Вопросы к экзамену УГАТУ 2008
скачать (41.5 kb.)
Доступные файлы (1):
1.doc | 42kb. | 20.11.2011 18:43 | ![]() |
- Смотрите также:
- Вопросы к экзамену УГАТУ 2009 [ документ ]
- Вопросы к экзамену по ОС [ документ ]
- Вопросы к экзамену по курсу Моделирование систем [ документ ]
- Вопросы к экзамену по политологии [ документ ]
- Вопросы к экзамену по экологии [ документ ]
- Шпора по ОС [ документ ]
- Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине Банковское законодательство[doc] [ документ ]
- Вопросы к экзамену [ документ ]
- Вопросы к экзамену [ документ ]
- Ответы на билеты по ТПП Черников, Кишуров [ документ ]
- Вопросы с ответами(2008-2009) [ документ ]
- Вопросы к экзамену. I курс [ вопрос ]
1.doc
Вопросы к кандидатскому экзамену«История и философия науки»
(Общая часть)
2008
1. Понятие науки, её признаки и функции. Сциентизм и антисциентизм о месте научного знания в совокупном знании и о его роли в жизнедеятельности человека и общества.
2. Наука как развивающееся явление: кумулятивная и некумулятивная модели развития научного знания. Экстернализм и интернализм о причинах и механизме развития научного знания.
3. Структура науки. Проблема субъекта научно-познавательной деятельности.
4. Наука как социальный институт: этапы становления, признаки и место в общественной жизнедеятельности.
5. Научное и философское знание: общее и особенное. Взаимосвязь философского и научного видов знания в истории и современности.
6. Становление объективного знания о мире и человеке в первобытную эпоху. Синкретизм как черта первобытного образа жизни и знания.
7. Античная философия как основа формирования научного познания мира. Становление научного знания в античной натурфилософии (Элейская школа, пифагореизм, Демокрит и др.)
8. Взаимосвязь философских и научных идей в учениях Платона и Аристотеля.
9. Соотношение религии, философии и научного знания в средневековую эпоху. Вера и знание как две формы отношения к действительности. Средневековые университеты как центры организации знания.
10. Специфика онтологического понимания мира и человека в средневековье. Символизм и герменевтичность как гносеологические установки средневекового мышления.
11. Становление опытной науки в Новое время. Математизация и эксперимент как основа научного познания в Новое время. ( Г.Галилей, Ф.Бэкон, Р.Декарт).
12. Механистическая модель мира в новоевропейской науке. Место науки в рамках новоевропейской культуры.
13. Классический тип рациональности как основа новоевропейского научного мышления и его основные характеристики.
14. Понятие научной теории. Теоретические объекты как элементы научной теории. Эмпирическое (содержательность, предметность) и теоретическое (всеобщность, необходимость) обоснование теоретических объектов.
15. Рационализм и эмпиризм об источниках научно-теоретического знания. Скептицизм эмпиризма и учение о предустановленной гармонии рационализма (Д.Юм, Р.Декарт, Г.Лейбниц).
16. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их признаки и взаимосвязь.
17. Понятие научного факта. Проблема объективности научного факта. Фактуализм и теоретизм о соотношении теории и факта.
18. Общенаучные методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование.
19. Наблюдение, измерение, эксперимент как эмпирические методы научного познания, их теоретическая обусловленность.
20. Методы построения теоретического объекта: абстрагирование, формализация, идеализация.
21. Методы построения теории: аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, единство исторического и логического.
22. Понятие истины. Проблема соотношения объективного и субъективного в истине. Признаки и критерии истины.
23. Корреспондентская, когерентная и прагматическая концепции истины: характеристика и сравнительный анализ.
24. Понятие интуиции, её место и роль в научном познании.
25. Соотношение рационального и иррационального в научном познании. Место гносеологической веры в научном познании.
26. Проблема, гипотеза, теория как компоненты научно-теоретического знания и познания.
27. Неклассический тип рациональности и его признаки. Проблема детерминизма, соотношение объективного и субъективного в научном знании. Принцип дополнительности Н.Бора.
28. Постнеклассический тип рациональности и его признаки. Компьютеризация науки и её последствия.
29. Синергетика: основные понятия, содержание и методологическое значение для познания природных и общественных процессов.
30. Понятие методологии. Взаимосвязь и различие метода и методологии. Философия как методология науки с точки зрения истории и современности.
31. Феноменология как философское учение и методология. Понятие феноменологической редукции.
32. Классический позитивизм как философия науки. О.Конт о стадиях развития человеческого мышления и месте философии в системе наук. 33.Эмпириокритицизм как философия науки: представители и основные идеи.
34. Проблема языка науки и принцип верификации в логическом позитивизме. Проблема языка и взаимосвязь философии и науки в лингвистической философии.
35. Принцип фальсификации и учение о развитии науки К.Поппера. Основные понятия и механизм развития науки в учении Т.Куна.
36. Теория отражения и учение о практике как методологическая основа научного освоения действительности в диалектическом материализме. Единство диалектики, логики и теории познания в марксизме.
Блок №2. Для соискателей и аспирантов, специализирующихся в области естественных и технических наук.
1. Специфика естественнонаучного познания реальности. Физическая картина мира и её роль в построении научной картины мира.
2. Формирование и развитие концепции абсолютного пространства и времени, проблема их онтологического статуса.
3. Кризис классической физики на рубеже Х1Х-ХХ вв.
4. Принцип относительности Галилея как альтернатива понимания соотношения движения и покоя в учении Аристотеля. Понятие ковариантности законов классической механики.
5. Специальная теория относительности. Геометрия Минковского и единый пространственно-временной континуум. Понятие светового конуса и релятивистская причинность.
6. Релятивистские эффекты сокращения длин, замедления времени и увеличения массы в зависимости от скорости движения в инерциальных системах отсчета. Время подлинное и время галилеево-ньютоновское.
7. Общая теория относительности. Кривизна пространства: геометрический и физический смысл. Кривизна положительная, отрицательная и нулевая.
8. Гипотеза существования черных дыр и сингулярностей. Гипотеза информационного коллапса в теории Большого взрыва.
9.Изменение представлений о материи в свете эквивалентности массы и энергии.
10. Изменения в научной картине мира в связи с развитием квантовой механики. Философская альтернатива объективного и субъективного смысла объектов квантового мира.
11. Теория Большого взрыва. Инфляционная модель в объяснении феномена расширяющейся Вселенной.
12.Причинность в макро- и микромире. Релятивистская причинность и детерминизм.
13. Этапы создания единой теории взаимодействия. Классификация типов взаимодействия: гравитационное, электромагнитное, слабое, сильное.
14. Классификация элементарных частиц: кварки, лептоны и переносчики взаимодействия.
15.Феномен квантовой неопределенности. Принцип неопределенности В.Гейзенберга. Варианты проявления неопределенности во взаимосвязи: а) скорости движения и местонахождения частиц; б) энергии и времени существования частиц.
16. Понятие физического вакуума. Феномен спонтанного рождения вещества в вакууме. Квантовые флуктуации вакуума. Планковские масштабы физического мира.
17. Антропный принцип и идея спонтанного генезиса Вселенной в процессе её самоорганизации.
18. Развитие техники: с древнейших времён по эпоху Возрождения.
19. Развитие техники в Новое время. НТР и развитие современной техники.
20. Специфика технических наук. Линейная и эволюционная концепции взаимодействия науки и техники.
21. Математика в системе наук. Роль математики в развитии научного знания.
22. Специфика математического знания. Онтологический статус математических объектов.
--------------------------------------------------------------------------------------
Скачать файл (41.5 kb.)