Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Анализ качества и ассортимента продукции - файл 1.doc


Анализ качества и ассортимента продукции
скачать (316.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc317kb.20.11.2011 18:25скачать


1.doc

Содержание



Введение

Глава 1 теоретические основы анализа структуры и ассортимента продукции

1.1 Показатели, характеризующие выпуск и реализацию продукции 4

1.2 Понятие структуры и ассортимента продукции 8

Глава 2 анализ структуры и ассортимента продукции ООО ТД «Савой»

2.1 Краткая характеристика предприятия 17

2.2 Анализ структуры и ассортимента продукции 20

2.3 Рекомендации по улучшению структуры и ассортимента

продукции 27

Заключение

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ


Глава 1 теоретические основы анализа структуры и ассортимента продукции

1.1 Показатели, характеризующие выпуск и реализацию продукции.
Для характеристики объема производства и реализации продукции в стоимостном выражении используются показатели валовой и товарной продукции.

Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается обычно в сопоставимых ценах.

ВП =Онзп нач. + ТП – Онзп кон. (1.1)

Где ВП – валовая прибыль,

Онзп нач.- остаток незавершенного производства на начало года,

ТП – товарная продукция,

Онзп кон.- остаток незавершенного производства на конец года.

ВП= ТП – ∆Онзп (1.2)

Реализованная продукция – оплаченная, если учитывать ее «по оплате». Допускается также учет реализованной продукции «по отгрузке» – учитывается продукция, отправленная в адрес покупателя, но пока еще не оплаченная.

РП= О нрп нач + ТП – О нрп кон. (1.3)

О нрп нач - остаток не реализованной продукции на начало года,

О нрп кон. - остаток не реализованной продукции на конец года .

РП = ТП - Онрп (1.4)

На промышленных предприятиях для оценки объема производства продукции используется показатель товарной продукции. На основе данных об объеме товарной продукции производится построение рядов динамики показателей производства и реализации продукции за длительный период, как в общем объеме, так и по видам продукции. Исходя из объема товарной продукции определяются производительность труда, фондоотдача, фондоемкость продукции.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается она в оптовых ценах, действующих в отчетном году. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

Анализ товарной продукции проводится в двух направлениях:

а) оценка выполнения годового плана по выпуску товарной продукции;

б) анализ динамики выпуска товарной продукции за ряд лет.

Анализ выполнения заданий годового плана по объему производства товарной продукции проводят по данным годовой или квартальной отчетности и годового плана. Выполнение плана оценивают, сопоставляя отчетные данные по объему товарной продукции с плановыми, определяя абсолютное отклонение от плана, процент выполнения годового плана и темпы роста к предыдущему году.

Целесообразно определять следующие показатели динамики объема производства продукции:

а) Абсолютный прирост объема производства за анализируемый период по сравнению с предыдущим годом, который позволяет дать оценку скорости изменения и определяется по формуле:

∆ТП = ТП1 – ТП0 (1.5)

(в данном обозначении ТП - определяет выпуск товарной продукции, но данный способ оценки может быть применён и к другому виду продукции).

б) Общий прирост продукции за рассматриваемые годы:

∆ТПо = nS∆ТП0i (1.6)

i=1, где n - число лет, за которые рассматривается динамика объема товарной продукции.

в) Среднегодовой абсолютный прирост продукции, определяемый путем деления общего прироста продукции на число лет:

∆Qсг =n1/n∙S∆Qтi (1.7)

I=1

Темп роста продукции в некоторых методических разработках по АФХД называют ещё индексом объёма продукции. Данный показатель характеризует динамику развития предприятия. Однако нужно заметить, что, если исследователь будет пользоваться только данными внешней бухгалтерской отчётности, он сможет рассчитать динамику лишь реализованной продукции (по данным формы №1.2): два индекса – по выручке от реализации и – по себестоимости реализованной продукции;

г) Среднегодовой темп роста Rср.г и среднегодовой темп прироста продукции Rсср.г, определяемые по формуле:

Rср.г =nÖ Q1/ТП0 (1.8)

Rсср.г=n-1 ,Ö Q1/ТП0, (1.9)

где ТП0 - выпуск товарной продукции в базовом году (от которого начинается отсчет n лет). Данный показатель имеет смысл рассчитывать только, если выпуск представлен в натуральных величинах (штуки, метры, тонны и т.д.) или в сопоставимых ценах.

Условно-натуральные показатели применяются для характеристики объемов производства продукции в целях текущего планирования, например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на полиграфических предприятиях – тысячи условных печатных листов, краско-оттисков, на ремонтных предприятиях - количество условных ремонтов. Однако обобщающие показатели объема производства продукции (товарной и валовой продукции) получают с помощью стоимостной оценки - в оптовых ценах. Как правило, реализованной продукцией считается, отгруженная и оплаченная покупателями. Хотя на сегодняшний день у бухгалтеров есть выбор - считать реализацию продукции по отгрузке (по моменту передачи права собственности покупателю) или по оплате (по моменту получения денежных средств в уплату за товар на расчетный счет или в кассу предприятия).

Система показателей, характеризующих объем производства, включает в себя, помимо объема товарной продукции в сопоставимых ценах, фондоотдачу, а также выпуск продукции на 1 рубль стоимости предметов труда. Фондоотдача - важнейший обобщающий показатель использования всей совокупности основных средств. Как нам уже известно, он характеризует выпуск продукции на единицу стоимости промышленно-производственных средств. При планировании и учете производственной деятельности промышленных предприятий показатель фондоотдачи (Фотд.) определяется отношением товарной продукции в договорных ценах к балансовой стоимости основных промышленно-производственных средств.

Фотд = ТП/ср.ОПФ (1.10 )

К относительным величинам относятся изменения названных величин.

Задача анализа производства и реализации продукции состоит также в том, чтобы определить каким образом ключевой показатель – объем товарной продукции (выручка от реализации) зависит от того или иного параметра, и принять соответствующее управленческое решение с целью повышения эффективности производства. Следовательно, необходимо определить влияние отдельных факторов на объем товарной продукции, факторов, обеспечивающих изменение выручки в отчетном периоде по сравнению с предыдущим.

1.2 Понятие структуры и ассортимента продукции
Номенклатура, или товарный ассортимент, — это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Она включает различные виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации. Товарный ассортимент характеризуется широтой (количеством ассортиментных групп), глубиной (количеством позиций в каждой ассортиментной группе) и сопоставимостью (соотношением между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общности потребителей, конечного использования, каналов распределения и цен).

Управление ассортиментом является одной из важнейших составляющих конкурентной стратегии компании. Вопрос о расширении либо сужении ассортимента выпускаемой или продаваемой продукции может иметь различные решения в зависимости от целого комплекса конкретных условий: отрасль, товарная группа, размеры фирмы и прочие конъюнктурные составляющие.

Любое расширение ассортимента неизбежно влечет за собой увеличение расходов. При этом положительные финансовые результаты от изменений в ассортименте могут иметь место только в будущем. Иногда целью расширения ассортимента (например, выпуск аксессуаров, сопутствующих товаров под существующей торговой маркой) может быть реклама. В таком случае расширение ассортимента должно рассматриваться, как и всякие операционные расходы — с точки зрения их влияния на денежные потоки и финансовые результаты.

Объем производства и реализации продукции являются взаимосвязанными показателями. В условиях ограниченных производственных возможнотей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.

Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.

Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции.

Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условно0натуральные измерители.

Большое внимание на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

· определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

· оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

· изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие их производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

· оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту на общий плановых выпуск продукции.

Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины - недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства. Недостатки в системе управления и материального стимулирования.

Увеличение объема производства по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношение отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре - значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции.

При формировании ассортимента и структуры предприятие должно учитывать опрос на данные виды продукции и наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, финансовых ресурсов. Система формирования ассортимента включает:

1. Определение потребностей покупателей.

2. Оценку уровня конкурентоспособности продукции.

3. Изучение жизненного цикла изделий и принятие своевременных мер по внедрению более совершенных видов продукции.

4. Оценку степени риска изучения в ассортименте продукции.

Оценка выполнения плана по ассортименту производится с помощью коэффициента ассортиментности. Он определяется отношением общего фактического выпуска продукции зачтенного в выполнении плана по ассортименту на общий плановый выпуск продукции.

Продукция изготовленная сверх плана или предусмотренная планом не засчитывается в выполнении плана по ассортименту. Если наблюдается перевыполнение плана по ассортименту, то это может быть вызвано рядом причин как внешних (конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей), так и внутренних (недостаток в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, недостатки в системе управления).

Увеличение объема производства по одним видам и сокращение по другим приводит к изменению ее структуры (структура – соотношение отдельных изделий в общем их выпуске). Выполнить план по структуре значит сократить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Изменение структуры оказывает большое влияние на такие экономические показатели, как объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, прибыль, рентабельность. Если увеличить удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостной оценке возрастает и наоборот. То же происходит с размером прибыли. При увеличении удельного веса высокорентабельной продукции объем возрастает и наоборот.

Важным показателем деятельности предприятия является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество продукции - понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Методика анализа структуры и ассортимента.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данный вид продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении.

Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием объемов с помощью различных измерителей.

Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

- определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

-оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

- изучение жизненного цикла изделия и принятие своевременных мер по внедрению новых, более совещенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и неэффективных изделий;

- оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).

Коэффициент выполнения плана по ассортименту = Принимается в зачет выполнение плана по ассортименту / план (по методике Савицкой Г.В.).

Если хотя бы по одной позиции план не выполнен, то общий план по ассортименту не выполнен.

Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть:

1) Внешние:

- Отказы от продукции

- Недостатки в материально-техническом обеспечении

- Несвоевременный ввод оборудования

2) Внутренние:

- Недостатки в планировании;

- Недостатки организации производства;

- Устаревшее оборудование.

Последствие невыполнения плана по ассортименту – невыполнение обязательств по поставкам.

По методике Шеремета. Предприятие с большим количеством наименований изделий рекомендуется следующая методика определения общего процента выполнения плана по ассортименту:

  1. Выявляется недовыполнение плана по каждой позиции ассортимента: (Qni – Qфi)/ Qni *100%; (2.1)

  2. Посчитается недовыполнение плана по всему ассортименту: (Сумма(Qni – Qфi)/ Qni *100%)/m ; (2.2)

  3. Определяется процент выполнения плана по ассортименту: Процент выполнения плана по ассортименту = 100% - (Сумма(Qni – Qфi)/ Qni *100%)/m , (2.3)

где Qni – объем производства i-го изделия по плану;

Qфi - объем производства i-го изделия фактически;

M – число позиций ассортимента.

Невыполнение плана по ассортименту изделий приводит к структурным сдвигам в составе продукции, которые возможны и при выполнение плана по отдельным изделиям, но при разной степени перевыполнении плана по ним. Сдвиги в структуре продукции влияют на размер выполнения плана по обобщающим показателям производственно-хозяйственной деятельности:

- Выпуск и реализация продукции;

- Производительность труда;

- Себестоимость;

- Прибыль.

В связи с этим необходимо тщательно изучать изменения в составе выпускаемых изделий и их причины.

Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

% выполнения плана по структуре = принимается в зачет выполнения плана по структуре / факт

Изменение структуры влияет на изменение объема выпуска в стоимостной оценке, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность (с увеличением удельного веса более дорогой продукции объем выпуска увеличивается и наоборот; с увеличением высокорентабельной продукции прибыль увеличивается, а с уменьшением низко рентабельной продукции прибыль уменьшается).

Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:

ВПф = Сумма ( Vф.общ * УДiф* Цiпл), (2.4)

ВПусл = Сумма ( Vф.общ * УДiф* Цiпл), (2.5)

∆ВПстр = ВПф – Впусл (2.6)

Анализ структуры осуществляется с помощью показателя удельного веса продукции в общем выпуске. При анализе определяют плановую структуру и фактическую

Для расчета влияния структурных сдвигов на объем продукции необходимо использовать оптовые цены, производственную себестоимость, заработную плату производственных рабочих.

Дельта ТП структурных сдвигов = ТП плановая (К2- К1) (2.7)

К – коэффициент изменения продукции в различных измерителях;

К2 – коэффициент выполнения плана по объему продукции, рассчитанных в плановых оптовых ценах = ∑ цена плановая * количество фактическое

К1 – коэффициент выполнения плана по объему продукции, рассчитанного по плановой з/п производственных рабочих = ∑ з/п плановая * количество фактическое

Если К2 > К1, следовательно отклонение по продукции будет больше, то есть сверхплановый выпуск продукции по причине увеличения удельного веса продукции, имеющего более высокую цену.

Источники информации:

1. Договоры

2. Бизнес-планы

3. Статистическая отчетность (годовая, квартальная, месячная) №1-п «Отчетность по продукции»

4. Платежные требования, накладные, ведомости по отгрузки, данные складского учета, данные инвентаризации, приходно-расходные документы, счет-фактуры, выписки банка об оплате.

Глава 2 анализ структуры и ассортимента продукции ООО ТД «Савой»
2.1 Краткая характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «Савой» в 1995 году основал Сергей Анатольевич Волков.

Местом нахождения ООО ТД «Савой» является: 658210, Алтайский край, г.Рубцовск, пр-т. Ленина д.182, контактный тел.: 4-28-73

В декабре 2004 года ООО «Савой» преобразовано в ЗАО «Компания Савой» с целью дальнейшего развития производства, для вооружения современными технологиями и мощностями, для расширения ассортимента производимой продукции с учетом охвата всех потребительских вкусов и удовлетворения спроса. В ЗАО «Компания Савой» входят:

- ООО «Савой» (производство безалкогольной продукции, ПЭТ бутылок и однокомпонентной пробки);

- ООО «Вояджер» (логистика);

- ООО Торговый дом «Савой» (управление).

Организационная структура управления компании Савой построена по линейно-функциональному принципу управления, - ­создание при основных звеньях линейной структуры функциональных подразделений. Основным достоинством этой структуры является то, что она, сохраняя целенаправленность линейной структуры, дает возможность специализировать выполнение отдельных функций и, тем самым, повысить компетентность управления в целом.

Источниками формирования финансовых ресурсов Компании Савой является уставный капитал, прибыль, амортизационные отчисления, кредиты и другие поступления, не противоречащие закону. Из балансовой прибыли формируются фонды, уплачиваются налоги и другие предусмотренные законодательством платежи.

Фирма относится к средним предприятиям с серийным типом производства. Основными документами являются устав и учредительный договор. Уставный капитал компании составляется из номинальной стоимости долей его участников. Размер долей участников общества в уставном капитале: Волков С.А. – 100%. Компания занимает лидирующее положение в городе Рубцовске (доля рынка составляет более 50%) по темпам роста, степени безопасности и качеству выпускаемой продукции. По оценкам специалистов, компания входит в первую десятку производителей безалкогольных напитков Алтайского края.

В производстве продукции используются ингредиенты и материалы российских компаний. Основными поставщиками сырья и материалов являются: ООО «Мега-Пласт-Иртыш» (преформа); ООО «Каприз» (сахар, соль); ООО «Ю.Сиб» (ароматизаторы); ООО «Спецуниверсал» (углекислота); ООО «Дилер-Сибирь» (ароматизаторы, пищевые добавки и др.).

Сегодня Компания «Савой», благодаря отлаженному производству, может полностью удовлетворять потребность Алтайского края в прохладительных напитках. Не желая останавливаться на достигнутом, компания стремится завоевать покупателей в других регионах России и стран ближнего Зарубежья.
Таблица 1.1 – Основные показатели деятельности ООО ТД «Савой» за 2007-2009 гг.

Показатели


Период исследования

Абсолютное отклонение

Темп роста, в %

2007

2008

2009

2007

2008

2009

2007

2008

2009

1.Выручка, тыс.руб.

33533

35966

31098


2433


-4868


-2435

107,25

86,46

92,74

2.Производсивенный персонал, чел

9

11

12


2


1


3

122,22

109,09

133,33


Продолжение таблицы 1.1

3.Заработная плата, тыс. руб.

708

732

836


24


104


128

103,39

114,21

118,08

4.Материальные затраты, тыс. руб.

32216

36301

30491

4085

-5810

-1725

112,68

83,99

94,64

5.Основные произв-ые фонды, тыс. руб.

1121

1216

1216


95


0


95

108,474

100

108,474

6.Амортизация,тыс.руб.

145

584

407


439


177


262

402,759

69,692

28,069

7.Оборотные средства, тыс. руб.

9866

9843

9245


-23


-598


-621

99,767

93,924

93,706

8.Производительность труда, тыс. руб

9725,889

3269,636

2591,5

-6456,253

-678,136


-7134,389

33,618

79,26

26,645

9.Зарплатаемкость, руб

0,021

0,02

0,027

-0,001


0,006


0,006

96,396

132,085

127,135

10.Материалоотдача, руб.

1,041

0,991

1,019


-0,05


0,029


-0,021

95,186

102,941

97,985

11.Материалоемкость, руб.

0,961

1,009

0,980

0,048


-0,028

0,019

105,058

97,143

102,056

12.Фондоотдача, руб.

29,913

29,578

25,574

-0,336

-4,003

-4,339


98,876

86,464

85,493

13.Амортизацияемкость, руб.

0,004

0,1624

0,013

0,012

-0,003

-0,001

375,513

80,601

302,668

14.Фондоемкость, руб.

0,033

0,034

0,039

0,001

0,005

0,005

101,137

115,654

116,968

15.Коэф.оборачивоемости оборот.ср-в

3,398

3,654

3,364

0,255

-0,29

-0,035

107,506

92,058

98,968

16.Коэф. Закрепления

0,294

0,274

0,297

-0,02

0,023

0,003

93,018

108,627

101,043


По данным таблицы можно сделать вывод о том, что в 2009 году самый низкий уровень выручки, который составил 31098 тыс.руб. В сравнении с 2007 годом это на 2435 тыс.руб. меньше и так же на 4868 тыс.руб. меньше чем в 2008 году. Число основных производственных фондов в 2009 году они составляют 1216 тыс. руб., в сравнении с 2008 годом этот показатель не изменился. Амортизация уменьшился на 177 тыс. руб. в 2009 году в сравнении с 2008 годом,. Оборотные средства с 2007 году уменьшились по 2009 год на 621 тыс. руб. Производительность труда с 2007 года по 2009 год снизилась на 7134,389 тыс. руб. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов в 2009 году в сравнении с 2007 уменьшился на 0,035, а в сравнении с 2008 возрос на 0,255, что говорит о эффективном использовании оборотных средств.
2.2 Анализ структуры и ассортимента продукции

Таблица 2.1 - Бюджет продаж ООО ТД «Савой» за 1 квартал 2009 г.


Показатели

Период, месяц

Изменение

январь

февраль

март

Февраль -январь.

Март-февраль

Средний объем продаж, тыс. шт

469 620

479 013

488 593

9 392

9 580

Газированные напитки 1,5 л.

466 377

475 704

485 219

9 327

9 514

Сокосодержащие напитки 1 л.

2 187

2 231

2 276

44

45

Квас 1,5 л.

1 042

1 063

1 084

21

21

Газированные напитки 0,5 л.

14

14

14

0

0

Средняя цена реализации,руб./шт

30

30,6

31,212

0,6

0,612

Газированные напитки 1,5 л.

12

12,24

12,4848

0,24

0,2448

Сокосодержащие напитки 1 л.

10

10,2

10,404

0,2

0,204

Квас

3

3,06

3,1212

0,06

0,0612

Газированные напитки 0,5 л.



5

5,1

5,202

0,1

0,102


Выручка за месяц,тыс. руб.

5621598

5848710

6084998

227 112

236 287

Газированные напитки 1,5 л.

5596529

5822629

6057863

226 100

235 234

Сокосодержащие напитки 1 л.

21874

22757883

23677301,47

883 716

919 418

Квас

3125

3251

3382

126

131

Газированные напитки 0,5 л.

69

72

75

3

3
Продолжение таблицы 2.1
Вывод: Бюджет продаж на каждый вид продукции увеличивается в каждом месяце. В феврале объем продаж увеличился на 9392 шт., а в марте на 9580 шт. Выручка так же в каждом месяце увеличивается в феврале на 227112 руб., а в марте на 236287 руб.
Таблица 2.2 – Анализ структуры продаваемых товаров

ООО ТД «Савой» за 2007-2008 гг., руб.


Группы товаров

Выручка за 2007 г.

(план)

Выручка за 2008 г. (факт)

Выручка фактическая при плановой структуре, руб.

Засчитывается в выполнение плана по структуре, руб.

Влияние структуры товаров на изменение объема, руб.

руб.

%

руб.

%

Газированные напитки 1,5л.

25150

75,0

26356

73,3

26974,5

25150

-1824,5

Сокосодержащие напитки 1л.

5328

15,9

6237

17,3

5718,8

5328

-390,8

Квас

2015

6,0

2158

6,0

2158

2015

-143

Продолжение таблицы 2.2

Газированные напитки 0,5л.

1040

3,1

1215

3,4

111,5

111,5

928,5

Итого

33533

100

35966

100

35966

32604,5

-



Вывод: Выручка в 2007 г. по всем группам товаров составила 33533 тыс.руб.. наибольшую долю составили газированные напитки (75%) и сокосодержащие напитки (15,9%).

Выручка в 2008 г. увеличилась в сравнении с 2007 годом на 2433 тыс. руб и составила 35966 тыс.руб. Наибольшую долю составила газированная вода (73,3%) и сокосодержащие напитки (17,3%).

Выручка фактическая при плановой структуре по всем группам товаров составила 35966 тыс.руб., как в 2008 г., а засчитали в выполнение плана по структуре по всем группам товаров 32604,5 тыс.руб.

% выполнения плана по структуре = итого засчитывается в выполнение плана по структуре / выручка по факту

% выполнения плана по структуре = 32604,5 / 35966 = 90,6 %, т.е. план по структуре не выполнен.
Таблица 2.3 – Анализ структуры продаваемых товаров ООО ТД «Савой» за 2008-2009 гг., руб.

Группы товаров

Выручка за 2008 г. (план)

Выручка за 2009 г.(факт)

Выручка фактическая при плановой структуре, руб.

Засчитывается в выполнение плана по структуре, руб.

Влияние структуры товаров на изменение объема, руб.

руб.

%

руб.

%

Газированные напитки 1,5л.

26356

73,3

23911

76,9

22788,7

22789

-1122

Продолжение таблицы 2.3

Сокосодержащие напитки 1л.

6237

17,3

4605

14,8

5392,82

5392,8

787,82

Квас

2158

6,0

1895

6,1

1865,91

1865,9

-29,09

Газированные напитки 0,5л.

1215

3,4

687

2,2

1050,55

1050,5

363,55

Итого

35966

100

31098

100

31098

31098

-


Вывод: Выручка в 2008 г. по всем группам товаров составила 35966 тыс.руб.. наибольшую долю составили газированные напитки (73,3%) и сокосодержащие напитки (17,3%).

Выручка в 2009 г. по всем группам товаров составила 31098 тыс.руб. Наибольшую долю составила газированная вода (76,9%) и сокосодержащие (14,8%).

Выручка фактическая при плановой структуре по всем группам товаров составила 31098 тыс.руб., как в 2009 г., а засчитали в выполнение плана по структуре по всем группам товаров 31098 тыс.руб.

% выполнения плана по структуре = итого засчитывается в выполнение плана по структуре / выручка по факту

% выполнения плана по структуре = 31098 / 31098 = 100 %, т.е. план выполнен.

Таблица 2.4 – Анализ ассортимента продаваемых товаров ООО ТД «Савой» за 2007-2009 гг., руб.



Группы товаров

Выручка за 2007 г.,

руб.

Выручка за 2008 г., руб.

Выручка за 2009 г., руб.

Выполнение плана, % 2008-2007 г.

Выполнение плана, % 2009-2008 г.

Принимается в зачет выполнения плана по ассортименту, руб. 2008-2007 г.

Принимается в зачет выполнения плана по ассортименту, руб.2009-2008 г.

Газированные напитки 1,5л.

25150

26 356

23 911

105

90,7

25150

23 911

Сокосодержащие напитки 1л.

5328

6 237

4 605

117

73,8

5328

4 605

Квас

2015

2 158

1 895

107

87,8

2015

1 895

Газированные напитки 0,5л.

1040

1 215

687

117

56,5

1040

687

Итого

33533

35 966

31 098

-

-

33533

31 098


Вывод: План в 2008 году по производству газированных напитков был перевыполнен на 5%, на сокосодержащие – на 17%, на квас– на 7%, и на газированные напитки 0,5л - на 17%.

Засчитали в выполнение плана по ассортименту по всем группам товаров 33533 тыс.руб.

% выполнения плана по ассортименту = итого принимается в зачет выполнения плана по ассортименту / выручка по плану

% выполнения плана по ассортименту = 33533 / 33533 = 100%, т.е. план выполнен полностью в 2008 году.

План в 2009 году по производству газированных напитков был недовыполнен – на 9,3%, по сокосодержащие недовыполнен – на 26,2%, на квас – на 12,2% недовыполнен и по газированные напитки 0,5л – на 43,5%.

Засчитали в выполнение плана по ассортименту по всем группам товаров 31098 тыс.руб.

% выполнения плана по ассортименту = итого принимается в зачет выполнения плана по ассортименту / выручка по плану

% выполнения плана по ассортименту = 31098 / 35966 = 86,5 %, т.е. план недовыполнен 2009 году.
Таблица 2.5 – Анализ качества товаров ООО ТД «Савой» за 2009 г.


Группы товаров

Цена за шт, руб.

Выпуск продукции, тыс. шт.

Стоимость выпуска, тыс. руб.

План

Факт

План

Факт

Газированные напитки 1,5л.

12

466377

456247

5596524

5474964

Сокосодержащие напитки 1л.

10

2187

2293

21870

22930

Квас

3

1042

1789

3126

5367

Газированные напитки 0,5л.

5

14

15

70

75

Итого:

-

469620

460344

5621590

5503336



Вывод: Из анализа качества продукции видно, что стоимость выпуска по факту ниже чем плановая на 1182554 тыс. руб.


Таблица 2.6 – Анализ формирования выручки ООО ТД «Савой» за 2009 г.

Группы товаров

Объем продаж, тыс. шт

Выручка, руб.

С/с, руб.

МД (валовая прибыль), руб.

Ряд предпочтений продажи товаров

R на 1 руб. продаж (кМД) (МД/В)

R ед. товара (МД/V)

Газированные напитки 1,5л.

456247

23 911

18273

5638

1

0,23

12,36

Сокосодержащие напитки 1л.

2293

4 605

3519

1086

2

0,24

473,61

Квас

1789

1 895

1448

447

3

0,24

249,86

Газированные напитки 0,5л.

15

687

525

162

4

0,23

1080

Итого:

460344

31098

23765

7333

-

0,94

1815,83


Маржинальный доход (МД) рассчитывается по формуле:

МД = Выручка - Переменные затраты

МД = 31098 – 23765 = 7333 тыс. руб.

Маржинальный доход можно рассчитать не только на весь объем выпуска в целом, но и на единицу продукции каждого вида (удельный маржинальный доход). Экономический смысл этого показателя — прирост прибыли от выпуска каждой дополнительной единицы продукции:

MД удельный = (Выручка - Переменные затраты) / Объем реализации

2.3 Рекомендации по улучшению структуры и ассортимента продукции
Политика по изменению структуры и ассортимента продукции ассортимента может базироваться на трех подходах:

1) Вертикальное изменение. Данный процесс является составной частью вертикальной диверсификации деятельности компании и направлен на расширение/сужение производства, связанного с самостоятельным выпуском тех комплектующих, которые ранее закупались у сторонних поставщиков, а также создание собственной торговой сети для продвижения своей продукции.

2) Горизонтальное изменение. Одна из составляющих политики горизонтальной диверсификации. Представляет собой изменение ассортимента в рамках уже проводимой деятельности либо в аналогичных направлениях или выход на новые рынки без перехода на смежные уровни в рамках кооперации.

3) Комплексное изменение. Диверсификация в обоих направлениях.

Оценка эффективности того или иного подхода к построению ассортиментной стратегии должна основываться, в первую очередь, на исчислении возможного прироста прибыли (ΔПр), полученного в связи с изменением ассортимента реализуемой продукции.

ΔПр = ΔД — ΔР,

где ΔПр — изменение прибыли, ΔД — изменение дохода, ΔР — изменение расходов, вызванные расширением/сужением ассортимента.

В соответствии с этим, расширение ассортимента может происходить на нескольких уровнях:

  • Увеличение позиций однородных товаров: производство новых сортов, изменение упаковки, расфасовки, конфигурации и т. д. уже освоенной продукции;

  • Внедрение разнородных продуктов: развитие новых товарных направлений: диверсификация;

  • Продвижение абсолютно новых (не имеющих аналогов) продуктов;

  • Комбинация действий: проведение ассортиментных изменений на двух или трех уровнях одновременно.

Характеристику целесообразности выхода на тот или иной уровень расширения ассортимента необходимо рассматривать с позиции потребности в а) новых научно-исследовательских разработках; б) дополнительном финансировании.

Насущный вопрос для предприятия-изготовителя — необходимо ли разрабатывать стандартный товар, годный для всех отобранных рынков, или приспосабливать его к специфическим требованиям и особенностям каждого отдельного сегмента, создавая для этого определенное число модификаций базового изделия. И в том, и в другом случаях есть свои плюсы и минусы.

Так, хотя создание стандартного товара, единого для всех рынков, весьма заманчиво, но это нередко практически неосуществимо. В то же время политика дифференциации не оправдывает себя экономически там, где условия рынка позволяют осуществлять частичную или полную стандартизацию (универсализацию) изделия.

К выгодам такого рода стандартизации товара следует отнести: снижение затрат на производство, распределение, сбыт и обслуживание; унификацию элементов комплекса маркетинга; ускорение окупаемости капиталовложений и др. Неполное использование (в сравнении с дифференциацией) потенциальных возможностей рынка, недостаточно гибкая реакция маркетинга на меняющиеся рыночные условия в этом случае сдерживают нововведения.

Дифференциация, или модификация, товара позволяет более полно использовать «поглощающие» возможности рынков с учетом специфики их требований в отдельных регионах страны и зарубежных странах, заполнять те товарные ниши, где нет конкуренции или она незначительна. Однако определение такого направления в ассортиментной стратегии — дорогостоящее дело, связанное с необходимостью модернизации и расширения производственных мощностей, диверсификации и перестройки сбытовой сети и, конечно, расширения комплекса маркетинга. В конечном счете, использование стандартизации, дифференциации или их сочетания зависит от конкретных условий деятельности изготовителя и определяется конечным результатом — уровнем экономической эффективности сбыта и его объемом, достигаемых с помощью этих методов.

Еще один важный элемент улучшения ассортимента и в целом товарной политики — изъятие из программы неэффективных товаров. Изыматься могут товары, морально устаревшие и экономически, неэффективные, хотя и, возможно, пользующиеся некоторым спросом. Принятию решения об изъятии или оставлении товара в программе предприятия предшествует оценка качества показателей каждого товара на рынке. При этом необходимо учитывать объединенную информацию со всех рынков, где они реализуются, чтобы установить реальный объем продаж и уровень рентабельности (прибыльности) в динамике, которые обеспечивает изготовителю каждый из его товаров.

Главный вывод из сказанного относительно своевременного изъятия товара из ассортимента состоит в том, что изготовитель должен организовать систематический контроль за поведением товара на рынке, за его жизненным циклом. Только при таком условии будет получена полная и достоверная информация, позволяющая принимать верные решения. Для облегчения решения проблемы следует иметь методику оценки положения товара на различных рынках, где предприятие работает.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанной работы можно сделать вывод, что анализ структуры и ассортимента продукции, является сложным и многогранным процессом, проведение которого обеспечивает формирование разнообразной информации для разработки новой продукции или прекращение ее из производства.

При проведении анализа ассортимента было выяснено, что план в 2008 году по производству газированных напитков был перевыполнен на 5%, на сокосодержащие – на 17%, на квас– на 7%, и на газированные напитки 0,5л - на 17%.

Засчитали в выполнение плана по ассортименту по всем группам товаров 33533 тыс.руб.

% выполнения плана по ассортименту = итого принимается в зачет выполнения плана по ассортименту / выручка по плану

% выполнения плана по ассортименту = 33533 / 33533 = 100%, т.е. план выполнен полностью в 2008 году.

План в 2009 году по производству газированных напитков был недовыполнен – на 9,3%, по сокосодержащие недовыполнен – на 26,2%, на квас – на 12,2% недовыполнен и по газированные напитки 0,5л – на 43,5%.

Засчитали в выполнение плана по ассортименту по всем группам товаров 31098 тыс.руб.

% выполнения плана по ассортименту = итого принимается в зачет выполнения плана по ассортименту / выручка по плану

% выполнения плана по ассортименту = 31098 / 35966 = 86,5 %, т.е. план недовыполнен 2009 году.

При проведении анализа структуры, выяснилось, что выручка в 2008 г. по всем группам товаров составила 35966 тыс.руб.. наибольшую долю составили газированные напитки (73,3%) и сокосодержащие напитки (17,3%).

Выручка в 2009 г. по всем группам товаров составила 31098 тыс.руб. Наибольшую долю составила газированная вода (76,9%) и сокосодержащие (14,8%).

Выручка фактическая при плановой структуре по всем группам товаров составила 31098 тыс.руб., как в 2009 г., а засчитали в выполнение плана по структуре по всем группам товаров 31098 тыс.руб.

% выполнения плана по структуре = итого засчитывается в выполнение плана по структуре / выручка по факту

% выполнения плана по структуре = 31098 / 31098 = 100 %, т.е. план выполнен.

Цель данной курсовой работы достигнута за счет решения поставленных задач.

  1. За счет рассмотрения теоретических основ структуры и ассортимента продукции.

  2. За счет проведения анализа структуры и ассортимента продукции.

  3. За счет разработки рекомендаций по улучшению структуры и ассортимента продукции.

В первой главе работы рассмотрены теоретические аспекты анализа структуры и ассортимента продукции.

Во второй главе дана краткая характеристика предприятия, проведен анализ структуры и ассортимента предприятия

ЛИТЕРАТУРА


  1. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности. / Под ред. В.И. Стражева. – Минск: Высшая школа, 2002. – 254 с.

  2. Баканов, М.И., Теория экономического анализа. / М.И. Баканов – М.: Финансы и статистика, 2001. – 358 с.

  3. Гиляровская, Л.Т.,. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческого предприятия. СПБ.: Питер, 2003. – 10 с.

  4. Дембинский, Н.В. Вопросы теории экономического анализа./–М.: Финансы, 2002. – 261 с.

  5. Гиляровской, Л.Т. Экономический анализ. / Под ред. Л.Т. Гиляровской. /– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 614 с.

  6. Ковалев, В.В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности. / В.В. Ковалев. / – М.: Финансы и статистика, 2000. –285 с.

  7. Ковбасюк, М.Р. Анализ финансовой деятельности предприятия с использованием ПЭВМ. / М.Р. Ковбасюк /– М.: Финансы и статистика, 2003. – 284 с.

  8. Количественные методы финансового анализа. / Под ред. С. Дж. Брауна, М. П. Крицмена. – М.: ИНФРА /– М, 2002. – 336 с.

  9. Любушин, Н.П., Экономический анализ учеб. пособие для вузов./ Н.П. Любушин / – М.: ЮНИТИ 2007. – 423с.

  10. Савицкая Г.В. Экономический анализ./– М.: Новое знание, 2004. – 640 с.

  11. Ришар, Ж. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предпрития / Пер.с франц.под ред. Л.П.Белык./- М.: Аудит, ЮНИТИ,1997.- 375с.

  12. Русак, Н.А., Основы финансового анализа,/ Н.А. Русак, В.А. Русак /- Мн.: Меркаван­не,1995.-196с.

  13. Современный финансово-кредитный словарь / Под общ. ред. М.Г. Лапустье, П.С. Никольского. - 2-е изд., доп. /- М: ИНФРА - М., 2002.

  14. СПС Консультант Плюс.

  15. Экономический анализ: основы теории, комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: Учебник / Под ред. И.В. Войголовского, А.Ф. Калининой, И.И. Магуровой. - М.: Высшее образование, 2005.

  16. Экономика предприятия. Учебник для экономических вузов.-Изд.2-е, переработанное и дополненное. / Под общ. ред. проф., д.э.н. А.И. Руденко, / Мн.1995г.-475с.

ПРИЛОЖЕНИЕ


Скачать файл (316.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации