Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Дипломная работа - Теоретические и практические проблемы уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних - файл 1.doc


Дипломная работа - Теоретические и практические проблемы уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних
скачать (361 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc361kb.20.11.2011 18:28скачать

содержание

1.doc

  1   2   3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.А. БУНИНА
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Дипломная работа студента 5 курса группы Ю-52

Косинова Сергея Сергеевича

Научный руководитель:

к.ю.н., доцент Семёнов И.А.
Допущен к защите

«___» ____________ 2009 г. (Протокол № )

Зав. кафедрой ___________\ В.Л. Горичева
ЕЛЕЦ-2009

Содержание
Введение…………………………………………………………………...3

1. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних……………………………………………………………...8

1.1 Уголовная ответственность лиц, не достигших 18-ти лет…………8

1.2 Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности………………………………………………………………….12

1.3 Сущность, цели и принципы уголовного наказания несовершеннолетних; виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним..18

1.4 Применение уголовного наказания к несовершеннолетним, освобождение несовершеннолетних от уголовного наказания……………...26

2. Теория уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних: пробелы, противоречия и тенденции развития……....35

2.1 Тенденции снижения возрастных пределов уголовной ответственности в современных условиях……………………………………..35

2.2 «Возрастная невменяемость»……………………………………….41

2.3 Взыскание штрафа, назначенного несовершеннолетнему, с его родителей или иных законных представителей и принцип личной ответственности виновного в совершении преступления…………………….45

2.4 Ювенальное право: сущность и необходимость обособления в системе российского права……………………………………………………...47

3. Практика применения законодательства об уголовной ответственности и наказании несовершеннолетних: проблемы и пути их решения…………………………………………………………………………..53

3.1 Объективное вменение квалифицирующих обстоятельств несовершеннолетним……………………………………………………………53

3.2 Ювенальная юстиция………………………………………………..55

Заключение………………………………………………………………66

Список использованных источников и литературы………………......72

Введение
Преступность в среде несовершеннолетних – это серьезная проблема, с которой так или иначе сталкивается и борется каждое государство. Суть этой проблемы заключается не только в том, что совершаются преступления, которые необходимо расследовать, а виновных наказывать, но и в том, что субъектами совершенных преступлений являются несовершеннолетние – по сути просто дети, жизнь которых только начинается. В условиях роста общей преступности в последние годы в России увеличивается и преступность несовершеннолетних.

Среди преступлений, совершаемых несовершеннолетними, велика доля тяжких корыстных и корыстно-насильственных преступлений. Нередко им присущи также черты вандализма, чрезмерной жестокости. Большое количество этих преступлений совершается в соучастии (чаще всего в форме соисполнительства), особенно в группе, что отвечает специфике психологии подростков. Примерно каждое третье преступление совершается ими совместно со взрослыми1.

Указанные специфические черты преступности несовершеннолетних привели законодателя к необходимости тщательной регламентации уголовной ответственности несовершеннолетних, подчас отступающей от общих правил и начал уголовной ответственности и наказания. Законодательством предусмотрены особые условия установления видов наказания для несовершеннолетних, назначения им наказания, освобождения их от уголовной ответственности и наказания, исчисления сроков давности и погашения судимости.

Уголовно-правовые меры противодействия преступности несовершеннолетних не являются основными. Нельзя не учитывать, что рост преступности несовершеннолетних происходит в условиях интенсивного социального расслоения общества, падения жизненного уровня значительной части населения, обострения межнациональных конфликтов, неблагоприятного развития семейных отношений, роста различных проявлений жестокого обращения с несовершеннолетними. В этой обстановке первостепенное значение имеют социальные, экономические и воспитательно-профилактические меры. И, тем не менее, когда преступление совершено, возникает вопрос об уголовной ответственности несовершеннолетнего.

Уголовный кодекс Российской Федерации1 предусматривает особый раздел V «Уголовная ответственность несовершеннолетних», который состоит из главы 14 «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», включающей 10 статей (ст., ст. 87-96 УК РФ).

Самостоятельная глава о несовершеннолетних в российском законодательстве появилась впервые. Хотя в УК РСФСР 1960 г. подход к уголовной ответственности и наказанию несовершеннолетних и был достаточно гуманным, нормы по данному вопросу были рассредоточены в различных главах Общей части и не были систематизированы. В досоветском уголовном законодательстве России содержались специальные уголовно-правовые нормы об ответственности несовершеннолетних: в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. – об обстоятельствах, уменьшающих вину и строгость наказания несовершеннолетних, в Уголовном Уложении 1903 г. – об особенностях вменения в вину и наказания несовершеннолетних.

Оценивая содержание раздела V УК РФ, необходимо учитывать, что данный раздел – составной компонент Общей части, который находится в неразрывной связи с другими ее положениями. Эта связь проявляется прежде всего в том, что все исходные положения о задачах и принципах уголовного закона, об основаниях уголовной ответственности, о действии уголовного закона во времени и пространстве, о понятии и видах преступлений, о вине, о соучастии, об обстоятельствах, исключающих преступность деяния, и некоторые другие в равной степени относятся и к несовершеннолетним, совершившим преступления. Иными словами, почти все положения Общей статьи части УК РФ, которые прямо не решают вопросы ответственности, относятся ко всем лицам, совершившим преступления, независимо от возраста виновного. В то же время в Общей части УК РФ за рамками раздела об уголовной ответственности несовершеннолетних остались нормы, которые либо непосредственно устанавливают исключения, либо регулируют ответственность несовершеннолетних на общих основаниях. Например, в ч. 4 ст. 18 УК РФ предусмотрено, что судимость за преступления, совершенные лицом в возрасте до восемнадцати лет, не учитывается при признании рецидива преступлений; ст. 20 УК РФ устанавливает и дифференцирует возраст несовершеннолетних, с которого наступает уголовная ответственность; ст. 74 УК РФ об условном осуждении без каких-либо изъятий распространяется на несовершеннолетних и т.д.

В тех случаях, когда возникает конкуренция других норм Общей части УК РФ с нормами раздела об уголовной ответственности несовершеннолетних, всегда подлежат применению нормы этого раздела.

Надо отдать должное законодателю за такое внимание к подрастающему поколению на самом высоком уровне. Но, как выясняется в процессе тщательного анализа, как в теории, так и на практике в области уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних возникают различные проблемы.

На основе всего вышесказанного видна актуальность вопросов уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, чем и обусловлен выбор в качестве темы данной дипломной работы теоретических и практических проблем уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

Проблемы уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних довольно широко освещены в юридической литературе и научных изданиях. Исследованием данной проблематики в разное время занимались: А.В. Заряев, А.Д. Малков, Э.Б. Мельникова, З.А. Астемиров, В.П. Кашепов, Г.З. Адигамова, Ш.Р. Ямаев, Д.З. Зиядова, Л.М. Карнозова, Н.Н. Киреева, Ю.Е. Пудовочкин и другие. Полемика по данному вопросу ведется на страницах научных журналов: «Российская юстиция», «Уголовное право», «Законность», «Государство и право», «Черные дыры» в Российском законодательстве», «Журнал российского права», «Вестник Московского университета» и др.

Таким образом, целью данной дипломной работы является раскрытие наиболее острых теоретических и практических проблем уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

Исходя из указанной цели, при написании данной дипломной работы были поставлены следующие задачи:

– раскрыть особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, в частности, затронуть такие вопросы, как: возраст уголовной ответственности; понятие уголовной ответственности несовершеннолетних; освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности; сущность, цели и принципы уголовного наказания несовершеннолетних; виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним; применение уголовного наказания к несовершеннолетним и освобождение несовершеннолетних от уголовного наказания;

– указать на пробелы, противоречия и тенденции развития в теории уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, остановившись подробнее на таких проблемах, как:

• тенденции снижения возрастных пределов уголовной ответственности в современных условиях;

• «возрастная невменяемость»;

• соотношение возможности взыскания штрафа, назначенного несовершеннолетнему, с его родителей или иных законных представителей и принципа личной ответственности виновного в совершении преступления;

• сущность и необходимость обособления ювенального права в системе российского права;

– охарактеризовать практические проблемы уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, касающиеся объективного вменения квалифицирующих обстоятельств несовершеннолетним и уголовной юстиции как необходимого института в системе российского права; предложить возможные пути выхода из сложившихся неоднозначных ситуаций.
^ 1. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних
1.1 Уголовная ответственность лиц, не достигших 18-ти лет
Уголовная ответственность относится к определяющим понятиям уголовного права и является связующим звеном юридической триады: «преступление – уголовная ответственность – наказание», в которой выражается смысл всего уголовного законодательства1.

Уголовная ответственность является разновидностью юридической ответственности (наряду с гражданско-правовой, административной, дисциплинарной и т.д.).

В теории уголовного права, несмотря на многократное использование термина «уголовная ответственность», единого определения данного понятия нет. Разные авторы предлагают и разные определения уголовной ответственности. Например, группа ученых сводит уголовную ответственность к «обязанности» виновного лица подвергнуться наказанию или иным мерам уголовно-правового воздействия2. Другие считают такую обязанность недостаточной и понимают уголовную ответ­ственность как реальное «претерпевание» лицом отрицательных последствий совершенного преступления3.

Согласно еще одной позиции, уголовная ответственность – это предусмотренные УК РФ «негативные последствия, налагаемые судом на виновное лицо»4. Не менее распространена и точка зрения, в соответствии с которой под уголовной ответственно­стью понимается основанная на требовании уголовного закона, производимая судом от имени государства отрицательная оцен­ка общественно опасного деяния и порицание лица, его совер­шившего1.

Бесспорно, приведенные мнения имеют право на существо­вание, однако, представляется, что они все-таки не содержат полной характеристики уголовной ответственности. Поэтому мы разделяем позицию тех исследователей, которые рассматривают уголовную ответственность как сложное структурное образова­ние, состоящее из ряда элементов (составных частей).

Так, Л.В. Иногамова-Хегай, А.И. Рарог и А.И. Чучаев определяют уголовную ответственность как «сложное образование, которое состоит из четырех структурных элементов. Первым из таких элементов следует считать основанную на законе обязанность лица дать отчет перед государством (в лице его соответствующих органов) за совершенное преступление. Второй элемент заключается в отрицательной оценке деяния и порицании лица, его совершившего. Уголовная ответственность включает также назначаемые виновному лицу наказание и иные меры уголовно-правового характера (третий элемент) и суди­мость как правовое последствие осуждения за совершение пре­ступления (четвертый элемент)»2.

Уголовная ответственность за совершенное общественно опасное деяние наступает по достижении лицом определенного возраста. Ключевым для определения объема и характера уголовной ответственности является понятие «совершеннолетие».

По российскому законодательству совершеннолетними признаются граждане, достигшие восемнадцати лет. С этого возраста у них возникает в полном объеме способность своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности, что свидетельствует о гражданской дееспособности. Лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, признаются законом несовершеннолетними.

В соответствии с УК РФ уголовная ответственность наступает с шестнадцати лет, а в случаях, специально указанных в ст. 20 УК РФ, – с четырнадцати лет. Таким образом, законодательно установлено, что уголовной ответственности подлежат и несовершеннолетние.

Действующее законодательство впервые предусматривает специальный раздел, посвященный особенностям уголовной ответственности несовершеннолетних.

Выделение особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних в самостоятельную главу означает, что в отношении этих лиц нормы об уголовной ответственности применяются с учетом особых положений, предусмотренных в данной главе. Введение в УК РФ таких особых положений обусловлено социально-психологическими особенностями лиц этой возрастной категории. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, с одной стороны, достигают уже достаточно высокого уровня социализации (у них появляется самостоятельность, настойчивость, умение контролировать свое поведение, владеть собой), с другой – происходит дальнейшая социализация личности (продолжается или завершается обучение в школе или в техникуме, происходит уяснение своего места в обществе, накапливается опыт межличностных отношений). Для такого возраста весьма характерны излишняя категоричность суждений, вспыльчивость, неуравновешенность, неспособность оценить ситуацию с учетом всех обстоятельств и т.д. Эти возрастные особенности обусловили установление в отношении ответственности несовершеннолетних ряда исключений и дополнений по сравнению с общими правилами уголовной ответственности.

Уголовная ответственность для четырнадцатилетних – это исключение, и такая ответственность устанавливается за совершение отдельных, наиболее тяжких преступлений, указанных в ст. 20 УК РФ. Из данного перечня видно, что большинство преступлений, ответственность за которые наступает с 14 лет, совершаются умышленно и являются тяжкими. Такие преступления, как кража, грабеж без отягчающих обстоятельств, хотя и не считаются тяжкими, однако достаточно распространены, опасны и противоправность их осознается в раннем возрасте. Единственное в этом перечне преступление, последствия которого причиняются по неосторожности, – это приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ). Од­нако и в этом случае само действие совершается сознательно1.

Данные возрастные пределы уголовной ответственности характерны для уголовного законодательства многих других стран, в частности, стран бывшего СССР (например, Кыргызской Республики)2.

Лицо считается достигшим соответствующего возраста не в день своего рождения, – возраст уголовной ответственности исчисляется с ноля часов следующих за днем рождения суток. Так, если подросток совершил преступление в день своего восемнадцатилетия, то он считается не достигшим этого возраста. Указанный способ исчисления возраста несовершеннолетнего применим и в случаях, когда юридическое значение придается достижению 14 и 16 лет.

При отсутствии соответствующих документов, подтверждающих возраст, назначается судебно-медицинская экспертиза. При установлении возраста несовершеннолетнего обвиняемого судебно-медицинской экспертизой днем рождения обвиняемого надлежит считать последний день (31 декабря) того года, который назван экспертами, а при определении возраста минимальным и максимальным количеством лет следует исходить из предполагаемого экспертизой минимального возраста такого лица3.

Однако все вышесказанное не означает, что за все без исключения преступления уголовная ответственность наступает с восемнадцати лет. Отдельные преступления фактически могут быть совершены только лицами более старшего возраста, например воинские; преступления против правосудия, совершенные судьями или прокурорами1. Вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность (ст. 150 УК РФ) совершается только лица­ми, достигшими возраста 18 лет.

В соответствии с ч. 3 ст. 20, если несовершеннолетний достиг возраста уголовной ответственности, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности. Данная норма, по мнению большинства исследователей в области уголовного права, содержит много «подводных камней», о чем будет сказано ниже.
^ 1.2 Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности
От уголовной ответственности несовершеннолетний может быть освобожден как по общим основаниям, так и по специальным, имеющим отношение только к данной категории лиц. При этом нужно иметь в виду, что при применении общих видов освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних учитываются особенности привлечения к уголовной ответственности лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста.

Несовершеннолетний может быть освобожден от уголовной ответственности:

– в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК РФ);

– в связи с примирением с потерпевшим (ст. 76 УК РФ).

Вышеуказанные основания в отношении несовершеннолетних не предусматривают каких-либо изъятий из общих правил.

При освобождении от уголовной ответственности лица, не достигшего восемнадцатилетнего возраста, в связи с истечением сроков давности (ст. 78 УК РФ), следует учитывать особенности ст. 94 УК РФ, которая гласит, что сроки давности, предусмотренные статьями 78 и 63 УК РФ, при освобождении несовершеннолетних от уголовной ответственности или от отбывания наказания сокращаются наполовину.

Таким образом, несовершеннолетний освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения им преступления истекли следующие сроки:

а) один год после совершения преступления небольшой тяжести;

б) три года после совершения преступления средней тяжести;

в) пять лет после совершения тяжкого преступления;

г) семь с половиной лет после совершения особо тяжкого преступления.

Наряду с общими видами освобождения от уголовной ответственности в законодательстве содержатся и специальные виды, применяемые только к лицам, не достигшим восемнадцати лет. Так, ч. 1 ст. 90 УК РФ гласит: «Несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления небольшой или средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия».

Таким образом, освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности уголовное законодательство связывает с рядом обстоятельств:

  1. Деяние должно относиться к преступлениям небольшой или средней тяжести;

  2. Положительная характеристика личности подростка, которая позволяет сделать вывод, что цель его исправления может быть достигнута принудительными мерами воспитательного воздействия.

Такая убежденность должна складываться на основе характера общественной опасности деяния (оценка важности объекта посягательства, роль несовершеннолетнего в преступном посягательстве, степень завершенности деяния, размер вреда, причиненного именно несовершеннолетним, и т.д.), данных о личности преступника (впервые совершает преступление небольшой или средней тяжести, в целом положительно характеризуется педагогами, преступление совершено вследствие стечения неблагоприятных для него обстоятельств, не вышел из-под контроля родителей или лиц, их заменяющих, не страдает алкогольной или наркотической зависимостью)1.

При наличии данных обстоятельств, а также с учетом мотивов совершенного преступления и поведения виновного после совершения преступления, вопрос о применении к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия может быть поставлен как на стадии предварительного следствия, так и на стадии судебного разбирательства2.

На стадии предварительного расследования прокурор или следователь с согласия прокурора выносит постановление о прекращении уголовного дела и передаче его материалов в специализированный государственный орган, который назначает несовершеннолетнему принудительные меры воспитательного воздействия в соответствии с положениями ст. 90 УК РФ3.

На стадии судебного разбирательства суд сам выносит постановление об освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности и назначает ему одну или несколько принудительных мер воспитательного воздействия.

Все специальные виды освобождения несовершеннолетних связаны с применением мер воспитательного воздействия, т.е. установленных законом мер государственного принуждения к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, с целью их исправления педагогическим средствами без привлечения к уголовной ответственности.

В соответствии с ч. 2 ст. 90 УК РФ несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

а) предупреждение;

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности загладить причиненный вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Предупреждение является самой мягкой принудительной мерой воспитательного воздействия и заключается в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных УК РФ. Предупреждение применяется при освобождении от уголовной ответственности в том случае, если подросток полностью осознал содеянное, раскаялся, вред, причиненный совершенным им преступлением, минимальный и т.д.1

Разъяснение относительно причиненного вреда и последствий повторного преступления производится несовершеннолетнему в устной форме, после чего от него отбирается письменное обязательство с указанием, что суть предупреждения ему ясна. Эта мера воздействия имеет как воспитательное, так и правовое значение.

Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением (ст. 92 УК РФ).

Передача под надзор родителей не предоставляет родителям каких-либо прав и не налагает на них никаких иных обязанностей, кроме тех, что существуют в рамках семейного права. В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2000г. «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних «при передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним. Для этого необходимо истребовать характеризующий материал, проверить условия жизни родителей или лиц, их заменяющих, возможность материального обеспечения подростка и т.д. Несмотря на то, что закон не требует согласия родителей или лиц, их заменяющих, на передачу им несовершеннолетнего под надзор, такое согласие судом должно быть получено»1.

УК РФ предусматривает возложение обязанностей по воспитательному воздействию и контролю за поведением подростка на специализированный орган, каковым может быть инспекция по делам несовершеннолетних органа внутренних дел. Работники указанного органа в силу выполнения специфических обязанностей должны посещать подростка по месту жительства, интересоваться его учебой, проводить беседы, контролировать его поведение и т.д2.

В соответствии со ст. 93 УК РФ обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Обязательный атрибут рассматриваемой принудительной меры воспитательного воздействия – возложение на виновное лицо обязанности принести извинение потерпевшему, в соответствующих случаях – публичное. Обязанность загладить причиненный вред – специфическая принудительная мера воспитательного воздействия, которая может быть применена не к каждому подростку. Если она связана с определенными материальными затратами и физическими усилиями, применение этой меры возможно только к подростку, который имеет собственный заработок или стипендию, а также трудовые навыки, т.е. способен самостоятельно произвести ремонт имущества, технических приборов, автомашины, произвести строительные или ремонтные работы и т.д. Данную меру воздействия предпочтительно назначать подросткам в возрасте от 16 лет1.

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего в соответствии со ст. 94 УК РФ могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Приведенный здесь перечень особых требований примерный, и суд может применить к несовершеннолетнему другие ограничения2.
^ 1.3 Сущность, цели и принципы уголовного наказания несовершеннолетних; виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним
Наказание, будучи основной формой выражения и реализации уголовной ответственности, применительно к несовершеннолетним имеет свои существенные особенности, вытекающие из уголовно-правового статуса данной категории преступников.

С раскрытием сущности и особенностей наказания несовершеннолетних неразрывно связан вопрос о целях наказания. В структуре уголовного наказания важное место занимают его цели, которые определяются его направленностью, назначением. Рассмотрение целей наказания применительно к несовершеннолетним представляет большой теоретический интерес и имеет практическое значение1.

Направленность наказания, определение его целей зависит, как уже отмечалось, от волеизъявления законодателя, от проводимой им уголовной политики. Поэтому при рассмотрении этих целей необходимо отправляться от соответствующих законоположений, от буквы и духа закона.

Уголовное законодательство РФ в ст. 43 УК достаточно четко определяют цели наказания, которые заключаются в восстановлении социальной справедливости, в исправлении осужденного и предупреждении совершения новых преступлений.

Дискуссионной является проблема определения кары как одной из целей наказания. Одни авторы вполне логично (ибо кара прямо не названа в ст. 43 УК РФ в качестве одной из целей наказания) не рассматривают кару как цель наказания. Так, Н. Салева пишет: «Как таковая кара не является целью наказания. Не потеряла значения характеристика эффективности уголовного наказания, применяемого к несовершеннолетним, как достижение в каждом конкретном случае и карательной практикой в целом целей исправления и перевоспитания лиц, к которым применено наказание и предупредительного воспитательного воздействия на других неустойчивых членов общества. Избирая ту или иную меру наказания несовершеннолетнему, суд, на мой взгляд, должен предвидеть эффективность избранного им вида и размера наказания в целях предупреждения совершения новых общественно опасных деяний»1.

Другие авторы, напротив, относят кару к одной из целей уголовного наказания несовершеннолетних: «Для уяснения особенностей наказания несовершеннолетних отправным является положение о том, что сущностью наказания является кара. Это положение, хотя в несколько негативной форме, но достаточно ясно выражено в законе. В то же время наказание нельзя сводить только к каре, оно имеет более сложные структуру и формы проявления. К ним могут быть отнесены и цели наказания, и его функции, которые могут меняться в зависимости от того, в каких условиях и в отношении каких правонарушителей оно применяется, от характера и направления уголовной политики. При всем этом сущностью, а не просто составной частью наказания остается кара, имеющая решающее значение при определении всех свойств и форм проявления наказания.

Но следует отметить, что наш уголовный закон не сводит кару к возмездию, поскольку она призвана выражать оценку не только содеянного, но и самого преступника; соответственно этому кара пропорционально зависима не только от одного критерия – тяжести преступления, но и от данных, характеризующих личность преступника. В юридической литературе, когда говорят о соразмерности наказания, не всегда вспоминают об этой двойственной зависимости. А между тем это важно иметь в виду при определении особенностей наказания разных категорий преступников, и, в частности, несовершеннолетних»2.

Вытекающие из закона цели уголовного наказания определяют и принципы его применения к виновным лицам, причем система этих принципов едина и для взрослых, и для несовершеннолетних правонарушителей. Она включает в себя принципы: законности, обоснованности, гуманности, индивидуализации и справедливости наказания1. Однако применение отдельных принципов к несовершеннолетним имеет определенные специфические черты и свойства, на которых следует остановиться.

Соблюдение принципа законности в отношении несовершеннолетних означает, что при назначении наказания в каждом конкретном случае должны быть учтены не только общие положения закона, но и подлежащие применению в каждом конкретном случае норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства, специально регулирующие условия и порядок ответственности несовершеннолетних. Особенно здесь следует выделить ст. 20 УК РФ, определяющую возраст, с которого возможна уголовная ответственность за совершение общественно опасных деяний.

Применительно к несовершеннолетним гуманность как принцип назначения наказания проявляется особенно ярко. Об этом свидетельствует ряд условий, которые устанавливает для подростков уголовное законодательство при назначении им наказания.

Гуманизм в первую очередь служит интересам общества в целом, конечно, не противопоставляя их законным интересам отдельной личности. Ясно, что для исправления подростка, для лучшего воспитания несовершеннолетнего преступника к нему проявляется самая высокая требовательность и необходимая суровость2.

В ряду принципов назначения наказания, имеющих весьма важное практическое значение при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних, стоит принцип справедливости. Принцип справедливости (ст. 6 УК РФ) означает, что наказание лицу, совершившему преступление, должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Государство строит свою политику и Закон так, чтобы не отчуждать, не изолировать подростка, совершившего преступление, от семьи, школы без крайней на то необходимости. Однако, к сожалению, суды редко на практике применяют в отношении несовершеннолетних правонарушителей меры воспитательного характера, ограничиваясь чаще всего общепринятыми видами наказаний – лишением свободы, условным осуждением к лишению свободы1.

Одним из принципов назначения наказания является индивидуализация наказания. Проблема индивидуализации наказания выходит за рамки назначения наказания судом при вынесении обвинительного приговора2. В процессе расследования по уголовному делу устанавливается роль каждого участника преступления, изучается личность преступника, цели и мотивы преступления, отягчающие и смягчающие обстоятельства и т. п. В результате этого индивидуализируется ответственность виновных, что является предпосылкой индивидуализации наказания3. К несовершеннолетним это обстоятельство имеет особое отношение, если учесть, что около половины подростков, совершивших преступления, отвечают за них не в уголовном, а в ином порядке и что только вдумчивая индивидуализация ответственности может помочь в каждом конкретном случае наиболее правильно решить судьбу подростка.

Система наказаний
  1   2   3



Скачать файл (361 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации