Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Президент ссср. Почему в 60-70 годы xx века должность президента не была введена в политическую систему? - файл


скачать (43.5 kb.)



Президент СССР. Почему в 60-70 годы XX века должность президента не была введена в политическую систему?
Советский Союз Социалистических Республик просуществовал практически 70 лет, претерпев за это время смену 9 руководителей. Должности руководителей СССР носили различные названия в каждый исторический период: от председателя Совета Народных Комиссаров до Первого и Генерального секретаря. Должность президента в советской истории тоже существовала, однако весьма непродолжительное время: всего полтора года (с 15 марта 1990 г. по 25 декабря 1991 г.). Первым и единственным человеком, занимавшим этот пост, был Михаил Сергеевич Горбачев. В эссе будут рассмотрены причины, по которым должность президента не была и не могла быть введена ранее.

Период 60-70-х гг. ХХ в. в советской истории характеризуется весьма различными политическими курсами. До 1964 г. пост Первого секретаря ЦК КПСС занимал Никита Сергеевич Хрущёв. Период его руководства носит неофициальное название «оттепели» и характеризуется относительной либерализацией общественной и политической жизни, ослаблением цензуры. Также велась разработка новой Конституции, которая, однако, не была принята. Во внешней политике этот этап отличает ухудшение отношений между СССР и США; пиком противоречий стал Карибский кризис 1962 г.

Затем следует период стабильности биполярной системы и разрядки международной напряженности, продлившийся вплоть до вступлений советских войск в Афганистан в 1979 г. За этот период между великими державами было достигнуто множество соглашений, выраженных в международных договорах: Хельсинские соглашения, договоры ОСВ-1 и ОСВ-2, а также состоялся совместный полет в космос по программе Союз-Аполлон. Во внутренней политике, с приходом к власти Брежнева в 1964 г., наступила эпоха застоя. В экономике наблюдалась стагнация и усиление товарного дефицита, в общественной жизни – ликвидация достижений периода «оттепели» и борьба с инакомыслием.

Вышеописанные характеристики позволяют сформировать исторический контекст, так или иначе оказывающий влияние на состояние политической системы. Стоит остановить свое внимание на политической системе СССР того времени. Верховный Совет СССР в этот период являлся высшим государственной власти, обладающим законодательной и частично исполнительной властью. Верховный Совет СССР собирался на сессии, а в период между сессиями высшим органом государственной власти становился Президиум Верховного Совета СССР. Оба эти органа официально считались коллегиальным главой государства.

Таким образом, возникает причина невозможности введения должности Президента СССР. Глава Союзного государства – коллективный орган, состоявший из двух палат, депутаты которых избирались народом. На совместном заседании обеих палат Верховного Совета СССР избирался Председатель Президиума. Тем не менее, он не являлся единоличным правителем СССР, поскольку такая фигура смогла бы противопоставить свои полномочия полномочиям Верховного Совета. СССР представлял собой Союз Республик, население которых составляли люди разных национальностей. Коллегиальный орган главы государства представлялся «наиболее демократическим», так как Совет Союза и Совет Национальностей (палаты Верховного Совета СССР) избирались гражданами СССР.

Введение должности Президента обсуждалось во время подготовки как «хрущёвской» Конституции СССР (которая, так и не была принята), так и Конституции СССР 1977 г. В конечном счете каждый раз решение принималось в пользу коллективного высшего органа государственной власти – Верховного Совета. Существовала принципиальная несовместимость президентской и советской формы правления. Это было проиллюстрировано советской историей несколько позднее, в 1990 г., когда должность Президента СССР всё же была введена. Происходило противопоставление личной власти представительным органам, отчасти приведшее краху СССР.

Однако, понятие «руководитель СССР» применяется не к Председателю Президиума Верховного Совета, а к Первому секретарю ЦК КПСС (Название «Первый» секретарь носила должность Н.С. Хрущёва и поначалу Л.И. Брежнева, впоследствии пост был переименован, став «Генеральным» секретарем). Фактически, ни Президиум, ни Председатель Президиума не обладали тем объемом власти, которым располагал Первый (затем Генеральный) секретарь Центрального комитета КПСС. СССР являлся идеологическим государством. В Конституции СССР (126-я статья Конституции 1936 г. и 6-я статья Конституции 1977 г.) закреплялась руководящая роль Коммунистической партии Советского Союза (КПСС).

ЦК КПСС являлся высшим партийным органом в промежутках между съездами партии, а между пленумами ЦК руководящим органом было Политическое бюро. В Политбюро входили наиболее влиятельные члены ЦК, они определяли политику всей партии. Стоит отметить, что в СССР существовала однопартийная система, поэтому в действительности партия обладала монополией на политическую власть, что изначально привело к установлению автократического режима. Таким образом, политика партии являлась одновременно политикой всего государства. Члены Политбюро, даже не занимая государственных постов, фактически входили в круги высшего политического руководства СССР. Таким образом компартия была стержнем политической системы СССР, а Генеральный секретарь ЦК КПСС – де факто являлся первым государственным лицом. В отличие от других партийных должностных постов в руководстве КПСС, эта должность была единственной не коллегиальной. Со второй половины руководства Л.И. Брежнева наблюдалась тенденция совмещения высшей государственной должности (Председатель Президиума Верховного Совета) с высшей партийной (Генеральный секретарь ЦК КПСС).



В 1970-х гг. наблюдалось замедление темпов развития промышленности, в общественной жизни – окостенение идеологии; убедительность идеалов коммунизма в обществе постепенно ослабевала. Занявший в 1985 г. пост Генерального секретаря ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачев начал проведение масштабных реформ, так называемой «перестройки». Именно при нем в правовой системе СССР появился термин главы государства, в 1990 г. был учрежден пост Президента СССР. Власть оказалась фактически и юридически сосредоточена в руках одного человека, занявшего этот пост даже не посредством всеобщих выборов, а по итогам избрания съездом ЦК КПСС. КПСС фактически утратила способность и моральное право управлять обществом. Система оказалась перестала функционировать, чему способствовал ряд событий как в политической, так и в общественной жизни страны. Это привело к коллапсу СССР и, соответственно, институту президентства, не просуществовавшему в Советском Союзе и пары лет.




Скачать файл (43.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации