Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Конспект курса лекций - Аудит [doc] - файл АУДИТвсе лекции инет.doc


Конспект курса лекций - Аудит [doc]
скачать (114.8 kb.)

Доступные файлы (8):

АУДИТвсе лекции инет.doc246kb.03.08.2006 22:27скачать
АУДИТ инет.doc70kb.08.03.2006 14:46скачать
АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ.doc107kb.02.01.2006 13:36скачать
ЗАКОН УКРАЇНИ про аудиторську дыяльнысть.doc81kb.01.03.2006 06:26скачать
Лекция 1Аудиторский контроль.doc67kb.14.09.2006 06:06скачать
Лекция 2,3.doc94kb.30.09.2008 09:44скачать
НАЛОГОВЫЙ и финансовый аудит.doc36kb.19.11.2008 10:59скачать
Существеность отклонений.doc50kb.02.01.2006 14:32скачать

содержание
Загрузка...

АУДИТвсе лекции инет.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
ЛЕКЦИЯ 1

Сущность аудита





  1. Необходимость аудита, этапы его развития

  2. Сущность и содержание аудита.




  1. Аудиторская фирма при составлении своего бизнес-плана должна определить свою клиентуру. Потенциальными клиентами аудиторской фирмы являются предприятия, обязанные иметь аудиторское заключение о достоверности своей финансовой отчетности. К таким предприятиям относятся согласно статье 16 Закона Республики Узбекистан «Об аудиторской деятельности» относятся хозяйствующие субъекты, организационно-правовая форма которых предполагает ограничение имущественной ответственности собственников; хозяйствующие субъекты, акции которых котируются на фондовых биржах; банки и страховые компании независимо от форм собственности; инвестиционные и финансовые компании, предметом деятельности которых является размещение средств третьих лиц в акциях, облигациях и иных ценных бумагах, круг которых ежегодно устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан. В разные периоды времени клиентами аудиторской фирмы становятся хозяйствующие субъекты, по собственной инициативе проявляющие интерес к сотрудничеству с аудиторами с целью сокращения риска возможных потерь при уплате различных налогов и совершенствования производственно-коммерческой деятельности, а также желающие опубликовать свою годовую бухгалтерскую отчетность о результатах хозяйственной деятельности, имущественном и финансовом положении.

В настоящее время и Республике Узбекистан широко открыты двери для всех деловых людей, которые намерены вложить средства в экономику республики. Каждое юридическое и физическое лицо получает право на самостоятельное заключение финансовых сделок, что является необходимым условием для развития эффективного предпринимательства, но в то же время связано с повышенным риском. Перед предприятиями и частными лицами встает проблема оценки финансового состояния и надежности потенциальных партнеров: имеют ли они необходимое количество средств для того, чтобы отвечать по своим обязательствам; как быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги; насколько эффективно используется имущество и т.д.

Исходя из опыта стран с развитой рыночной экономикой, для решения этой проблемы необходима доступная для широкого круга пользователей публикация специальной информации о достоверности отчетности и о финансовом положении предприятия, при этом достоверность финансовой отчетности должна быть проверена и заверена независимым аудитором. Предоставляя квалифицированное заключение о финансовом положении предприятия, аудитор должен обладать знаниями не только в традиционной для него сфере – проверке текущей документации и отчетности, но и в новой для большинства наших ревизоров области – финансовом анализе.

В настоящее время отчетность претерпевает существенные изменения, связанные с новыми подходами к анализу с учетом международного опыта. Нужна обоснованная и объективная оценка платежеспособности и ликвидности предприятия, оборачиваемости товарно-материальных запасов, дебиторской и кредиторской задолженности в условиях протекающих инфляционных процессов. Много проблем возникает в настоящее время в области оценки доходности и рентабельности предпринимательской деятельности.

Переход к рыночным отношениям и процесс разгосударствления собственности приводит к серьезным изменениям в содержании и структуре источников формирования имущества предприятий. В недавнем прошлом для социалистического государственного предприятия само деление пассивов по принципу собственных и заемных средств носило в значительной степени формальный и условный характер. Уставный фонд представлял собой категорию скорее абстрактную, чем реальную, так как определялся как совокупность выделенных государством и устойчиво закрепленных за предприятием основных и оборотных средств, изменения состава, стоимости и состояния которых отражалось непосредственно на величине уставного фонда.

В связи с тем, что уставный фонд выделяется государством, то вполне правомерным считалось дальнейшее перераспределение между государством и предприятием амортизационных отчислений. В соответствии с действовавшей системой централизованного формирования амортизационный фонд являлся по существу объектом изъятия средств, и результатом этой политики стала техническая отсталость большинства предприятий.

В рыночной системе на принципиально новой системе строятся взаимоотношения предприятий и банков, сокращаются сроки предоставления кредитов, растут процентные ставки, появилась реальная ответственность банков за соблюдение условий возвратности, срочности и платности кредитных средств.

Меняется структура ссудного капитала: если раньше в его состав входили в основном банковские кредиты, то теперь предприятия могут получать займы у других предприятий или частных ли, заинтересованных в инвестициях именно этого предприятия, так как располагают достоверной информацией о финансовом состоянии и реальной платежеспособности ссудополучателя, заверенной независимыми аудиторами.

Амортизационные отчисления, выполняя свое основное целевое назначение – источника замены износившихся основных средств новыми, – в то же время становятся существенным источником финансирования, не подлежат изъятию, остаются в сфере бизнеса и аккумулируются вплоть до момента приобретения новых основных средств. Эти и другие изменения в содержании и составе активов и пассивов предприятия привели к новым задачам и направлениям в аудите финансового состояния предприятия.

Давно известно: полная и правдивая информация дает власть, ее отсутствие ведет к бесконтрольности и анархии. Степень насыщенности деловой информацией – показатель состояния и один из важнейших факторов функционирования внутреннего рынка любого государства. В развитых странах сначала стихийно, а впоследствии при активном вмешательстве государства сложились целые национальные информационные системы, призванные не только обслуживать, но и направлять и активизировать движение капиталов, товаров и услуг. От уровня организации процессов «экономической коммутации» во многом зависят эффективность государственных мероприятий в хозяйственной области, создание и деятельность акционерных обществ, расширение и укрепление рыночных связей.

Снабжением рынка всевозможными сведениями наряду со специальными правительственными учреждениями активно занимаются разного рода профессиональные союзы, частные исследовательские центры, консультационные фирмы и агентства, средства массовой информации. Финансируют соответствующие публикации и разработки и даже ведут свою статистику крупные промышленные корпорации и банки. При этом в целях большей объективности и независимости информации государство нередко берет на себя лишь первичную обработку и публикацию данных, а их интерпретацию и анализ проводят представители неофициальной статистики.

Развитая и объемная информация осуществляет необходимую техническую поддержку процессам концентрации капитала, всевозможным влияниям и поглощениям, экономической разведке и завоеванию новых территорий, контролю массы мелких производителей. Нередко государственное регулирование, обходя меры прямого вмешательства, эффективно действует через информационные каналы, подталкивая частный сектор к соответствующим решениям.

Первые попытки такого воздействия были предприняты в Великобритании еще в середине XIX века. Законы об акционерных компаниях 1844 и 1862 гг. не только содержали небольшой перечень обязательных публикации статей отчетов, но и рекомендовали компаниям для проверки годовой отчетности приглашать аудитора. В 1854 г. родились первые профессиональные бухгалтерские объединения – Институт дипломированных бухгалтеров Англии и Уэльса, послуживший образцом при создании аналогичных объединений во Франции (1881), США (1887), Голландии (1895), Германии (1896), Швеции (1899), Бельгии (1903) и других странах.

В настоящее время большинство развитых стран имеют соответствующие акционерное и бухгалтерское законодательства, закрепляющие форму, содержание, порядок проведения аудиторской проверки и представления публичной отчетности компаний. Согласно этим законам все акционерные компании или только достигшие определенных размеров деятельности должны в течение нескольких месяцев текущего года в свободной предписываемой форме составлять отчетность, показывающую финансовой состояние компании на 31 декабря отчетного года (баланс), годовые показатели доходов, расходов и прибыли (расчет о прибыли и убытках) и содержащую пояснения директората (доклад директора). Почти во всех странах годовая отчетность только после проверки аудитора и его заключения (сертификата) приобретает юридическую силу и может быть использована по назначению, представляется в государственные регулирующие и налоговые инстанции, публикуется в периодических изданиях, специальных бюллетенях, ведомостях, справочниках, выходит в виде отдельных «фирменных» изданий, передается в средства массовой информации и т.д.

В соответствии с принятым в декабре 1992 г. Законом «Об аудиторской деятельности» аудит начинает занимать центральное положение в системе регулирования и контроля экономической информации в Республике Узбекистан. Это, в свою очередь, приближает аудитора к самым высоким биржевым, рыночным и политическим сферам.

Бухгалтерский учет в настоящее время приобретает функции, направленные на обеспечение эффективности государственной экономической политики, призванной укрепить социальную ответственность менеджеров, политических и государственных деятелей, оздоровить общество. В свою очередь, это вызывает повышение авторитета, престижа и даже политического влияния учетной профессии и, прежде всего, аудита.

Новый уровень задач, тем не менее, не изменит социального статуса аудитора – он по-прежнему остается «свободным профессионалом», наделенным правами общественного «ревизора» информации бухгалтерской отчетности.

Следует отметить еще более важное обстоятельство: новые задачи аудитору придется выполнять в независимой социальной обстановке, в частности, в условиях сохранения принципов коммерческой тайны, права частной собственной на хозяйственную информацию.

К настоящему времени профессия аудитора уже практически выработала свой социальный стереотип. Современный аудитор прямо интегрирован в механику государственного регулирования, демонстрируя в равной степени тесную связь с государственными органами и промышленно-финансовыми монополиями, одновременно выступая в качестве советника правительственного чиновника и частного предпринимателя.

2.

Аудит – это процесс, посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельства об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в заключении степень соответствия этой информации установленным критериям.

Для выполнения аудита должна существовать информация в форме, допускающей проверку и определенные стандарты (критерии), посредством которых аудитор может оценивать информацию. Информация, поддающаяся количественной оценке, может принимать и принимает много форм. Так, возможно проведение аудиторской проверки финансовой отчетности компании; проверка времени, необходимого работнику для выполнения поставленной задачи; проверка общей стоимости правительственного строительного контракта и налоговой декларации конкретного индивидуума.




Рис. 1.1 Аудит налоговой декларации
Критерии для оценки этой информации также могут значительно варьироваться. Например, при аудиторской проверке счета продавца на приобретение сырья можно установить, действительно ли были получены материалы с учетом потребностей производства компании, приемлема ли цена товаров. Используемые критерии зависят от целей аудита.

При проведении аудита всегда должны быть ясно очерчены рамки ответственности аудитора. В основном, это включает определение хозяйственной системы и периода времени. В большинстве случаев хозяйственная система является также и юридическим лицом, таким как корпорация, правительственное учреждение, товарищество или частное предприятие. Однако, в некоторых случаях систему (подсистему) определяют как подразделение, отдел или даже индивидуум. Типичный период времени для выполнения аудита – один год, но бывает также месячный и квартальный аудит, а в некоторых случаях этот период составляет все время существования системы.

Под свидетельством понимается любая информация, которую использует аудитор, чтобы определить, соответствует ли установленным критериям проверяемая поддающаяся количественной оценке информация. Свидетельство может принимать различные формы, включая устные ответы клиентов, письменные контакты с другими предприятиями или лицами и личные наблюдения аудитора. Сам ход определения необходимого количества и соответствия поддающейся количественной оценке информации установленным критериям является ответственной частью каждого аудита.

Аудитор должен быть достаточно квалифицированным, чтобы хорошо понимать критерии, знать типы и количество свидетельств, которые ему требуются для анализа и правильного составления заключения. Аудитор также должен обладать независимой позицией. Ничего хорошего не получится, если накапливать свидетельства будет компетентное, но пристрастное лицо, тогда как для суждений и решений, которые должны быть приняты на их основе, необходимы непредвзятая информация и объективное мышление.

Независимость не может быть абсолютной, но она должна быть целью, к которой надо стремиться, и, в определенной степени, ее можно достичь. Например, даже несмотря на то, что аудитору платит компания, он может быть достаточно независимым для выполнения аудита, и на его результаты могут положиться пользователи. Однако достаточная независимость не обеспечивается, когда аудиторы являются также и служащими проверяемой компании.

Сообщения о результатах – последняя стадия аудита – представляет собой аудиторское заключение, в котором пользователям представлены результаты проверки. Заключения могут быть различными, но во всех случаях они должны информировать читателей о том, насколько соответствует установленным критериям поддающаяся количественной оценке информация. Заключения также различаются по форме: от сугубо технических, связанных с финансовой отчетностью фирм, до простых устных сообщений – в тех случаях, когда аудит проводится для конкретного индивидуума.


ЛЕКЦИЯ 2




^

Классификация аудита





        1. Классификация аудита.

2. Типы аудита.

  1. Правовые основы аудиторской работы.


1.

^

Рис 2. Классификация аудита


2.

Можно различать аудит трех типов: операционный аудит, аудит на соответствие и аудит финансовой отчетности.

Операционный аудит – это проверка любой части процедуры и методики функционирования хозяйственной системы в целях оценки производительности и эффективности. По завершении этого аудита менеджеру обычно выдается рекомендация по совершенствованию операций.

Из-за того что операционная эффективность может быть оценена во множестве самых разных областей, охарактеризовать типичный операционный аудит невозможно. В одной организации аудитор мог бы оценить пригодность и достаточность информации, используемой руководством при принятии решения о приобретении новой недвижимости, в другой организации аудитор мог бы оценить эффективность движения документов при обработке данных по товарообороту. В операционном аудите проверки не ограничиваются бухгалтерским учетом. Они могут включать оценку организационной структуры, коммерческих операций, методов производства, маркетинга и любой другой области, в которой аудитор квалифицирован.

Выполнение операционного аудита и сообщения о его результатах определяются не так легко, как при аудите других видов. Эффективность операций гораздо сложнее объективно оценить, нежели их соответствие инструкции или представление финансовой отчетности, не противоречащей общепринятым бухгалтерским принципам; а установленные критерии для оценки информации при каждом конкретном аудите крайне субъективны. В этом смысле операционный аудит больше похож на консалтинг администрации, чем на то, что считается аудитом. Значение операционного аудита за прошедшие десятилетия возросло.

^ Аудит на соответствие. Цель аудита на соответствие – определить, соблюдается ли в хозяйственной системе те специфические процедуры и правила, которые предписаны персоналу вышестоящим руководством. Этот аудит для частного бизнеса мог бы включать выяснение того, следует ли бухгалтерский персонал тем процедурам, которые предписаны управляющим, проверку соответствия уровня заработной платы минимальному уровню, гарантированному законом, или проверку контрактов с банками и другими кредиторами для гарантирования соблюдения компанией юридических норм. При аудите административно-функциональных формирований, таких как школьные районы, доля аудита на соответствие повышена благодаря широкому регулированию их действия правительством. На практике каждой частной и неприбыльной организации предписаны виды деятельности, контрактные соглашения и юридические нормы, для проверки соблюдения которых может потребоваться аудит на соответствие.

Результаты аудита на соответствие обычно сообщаются кому-нибудь из подразделения, которое подвергается аудиторской проверке, а не широким слоям пользователей. Администрация, в противоположность сторонним пользователям, является группой, озабоченной сферой соответствия определенным предписанным процедурам и правилам. Поэтому значительную часть такой работы выполняют аудиторы, нанятые самими подразделениями. Но есть и исключение. Когда организация хочет определить, подчиняются ли ее требованиям лица или организации, которые обязаны им подчиняться, аудитора нанимает та организация, которая предъявляет эти требования. Примером служит аудит налогоплательщиков на предмет соблюдения федеральных налоговых законов: аудитора нанимает правительство для проверки налоговых деклараций налогоплательщиков.

^ Аудит финансовой отчетности. Аудит финансовой отчетности выполняется для определения того, согласуется ли сводная финансовая отчетность (проверяемая поддающаяся количественной оценке информация) с определенными критериями. Обычно критериями являются общепринятые бухгалтерские принципы, хотя распространена практика проведения аудита финансовой отчетности на основе имеющихся денежных средств или на какой-либо другой основе, свойственной бухгалтерии проверяемой хозяйственной системы. Финансовая отчетность в самом общем случае включает бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств и сопутствующие документы, на которые в них имеются ссылки.

Аудит финансовой отчетности базируется на том предположении, что она будет использована разными группами для различных целей. Следовательно, более эффективен вариант, когда один аудитор выполняет аудит и делает свое заключение, на которое могут положиться все пользователи, чем тот, при котором каждый пользователь проводил бы свой собственный аудит. Если пользователь считает, что общий аудит не обеспечивает достаточной для его целей информацией, то у него есть возможность получить эти дополнительные данные. Например, общий аудит какого-либо бизнеса может дать финансовую информацию, достаточную для банка, решающего вопрос о выдаче данной компании ссуды, но корпорация, рассматривающая вопрос о слиянии с этой компанией, может захотеть узнать стоимость заложенного недвижимого имущества и иметь другую информацию, необходимую для принятия решения. Корпорация может использовать своих собственных аудиторов для получения дополнительной информации.
3.

Правовые основы аудиторской работы.

Уровень, тенденции и перспективы развития аудита в Узбекистане, связаны, прежде всего, с переходом к новым принципам функционирования экономической системы. В соответствии с принятым в декабре 1992 г. Законом «Об аудиторской деятельности» годовые финансовые отчеты (баланс, отчет о прибылях и убытках) хозяйствующих субъектов с ограниченной материальной ответственностью, акции которых котируются на фондовой бирже, должны быть подвергнуты независимой экспертизе.

Увеличение спроса на аудиторские услуги будет определяться не только необходимостью подтверждения финансовой отчетности и взаимной заинтересованностью предприятий в обеспечении достоверности учета и отчетности, но и увеличением удельного веса услуг консультационного характера. Повысить уровень знаний предпринимателей в области законодательства, ознакомить их с нормами и правилами, регламентирующими работу предприятий, а иногда даже способствовать ликвидации экономической безграмотности части бизнесменов и некоторых руководителей, особенно по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета в настоящее время в Республике очень необходимо.

Часто реклама не отражает реального положения дел, поэтому аудиторское подтверждение должно помочь населению, желающему приобрести акции банков и фирм. В этом случае мнение аудитора может выступать своего рода гарантом защиты интересов граждан.

Развитие аудита в Узбекистане связано с совершенствованием его правовой базы. В Республике действует пакет законодательных документов, регламентирующих аудиторскую деятельность (Закон «Об аудиторской деятельности», «Временное положение об аудиторе (аудиторской организации)», «Временное Положение о Палате аудиторов», «Положение о порядке выдачи специального разрешения (лицензии) на право заниматься аудиторской деятельностью на территории Республики Узбекистан юридическим лицам и гражданам»).

Значительное место в критериях оценок аудиторов занимают стандарты и процедуры, рекомендуемые к применению Комитетом по стандартам Международной Федерации бухгалтеров и Национальной Ассоциацией бухгалтеров (аудиторов).

Аудиторские стандарты формируют единые базовые требования к качеству и надежности аудита и при их соблюдении обеспечивают определенный уровень гарантии результатов проверки. Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.

Стандарты определяют общий порядок проведения аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит. Аудитор, допускающий в своей практике отступление от стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.

Стандарты, применяемые аудиторами в своей работе, разделяются на группы и включают 10 стандартов.

Применение стандартов позволяет аудитору сформулировать свое мнение, начиная с момента первого посещения аудируемой компании и кончая моментом предоставления отчета. Работа аудитора должна быть хорошо спланирована и включать в себя различные этапы подготовки аудита. При разработке плана внимание уделяется определению величины аудиторского риска.

Аудитор изучает и оценивает организацию управления, включая обследование систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Такая оценка содержит фактор риска аудиторской ошибки, так как в случае положительной оценки систем бухгалтерского учета, аудитор может принять решение ограничить свои собственные обследования и положиться на информацию служб внутреннего контроля предприятия.

Проведение аудита в рыночной экономике стоит больших денег, и поэтому сокращение необоснованных затрат на него является первостепенным делом. Принятие неоправданного решения по риску аудиторской ошибки приведет к значительным затратам времени и средств на проведение аудитором обследований или же, в противном случае, к некачественному проведению аудита.

Процесс адаптации аудиторской деятельности в Узбекистане к требованиям мировой практики начался, и уже можно говорить, что национальный аудит готов перейти к системе Международных стандартов. При этом необходимо учесть и собственный опыт и традиции в области учета, анализа и контроля.

Таким образом, работа параллельно идет по трем направлениям: разработки собственных стандартов и методики аудита с учетом мирового и собственного опыта;

- разработки общих стандартов ведения бухгалтерского учета, составления и проверки финансовой отчетности в рамках Ассоциаций бухгалтеров и аудиторов СНГ;

- овладения системой международных учетных и аудиторских стандартов.

Для более эффективной организации этой деятельности учреждаются новые институты, которые будут разрабатывать бухгалтерские и аудиторские стандарты. В настоящее время совершенно необходима гармонизация бухгалтерских и аудиторских систем в рамках СНГ, которая будет способствовать сохранению уже существующих экономических связей и развитию новых в рыночных условиях. Наряду с этим интернационализация рынков капитала и рост числа предприятий с иностранными инвестициями требует усилий по консолидации финансовой отчетности, совершенствованию бухгалтерского учета. Важнейшей проблемой является повышение качества аудиторского обслуживания в Узбекистане. В соответствии с «Положением о порядке выдачи лицензии на право заниматься аудиторской деятельностью на территории Республики Узбекистан» претендент должен иметь высшее образование, стаж практической работы не менее пяти лет в области финансов, управления, бухгалтерского учета и контроля, пройти специальную подготовку по 210-часовой программе и успешно сдать квалификационный экзамен на право получения лицензии аудитора. В целях повышения качества подготовки и углубления специализации аудиторов разрабатывают отдельные программы для обучения специалистов различных профилей и для разного уровня подготовки: бухгалтеров, контролеров – ревизоров, налоговых инспекторов, экономистов, финансистов, юристов.

Аудитор должен постоянно повышать свой уровень квалификации и поддерживать престиж свой профессии. Поэтому Ассоциация бухгалтеров и аудиторов Узбекистана разрабатывает и налаживает систему последующего выборочного контроля деятельности аудиторов и аудиторских фирм с целью проверки соблюдения ими законодательства и норм аудиторской этики.

ЛЕКЦИЯ 3




^

Общепринятые стандарты аудита


ЛЕКЦИЯ 4

Аудиторские заключения


        1. Стандартное аудиторское заключение без оговорок

        2. Элементы аудиторского заключения

        3. Аудиторское заключение без оговорок с объяснительным абзацем или видоизмененной формулировкой


Согласно определению аудита, аудитор должен предоставить заключение пользователям. Представление заключения является важнейшей частью процесса аудита, так как в этом заключении говориться о том, чем занимался аудитор. Поэтому, с точки зрения пользователя, именно такое заключение и есть продукт деятельности аудитора.

Аудиторское заключение представляется только в случае проведения аудита. Аудиторское заключение выполняет роль важнейшего средства передачи информации.

Заключения должны быть единообразными, чтобы не произошла путаница. В профессиональных стандартах определены и пронумерованы типы аудиторских заключений, которые могут сопровождать финансовую отчетность. Формулировки, используемые в аудиторских заключениях, достаточно единообразны, однако, в зависимости от обстоятельств, возможны различные формы заключения.

Аудиторское заключение является последним этапом аудита.
^ СТАНДАРТНОЕ АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ БЕЗ ОГОВОРОК

Наиболее распространенной формой аудиторского заключения является стандартное аудиторское заключение без оговорок. Заключения этого типа составляют примерно 90% от общего числа представляемых аудиторских заключений. Стандартное аудиторское заключение без оговорок используется тогда, когда соблюдены следующие условия:

  1. Все необходимые формы: баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о реинвестированной прибыли, а также отчет о движении денежных средств – включены в финансовую отчетность.

  2. При работе были соблюдены во всех отношениях все три общих стандарта.

  3. Получено достаточное количество свидетельств, и аудитор сделал свою работу так, что смог прийти к выводу, что все три стандарта работы на объекте соблюдены.

  4. Финансовая отчетность представлена в соответствии с общепринятыми бухгалтерскими принципами. Это означает, в частности, что финансовая информация раскрыта и подробно объяснена в приложениях и других документах финансовой отчетности.

  5. Не были выявлены обстоятельства, которые требовали бы добавления объясняющего абзаца или видоизменения формулировки.


ЭЛЕМЕНТЫ АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. Независимо от характера заключения, семь элементов всегда остаются неизменными:

  1. Наименование заключения.

  2. Адресат аудиторского заключения.

  3. Вводный абзац. Первый абзац заключения выполняет три функции:

А) в нем просто говорится, что бухгалтерская фирма провела аудит. Это необходимо отметить, дабы сразу показать, что данное заключение не является отчетом о подготовке счетов или о проведении обзорной проверки. В абзаце-сфере дается уточнение того, что понимается под словом «аудит»;

Б) в этом абзаце перечисляется отчетность, которая подлежит аудиту. В нем также приводятся даты балансов и учетных периодов для отчета о прибылях и убытках и отчетов о движении денежных средств. Наименования финансовой отчетности в заключении аудитора должны быть идентичны используемым администрацией.

В) в вводном абзаце говорится, что вся ответственность за эту отчетность лежит на администрации компании, и что в обязанности аудитора входит только выражение его мнения по поводу этой отчетности. Цель данной формулировки – подчеркнуть тот факт, что администрация компании отвечает за выбор уместных общепринятых бухгалтерских принципов. Эта формулировка должна также прояснить соотношение ролей администрации и аудитора по отношению друг к другу.


  1. Абзац-сфера. В этом абзаце говорится о том, что же именно сделал аудитор в ходе аудита. Прежде всего, здесь отмечается, что аудитор придерживался общепринятых стандартов аудита. Далее кратко описываются важнейшие аспекты аудита.

В абзаце-сфере описывается форма (рамки) осуществленного аудита. В нем говорится о цели аудита, которая заключается в том, чтобы получить разумную степень уверенности, содержит или нет отчетность существенные неточности. Включение слова «существенные» подчеркивает, что аудитор несет ответственность за выявление только значительных неточностей, но не мелких ошибок, не оказывающих влияния на решения пользователей. Формулировка «известная степень уверенности» должна показать, что аудит не может абсолютно исключить вероятность наличия в финансовой отчетности существенных искажений и отклонений от нормы. Иными словами, аудит может гарантировать высокий уровень уверенности, но не предоставляет гарантию.

В оставшейся части этого абзаца говорится о собранных аудиторских свидетельствах. Аудитор подчеркивает, что он считает собранную им информацию адекватной в данных обстоятельствах для формирования его мнения. Слова «на основе тестов» должны показать, что использовалась не сплошная проверка всех операций и сумм, указанных в отчетности, но выборка. Если во вводном абзаце сказано о том, что администрация компании несет ответственность за подготовку и содержание финансовой отчетности, то в данном абзаце говорится, что аудитор оценивает адекватность применения ею бухгалтерских принципов, информативность отчетности и порядок ее представления.


  1. Абзац-мнение. В последнем абзаце стандартного заключения содержится вывод аудитора, основанный на результатах, проведенных им проверок. Эта часть заключения настолько важна, что зачастую аудиторское заключение называют «мнением аудитора». Содержание данного абзаца – это прежде всего выражение мнения аудитора, но отнюдь не констатация какого-либо абсолютного факта, относительно которого имеются надежные гарантии. Это должно показать, что выводы основаны исключительно на профессиональных суждениях. Выражение «по нашему мнению» указывает на наличие некоторого информационного риска, связанного с финансовой отчетностью, даже прошедшей аудит.

Аудитор полагает, что финансовая отчетность верно отражает положение дел, если она соответствует общепринятым бухгалтерским стандартам. Но тем не менее он исследует сущность хозяйственных операций и сальдо, дабы убедиться, что искажений информации нет.


  1. ^ Название аудиторской фирмы. Здесь речь идет о названии фирмы или фамилии конкретного аудитора, осуществившего аудит. Обычно используется наименование фирмы, так как юридическую и профессиональную ответственность за соответствие качества аудита профессиональным стандартам несет аудиторская фирма в целом.




  1. ^ Дата аудиторского заключения. Наиболее уместно в качестве даты представления аудиторского заключения поставить число того дня, когда аудитор нес ответственность за исследование существенных событий, происшедших после даты представления финансовой отчетности.



^ АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ БЕЗ ОГОВОРОК С ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫМ АБЗАЦЕМ ИЛИ ВИДОИЗМЕНЕННОЙ ФОРМУЛИРОВКОЙ.

Аудиторское заключение без оговорок с объяснительным абзацем или видоизмененной формулировкой представляется в случае удовлетворительных результатов рассмотренной финансовой отчетности, когда аудитор считает необходимым (или это требуется законом) предоставить дополнительную информацию.

Причины добавления объяснительного абзаца или же видоизменения формулировки краткого заключения без оговорок:

А) наличие существенных неопределенностей;

Б) нарушение последовательности и логики учета;

В) аудитор подтверждает отход от общепринятых бухгалтерских принципов;

Г) исключительность ситуации;

Д) аудиторское заключение касается других аудиторов.
^ А// Наличие существенных неопределенностей, то есть ситуаций, в которых, например, под вопрос ставится способность компании продолжать деятельность в качестве функционирующего предприятия. Сомнение может вызвать один или несколько следующих факторов:

  1. Повторяющиеся существенные убытки от хозяйственных операций или же устойчивый недостаток оборотных средств.

  2. Неспособность компании расплачиваться по своим долгам в установленные сроки.

  3. Утрата крупных клиентов, возникновение форс-мажорных обстоятельств, таких, как землетрясения или наводнения, или же необычные сложности с персоналом.

  4. Судебные разбирательства, юридические проблемы или какие-либо проблемы, могущие поставить под угрозу способность данной компании продолжать работу.

В таких ситуациях аудитор должен определить, сможет ли его клиент продолжать свою деятельность или же выполнять свои обязательства на протяжении обозримого периода. Обозримым периодом считается срок, не превышающий год с даты аудируемой финансовой отчетности. Если есть серьезные сомнения в способности компании продолжить деятельность в качестве функционирующего предприятия, имеет место существенная неопределенность.

При наличии существенной неопределенности аудитор должен прежде всего оценить, были ли релевантные факты адекватно отражены в финансовой отчетности, в том числе и в приложении к балансу.

От аудитора требуется, чтобы он добавил к своему заключению абзац о наличии существенных неопределенностей, если выполняются следующие условия:

  1. Для типов неопределенности, подпадающих под положения FASB5:

А. Неопределенность является вероятной и существенной или

Б. Неопределенность весьма возможна и:

    1. является существенной и ее вероятность скорее велика, нежели мала, или

    2. она имеет высокий уровень существенности.

  1. Для неопределенностей, связанных с вопросами о функционирующем предприятии: существует большое сомнение относительно способности компании продолжать свою деятельность на протяжении обозримого периода.


Очевидная роль составления объяснительного абзаца, видоизмененного в связи с наличием неопределенностей, такие же как и в стандартном заключении без оговорок. Объяснительный абзац добавляется в качестве четвертого абзаца и раскрывает суть обнаруженной неопределенности.
Б// Аудитор должен отличать изменения, оказывающие воздействие на последовательность учета и в случае их существенности давать объяснительный абзац.

  1. Изменения в использовании бухгалтерских принципов, такие, как переход от оценки товарно-материальных ценностей по методу ФИФО к оценке по методу ЛИФО.

  2. Изменения на самом предприятии, например, включение еще одной компании в консолидированную финансовую отчетность.

  3. Исправления ошибок в применении бухгалтерских принципов путем перехода от общепринятых, включая исправление результирующей ошибки.



ЛЕКЦИЯ 5.

Внутрихозяйственный контроль клиента и оценка риска контроля


  1. Понимание внутрихозяйственного контроля с точки зрения клиента и аудитора.

  2. Цели системы внутрихозяйственного контроля.

  3. Элементы системы внутрихозяйственного контроля.

    1. Среда контроля

    2. Учетная система.

    3. Контрольные процедуры.



1. Аудиторский риск можно снизить, если имеется эффективная система внутрихозяйственного контроля. Основные принципы осуществления внутрихозяйственного контроля используются аудитором для выполнения требований второго стандарта работы на объекте.

Значение и цели внутрихозяйственного контроля с точки зрения клиента и с точки аудитора различны.

^ Аспекты, принимаемые во внимание клиентом. Любая компания создает систему внутрихозяйственного контроля, чтобы она помогла ей в достижении поставленных перед ней целей.

Большое количество конкретных методик и процедур, разработанных для того, чтобы администрация компании была уверена в успешном достижении своих целей, часто называют контрольными моментами.

Эффективная система внутрихозяйственного контроля преследует пять целей.

1. Обеспечение надежной информацией. Для принятия управленческих решений используется большой объем самой разнообразной информации.

^ 2. Обеспечение сохранности активов и других документов компании. Материальные активы компании, а также важные документы, содержащие конфиденциальную коммерческую информацию, должны быть защищены от расхищения и использования неподобающим образом.

^ 3. Обеспечение эффективности хозяйственной деятельности. Контрольные моменты внутрихозяйственной системы необходимы, чтобы избегать бесполезного дублирования и непроизводительных затрат во всех областях ее функционирования.

^ 4. Обеспечение соответствия предписанным учетным принципам. Администрации необходима достаточная степень уверенности, что работники компании следуют установленным методикам и правилам выполнения поставленных задач.

^ 5. Обеспечение выполнения закона о зарубежной коррупции 1977 г.
Аспекты, принимаемые в расчет аудитором.

Второй стандарт работы на объекте гласит, что:

Аудитор должен разбираться в системе внутрихозяйственного контроля достаточно, чтобы определить характер, временные рамки и объем проверок.

^ Надежная информация и обеспечение сохранности активов и регистров. Аудитору следует обращать особое внимание на контрольные моменты, которые имеют отношение к внешней отчетности. Однако не следует игнорировать и контрольные документы, относящиеся к внутренней управленческой информации для администрации компании (например, бюджеты, отчеты об эффективности и т.д.). Информация такого рода –важный источник свидетельств, рассмотрение которых часто позволяет аудитору принять решение об объективности финансовой отчетности.

Существуют четыре основополагающие концепции, на которых базируется изучение системы внутрихозяйственного контроля и оценка риска контроля.

  1. ^ Ответственность компании. Администрация, а не аудитор, несет ответственность за подготовку финансовой отчетности в соответствии с общепринятыми бухгалтерскими принципами.

  2. Достаточная степень уверенности. Для повышения надежности учетной системы компании иногда дешевле заказать более обширный аудит, чем нанимать дополнительно нескольких бухгалтеров.

  3. ^ Присущие ограничения. Системы внутрихозяйственного контроля не может считаться эффективной, если при ее создании не были учтены условия ее разработки и особенности будущего применения. По причине присущих этой системе ограничений эффективности контрольных моментов практически всегда остается та или иная степень неуверенности. Иными словами, те сомножители аудиторского риска, которые приходятся на риск контроля, всегда должны быть больше нуля.

  4. ^ Метод обработки информации. Цели контроля остаются одними и теми же и когда учет осуществляется вручную и когда он автоматизирован (проводится на компьютере).



2. Существуют семь конкретных целей, стоящих перед системой внутрихозяйственного контроля:

  1. Учтенные хозяйственные операции действительно имели место (реальность). Система внутрихозяйственного контроля не позволяет отразить в бухгалтерских записях фиктивные или несуществующие хозяйственные операции.

  2. На операции должным образом получено разрешение (разрешение, одобрение). Если имеет место несанкционированная хозяйственная операция, то это может привести к злоупотреблению, результатом которого может стать растрата или хищение активов компании.

  3. Совершенные хозяйственные операции отражены в учете (полнота). Процедуры клиента должны не допускать пропуска в учетных записях имевших место хозяйственных операций.

  4. Хозяйственные операции адекватно оцениваются (оценка). Адекватная система внутрихозяйственного контроля включает в себя также процедуры, позволяющие избегать ошибок при подсчетах и учете сумм хозяйственных операций на различных этапах учетного процесса.

  5. Хозяйственные операции должны быть должным образом разнесены по счетам (классификация). Если необходимо подготовить качественную отчетность, информация в регистрах должна быть адекватно классифицирована согласно плану счетов клиента. Классификация также включает в себя такие категории, как подразделение и продукт.

  6. Хозяйственные операции отражаются своевременно (своевременность). Отражение хозяйственных операций или до, или после того, как они совершены, повышает вероятность неправильной записи или записи неверной суммы.

  7. Записи о хозяйственных операциях должны быть должным образом включены в регистры, итоги по ним правильно суммированы и обобщены (суммирование и обобщение).


3. Элементы системы внутрихозяйственного контроля. К ним относятся:

  1. среда контроля,

  2. учетная система,

  3. контрольные моменты (процедуры).


Среда контроля – это действия, мероприятия и процедуры, которые отражают общее отношение высших кругов администрации, директоров и владельца организации к контролю и важность контроля для этой организации. Наиболее важные составляющие элементы среды контроля следующие:3

А) ^ Философия администрации и стиль управления. Понимание философии администрации и стиля управления позволяет аудитору уяснить себе отношение управляющих к контролю.

Б) ^ Организационная структура. Организационная структура хозяйственной системы определяет формы власти и подчинения. Изучив организационную структуру компании-клиента, аудитор сможет понять управленческие и функциональные связи в хозяйственной системе и то, как могут выполняться контрольно-ориентированные мероприятия и процедуры.

В) ^ Аудиторский комитет. Аудиторский комитет состоит из внешних директоров компании. Комитет должен непрерывно поддерживать связь и с внешними и с внутрихозяйственными аудиторами. Это позволяет аудиторам и директорам анализировать проблемы, которые могут иметь отношение к таким вопросам, как честность администрации компании и ее действия.

Г) ^ Способы предоставления управленческих полномочий и возложения ответственности. В каждой организации имеются формальные методы, связанные с делегированием управленческих полномочий и возложением ответственности, а также с другими в равной степени важными контрольно-ориентированными моментами.

Д) ^ Управленческие методы контроля. К контрольным методам можно отнести систему финансового планирования, хозяйственную систему и осуществляемое в ее рамках планирование.

Е) ^ Функция внутрихозяйственного аудита. Чтобы обеспечить эффективность самого внутрихозяйственного аудита, необходимо гарантировать независимость аудиторских работников как от производственного отдела, так и от бухгалтерии путем их прямого подчинения главе администрации или аудиторского комитета совета директоров.

Ж) ^ Методики и процедуры работы с персоналом. Важными системами внутрихозяйственного контроля становятся системы поощрения, оценки и вознаграждения.

З) Внешние влияния. Часто действия тех или иных лиц за пределами организации обеспечивают контроль ведения бухгалтерского учета и представления отчетности предприятия. Например, необходимость ежеквартально представлять отчеты в вышестоящие контрольные организации может постоянно напоминать администрации компании об обязательности точного ведения учета.
Цель учетной системы организации заключатся в определении, накоплении, классификации, анализе, регистрации и представлении отчетности о хозяйственных операциях и обеспечении учета связанных с ней активов. Учетная система должна быть разработана таким образом, чтобы гарантировать регистрацию всех товаров, отгруженных предприятием своим клиентам, и отражение объема реализации в финансовой отчетности за соответствующий учетный период.
^ Контрольные процедуры – это методы и правила, дополняющие элементы среды контроля и учетной системы, разработанные администрацией для достижения стоящих перед компанией целей. Потенциально в любой хозяйственной системе существует большое количество таких методов и правил (процедур). Однако они все попадают в одну из следующих пяти категорий, рассматриваемых ниже:

  1. Адекватное разделение обязанностей.

  2. Наличие эффективных процедур санкционирования.

  3. Документирование и системные учетные записи.

  4. Фактический контроль за активами и записями.

  5. Осуществление независимых проверок.


1. Адекватное разделение обязанностей. Для аудиторов имеют особое значение три наиболее общих правила разделения обязанностей:

А). ^ Разделение материальной ответственности и бухгалтерского учета. Не стоит поручать бухгалтерский учет определенных активов лицам, на которые возложена материальная ответственность за сохранность этих активов.

Б) ^ Разделение санкционирования операций и материальной ответственности по соответствующим активам. Желательно, по возможности, чтобы лица, выдающие разрешение на осуществление тех или иных хозяйственных операций, не контролировали связанные с ними активы.

В) ^ Разделение ответственности за осуществление хозяйственных операций и ответственности за ведение их учета. Если бы каждое подразделение предприятия полностью отвечало за ведение учета и представление отчетности о своей деятельности, то имелась бы тенденция искажения результатов в сторону более оптимистичной картины.
2 ^ Наличие эффективных процедур санкционирования. Чтобы система контроля действовала эффективно, каждая хозяйственная операция должна быть соответствующим образом разрешена. Существует различие между разрешением и одобрением. Разрешение – это решение относительно или общего типа хозяйственной операций, или какой-нибудь конкретной операции. Одобрение – это конкретный случай использования общего разрешение, выданного администрацией компании.
3. ^ Документирование и системные учетные записи. Документы и учетные записи – это материальные носители, на которых фиксируется и обобщается информация о хозяйственных операциях. Среди них: счета-фактуры, заказы на закупки, бухгалтерские регистры, журналы реализации и т.д.

Функция документов состоит в передаче информации в рамках организации и между организациями. Документы должны быть очень точными, обеспечить достаточную уверенность того, что все активы должным образом контролируются и все хозяйственные операции адекватно учитываются. Например, если отдел снабжения подтвердил поступление материалов актом приемки, то расчетный отдел бухгалтерии может сверить количество и спецификацию этих материалов с данными счета-фактуры поставщика.

Качественная система документирования и учета должна строиться на следующих принципах. Документы и записи:

    • должным иметь непрерывную последовательную нумерацию, чтобы обнаружить выявление отсутствующих документов и при необходимости поиск нужных документов;

    • должны составляться в момент совершения операций или сразу после этого;

    • должны быть достаточно простыми и доступными для понимания;

    • должны быть унифицированы для многоцелевого использования.;

    • должны иметь продуманную структуру для их правильного оформления.


План счетов – является контрольным средством, тесно связанным с документами и регистрами. План счетов :

    • обеспечивает системную структуру детерминирования информации;

    • помогает администрации в принятии управленческих решений.


Особенно важно, чтобы в классификации хозяйственных операций проводилась четкая граница между:

  1. Капитальными активами.

  2. Запасами товарно-материальных ценностей.

  3. Расходами



4.Фактический контроль за активами и документами. Самый важный способ защиты активов и документов – это принятие мер предосторожности. Например, подсчет товарно-материальных ценностей в складских помещениях, применение несгораемых сейфов и хранилищ. Можно использовать механические средства защиты, чтобы быть более уверенными, что бухгалтерская информация своевременно и точно учитывается. Для достижения этой цели потенциально полезными устройствами являются кассовые аппараты и определенные типы автоматического оборудования для обработки данных.
5. ^ Осуществление независимых проверок. Последняя категория контрольных процедур – это тщательный и непрерывный обзор выполнения контрольных процедур и моментов остальных четырех типов. Часто такие проверки называют независимыми хозяйственными проверками. Основная характеристика специалистов, занимающихся внутрихозяйственным контролем, - независимость: они не должны зависеть от тех сотрудников, которые несут первоначальную ответственность за подготовку проверяемой информации.







ЛЕКЦИЯ 5.
^
Оценка общего внутреннего риска






Фактор

Оценка надежности

Низкая

баллы

Средняя

баллы

Высокая

баллы

1

2

3

4

5

6

7

1.Экономическая ситуация в отрасли, в которой функциони-рует предприятие

Депрессия, спад

0

Имеет признаки стабилизации

2

Здоровая и/или имеет признаки подъема

5

2. Уровень конкуренции в отрасли

В отрасли практически отсутствует конкуренция

1

В отрасли существует жесткая конкуренция по принципу выдавливания

3

В отрасли существует здоровая конкуренция с определенными и устоявшимися сегментами

5

3. Законодательство и инструкции, регламентирующие основной вид деятельности

Сложные или имеют неясные моменты или противоречия

0

Законодательство и нормативные акты ясно и понятно описывают вид деятельности, но требуют большого профессионализма при использовании

2

Законодательство и нормативные акты ясны и понятны для администрации и бухгалтерии

5


4. Использование новых технологий на предприятии

Предприятие использует новые технологии по виду деятельности, в которой у него нет традиций и уверенности

0

Предприятие использует новые технологии в традиционных для него видах деятельности

3

Предприятие использует хорошо изученные технологии

5

5. Месторасположение предприятия

Предприятие расположено в другом городе

1

Предприятие находится в городе аудитора и имеет подразделение в других городах или области

2

Предприятие расположено в СПб

5

6. Разбросанность предприятия

Предприятие разбросано по территории области и по другим городам

1

Предприятие разбросано по территории города

4

Предприятие расположено на одной территории

5

7. Дочерние и зависимые предприятия

Предприятие имеет дочерние зависимые предприятия, которые приносят существенный доход или обладают большими активами

2

Предприятие имеет дочерние и зависимые предприятия, которые не имеют существен-ного дохода и имущес-тва в сравнении с материнской компа-нией

3

Предприятие не имеет дочерних и зависимых предприятий

5

8. Учет по подразделениям

Предприятие ведет децентрализованный учет

1

Предприятие ведет централизованный учет, в подразделениях ведутся первичные учетные регистры

3

Предприятие ведет единый централизованный учет, включая подразделения

5

9. Реорганизация и крупные продажи

На предприятии проводилась реорганизация и крупные продажи имущества в проверяемом году

1

На предприятии проводилась реорганизация и крупные продажи имущества в предыдущем году

2

На предприятии не проводилась реорганизация или крупные продажи имущества за последние 3 года

5

10. Способность контроля собственниками

Акционерам-собственникам сложно проконтролировать предприятие без специальных комитетов и аудиторов

0

Акционеры-собственники способны осуществить только стратегический контроль управления

2

Акционеры-собственники способны осуществить текущий контроль за деятельностью предприятия

5

11. Общественное мнение

В связи с деятельностью предприятие возможно формирование негативного общественного мнения

1

Социальная значимость деятельности предприятия не определена и не имеет существенной поддержки

2

Деятельность предприятия имеет призрачную социальную значимость

4

12. Экология

Предприятие своей деятельностью постоянно нарушает допустимые экологические нормы

1

Деятельность предприятия влияет на экологию в пределах допустимых норм

3

Деятельность предприятия не влияет отрицательно на экологию

4

13. Возможный конфликт интересов

На руководство предприятием может быть оказано давле-ние из-за получения ожидаемых резуль-татов (угроза уволь-нения, продажа предприятия и т.д.)

0

Оплата руководства зависит от прибыли предприятия

1

Конфликтов интересов собственников и руководства не существует

5

14. Возможность проникновения нелегального бизнеса

Отрасль подвержена проникновению нелегального бизнеса

0

В отрасли возможно проникновение нелегального бизнеса при сложившихся обстоятельствах

2

В отрасли нелегальный бизнес практически не присутствует

5

15. Судебное разбирательство

Деятельность предприятия носит характер постоянной возможности судебных разбира-тельств по имущес-твенным спорам, экологии, трудовым конфликтам и налогам

0

Судебные разбирательства возможны как единичные случаи

2

Судебные разбирательства могут носить экстраординарный характер

5


16. Налоговое бремя

Отрасль и деятельность предприятия несет большое налоговое бремя, тяжелое для нормального функционирования

0

Отрасль и деятельности предприятия имеет налоговое бремя, сходное с большинством отраслей страны

2

Предприятие имеет налоговые льготы по своему виду деятельности

5

17. Зависимость от покупателей

Годовая реализация продукции, услуг одному покупателю составляет 20% и более от общего годового оборота предприятия

1

Реализация продукции, услуг одному покупателю не превышает 20% от общего годового оборота предприятия

3

Реализация продукции, услуг одному покупателю не превышает 5% от общего годового оборота предприятия

5

18. Зависимость от поставщиков

Рынок поставщиков мал или отсутствует. Предприятие зависит от поставщика

0

Рынок поставщиков стабильный, хотя существует возможность диктата со стороны поставщиков

2

Рынок поставщиков сырья, комплектующих и т.п. большой, среди поставщиков существует здоровая конкуренция

5

19. Приверженность к кражам

Продукция предприятия легко транспортируемая и имеет хорошо ликвидный характер

0

Продукция предприятия легко транспортируема, но тяжело реализуется мелким оптом или в розницу

2

Продукция предприятия трудно транспортируема, есть проблемы с розничной реализацией

5

20. Формы расчетов

Предприятие осуществляет расчеты за свою продукцию, услуги только за наличные

0

Расчет за наличные минимален, но существуют такие формы расчета как бартер, трансферт и т.п.

4

Предприятие ведет безналичные формы расчета

10

21. Капитальные вложения

Предприятие осуществляет большие капитальные вложения, равные или превышающие свои основные активы

1

Предприятие осуществляет капитальные вложения, не превышающие амортизационные отчисления и прибыль года, находящуюся в распоряжении предприятия

3

Размер капитальных вложений не превышает амортизацию

5

22. Незавершенное производство и запасы

Оценка и инвентаризация запасов незавершенного производства сложны и специфичны

0

Запасы легко поддаются оценке, но инвентаризация трудоемка

3

Оценка и инвентаризация запасов и незавершенного производства достаточно просты

5

23. Кредиты

Предприятие не может нормально вести свою текущую деятельность без получения кредитов

0

Предприятию необходимы существенные кредиты или инвестиции для развития деятельности

2

Предприятие пользуется кредитами в редких случаях. Кредиты покрываются оборотными ликвидными активами

5

24. Оборотный капитал, ликвидность

У предприятия существует дефицит оборотного капитала

1

Предприятие имеет достаточный оборотный капитал в части, превышающей краткосрочные обязательства

2

Оборотный капитал достаточен, ликвидность высока

5

25. Доходность

Предприятие имеет нестабильный доход, сложности с прогнозированием

1

Предприятие имеет стабильный доход, но для деятельности характерны сезонные колебания

3

Предприятие имеет стабильный, хорошо прогнозируемый доход

5

26. Ценные бумаги

Ценные бумаги не ликвидны

1

Ценные бумаги, эмитируемые предприятием, имеют хождение на фондовом рынке. Листинг не ведется

3

Ценные бумаги, эмитируемые предприятием, ликвидны на фондовом рынке и имеют устойчивую котировку. Предприятие ведет листинг

5

Максимальный результат по факту:




14




65




123

Внутренний риск по максимальному фактору 100% - фактор/5




97%




87%




75%

Результат фактического тестирования в баллах



















Фактический внутренний риск





















Скачать файл (114.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации