Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Анализ банковской системы России - файл 1.doc


Анализ банковской системы России
скачать (644.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc645kb.20.11.2011 18:43скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
СОДЕРЖАНИЕ









ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….


7

ГЛАВА 1.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ




1.1.

Становление банковской системы России: ее состав и структура ……………………………………………………

9

1.2.

Текущее состояние банковской системы России ………...

24

ГЛАВА 2.

^ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СБЕРБАНКА РФ КАК ЗВЕНА БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ




2.1.

Организационно-экономическая характеристика Сбербанка России ………………………………………….

42

2.2.

Анализ основных операций субъекта оценки ……………

54

ГЛАВА 3.

^ АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ




3.1

Оценка зарубежных банковских систем ………………….

70

3.2

Возможности апробации зарубежного опыта в банковской системе России ……………………………….

87

3.3

Ожидаемый социально-экономический эффект внедрения инноваций в банковскую систему ……………

92

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

99

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….

102

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..

108



ВВЕДЕНИЕ
Банк - финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд), посредничает во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, регулирует денежное обращение в стране, включая выпуск (эмиссию) новых денег.

Банковская система - совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций.

В настоящее время изучение банковской системы является одним из актуальных вопросов российской экономики. Однако следует отметить, что до сих пор банковская система в России имеет очень много противоречий и ее не совершенность является актуальной темой для исследования. Анализ и развитие банковской системы России обусловила выбор темы нашего исследования. Объектом исследования избраны элементы банковской системы Российской Федерации.

Предметом исследования является анализ банковской системы России и ее развитие в современных условиях.

Целью исследования является раскрытие особенностей формирования системы функционирования коммерческих банков как элементов банковской системы России.

Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:

- рассмотреть особенности развития банковской системы России: период ее становления и текущее развитие;

- оценить деятельность Сберегательного банка как старейшего звена банковской системы России;

- дать оценку зарубежным банковским системам;

- рассмотреть возможность апробации зарубежного опыта в банковскую систему России;

Данная работа основывается на мировой и отечественной литературе и базируется на теоретических исследованиях таких экономистов – классиков как Коробова Г. Г., Лаврушин О. И., Кроливецкая Л. П., законодательных актах ЦБ РФ, и периодических изданиях, в которых затронут предмет нашего исследования. Большая часть статистических данных почерпнута с сайта Центрального Банка Российской Федерации. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.

В первой главе работы дается теоретический аспект становления банковской системы России, изучается ее текущее состояние.

Вторая глава – аналитическая. Она посвящена анализу деятельности Сбербанка России как основного звена банковской системы. Во второй главе проводится анализ основных операций Сберегательного банка, дается краткая экономическая характеристика Сбербанка России.

В третьей главе работы рассматриваются зарубежные банковские системы, рассматривается возможность апробации зарубежного опыта в банковскую систему России. Рассматривается ожидаемый экономический эффект от внедрения инноваций в развитие банковских систем.

В заключении обобщена накопленная информация, сделаны выводы по проблемам развития банковской системы России, выработаны предложения, направленные на более эффективное внедрение инновационных технологий в банковскую систему России.
^ ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ


    1. Становление банковской системы России: ее состав и структура


В XVIII - начале XX вв., вплоть до проведения кредитной реформы 1930-1932 гг., Россия имела развитую, разветвленную банковскую систему. (Исключение составлял лишь период военного коммунизма, когда товарно-денежные отношения и банковская деятельность были по сути дела прекращены.)

Результатом проведения кредитной реформы 1930-1932 гг. явилось построение кредитной системы распределительного типа. Роль коммерческих банков в системе начала снижаться, и впоследствии в нашей стране сложилась монобанковская система, состоящая из государственных банков.

До проведения банковской реформы 1997-90-х гг., в бывшем СССР, как и в некоторых других странах Восточной Европы, утвердилась в основном следующая структура банковской системы: центральный государственный банк с широкими функциями - эмиссионный центр, главный государственный кредитный, расчетный и кассовый институт страны; государственный банк, обслуживающий сферу капитального строительства; банк для внешней торговли.

Отличительными чертами банковских систем социалистических стран были: концентрация банковского дела в немногих кредитных уч­реждениях, централизация управления банками на основе планомерной организации кредита, расчетов, государственной валютной монополии. Центральные государственные банки выступали в качестве универсаль­ных кредитных институтов, которые выполняли большинство функций, присущих в экономически развитых странах различным звеньям бан­ковской системы (исключая страховое дело).

Важным фактором, определяющим структуру банков, их числен­ность, выступает общая направленность хозяйственного механизма. Курс на жесткую централизацию, концентрацию власти порождает монобанковскую систему, основанную на функционировании только одного банка (нескольких соподчиненных банков). Концепция же раз­рушения монополизма, децентрализации управления экономикой ло­гически обусловливает схему, основанную на деятельности нескольких самостоятельных банков. Именно по этому пути пошли такие экс-социалистические страны, как Венгрия, Китай, Югославия. Такая схема принята и в мировой западной практике, где наряду с центральным банком действует множество частных и государственных кредитных институтов (коммерческих, кооперативных, специальных, с особыми задачами, со специальным уставом и др.).

Разделение банков на эмиссионный и деловые (коммерческие) не про­тиворечит созданию нового экономического механизма в России. Бан­ковская система, состоящая из центрального банка, организующего де­нежное обращение и не обслуживающего клиентов (за исключением банков), а также банков, кредитующих предприятия, организации и на­селение, характерна для всех развитых стран с рыночной экономикой.

Разделение банковских функций дает возможность Центральному банку Российской Федерации сосредоточить свое внимание на эмисси­онной деятельности, поддержании стабильности банковской системы, денежно-кредитном регулировании экономики, осуществлении законо­творческой функции и функции «кредитора в последней инстанции».

Коммерческие банки ближе к интересам клиента, полнее координируют с ним свою деятельность, позволяют более оперативно решать задачи, которые возникают перед ними на современном этапе, и могут составить конкуренцию прочим кредитным организациям.

Рассмотренные положения послужили теоретическим обосновани­ем проведения банковской реформы в период перестройки экономики России (таблица 1.1.1).

Таблица 1.1.1

Реформа банковской системы в 1987-90-х гг.


Состояние банковской системы к 1987 г.

Первый этап (1987-1988 гг.)

Второй этап (1988-1990 гг.)

Третий этап (начало 90-х гг.)

1.Госбанк СССР, включая систему Государственных трудовых сберегательных касс СССР (ГТСК СССР)

2.Стройбанк СССР

3.Внешторгбанк СССР

1.Реорганизация банковской системы: Госбанк СССР Специализированные государственные банки:

Простройбанк СССР Агропромбанк СССР Жилсоцбанк СССР Внешэкономбанк СССР Сберегательный банк СССР

2.Создание коммерческих и кооперативных банков

Принятие законов о банках и банковской деятельности

Первый уровень банковской системы: Госбанк СССР и центральные банки республик (независимых государств на территории бывшего СССР)

Второй уровень: коммерческие банки

1.Создание собственных банковских систем на территории бывших республик СССР. В России: ЦБ и коммерческие банки

2.Принятие решения о создании Межреспубликанского банка государств СНГ для координации денежной политики, преодоления инфляции, укрепления позиций коммерческих банков

Источник: [24, с. 35]
На первом этапе реформы банковской системы наряду с Госбанком СССР начали функционировать государственные специализированные банки: Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк СССР, Агропромбанк СССР, Жилсоцбанк СССР и Сберегательный банк СССР, созданные для обслуживания определенных народнохозяйственных комплексов и населения. Перестройка банковской системы должна была явиться органической частью глубоких преобразований в управлении экономикой. Однако банковская реформа на первом этапе не дала тех результатов, которые от нее ожидались.

«Наиболее существенным недостатком преобразований, которые были совершены в банковской сфере, явилось то, что они были направ­лены главным образом на банкотворчество без радикального изменения содержания, стиля и методов банковской работы, усиления эконо­мических методов влияния на экономику».

Эксперты сходились во мнении, что банки значительно ухудшили свою работу, что реорганизация банковской системы не принесла из­менений, которые бы соответствовали новой экономической модели, а настоящей реформы не получилось.

Главная причина неудачи на первом этапе банковской реформы состояла в том, что она проводилась сверху, методом принуждения и не была должным образом подготовлена. Отсутствовали необходимые предпосылки ее проведения. Коренная перестройка управления эконо­микой была начата лишь в 1987 г. К началу банковской реформы в стра­не еще не сложилось понимание роли банка в экономической реформе в целом. Проблемы экономического роста привели к ослаблению финансового положения субъектов экономики и государства. Дефицит государственного бюджета, использование кредита для покрытия бюд­жетных потребностей, опережающие темпы роста денежной массы по сравнению с темпами роста товарооборота и услуг, предоставляемых населению, усиливали инфляционные тенденции в экономике.

В середине 90-х гг. в условиях развития товарно-денежных отноше­ний, экономических методов хозяйствования роль банков в экономике существенно повысилась. Являясь центрами хозяйственной жизни, осуществляя регулирование денежного оборота и ссудного фонда, банки ведут работу, которую не выполняет ни одно звено управления эконо­микой. Мировая банковская история не знает аналога тому, что произош­ло в России. За кратчайший срок в стране возникло более 2500 самосто­ятельных банков, немало кредитных организаций, осуществляющих отдельные банковские функции. Для сопоставления: США, чтобы со­здать 1000 банков, потребовалось около 80 лет - с 1781 по 1860 г.

Динамика развития современной банковской системы России в количественном аспекте имеет следующий вид.

Численность коммерческих банков

В целом по СССР:

- на 1 января 1989 г. - 43

- на 1 января 1990 г. - 224

- на 1 января 1991 г. - 1357

- в том числе по России:

- на 1 октября 1991 г. - 1215

- на 1 октября 1994 г. - в России зарегистрировано 2436 коммерческих банков

- на 1 января 1995 г. - 2517

- на 1 июля 1995 г. - 2568

- в сентябре 1995 г. - 2700

- на 1 ноября 1997 г. - 2029 действующих банков

- на 1 августа 1998 г. - зарегистрировано 2539 коммерческих банков, в том числе действующих 1786

Финансовый кризис 1998 г. резко негативно отразился на состоя­нии российских банков. За август-октябрь 1998 г. число действующих банков сократилось наполовину. В декабре 1998 г. общее количество реально действующих банков, по данным ЦБ РФ, не превышало 700.

В конце 1998 г. банковской капитал сократился почти на 1/3, реаль­ная величина активов - на 1/4. Трудности банков привели к существен­ным проблемам клиентов. Реальный объем кредитных вложений пред­приятиям за этот период сократился на 1/4, объем неоплаченных в срок платежных документов, несмотря на снижение по итогам принятых Банком России мер по расшивке неплатежей (было оплачено докумен­тов на 45 млрд. руб.), оценивался в 6,9 млрд. руб. в декабре 1998 г.

В настоящее время в России функционируют разные виды банков, в том числе с различной формой собственности: государственной, част­ной, кооперативной, смешанной (включая иностранный капитал).

В соответствии с российским законодательством государственной считается собственность федеральная и субъектов Федерации. Поэто­му государственными должны считаться те банки (помимо Централь­ного), капитал которых является достоянием либо РФ в целом; либо республик в составе РФ, краев, областей и других субъектов Федера­ции; либо в акционерном капитале преобладают акции государствен­ных учредителей (например, государственные предприятия и организа­ции).

Если в формировании уставного капитала такого банка участвуют негосударственные структуры либо иностранные государственные или негосударственные институты, то речь идет об одном из вариантов со­вместных банков. Совместными выступают, например, Межгосудар­ственный банк заинтересованных стран - членов СНГ и Российский банк реконструкции и развития.

Возможные варианты смешанных банков: государственно-частный, государственно-кооперативный, частно-кооперативный.

К смешанному виду относятся также муниципальные (коммуналь­ные) банки, получившие в современной банковской системе России официальное право на существование лишь в середине 1993 г. (Поста­новление ВС РФ «О создании муниципальных банков в городах» от 22 июля 1993г.)

Кооперативные банки характеризуются особой формой собственно­сти и особым механизмом использования получаемой прибыли (она в основном расходуется на оказание льготных услуг участникам банков - как правило, кооперативам). В Москве активно работали, например, сле­дующие кооперативные банки: Актив, Единство, Москоопбанк.

Формально международным может считаться любой банк хотя бы с одним зарубежным филиалом. Так, Промстройбанк в 1996 г. имел свои представительства в Лондоне, Женеве, Франкфурте-на-Майне и Нью-Йорке.

Российские загранбанки следует считать одновременно элементами банковских систем России и принимающих стран. К их числу относят­ся: Евробанк (BCEN-Eurobank), Московский народный банк (Moscow Narodny bank), Ост-Вест Хандельсбанк (Ost-West Handelsbank), Ком-мерцбанк (Russische Kommerz bank), Донау банк (Donay-bank), Ист-Вест Юнайтед банк (East-West United bank).

В России функционируют банки с различной степенью независимо­сти. Максимальной степенью независимости (в рамках требований за­кона и нормативных актов ЦБ РФ) обладают банки, самостоятельно формирующие и изменяющие свой уставный капитал, определяющие свою стратегию и тактику, структуру активов, по собственному усмот­рению распределяющие свой доход. Другие виды банков по данному критерию - банки с ограниченной независимостью.

Дочерний банк - формально независимый коммерческий банк, контролируемый другим банком (другими банками), который в силу этого выступает в роли материнского банка (банка-холдинга). Условием та­ких взаимоотношений является обладание материнским банком конт­рольным пакетом акций (паев) дочернего банка. Дочерний банк можно рассматривать и как банк, и как структурное подразделение банка («под-банк»). Это своеобразная переходная форма.

Банк-сателлит, или «карманный» банк - банк, уставный капитал которого сформирован преимущественно из средств клиентов, что ве­дет к излишней концентрации влияния у наиболее крупных учредите­лей, оказывающихся способными навязывать решения, противореча­щие как интересам большинства вкладчиков и учредителей, так и задачам роста эффективности деятельности самого банка. По сути, это дочерние банки различных производственных и торговых структур.

Уполномоченными (агентскими) называют банки, выполняющие по договорам те или иные операции для органов власти и управления, в том числе для центрального банка. Так, Промстройбанк выступает аген­том Правительства РФ по финансированию и кредитованию важней­ших государственных программ развития промышленности, строитель­ства, транспорта и связи. В 1996 - 1997 гг. многие коммерческие банки и кредитные учреждения были уполномоченными Банка России по тор­говле государственными краткосрочными облигациями. Во всех подоб­ных случаях банки заинтересованы быть агентами, хотя эта роль в оп­ределенной мере снижает степень их реальной независимости.

Понятие «уполномоченный банк» употребляется и в другом смыс­ле, когда не предполагается снижения уровня независимости одного банка по сравнению с другими. Например, любой банк, получив ва­лютную лицензию, превращается тем самым в уполномоченного аген­та государственного валютного контроля.

По масштабу деятельности банки, как уже отмечалось, можно классифицировать по размеру их капитала. Большинство российских коммерческих банков в конце 90-х гг. продолжали оставаться небольшими.

По организационно - правовой форме российская практика знает два основных вида банков: паевые банки и акционерные. При этом после­дний вид делится на два подвида: акционерные банки закрытого типа (АБЗТ) и акционерные банки открытого типа (АБОТ). Очевидным пре­имуществом открытой формы являются более широкая возможность привлечения капиталов и большая свобода действий для участников (акционеров). Одновременно данная форма менее устойчива, меньше защищена от «окружающей среды», в том числе от структур, цель которых - установление контроля над банками, более рискованна для уча­стников. В зависимости от уровня развития, выработанной стратегии и с учетом макроэкономической ситуации в стране и общих тенденций в банковской сфере каждый банк может трансформировать свою орга­низационно-правовую форму в тот вариант, который на данном этапе больше соответствует его задачам и возможностям.

В середине 90-х гг. российские банки выходили на мировую арену и начали составлять реальную конкуренцию признанным лидерам: япон­ским, американским, швейцарским, английским банкам. В 1994 г. впер­вые в число 1 тыс. крупнейших банков мира, список которых опубли­ковал английский журнал «Банкер» (The Banker), вошли пять российских банков: Внешторгбанк, Сбербанк, Токобанк, Инкомбанк и банк «Им­периал» (табл. 18.2). В начале 1995 г. уже шесть российских банков были включены в мировой рейтинг крупнейших финансовых учреждений:

Внешторгбанк с собственным капиталом в 722 млн. долл. поднялся на 372-е место, Сбербанк с 653 млн. занял 414-е место, Токобанк с 257 млн. долл. переместился на 749-е место, Инкомбанк с 205 млн. долл. занял 850-е место, впервые 916-е место занял ОНЕКСИМбанк с 173 млн. долл. и на 969-е место переместился банк «Империал» с 154 млн. долл.

Американский финансовый журнал Инститьюшнл Инвестор («Institutional Investor») включил в состав списка тысячи ведущих бан­ков мира за 1995 г. шесть представителей России. В их число вошли ото­бранные по комбинированной методике журнала три банка, располо­женных в России, - Сбербанк РФ, Внешторгбанк РФ и банк «Империал», а также три банка, имеющих штаб-квартиры за рубежом, - Московский народный банк (Лондон), Евробанк (Париж) и Ист-Вест Юнайтед банк в Люксембурге, который является дочерним банка «Империал».

Инститьюшнл Инвестор классифицирует также банки по показате­лю ликвидности. Этот индекс при условии правильной постановки учета отражает не только способность банков быстро мобилизовывать ре­сурсы для выполнения своих платежных обязательств, но и степень ос­торожности, с которой банки подходят к кредитованию реальной экономики. В число 100 ведущих банков мира по коэффициенту лик­видности в середине 90-х г. вошли Внешторгбанк РФ (30-е место), Мос­ковский народный банк (36-е место), Евробанк (40-е место) и банк «Им­периал» (50-е место).

В то же время суммарный объем капитала российских банков был относительно невелик. Ограничен по сравнению с мировой практикой набор предоставляемых ими банковских операций и услуг. Между тем практически все они стремятся быть универсальными.

В 1993-1995 гг. в структуре банков России происходили заметные изменения, связанные с увеличением как числа новых банков, так и ус­тавного фонда (капитала) действующих банков. Последнее происходи­ло прежде всего по инициативе Банка России. При этом в конце 1995-1996 гг. наблюдалась тенденция снижения темпов роста численности банков. В результате количество действующих банков к концу 1996 г. составляло лишь 2095, что на 600 банков меньше, чем в середине 1995 г.

Наибольшее количество банков - около 45% (на 1 июля 1995 г.) было сосредоточено в Центральном районе, главным образом в Москве. Наименьшая концентрация банков приходилось на Центрально-Чер­ноземный регион - менее 1,5%. Москва сохраняла лидерство среди круп­ных центров и по общему количеству филиалов тех банков, которые расположены вне территории данного региона (около 25%).

Процесс создания новых банков сопровождался укрупнением наи­более динамичных, проводящих агрессивную политику банковских структур. Характерно, что с 1991 по сентябрь 1994 г. лишь 11 коммер­ческих банков были ликвидированы по решению общего собрания ак­ционеров или пайщиков. За этот же период 250 банков были преобра­зованы в филиалы более мощных банковских структур.

Кризис банковской ликвидности августа - сентября 1995 г. оказал существенное воздействие на активизацию процесса реорганизации и укрупнения российских банков. Только за 1995 г. лицензии были лише­ны 225 банков, и почти 800 кредитных организаций закончили год с убытками.

Управляя процессом укрупнения российских коммерческих банков, Центральный банк РФ установил особый контроль над 20-30 крупней­шими банками (имеется в виду их перевод из РКЦ в ОПЕРУ-II, ежед­невный учет срочных обязательств банков на основе балансов и посте­пенный переход к расчетам в режиме реального времени).

В середине 90-х гг. наблюдалась дальнейшая интернационализация банковской системы России за счет появления на российском рынке бан­ков с участием иностранного капитала. Банк России установил лимит (12%) на долю капитала иностранных банков в сумме капиталов всех коммерческих банков страны. Это было связано с тем, что в переход­ный период необходимо было создание определенных преференциаль­ных условий для отечественного капитала по сравнению с иностран­ным в банковском секторе экономики. В то же время очевидно, что присутствие в стране банков с международно признанной репутацией является одним из условий создания благоприятного инвестиционного климата, необходимого для того, чтобы иностранные инвестиции по­шли в производительные сферы экономики.

В целях регулирования притока иностранных банков в Россию было установлено, что Россия вправе вводить ограничения на операции ино­странных банков. Эти условия были определены в соглашении о парт­нерстве и сотрудничестве с Европейским Сообществом, подписанном Президентом России в июне 1994 г.

В период до 1 января 1996 г. все банки стран ЕС, за исключением тех банков, которые получили лицензию от ЦБ РФ и приступили к обслу­живанию российских резидентов до 15 ноября 1993 г., не могли прово­дить операции с российскими резидентами. При этом была достигнута договоренность, не закрепленная юридически, о том, что банкам госу­дарств ЕС, получившим лицензии до 15 ноября 1993 г., эти лицензии подтверждались и они могли выполнять все виды операций, в том чис­ле с российскими резидентами. Эта договоренность была реализована в Указе Президента от 10 июня 1994 г.

В течение второго этапа - до конца июня 1999 г. - Российская Феде­рация вправе использовать другие ограничения, наиболее важными из которых являются запрет на проведение иностранными банками опе­раций с акциями российских компаний и установление минимального остатка на счете частного лица - резидента РФ в иностранном банке в размере 55 тыс. ЭКЮ. Другими словами, только очень состоятельные российские граждане, которые могут положить на счет сумму 55 тыс. ЭКЮ, имели право обслуживаться в иностранном банке. Кроме того, в течение этого срока Россия была вправе ограничивать количество фи­лиалов иностранных банков. В настоящее время Центральный банк РФ разрешает иностранным банкам, помимо головной конторы, открывать один филиал. Наконец, Российская Федерация сохраняет за собой пра­во, не ограниченное сроками или условиями, продолжать практику установления квоты, т.е. максимального удельного веса иностранно­го капитала в банковской системе России.

Параллельно с расширением сети коммерческих банков в конце 90-х гг. принимались меры по укреплению их надежности. В этом на­правлении активную работу проводил Центральный банк РФ, осуще­ствляя надзор и регулирование деятельности коммерческих банков. Быстрый рост числа банков породил проблему распыленности банков­ского капитала. Изначальная недостаточность капитала привела к це­почке дальнейших негативных последствий: невозможности предостав­лять сколько-нибудь значимые для клиентов кредиты, управлять кредитными рисками с соблюдением принципов разумной осторожно­сти и установленных Банком России экономических нормативов, недо­статочной рентабельности операций и др. В 1996 г. Центральный банк Российской Федерации издал новую редакцию Инструкции № 1 «О по­рядке регулирования деятельности кредитных организаций», в соответ­ствии с которой минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций был установлен на 1 апреля 1996 г. в сумме, эквивалентной 2,0 млн. ЭКЮ (для кредитных организаций с ограниченным кругом операций - 500 тыс. ЭКЮ). ЦБ РФ предусмот­рел меры по постепенному доведению минимального размера уставно­го капитала до 5,0 млн. ЭКЮ (к 1 июля 1998 г.), т.е. до уровня, позволя­ющего российским банкам соответствовать международным правилам достаточности капитала.

Минимальный размер собственных средств (капитала) кредитной организации, определяемых как сумма уставного капитала кредитной организации и нераспределенной прибыли был установлен в сумме, эквивалентной 5 млн. ЭКЮ (начиная с 1 января 1999 г.).

Минимальный размер собственных средств (капитала) кредитной организации с ограниченным кругом операций был установлен в сум­ме, эквивалентной 1 млн. ЭКЮ (начиная с 1 января 1999 г.).

Предполагалось, что процесс укрепления банковской системы дол­жен сопровождаться преобразованием банков, не соответствующих новому уровню минимального капитала, в другие кредитные органи­зации с ограничением круга выполняемых ими операций (прежде всего запрещением привлечения вкладов населения) либо в филиалы более крупных банков.

В результате принятых решений Банка России активизировался процесс создания банков с более крупным капиталом, удовлетворяющим новым стандартам. Процесс концентрации банковского капитала давал возможность укрепить надежность всей системы банков. Одно­временно разрабатывалась нормативная база по процедуре санации, ре­организации и ликвидации банков в первую очередь в связи с их несос­тоятельностью (банкротством).

Однако практика свидетельствовала о проблемах в банковской сфе­ре. Кризис платежеспособности клиентов банков, плохое качество кре­дитных портфелей, рисковая политика, введение валютного коридора, ужесточение резервных требований и прочие факторы привели к резко­му снижению доходности банковской деятельности. По данным ЦБ РФ около 1/3 всех банков России завершили 1995 г., а затем и 1996-1997 гг. с убытками.

В период финансового кризиса 1998 г. банковская система России понесла наиболее ощутимые потери по сравнению с другими сектора­ми экономики. Величина потерь капитала банков, по оценке ЦБ РФ, на 1 декабря 1998 г. превысила 100 млрд. руб., а недостаток высоколиквидных активов для выполнения текущих обязательств достиг 38,0% обще­го объема таких активов и 8,6% общего объема обязательств банков.

Резкое снижение уровня доверия ко всей банковской системе и к отдельным банкам (как со стороны банковского сообщества, так и со стороны корпоративных клиентов) привело к замораживанию опера­ций на межбанковском денежном рынке. За август-октябрь 1998 г. объем привлеченных межбанковских кредитов и депозитов снизился в рублях и в валюте на 1/3.

В этих условиях было признано необходимым осуществить реструктуризации банковской системы. Свою роль в процессе реструктури­зации банковской системы призвано сыграть Агентство по реструкту­ризации кредитных организаций, создаваемое совместно Прави­тельством Российской Федерации и Банком России.

Агентство призвано реализовать задачи государственного контроля за банками путем непосредственного вмешательства в их деятельность вплоть до участия в капиталах банков в интересах кредиторов и вкладчиков, проводить операции, укрепляющие структуру балансов банков, контролировать активы банков в целях недопущения их утраты.

Таким образом, можно выделить следующие особенности построе­ния современной банковской системы России.

1. Первый этап реформирования банковской системы отличался бы­стрым ростом численности кредитных учреждений. В конце 80-х гг. многие считали, что найдены правильные пути быстрейшей реоргани­зации банковского дела. Однако дальнейшие события показали, что в 1988-1995 гг. перестройка деятельности банков была обеспечена в ос­новном в организационной части. Коренное же изменение качествен­ных параметров работы банков, их отношений с предприятиями, орга­низациями, учреждениями и населением еще не произошло и находится лишь в начальной стадии становления. Это обстоятельство в сочета­нии с инфляцией, кризисом системы платежей и другими факторами поставило под вопрос возможность функционирования большинства банков. В ходе событий августа-сентября 1998 г. прекратили свое су­ществование не только ряд мелких, но и отдельные крупные банки.

В 1995-1998 гг. свое существование прекратили больше банков, чем было создано новых. За 1996-1998 гг. было отозвано более 1000 бан­ковских лицензий.

2. Общая численность банков в России в расчете на 100 тыс. человек еще недостаточна. Особенно мало их в сельской местности и в отдален­ных районах. Кроме того, некоторые виды банков практически отсут­ствуют. Так, ипотечные и муниципальные банки только начинают зарождаться. Недостаточна специализация банков, особенно функцио­нальная. Практически нет инвестиционных, клиринговых банков, по­скольку для них отсутствует правовая база.

3. Законодательные основы функционирования современной банков­ской системы России были созданы в 1990 г. с принятием законов «О Центральном банке РФ» и «О банках и банковской деятельности». В 1995 и 1996 гг. эти законы были приняты Государственной Думой в новой редакции. Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» дал более четкое и подробное описание функций глав­ного банка страны, наделил ЦБ РФ правом издания нормативных ак­тов, обязательных для исполнения всех юридических и физических лиц и органов государственной власти. В Законе были усовершенствованы инструменты осуществляемой ЦБ РФ денежно-кредитной политики, развит принцип независимости ЦБ РФ и однозначно записано, что ни­какие государственные органы не имеют права вмешиваться в деятель­ность ЦБ РФ по реализации его функций.

В новой редакции «Закона о банках и банковской деятельности» четко прослеживаются три основных принципа: либерализация веде­ния банковской деятельности, усиление мер по обеспечению устойчи­вости банковской системы, приближение положений закона к нормам прямого действия. Закон, по существу, впервые в российском банковс­ком законодательстве определил перечень и существо исключительно банковских операций, для которых потребуется лицензия ЦБ РФ и ко­торые могут осуществлять только особым образом зарегистрирован­ные «кредитные организации». Закон внес определенную ясность в ре­гулирование деятельности банков на рынке ценных бумаг, обусловил изменения в порядке регистрации банков и ужесточил требования к сохранению банковской тайны.

В настоящее время принят такой важный для дальнейшего развития банковской практики закон, как Федеральный закон «Об обязательном страховании банковских вкладов граждан», а также Федеральный закон «О банкротстве (несостоятельности) кредитных орга­низаций».

Таким образом, современная практика развития банковской систе­мы, ранее названные и прочие причины предопределили необходимость дальнейшего совершенствования функционирования банковской сис­темы России, в частности, создания научной концепции стратегии раз­вития банковской системы.


    1. Текущее состояние банковской системы России


Современная банковская система России представляет собой систе­му переходного периода. Она выступает как рыночная модель; разделе­на на два яруса: первый ярус охватывает учреждения Центрального банка РФ, осуществляющего выпуск денег в обращение (эмиссию), его задачей являются обеспечение стабильности рубля, надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков. Второй ярус состоит из раз­личных банков, задача которых - обслуживание клиентов (предприятий, организаций, населения), предоставление им разнообраз­ных услуг (кредитование, расчеты, кассовые, депозитные, валютные операции).

Банковская система находится в стадии переходной системы: она содержит компоненты рыночной банковской системы, однако их взаимодействие еще недостаточно развито. Известно, что та или иная система, так или иначе, происходит из предшествующей, поэтому содержит «роди­мые пятна» прошлого. Рыночная система, возникшая из централизованной системы, проходя становление в условиях переходного периода, дол­жна быть в условиях России еще «наполнена» рыночной идеологией. В составе элементов банковской системы и их взаимодействии должны пол­нее учитываться особенности и условия рыночной экономики.

Признаками банковской системы являются:

1. Банковская система, прежде всего не является случайным многообразием, случайной совокупностью элементов. В нее нельзя механичес­ки включать субъекты, также действующие на рынке, но подчиненные другим целям.

К примеру, на рынке функционируют торговая система, система транспорта и связи, исполнительной и законодательной власти, правоохранительных органов и т.п. Каждая из данных и других систем имеет свое особое назначение. Они соприкасаются друг с другом, но имеют разные задачи. В банковскую систему нельзя включать производствен­ные, сельскохозяйственные единицы, занятые другим родом деятель­ности.

2. Банковская система специфична, она выражает свойства, характерные для нее самой, в отличие от других систем, функционирующих в народном хозяйстве. Специфика банковской системы определяется ее составными элементами и отношениями, складывающимися между ними.

Когда рассматривается банковская система, то, прежде всего, имеет­ся в виду, что она в качестве составного элемента включает банки, ко­торые как денежно-кредитные институты дают «окраску» банковской системе.

Вместе с тем это не следует понимать так, что сущность банковской системы есть сложение сущностей ее элементов. Сущность банковской системы - это не арифметическое действие, а проникновение в новую более широкую сущность, охватывающую сущность не только отдель­ных элементов, но и их взаимосвязь. Сущность банковской системы об­ращена не только к сущности частных, составляющих элементов, но и к их взаимодействию.

Из этого следует, что сущность банковской системы влияет на со­став и сущность ее отдельных элементов.

Практика знает несколько типов банковской системы:

• распределительная централизованная банковская система;

• рыночная банковская система;

• система переходного периода.

В противоположность распределительной системе банковская систе­ма рыночного типа характеризуется отсутствием монополии государства на банки. Каждый субъект воспроизводства самой разнообразной фор­мы собственности (не только государственной) может образовать банк. В рыночном хозяйстве функционирует множественность банков с децентрализованной системой управления. Эмиссионные и кредитные функции разделены ими между собой. Эмиссия сосредоточена в цент­ральном банке, кредитование предприятий и населения осуществляют различные деловые банки - коммерческие, инвестиционные, инновационные, ипотечные, сберегательные и др. Деловые банки не отвечают по обязательствам государства, так же как государство не отвечает по обязательствам деловых банков; деловые банки подчиняются своему Сове­ту, решению акционеров, а не административному органу государства.

Различия между этими двумя типами системы представлены в таблице 1.2.1. (Приложение 1).

3. Банковскую систему можно представить как целое, как многообразие частей, подчиненных единому целому. Это означает, что ее отдель­ные части (различные банки) связаны таким образом, что могут при необходимости заменить одна другую. В случае если ликвидируется один банк, вся система не становится недееспособной - появляется другой банк, который может выполнять банковские операции и услуги. В бан­ковскую систему при этом могут влиться новые части, восполняющие специфику целого.

Теоретически можно предположить, что даже в том случае, если в банковской системе исчезает первый ярус - центральный банк, вся сис­тема не разрушается, какое-то время другие банки способны в пределах выпущенной массы платежных средств совершать расчеты, выдавать кредиты, проводить другие банковские и небанковские операции. В истории некоторых стран были примеры, когда эмиссионные операции поручались не только центральному банку, но и новым, коммерческим банкам.

4. Банковская система не находится в статическом состоянии, напротив, она постоянно в динамике. Здесь выделяются два момента.

Во-первых, банковская система как целое все время находится в движении, она дополняется новыми компонентами, а также совершенствуется. Например, еще недавно в России не было муниципальных банков, сейчас они созданы в ряде крупных экономических центров. Существен­ное место занимали маленькие банки (с капиталом до 100 млн. руб.), постепенно их число сокращается, достигнув к 1 сентября 1998 г. 0,5% общей численности кредитных учреждений. С выходом нового банков­ского законодательства банковская система приобрела более совершен­ную законодательную базу.

Во-вторых, внутри банковской системы постоянно возникают но­вые связи. Взаимодействие образуется как между центральным банком и коммерческими банками, так и между ними. Банки участвуют на рынке межбанковских кредитов, предлагают для продажи «длинные» и «ко­роткие» деньги, покупают денежные ресурсы друг у друга. Банки могут оказывать друг другу иные услуги, к примеру, участвовать в совмест­ных проектах по финансированию предприятий, образовывать объе­динения и союзы.

5. Банковская система является системой «закрытого» типа. В пол­ном смысле ее нельзя назвать закрытой, поскольку она взаимодейству­ет с внешней средой, с другими системами. Кроме того, система попол­няется новыми элементами, соответствующими ее свойствам. Тем не менее она «закрыта», так как, несмотря на обмен информацией между банками и издание центральными банками специальных статистичес­ких сборников, информационных справочников, бюллетеней, существу­ет банковская «тайна». По закону банки не имеют права давать инфор­мацию об остатках денежных средств на счетах, об их движении.

6. Банковская система - «самоорганизующаяся», поскольку измене­ние экономической конъюнктуры, политической ситуации неизбежно приводит к «автоматическому» изменению политики банка.

В период экономических кризисов и политической нестабильности банковская система сокращает долгосрочные инвестиции в производ­ство, уменьшает сроки кредитования, увеличивает доходы преимуще­ственно не за счет основной, а побочной деятельности. Напротив, в ус­ловиях экономической и политической стабильности и, следовательно, сокращения риска банки активизируют свою деятельность как по об­служиванию основной производственной деятельности предприятий, так и долгосрочному кредитованию хозяйства, получают доходы пре­имущественно за счет своих традиционных процентных поступлений.

Банки, не принявшие меры, учитывающие меняющиеся события, неизбежно оказываются в трудном экономическом положении, теряют клиентов, несут убытки, в конечном счете перестают существовать.

7. Банковская система выступает как управляемая система. Центральный банк, проводя независимую денежно-кредитную политику, в различных формах подотчетен лишь парламенту либо исполнительной власти. Деловые банки, будучи юридическими лицами, функциониру­ют на базе общего и специального банковского законодательства, их деятельность регулируется экономическими нормативами, устанавли­ваемыми центральным банком, который осуществляет контроль за де­ятельностью кредитных институтов (в ряде стран функции надзора за деятельностью коммерческих банков возложены на другие специаль­ные государственные органы).

Все эти признаки свойственны и российской банковской системе, которая в современных условиях, будучи системой переходного перио­да, тем не менее, является развивающейся системой. Нормативная и законодательная база их деятельности все время меняется. Экономичес­кий кризис, обвал банковской системы 1998 г. как следствие накаплива­ющихся диспропорций в народном хозяйстве и денежном обороте за­тормозили развитие банков, более того, по некоторым позициям отбросили их на несколько лет назад, девальвировав капиталы денеж­но-кредитных институтов, сократив их численность, однако как рыноч­ные институты банки сохранили свою значимость в экономике переход­ного периода.

Банковская система не изолирована от окружающей среды, напро­тив, она тесно взаимодействует с ней, представляет собой подсистему более общего образования, какой служит экономическая система. Бу­дучи частью более общего, банковская система функционирует в рамках общих и специфических банковских законов, подчинена общим юри­дическим нормам общества, ее акты, хотя и выражают особенности банковского сектора, однако могут вноситься в общую систему, как и она сама, только в том случае, если не противоречат общим устоям и принципам, строят общую систему как единое целое.

Элементы банковской системы образуют единство, выражают при этом специфику целого и выступают носителями его свойств.

Элементами банковской системы являются банки, некоторые специальные финансовые институты, выполняющие банковские операции, но не имеющие статуса банка, а также некоторые дополнительные уч­реждения, образующие банковскую инфраструктуру и обеспечивающие жизнедеятельность кредитных институтов.

На практике функционирует многообразие банков. В зависимости от того или иного критерия их можно классифицировать следующим образом.

По форме собственности выделяют - государственные, акционерные, кооперативные, частные и смешанные банки. Государственная форма собственности чаще всего относится к центральным банкам. Капитал Банка России принадлежит государству. Подобная ситуация сложилась у центральных банков таких стран, как Германия, Франция, Великоб­ритания, Бельгия. Доля государства в капитале центрального банка Японии составляет 50%, остальная часть принадлежит банкам; в Швей­царии государству принадлежат 47% капитала центрального банка (ос­тавшиеся 53% принадлежат кантонам); в Австрии - 50% капитала Ав­стрийского национального банка владеет государство, другой полови­ной - частные лица.

Коммерческие банки в рыночном хозяйстве чаще всего являются частными (по международной терминологии понятие частного банка относится не только и даже не столько к банкам, принадлежащим от­дельным лицам, сколько к акционерным и кооперативным банкам). В централизованной системе хозяйства коммерческие банки, как прави­ло, бывают государственными.

По законодательству большинства стран на национальных банков­ских рынках допускается функционирование иностранных банков. В ряде стран (во Франции и др.) деятельность иностранных банков не ог­раничивается. В России, Канаде и других странах для иностранных бан­ков вводится определенный коридор, в количественных рамках кото­рого они могут развертывать свои операции. В России совокупный капитал иностранных банков не должен превышать 15%.

По правовой форме организации банки можно разделить на обще­ства открытого и закрытого типов ограниченной ответственности. По экспертным оценкам, к концу 2005 г. в России в режиме закрытых форм работало примерно 60 % коммерческих банков. Разрешена также дея­тельность иностранных банков, а также банков с российским и иност­ранным совместным капиталом. На 1 сентября 2006 г. в России функ­ционировали 145 кредитных организаций с иностранным участием в уставном капитале, получивших право на осуществление банковских операций.

По функциональному назначению банки можно подразделить на эмиссионные, депозитные и коммерческие.

Эмиссионными являются все центральные банки, их классической операцией выступает выпуск наличных денег в обращение. Они не за­няты обслуживанием индивидуальных клиентов. По состоянию на 01.04.2008 г. кредитных организаций, осуществляющих эмиссию и эквайринг банковских карт насчитывалось 723. Из них банков – эмитентов 680, а банков – эквайреров 646. Депозитные банки специализируются на аккумуляции сбережений населения. Депозитная операция (прием вкладов) служит для данных банков основной опера­цией. Коммерческие банки заняты всеми операциями, дозволенными банковским законодательством. Коммерческие банки составляют ос­новное ядро второго яруса банковской системы рыночного хозяйства.

По характеру выполняемых операций банки делятся на универсаль­ные и специализированные. Универсальные банки могут выполнять весь набор банковских услуг, обслуживать клиентов независимо от направ­ленности их деятельности, как физических, так и юридических лиц. В числе специализированных банков находятся банки, специализирую­щиеся на внешнеэкономических операциях, ипотечные банки и др. В отличие от универсальных банков они специализируются на опреде­ленных видах операций.

В России чаще всего декларируется необходимость развития универсальных банков. Считается, что универсальность деятельности способствует диверсификации и уменьшению риска, более удобна клиен­ту, поскольку он может удовлетворять потребности в более многооб­разных видах банковского продукта. Универсальным банкам уделяют значительное внимание в большинстве Европейских стран.

Идея универсальной банковской деятельности развивалась параллельно с развитием специализации банковского хозяйства. Такова закономерность развития мирового банковского сообщества. Принято считать, что специализация позволяет банкам повышать качество обслуживания клиентов, снижать себестоимость банковского продукта. Идея специализации более характерна для банков США.

Мировой опыт свидетельствует о том, что банки могут развиваться как по линии универсальности, так и по линии специализации. В том и в другом случаях банки могут получить хорошую прибыль, и лишь кли­енты могут ответить на вопрос о том, какая линия развития окажется более предпочтительной.

Виды банков можно классифицировать и по обслуживаемым ими отраслям. Это могут быть банки многоотраслевые и обслуживающие преимущественно одну из отраслей или подотраслей (авиационную, автомобильную, нефтехимическую промышленность, сельское хозяйство). В России преобладают многоотраслевые банки, что более предпочти­тельно с позиции снижения банковского риска. Вместе с тем в стране достаточно представительна прослойка банков, созданных группой предприятий отраслей. Они обслуживают преимущественно потребно­сти своих учредителей; у таких банков существенно возрастают риски невозврата кредитов.

По числу филиалов банки можно разделить на бесфилиальные и многофилиальные. Наибольшее число филиалов в России имеет Сберегательный банк РФ. В целом по России на 1 января 2008 г. насчитывалось 6353 филиала, или в среднем 3,7 филиала на каждый коммерчес­кий банк. Наибольшее количество филиалов сконцентрировано в Москве и Московской области. Второе место после Центра занимает Урал, далее - Дальний Восток, Поволжье, Северный Кавказ, Западная Сибирь.

По сфере обслуживания банки делятся на региональные, межрегиональные, национальные, международные. К региональным банкам, обслуживающим главным образом какой-либо местный регион, отно­сятся и муниципальные банки. По состоянию на 01.01.2008 г. количество кредитных организаций с участием нерезидентов в уставном капитале составляло 202. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество кредитных организаций с участием нерезидентов в уставном капитале снизилось на 49 банков.

По масштабам деятельности можно выделить малые, средние, круп­ные банки, банковские консорциумы, межбанковские объединения.

В ряде стран функционируют учреждения мелкого кредита. К ним относятся ссудо-сберегательные банки, строительно-сберегательные кассы, кредитная кооперация и др.

В банковской системе действуют также банки специального назначения и кредитные организации (не банки).

Банки специального назначения выполняют основные операции по указанию органов исполнительной власти, являются уполномоченны­ми банками, осуществляют финансирование определенных государ­ственных программ. Наряду с данными операциями уполномоченные банки выполняют и другие операции, вытекающие из их статуса как банка.

Некоторые кредитные организации не имеют статуса банка, они выполняют лишь отдельные операции, в связи с чем не получают от центрального банка лицензию на осуществление совокупной банковс­кой деятельности.

Общая сумма капиталов коммерческих банков России на 1 января 2007 г. составила 71,3 млрд. руб., на 1 января 2008 г. - 95,9 млрд. руб., увеличившись за год в 1,3 раза. За первый квартал 2008 года Банк России зарегистрировал 3 кредитные организации.

К элементам банковской системы относят и банковскую инфраструктуру. В нее входят различного рода предприятия, агентства и службы, которые обеспечивают жизнедеятельность банков. Банковская инфра­структура включает информационное, методическое, научное, кадровое обеспечение, а также средства связи, коммуникации и др.

В условиях рынка банки, прежде всего, нуждаются в широкой и оперативной информации о состоянии экономики, ее отраслях, группах предприятий, отдельных предприятиях, обращающихся в банк за кредитом и другими услугами. Для оценки кредитоспособности клиентов, экономического и делового рынка, для консультирования предприятий и населения, управления имуществом клиента банки нуждаются в подроб­ной информации.

В условиях рынка, сильной конкуренции, а также экономического кризиса, нестабильности финансов государства и предприятий информационное обеспечение выступает естественным требованием, без которого банки не могут без ущерба для своего капитала и капитала кли­ентов финансировать различного рода проекты. Наличие информации и ее анализ становятся обязательным атрибутом технологии предостав­ления банковских услуг.

Информация, необходимая банкам, обычно предоставляется специальными агентствами - кредит-бюро, в ряде стран сведения, в которых нуждаются банки, можно почерпнуть в многочисленных справочниках (торговых и промышленных регистрах), журналах, специальных оперативных изданиях, а также запросить в центральном банке, где ведет­ся картотека клиентов.

Необходимым компонентом банковской инфраструктуры выступа­ет и методическое обеспечение. В силу переходного периода, когда ста­рые инструкции бывшего Государственного банка СССР оказались неприемлемыми, полностью пакет новых положений и методических указаний еще не укомплектован. Особенность российских коммерчес­ких банков состоит в том, что они зачастую не имеют унифицирован­ных подзаконных актов, осуществляют операции на базе своих собствен­ных методик и положений.

Неоформившимся блоком банковской инфраструктуры является также научное обеспечение. Оно затрагивает как функционирование банковской системы в целом, так и отдельных банков. К началу 2008 г. в России пока не было создано достаточно представительных научных центров, деятельность научных работников не была скоординирована. В структуре отдельных коммерческих банков, как правило, отсутство­вали аналитические подразделения, осуществляющие исследование рынка банковских услуг, эффективность банковских операций.

Важнейшим элементом банковской инфраструктуры выступает кадровое обеспечение. В России существует сеть специальных высших учебных заведений, факультетов, техникумов, в которой подготавливаются кадры финансово-банковского профиля; формируется сеть начальных учебных заведений - финансово-банковских школ, колледжей, где преподавание общенаучных дисциплин сочетается с преподаванием основ специальных предметов - финансов, банковского дела, бухгалтерского учета и др. Переподготовка кадров, повышение их квалификации со­средоточены в различных специальных коммерческих школах, курсах, а также учебных центрах, создаваемых при крупных банках. Если учесть, что, начиная с 1990 г., численность коммерческих бан­ков возросла более чем в 12 раз, то станет очевидным, что подготовка кадров и особенно их переподготовка отставали от потребностей бан­ковской системы в специалистах финансово-банковского профиля. После обвала банковской системы в августе-сентябре 1998 г. на рынке труда образовался излишек банковских служащих.

Увеличение числа субъектов рыночного хозяйства, объема выполняемых банками операций поставило перед банками задачи перехода на новые каналы связи, более высокого уровня технического обслужи­вания при совершении банковских операций. Постепенно российская банковская система оснащается новыми средствами связи, обеспечива­ющими высокую скорость платежей и расчетов.

Особым блоком банковской системы служит банковское законодательство, которое призвано регулировать банковскую деятельность. В настоящее время в России действует множество законов, прямо относящихся к работе банков. Это Федеральные законы «О Центральном банке РФ», «О банках и банковской деятельности», «О несостоя­тельности (банкротстве) кредитных организаций» и т.д. Междуна­родная практика показывает, что законы о банковских институтах дол­жны быть дополнены законами о специальных банках, о банковских холдингах, объединениях и консорциумах, кредитной кооперации и дру­гих институтах мелкого кредита. Помимо этого в систему банковского законодательства обычно также входят законы, регулирующие различ­ные аспекты банковской деятельности, в том числе кредитное дело, си­стему электронных платежей, банковскую тайну, банкротство банков. В системе банковского законодательства выделяются одновремен­но законы всеобщего действия (Гражданский кодекс РФ, Закон «О рек­ламе»), а также законы, обеспечивающие регулирование параллельно действующих институтов и затрагивающие банковскую деятельность. В данной группе законов в ряде стран действуют законы о бирже, акци­ях и ценных бумагах, об ипотеке, трасте и трастовых операциях, о фи­нансово-промышленных компаниях, инвестиционных фондах и др.

Банковская система не может существовать без банковского рынка. На нем концентрируются банковские ресурсы, а также осуществляется торговля банковским продуктом. В условиях экономического кризиса и инфляции аккумулировать крупные ресурсы для значительных инве­стиций не представляется возможным. В начале 2000 г. око­ло 50% российских промышленных предприятий являлись убыточны­ми, остатки их денежных средств на счетах, аккумулируемых банками, а также на счетах граждан были незначительны. Все это сдерживает раз­витие банковской системы. На рынке банковского продукта торговля кредитами, короткими деньгами (особенно после кризиса межбанковс­ких кредитов в августе 1995 г.) не занимала пока видного удельного веса. Развитие новых видов услуг, связанных с кредитными карточка­ми, электронными платежами, сдерживается недостаточно мощной тех­нической базой российских банков.

На ход развития банковской системы влияет ряд макроэкономичес­ких и политических факторов. Среди них можно выделить такие, как:

• степень зрелости товарно-денежных отношений;

• общественный и экономический порядок, его целевое назначение и социальная направленность;

• законодательные основы и акты;

• общее представление о сущности и роли банка в экономике. Банки выполняют операции, носящие в основном денежный характер. Они принимают денежные вклады, выдают денежные кредиты, совершают денежные расчеты в наличной и безналичной формах. Поэтому степень развитости товарно-денежных отношений, развитости торговли, денеж­ного обращения предопределяет и масштабы, и содержание банковской деятельности. Кредитор превращается в банк не сам по себе, а по мере формирования достаточно оживленного денежного и торгового обо­ротов, когда торговля деньгами, банковское дело стали основным за­нятием предприятия, когда оно отделилось от торговли, стало самосто­ятельным видом промысла. На развитие банков влияет развитие национальных рынков, международной торговли. Спрос на банковс­кие услуги расширяется по мере увеличения производства, масштабов обмена между товаропроизводителями.

При общем поступательном развитии банковского хозяйства оно может в то же время сдерживаться войнами, которые связаны с разру­шением материальных благ и имущества. Негативное влияние на банковскую систему могут также оказать и затяжные экономические кризисы.

Общественный и экономический порядок неизбежно затрагивает и характер деятельности банковской системы. Если в обществе не поощ­ряются сбережения, банки не могут мобилизовать свободные ресурсы;

если вместо товарообмена вводятся обязательные изъятия продуктов, если в целом не поощряется деятельность банков, отдается предпочте­ние распределению, а не обмену продуктов, то кредитные учреждения не получают импульсов для развития, более того, банки могут быть свернуты, как это, например, было в нашей стране в период военного коммунизма. На развитие банков влияют и запрещения местных влас­тей. Местное лобби, составленное из местных банков, местных пред­принимателей, может воздействовать на принятие решений по откры­тию филиалов других банков. Естественное для развития банков взыскание ссудного процента может сдерживаться общим представле­нием общества о его ценностях и морали.

Заметное влияние на развитие банковской системы может оказать законодательная база той или иной страны. Как отмечалось ранее, в некоторых странах банкам запрещается выполнять определенные опе­рации с ценными бумагами, вкладывать свои капиталы в капиталы пред­приятий. В ряде стран банкам не разрешено заниматься страхованием. В США действует система двойного подчинения, когда образовать банк могут как власти отдельных штатов, так и федеральное правительство. В свою очередь по закону банки могут сами выбрать свою юрисдик­цию (органы регулирования и контроля). В соответствии с законода­тельством в некоторых странах центральные банки могут широко за­ниматься обслуживанием хозяйства, в других их основная функция сосредоточена на выпуске денег в обращение и укреплении их плате­жеспособности.

Законодательство оказывает воздействие на развитие банковской системы не только своими запретами. Известны многочисленные при­меры, когда в соответствии с тем или иным законом учреждается тот или иной банк, призванный содействовать развитию той или иной отрасли народного хозяйства (промышленности, торговли, транспорта и т.п.).

На развитие банковской системы огромное влияние оказывают и общие представления о сущности и роли банка в экономике. В распределительной системе банк воспринимается как часть государственного ап­парата управления, как орган контроля, надзора за деятельностью предприятий. Банк в этой связи выступал как бы в роли надстройки, не создающей своего продукта. Иное положение занимают банки в усло­виях рыночной экономики. Банковская система приобретает двуху­ровневый характер, собственность на банки приобретает черты, адек­ватные многообразию форм собственности в хозяйстве, появляются частные, кооперативные и акционерные банки, такие специализиро­ванные кредитные учреждения, как ипотечные, муниципальные бан­ки; система становится более многосторонней, приобретает более законченные черты, предлагает обществу более широкий спектр операций и услуг.

• Развитие банковской системы можно рассматривать не только в историческом разрезе, но и с позиции ее современного положения. Здесь также можно выделить некоторые факторы, в том числе состояние эко­номического развития, межбанковскую конкуренцию и др.

Банковская система приобретает особый положительный заряд в сво­ем развитии в фазе экономического подъема, когда спрос на банковский продукт и банковские услуги существенно возрастает. Вместе с увели­чением объема банковских операций возрастает банковский доход, ко­торый используется на развитие кредитного учреждения. В фазе подъе­ма сокращаются экономические риски, деятельность банковской системы приобретает стабильный характер. Напротив, в условиях эко­номического кризиса, сопровождающегося инфляцией, дефицитом мест­ных и федеральных финансов, развитие банков дестабилизируется, раз­мер ресурсов, аккумулируемых банками, резко сокращается, что приводит к снижению традиционных банковских операций, банки вы­нуждены искать побочные источники дохода, что увеличивает риски, отвлекает банковские ресурсы от производительной деятельности. В ус­ловиях инфляции обесценивается капитальная база коммерческих бан­ков, могут падать их доходы от кредитных операций. Дефицит бюдже­та зачастую приводит к его покрытию за счет дополнительной эмиссии денежных знаков, что еще больше дестабилизирует денежный рынок.

На состоянии банковской системы и ее текущем развитии отражают­ся и политические факторы. Здесь, прежде всего, оказывается важной общая политическая направленность государства. Если государство провозглашает цели развития частной собственности, рыночных отно­шений, то это содействует привлечению и росту частного банковского капитала, увеличению численности кредитных учреждений. Неопреде­ленность политических мотивов и ценностей государства, приводит к задержке развития банков; оттоку капиталов за границу. На текущее развитие банков может повлиять даже смена в стране политического лидера. Его политическая и экономическая программа может не отве­чать интересам банковского капитала, в связи, с чем банки не стремятся развивать свои операции, сдерживают инвестиции в народное хозяйство.

В мировой практике существует специальный термин - политичес­кие риски, в соответствии с которыми страны ранжируются по отноше­нию друг к другу; странам с высоким рейтингом политического риска, как правило, сокращается либо полностью прекращается кредитная поддержка со стороны международных банковских институтов, а так­же со стороны отдельных стран, располагающих свободными денеж­ными средствами.

На развитие банковской системы может оказать влияние и текущая экономическая политика государства. Центральный банк как нацио­нальный институт располагает значительным инструментарием, с по­мощью которого он может регулировать деятельность, как отдельных банков, так и банковской системы в целом. Проводя политику, направ­ленную на стабилизацию банковской системы, центральный банк мо­жет требовать от коммерческих банков увеличения их резервов, выда­вать им в порядке поддержки краткосрочные кредиты или, напротив, отзывать лицензии на проведение банковских операций, сдерживать открытие филиалов. В соответствии с политикой центрального банка коммерческие банки также меняют свою тактику - расширяют или су­жают инвестиции, регулируют направление своей деятельности.

Довольно заметным фактором, определяющим развитие банковской системы, является межбанковская конкуренция. Наличие достаточно представительного числа самостоятельных банков в стране и ее отдель­ных регионах создает определенную среду, в которой банки вынужде­ны вступать в борьбу за клиента, улучшать качество обслуживания, расширять услуги, предлагать рынку новые продукты.

В странах с рыночной ориентацией конкуренция способствует развитию банковской системы. В законодательстве данных стран содер­жатся специальные положения, сдерживающие образование монополизма в банковской сфере, поскольку считается, что монополизм как анти­под конкуренции не содействует развитию банковского рынка.

Развитие банковской системы может сдерживаться под влиянием таких факторов, как чрезмерный налоговый пресс на банковскую при­быль, отсутствие достаточных ресурсов для активного ведения банковс­ких операций, недостаток квалифицированных кадров и др. В странах с переходной экономикой зачастую именно эти факторы не позволяют банкам делать более широкие шаги в своем развитии.

Развитие банковской системы можно рассматривать с количествен­ной и качественной точек зрения. В переходный период в России суще­ственно растет численность кредитных институтов. По состоянию на 1 января 2008 г. в России насчитывалось 1277 коммерческих банков.

С качественной стороны развитие банковской системы характери­зуется не только с позиции достаточности уставного капитала банков, но и с позиции роста инвестиций в сферу производства, увеличения пе­речня предоставляемых услуг, в том числе новых банковских продук­тов и технологий. С качественной стороны роль банков, как это будет показано далее, определяется тем, насколько они реально оказывают воздействие на ускорение экономического роста, повышение эффектив­ности производства.

^ ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СБЕРБАНКА РФ КАК ЗВЕНА БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
2.1. Организационно-экономическая характеристика Сбербанка России
История развития Сберегательного банка Российской Федерации началась более 160 лет назад, когда в 1841 году был открыт первый Сбербанк. Он назывался «Государственный банк» и основной его деятельностью было обеспечение сохранности вкладов. В начале Сбербанки занимались в основном благотворительностью, но постепенно они становились значительными элементами Российской экономической политической системы государственного кредитования. В последствии банк был преобразован в Сбербанк СССР, а в 1991 г. – в Акционерный Коммерческий Сбербанк РФ.

Рыночные реформы начала 90-х годов требовали серьезных изменений в работе Сберегательного Банка России, быстрого реагирования на изменяющуюся ситуацию. Главными задачами первых лет деятельности в новых условиях стали задачи сохранения целостности системы Банка, удержания позиций на рынке розничных банковских услуг и вкладов населения, создания для обслуживания клиентов. Решение этих задач стало возможным благодаря жесткой централизации структуры управления Банком.

К 1996 году период гиперинфляции закончился, и экономическая ситуация в стране существенно изменилась. Основная задача Банком была решена: система Сбербанка России устояла и сохранила основу. Банк сформировал стабильную ресурсную базу, нарастил потенциал отделений и филиалов. Перед Банком встала задача эффективного управления привлекаемыми ресурсами. Принятая в 1996 году собранием акционеров Концепция развития Сбербанка России до 2006 года была нацелена на трансформацию в универсальный коммерческий банк, в частности, через развитие банковского обслуживания корпоративных клиентов с сохранением специализации и лидерства на рынке розничных услуг. Концепция подчеркивала приоритетность участия Банка в решении актуальных и сегодня общенациональных задач оздоровления денежно-кредитных отношений, развития отечественной экономики, участия в крупных государственных проектах, имеющих важное социальное значение.

Правильность определенного Концепцией направления развития была подтверждена во время кризиса финансовой системы страны в 1998 году. Сбербанк России не только подтвердил репутацию самого надежного банка страны, пройдя кризис с минимальным уровнем потерь, но и обеспечил доступ банковским услугам значительному количеству новых клиентов. Реализуя принятую Концепцию, Сбербанк России к 2000 году значительно укрепил свои позиции на приоритетных сегментах рынка. Сбербанк России сохранил лидирующие позиции на рынке розничных банковских услуг, доля в общем объеме рублевых вкладов населения достигла 87%. Несмотря на падение реальных доходов населения и отставание законодательной базы, Банк последовательно развивает кредитование физических лиц, и в объеме банковских кредитов, полученных населением страны, на долю Сбербанка России приходится более 20%. Существенно укрепились позиции Банка в обслуживании корпоративных клиентов: доля Банка на рынке составляет около 25%, более 1 миллиона юридических лиц – клиенты Сбербанка России. Банк продолжает активно работать на рынке внутренних и внешних государственных обязательств, корпоративных ценных бумаг. Наращивая присутствие на приоритетных сегментах финансового рынка, Банк стремился обеспечить адекватное увеличение собственного капитала, диверсифицировать ресурсную базу, улучшить структуру активов, повысить рентабельность работы. Размер капитала на начало 2007 года составил 29,6 млрд. рублей. Прирост капитала, в основном, обеспечивался чистой прибылью Банка, которая только в 2006 году составила 8,4 млрд. рублей. Существенно изменилась структура привлеченных средств. За последние пять лет доля корпоративных клиентов в привлеченных средствах увеличилась более чем в 4 раза. Качественно изменилась и структура активов Банка. Определенная Концепцией политика приоритетного направления инвестиций в реальный сектор экономики реализовалась в значительном росте кредитного портфеля Банка, который на начало 2008 года составил 46% от размещенных средств, превысив объем вложений Банка в государственные ценные бумаги. Кредитный портфель Банка превышает 30% общего объема кредитов юридическим лицам. Значительно сократились объемы межбанковских кредитов, которые на текущий момент представляют собой, в основном, инструмент управления краткосрочной ликвидностью. Последовательно наращивается участие Банка в сфере инвестиционного кредитования и проектного финансирования. Объем инвестиционных долгосрочных кредитов на начало 2008 года превысил 10,5 млрд. рублей и 320 млн. долларов.

Курс на трансформацию в универсальный коммерческий банк потребовал значительного расширения набора банковских продуктов и услуг, предоставляемых физическим лицам и корпоративным клиентам. Произошло существенное развитие бизнеса банковских карт (доля на рынке – более 20%), количество эмитированных карточек превысил 1,5 миллиона, динамично развивается собственная эквайринговая сеть. Выросли объемы операций с драгоценными металлами (доля на первичном рынке – 20%), которые включают кредитование добычи золота и серебра, реализацию драгоценных металлов населению, Банку России, экспорт и продажу на мировых финансовых рынках. Продолжено совершенствование расчетной системы Сбербанка России, которая сегодня ежедневно обрабатывает более ста тысяч межрегиональных платежей. Значительное развитие получили казначейские операции Банка на денежном и фондовом рынках, созданы Дилинг-центр и Депозитарий Сбербанка России.

Существенно изменилась система управления Банком. Обеспечивается единая процентная политика, учитывающая региональные особенности, действует централизованная система контроля, учета и управления рисками, управления финансовыми потоками и ликвидностью. Разработана и постоянно совершенствуется современная методическая и регламентная база операций Банка, утверждены подходы к развитию новых видов бизнеса. Единая система нормативов и лимитов обеспечивает необходимую децентрализацию управления в сочетании с усилением вертикальной системы контроля. На постоянной основе ведется работа по совершенствованию организационной структуры Банка, оптимизации филиальной сети.

Сбербанк является юридическим лицом и со всеми своими учреждениями составляет единую систему банков РФ.

Организационная структура банка представлена следующим образом:

  • Сбербанк РФ (как головной офис);

  • Территориальные банки;

  • Отделения;

  • Филиалы.

Сберегательный банк РФ как головной офис организует работу низовых подразделений банка. При этом осуществляются исследование и анализ деятельности учреждений банка, разработка предложений по определению приоритетных направлений развития, текущее и перспективное планирование; изучение экономики и финансового рынка страны; обеспечение системы Сбербанка РФ информацией о деятельности его учреждений, управление кредитными ресурсами и анализ эффективности их использования, а также оказываемых учреждениями банка услуг. Кроме того Сбербанк РФ совместно с другими службами разрабатывает предложения по ведению новых финансовых продуктов с целью привлечения клиентов, устанавливает тарифы комиссионного вознаграждения за услуги, осуществляет экономический анализ привлечения средств населения и юридических лиц во вклады, депозиты и ценные бумаги, проводит анализ практики применения действующего банковского законодательства, обеспечивает сбор, проверку и обобщение всех статистических отчетов по основной деятельности учреждений банка.

В состав Сбербанка входят 17 территориальных управлений банка, расположенных во всех областях, краях и автономных республиках.

Территориальные банки
  1   2   3



Скачать файл (644.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации