Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Психологический анализ текста как проблема в реализации биографического подхода - файл


скачать (209.2 kb.)


Смоленский государственный университет

Психолого-педагогический факультет

Реферат на тему:

«Психологический анализ текста как проблема в реализации биографического подхода»

Содержание

Введение…………………………………………………………….………….. ...3

1.История биографического метода в гуманитарных науках………….............4

2.Характеристика биографического метода………………………………….....5

3.Жизненный путь как предмет биографического метода …………………….8

4.Понятийный аппарат биографического метода …………………..................10

5.Биографический метод в работе с текстами…………………………………13

Заключение………………………………………………………………….........16

Список литературы………………………………………………………………17

ВВЕДЕНИЕ
Биографический метод (он же психобиографический) занимает всё более заметное место в арсенале современной психологии и смежных гуманитарных наук. Его развитие имеет длительную, богатую историю, которую творили философы, историки, социологи, искусствоведы, науковеды и, конечно, психологи. Среди тех, кто внёс существенный вклад развитие биографической психологии в XX веке, стоят психологи Н.А.Рыбников, Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн (СССР - Россия), австрийские Зигмунд Фрейд, Шарлотта Бюлер, Виктор Франкл, немецкие Альфред Адлер, Ганс Томэ, американские Г.Олпорт, А.Маслоу и другие.

В современной науке усиливается тенденция целостного изучения личности на всём протяжении её жизни в масштабе исторической эпохи, в связи с чем биографические методы приобретают большую популярность и развитие.

Тем не менее, остаются нерешенными многие вопросы теории жизненного пути человека, методических средств исследования жизни как естественноисторического процесса на уровне личности, взаимосвязи личностно-биографического и общественно-исторического времени. Весьма редки опыты использования биографического метода в его полном варианте для изучения развития личности.

Биографический метод имеет очень много общего с методом включенного наблюдения и по сути является еще одной разновидностью этнографического подхода к «анализу случая». Отличием биографического метода можно считать большую сфокусированность на уникальных аспектах истории жизни человека (иногда — группы, организации) и на субъективном, личностном подходе к описанию человеческой жизни, карьеры, истории любви и т. п, В центре внимания психолога здесь оказывается документальное или устное описание событий с точки зрения самого «случая», то есть те сведения, которые в медицине называют субъективным анамнезом. Как и метод включенного наблюдения, биографический метод имеет «этнографические» корни. Культурные антропологи и историки часто опирались (и опираются) на «устные истории» или дневниковые записи и мемуары, когда им приходится изучать соответственно «доисторические», не имеющие письменной традиции сообщества либо «закулисные» политические механизмы.

Биографические методы активно используются в социологических и психологических исследованиях . Главные сферы применения биографических методов – психология личности, дифференциальная психология, историческая психология. Некоторые модификации биографических методов используются для диагностики психических состояний.

Современные биографические методы, основанные на изучении личности в контексте истории и перспектив развития её индивидуального бытия и взаимоотношений со значимыми другими, направлены на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности, пространственно – временной организации её деловой, семейной, духовной жизни, природной и социальной среды .

ИСТОРИЯ БИОГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ

Биографический метод (от лат. biographia — жизнеописание) — метод исторического подхода к творцам произведений культуры, науки и философии, в котором объектом исследования становятся жизненная и идейная траектория авторов, воплощающаяся в личных документах (автобиографиях, биографиях, переписке и др.).

Наряду с исторической, литературоведческой, науковедческой биографией существует психологическая, а в арсенале психологии уже давно имеется биографический метод, который нацелен на исследование целостной личности как субъекта жизни, образно говоря, странника на жизненном пути. Именно этот метод сочетает в себе аналитичность, строгость научного с синтетичностью и метафоричностью художественного описания сложных психологических явлений.

Биографический метод по определению жизненный, рассматривает личность в ходе естественноисторического процесса ее бытия. Психологическое исследование на основе биографического метода есть исследование самого бытия личности. Оно направлено на психологические механизмы и законы ее социального поведения и жизнетворчества на жизненном пути.

Слово «биография» относится и к самой истории жизни, и к ее описанию. Наличие собственной истории - отличительный признак личности. «Можно даже сказать, что человек лишь постольку является личностью, поскольку имеет свою историю», - писал С. Л. Рубинштейн.

Биографический метод – это способ восприятия, анализа и оценки художественной литературы, при котором биография и личность писателя становится определяющим моментом творчества.

Философскую основу биографического метода оформил Шлеермахер, который, раскрывая эстетику романтизма, утверждал, что личность художника определяет творческие процессы.

Биографический метод часто связан с отрицанием литературных направлений, течений, школ и с широким использованием субъективных импрессионистических оценок.

К началу 20 в. сторонники биографического метода, очищая биографию от «посторонних элементов», оставили лишь «дух» писателя, его «сокровенное я», которое они пытались представить импрессионистическими приемами. Так, французский историк Г. Лансон утверждал, что импрессионизм — единственный метод, посредством которого можно постигнуть сущность литературного произведения.


Таким образом, при изучение творческого пути, творческой эволюции художника биография становится основой для периодизации его наследия, а при изучение автобиографических жанров, факты личной жизни становятся объектом психологического исследования.

ХАРАКТЕРИСТИКА БИОГРАФИЧЕКОГО МЕТОДА

Предмет биографических исследований определяет ряд отличительных свойств.

Метод является историческим: он рассматривает жизнь личности на фоне и в связи с историей общества, поколения, к которому принадлежит субъект жизнедеятельности.

История выступает партнером в жизненной драме, она детерминирует исходные условия, обстоятельства жизненного пути человека, «единицей» индивидуальной и общественной истории является событие. Как история на уровне общества, так и история на уровне индивида отражается в различного рода текстах - в письменных документах и преданиях, а также памятниках продуктов деятельности, реликвий.

Психолог, как историк, изучает тексты, материальные памятники прошлой жизни, чтобы по ним воссоздать историю личности, особенно историю ее души. Поэтому и в методической части биографирование сближается с историческим исследованием.

По своей направленности биографический метод является генетическим, а по организационной форме – лонгитюдным. Причем речь не идёт о многолетнем исследовании одних и тех же субъектов, а об охвате длительных периодов жизни за счёт ретроспекции и использования «памятников» прошлой жизни личности, за счет прогнозов и предвидений личности относительного собственного будущего.

Лонгитюдность здесь имеет значение темпоральности, т.е. обязательного соотнесения всех биографических данных со временем жизни.

Вследствие указанных свойств биографический метод широко используется для исследований закономерностей развития человека в масштабе индивидуальной жизни от рождения до самой смерти.

Без биографического метода невозможно получить информацию о состоянии развития на всем протяжении жизни человека. Личность развивается в процессах жизнедеятельности, совершая поступки, планируя и осуществляя изменения в собственной жизни и тем самым в собственном развитии. Именно биографический метод помогает раскрыть субъектный характер развития личности, то, кем человек был, что он сделал и кем стал.

Как уже сказано, лонгитюдность биографического метода обеспечивается его значительной ретроспективностью.

История жизненного пути – это прошлые события и обстоятельства. Мы можем реконструировать их на основе источников-памятников. Но было бы неверным свести биографическое исследование только к изучению прошедшего времени.

Современный биографический метод направлен и в будущее. Субъект жизнедеятельности – изучаемый человек – дает отчет о собственных планах, предвидениях, жизненных ожиданиях, мечтах и т. п., без этой информации биограф не может понять характер жизненного пути и тенденции развития личности. Полоса жизни, принадлежащая настоящему времени, также в поле зрения биографа, ибо в настоящем формируется будущее, осмысливается и переосмысливается прошлое. Вся жизнь в ее временной целостности является объектом биографического исследования.

Биографический метод отличается от лабораторного эксперимента или теста высокой валидностью, естественностью в том смысле, что он оперирует жизненными показателями – данными, которые взяты из естественного хода жизни, не подверженному специальному исследовательскому влиянию (побочное влияние может иметь место, но оно учитывается как помеха для объективности исследования или как фактор личностного развития, что важно для проведения психокоррекционной работы на основе биографического метода).

Жизненные показатели первостепенно значимы в деле изучения таких сложных структурных образований личности, как талант и характер, поскольку те соотносятся не с лабораторными проявлениями личности, а с ее реальным участием в жизненной борьбе и общественно значимом творчестве.

Естественность, жизненность биографического метода задает его синтетический характер, так как он оперирует крупными, целостными единицами, выражающими личность в целом. Именно эта особенность роднит его с искусством, отсюда же значительная описательность метода. В то же время эту особенность не надо абсолютизировать. Современный биограф анализирует жизнь по измеряемым элементам, а затем проводит синтез на основе концепции жизненного пути.

Объективность интерпретации биографических фактов зависит от истинности и четкости руководящей теории жизненного пути, а ее лучше всего строить на основе фактов. Единство анализа и синтеза - общий логический метод научного исследования, в том числе и биографического.

Соответственно в процедуре биографического исследования сочетаются различные конкретные методы как аналитического, так и синтетического характера и потому метод является комплексным.

Биографическое изучение личности обычно трудоемко и длительно, развертывается по этапам, опирается на серию конкретных биографических методик и техник.

Психолог понимает жизненный путь как взаимосвязь внешней и внутренней жизни, объективной и субъективной и уделяет последней не меньше внимания, чем событийной канве биографии. Обнаружение фактов внутренней жизни - переживаний зависит от воли самого субъекта жизни. Только он знает о том, что творится в его душе, каково содержание его переживаний. Только он может рассказать об этом в своих исповедях, дневниках, личных письмах, создавая биографические тексты на основе самонаблюдения. Такая особенность метода может быть названа интимностью. Ее необходимо учитывать, устанавливая доверительные отношения, с изучаемым человеком, побуждая его к самораскрытию, преодолевая естественную «защиту биографии».

Трудности глубинного познания жизни личности велики. Поэтому возникают порой сомнения: а под силу ли это науке? Жан-Поль Сартр отвечал на этот вопрос отрицательно: «В действительности субъективная жизнь, переживаемое, не может быть предметом познания, она принципиально не подвластна познанию... Кьеркегор прав, когда он утверждает, что горе, печаль, потребности, сострадание, человеческие заботы не охватываются познанием реальности..., что определенные области действительно не охватываемы человеческой мыслью».

И все же наука дерзает познать и понять личность во всей её полноте, и в этом большие надежды возлагает на биографический метод. Без него не постигнуть самого существенного в личности, и психология останется безжизненной, далекой от страдающего, борющегося и самоутверждающегося человека.

Итак, биографический метод - инструмент научного познания человека. Он может дать жизненные факты, без которых теория личности неполна. Его исследовательский потенциал постоянно растёт благодаря усилиям психологов-биографистов и других ученых.

Но есть и прикладные цели применения этого метода. Он используется как диагностический инструмент в работе с кадрами (личные биографические анкеты, опросники), при обследовании пациентов (анамнез), психологической экспертизе в судебной, педагогической практике.

Наконец, биография так или иначе кладётся в основу психологической помощи личности. На биографической основе возможна психоконсультационная работа, направленная на совершенствование личности через оптимизацию её субъективной картины жизненного пути и самой жизнедеятельности в социальном пространстве и времени.

Таким образом, представления о закономерностях прохождения жизненного пути в определённом историческом времени служат для личности ориентирами в жизни, чтобы лучше удалось реализовать и развить свои потенциалы, получить подлинное удовлетворение от процесса и результатов жизни. Иначе говоря, анализ биографии сквозь призму теоретической модели оптимального жизненного пути, помогает личности управлять своим развитием. В практическом плане психологи-биографисты накопили опыт создания своеобразного биографического тренинга и отдельных психотехник, повышающих культуру жизни личности.

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ КАК ПРЕДМЕТ БИОГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА

В XX веке в общих чертах сложилась теория жизненного пути и личности. С.Л.Рубинштейн в книгах «Основы психологии» и «Основы общей психологии» уделял особое внимание проблеме жизненного пути, связывая её с самосознанием личности.

«Сущность человеческой личности находит своё завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю... Всякий человек имеет свою историю, поскольку развитие личности опосредовано результатом её деятельности, аналогично тому, как развитие человечества опосредуется продуктами общественной практики».

Б.Г.Ананьев характеризует жизненный путь как социально-историческую форму индивидуального развития человека, так что «все события этого развития (биографические даты) всегда располагаются относительно к системе измерения исторического времени... Психологическое изменение структуры личности, её характера и таланта уже немыслимо вне категории исторического времени...».

По Б.Г.Ананьеву, «личность всегда конкретно-исторична, она – продукт своей эпохи и жизни страны, современник и участник событий, составляющих вехи истории общества и её собственного жизненного пути... Поэтому изучение личности неизбежно становится историческим исследованием не только процесса её воспитания и становления в определённых социальных условиях, но и эпохи, страны, общественного строя, современников, сотрудников или, напротив, противников — в общем, соучастников дел, времени и событий, в которые была вовлечена личность. Биографическое исследование личности, её жизненного пути и творчества есть род исторического исследований в любой области знания — искусствознания, истории науки и техники, психологии и т.д.».

Германский психолог Ганс Томэ изучал развитие личности на жизненном пути в зависимости от исторического времени. Он считал, что необходимо исследовать развитие личности в конкретных социально-исторических обстоятельствах жизни того или иного поколения, и говорил о новой отрасли — психологии жизненного пути.

В этой связи закономерно ставить вопрос о социально-исторической адаптации личности и её историческом поведении.

Общество всегда разделяет идеи и предрассудки своего времени, не соглашается с ними, стремится оставить в нем свой след. Сама эпоха накладывает ограничения на самореализацию и развитие личности, врывается в течение индивидуальной жизни и может всё изменить в ней, даже помимо её воли. Но, несмотря на это, эпоха дает человеку возможность ощутить чувство ответственности и воли.

Человеческая жизнь субъектна, она осуществляется, выстраивается самой личностью-субъектом жизненного пути, осмысливается и переосмысливается ею. Человек не просто живет, но ищет смысл, жаждет, чтобы его жизнь была значительной и не бесследной.

Замечательно об этом размышлял Л.С.Выготский: «Вот - жизнь. Она глубже, шире своего внешнего выражения. Всё в ней меняется, всё становится не тем. Главное - всегда и сейчас, мне кажется, не отождествлять жизнь с её внешним выражением и всё. Тогда, прислушиваясь к жизни (это самая важная добродетель, немного пассивное отношение вначале), найдёшь в себе, вне себя, по всем столько, что вместить нельзя будет никому из нас. Конечно, нельзя жить, не осмысливая духовно жизнь. Без философии (своей, личной, жизненной) может быть нигилизм, цинизм, самоубийство, но не жизнь. Но есть ведь философия у каждого. Надо, видимо, растить её в себе, дать ей простор внутри себя, потому что она поддерживает жизнь в нас... Кризисы - это не временное состояние, а путь внутренней жизни. Когда мы от системы перейдём к судьбам (произнести страшно и весело это слово, зная, что завтра мы будем исследовать, что за этим скрывается), к рождению и гибели систем, мы увидим это воочию».

В содержательном плане структура жизненного пути складывается из разнообразных деятельностей, общении, занятий, характеристик среды и т. д., говоря словами Ш.Бюлер «измерений» (dimension).

Рассмотрев характеристики биографического метода, можно сказать, что осознание жизни идет в разной форме - как переработка собственного прошлого и накопление через это жизненного опыта, как планирование будущего, как соотнесение планов и программ с результатами и достижениями, тех и других - с собственными внутренними потенциалами и притязаниями, желаниями стремлениями. Процессы осознавания, смыслообразования, построения собственной жизненной философии составляют более или менее напряженную внутреннюю жизнь, потаённую сторону жизненного пути.


ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ БИОГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА


Исходя из предварительных характеристик жизненного пути, установления специфики человеческой жизни, можно определить круг понятий биографического метода.

Фундамент биографического метода и основное содержание биографики составляют:

«жизненный путь»;

«жизнедеятельность»;

общенаучные понятия «личность», «субъект», «индивидуальность»;

«событие», «событие жизни», «хронотоп»;

«ситуация или среда развития».

В узком смысле слова личность характеризуется социальными и психосоциальными свойствами. «Для человека как личности существенными могут считаться лишь те характеристики, которые связаны с развитием общества, особенно с производством его материальной жизни, и выполняют, следственно, определенную социальную функцию». «...Личность всегда конкретно-исторична, она - продукт своей эпохи и жизни страны, современник и участник событий, составляющих вехи истории общества и ее собственного жизненного пути».

Субъект - познающее и сознательно действующее материальное существо. Свойства субъекта (субъектные) не сводятся к субъективным. К внешней структуре субъекта относятся такие не субъективные явления, как предмет деятельности, средства (орудия и знаки) и способы действий с ними (операции), наконец, продукты и производительность деятельности.

Внутренней структурой субъекта, в которой обобщаются свойства личности индивида, являются психофизиологические и психосоциальные свойства человека, определяющие его готовность к выполнению разных видов деятельности и возможный уровень продуктивности. Поэтому их можно отнести к потенциалам, ресурсам человека. Потенциалы субъекта иерархически, субординационно организованы. Но есть и координационные отношения между классами ресурсов и резервов человека. Причем все потенциалы представляют собой синтез различных сторон природы человека.

Индивидуальность - наиболее поздний продукт индивидуального развития личности. Генетический порядок здесь таков: индивид — личность - индивидуальность. В структуре индивидуальности «пересекаются (обобщаются) важнейшие свойства не только личности, но также индивида и субъекта».

Интеграция и дифференциация - две взаимосвязанные тенденции в развитии любой системы. Однако уровень интеграции может быть различным.

Наиболее важными из всех приведенных понятий являются термины «событие», «событие жизни». Это случай, факт жизни, имеющий существенные последствия для ее дальнейшего хода, кладущий начало новому образу жизни, перестройке внутреннего мира и социального поведения личности, иначе говоря, переломный момент в ней.

Кроме событий, существуют более устойчивые и менее осознаваемые обстоятельства жизни – условия в которых она протекает - экономические, политические, юридические, моральные.


Характер этих обстоятельств зависит от конкретных времени и места жизни, что фиксирует понятие хронотопа, в данном случае можно сказать биографического хронотопа.

Жизнь предстаёт в форме среды развития, которая сама дифференцируется на макросреду (ею является современное человеку общество на определенном этапе его развития), и микросреду как совокупность обстоятельств, непосредственно окружающих человека – микрогруппы, в которые он включен, родительская и его собственная семья, круг общении на работе и на досуге.

Очень важное значение для характеристики субъектности жизненного пути имеет понятие «собственной среды развития, т. е. той, которую создает сам человек сообразно своим вкусам и привязанностям, планам и притязаниям».

Создавая собственную среду, человек определяет условия своего развития и сам управляет им, определяет его результаты.

Социальная ситуация развития — понятие известное в психологии со времен Л.С. Выготского, оно означает комплекс обстоятельств в их отношении к конкретной личности в определённый возрастной период. Это динамическая сторона обстоятельств жизни. В биографическом плане не меньшее значение имеет социально-историческая ситуация развития, определяемая исторической эпохой, в которой довелось жить конкретной личности.

С течением времени у человека складывается свойственный ему образ жизни, устоявшиеся, характерные формы индивидуальной жизнедеятельности личности, которые относятся к особенностям общения, поведения и деятельности в сферах труда, общественно-политической деятельности, быта и досуга. Эта объективная характеристика жизни дополняется субъективной – стилем жизни, т.е. системой психологических механизмов обеспечивающей тот или иной образ жизни.

В 90-ые годы К.А.Абульханова-Славская обогатила понятийный аппарат биографического метода такими понятиями, как жизненная позиция, жизненная перспектива, линия жизни и другие.

Проработав понятийный аппарат биографического метода, можно сделать вывод о важности и необходимости приведенных понятий. Все они необходимы для описания и объяснения закономерностей жизни человека во всей её специфики и будут раскрыты в дальнейшем изложении содержательных вопросов биографического метода.


БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТАМИ


Биографический метод составляет особое направление гуманитарного знания. Вильгельм Дильтей считал биографический метод высшей и основной формой гуманитарного исследования. Его зачатки обнаруживаются еще в Древнем Египте. Издавна объектами биографии являлись выдающиеся люди. В античном мире созданы известные «Жизнеописания двенадцати цезарей» Светония, жизнеописания Плутарха.

В Средневековье была написана «Исповедь» философа-богослова IV века н.э. Августина Блаженного, распространился жанр, который назывался жития святых. Так, в XIII веке кардинал Бонавентура создал «Житие Франциска Ассизского», а на Руси были написаны подобные произведения о подвижниках православия.

Житийная литература имела нравственный посыл и служила просвещению и воспитанию народа. Известны автобиографии эпохи Возрождения (Б.Челлини), эпохи Просвещения («Исповедь» Жан-Жака Руссо). В русской биографической литературе жизнеописание помещика Андрея Тимофеевича Болотова, мемуары декабристов, опубликованные дневники русской художницы Марии Башкирцевой и многие другие. Подобные произведения одновременно являют собой жанр литературы, истории и психологии.

В XIX веке наряду с мемуарной литературой появились аналитические произведения на основе биографических материалов в целях литературоведения, исторического исследования, психологического познания.

В литературоведении и искусствоведении в целом существует непреходящий интерес к личности художника и его жизни. Понять художественное произведение невозможно без знания исторического контекста, времени, в котором жил и творил автор. Именно через биографию исследователь проникает в атмосферу эпохи создания произведений.

Глубокие мысли о биографии как культурном феномене в литературоведении высказал Г.Винокур в книге «Биография и культура». В частности, он обратил внимание на роль литературных произведений в программировании поведения личности на жизненном пути, на то, что у некоторых образованных людей существует закономерная стилизация жизни в соответствии с литературными образцами.

В психологии одним из первых, кто использовал биографический метод, называют французского критика, литератора Сент-Бёва (XIX век), который рассматривал литературное произведение как отражение личности его автора. Критические выступления Сент-Бёва представляли собой литературные портреты писателей, биографии в миниатюре (отношения писателя с современниками, его культурная среда, образ повседневной жизни).

Современные биографы отмечают узость и ограниченность такого подхода, при котором в тени остаются сами литературные произведения. Однако принцип связи творческого продукта с биографией писателя признается верным.

Писатель выражает насущные запросы, проблемы, идеи своего времени, использует художественный опыт предшественников. Игнорирование этой стороны детерминации творчества приводило, как это было в СССР в 20-е годы, к попыткам социологизировать до конца литературный процесс, что выразилось в концепции «искусства без имен». О.М.Брик тогда считал, что «нет поэтов и литераторов - есть поэзия и литература... Не будь Пушкина, «Евгений Онегин» всё равно бы был написан».

Отрицание связи литературного творчества с объективной действительностью представляет литературу как спонтанное самовыражение писателя, не связанное ни с запросами своего времени, ни с объективным ходом развития художественных форм. Эта тенденция усилилась под влиянием психоанализа.

Принцип психоанализа заключается в поиске связи между сюжетами книг писателя и перипетиями его жизненного пути, поисками истоков его творчества в раннем детстве и сексуальном опыте (известны психоаналитические биографии Леонардо да Винчи, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского).

В то же время психологизация искусства у фрейдистов отрицала творческую индивидуальность, поскольку всё объяснялось одними и теми же неизменными причинами - Эдиповым комплексом, садо-мазохизмом, ранними психологическими травмами.

В действительности художественное творчество больше, чем какое-нибудь другое, дает простор для воплощения индивидуальности автора. Творческая история произведения соотносится с биографией автора, поэтому биографические исследования – важный раздел литературоведения.

Изучение биографии помогает уловить органическое единство человека и художника и таким образом глубже понять само произведение. Личностный фактор художественного творчества неустраним в принципе, он присутствует не только в самом процессе создания произведения, но и в готовом продукте – романе, поэме, картине в форме индивидуального стиля, личного жизненного опыта, переплавленного в процессе художественного труда. Все это выражается в понятии «творческая индивидуальность».

Биографический подход к творчеству писателя свойственен и современному литературоведению. Биографические романы-исследования Бориса Бурсова о Пушкине и Достоевском, работы Юрия Лотмана о Пушкине, Бориса Соловьева о Блоке и многие другие являются прекрасными образцами литературоведческой биографии.

Техника личных документов разрабатывается не только в связи с биографическим исследованием, но и в целях проникновения в творческую лабораторию писателя. Воссоздание картины творческого процесса опирается на такие документы, как письма, дневники, записные книжки, свидетельства окружающих.

Таким образом, как в истории, так и в психологии биографический метод обращен к жизни выдающихся людей. Методическая сторона биографирования здесь тоже родственна историческому источниковедению. Описаны разные виды личных документов, раскрыто их значение для психологии, определены правила работы с личными документами и написания биографии.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Современная ситуация в нашей стране, определяемая коренными преобразованиями в обществе, создает особую проблемность жизни личности, что побуждает каждого из нас больше думать о ней и самостоятельно искать новые возможности для осуществления своих целей и планов, потребностей и стремлений.

Благодаря этому биографический метод становится орудием понимания законов жизни. Опыт биографистов доказал научную состоятельность и уникальную ценность биографического метода в деле исследования, обследования и усовершенствования личности при самом активном ее участии как эксперта и субъекта собственного жизненного пути.

За сто лет существования биографического метода стала очевидной незаменимость биографической информации о личности и её развитии.

По мере развития конкретных биографических исследований совершенствуются их концептуальные основы и методические средства. Биографический метод становится аналитичным и более строгим, количественным, чем сто лет назад, а биографическая информация используется в комплексе с другой в общей процедуре обработки и интерпретации данных об индивидуальности конкретных людей.

В дифференциально-психологическом плане биографический метод особенно продуктивен в рамках психографии, в сочетании с другими научными методами. В общепсихологическом плане он также все более органично может сочетаться с экспериментальными, обсервационными и психодиагностическими методами, что повышает его научный потенциал.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. 2 изд., исп. – М.: книжный дом «Университет», 2002.

Никандров В.В. Экспериментальная психология. М., 2003.

Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. М.: Наука, 1987.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1999. c.

Бyeвa Л. П. Человек: деятельность и общение. М., 1978.

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968.

Томэ Г. Теоретические и эмпирические основы психологического развития человеческой жизни//Принцип развития в психологии М.: Наука, 1978.

Боброва Е. Ю. Основы исторической психологии. СПб: СП6ГУ, 1997.

(Выгодская Г.Л. Каким он был//Вопросы психологии. 1996.№5.

Ананьев Б.Г. Некоторые вопросы изучения человека// Человек и общество. - Л.: ЛГУ, 1966. В. 1.

Ананьев Б.Г О проблемах современного человекознания. М.: Наука. 1977.



Винокур Г. Биография и культура. - М.: Государственная Академия художественной науки, 1927.


Скачать файл (209.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации