Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Выдержки из программы Л.И. Плаксиной специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения), раздел Развитие речи - файл 1.doc


Выдержки из программы Л.И. Плаксиной специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения), раздел Развитие речи
скачать (126.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc127kb.20.11.2011 18:29скачать

содержание

1.doc

Коррекция нарушений речи
Пояснительная записка

Нарушения у детей с недостатками речи своеобразны по выраженности, симптоматике структуре. Вместе со зрительным дефектом они определяют неподготовленность детей с нарушением зрения к обучению в школе. Поэтому в процессе дошкольного обучения и воспитания таких детей работа логопеда очень важна.

Коррекционная работа логопеда направлена на развитие речи, познавательной деятельности и активизацию двигательной сферы ребёнка. Таким образом, в системе специальных занятий осуществляется комплексный многосторонний подход к коррекции развития детей силами логопеда, тифлопедагога, что обеспечивает активизацию деятельности сохранных анализаторов моторной деятельности, развитие проприоцептивной чувчтвительности у детей с нарушением сенсорной сферы.

Группы для занятий комплектуются из детей, направленных ПМПк.

Работа логопеда планируется на основе результатов обследования, которому посвящаются первые две недели обучения. Эти результаты отражаются в специальной речевой карте обследования. В ней также отмечается состояние всех основных речевых и неречевых функций (речь, слух, зрение, моторика), а также причины и этиология речевой и зрительной патологии.

В период обследования логопед комплектует подгруппы из детей с однородными нарушениями речи не более 3-5 человек в каждой.

Дети с нарушением зрения и ОНР не в состоянии полноценно овладевать учебным материалом на занятиях со всей группой. Наблюдаются не только отставание в развитие речи, но и нарушения внимания, памяти, быстрая истощаемость НС. Поэтому логопеду целесообразно объединять детей в подгруппы с учётом уровня речевого развития и дефекта зрения.

На 1-м году обучения занимается только индивидуально, занятия нужно проводить ежедневно, учитывая особенности логопедической работы с детьми, страдающими алалией, дизартрией, ринолалией и др.

На 2-м и 3-м годах обучения, помимо индивидуальных занятий, логопед проводит подгрупповые занятия 3 раза в неделю.

Логопед работает во взаимодействии с родителями. Ежедневно в индивидуальные тетради вносится задание для работы в выходные с целью закрепления усвоенных навыков.

Специфика работы логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения, заключается в том, что она требует знаний в области офтальмологии, тифлопедагогики, владение соответствующими приёмами обучения, применения специальных средств наглядности.

При организации занятий особое внимание обращается на использование сохранного зрения у детей. При выборе и создании дидактического материала учитывается его величина и интенсивность окраски. На занятиях со слабовидящими детьми используются рельефные картинки, дидактическое пособие авторов В.Н. Гомберга, С.И. Брискина и А.М. Дудорова. Целесообразно подготавливать большое количество предметов и игрушек одного типа. Весь дидактический материал и наглядный материал, используемый логопедом, должен быть предметным, по возможности взятым из реального мира (свежие фрукты и овощи).

Для детей с нарушенным зрением характерны двигательные расстройства. Их устранению содействует применение игр с речевым материалом и движениями, хороводов.

Логопед занимается с детьми не только в кабинете, Нои на прогулке, где особенно удобно проводить различные подвижные игры.

Для профилактики зрительного утомления и предупреждения прогрессирования глазных болезней следует чередовать периоды зрительного восприятия на близком и дальнем расстоянии от глаз.

Важно, чтобы коррекционная логопедическая работа имела специфическую методическую направленность, проводилась дифференцированно и охватывала различные стороны речевой и познавательной деятельности. При таких условиях происходит не только развитие речи, но и сама речь становится мощным компенсаторным факторам.

Комплексная коррекционно-логопедическая работа занимает существенное место во всей системе коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи и зрения, в целях компенсации последствий зрительной патологии и подготовки их к обучению в школе.
^ 1-й год обучения


Содержание работы

Примерные приёмы

и методы работы

  1. Обследование детей и составление

индивидуальных планов ребёнка с учётом зрительной и речевой патологии. Изучение развития ребенка, общение в семье со взрослыми и сверстниками. Выявление уровня общего псих. Развития ребёнка. Определение вида ведущей деятельности (игра, кон-ние, рисование).

Беседа с родителями.

2. Развитие психических функций:

- формирование устойчивости внимания;

- расширение познавательной активности.

Тестирование.

3. Формирование навыков готовности к занятиям у логопеда;

- понимание и выполнение инструкций;

- осуществление контроля за своей деятельностью.


Учить играть с образными игрушками-персонажами совместно с логопедом: сначала по подражанию, потом по словесному указанию выполнять, прост. драм. действия (зайка прыгает).

4. Развитие моторики:

- общей;

- мелкой в сочетании с развитием осязательного праксиса.

Выполнение общеразвивающих физических упражнений; формирование навыка рисования, различение признаков по фактуре.

5. Развитие движений артикуляционного аппарата для формирования арт. базы, для постановки нарушенных звуков.

Упражнения: «Окошко», «Трубочка», «Заборчик», «Часики», «Вкусное варенье», «Лошадка».

6. Постановка нарушенных звуков по инд. планам. Первоначальное закрепление звуков.

В слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

7. Развитие речевого дыхания.


Развитие длительного речевого вдоха и выдоха.

8. Развитие слухового внимания:

- целенаправленное восприятие с помощью слуха;

- осознанное различение речевых звуков;

- различение на слух звуков в окружающей действительности;

- воспроизведение звуков.

Узнавание и произнесение неречевых звуков. Задания на звукоподражание.


9. Развитие зрительно-пространственных представлений.


Словесное обозначение пространственных свойств предметов.

10. Развитие сенсорного восприятия с помощью персептивной деятельности.

Усвоение сенсорных эталонов:

- геометрические формы;

- основные цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый);

- система величин.

11. Развитие зрительного восприятия.

Анализ частей предмета и осознание предметов по значимым признакам.

12. Восприятие умения говорить правильно, внятно, отчётливо.

Проговаривание поговорок, загадок, четверостиший.

13. Развитие смысловой стороны речи.


Задание на соотнесение предмета и образа по словам.


^ 2-й год обучения

Содержание работы

Примерные приёмы

и методы работы

1. Развитие движений артикуляционного аппарата.

Упражнения: «Окошко», «Трубочка», «Заборчик», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Лошадка» и др.

2.Формирование правильного звукопроизношения:

- постановка нарушенных звуков согласно инд. планам;

- первоначальное закрепление поставленных звуков.

Постановка свистящих. Упражнения «Загнать мяч в ворота», «Наказать непослушный язычок».

3. Развитие речевого дыхания.

В словах, словосочетаниях, предложениях. «Чей пароход громче гудит?».

4.Развитие слухового внимания и памяти:

- целенаправленное внимание с помощью слуха;

- осознанное различение звуков;

- узнавание на слух неречевых звуков и их воспроизведение

Дидактические игры: «Угадай-ка», «Кто кричит?», «Угадай, на чём я играю», «Как шуршат листья?».

5. Развитие моторики:

- общей;

- мелкой в сочетании с развитием осязательного восприятия.

Общеразвивающие физические упражнения; формирование навыка рисования, различение признаков по фактуре.

6. Развитие зрительно-пространственного гнозиса

Работа с мозаикой. Словесное обозначение пространственных свойств предметов.

7. Развитие сенсорного восприятия

Работа над усвоением сенсорных эталонов (геом. Форма, цвет, система времени) с помощью персептивной деятельности.

8. Развитие зрительного восприятия.

Задания на анализ частей предмета и его опознание по значимым признакам. Использование игр с натуральными объектами, объёмными моделями, игрушками, элементами мозаики, конструктора.

1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

^ Индивидуальные занятия




9. Пополнение словарного запаса новыми словами, развитие предметной соотнесённости слова и образа предмета.

Классификация названий предметов. Подбор слов, характеризующих признаки предметов и действий с ними.

10. Развитие внимания к звуковой стороне речи.

Выделение и определение звуков в окружающей действительности.

11. Воспитание умения говорить внятно, чётко, громко, в неторопливом темпе.

На материале упражнений, загадок, поговорок, потешек, стихотворений. Их разучивание с голоса логопеда.

^ Подгрупповые занятия





1. Развитие психических функций:

- формирование устойчивости внимания;

- расширение объёма памяти;

- расширение познавательной активности.

В процессе работы по всем разделам обучения.

2. . Развитие моторики:

- общей;

- мелкой в сочетании с развитием осязательного восприятия.

3. Формирование навыков готовности к обучению:

- направленность внимания на логопеда;

- выполнение инструкций;

- осуществление контроля за своей деятельностью.

Формирование навыков рисования. Различение признаков по фактуре.


Проведение физкультминуток, речевых игр с движениями хороводов, сюжетно-ролевых игр.

4. Развитие общих речевых навыков.


Чтение, разучивание стихотворений, потешек, поговорок с голоса логопеда.

5. Развитие фонематического восприятия и представлений.


Преобразование одного слова в другое путём замены, добавления, усечения звуков (мир-пир, пир-пар).

6. Развитие лексической стороны речи:

- знакомство с основными словами;

- конкретизация знакомых и новых слов;

- формирование обобщающих функций слова.

Темы по развитию речи:

«Семья», «Игрушка», «Части тела», «Осень», «Фрукты», «Ягоды», «Овощи», «Мебель», «Посуда», «Групповая комната и логопедический кабинет» и др.

7. Развитие связной, грамматически правильной речи.

Проведение несложных диалогов. Формирование вопросов и ответы на вопросы друг друга. Составление рассказов по картине, описание предметов, муляжей игрушек.

2-й период (декабрь, январь, февраль)

^ Индивидуальные занятия




1. Формирование правильного звукопроизношения:

а. постановка звуков;

б. автоматизация звуков;

в. активное исследование детьми акустических и артикуляционных признаков звуков речи;

г. дифференциация звуков.

Использование слогов, слов, словосочетаний, предложений, стихотворений.

  1. Преодоление трудностей в произношении

сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков.




^ Подгрупповые занятия

1. Развитие психических функций: внимания, памяти, мышления, слухового внимания, слух. памяти.

Заучивание стихотворений, маленьких текстов с голоса логопеда.

2. Развитие лексической стороны речи:

- знакомство с новыми словами;

- конкретизация новых слов и имеющихся слов;

- формирование обобщающих функций слова.


Темы: «Продукты питания», «Зима», «Одежда», «Обувь», «Праздник ёлки», «Домашние животные и их детёныши», «Дикие животные и их детёныши», «Домашние птицы и их детёныши», «Животные жарких стран», «Почта», «Насекомые» и др.

3. Формирование пространственных представлений и отношений.

Употребление предлогов: в, на, за, под, над.


4. Сравнение и сопоставление существильных ед . мн. числа.

Яблоко–яблоки–яблок.

5. Практическое усвоение некоторых форм словообразования и словоизменения.


Преобоазование одного слова в другое путём замены, вставки, перестановки, добавления, усечения букв и слогов в слове.


6. Развитие связной, грамматически правильной речи.


Ответы на вопрос полным предложением.

7. Развитие эмоциональной сферы, общих речевых навыков.

Проведение кукольных спектаклей, игр-драмматизаций.

3-й период (март, апрель, май)

^ Индивидуальные занятия

1. Развитие общих речевых наыков и речевого слуха (развитие интонационного анализа и синтеза).



Соблюдение интонаций, знаокмство с ударением.


2. Развитие подвижности арт. аппарата.


Арт. гимнастика.


3. Формирование правильного звукопроизношения согласно инд. планам

Подгрупповые занятия


В слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях, связных текстах. Соблюдение интонаций, знакомство с ударением.


1. Формирование психических функций устойчивости и переключаемости внимания, памяти, познавательной активности.

На всех занятиях.



2. Развитие лексической стороны речи:

- знакомство с новыми словами;

- конкретизация новых слов и имеющихся слов;

- формирование обощающих функций слова.



Темы: «Профессии наших мам», «8 Марта», «Деревья», «Грибы», «Лес», «Весна», «Магазин», «Город и улица», «Транспорт», «Инструменты».


  1. Подготовка к анализу и синтезу звуков звукового состава слова.




Знакомство с терминами: звук, слово, предложение. Гласные и согласные звуки. Мягкие и твёрдые, звонкие и глухие.




  1. Развитие пространственных представлений. Словесное обозначение пространственных обозначений.


Практическое употребление предлогов: из-за, из-под, между, около, возле.



5. Совершенствование грамматического оформления речи петём овладения связью слов в словосочетании в предложении.


Употребление: сущ. в ед. и мн. ч., род. падеже, уменьшительно-ласк. форма, сущ. и числ.

6. Развитие грамматически правильного оформления речи.


Установление связи между словами в предложении.


7. Формирование навыков связной речи

Ответы на вопросы по содержанию. Использование кукольных спектаклей, игр-драмматизаций.


3-й год обучения
1-й период

инд. занятия

1. Развитие арт. аппарата.

2. Формирование правильного звукопроизношения согласно инд. планам

3. Формирование учеб навыков: направленность внимания на логопеда, понимание и выполнение инструкций, осуществление самоконтроля, коррекция поведения и игровой деятельности.

4. Развитие моторики.


  1. Развитие слухового восприятия.



  1. Развитие речевого дыхания.




  1. Развитие слуховой памяти и внимания, направленное на осознанное восприятие речи.




  1. Развитие зрит. восприятия.



Подгрупповые занятия

1-й период

Инд. занятия

1. Развитие лексической стороны речи:

- предметная соотнесённость слов,

- пополнение словарного запаса слов,

- формирование обощающих функций слова.
2. Формирование и развитие звукового анализа и синтеза:

- звук на фоне слова,

- звук в начале, в конце слова,

- последовательность звуков,

- количество звуков,

- место звуков в слове,

анализ и синтез прямых и обратных слогов,

- звуковой анализ и синтез односложных слов.

3. Развитие фонематического восприятия и представлений.
4. Развитие навыков связной, грамматически правильной речи.

5. Развитие навыков связной, грамматически правильной речи.

2-й период

инд. зан.

1. Развитие подвижности арт. аппарата.

2. Формирование правильного звукопроизношения согласно инд. планам.

3. Развитие моторики

4. Развитие общих речевых навыков

5. Развитие связной, грамматически правильной речи.

Подг. занятия

1. Развитие псих. функций.

2. Развитие общих речевых навыков и речевого слуха.

3. Развитие лексической стороны речи:

- знакомство с новыми словами;

- конкретизация новых слов и имеющихся слов;

- формирование обощающих функций слова.
4. Формирование и развитие звукового анализа и синтеза:

- различение на слух звуков;

- диф-я;

- деление слов на слоги.


2-й период (декабрь, январь, февраль)

Инд. занятия

5. Развитие моторики:

- общей
-мелкой

6. Развитие навыков связной речи.


Арт. гимнастика.

ОРУ. Работа с карандашом, фломастером. Различение признаков по фактуре.

Выведение и определение звуков в окружащей действительности. Различение на слух звуков речи.

Развитие правильного речевого вдоха и выдоха.


Использование пигментных изображений: чёрно-белых и цветных, контурных и силуэтных.


Закрепление знаний о временах года, их названий, характерных признаков и др.
Гласные: у, а, я, э, о, ы.

Согласные: п, пь, т, к, м, мь, л, х, хь, с.

Усвоение слов двух-, трёхсложной слоговой структуры. Сравнение и сопоставление существительных ед. мн. числа с окончаниями: и, ы. правильное употребление личных окончанмй глаголов ед. и мн. числа. Подбор сущ. к притяжательным местоимениям (мой, моя, моё).

Умение отвечать на вопросы, составлять предложения по картинке, с опорой на демонстрируемые действия.


Арт. гимнастика.

Заучивание загадок, скороговорок, потешек, стихотворений. Проведение игр-драмматизаций.
Умение отвечать и задавать вопросы. Составление предложений по сюжет. картине.
Соблюдение ударений. Соблюдение интонаций в предложениях. Работа над модуляцией голоса.

Усвоение и употребление терминов (гласный звук, согласный, звук, слово, предложение). Классификация названий предметов. Подбор слов, характеризующих действия и признаки предметов. С, сь, з, зь, б, бь, м, д, дь, г,гь, к, кь, ш, л, ж-з, г-к.

Для слуховой опоры используются отхлопывания. Для зрительной опоры – схемы, в которых длинной полоской обозначаются слова, короткой слоги. Фишки гласных и согласных.

Проведение физминуток, включающих ОРУ. Игра «Пойми и назови».

Формирование графических навыков (обводка, написание элементов печатных букв).

Составление предложений по вопросам, по сюжетной картинке, по серии картинок. Распространение предложений. Составление простых распространенных предложений в небольшие рассказы. Умение вести диалог, правильно и быстро подобрать для ответа нужное слово.


3-й период (март, апрель, май)

инд. занятия
1. Продолжение работы по исправлению недостатков Зв/произношения в соответствии с инд. планами.

- развитие арт. моторики

- постановка звуков

- автоматизация

- дифференциация звуков

- введение поставленных звуков в речь.
2. Развитие фонематического восприятия и представлений.
3. Развитие общеречевых навыков и речевого слуха.
4. Развитие грамматически правильного оформления речи.
Подгрупповые занятия

  1. Развитие фонематического анализа и синтеза:

- различение на слух звуков

- дифференциация звуков на слух

- анализ и синтез предложений

- слоговой анализ и синтез.


  1. Знакомство с азбукой (алфавитом).



3. Развитие основных типов монологической речи.



На материале слогов, слов, словосочетаний, предложений, связных текстов.

Соблюдение интонаций, ударений.

Установление связи между словами в предложениях при помощи вопросов.

Повторение звуков: с, з, ш, ж, л, ль, р, рь.

Знакомство со звуками: ч, ш, ц, щ, ч-ш-щ, щ-ч, ц-с. Выделение предложений из прочитанного текста. Расчленение предложений на слова – на слоги и звуки. Соединение звуков в слоги и слова.

Общие сведения об алфавите русского языка. что означает буква. Количество букв в алфавите.

Учить детей сознательно воспринимать тексты,находить связь между описываемыми фактами и явлениями, выражать своё отношение к персонажам рассказа, сказки, их поступкам, драматизировать тексты.









Скачать файл (126.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации