Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Цели и задачи сертификации - файл 1.docx


Контрольная работа - Цели и задачи сертификации
скачать (56.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx57kb.20.11.2011 18:30скачать

Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Реферат
По дисциплине:

«Сертификация и стандартизация в СКС и Т»

На тему: «Цели и задачи сертификации»

2008 год



Оглавление:
1. Цели и задачи сертификации

Правила сертификации туристических и гостиничных услуг…………….3-4

2. Цели сертификации………………………………………………………5-23

Цели и задачи сертификации



Правила сертификации туристических и гостиничных услуг
В мае 2000 г. Госстандартом России было утверждено поста

новление «Об утверждении правил по проведению сертификации в РФ» № 26 с целью обеспечения практической реализации положений Феде

рального закона «О сертификации продукции и услуг».

В постановлении определены и разработаны общие правила по проведению подтверждения соответствия продукции, услуг в соответ

ствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 г.

№ 5151-1 с изменениями и дополнениями, внесенными Феде

ральными законами от 27 декабря 1995 г. № 221-ФЗ, 2 марта 1998 г. № 30-ФЗ,

31 июня 1998 г. № 154-ФЗ. Данные документы применяются при организации работ по подтверждению соответствия продукции и разработке правил систем сертификации, а также других документов, касающихся подтверждения соответствия.

В действующих в настоящее время Правилах используются сле

дующие понятия:

  • подтверждение соответствия – процедура, результатом которой
    является документальное свидетельство (сертификат соответствия или
    декларация о соответствии), удостоверяющее, что продукция соот

  • ветствует установленным требованиям;

  • сертификация услуг (далее – сертификация) – процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изго

  • товителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) орга

  • низация удостоверяет в письменной форме, что услуга соответствует
    установленным требованиям;

•система сертификации – совокупность участников сертифика

ции, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в
этой системе;

  • система сертификации однородной продукции – система серти

  • фикации, распространяющаяся на виды продукции (услуг), объеди

  • ненные но признакам общности назначения, характера требований, общими правилами и процедурами сертификации;

  • центральный орган системы сертификации - орган, возглавля

  • ющий систему сертификации или систему сертификации однородной
    продукции. Центральным органом сертификации туристских услуг и
    услуг средств размещения является Департамент туризма Минэконом

  • развития России;

  • орган (центр) по сертификации – организация, проводящая сер

  • тификацию определенной продукции (услуг);

  • сертификат соответствия (далее – сертификат) – документ, вы-


  • данный по правилам системы сертификации, удостоверяющий, что
    должным образом идентифицированная продукция (услуга) соответ

  • ствует установленным требованиям;

  • 

  • декларация о соответствии – документ, в котором изготовитель
    (продавец, исполнитель) на основе имеющихся у него документов
    удостоверяет, что продаваемая им услуга соответствует установлен

  • ным требованиям;

  • знак соответствия – зарегистрированный в установленном по

  • -
    рядке знак, который по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждает соответствие установленным требова

  • ниям;

  • аккредитация органа по сертификации или испытательной ла

  • боратории (центра) – процедура, посредством которой аккредитую

  • щий орган официально признает компетентность органа по сертифи

  • кации (центра) выполнять конкретные работы в определенной области
    сертификации или испытаний;

  • инспекционный контроль за сертифицированной услугой – кон

  • трольная оценка соответствия, осуществляемая с целью установле

  • ния, что услуга продолжает соответствовать заданным требованиям, подтвержденным при сертификации;

  • заявитель – изготовитель, продавец, исполнитель, обратившие

  • ся с заявкой на проведение работ по подтверждению соотнесения;

  • эксперт по сертификации – лицо, аттестованное на право прове

  • дения одной или нескольких видов работ в области сертификации;

  • схема сертификации – форма сертификации, определяющая со

  • вокупность действий, результаты которых рассматриваются в каче

  • стве доказательства соответствия продукции установленным требо

  • ваниям;

  • идентификация услуги – процедура, посредством которой уста

  • навливается тождественность представленной на сертификацию ус

  • луги ее наименованию и другим характерным признакам, позволяю

  • щим однозначно соотнести сертифицированную услугу с выданным на нее сертификатом соответствия.

Цели сертификации:

  • 

  • создание условий для деятельности организаций и индивиду

  • альных предпринимателей на едином товарном рынке Российской
    Федерации, а также для участия в международном экономическом,
    научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

  • содействие потребителям в компетентном выборе продукции;

  • содействие экспорту и повышение конкурентоспособности про

  • дукции;

  • защита потребителя от недобросовестности изготовителя (про

  • давца, исполнителя);

  • контроль безопасности продукции для окружающей среды, жиз

  • ни, здоровья и имущества;

  • подтверждение показателей качества продукции, заявленных
    изготовителями.

Деятельность по сертификации в Российской Федерации основа

на на Законе РФ «О сертификации продукции и услуг», других зако

нодательных и иных нормативных правовых актах Российской Феде

рации, касающихся сертификации отдельных видов продукции и услуг. В работах по сертификации участвуют структуры любых организа

ционно-правовых форм, независимые от изготовителя (продавца, ис

полнителя) и потребителя (покупателя) сертифицируемой продукции, признающие и выполняющие правила системы сертификации.

Для обеспечения признания сертификатов и знаков соответствия за рубежом настоящие Правила и рекомендации по сертификации по

строены в соответствии с действующими международными нормами и правилами, изложенными в руководствах Международной организа

ции по стандартизации – ИСО и Международной электротехнической комиссии (МЭК), международных стандартах ИСО серий 9000 и 10000, 14000, европейских стандартах серий 45000 и 29000, документах дру

гих международных и региональных организаций, осуществляющих работы по сертификации. Признание аккредитации зарубежных opганов по сертификации и испытательных лабораторий, а также сертифи

катов и знаков соответствия в России (соответственно российских за рубежом) осуществляется на основе многосторонних и двухсторонних соглашений, участником которых является Российская Федерация. Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмот

ренных законодательными актами РФ. К нормативным документам, используемым при обязательной сертификации, относятся законы РФ, государственные стандарты (в том числе принятые в РФ межгосудар

ственные и международные стандарты), санитарные нормы и прави

ла, строительные нормы и правила, нормы по безопасности, а также другие документы, которые в соответствии с законодательством РФ устанавливают обязательные требования к услугам.

Организацию и проведение работ по обязательной сертификации осуществляет Госстандарт России, а по отдельным видам продукции и услуг – другие федеральные органы исполнительной власти РФ, если это предусмотрено законодательными актами РФ.



Подтверждение соответствия продукции, подлежащей обязатель

ной сертификации, может также проводиться посредством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии.

Перечень продукции, соответствие которой может быть подтвер

ждено декларацией о соответствии, утвержден постановлением Пра

вительства Российской Федерации от 7 июля 1999 г. № 766.

Правила сертификации разъясняют понятие «добровольная сер

тификация», которая проводится по инициативе заявителей на соот

ветствие требованиям стандартов, технических условий и других до

кументов, определяемых заявителем. Добровольная сертификация проводится органами, по добровольной сертификации на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Органом по добровольной сертификации может быть юридическое лицо, образо

вавшее и зарегистрировавшее в Госстандарте России систему добро

вольной сертификации и ее знак соответствия, а также юридическое лицо, взявшее на себя функции органа по добровольной сертифика

ции на условиях договора с юридическим лицом, образовавшим сис

тему. Добровольная сертификация может также проводиться органа

ми по обязательной сертификации, входящими в систему обязательной сертификации, если это предусмотрено ее правилами и при наличии в системе знака соответствия добровольной сертификации, зарегист

рированного в установленном порядке.

При сертификации осуществляется информирование изготовите

лей (продавцов, исполнителей), потребителей (покупателей), обще

ственных организаций, органов по сертификации, испытательных лабораторий, а также всех других заинтересованных организаций и отдельных лиц о правилах и результатах аккредитации и сертифика

ции, участниках сертификации.

Важным условием проведения сертификации является соблюде

ние конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну.

Участниками обязательной сертификации являются Госстандарт России, иные федеральные органы исполнительной власти, осуще

ствляющие работы по сертификации, центральные органы систем сертификации, органы по сертификации, испытательные лаборатории, изготовители (продавцы, исполнители) продукции. Госстандарт Рос

сии является специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации и осуществляет свою деятельность в соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг». Госстандарт России и другие федеральные органы исполнительной власти, на которые законода

тельными актами Российской Федерации возлагаются организация и проведение работ по обязательной сертификации, осуществляют де

ятельность по сертификации в соответствии со ст. 9 Закона «О серти

фикации продукции и услуг». Рассмотрим функции Центрального органа системы сертификации:

  • 

  • организация работы по формированию системы сертификации
    и осуществление руководства ею, координация деятельности органов
    по сертификации, входящих в систему;

  • разработка предложений по номенклатуре услуг, сертифицируе

  • мых в системе;

  • участие в работах по совершенствованию фонда нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация в системе; -

  • рассмотрение апелляции;

  • учет выданных (аннулированных) сертификатов и лицензий на
    использование знака соответствия, обеспечение информацией о них.

Функции органа по сертификации услуг:

  • проводит идентификацию услуги, представленной для сертифи

  • кации, в соответствии с правилами системы сертификации;

  • сертифицирует услуги, выдаст сертификаты и лицензии на при

  • менение знака соответствия;

  • осуществляет инспекционный контроль за сертифицированны

  • ми услугами;

  • приостанавливает либо отменяет действия выданных им серти

  • фикатов;

  • формирует и актуализирует фонд нормативных документов, не


  • обходимых для сертификации;

  • представляет заявителю по его требованию необходимую ин

  • -
    формацию в пределах своей компетенции;

  • регистрирует декларации о соответствии, принятые изготови

  • телями (продавцами, исполнителями) в порядке, установленном по

  • -
    становлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1999 г.
    № 766.

Любое юридическое лицо может создать систему добровольной сертификации, для регистрации этой системы необходимо:

  • сформировать структуру системы добровольной сертификации;

  • установить ее правила и знак соответствия;

  • зарегистрировать систему и знак соответствия в Госстандарте
    России;

  • предоставить заявителю необходимую информацию о правилах
    сертификации;

  • вести реестр этой системы;

  • установить порядок оплаты работ по добровольной сертифика

  • ции.


Орган по добровольной сертификации:

  • 

  • осуществляет сертификацию продукции и услуг;

  • выдает сертификаты;

  • предоставляет заявителю право на применение знака соответ

  • ствия на условиях договора;

  • приостанавливает или отменяет действие выданных им серти

  • фикатов.

Продавцы (исполнители) услуг при проведении обязательной сер

тификации:

  • направляют заявку на проведение сертификации, в соответствии
    с правилами системы представляют нормативную, техническую и
    другую документацию, необходимую для проведения сертификации;

  • обеспечивают соответствие реализуемых услуг требованиям нор

  • мативных документов, на соответствие которым она была сертифи

  • цирована или подтверждена декларацией о соответствии;

  • указывают в сопроводительной технической документации све

  • дения о сертификате или декларации о соответствии и нормативных
    документах, которым должна соответствовать продукция, и обеспечивают доведение этой информации до потребителя (покупателя, за

  • казчика);

  • применяют сертификат, декларацию о соответствии и знак со

  • ответствия, руководствуясь законодательными актами Российской Федерации и правилами системы;

  • обеспечивают беспрепятственное выполнение своих полномо

  • чий должностными лицами органов по сертификации продукции и
    должностными лицами, осуществляющими контроль за сертифици

  • рованной услугой;

  • приостанавливают или прекращают реализацию услуги, подле

  • жащей обязательной сертификации, если она не отвечает требованиям
    нормативных документов, на соответствие которым сертифицирована
    или подтверждена декларацией о соответствии, по истечении срока
    действия сертификата, декларации о соответствии, или срока годности
    продукции, срока ее службы, а также в случае приостановки или отме

  • ны действия сертификата решением органа по сертификации;

  • сообщают в трехдневный срок о прекращении действия декла

  • рации о соответствии в зарегистрировавший ее орган по сертифика

  • ции в случае выявления федеральными органами исполнительной власти несоответствия продукции установленным требованиям;

  • извещают орган по сертификации об изменениях, внесенных в
    техническую документацию и в технологический процесс производ

  • ства сертифицированной услуги, если эти изменения влияют на ха

  • рактеристики, проверяемые при сертификации.

Работы по обязательной сертификации проводят организации не

зависимо от их организационно-правовых форм и форм собственнос

ти, если они не являются изготовителями (продавцами, исполнителя

ми) и потребителями (покупателями) сертифицируемой ими продукции, при 

условии их аккредитации в установленном порядке и наличии ли

цензий на проведение работ по обязательной сертификации. Аккреди

тацию органов по сертификации и испытательных лабораторий, а так

же выдачу им разрешений на право проведения определенных видов работ (лицензий на проведение определенных видов работ) по обяза

тельной сертификации осуществляют в соответствии со ст. 9 Закона РФ «О сертификации продукции и услуг». Госстандарт России и иные федеральные органы исполнительной власти, на которые законодатель

ными силами возлагаются организация и проведение работ по обяза

тельной сертификации. Если в системе аккредитованы несколько орга

нов по сертификации одной и той же однородной продукции, то заявитель вправе провести сертификацию или зарегистрировать дек

ларацию о соответствии в любом из них.

Сертификация проводится по схемам, установленным системами сертификации однородной продукции.

Декларацию о соответствии вправе принимать российские изго

товители (продавцы, исполнители) или зарегистрированные в качестве юридических лиц в Российской Федерации организации, пред

ставляющие интересы соответствующих иностранных изготовителей (продавцов, исполнителей).

На услугу, для которой по результатам сертификации подтвержде

но соответствие требованиям нормативных документов, выдается сер

тификат. Знак соответствия наносят на сопроводительную техническую документацию, поступающую к потребителю при реализации.

Инспекционный контроль за деятельностью органов по сертифи

кации и испытательных лабораторий организует Госстандарт России, другие федеральные органы исполнительной власти в пределах сво

ей компетенции.

Инспекционный контроль сертифицированной услуги осуществля

ют органы по сертификации, выдавшие сертификат на эту продукцию.

Сертификаты и аттестаты аккредитации в системах обязательной сертификации вступают в силу с даты их регистрации в государствен

ном реестре.

Государственный реестр содержит сведения о центральных органах систем сертификации, об аккредитованных органах по сертификации и испытательных лабораториях, утвержденных системах сертификации однородной продукции и знаках соответствия сертифицированной про

дукции, аттестованных экспертах, документах, содержащих правила и рекомендации по сертификации.

Оплата работ по обязательной сертификации конкретной продук

ции производится заявителем в порядке, установленном Госстандар

том России и другими федеральными органами исполнительной вла

сти, на которые законодательными актами РФ возложены организация и проведение обязательной сертификации, по согласованию с Мини

стерством финансов России.

При возникновении спорных вопросов в деятельности участни

ков 

сертификации заинтересованная сторона может подать апелля

цию в центральный орган системы сертификации, Госстандарт Рос

сии, другие федеральные органы исполнительной власти, проводящие работы по сертификации. Указанные органы рассматривают вопро

сы, связанные с деятельностью органов по сертификации, испыта

тельных лабораторий, экспертов и заявителей по вопросам сертифи

кации, аккредитации, применения знаков соответствия, выдачи и отмены действия сертификатов и аттестатов аккредитации.

Система сертификации в зависимости от ее области распростра

нения может создаваться применительно к определенной продукции, услугам, работам, системам качества и т. п. или в виде системы сертификации, включающей различные объекты сертификации. Систе

ма сертификации должна иметь организационную структуру, участ

ников системы сертификации, сферу деятельности и объекты подтвер

ждения соответствия, правила функционирования системы и правила сертификации, знак соответствия, формы сертификатов, реестр сис

темы. Для функционирования системы сертификации в ее структуру могут быть включены методические центры, организации по подго

товке экспертов по сертификации и другие организации, предусмот

ренные правилами конкретной системы сертификации.

Формирование системы сертификации однородной продукции (услуг) осуществляется с учетом следующих факторов:

  • наличия аналогичной международной системы;

  • общности технических принципов устройства (способов функ

  • ционирования) продукции;

• общности назначения продукции и (или) требований к ней;
• общности методов испытаний;

• общности области распространения нормативных документов.

Систему сертификации однородной продукции (услуг), как пра

вило, возглавляет центральный орган. В системах сертификации, вхо

дящих в качестве подсистем в систему сертификации, используются общие формы сертификатов и знаки соответствия. Система сертифи

кации регистрируется Госстандартом России в соответствии с Пра

вилами проведения государственной регистрации систем сертифика

ции и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации, утвержденными постановлением Госстандарта России от 22 апреля 1999 г. № 18 и зарегистрированными Министерством юстиции Рос

сийской Федерации

1 июля 1999 г. № 1795.

Госстандарт России утвердил «Правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации» от 5 августа 1997 г. № 17.

Данные правила применяют при обязательной и добровольной сертификации работ и услуг в РФ. На основе настоящих правил фе

деральные органы исполнительной власти в пределах своей компе

тенции могут разрабатывать и принимать правила сертификации од

нородных 

работ и услуг.

Объекты обязательной сертификации работ и услуг устанавливают

ся в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Объектами добровольной сертификации являются работы и ус

луги, не подлежащие обязательной сертификации, а также работы и услуги, подлежащие обязательной сертификации, по требованиям, не подтверждаемым при обязательной сертификации

Сертификацию работ и услуг проводят органы по сертификации.

При обязательной сертификации подтверждают соответствие ра

бот и услуг обязательным требованиям (в том числе требованиям бе

зопасности работ и услуг для жизни, здоровья, имущества потреби

теля и окружающей среды, а также безопасности процесса выполнения работ и оказания услуг).

Сертификацию работ и услуг проводят по схемам сертификации.

Схемы сертификации конкретных видов работ и услуг, а также
критерии их выбора устанавливают в правилах сертификации одно

-
родных работ и услуг.

Данные правила устанавливают требования к документам, на со

ответствие которым производится сертификация:


  • законодательные акты Российской Федерации;

  • правила выполнения отдельных видов работ и оказания отдель

  • ных видов услуг, утвержденные постановлениями Правительства Рос

  • сийской Федерации;

  • государственные стандарты, санитарные правила и нормы, стро

  • ительные нормы и правила и другие документы, которые в соответ

  • ствии с законами Российской Федерации устанавливают обязатель

  • ные требования к работам и услугам.

Нормативные документы, применяемые при сертификации, должны содержать требования к качеству и безопасности работ и услуг, а также методы их оценки, проверки, испытании, контроля.

При сертификации работ и услуг следует применять официаль

ные издания нормативных документов, утвержденных в установлен

ном порядке.

Требования в нормативных документах, применяемых при серти

фикации, должны иметь четкие формулировки, обеспечивающие точ

ное и однозначное их толкование.

Сертификация работ и услуг включает:

  • подачу заявки на сертификацию;

  • рассмотрение и принятие решения по заявке;

  • оценку соответствия работ и услуг установленным требованиям;

  • принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата;

  • выдачу сертификата и лицензии на применение знака соответ

  • ствия;

•инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг.
Заявитель направляет заявку на сертификацию в орган по серти

фикации в соответствии с его областью аккредитации.



При наличии нескольких органов по сертификации однородных работ и услуг заявитель вправе обратиться в любой из них.

Орган по сертификации рассматривает заявку и не позднее одно

го месяца после ее получения сообщает заявителю решение по заяв

ке, содержащее основные условия сертификации.

Оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям включает:

  • оценку выполнения работ и оказания услуг;

  • проверку, испытания результатов работ и услуг.

Оценка выполнения работ и оказания, услуг в зависимости от схемы сертификации включает:

  • оценку мастерства исполнителя работ и услуг;

  • оценку процесса выполнения работ и оказания услуг;

  • анализ состояния производства;

  • оценку организации (предприятия) – исполнителя работ и услуг;

  • оценку системы качества;

  • рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми до

  • кументами.

Порядок оценки процесса выполнения работ и оказания услуг устанавливают в правилах сертификации однородных работ и услуг. Итоги оценки отражают в актах.

Проверку результатов работ и услуг проводит орган по сертифи

кации в соответствии с нормативными документами.

Испытания результатов работ и услуг проводят в аккредитован

ных испытательных лабораториях. Итоги проверки и испытаний от

ражают в протоколах.

Орган по сертификации на основе анализа актов, протоколов и других документов, подтверждающих соответствие работ и услуг ус

тановленным требованиям, принимает решение о выдаче (отказе в выдаче) сертификата, оформляет его и регистрирует.

Сертификат может иметь приложение, содержащее перечень кон

кретных однородных работ и услуг, на которые распространяется его действие.

При отрицательных итогах анализа орган по сертификации при

нимает решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин отказа и доводит его до сведения заявителя.

Срок действия сертификата устанавливает орган по сертифика

ции с учетом итогов сертификации, сроков действия нормативных документов на работы и услуги, но не более чем на три года.

При внесении изменений в нормативную и техническую докумен

тацию на работы и услуги, в организационно-правовую форму юри

дического лица и других изменений, которые могут влиять на требо

вания, подтверждаемые при сертификации, держатель сертификата должен извещать об этом орган по сертификации, который может принять решение о необходимости 

проведения дополнительных про

верок или внепланового инспекционного контроля.

Применение знака соответствия при обязательной сертификации осуществляется на основе лицензии. Лицензию выдает орган по сертификации в соответствии с Правилами выдачи лицензий на прове

дение работ по обязательной сертификации и применение знака со

ответствия. Общие требования к применению знака соответствия при обязательной сертификации работ и услуг соответствуют Правилам применения знака соответствия при обязательной сертификации про

дукции. Утверждены постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 г. №14.

Знак соответствия наносят па квитанцию, наряд-заказ, путевку,
договор, упаковку, бланки и др., а также используют в рекламных и
печатных изданиях.

Правила применения знака соответствия и особенности маркиро

вания устанавливают в правилах сертификации однородных работ и услуг.

Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг про

водит орган по сертификации, выдавший сертификат, не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок для уста

новления соответствия выполняемых работ и оказываемых услуг тре

бованиям, подтвержденным при сертификации.

Объем и периодичность инспекционного контроля зависят от сте

пени потенциальной опасности работ и услуг, стабильности их каче

ства, объема выполняемых работ и оказываемых услуг, наличия сис

темы качества, затрат на проведение контроля, итогов сертификации или предыдущего инспекционного контроля.

Объем, содержание и порядок проведения инспекционного конт

роля устанавливают в правилах сертификации однородных работ и
услуг.

Внеплановый инспекционный контроль проводят в случаях по

ступления информации о претензиях к качеству сертифицированных работ и услуг от потребителей, федеральных органов исполнитель

ной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью работ и услуг, общественных объединений потребителей.

Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг со

держит следующие виды работ:

  • анализ поступающей информации о качестве и безопасности
    сертифицированных работ и услуг;

  • разработку программы инспекционной проверки;

  • создание комиссии для проведения инспекционной проверки;

  • проведение инспекционной проверки;

  • оформление результатов и принятие решения.
    Результаты инспекционного контроля оформляют актом, в кото

  • ром делают заключение о возможности сохранения действия выдан

  • ного сертификата.



В случае несоответствия работ и услуг установленным требова

ниям, отказа держателя сертификата от проведения инспекционного контроля, орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата и лицензии на применение знака соответствия.

Решение о приостановлении действия сертификата и лицензии на применение знака соответствия принимают в том случае, если пу

тем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сер

тификации, можно устранить обнаруженные причины несоответствия.

При проведении корректирующих мероприятий орган по серти

фикации:

  • приостанавливает действие сертификата и лицензии на приме

  • нение знака соответствия;

  • информирует об этом соответствующие органы государствен

  • ного контроля и надзора;

  • устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий;

  • проверяет выполнение корректирующих мероприятий.

После выполнения корректирующих мероприятий и положитель

ных итогов их оценки (проверки, контроля) орган по сертификации принимает решение о возобновлении действия сертификата и лицен

зии на применение знака соответствия и информирует об этом заин

тересованных участников сертификации.

В случае невыполнения корректирующих мероприятий или их неэффективности орган по сертификации отменяет действие серти

фиката, аннулирует лицензию на применение знака соответствия и информирует об этом заинтересованных участников сертификации.

Держатель сертификата обязан указывать в документации (в за

казе, в описании работы или услуги и др.) сведения о проведении обязательной сертификации (номере сертификата, сроке его действия, органе, его выдавшем.

Органы по сертификации работ и услуг направляют информацию о деятельности по сертификации в федеральный орган исполнитель

ной власти, организующий и проводящий работы по обязательной сертификации.

Органы по сертификации представляют заявителю по его требо

ванию необходимую информацию в пределах своей компетенции.

При возникновении спорных вопросов участник сертификации
может подать апелляцию в центральный орган системы сертифика

ции однородных работ и услуг. Если участник сертификации работ и
услуг не удовлетворен решением по апелляции, то он может подать
апелляцию в федеральный орган исполнительной власти в установ

ленном порядке или орган, возглавляющий систему добровольной
сертификации. Спорные вопросы, возникающие между участниками
сертификации, могут быть решены также в порядке, установленном
законодательными актами Российской Федерации.

Правилами сертификации вводятся так называемые схемы серти

фикации 

(табл. 1.):

Та б л и ц а 1.
Номер схемы
Оценка выполнения работ, оказания услуг
Проверка (испытания) результатов работ и услуг
Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг
1

Оценка мастерства исполнителя работ и услуг

Проверка (испытания) результатов работ и услуг

Контроль мастерства исполнителя работ и услуг

2

Оценка процесса выполнения работ, оказания услуг

Проверка (испытания) результатов работ и услуг

Контроль процесса выполнения работ, оказания услуг

3

Анализ состояния производства

Проверка (испытания) результатов работ и услуг

Контроль состояния производства

4

Оценка организации (предприятия)

Проверка (испытания) результатов работ и услуг

Контроль соответствия установленным требованиям

5

Оценка системы качества

Проверка (испытания) результатов работ и услуг

Контроль системы качества


Продолжение

Номер

схемы

Оценка выполнения работ, оказания услуг

Проверка (испытания) результатов работ и услуг

Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг

6

Оценка системы качества
Рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами

Контроль качества выполнения работ, оказания услуг

7

Оценка системы качества

Рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами

Контроль системы качества

Рассмотрим применение схем сертификации.

По схеме 1 оценивают мастерство исполнителя работ и услуг и контролируют его при инспекционном контроле. Данную схему при

меняют для работ и услуг, качество и безопасность которых обуслов

лено мастерством исполнителя (например, экскурсовода, парикмахе

ра, массажиста, педагога и т.д.).

По схеме 2 оценивают процесс выполнения работ, оказания ус

луг, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг и контроли

руют процесс выполнения работ, оказания услуг при инспекционном контроле. В зависимости от сложности процесса оценивают:

  • полноту и актуализацию документации, устанавливающей тре

  • бования к процессу;

  • оснащение необходимым оборудованием, инструментом, сред

  • ствами измерений (испытаний, контроля), веществами, материалами,
    помещениями и другими, а также их соответствие установленным тре

  • бованиям;

  • метрологическое, методическое, организационное, программное,
    

  • информационное, материальное, правовое, техническое и другое обес

  • печение:

  • безопасность и стабильность процесса;

  • профессиональную компетентность исполнителей работ и ус

  • -
    луг, обслуживающего и производственного персонала.

Схему 2 применяют для оценки работ и услуг, качество и безопас

ность которых обусловлены стабильностью процесса выполнения работ и оказания услуг (например, услуг по техническому обслужи

ванию и ремонту автомототранспортных средств, услуг химической чистки и крашения, услуг по перевозке пассажиров, медицинских услуг, услуг средств размещения, услуг общественного питания и др.).

По схеме 3 анализируют состояние производства, в том числе при
инспекционном контроле, проверяют (испытывают) результаты работ
и услуг. Данную схему применяют при сертификации производствен

ных услуг.

По схеме 4 оценивают организацию (предприятие) – исполните

ля работ и услуг на соответствие установленным требованиям госу

дарственных стандартов. Итогом оценки организации (предприятия) может быть присвоение ему определенной категории (звезда гости

ницы, класс ресторана, разряд ателье и др.).

По схеме 5 оценивают систему качества и контролируют ее при инс

пекционном контроле, проверяют (испытывают) результаты работ и ус

луг. Оценку системы качества (схемы 5 и 7) проводит эксперт по серти

фикации систем качества в соответствии с нормативными документами.

Схему 5 применяют при сертификации потенциально опасных работ и услуг (медицинских, туристских, по перевозке пассажиров и др.)

При наличии сертификата качества его учитывают при сертифика

ции работ и услуг.

Схемы 6,7 основаны на использовании декларации о соответствии с прилагаемыми к ней документами, подтверждающими соответствие работ и услуг установленным требованиям.

В декларации о соответствии исполнитель работ и услуг в лице руководителя организации или индивидуального предпринимателя заявляет, что выполняемые работы и оказываемые услуги соответству

ют установленным требованиям.

Схему 6 применяют при сертификации работ и услуг, оказывае

мых по индивидуальным (неповторяющимся заказам, выполняемых в небольших объемах организациями (предприятиями), зарекомендо

вавшими себя на отечественном или мировом рынках, как исполни

тели работ и услуг высокого уровня качества).

Схему 7 применяют при наличии у исполнителя системы оценки качества, включающей контроль всех требований, проверяемых при сертификации, что подтверждается выпиской из акта оценки систе

мы качества.

Для подтверждения соответствия работ и услуг прилагаемым до

кументам проводят обследование организации (предприятия). Осо



бенности применения схем сертификации на основе декларации о соответствии указывают в правилах сертификации однородных ви

дов работ и услуг. Схемы сертификации с использованием деклара

ции о соответствии при добровольной сертификации не применяют.

Во всех схемах сертификации, если это не противоречит прави

лам сертификации однородных работ и услуг, могут быть использо

ваны документы, подтверждающие соответствие установленным тре

бованиям и полученным вне работ по сертификации, например:

  • результаты социологических обследований и экспертных оце

  • -
    нок;

  • протоколы испытаний;

  • договоры исполнителя работ и услуг с потребителем;

  • акты проверок, заключения, сертификаты федеральных органов
    исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор за каче

  • ством и безопасностью работ и услуг (их территориальных органов)
    и общественных объединений потребителей (их ассоциаций и союзов);

  • техническая и другая документация исполнителя работ и yслуг.
    Эти документы могут служить основанием для сокращения объема оценок, проверок, испытаний, контроля.

При проведении работ по сертификации туристских услуг и ус

луг средств временного проживания туристов проводится идентифи

кация этих услуг по Общероссийскому классификатору услуг населе

нию ОК 002-93, утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г.

№ 163 и введенному с 1 января 1994 г. (в редакции Изменений № 1/95, утвержденных Госстандартом России 11 сентября 1995 г. № 2/95, утвержденных Госстандартом России 20 ноября 1995 г. № 3/97, утвержденных Госстандартом России 7 марта 1997 г. № 4/98. утвержденных Госстандартом России 6 августа 1998 г. № 5/99. утвер

жденных Госстандартом России 5 марта 1999 г.)

Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) явля

ется составной частью Единой системы классификации и кодирова

ния технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ).

Классификатор разработан для решения следующих задач:

  • развития и совершенствования стандартизации в сфере услуг
    населению;

  • осуществления сертификации услуг с целью обеспечения безо

  • пасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей сре

  • ды, предотвращения причинения вреда имуществу потребителей;

  • повышения эффективности применения средств вычислитель-


  • ной техники;

  • учета и прогнозирования объемов реализации услуг населению;

  • изучения спроса населения на услуги;

  • предоставления услуг населению предприятиями и организаци

  • ями 

  • различных организационно-правовых форм собственности и
    гражданами-индивидуалами;

  • гармонизации классификации услуг населению с международ

  • ными классификациями;

  • актуализации видов услуг с учетом новых социально-экономи

  • ческих условий в Российской Федерации.

Объектами классификации являются услуги населению, оказыва

емые предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм собственности и гражданами-индивидуалами, исполь

зующими различные формы и методы обслуживания.

Для классификатора услуг населению принята иерархическая клас

сификация с делением всего классификационного множества объек

тов на группы. Затем каждую группу делят на подгруппы, которые в свою очередь делят на виды деятельности по целевому функциональ

ному назначению. В ОКУН используют последовательную систему кодирования.

Кодовое обозначение объекта классификации включает шесть цифровых десятичных знаков и контрольное число.

Общая структура кодового обозначения классификатора услуг населению имеет следующую схему (по группам):

01- бытовые услуги;

02- услуги пассажирского транспорта;

03- услуги связи;

04- жилищно-коммунальные услуги;

05- услуги учреждений культуры;

06- туристские и экскурсионные услуги;

07- услуги по физической культуре и спорту, медицинские, санаторно-оздоровительные, ветеринарные услуги;

09- услуги правового характера;

10- услуги банков;

  1. - услуги в системе образования;




  1. - услуги торговли, общественного питания, рынков;
    80- прочие услуги.


060000

ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ И УСЛУГИ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ВРЕМЕННОГО ПРОЖИВАНИЯ ТУРИСТОВ в редакции Изменения № 5/99, утвержденного Госстандартом России 5 марта 1999 г.

061000

Туристские услуги

0611ОО

Услуги туроператора по организации внутреннего туризма (в ред. Изменения № 5/99)

061101

Тур оздоровительный (в ред. Изменения № 5/99)

061102

Тур познавательный (в ред. Изменения № 5/99)

061103

Тур профессионалъно-деловой

(в ред. Изменения № 5/99)

061104

Тур спортивный (в ред. Изменения № 5/99)

061105

Тур религиозный (код 061105 введен Изменением

№ 5/99)

061109

Прочие туры (код 061109 введен Изменением № 5/99)

061200

Услуги туроператора по организации выездного туризма (в ред. Изменения № 5/99)

061201

Тур оздоровительный (в ред. Изменения № 5/99)

061202

Тур познавательный (в ред. Изменения № 5/99)

061203

Тур профессионально-деловой (в ред. Изменения

№ 5/99)

061204

Тур спортивный (в ред. Изменения № 5/99)



061205

Тур религиозный (в ред. Изменения № 5/99)

Коды 061206-061208

исключены, согласно Изменению № 5/99


061209

Прочие туры (в ред. Изменения № 5/ 99)

Коды 061210 -061219 исключены согласно Изменению № 5/99


061300

Услуги туроператора по организации въездного туризма (в ред. Изменения № 5/99)

061301

Тур оздоровительный (в ред. Изменения № 5/99)

061302

Тур познавательный (в ред. Изменения № 5/99)

061303

Тур профессионально-деловой (в ред. Изменения

№ 5/99)

061304

Тур спортивный (в ред. Изменения № 5/99)

061305

Тур религиозный (в ред. Изменения № 5/99)



Коды 061306-061308 исключены согласно Изменению № 5/99
061309

Прочие туры (в ред. Изменения № 5/99)

061400

Услуги турагента (в ред. Изменения № 5/99)

Коды 061401-061407 исключены (Измене

ние

№ 5/99)
061500

Отдельные слуги туроператора и турагента (в ред. Изменения № 5/99)

061501

Услуги по организации проживания туристов (в ред. Изменения № 5/99)

061502

Услуги по организации питания туристов (в ред. Изменения № 5/99)

061503

Услуги по организации перевозок туристов различными видами транспорта (в ред. Изменения № 5/99)

061504

Услуги по организации спортивных, развлекатель

ных, познавательных, оздоровительных и других мероприятий (в ред. Изменения № 5/99)

061505

Услуги гидов-переводчиков в ред. Изменения № 5/99)

061509

Оказание других услуг (код 061509 введен Изменением № 5/99)



061600

Услуги при самодеятельном туризме в ред. Изменения № 5/99)









Скачать файл (56.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации