Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Автореферат - Метелькова Елена Ивановна. Психологическая служба как ресурс развития современного образования - файл 1.doc


Автореферат - Метелькова Елена Ивановна. Психологическая служба как ресурс развития современного образования
скачать (352 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc352kb.20.11.2011 18:51скачать

1.doc

На правах рукописи

Метелькова Елена Ивановна
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ


19.00.13 – Психология развития, акмеология
Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук
Москва – 2010

Работа выполнена на кафедре «Педагогическая психология»

Московского городского психолого-педагогического университета


Научный руководитель:

доктор психологических наук, профессор, действительный член РАО

^ Рубцов Виталий Владимирович

Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, профессор, действительный член РАО, заведующий кафедрой акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

^ Деркач Анатолий Алексеевич




кандидат психологических наук, доцент, директор ГОУ Центр диагностики и консультирования «Участие» Северо-Восточного окружного управления образования Департамента образования города МосквывЫ

^ Буланова Ольга Евгеньевна

Ведущая организация:

Московский городской педагогический университет


Защита состоится «23» сентября 2010 г. в 12.00 на заседании диссертационного совета Д 850.013.01 при Московском городском психолого-педагогическом университете по адресу: 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета.
Автореферат разослан «20» августа 2010 г.



Ученый секретарь

диссертационного совета


Кулагина И.Ю.



^

Общая характеристика работы


Актуальность исследования. С середины 80-х годов отечественная система образования стала развиваться в направлении демократизации: появилась вариативность образования, возникли инновационные движения. В системе образования создается психологическая служба (далее – Служба) с целью психологической поддержки и психологической защиты детства, введения растущего человека в социальные институты современного общества.

Деятельность Службы направлена на реализацию основных принципов государственной политики в области образования, которые основываются на приоритетах общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека, свободного развития личности, общедоступности образования, адекватности образования уровням развития и подготовки обучающихся и воспитанников. Этим обусловлены основные задачи психологической службы образования: эффективное обеспечение интеллектуального и нравственного развития ребенка с учетом его возрастных, психофизиологических и гендерных особенностей, особенностей его поведения, мотивов и способностей; интеграция в образовательном пространстве линий личностного, культурного и профессионального развития; привлечение к решению проблем обучения, развития и воспитания ребенка института семьи.

Известно, что несвоевременная оценка возможных рисков и недостаточная профилактика проблем в развитии и воспитании ребенка, возникающих на этапе детства, оборачиваются невосполнимыми потерями во взрослом возрасте и проявляются в ряде негативных социальных феноменов – ксенофобии, утрате толерантности, возникновении криминального и зависимого поведения, несамостоятельности, безынициативности, нетворческом отношении к жизни и пр.

Обращение к ресурсам Службы в системе образования является в настоящее время закономерным. Ее возможности и ресурсы способны стать полноценной основой формирования уникальной атмосферы позитивного взаимодействия и развития всех субъектов образовательного процесса. Именно ресурсы Службы выступают источником развития современного образования, достижения его главной цели – модернизации системы обучения и воспитания молодого поколения страны.

Понимание Службы как ресурса ориентировано на выявление и изучение тех возможностей развития образования, которыми обладает сама Служба и которые позволяют ей успешно справляться с трудными ситуациями, возникающими в той или иной сфере ее деятельности, и одновременно подниматься на новую ступень, приобретая качества инновационного фактора модернизации системы образования. Важность исследования ресурсного потенциала Службы в контексте решения приоритетных задач современного образования России определяет актуальность нашего исследования.

^ Цель исследования: анализ деятельности Службы в контексте развития отечественного образования и разработка рекомендаций по модернизации Службы как ресурса этого развития.

^ Объект исследования: Служба практической психологии в системе образования Российской Федерации.

Предмет исследования: Служба как ресурс развития современного образования. Готовность специалистов (педагогов-психологов) Службы практической психологии к решению приоритетных задач образования.

^ Гипотезы исследования:

  1. Служба является ресурсом развития образования в том случае, если она нацелена на решение приоритетных задач образования, обеспечивает высвобождение запасов (социальных, познавательных, деятельностных) творческой энергии личности, образовательных организаций и общества в целом. Реализация ресурсов Службы, и, соответственно, ее эффективность зависят от организационно-управленческого, материально-технического, методического, технологического, кадрового обеспечения ее деятельности.

  2. Ресурсы Службы опосредуются личностными особенностями педагогов-психологов, их профессиональной компетентностью и мотивационной готовностью к конструированию взаимодействий всех участников образовательного процесса (специалисты, ребенок, семья), в результате которых будет достигаться максимальный синергетический эффект, социализация взрослых и детей.

  3. Профессиональное взаимодействие педагогов-психологов со специалистами смежных областей, других учреждений и ведомств создает комфортную образовательно-культурную среду, благоприятную для развития и воспитания детей, раскрытия творческих возможностей и высвобождения творческой энергии всех участников образовательного процесса.

^ Задачи исследования:

– проанализировать основные результаты научных исследований, посвященных вопросам развития и функционирования Службы в системе отечественного образования;

– на основе анализа нормативных правовых документов в сфере образования выделить и систематизировать приоритетные социальные задачи системы образования, эффективность решения которых может быть достигнута за счет использования ресурса Службы;

– изучить актуальное состояние Службы (организационный, материально-технический, управленческий, кадровый потенциал, объем и спектр психологических услуг, основных направлений, видов и форм деятельности) с точки зрения реализации ее ресурсов при решении приоритетных социальных задач;

– разработать концепцию и стратегию развития Службы практической психологии образования в стране, предложить организационно - управленческую модель и критерии оценки эффективности работы Службы;

– разработать рекомендации по повышению эффективности Службы как ресурса развития системы образования.

^ Методологическая основа исследования: общенаучный системный подход (Ананьев Б.Г., Бодалев А.А., Ломов Б.Ф., Шадриков В.Д.); психологическая теория деятельности (Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Давыдов В.В.); фундаментальные теоретические положения, разрабатываемые в отечественной психологии развития (Божович Л.И., Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Давыдов В.В., Запорожец А.В., Леонтьев А.Н., Петровский А.В., Эльконин Д.Б.и др.), основы практической психологии в контексте деятельности Службы (Асмолов А.Г., Бабанский Ю.К., Вяткин Б.А., Деркач А.А., Дубровина И.В., Забродин Ю.М., Иванников В.А., Кузьмина Н.В., Лисина М.И., Обозов Н.Н., Прихожан А.М., Реан А.А., Рубцов В.В., Салмина Н.Г., Шадриков В.Д. и др.).

^ Методы и база диссертационного исследования: в исследовании применялся комплекс взаимодополняемых методов – теоретический анализ монографических и диссертационных исследований, статей и других научных публикаций, отражающих состояние, проблемы организации и деятельности Службы; анализ нормативно-правовой базы и опыта функционирования Службы; анкетирование; анализ и обобщение статистических данных; разработка концепции, программы организации и проведения всероссийского мониторинга; теоретическое моделирование единой структуры Службы.

В эмпирическом исследовании приняли участие 7 000 педагогов-психологов из 45 субъектов 8-ми федеральных округов Российской Федерации. База исследования включает статистические данные о развитии Службы в России, материалы конференций, симпозиумов, семинаров по данной проблематике за 1990 – 2010 гг., данные региональных и общероссийского мониторингов, проведенных в 2000 – 2009 гг. Обработка данных эмпирического исследования проводилась с помощью статистического пакета SPSS for Windows 14.0.

^ Научная новизна исследования. Впервые проведен анализ Службы как ресурса развития системы современного образования. Исследован ресурсный потенциал Службы в контексте решения приоритетных задач образования России.

На основе социально-психологического, педагогического и акмеологического анализа образовательного процесса выявлены феномены, объективирующие эффективность профессиональной деятельности педагога-психолога. Обосновано понимание процесса профессионализации педагогов - психологов как развитие системы их взаимодействия со специалистами смежных областей, других учреждений, ведомств, - благодаря чему создается профессионально-культурная среда для организации позитивных условий развития детей, для эффективного предупреждения и решения проблем детства.

Разработана оригинальная целостная Концепция развития национальной системы психологического обеспечения образования. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность Службы, впервые проанализированы с точки зрения перспектив ее дальнейшего развития. Предложена теоретическая организационно-управленческая модель Службы и определены критерии оценки деятельности Службы. Подготовлены и апробированы рекомендации по повышению эффективности Службы как ресурса развития образования.

^ Теоретическая значимость исследования заключается в разработке теоретической модели и уточнении представлений о внутренних механизмах функционирования Службы как системы социальной практики, в рамках которой педагоги-психологи решают задачи образования на основе достижений современной психологической науки, что способствует углублению теоретических основ данной области научного знания. Выделены направления деятельности Службы, которые определяют основной ресурсный потенциал Службы, эффективный для развития и модернизации системы образования:

– психологическое обеспечение индивидуализации образования;

– обоснование и создание адекватных образовательных возможностей для всех обучающихся;

– создание благоприятных психолого-педагогических и социальных условий для сохранения и укрепления психического и психологического здоровья всех участников образовательного процесса;

– усиление гуманитарного и гуманистического направлений, культурных и этических аспектов образовательного процесса.

Результаты исследования, позволяющие более полно осознать феномены, которые можно рассматривать в качестве развивающих ресурсов образования, значимы для дальнейшего развития научных основ деятельности Службы.

^ Практическая значимость работы. Предложенная организационно-психологическая модель и критерии эффективности работы Службы могут стать основой эффективного управления при планировании развития Службы, повышении эффективности ее деятельности, а также разработке региональных социальных проектов, программ профессиональной подготовки педагогов-психологов для системы образования и постдипломного сопровождения по направлению «Психолого-педагогическое образование» [050400]. Основные результаты исследования используются при подготовке методических материалов и рекомендаций для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования.

^ Достоверность выводов обеспечивается методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических предположений, внутренней логикой исследования, применением надежных и апробированных методов, адекватных сущности изучаемого явления, а также поставленной цели и задачам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, качественной интерпретацией и количественным анализом полученных данных с использованием методов математической статистики.

^ Апробация результатов исследования: Теоретические и эмпирические результаты диссертационного исследования обсуждались на II Национальной научно-практической конференции «Психология образования: региональный опыт» (г. Москва, 13–15 декабря 2005 г.); III Национальной научно-практической конференции «Психология образования: социально-правовые и культурно-исторические аспекты» (г. Москва12-14 декабря 2006 г.); Всероссийском семинаре-совещании руководителей образовательных учреждений профессионального образования и руководителей психологических служб «Проблемы развития психологической службы в условиях системных изменений профессионального образования России» (г. Москва14-15 июня 2006 г.); Всероссийском совещании по проблемам организации и управления службой практической психологии в системе образования Российской Федерации (г. Туапсе Краснодарского края (ВДЦ «Орленок»), 4-9 октября 2006 г.); IV Национальной научно-практическая конференция «Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение» (г. Москва, 3-15 декабря 2007 г.); Всероссийской конференции «Роль психологической службы учреждений профессионального образования в реализации стратегии государственной молодежной политики» (г. Москва, 6-7 июня 2007 г.); Всероссийском семинаре-совещании руководителей ППМСЦ «Нормативное правовое обеспечение деятельности ППМС-центров в условиях перехода на подушевое финансирование» (г. Самара, 13-15 февраля 2008 г.); Всероссийском семинаре-совещании «Актуальные вопросы деятельности ППМС-центров» (г. Туапсе Краснодарского края, ВДЦ «Орленок», 22-25 апреля 2008 г.); Фестивале психологических служб «Комплексная психолого-педагогическая и медико-социально-правовая помощь в условиях образовательного учреждения» (Сочи, 29 сентября – 4 октября 2008 г.); Всероссийском съезде психологов образования «Психология и современное российское образование» (Москва, 8-12 декабря 2008 г.); V Национальной научно-практической конференции «Психология образования: психологическое обеспечение «Новой школы» (Москва, 27-29 января 2010 г.); докладывались на заседаниях кафедры педагогической психологии Московского городского психолого-педагогического университета (Москва, 2005–2009 гг.). Материалы исследования нашли отражение в опубликованных работах автора.

^ Положения, выносимые на защиту:

1. Ресурсы Службы в контексте ее влияния на развитие образования представляют собой сложный психолого-педагогический феномен, складывающийся в интегрированном пространстве отношений и взаимодействий детей (разного возраста) и взрослых (педагогов, родителей) в профессиональной образовательно-культурной среде субъектов образовательного процесса.

2. Уровень востребованности психологических услуг, основные направления деятельности и перспективные задачи Службы позволяют рассматривать ее как ресурс развития российского образования. Эффективность Службы как фактора развития образования снижена за счет действия ряда негативных факторов. К ним относятся: отсутствие нормативной правовой базы; неудовлетворительное материально-техническое обеспечение; неудовлетворительный уровень межведомственного взаимодействия; неразвитость таких форм работы как психологическое проектирование и психологическая экспертиза; отсутствие в ряде регионов программ развития Службы с учетом приоритетных задач системы образования.

3. Развивающий ресурс Службы для развития системы образования определяют: кадровый потенциал и действующая система управления Службой. Адекватным инструментом оценки эффективности деятельности Службы в этих условиях становится психолого-педагогический мониторинг, позволяющий установить ее важнейшую характеристику – готовность педагогов-психологов к решению приоритетных задач современного образования.

4. Предложенная организационно-управленческая модель Службы, Концепция развития психологического обеспечения образования и разработанная на ее основе Стратегия определяют основные направления развития Службы в ходе модернизации системы образования в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и включают:

– разработку законодательной базы, закрепляющей право обучающихся, воспитанников на качественную, доступную, многопрофильную психологическую помощь в образовательном процессе;

– оформление организационно-управленческой структуры Службы с опорой на образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (далее – ППМСЦ);

– осуществление централизованного научного и методического руководства деятельностью ППМСЦ и педагогов-психологов образовательных учреждений, предусматривающего активное внедрение проектных методов работы;

– требования к развитию профессионально-важных качеств педагогов-психологов;

– определение приоритетных задач Службы на долгосрочный период в контексте модернизации системы образования как основы развития человеческого потенциала общества и необходимого условия формирования инновационной экономики.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.
^

Основное содержание работы


Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, определяются предмет, объект, цель работы, формируются гипотеза и задачи исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость данной работы, обозначаются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе диссертации «Теоретический анализ развития службы практической психологии как ресурса современного образования» рассматривается история создания и становления Службы практической психологии в системе образования России, представлен анализ ее нормативно-правовой базы, а также теоретический анализ научных исследований за последние 10 лет (282 источника), затрагивающих вопросы содержания деятельности Службы.

Анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих эту деятельность и определяющих перспективы развития службы, показал, что их можно условно разделить на четыре иерархически связанных блока:

– нормативные документы стратегического уровня, определяющие перспективы развития всей системы образования (концепции, стратегии и т.п.);

– законодательная база, регламентирующая оказание психологической помощи в системе образования (законы);

– нормативные документы, регламентирующие организацию деятельности самой Службы и ее структурных подразделений и специалистов (постановления, приказы, распоряжения, инструктивные письма, рекомендации и т.д.);

– нормативные документы, регламентирующие права, обязанности, организацию деятельности педагогов-психологов как педагогических работников, работников образовательных учреждений.

В исследовании последовательно проанализированы все четыре блока, акцент сделан на анализе документов федерального уровня, поскольку именно этот уровень определяет обязательный регламент деятельности и перспективы развития Службы. Деятельность специалистов Службы рассматривается как гуманитарная практика, которая разворачивается как сознательно проектируемый процесс, предполагающий свободу, риск и ответственность принимаемых ценностно ориентированных решений. Этот процесс опирается на рефлексивный контроль и постоянную коррекцию взаимодействий всех его участников, которые являются соучастниками взаимодействия, наделенными неотъемлемой индивидуальностью, свободой выбора, и характеризуются не только постоянством и рефлексивностью взаимодействий, но и творчеством.

Теоретический анализ отечественных работ по вопросам Службы показал, что ориентация на развитие ребенка определяет основные задачи службы практической психологии образования: 1) реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста; 2) развитие индивидуальных особенностей детей; 3) создание благоприятного для ребенка психологического климата; 4) оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям (Дубровина И.В., Лубовский Д.В., Прихожан А.М. и др.).

Значительная часть исследований последних лет посвящена разработке и анализу методов, технологий деятельности психологических служб и педагогов-психологов образовательных учреждений различных типов и видов. В этих работах рассматриваются вопросы оказания психологической помощи различным контингентам детей, их родителям, а также создания комфортной, безопасной, развивающей образовательной среды (Акимова М.К., Баева И.А., Барсукова Е, Беликов И.И., Бочарова И.А., Буланова О.Е., Вачков И.В., Деркач А.А., Дубровина И.В., Журавлев А.Л., Зиновьева М.В., Иванюк Е.А., Курганский С., Кушев А.К., Марголис А.А., Пахальян В.Э., Рубцов В.В., Самоукина Н.В. Сапранкова Т.А., Селина Я.М., Хухлаева О.В., Щербакова О.А. и др.).

Принципиально важным направлением в адресной работе с проблемными детьми становится ориентация Службы на обеспечение психического и психологического здоровья детей, организация психологической помощи различным контингентам обучающихся, создание системы психологической поддержки образования (Ахвердова О.А., Запарин Д.Л., Малых С.Б., Матюшкин А.М., Недбаева С.В., Овчарова Р.В.. Ратанова Н.Я., Раевская Е.А., Рубцов В.В., Селявина Л.К., Сиск Д.А. и др.).

Значительное число исследований посвящено использованию инновационных технологий в практической работе педагогов-психологов – психологической экспертизы, психологического проектирования, психологического мониторинга (Алехина С.В., Ананьев В.А., Баева И.А., Битянова М.Р. Клюева Т.Н., Ковров В.В., Куракина Н.Л., Лактионова Е.Б., Лейбман И.Я., Поливанова Н.И., Ривина И.В., Сидорук И.С. и др.).

Актуальными являются исследования психологических особенностей участников образовательного процесса, включая самих психологов (Зимнякова И.Ю., Клюева Т.Н., Малыхин П.А., Морозова Н.В., Мышкина М.С., Пахальян В.Э., Суслова Е.А., Цветкова Л.С. и др.), а также связанные с этим разработка и анализ стратегии развития психолого-педагогического образования, профессиональной подготовки педагогов и психологов (Рубцов В.В., Забродин Ю.М., Клюева Т.Н., Костюк Н.В., Марголис А.А., Пахальян В.Э., Шадриков В.Д.), организация оказания психологической помощи обучающимся в учреждениях профессионального образования (Арсеньева Т.Н., Бакланов К.В., Безюлева Г.В., Брылева О.А., Грекова А.А., Жидкова В.В., Жильцова Н.Р., Землякова Г.П., Марков А.С., Суховершина Ю.В.).

В последние годы исследователи уделяют внимание вопросам межведомственного и междисциплинарного взаимодействия в деятельности педагогов-психологов (Банщикова Т.Н., Ветров Ю.П., Галстян О.А., Годовникова Л., Ивченко С.В., Клушина Н.П., Маркова С.А., Титкина Л.В.), наметилась тенденция к определению в проблематике Службы ресурсного подхода в качестве вектора научного интереса (Бабич О.Н., Буланова О.Е., Котова И.Б. и др.)

Мы полагаем, что Служба становится реальным ресурсом развития образования в том случае, если ее деятельность сосредоточена на решении приоритетных задач образования. Четко выделить эти задачи позволил анализ Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и документов, обеспечивающих ее реализацию (проект государственной программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» и др.). В соответствии с этими документами приоритетными задачами образования государство объявляет: повышение доступности и качества образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина; модернизацию институтов образования как инструментов социального развития.

Решение этих задач требует оценки возможностей и активизации ресурсного потенциала Службы: создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей; организация образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для лиц с ОВЗ и их социализацию; реализация системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи; проектирование инфраструктуры социальной мобильности обучающихся; поддержка здорового и безопасного образа жизни и формирование соответствующих поведенческих стереотипов.

Анализ и проектирование развивающих ресурсов Службы должны выстраиваться на основе результатов всесторонней оценки ее деятельности. Изучению этих результатов посвящена 2-я глава диссертации.

Во второй главе диссертации «Эмпирическое исследование ресурсного потенциала Службы для развития современного образования» приведены результаты эмпирического исследования – всероссийского мониторинга Службы, представлен их количественный и качественный анализ с целью выявления ресурсного потенциала Службы (организационного, материально-технического, управленческого, кадрового потенциала, объема и спектра психологических услуг, основных направлений, видов и форм деятельности) позволяющего успешно решать приоритетные задачи и обеспечить развитие системы образования.

Наше исследование показало, что в настоящее время в большинстве регионов России применяются вариативные и инновационные модели психологического обеспечения образования, сформирована инфраструктура региональных психологических служб. В 62 субъектах Российской Федерации приняты Положения о Службе, определены ее организационно-функциональные структуры и схемы управления, утверждены локальные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога, созданы координационные и научно-методические советы Службы. В органах управления образованием 79 регионов России и в 60 % муниципальных образований назначены ответственные за деятельность подразделений Службы соответствующих уровней, определена сфера их компетенции. В региональные программы развития образования многих субъектов России включены подпрограммы развития региональных психологических служб, психологического обеспечения системы образования.

Вместе с тем, результаты исследования обнаружили, что:

во-первых, отсутствует необходимая и достаточная нормативно-правовая база, законодательно закрепляющая право обучающегося, воспитанника на получение бесплатной доступной и качественной психологической помощи в образовательном учреждении, в котором он обучается (воспитывается);

во-вторых, на низком уровне остается материально-техническая база работы педагогов-психологов, непосредственно оказывающих помощь ребенку (за исключением ППМСЦ): 41,1 % – не имеют отдельного помещения для работы, у 28,9 % – отсутствуют необходимые психологические методики и инструментарий, у 37,9 % – нет компьютера, а у тех, кто располагает персональным компьютером, лишь в 12,4 % случаев имеет место подключение к Интернету, что не позволяет специалисту эффективно решать профессиональные задачи.

Эти недостатки существенно снижают развивающий потенциал Службы.

Полученные в ходе мониторинга гендерные, возрастные, образовательные и квалификационные характеристики педагогов-психологов позволили определить «среднестатистический» портрет педагога-психолога. Это по преимуществу женщины зрелого возраста (от 25 до 50 лет), имеющие базовое высшее психологическое образование, работающие в школе, детском саду (чаще единственным психологом) или в ППМСЦ (в этом случае, в составе команды из 5-10 специалистов), преданные профессии и желающие в ней совершенствоваться, владеющие технологиями индивидуализации образовательного процесса, современными методами психолого-педагогической диагностики, обладающие достаточным объемом теоретических знаний, позволяющим осуществлять психологическую работу в образовательном учреждении, умеющие учитывать психологические особенности обучающихся (воспитанников) при отборе содержания, методов и форм учебно-воспитательного процесса, способные решать педагогические задачи с различными по уровню развития, склонностей, способностей, интересов и состояния здоровья категориями обучающихся, обеспечивающие высокий уровень подготовки обучающихся, воспитанников.

Результаты проведенного нами анализа содержания профессиональной деятельности педагогов-психологов представлен на рисунке 1.



Анализ проблем, с которыми работает педагог-психолог образовательного учреждения, позволяет сделать следующие выводы. Решение задачи по созданию образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется педагогами-психологами в рамках преодоления следующих трудностей: школьная неуспеваемость (систематически этим занимаются только 69,3% психологов), конфликт с учителем (45,2%), интеграция ребенка с ограниченными возможностями здоровья в массовой школе (19%), низкий темп учебной деятельности, снижение учебной мотивации, адаптация ребёнка-мигранта (15,6%), конфликт со сверстниками (72,2%). В то же время, решением задачи создания и развития системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи систематически занимаются только 21,6% психологов. Лишь 4% включают это направление в еженедельный план работы. Психологическим обеспечением системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей (до 3-х лет), педагоги-психологи до настоящего времени в должной мере не занимаются.

Учитывая, что Служба является частью инфраструктуры социальной мобильности обучающихся, решение указанной задачи осуществляется в рамках оказания помощи в осуществлении личностного и профессионального выбора (систематически этим занимаются 45,8% психологов), адаптации детей-мигрантов (15,6%), профилактики и преодоления безнадзорности и беспризорности (21,7%), работа с детьми, включенными в асоциальные группы (23,5%), профилактики и преодоления асоциального поведения детей (50,7%), недисциплинированности (67%), интеграции в массовое обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (18,9%).

Очевидно, что преодоление указанных проблем позволит обучающимся реализовать свой потенциал, получить желаемое образование, спланировать и реализовать профессиональную карьеру, занять достойное социальное положение.

В части сохранения и укрепления здоровья школьников психологи целенаправленно работают с проблемами насилия в детском коллективе (систематически этим занимаются только 17,6% психологов), проблемой употребления детьми ПАВ (22,7%), страха и неуверенности при сдаче экзаменов (26,3%), конфликта с учителем (45,2%), нарушения семейных отношений (58,8%).

^ Таким образом, содержание профессиональной деятельности в основном отвечает приоритетным задачам Службы как ресурса развития образования. Решение указанных задач предполагает активное и компетентное участие психологов в самых разных видах профессиональной деятельности: психологическом проектировании, психологической экспертизе и психологическом мониторинге образовательной среды и психолого-педагогических программ и проектов, в разработке психолого-педагогических программ, организации и проведении психологических консультаций для обучающихся, их родителей и педагогов, развивающих и коррекционно-развивающих занятий с детьми.

Однако, как показывают данные эмпирического исследования, 52,0% психологов никогда не работали в образовательном проекте, 67,0% – не участвовали в экспертизе образовательных программ и проектов, 38,5% – не занимались проектированием индивидуальных образовательных траекторий (рис. 2).



Основные профессиональные задачи психологи решают по преимуществу в рамках осуществления психологической диагностики и консультирования. А исключение таких видов профессиональных действий как психологическое проектирование, психологический мониторинг, психологическая экспертиза, работа в образовательном проекте существенно снижают эффективность работы психолога и в целом потенциал Службы как социального ресурса образования.

Организационной формой, в рамках которой происходит разработка единой психолого-педагогической стратегии сопровождения ребенка в процессе обучения и воспитания, является в структуре Службы психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). Его задача – выявление трудностей, возникающих у ребенка и в работе с ним, а также установление причин этих трудностей. Наряду с решением задач, связанных с образовательным процессом (школьная неуспеваемость, недисциплинированность, низкий темп учебной деятельности), решаются также проблемы включенности ученика в группу, асоциального поведения, ребёнка с ОВЗ при обучении в массовом классе, нарушения семейных отношений. Консилиумы работают более чем в 65 % образовательных учреждений, и практически во всех случаях психолог принимает участие в его работе. В 93,6 % случаев ПМПк действуют в специальных коррекционных образовательных учреждениях, далее по убывающей: школа-интернат (85,5 %), ППМСЦ (81,5 %), детский дом (79 %), гимназия, лицей (70,1 %), СОШ (63,1 %), ДОУ (61,9 %), УДО (11,7 %). Тем не менее, около трети СОШ (35,1%) и ДОУ (36,5%) не имеют собственных действующих ПМПк. Однако при этом сотрудничество педагогов-психологов со специалистами иных учреждений в решении проблем ребенка, требующих такого взаимодействия используется незначительно (рис. 3).



В целом данные, полученные в ходе мониторинга, свидетельствуют о том, что спектр проблем, составляющих содержание профессиональной деятельности педагогов-психологов, определяющих многообразие основных видов их профессиональных действий и уникального характера услуг в системе образования составляют ресурсный потенциал Службы в решении приоритетных задач современного образования. При этом средством актуализации ресурсов Службы выступает проектирование их развития как инструментальной составляющей целостной системы образования, а также организационно-управленческое, материально - техническое, методическое, технологическое и кадровое обеспечение.

Важно также учитывать, что результаты деятельности Службы опосредуются личностными особенностями психологов, обеспечивающих реализацию ее ресурсов в системе образования. Причем, благоприятная для развития и воспитания детей образовательно-культурная среда формируется в результате профессионального взаимодействия психологов с различными специалистами (учителями, специалистами смежных областей, других учреждений, ведомств и пр.). Это позволяет рассматривать проблему эффективности работы педагога-психолога в контексте акмеологического развития профессионала, что также должно быть положено в основу ресурсного подхода.

^ В третьей главе диссертации «Модернизация Службы как ресурса развития образования» приведены практические разработки по созданию многоуровневой организационно-психологической структуры Службы и рекомендации по совершенствованию ее деятельности, предложена Концепция развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации и основывающаяся на ней модель организации деятельности Службы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, имеющая целью социально ответственное введение растущего человека в современные общественные институты (см. рис. 4 и 5).

Результаты этой части проведенного исследования стали основой практических рекомендаций по повышению эффективности службы как ресурса развития образования, по совершенствованию деятельности ППМСЦ (приведены в приложении к диссертации).



^ В заключении приведены основные выводы диссертации:

1. Ресурсный подход является новым и весьма продуктивным исследовательским направлением изучения деятельности психологической службы и ее роли в обеспечении эффективного развития современного образования. Он позволяет оценивать Службу как систему ресурсов, а тем самым как реальный потенциал для развития и воспитания детей, раскрытия творческих возможностей и высвобождения творческий энергии всех участников образовательного процесса.

2. В настоящее время Служба располагает необходимым потенциалом для решения задач развития образования. Содержание профессиональной деятельности педагогов-психологов в основном отвечает приоритетным задачам современного образования и может рассматриваться как важнейший ресурс его развития.

3. К факторам, существенно снижающим эффективность деятельности Службы, следует отнести: отсутствие законодательной базы, закрепляющей право ребенка на получение бесплатной доступной качественной психологической помощи в образовательных учреждениях, неудовлетворительная материально-техническая обеспеченность работы педагога-психолога, неудовлетворительный уровень межведомственного взаимодействия при решении проблем ребенка, отсутствие в перечне видов профессиональной деятельности большинства педагогов-психологов психологического проектирования, экспертизы, мониторинга, отсутствие федеральной и в целом ряде субъектов РФ региональных программ развития Службы.

4. В число приоритетных задач системы образования, эффективность решения которых может быть достигнута за счет ресурса Службы (как следует из теоретической модели службы и как показывает анализ нормативно-правовых документов в сфере образования) следует включить:

психологическое обеспечение индивидуализации образования как важнейшего компонента развития человеческих ресурсов и создания системы «социальных лифтов»: выявление особенностей развития личности ребенка, его способностей, мотивации, образовательных потребностей и запросов, разработка и сопровождение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, (профориентация, планирование и сопровождение их профессиональной карьеры);

создание адекватных образовательных возможностей для всех детей (доступность качественного образования и успешная социализация лиц с ОВЗ; раннее выявление и психолого-педагогическая поддержка одаренных и талантливых обучающихся, организация на базе образовательных учреждений психологических консультаций для родителей дошкольников, не посещающих ДОУ, и т.д.);

разработка и реализация психолого-педагогических программ раннего развития детей (создание развивающих групп кратковременного пребывания детей раннего возраста, организация психологических консультаций для их родителей на базе образовательных учреждений);

воспитание у обучающихся культуры здорового образа жизни и формирование соответствующих поведенческих стереотипов.

5. Предлагаемая нами стратегия развития Службы, разработанная с учетом теоретической модели и основанная на Концепции развития практической психологии образования, включает:

– оформление организационно-управленческой структуры Службы в единую вертикаль с четким определением ее базовых структурных элементов – ППМСЦ и разработку федеральной программы развития Службы;

– научно-методическое руководство деятельностью ППМСЦ крупными научно-образовательными центрами;

– государственно-общественную координацию деятельности, которую обеспечивают Координационные советы (федеральный и региональные);

– определение эффективности оказания психологической помощи участникам образовательного процесса, исходя из приоритета качества выполнения государственного (муниципального) задания ППМСЦ;

– расширенное использование инновационных видов профессиональной деятельности психологов – проектирование, экспертиза и мониторинг (они должны быть освоены в ходе профессиональной подготовки, что предполагает разработку соответствующих основных образовательных программ высшего профессионального образования).

6. Реализация предлагаемой модели Службы с учетом особенностей регионов позволяет:

– решить вопрос управления, формирования перечня и финансирования психологических услуг в системе образования в рамках деятельности ППМСЦ на основе локальных нормативных актов субъекта РФ,

– обеспечить доступность и высокое качество психологических услуг в образовательных учреждениях,

– осуществить оценку качества и эффективности работы педагога-психолога,

– обеспечить систематическое повышение профессиональной квалификации специалистов Службы, включая способность к реализации проектных методов работы,

– разработать и реализовать вариативные многоуровневые модели организации психологической помощи различным контингентам обучающихся и воспитанников с учетом их интеллектуально-личностных особенностей, образовательных потребностей и мотивации (в диссертации приведены модели организации психологической помощи одаренным детям, а также детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам).

7. Разработанные рекомендации по повышению эффективности Службы реализуют идею понимания Службы как ресурса развитии современного образования.
^

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:


  1. Метелькова Е.И. О стратегии модернизации Службы практической психологии образования как инструмента социального развития системы образования // Психологическая наука и образование. – 2010. – № 2. – С. 99-108.

  2. Метелькова Е.И. Приоритетные задачи Службы практической психологии образования как инструмента социального развития // Российский научный журнал. – 2010. – № 2. – С. 214-219.

  3. Метелькова Е.И. Служба практической психологии образования как инструмент социального развития // Вестник практической психологии образования. – 2010 – № 2 (23). – С. 43-50.

  4. Метелькова Е.И. Нормативные правовые основы деятельности Службы практической психологии образования // Психология и современное российское образование : сб. материалов IV Всероссийского съезда психологов образования. – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2008. – С. 120-121.

  5. Метелькова Е.И. Психологическое обеспечение образования на современном этапе // Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение : сб. материалов IV Национальной научно - практической конференции. – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2007. –– С. 399.

  6. Метелькова Е. И. Эффективность работы психолога в образовательном учреждении // Вестник практической психологии образования. – 2007 – № 1 (10). – С. 64-69.

  7. Метелькова Е.И. Эффективность работы психолога в образовательном учреждении (продолжение) // Вестник практической психологии образования. – 2007 – № 2 (11) – с. 30-41.

  8. Метелькова Е.И. Система комплексного психолого-медико-социально-правового обеспечения как социальный ресурс развития российского образования // Психология образования: культурно-исторические социально-правовые аспекты: сб. материалов III Национальной научно-практической конференции. В 2 т. Т. 1. – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2006. – С. 20-22.

  9. Метелькова Е.И. Проблемы создания и развития организационных моделей психологической службы в российской высшей школе // Психология образования: региональный опыт : сб. материалов III Национальной научно-практической конференции. – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2005. – С. 148.

  10. Метелькова Е.И. Психологическая служба в образовании: перспективы развития // Вестник практической психологии образования. – 2005 – № 4 (5). – С. 6-8.






Скачать файл (352 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации