафных изоляторах, одиночных камерах исправительных колоний особого режима, штрафных и дисциплинарных изоляторах, а также в помещениях камерного типа, священнослужители допускаются, если нет угрозы личной безопасности последних.



Тяжелобольным осужденным, а также осужденным) к смертной казни перед исполнением приговора по их; просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителей.

15. Обращения осужденных и порядок их рассмотрения

Согласно ст. 15 УИК РФ осужденные могут направлять предложения, заявления и жалобы по вопросам, связанным с нарушением их прав и законных интересов.

Предложения, как правило, носят позитивный характер и направлены на совершенствование реалий жизнедеятельности и самих осужденных, и всего общества в целом, в чем также проявляется их связь с гражданским обществом. Жалобы обычно подаются на неправомерные действия, нарушающие права осужденных. Заявления могут касаться разрешения любых вопросов, относящихся к реализации прав, свобод и иных законных интересов осужденных, в том числе и в связи с их нарушением или ограничением.

Предложения, заявления и жалобы осужденных могут быть изложены в устной и письменной формах. Они рассматриваются администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания.

Предложения, заявления и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные в вышестоящие органы управления данными структурами, в суд, органы t прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека направляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания. Осужденные к иным видам наказаний направляют предложения, заявления и жалобы самостоятельно.

Предложения, заявления и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные в органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, цензуре не подлежат и не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляются по принадлежности.

Предложения, заявления и жалобы осужденных по поводу решений и действий администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, не приостанавливают исполнение этих решений и эти действия.

Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных.

^ УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНЫ, ИСПОЛНЯЮЩИЕ НАКАЗАНИЯ, И КОНТРОЛЬ ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

16. Учреждения и органы, исполняющие наказания

Наказание как мера государственного принуждения, назначаемая приговором суда, применяется в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и 

предупреждения совершения новых преступлений. Достижение этих целей возлагается на государственные учреждения и органы, исполняющие наказания.

Учреждения и органы, исполняющие наказания, перечень которых дан в ст. 16 УИК РФ, делятся на две группы:

Первая — те, для которых исполнение уголовных наказаний является основной функцией: .

— уголовно-исполнительные центры (учреждения в структуре органов Министерства юстиции РФ, исполняющие уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества);

— исправительные центры (эти структуры предусмотрены для исполнения основного наказания в виде ограничения свободы (гл. 8 УИК РФ);

- арестные дома (место отбывания наказания в i виде ареста всеми осужденными к этому виду наказания);

— исправительные учреждения (предназначены для дифференцированного размещения и раздельного содержания лиц, осужденных к лишению свободы);

дисциплинарные воинские части; гауптвахты для осужденных военнослужащих или соответствующие отделения гарнизонных гауптвахт.

Все названные виды органов, исполняющих наказания, руководствуются в своей деятельности, помимо УИК РФ, соответствующими положениями об этих органах, утвержденных Правительством РФ.

Вторая — учреждения и органы, для которых исполнение наказаний является дополнительной функцией к их основной деятельности:

— суд;

— администрация организаций, где работает осужденный;

— командование воинских частей, учреждений, органов и воинских формирований (далее — командование воинских частей);

— орган, правомочный в соответствии с законом аннулировать, разрешение на занятие соответствующей деятельностью;

— должностное лицо, присвоившее звание, классный чин или наградившее государственной наградой, либо соответствующий орган (ч. 3ст. 16 УИК РФ).

Наказание в виде обязательных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.

Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства (работы) осужденного, исправительным центром, исправительным учреждением или дисциплинарной воинской частью. Требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняются администрацией организации, в которой работает осужденный, а также органами, правомочными 

в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью (ч. 2 ст. 16 УИК РФ).

Наказание в виде исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией (ч. 5 ст. 16 УК РФ).

Наказания в виде ограничения свободы исполняются исполнительным центром (ч. 7 ст. 16 УИК РФ), ареста — арестным домом (ч. 8 ст. 16 УИК РФ), лишения свободы — колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого и особого режима либо тюрьмой, а в отношении лиц, впервые осужденных к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, — следственным изолятором; пожизненного лишения свободы — исправительной колонией особого режима; смертной казни — учреждениями уголовно-исполнительной системы (ч. 9—11 ст. 16 УИК РФ). Среди всех исправительных учреждений значение основного их вида приобрели колонии. Они располагают более широкими возможностями применения средств исправительного воздействия, в том числе общественно полезного труда. Их организационно-структурное построение позволяет осуществлять комплексное воздействие на осужденных при достаточно высокой эффективности его результатов.

Наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняется судом, вынесшим приговор. Требования приговора о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются должностным лицом, присвоившим звание, классный чин или наградившим государственной наградой. Требования приговора о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются соответствующими органами Российской Федерации (ч. 3 ст. 16 УИК РФ).

В отношении военнослужащих наказания исполняются: содержание в дисциплинарной воинской части — специально предназначенными для этого дисциплинарными воинскими частями; арест — командованием гарнизонов на гауптвахтах для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт; ограничение по военной службе — командованием воинских частей, учреждений, органов и воинских формирований, в которых проходят службу указанные военнослужащие (далее — командование воинских частей).

Условно осужденные находятся под контролем уголовно-исполнительной инспекции. За условно осужденными военнослужащими контроль осуществляется командованием воинских частей.

17. Применение к осужденным мер медицинского характера

К осужденным к ограничению свободы, аресту, лишению свободы, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, учреждения-ми, исполняющими указанные виды наказаний, по решению суда применяются принудительные меры медицинского характера. Они применяются к осужденным к лишению свободы в исправительных учреждениях по месту отбывания ими этого наказания, а в отношении осужденных к иным видам наказания — в учреждениях органов здравоохранения, оказывающих психиатрическую помощь.

Если во время отбывания указанных выше видов наказаний будет установлено, что осужденный страдает психическим расстройством, не исключающим вменяемости, которое связано с 

опасностью для себя или других лиц, администрация учреждения, исполняющего указанные виды наказаний, направляет s в суд представление о применении к такому осужденному принудительных мер медицинского характера.

К осужденным к наказаниям, указанным в ч. 1 ст. 18 УИК РФ, больным алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, ВИЧ-инфицированным осужденным, а также осужденным, больным открытой формой туберкулеза или не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания, учреждением, исполняющим указанные виды наказаний, по решению медицинской комиссии применяется обязательное лечение (ч. 3 ст. 18 УИК РФ).

Прекращение применения принудительной меры медицинского характера, соединенной с исполнением наказания, производится судом по представлению органа, исполняющего наказание, на основании заключения комиссии врачей-психиатров (ч.4ст. 104 УК).

18. Контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления

Органы и учреждения, исполняющие наказания, являются частью правоохранительных органов и тем самым входят в систему государственного аппарата России. Принцип соблюдения законности является самым важным в работе государственных служащих. Его реализация в деятельности выше указанных органов и учреждений означает точное соблюдение законов и иных нормативных правовых актов при исполнении приговоров в отношении осужденных.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления осуществляют контроль за деятельностью расположенных на их территориях учреждений и органов, уполномоченных в области исполнения наказания. Порядок осуществления контроля регулируется законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 38 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы в пределах и порядке, установленных законодательством, осуществляют: Федеральное Собрание РФ; Президент РФ; Правительство РФ; законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Как правило, контроль направлен на комплексное

выяснение подлинного состояния уголовно-исполнительной системы и ее элементов, что позволяет определить дальнейшие пути совершенствования ее деятельности. Обычно формы и содержание контроля подчинены здесь эффективному достижению целей наказания, укреплению порядка и оптимизации условий его исполнения и отбывания, обеспечению должного правового положения осужденных, улучшению организации их труда и быта, созданию необходимых предпосылок для эффективной работы персонала исправительных учреждений, защите прав и законных интересов работников уголовно-исполнительной системы.

Органы местного самоуправления обладают рядом властных полномочий в решении экономических, социальных, хозяйственных, коммунальных, экологических и многих других вопросов местного значения. Осуществляя функции борьбы с преступностью и охраны общественного порядка на своей территории, органы местного самоуправления активно участвуют в деятельности правоохранительных органов и учреждений, в том числе тех", которые 

исполняют наказания. Одновременно они вправе проверять соблюдение законов в их работе, в том числе и администрацией исправительных учреждений, а также осужденными, отбывающими наказание.

Прокурорский надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, является одной из самостоятельных отраслей прокурорского надзора (гл. 3 закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г.)

19. Судебный контроль

- Судебный контроль — одна из наиболее действенных форм поддержания и укрепления законности при исполнении наказаний. Его юридическими основами являются нормы уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства.

Суд контролирует исполнение наказаний при решении вопросов об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного, об отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, а также об изменении вида исправительного учреждения(ч.1ст.20УИКРФ).

Рассматривая дела по применению институтов досрочного освобождения от наказания, его замены более мягким, отсрочки отбывания наказания или изменения осужденному вида исправительного учреждения, суд, учитывая указанные в законе признаки и условия, создающие возможность применения таких мер, тщательно изучает и проверяет деятельность со- ответствующего исправительного учреждения.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, суд рассматривает жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. Суд не вправе отклонить жалобы или иные заявления осужденных под предлогом неподсудности категории дел с участием лиц, отбывающих наказание,' так как это противоречит правовому положению осужденных согласно закону.

Учреждения и органы, исполняющие наказания, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания осужденными ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы и об исполнении наказаний в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательных работ, исправительных работ, ограничения по военной службе, смертной казни (ч. 3 ст. 20 УИК РФ).

Уведомление направляется за подписью начальника того учреждения или органа, на которое возложено исполнение наказания .Такие уведомления необходимы судам для контролирования реального исполнения выносимых ими приговоров.

При обнаружении нарушений закона, недостатков в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, суд в предусмотренных законом процессуальных формах ставит об этом в известность 

не только учреждения и органы, исполняющие наказания, но и управляющие ими организации, в необходимых случаях — прокуратуру, для принятия надлежащих мер.

Возрастает роль прокурора по надзору за законностью исполнения наказания в виде смертной казни.

Так, при отказе осужденного от обращения с ходатайством о помиловании, с участием прокурора администрацией исправительного учреждения создается соответствующий акт (ч. 3 ст.181 УИК).

Прокурор также присутствует при исполнении смертной казни (ч. 2 ст. 186 УИК).

20. Ведомственный контроль

За деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется ведомственный контроль со стороны вышестоящих органов и их должностных лиц. Порядок осуществления ведомственного контроля определяется нормативными правовыми актами (ст. 21 УИК РФ) (например, Инструкцией о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях (см. 1)). Ведомственный контроль и проверка исполнения законов и иных нормативных правовых актов и принятых на их основе решений учреждениями и органами, исполняющими наказания, осуществляются Министерством юстиции РФ, Федеральной службой исполнения наказания и соответствующими территориальными органами уголовно-исполнительной системы.

Цель ведомственного контроля — изучение реального положения дел в исправительных учреждениях и в иных органах, исполняющих наказания, проверка соблюдения законности в их деятельности, уяснение эффективности и результативности работы с осужденными.

Формы ведомственного контроля могут быть разными. Основными из них являются: комплексные инспекторские проверки по всем направлениям деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; проверка отдельных направлений работы этих учреждений и органов; проверка деятельности отдельных их служб и частей; проверка фактов нарушения законности и отдельных недостатков по письмам, жалобам и заявлениям.

Ведомственный контроль является мощным организационно-правовым средством обеспечения и укрепления -законности в государственной деятельности по исполнению наказаний.

При ведомственном контроле оцениваются организация воспитательной работы с осужденными и их трудовой деятельности, взаимодействие администрации этих учреждений с государственными органами и общественностью.

См.1. Утверждена приказом Министерства юстиции РФ от 7 марта 2000 г. № 8311 // Российская газета. 2000. 15 сентября.

21. Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания



В контроле за соблюдением законности в деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания, особенно важное значение имеет прокурорский надзор.

Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (с послед, изм. и доп.).

Предметом прокурорского надзора является законность нахождения осужденных лиц в местах отбывания наказания, назначаемых судом, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей осужденных, порядка и условия их содержания, охраны, организации труда, порядка проводимой с ними воспитательной работы, их общеобразовательного и профессионального обучения.

В процессе надзора за соблюдением законности в деятельности исправительных учреждений и при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных, прокурор имеет право и обязан в пределах своей компетенции посещать в любое время учреждения и органы, исполняющие наказания, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администраций органов и учреждений, уполномоченных в области исполнения наказаний, непосредственно знакомиться с документами, являющимися основанием отбывания наказания осужденными, производить опросы осужденных. Прокурор вправе:

— требовать от администрации исправительного учреждения создания условий, обеспечивающих права осужденных; от должностных лиц этих учреждений — объяснения;

— вносить представления;

— возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях;

—отклонять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением от штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера и т. д.

22. Содействие общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания

Общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных.

Законом предусмотрено два основных направления участия общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания: содействие в достижении цели исправления осужденных и оказание помощи указанным государственным структурам в решении многочисленных административно-хозяйственных проблем обеспечения их нормального функционирования.

Организационные формы участия общественных объединений в работе с осужденными разные. К ним можно, отнести: наблюдательные комиссии; комиссии по делам несовершеннолетних; шефские формирования трудовых коллективов предприятий, учреждений, учебных заведений и 

других организаций; попечительские советы; советы общественности воспитательных колоний; общественные инспектора по исправительным работам; советы воспитателей отрядов в исправительных колониях.

Общественные объединения проводят правовую пропаганду, организуют индивидуальное шефство над трудновоспитуемыми осужденными, привлекают осужденных к участию в культурно-массовых и спортивных мероприятиях, оказывают им помощь в общеобразовательном и профессиональном обучении.

На основании и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, общественные объединения могут осуществлять контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

Активная работа общественных объединений по указанным выше направлениям представляет собой важную форму социального контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

Согласно ст. 142 УИК для оказания помощи администрации воспитательной колонии в организации учебно-воспитательного процесса и укреплении материально-технической базы, в решении вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освобождающихся лиц при воспитательной колонии создается попечительский совет, деятельность которого регламентируется примерным положением, утвержденным Правительством РФ.

23. Посещение учреждений и органов, исполняющих наказания

В соответствии со ст. 24 УИК РФ при исполнении служебных обязанностей посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения имеют право:

— Президент РФ, Председатель Правительства РФ, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также президенты и главы правительств субъектов РФ, главы органов местного самоуправления — в пределах соответствующих территорий;

— Генеральный прокурор РФ, прокуроры субъектов РФ, подчиненные им прокуроры, а также прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях;

— должностные лица вышестоящих органов;

— судьи судов, осуществляющих судопроизводство на территориях, где расположены учреждения и органы, исполняющие наказания;

депутаты и члены общественных наблюдательных комиссий, осуществляющих контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, — в пределах соответствующих территорий. Им предоставляется возможность встречаться с осужденными и сотрудниками учреждений, получать от них необходимые сведения, принимать жалобы и заявления, участвовать в их разрешении.



Лица, имеющие право на посещение учреждений и органов, исполняющих наказания, обязаны при его реализации предъявлять документы, удостоверяющие их личность и служебное положение.

Представители средств массовой информации и иные лица имеют право посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, по специальному разрешению администрации этих учреждений и органов либо вышестоящих органов.

Кино-, фото- и видеосъемка осужденных, их интервьюирование осуществляются с согласия в письменной форме самих осужденных.

Кино-, фото- и видеосъемка объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных, осуществляется с разрешения в письменной форме администрации учреждения или органа, исполняющего наказания.

Во всех случаях администрация учреждений и органов, исполняющих наказания, обязана обеспечить безопасность, охрану посетителей, надзор за обстановкой по месту их пребывания на конкретном объекте и необходимую связь этих граждан с должностными лицами данного исправительного учреждения.

^ ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



Скачать файл (285.1 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации